Сатеник

Сатеник ( древнеармянский : ֍աթենիկ , латинизированный: Sat῾enik ; также пишется Սաթինիկ Sat῾inik ) была аланской принцессой, которая, согласно армянской традиции, вышла замуж за Арташеса, царя Армении . Арташес в традиции отождествляется с царем Арташесом I , жившим во II веке до н . Я. История Арташеса и Сатеник составляет часть древнеармянского эпоса , известного как Випасанк , фрагменты которого представлены армянским историком Мовсесом Хоренаци в его «Истории Армении» . Мовсес отмечает, что история, которую он непосредственно цитирует, была известным в его время эпосом среди простого народа Армении, рассказанным странствующими сказителями и менестрелями . [ 1 ] Имя и характер Сатеник связаны с Сатаной — персонажем фольклора осетин и других народов Северного Кавказа .
Имя
[ редактировать ]Имя Сатеник или Сатиник (обе версии встречаются в разных рукописях истории Мовсеса Хоренаци ) [ 2 ] имеет то же окончание, что и армянские женские имена, такие как Варсеник и Назеник. Грачья Ачарян предварительно предполагает происхождение от армянского слова sat῾ «янтарь». [ 3 ] Д. Лавров был первым ученым, отметившим сходство имен Сатеник и Сатаны , героини северокавказских нартских саг . [ 4 ] Варианты имени Сатана существуют в различных кавказских языках. Гарольд В. Бейли сравнил это имя с авестийским сатар – «правящая женщина». [ 5 ] Другие сравнивали его со скифо-сарматским именем Сатти(о)нос . [ 6 ] [ а ] Соня Фриц и Йост Гипперт предполагают связь со скифским именем Ксартанос , которое, как полагают, происходит от иранского слова * xšathra- «правление». Сатана , однако, не может быть унаследованной осетинской формой имени, происходящей от * хшатра- из-за фонологических правил; он, должно быть, был перезаимствован из другого языка, где кластер -rt- был заменен на -t- . Согласно этой теории, более старая форма имени отражена в форме Сартеник , которая появляется в одной рукописи Хоренаци, и шапсугско-адыгейском названии Сатаны, Сəртəнай . Армянский Sa(r)t῾enik может быть получен из вариации имени с корнем * xšathra- (с суффиксом * xšathriĭān ), приводящим к * sa(r)tean- , к которому добавляется армянский уменьшительный суффикс. -ik для производства Sa(r)t῾enik . [ 7 ]
Историчность
[ редактировать ]Хоренаци описывает Сатеник как историческую фигуру, но отмечает существование популярных мифов о ней. Манук Абегян считает рассказы о Сатеник и Арташесе частью армянского народного эпоса « Випасанк » . Василий Абаев постулирует существование армяно- аланского эпического цикла, одним из персонажей которого была Сатеник. Жорж Дюмезиль считал легенды о Сатеник полностью вымышленным циклом древнеармянского эпоса. Высказано предположение, что созданию образа Сатеник способствовали аланы, поселившиеся в Артазской области Армении. [ 8 ]
В армянской эпической традиции разные исторические армянские цари часто отождествляются друг с другом. Арташес в рассказе об Арташесе и Сатеник отождествляется с Арташесом I ( годы правления 189—159 до н. э. ), построившим столицу Артаксату и основавшим династию Арташесидов . [ 9 ] Однако общепринято, что реальным историческим архетипом персонажа Арташеса в легенде об Арташесе и Сатеник был более поздний армянский царь I века Тиридат I. [ 10 ] Вторжение аланов в Армению в I веке нашей эры записано Иосифом Флавием , который пишет, что армянский царь Тиридат чудом избежал плена аланами в бою. Эпический цикл об Арташесе и Сатеник, возможно, был составлен на основе этого исторического события, при этом Тиридат был заменен в эпосе более ранним армянским царем Арташесом. [ 11 ]
Ученые также отмечают сходство Сатеник с другой аланской принцессой, вышедшей замуж за армянского царя Ашхена , который был женой царя IV века Тиридата III , обратившего свое царство в христианство. В истории Хоренаци и Арташес, и Тиридат посылают человека по имени Смбат, чтобы привести к ним аланскую принцессу. [ б ] Считается, что имя Ашхен происходит от осетинского существительного эксин «госпожа». Осетинскую сатану часто называют эпитетом æxsīn(æ) . Было высказано предположение, что Хоренаци опирался на ту же информацию, когда писал о двух принцессах. [ 13 ] или что царские пары Арташес/Тиридат I-Сатеник и Тиридат III-Ашхен были объединены в легендах. [ 10 ] Фриц и Гипперт приходят к выводу, что историческое ядро информации о Сатеник в армянских источниках «[ конечно] не более чем легендарное предание о молодой аланской женщине по имени Сатеник и/или Ашкэн, которая при необычных обстоятельствах вышла замуж за армянский царь по имени Тиридат/Трдат». [ 14 ]
