Артавазд I из Армении
Артавасдес I | |
---|---|
Король Армении | |
Царствование | 160 г. до н.э. – 115 г. до н.э. |
Предшественник | Арташес I |
Преемник | Тигран I |
Умер | 115 г. до н.э. |
Проблема | Арташес I Иберийский |
Династия | Арташесид |
Отец | Арташес I |
Артавазд I (также пишется Артавазд / Артавазд ) был царем Арташесидов в Армении примерно с 160 по 115 год до нашей эры. Он был сыном и преемником I. Арташеса О его правлении мало что известно. Он является предметом древних армянских народных традиций, которые зафиксированы более поздними армянскими авторами.
В ц. В 120 г. до н. э. парфянский царь Митридат II ( годы правления 124–91 до н. э. ) разгромил Артавазда I и заставил его признать парфянский сюзеренитет. [1] Артавазд был вынужден отдать парфянам Тиграна , который был либо его сыном, либо его сыном. в заложники [1] или племянник. [2]
По мнению Кирилла Туманова , Артавазда I можно отождествить с армянским царем, который, согласно средневековым грузинским летописям, вторгся в Иберию по просьбе местной знати и посадил своего сына Арташеса на трон Иберии , тем самым положив начало Иверскому Арташесиду. династия . [3]
Имя
[ редактировать ]Артавасдес — это латинизированная версия древнеиранского имени Ртавазда , идентичного авестийскому Ашавазда , предположительно означающего «могучий/настойчивый в истине». [4] или «тот, чья справедливость постоянна/вечна». [5] На армянском языке это имя переводится как Артавазд ( Артавазд , также транслитерируется Артавазд ). [5]
Царствование
[ редактировать ]О правлении Артавазда известно немного. После смерти царя Арташеса Артавазд унаследовал трон и стал царем примерно в 160 г. до н.э. [6] Хоренаци пишет, что Артавазд изгнал своих братьев из царской провинции Айрарат в Агиовит и Арберан, кроме своего наследника Тиграна. [7] По мнению римского историка Юстина , в 120 году до нашей эры парфянский царь Митридат II вторгся в Армению и разгромил Артавазда. Артавазд был вынужден признать парфянский сюзеренитет над Арменией, а также отдать Митридату II своего племянника Тиграна (будущего Тиграна II Великого) в заложники. [1] [2]
По мнению Кирилла Туманова , Артавазда I, вероятно, можно отождествить с армянским царем, упомянутым в «Грузинских хрониках» , который вмешался в Иберию по просьбе местной знати и посадил своего сына Арташеса на трон Иберии, тем самым положив начало иберийской династии Арташесидов. . [3] Согласно «Грузинским хроникам», ( эриставы князья) Иберии обратились за помощью к армянскому царю, чтобы свергнуть царя Паранджома , который пытался распространить зороастрийскую веру среди своего народа, и возвести на его место сына Артавазда Арташеса, который был женат на Фарнавазидская принцесса. Артавасд согласился возвести на престол своего сына и принял заложников от эриставов . Тогда эриставы Иберии отказались от поддержки Парнаджома, а Артавасд и Арташес двинулись к Картли. Отколовшиеся от Парнаджома эриставы присоединились к армянской армии у Ташира . Парнаджом призвал парфян на помощь и двинулся к Таширу. Началась битва, в которой Парнаджом был разбит и убит объединенной иберийско-армянской армией. Затем на иберийский трон был возведен сын Артавазда. [8]
Мовсес Хоренаци пишет, что Артавазд умер, не имея детей, и ему наследовал его брат Тигран. Это соответствует утверждению Аппиана (II век) о том, что Тигран Великий был не сыном Артавазда, а, скорее, сыном Тиграна I, брата и преемника Артавазда. [9]
Мовсеса Хоренаци. В «Истории Армении»
[ редактировать ]Армянский историк Мовсес Хоренаци (V век или позже) дает информацию о жизни Артавазда, которую он почерпнул из армянского эпоса и фольклора. [9] Ваан Куркджян пишет, что сведения о жизни Артавасдеса "полностью легендарны". [10] а историк Акоп Манандян отмечает, что история Хоренаци содержит некоторую важную историческую информацию о ранних царях Арташесидах, сохранившуюся в фольклорных источниках. [9] Армен Петросян [11] и Джеймс Р. Рассел предполагают, что Артавазд I Хоренаци создан по образцу или отождествлен с более поздним царем Арташесидов Артаваздом II . [12]
Хоренаци пишет, что Артавазд I был старшим сыном из пятерых Арташеса I и его аланской жены Сатеник . Артавасдес описывается как храбрый, но ревнивый, жестокий, эгоистичный и властолюбивый человек. Когда он достиг совершеннолетия, отец возложил на него ответственность за управление восточными областями Армении и назначил спарапетом . [13]
Конфликт с муратцами
[ редактировать ]Артавасдес узнал о романе знатного Аргама Мурацана и Сатеник. [ нужна ссылка ] Узнав об этом, он убедил царя Арташеса, что Аргам замышляет против него заговор и планирует захватить королевство. Арташес предоставил Артавазду Аргаму вторую по рангу роль. Позже они пошли на банкет, устроенный Аргамом, и под предлогом подозрения в заговоре Артавазд начал ссориться с Аргамом. Среди суматохи царь Арташес вернулся в Артаксату и отправил обратно своего другого сына Мажана с армией, чтобы перебить многих мурацеанцев, сжечь дворец Аргама и привести Манду, одну из наложниц Аргама. Два года спустя Арташес приказал Аргаму отказаться от своих владений. Неудовлетворенный Артавасд также захватил Наксуану и все крепости и деревни к югу от Аракса . Он присвоил себе дворец Аргама и переименовал его во дворец Артавазда. Не выдержав этого, один из сыновей Аргама поднял восстание, которое было подавлено Артаваздом, перерезавшим всех выдающихся людей рода Мурацеан. [14]
