Остров Акдамар
География | |
---|---|
Расположение | Озеро Ван |
Координаты | 38 ° 20'30 "N 43 ° 02'07" E / 38,341667 ° N 43,035278 ° E |
Всего островов | 1 |
Область | 0,7 км 2 (0,27 квадратных миль) |
Длина | 0,7 км (0,43 мили) |
Ширина | 0,6 км (0,37 миль) |
Береговая линия | 2 км (1,2 мили) |
Самая высокая точка | 1912 м (6273 футов) |
Администрация | |
Провинция | К |
Округ | Геваш |
Остров Акдамар ( турецкий : Остров Акдамар ), также известный как Ахтамар. [ 1 ] [ 2 ] ( Армянский : Ахтамар , латинизированный : Агтамар ) [ 3 ] или Ахтамар [ 4 ] [ 5 ] (армянский: Ахтамар , латинизированный: Ахтамар ; [ 6 ] [ 7 ] Курдский : остров Ахтамар. [ нужна ссылка ] ), второй по величине из четырех главных островов озера Ван , на востоке Турции . Около 0,7 км 2 По размерам он расположен примерно в 3 км от береговой линии. На западной оконечности острова твердая серая известняковая скала возвышается на 80 м над уровнем озера (1912 м над уровнем моря). Остров снижается на восток до ровного участка, где родник дает достаточно воды.
Здесь находится Армянский собор Святого Креста X века , который был резиденцией Армянского Апостольского Католикосата Ахтамар с 1116 по 1895 год.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение и значение названия острова неизвестны. [ 8 ] но существует народное этимологическое объяснение, основанное на старой армянской легенде. [ 9 ] Согласно легенде, армянская принцесса по имени Тамар на острове жила , которая была влюблена в простолюдина. Этот мальчик каждую ночь плыл от берега к острову, руководствуясь фонарем, который она для него зажгла. Ее отец узнал о визитах мальчика. Однажды ночью, когда она ждала прибытия своего возлюбленного, ее отец разбил ее фонарь, оставив мальчика посреди озера без проводника, который мог бы указать, в каком направлении плыть. Он утонул, и его тело выбросило на берег, и, как заключает легенда, слова «Ах, Тамар» (О, Тамар) словно застыли на его губах. [ 10 ] [ 11 ] Легенда послужила источником вдохновения для написания известного стихотворения Ованеса Туманяна 1891 года . [ 12 ]
Похожее по звучанию Акдамар (что в переводе с турецкого означает «белая жилка») с тех пор стало официальным названием острова.
История
[ редактировать ]Во время своего правления король королевства Гагик I Арцруни армянского Васпураканского (годы правления 908-943/944) выбрал остров в качестве одной из своих резиденций. Он основал поселение и построил большой квадратный дворец, богато украшенный фресками, построил причал, известный своей сложной гидротехнической техникой, разбил улицы, сады и огороды, посадил деревья и обустроил зоны отдыха для себя и своего двора. [ 13 ] Единственным сохранившимся сооружением того периода является Палатинский собор Святого Креста ( арм . Սուրբ Խաչ եկեղեցի Сурб Хач екегеци ). Он был построен из розового вулканического туфа архитектором-монахом Мануэлем в 915–921 годах, с внутренними размерами 14,80 × 11,5 м и куполом, достигающим высоты 20,40 м над землей. В последующие века, вплоть до 1915 года, он входил в состав монастырского комплекса, руины которого до сих пор можно увидеть к югу от церкви.