Параллели с кавказской сатаной
[ редактировать ]Ученые отмечают многочисленные параллели между легендой об Арташесе и Сатеник и преданиями о северокавказской героине Сатане. Варианты имени Сатаны встречаются практически во всех эпических традициях народов Кавказа, кроме Дагестана . [ 8 ] Ученые полагают, что Сатана была главной богиней алан. [ 15 ] И Сатеник, и Сатана фигурируют в рассказах, в которых они подвергаются похищению невесты: Сатеник - у Арташеса, а Сатана - у ее брата-мужа Урызмаэга . Оба персонажа замешаны в историях супружеской измены: Сатеник с соперником Арташеса Аргаваном, а Сатана с Сафой . В армянском эпосе Арташес и сын Сатеник Артавазд сражаются с Аргаваном, который замышлял заманить Арташеса пиршеством; в нартских сагах нарты замышляют убить Урызмаэга на пиру, но его спасает племянник по приказу Сатаны. [ 16 ] В одной распространенной истории из нартских саг пастух видит Сатану из-за реки и влюбляется в нее. Не имея возможности пересечь реку, он оставляет свою сперму на ближайшем камне. Сатеник понимает это и позже возвращается, чтобы открыть камень, обнаруживая своего сына Сослана-Сосруко . Это напоминает историю о том, как Арташес увидел Сатеник из-за реки и был очарован ее красотой. [ 17 ]
Легенда
[ редактировать ]Историю об Арташесе и Сатеник Мовсес Хоренаци представляет следующим образом. Завоевав часть Иберии , аланы двинулись дальше на юг, переправившись через реку Кура в Армению. [ 18 ] Армянский царь Арташес собрал большие силы, чтобы противостоять аланской угрозе, и между двумя сторонами произошла ожесточенная война, в результате которой был взят в плен юный сын аланского царя. Аланы были вынуждены отступить обратно к реке Куре и разбили лагерь на северном берегу реки. Тем временем армия Арташеса преследовала их и разбила лагерь на южном берегу Куры. [ 19 ] Аланский царь запросил мира и предложил вечный союз между своим народом и армянами, пообещав дать Арташесу все, что он пожелает, за освобождение своего сына, но армянский царь отказался это сделать. [ 18 ]
В это время Сатеник подошла к берегу и через переводчика призвала Арташеса освободить ее брата: [ 20 ]
Оригинальный классический армянский Скажу тебе, храбрец Арташес, |
Транслитерация (Хюбшманн-Мейе) Кез асем, айр кхау Арташес, |
английский перевод Говорю тебе, храбрец Арташес, |
Услышав эти слова, Арташес спустился к реке и, увидев Сатеник, сразу был очарован ее красотой. [ 20 ] Арташес призвал одного из своих близких военачальников Смбата Багратуни и, признавшись в своем желании Сатеник, выразил готовность заключить договор с аланами и приказал Смбату привести ее к себе. Смбат отправил гонцов к аланскому царю, которые дали следующий ответ:
Оригинальный классический армянский И потому храбрый Артаксеркс дал мне тысячу за тысячу и горсть за горсть с моей храброй девицей Аланац. |
Транслитерация Раньше мы знали искусство искусства, на которое влияет опасность, и люди, живущие в городе Азазгвой, - это те, кто живет в Аланаке. |
английский перевод И откуда храбрый Арташес даст тысячи и тысячи и десятки тысяч и десятки тысяч за девушку храброго аланского народа? |
Вместо этого Арташес попытался похитить Сатеник: [ 21 ]
Оригинальный классический армянский Приди, царь Арташес, такой красивый, |
Транслитерация Hecaw ari arkkayn Artašēs и seawn gełecchik, |
английский перевод Храбрый царь Арташес сел на своего красивого вороного [коня], |