Отъезд Смбата
[ редактировать ]После подавления Каспийского восстания Смбат Багратуни получил от Арташеса царскую долю Гохта и источники Ухта. Это вызвало у Артавазда зависть и он начал заговор против Смбата. Царь Арташес в конце концов узнал об этом заговоре и был сильно встревожен. Тем временем Смбат оставил свою должность в армии и удалился в Тморик . В отсутствие Смбата Артавазд получил командование всей армией. В поисках справедливости за преступления, совершенные против Смбата, Мажан потребовал, чтобы Артавазд и его брат Тигран были сосланы, а вместо этого было передано царство другому сыну Арташеса Зариадресу. После того как царь Арташес отклонил эту просьбу, Мажан начал заговор против Тиграна. Однако о заговоре стало известно Тиграну и Артавазду, и во время охоты они убили Мажана и похоронили его в Багаване . [15]
Селевкидское вторжение
[ редактировать ]В 165/4 г. до н. э. Антиох IV Эпифан вторгся в Армению, захватив царя Арташеса и оттеснив армию Тиграна к Басену . [15] [ оригинальное исследование? ] Иберийцы , воспользовавшись этой возможностью, вторглись с севера. [16] Артавазд и Смбат поспешили присоединиться к Тиграну, а Зариадрес направился на север, чтобы противостоять иберийскому вторжению. [16] [15] Армия Селевкидов потерпела поражение и была вынуждена вернуться домой из-за внутренних неурядиц. [15] [17] Однако Зариадрес был захвачен иберийцами после поражения в битве. [16] Три года спустя Смбат, Артавасдес и Тигран привели свои войска в Триалети , но провели переговоры с иберами, сумев вернуть Зариадр и добиться союза с иберами, уступив при этом области Джавахк и Ардахан . [16] Царь Арташес вернулся в Армению в 161/0 г. до н.э., но заболел и умер в Бакуракерте в 160 г. до н.э. [15]
Народная традиция относительно смерти
[ редактировать ]Хоренаци рассказывает народное предание о смерти Артавазда, которое он приписывает менестрелям Гохта. По случаю смерти Арташеса I в стране было принесено множество жертвоприношений, согласно армянскому обычаю. [18] Артавасд жаловался своему умершему отцу: «Раз ты пошел и взял с собой всю землю, / с какой целью я буду царствовать над этими руинами?» [7] Арташес проклял своего сына из могилы такими словами: «Если ты пойдешь охотиться на Благородного Масиса , / духи [ кайк' ] схватят тебя и отнесут тебя на Благородный Масис; / там ты останешься и не более увидеть свет». [7] Хоренаци пишет, что армянские старейшины в его время рассказывали историю о том, что Артавазд был заточен в пещере, а две собаки постоянно грызли его цепи, чтобы их хозяин был освобожден и разрушил мир. Однако его цепи укрепляются звуком кузнечного стука. По этой причине кузнецы ударяли по наковальне три или четыре раза по воскресеньям. [19] Армянский писатель V века Эзник из Колба пишет, что суеверные армяне считали, что Артавазд был заключен в тюрьму злыми демонами. По словам Эзника, так же, как евреи ожидали прихода своего царя Давида, так и армяне верили, что Артавазд вернется и будет править миром. [20]
Реалистическая интерпретация народных преданий Хоренаци состоит в том, что всего через несколько дней после того, как Артавасд стал царем, он отправился на охоту возле горы Арарат и, «сбитый с толку каким-то головокружением», повернул лошадь, упал в большую яму и исчез. [7] Он добавляет, что версия, которая ему кажется наиболее вероятной, заключается в том, что «с самого рождения он [Артавасдес] был просто безумцем, пока не умер от этого». [21] По мнению Степана Малхасянца , в этих народных традициях и творчестве Хоренаци историческая фигура Артавасдеса слита с распространенным во многих культурах фольклорным тропом фигуры, навечно заточенной в горе . [22] Также было высказано предположение, что традиция об Артавазде, заключенном в гору, отражает популярную память об Артавазде II, более позднем царе Арташесидов, который был взят в плен Марком Антонием в Египет. [23] Эта традиция также имеет общие черты с историей Маленького Мгера, одного из героев армянского национального эпоса « Сасунские Сорвиголовы» , который заключен в гору из-за проклятия своего отца. Также были проведены параллели с иранским божеством Митрой , которому армяне поклонялись как Михру , который, как верили древние армяне, появится, когда существование мира окажется под угрозой, чтобы победить зло. [20]
Чеканка монет
[ редактировать ]Артавазду I приписывают только два типа монет, оба написанные на греческом языке. На аверсе этих монет изображен Артавазд в армянской тиаре . На реверсах монет изображена либо Афина, стоящая с копьем и щитом, либо орел на вершине горы. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ольбрихт 2009 , стр. 165.