С 1116 по 1895 год на острове находился католикосат Ахтамар Армянской Апостольской церкви . Хачатур III, умерший в 1895 году, был последним католикосом Ахтамара. [ 14 ] В апреле 1915 года, во время геноцида армян , монахи на Ахтамаре были убиты, собор разграблен, а монастырские постройки разрушены. [ 15 ]
28 августа 2010 года на острове была открыта небольшая солнечная электростанция для обеспечения электроэнергией местных установок. [ 16 ]
Крестовоздвиженский собор
[ редактировать ]Архитектура церкви основана на форме, разработанной в Армении несколькими столетиями ранее; Самым известным примером является церковь Св. Рипсиме седьмого века в Эчмиадзине , имеющая купол с конической крышей. [ 13 ]
Уникальное значение Кафедрального собора Святого Креста обусловлено обширным массивом барельефов, изображающих в основном библейские сцены, которые украшают его внешние стены. Значение этих рельефов было предметом множества и разнообразных интерпретаций. Не все эти предположения были выдвинуты добросовестно - например, турецкие источники иллюстрируют исламское и тюркское влияние, лежащее в содержании некоторых рельефов, таких как заметное изображение принца, сидящего, скрестив ноги, на низком, в тюркском стиле, трон. Некоторые ученые [ 17 ] утверждают, что фризы параллельны современным мотивам, встречающимся в искусстве Омейядов , таким как принц в тюрбане, арабские стили одежды, образы вина; присутствуют также аллюзии на царские сасанидские образы (например, грифоны). [ 17 ]
Вандализм
[ редактировать ]После 1915 года церковь подверглась масштабному вандализму. До реставрации церкви рельефы на церковной стене использовались как тир. Закарья Милданоглу, архитектор, принимавший участие в процессе реставрации церкви, в интервью Гранту Динку объясняет ситуацию так: «Фасад церкви полон пулевых отверстий. Некоторые из них настолько велики, что их невозможно прикрыть. в процессе ремонта». [ 18 ] На многих конференциях, посвященных реставрации церкви Ахтамар, академики и архитекторы называют процесс заделки пулевых отверстий самой сложной частью реставрации. [ 19 ] [ 20 ] Некоторые утверждают, что армянские церкви и надгробия подверглись вандализму в рамках политики турецкого правительства, направленной на уничтожение армянского наследия в Анатолии. [ 21 ] [ 22 ]
В 1951 году был издан приказ о сносе церкви, но писателю Ясару Кемалю удалось остановить ее разрушение. Он объяснил ситуацию Алену Боске так: «Я был на корабле из Татвана в Ван . На борту я встретил военного офицера доктора Кавит-бея. Я сказал ему, что в этом городе есть церковь, происходящая от армян. Шедевр. Сегодня они сносят эту церковь. Я отвезу вас туда завтра. Эта церковь - памятник Анатолии. Можете ли вы помочь мне остановить разрушение? На следующий день мы пошли туда с военным. маленькая часовня рядом с церковью. Офицер рассердился и сказал рабочим: «Я приказываю вам прекратить работу. Я встречусь с губернатором. Никакого движения не будет, пока я снова не вернусь на остров». Рабочие немедленно остановили снос. Мы прибыли в центр города Ван. Я связался с газетой «Джумхуриет» . Они проинформировали Министерство образования о сносе. Через два дня министр Авни Башман телеграфировал губернатору Вана и приказал навсегда прекратить снос. 25 июня 1951 года, день, когда пришел приказ, является днем освобождения церкви». [ 23 ]
Реставрация
[ редактировать ]С мая 2005 г. по октябрь 2006 г. в церкви проводилась неоднозначная программа реставрации. [ 24 ] Реставрация имела заявленный бюджет в 2 миллиона турецких лир (приблизительно 1,4 миллиона долларов США ) и финансировалась Министерством культуры Турции . Он официально вновь открылся как музей 29 марта 2007 года на церемонии, на которой присутствовали министр культуры Турции, правительственные чиновники, послы нескольких стран, Патриарх Месроб II (духовный лидер армянской православной общины Турции), делегация из Армении. возглавляемый заместителем министра культуры Армении, и большая группа приглашенных журналистов из многих информационных организаций мира. [ 25 ]
Оздемир Чакачак, губернатор Вана , назвал реконструкцию церкви «демонстрацией уважения Турции к истории и культуре». [ 26 ] Представитель музея государственного департамента Турции добавил: «Мы не могли игнорировать артефакты наших граждан Армении, и мы этого не сделали». [ 26 ] На табличках, возвещающих об открытии церкви, написано: «Tarihesaygı, kültüresaygı» («Уважай историю, уважай культуру»). [ 27 ]
Первая Божественная литургия в Крестовоздвиженском храме состоялась 19 сентября 2010 года. Перед открытием храма состоялся концерт пианиста Шаана Арзруни . По словам Максимилиана Хартмута, академика Университета Сабанджи , «церковь была превращена в музей, а не вновь открыта, поскольку после реставрации церковь, например, была названа клином, отделяющим памятник от армянской общины Турции. Критики, пишущие для таких СМИ, как «Радикал», «Миллиет» или «Turkish Daily News» , также сетовали на то, что не было дано разрешение на повторную установку креста на вершине церкви. Более того, они утверждали, что официальное название музея — «Турецкий». Акдамар (в переводе «белая жила»), а не оригинальный армянский Ахтамар – название острова на озере Ван, на котором стоит церковь, и Сурп Хач (Святой Крест) для самой церкви позволяют предположить, что это турецкий памятник. в то же время в официальных заявлениях слово «армянский» использовалось лишь умеренно, поскольку армянской общине Турции не была предоставлена привилегия проводить службу хотя бы раз в год, как было запрошено, и над островом развевался большой турецкий флаг. , некоторые критики предположили, что этот проект действительно объявил « Тюркификация » этого памятника, причем эта инициатива является не более чем медиа-трюком». [ 9 ]
Споры
[ редактировать ]Армянские религиозные лидеры, приглашенные на церемонию открытия, решили бойкотировать мероприятие, поскольку церковь вновь открывалась как светский музей. Споры возникли вокруг вопроса о том, следует ли заменять крест на куполе до 1915 года. Некоторые армяне заявили, что ремонт не был завершен до тех пор, пока не заменили крест, и что молитву следует разрешать внутри хотя бы раз в год. Крест был изготовлен почти за год до открытия, и Месроб II обратился к премьер-министру и министру культуры с просьбой разместить крест на куполе собора. [ 28 ] Турецкие официальные лица сослались на технические трудности, связанные с конструкцией восстановленного здания, которое, возможно, не сможет безопасно удерживать тяжелый крест наверху без дальнейшего укрепления. [ 29 ]
Спорный крест был установлен на вершине церкви 2 октября 2010 года. [ 30 ] Крест был отправлен Армянским Патриархатом Стамбула в Ван самолетом. Его высота 2 метра, а вес 110 килограммов. Он был установлен на вершине церкви после освящения армянскими священнослужителями. С 2010 года в церкви ежегодно проводится месса.