Хоренаци считает этот отрывок аллегорическим и пишет, что вместо того, чтобы захватить Сатеник «красной кожаной веревкой, усыпанной золотыми кольцами», Арташес фактически заплатил в качестве выкупа за невесту огромное количество золота и красной кожи, последняя из которых высоко ценилась аланы. [ 22 ] Согласно другой интерпретации, этот отрывок не является аллегорическим и представляет собой буквальное повествование о похищении невесты. [ 23 ] что в тот период считалось более почетным, чем формальное молчаливое согласие. [ 18 ]
Два короля заключили мирный договор, и состоялась пышная и пышная свадьба. [ 18 ] Мовсес, цитируя былину, пишет, что во время свадьбы «пролился золотой дождь» на Арташеса и «жемчужный дождь» пролился на Сатеник. По словам Мовсеса, у армянского царя была популярная традиция стоять перед входом в храм, разбрасывать деньги и осыпать спальню царицы жемчугом. [ 18 ] [ 24 ] Сатеник стала первой среди жен Арташеса; [ 24 ] то есть она считалась царицей Армении. [ 25 ] У них было шестеро сыновей: Артавазд , [ с ] Вройр, Мажан, Заре, Тиран и Тигран. [ 28 ]
Более поздние отношения между Арташесом и Сатеник остаются во многом неизвестными. [ 29 ] Ранее в «Истории Армении » Хоренаци пишет, что, согласно песням Гохтна, Сатеник влюбилась в Аргавана, который описывается как потомок расы драконов ( вишапов по-армянски). [ 30 ] [ д ] Остальная часть истории, исполненная менестрелями, не записана Хоренаци и считается утерянной. [ 29 ]
Более поздние ссылки
[ редактировать ]Более поздние ссылки на историю Сатеник в армянских источниках, похоже, прямо или косвенно опираются на рассказ Хоренаци. История о женитьбе Сатеник на Арташесе упоминается ок . Историки X века Ухтанес и Мовсес Каганкатваци ; последний путает аланов ( alank῾ ) с кавказскими албанцами ( ałuank῾ ). Оно также изложено в шести стихах в поэтической истории Нерсеса Милостивого . [ 32 ] В какой-то момент Арташес и Сатеник стали связаны с традицией о христианских святых Оски и Сукиасе, которые, как говорили, были учениками апостола Фаддея . Варианты этой традиции встречаются в истории ухтанов, католикоса Ованнеса Драсханакертци и Товмы Арцруни . [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обзор других предложенных этимологий см. в Dalalyan 2006 .
- ^ Хоренаци и более ранний армянский историк Агафангелос , который также упоминает Ашхен, ничего не говорят о ее аланском происхождении. Более поздние армянские источники это делают, возможно, из-за путаницы с Сатеник. [ 12 ]
- ^ Исторический Артавазд I , преемник Арташеса, но в основном основанный на более позднем царе Арташесидах Артавазде II или объединенный с ним . [ 26 ] [ 27 ]
- ^ Хоренаци отождествляет мифологического Аргавана с историческим князем Аргамом из династии Мурацан, [ 9 ] который, по мнению Хоренаци, имел мидийское происхождение. Упоминания вишапов («драконов») или вишапазунк («потомков расы драконов») в армянском эпосе интерпретируются Хоренаци как аллегорические отсылки к мидянам и их потомкам в Армении. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , с. 165 (2,50).
- ^ Далалян 2002 , с. 239.
- ^ Ачарьян 1948 , с. 342.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , с. 1.
- ^ Абаев 1979 , с. 40.
- ^ Далалян 2002 , с. 192, н. 6.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , стр. 31–33.
- ^ Перейти обратно: а б Далалян 2006 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Петросян 2016 , стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Далалян 2006 , с. 245.
- ↑ Петросян 2016 , стр. 9–10.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , стр. 27–28.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , стр. 26–28.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , с. 29.
- ^ Далалян 2006 , с. 240.
- ^ Дюмезиль 1929 , стр. 50–53; Фриц и Гипперт 2005 , с. 2.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , стр. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Артаксеркс ев Сатеник» 1976 год .
- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , с. 164 (2,50); Моисей Хоренаци 1978 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б Мовсес Хоренаци 1997 , с. 165 (2,50); Моисей Хоренаци 1978 , стр. 191–192.
- ^ Мовсес Хоренаци 1913 , с. 179 (2,50); Моисей Хоренаци 1978 , с. 192.
- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , стр. 165, 305; Моисей Хоренаци 1978 , с. 193.
- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б Мовсес Хоренаци 1997 , с. 166 (2,50); Моисей Хоренаци 1978 , с. 193.
- ^ Далалян 2002 , с. 191.
- ^ Петросян 2018 , с. 316.
- ^ Рассел 2004 , с. 158.
- ^ Моисей Хоренаци 1978 , стр. 193–196, 208.
- ^ Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2000 , с. 54.
- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , с. 110 (1,30).
- ^ Абегян 1985 , стр. 178–180.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , стр. 3–6.
- ^ Фриц и Гипперт 2005 , стр. 11–20.
Библиография
[ редактировать ]- Abaev, V. I. (1979). "Satána". Istoriko-ėtimologicheskiĭ slovarʹ osetinskogo i͡azyka Историко-этимологический словарь осетинского языка [ Историко-этимологический словарь осетинского языка ] (на русском языке). Том. III. Ленинград: Наука . стр. 39–40.
- Абегян, Манук (1985). «Хай жогховрдакан ааспелнере М. Хоренацю хайоц патмутян мей (Княдатутюн ев усватск)» Армянские народные мифы М. Хоренаци в истории Армении (Критика и наука) Армянские народные предания в «Истории Армении » М. Хоренаци (критика и исследование). Эркер Страны [ Сочинения ] (на армянском языке). Том. VIII. Ереван: ВСШ ГА Гратаракчутьюн. стр. 66–272.
- Ачарян, Грачья (1948). "Сатеник" Сатин . Айоц изнанунери бараран Словарь армянских личных имен [ Словарь армянских личных имен ] (на армянском языке). Том. И. Ереван: Карта Хамалсарани хратаракчутьюн. стр. 342 –343.
- Далалян, Торк (2006). «О характере и имени кавказской сатаны (Сатьеника)» . Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 239–253. ISSN 1829-1376 .
- Далалян, Торк (2002). «Айоц випакан Сатеник тагуху керпари цагумнабанутьян шурдж» О генеалогии характера армянской царицы Сатеник К вопросу о происхождении образа армянской эпической царицы Сатеник. Патма-Банасиракан Хандес (2): 191–213. ISSN 0135-0536 .
- Дюмезиль, Жорж (1929). «Слово княгини Сатиник». Обзор арменоведения (на французском языке). 9 :41–53.
- Фриц, С.; Гипперт, Дж. (2005). «Нартика I: Возвращение к исторической Сатане» (PDF) . Нартамонге. Журнал алано-осетинских исследований . 3 (1–2).
- Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2000). Наследие армянской литературы, том I: от устной традиции к золотому веку . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN 0-8143-2815-6 .
- Мовсес Хоренаци (1997). Саргсян, Гагик (ред.). Айоц Патмутюн, Страх История Армении, V век. [ История Армении, V век ] (PDF) (на армянском языке). Введение, примечания и перевод на современный армянский язык Степана Малхасянца . Ереван: Айастан. ISBN 5-540-01192-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Моисей Хоренаци (1978). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39571-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Мовсес Хоренаци (1913). Абегян, М .; Ярутивнян, С.; Малхасеанц, Сент-Луис (ред.). Мовсиси Хоренаццвой Патмутривн Айоцՙ [ ] История Армении (на армянском языке). Тпргис [Тбилиси].
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Петросян, Армен (2016). "Армянская Сатеник/Сатиник и кавказская Сатана/Сатаней" Армянская Сатеник/Сатиник и кавказская Сатана/Сатаней [Армянский Сатеник/Сатиник и Кавказская Сатана/Сатаней]. Вестник Владикавказского научного центра . 1 :8–17. ISSN 1683-2507 .
- Петросян, Армен (2018). «Айкакан Сатенике ев нра ковкасян зугахенере» Армянский сатин и его кавказские параллели Армянская Сатеник и ее кавказские параллели. Лрабер хасаракакан гитутьюннери (3): 310–331.
- Рассел, Джеймс Р. (2004). «Некоторые иранские образы царской власти в армянском эпосе Арташесида». Арменоведение и ирановедение . Бельмонт, Массачусетс: Армянское наследие Press. стр. 157–174.
- Симонян, Абель, изд. (1976). «Артаксеркс Сатеникский» Арташес и Сатеник , Айкакан Советакан Ханрагитаран Армянская советская энциклопедия [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 2. Ереван: Айкакан СШ Академия Гитуюннери . п. 140 .