- ^ Jump up to: а б Гарсоян 2005 .
- ^ Jump up to: а б Рэпп 2003 , с. 282.
- ^ Шмитт 1986 , с. 653.
- ^ Jump up to: а б Ачарян 1942 , с. 310.
- ^ Артавазд I 1976 .
- ^ Jump up to: а б с д Хоренаци 1978 , с. 203.
- ^ Грузинские хроники 2014 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Манандян 1977 , с. 138.
- ^ Куркджян 1958 , с. 307.
- ^ Петросян 2018 , с. 316.
- ^ Рассел 2004 , с. 158.
- ^ Хоренаци 1978 , с. 196.
- ^ Хоренаци 1978 , стр. 193–194.
- ^ Jump up to: а б с д и Хоренаци 1978 .
- ^ Jump up to: а б с д Грузинские хроники 2014 .
- ^ Куркджян 1958 , с. 70.
- ^ "Артавазд" 1976 , с. 143.
- ^ «Артавазд» 1976 , стр. 143–144.
- ^ Jump up to: а б «Артавазд» 1976 , с. 144.
- ^ Хоренаци 1978 , с. 204.
- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , с. 306.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 61.
- ^ Ковач 2016 .
Источники
[ редактировать ]- Ачарян, Грачья (1942). «Артавазд» Выражение: . Айоц изнанунери бараран Словарь армянских личных имен [ Словарь армянских личных имен ] (на армянском языке). Том. И. Ереван: Карта Хамалсарани хратаракчутьюн. стр. 310 -316.
- Гарсоян, Нина (1997). «Возникновение Армении». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. 1. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. стр. 37–62. ISBN 0-312-10169-4 .
- Гарсоян, Н. (2005). «Тигран II» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 19 октября 2023 г.
- Ковач, Фрэнк Л. (2016). Армянская чеканка в классический период . Ланкастер, Пенсильвания: Классическая нумизматическая группа. ISBN 978-0-9837652-4-0 . OCLC 956380761 .
- Куркджян, Ваган М. (1958). История Армении . Мичиган: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки.
- Манандян, Акоп (1977). Эркер Страны [ Works ] (in Armenian). Vol. I. Erevan: Haykakan SSH GA hratarakchʻutʻyun .
- Моисей Хоренаци (1978). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39571-9 .
- Мовсес Хоренаци (1997). Саргсян, Гагик (ред.). Айоц Патмутюн, Дар История Армении, V век. [ История Армении, V век ] (на армянском языке). Введение и примечания Степана Малхасянца . Ереван: Айастан. ISBN 5-540-01192-9 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2009). «Митридат VI Евпатор и Иран». В высоте, Якоб Мунк (ред.). Митридат VI и Понтийское царство . Черноморские исследования. Том. 9. Издательство Орхусского университета. стр. 163–190. ISBN 978-8779344433 . ISSN 1903-4873 .
- Петросян, Армен (2018). «Айкакан Сатенике ев нра ковкасян зугахенере» Армянский сатин и его кавказские параллели Армянская Сатеник и ее кавказские параллели. Лрабер хасаракакан гитутьюннери (3): 310–331.
- Рэпп, Стивен Х. (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты . Питерс. ISBN 978-2-87723-723-9 .
- Рассел, Джеймс Р. (2004). «Некоторые иранские образы царской власти в армянском эпосе Арташесида». Арменоведение и ирановедение . Бельмонт, Массачусетс: Армянское наследие Press. стр. 157–174.
- Шмитт, Р. (1986). «Артавасдес» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 6 . п. 653.
- Симонян, Абель, изд. (1976). «Артавазд А» Артаваз А: [Artavazd I]. Haykakan sovetakan hanragitaran Армянская советская энциклопедия [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 2. Ереван: Айкакан СШ Академия Гитуюннери . пп. 144 .
- Симонян, Абель, изд. (1976). «Артавазд» «Артавазд» , Айкакан Советакан Ханрагитаран Армянская советская энциклопедия [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 2. Ереван: Айкакан СШ Академия Гитуюннери . пп. 143 – 144 .
- Стивен Джонс; Роин Метревели, ред. (2014). Грузинские хроники Картлиса Чоховреба (История Грузии): перевод и с комментариями Сакартвелос мецениребата академия. Комиссия︠а︡ по источникам рассказов о Грузи. Тбилиси: Артануджи. ISBN 978-9941-445-52-1 . OCLC 883445390 .