Открытие вызвало споры среди некоторых турецких националистических групп, которые протестовали на острове и провели отдельную демонстрацию в Анкаре. Полиция задержала пятерых граждан Турции, которые несли плакат с надписью: «Турецкий народ благороден. Он никогда не совершит геноцид». [ 25 ] Демонстранты возле Министерства внутренних дел в Анкаре скандировали лозунги против возможности установки креста на церкви, заявляя: «Вы все армяне, мы все турки и мусульмане». [ 26 ]
Hürriyet Обозреватель Ченгиз Чандар охарактеризовал то, как турецкое правительство отреагировало на открытие, как продолжение продолжающегося « культурного геноцида » армян. [ 31 ] Он характеризует переименование церкви из армянской в турецкую как часть более широкой программы переименования армянских исторических мест в Турции и объясняет отказ поставить крест на церкви симптомом религиозной нетерпимости в турецком обществе. (Это было написано до того, как крест был установлен на месте на вершине церкви в 2010 году)
Как вы думаете, что «наша группа» пытается сделать? Если вы спросите меня, они хотели бы «выглядеть праведными и получать политическую выгоду». И, естественно, они из этого делают беспорядок. Первоначально планировалось, что открытие Ахтамара состоится 24 апреля. Действительно хитрая идея... Поскольку это, как известно, « день памяти геноцида армян в мире», то для пропаганды был бы использован козырь в тот день. Тогда датой стало 11 апреля. По древнеармянскому календарю 11 апреля совпадает с 24 апреля. Вероятно, они это тоже знали. Они все еще преследовали еще одну хитрую идею. В итоге было решено, что открытие Ахтамара, ныне «Акдамара», состоится 29 марта как реставрационное открытие музея-церкви, без креста и колокола. [ 32 ]
Заместитель министра культуры Турции Исмет Йылмаз назвал технические причины невозможности установить крест на куполе церкви:
«Реконструкция, которую провели итальянские специалисты, не позволяет куполу поддерживать 2-метровый 200-килограммовый крест. Если мы поставим крест, не внося никаких изменений, даже ветерок повредит купол. Мы планируем пригласить других специалистов для решения этой проблемы». [ 29 ]
Хотя это объяснение со стороны правительства встретило сомнения, после того, как на куполе церкви в 2010 году был установлен крест (который весил 110 кг - примерно половина того, о чем говорил турецкий замминистра), после Ванского землетрясения 2011 года вокруг купола появились трещины. церкви. [ 33 ]
Чандар отмечает, что в номере «Агос» , опубликованном в день убийства Гранта Динка, был опубликован комментарий Динка о подходе турецкого правительства к проблеме Акдамара, который покойный журналист охарактеризовал как «Настоящая комедия… Настоящая трагедия…». По словам Динка,
Правительство до сих пор не смогло сформулировать правильный подход к « армянскому вопросу ». Его настоящая цель – не решить проблему, а заработать очки, как борец на состязании. Как и когда он сделает правильный ход и победит своего противника. Это единственное беспокойство. Это не серьёзность. Государство призывает армянских историков обсуждать историю, но не боится подвергнуть суду собственных интеллектуалов, придерживающихся неортодоксальной риторики по поводу геноцида армян . Оно восстанавливает армянскую церковь на Юго-Востоке, но думает только: «Как я могу использовать это для политических выгод в мире, как я могу продать это?» [ 31 ] [ 32 ]
Историк Ара Сарафян ответил на некоторую критику проекта «Акдамар», заявив, что, наоборот, проект представляет собой ответ на обвинения в культурном геноциде. Он заявил, что возрождение этого объекта является «важным мирным предложением» со стороны турецкого правительства. [ 34 ]
Присутствующая на открытии армянская делегация во главе с заместителем министра культуры и по делам молодежи; Гагик Гюрджян столкнулся с препятствиями на пути к открытию. Им пришлось ехать 16 часов на автобусе через Грузию в Турцию из-за закрытия Турцией турецко-армянской границы. [ 35 ]
Ян Герберт, пишущий в The Independent , описывает свой собственный опыт путешествия по Турции по приглашению турецкого правительства в период открытия Акдамара:
настолько отчаянно Правительство Эрдогана пытается продемонстрировать свою терпимость к 70-тысячному армянскому меньшинству Турции, что на этой неделе оно возило журналистов по стране. Поездка выявила больше, чем правительство могло намереваться: армянские школы в Стамбуле, где преподают только турецкую версию истории, игнорируя 1915 год; Армянские священники, которым нужны металлоискатели в их церквях из-за угрозы экстремистов; а в редакцию газеты убитого турецко-армянского писателя Гранта Динка — поток оскорбительных электронных писем от националистов. [ 27 ]
Ченгиз Актар, академик Галатасарайского университета , также занял критическую позицию по поводу утраты первоначального названия острова в своей статье «Церковь Белой Вены и другие» ( Акдамар в переводе с турецкого означает «белая жила»). [ 36 ]
Не все комментарии были негативными по поводу восстановления церкви турецким правительством. Британский историк армянского происхождения Ара Сарафян расценил открытие церкви для богослужений как «позитивный шаг». [ 37 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Церковь в 1890 году.
-
Церковь в 1923 году.
-
Церковь в 2013 году.
-
Армянский хачкар ( хачкар ) 1434 года (на фото, опубликованном в 1913 году)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ де Ваал, Томас (2015). Великая катастрофа: армяне и турки в тени геноцида . Издательство Оксфордского университета. п. 7 . ISBN 978-0-19-935069-8 .
На острове Ахтамар во внутреннем море озера Ван находится одна из самых известных армянских церквей, собор десятого века...
- ^ Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 74 . ISBN 978-0-8108-7450-3 .
АГТАМАР. Остров на озере Ван и место расположения одного из важнейших архитектурных памятников средневековой Армении.
- ^ Аветисян, Камсар [на армянском языке] (1979). «Ахтамар». Заметки по арменоведению (на армянском языке). Ереван: Советакан грог. п. 196.
- ^ «На острове Ахтамар озера Ван цвели абрикосовые и миндальные деревья» . Арменпресс . 12 апреля 2013 г.
- ^ Найт, Чарльз , изд. (1866). «Озеро Ван». География: Или, первый раздел «Английской энциклопедии» . Лондон: Брэдбери, Эванс и Ко. с. 519 .
На озере есть несколько небольших островов, главный из которых – Ахтамар...
- ^ После ремонта в сентябре состоится открытие церкви Вани Ахтамар. (на армянском языке). Арменпресс . 17 июля 2006 г.
- ^ Теперь Оганес (1891 г.). «[Ахтамар] » toumanian.am (на армянском языке). Исторический музей Ованеса. Архивировано из оригинала 1 октября 2016 г. Получено 1 августа 2016 г.
- ^ Сирарпе Дер Нерсесян, «Ахтамар, Церковь Святого Креста», стр. 1.
- ^ Jump up to: а б «Мультикультурное прошлое как проблема в создании национальных программ культурного наследия в современной Юго-Восточной Европе», доклад, прочитанный на 10-м ежегодном семинаре по программе Коккалис в Гарвардском университете, 7–8 февраля 2007 г.» (PDF) . п. 2. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ (на армянском языке) Дзоцикян, С.М. Мир армянина западного . Нью-Йорк. Юбилейный комитет С.М. Дзоцикяна, 1947, с. 678-79.
- ^ Кудиан, Миша. Советская армянская поэзия . Лондон: Маштоц Пресс, 1974, с. 4.
- ^ (на армянском) Итак, Оганес. Ахтамар ( Ахтамар ). Ереван: Издательство Айастан, 1969.
- ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Арутюнян, Вараздат . «Архитектура» [Архитектура]. История армянского народа . том. iii. Ереван: Армянская академия наук , 1976, с. 381-384.
- ^ Хьюсен 2001 , с. 208.
- ^ Хьюсен 2001 , с. 232: карта 224
- ^ «Остров Акдамар засияет светом» . Сегодняшний Заман . 15 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б См. дополнительно АДХ Бивар, « Обзор Ахтамара: Церковь Святого Креста ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . Том. 30, № 2, 1967, стр. 409-410.
- ^ (на английском языке) « Дьявол вмешивается в поспешное восстановление! ». Агос . 2 июля 2005 г.
- ^ (на английском языке) « Совместный процесс восстановления: Церковь Святого Креста Ахтамара ». Архитектура . 26 февраля 2008 г.
- ^ (на английском языке) « Симпозиум по восстановлению церкви Актамар ». Мимдап . 26 февраля 2008 г.
- ^ «Культурный геноцид» (КГП) . Геноцид-museum.am.
- ^ «Геноцид армянской культуры» (PDF) . Wales-armenia.org.uk. Архивировано из оригинала (PDF) 5 октября 2011 г.
- ^ Яшар, Кемаль; Боске, Ален (1993). Яшар Кемаль поясняет: Разговоры Алена Боске с Яшаром Кемалем - Торос Яинлары (на турецком языке). Публикации Торос. п. 67. ИСБН 975-433-032-8 .
- ^ Зифлиоглу, Верджихан (30 марта 2007 г.). «Коч: Турция взяла на себя свою культурную, историческую ответственность» . Турецкие ежедневные новости . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года.
- ^ Jump up to: а б « Анкара восстанавливает армянскую церковь ». Новости Би-би-си . 29 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Доган, Ибрагим. " Отреставрированная армянская церковь вновь открылась молитвами как музей [ постоянная мертвая ссылка ] . Сегодняшний Заман 30 марта 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Герберт, Ян. « Реставрация Армянской церкви в Турции не оставляет места для извинений ». Независимый . 30 марта 2007 г.
- ^ (на английском языке) « Вот крест Акдамар. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine ». Хабертюрк . 10 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б « Подробный отчет: Месса в Ахтамаре и что дальше ». Армянский еженедельник . 30 сентября 2010 г.
- ^ (на английском языке) « Крест Акдамара застрял » Ntvmsnbc
- ^ Jump up to: а б Чандар, Дженгиз (29 марта 2007 г.). «Церковь Ахтамар или так называемый музей Акдамар» (на турецком языке). Hurriyet.com.tr.
- ^ Jump up to: а б Чандар, Ченгиз. « Так называемый «Музей Акдамар». [ постоянная мертвая ссылка ] .» Turkish Daily News . 30 марта 2007 года.
- ^ «Землетрясение раскололо купол древней армянской церкви в Ване» . Сегодняшний Заман. 28 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 1 января 2012 г.
- ^ « Армянский историк: Церковь Акдамар вновь открывает «мирное предложение» из Турции ». Хюрриет . 9 апреля 2007 г.
- ^ «Армянская архитектура - VirtualANI - Открытие церкви Святого Креста на острове Ахтамар (Акдамар)» . virtualani.org . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ (на турецком языке) Актар, Дженгиз. Церковь Беяздамар и другие. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 23 марта 2007 г., Агос .
- ↑ Гюнайсу: Армянские и турецкие издатели выпускают книгу об Ахтамаре в Ване , 11 октября 2010 г., Армянский еженедельник .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сирарпи Дер Нерсесян , Ахтамар, Церковь Святого Креста (Кембридж, Массачусетс, 1964).
- Сирарпи Дер Нерсесян и Х. Ваграмян, Документы армянской архитектуры , Том. 8: Ахтамар (Милан, 1974).
- Дж. Г. Дэви Средневековое армянское искусство и архитектура: Церковь Святого Креста, Ахтамар- Мар (Лондон, 1991).
- Мнацаканян, Стивен ; Райнер К. Лампинен (1986). Вартерес Карагозян (ред.). Ахтамар . Финляндия: Издания Эребуни. LCCN 86-80509 .
- Линн Джонс, Между исламом и Византией: Ахтамар и визуальное построение средневекового армянского правления (Олдершот, Ашгейт, 2007).
- Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-33228-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Армянская религиозная служба в Турции: Нарушение табу в Акдамаре
- Информация об острове Акдамар из священных мест, мест мира и силы
- Церковь Сурп Хач (Святого Креста) на острове Ахтамар.
- Детальное изучение рельефов восточного фасада церкви Святого Креста на острове Ахтамар.
- Предреставрационная фотосъемка собора Святого Креста на острове Акдамар 1973 года.
- Наблюдения и комментарии по поводу реставрации церкви 2005-2006 гг.
- ЮНЕСКО