Неа Экклесия
Неа Экклесия ( средневековый греческий : Νέα Ἐκκλησία , «Новая церковь»; известная на английском языке как « Неа ») — церковь, построенная византийским императором Василием I Македонянином в Константинополе между 876 и 880 годами. Это была первая монументальная церковь, построенная в византийская в VI веке и знаменует столица после собора Святой Софии собой начало среднего периода византийской архитектуры . Он продолжал использоваться до периода Палеологов . в качестве порохового склада Здание, использовавшееся османами , было разрушено в 1490 году после удара молнии. Никаких следов от него не сохранилось, а информация о нем основана на исторических отчетах и изображениях.
История
[ редактировать ]
Император Василий I был основателем Македонской династии , самой успешной в византийской истории. Василий считал себя реставратором империи, новым Юстинианом и инициировал грандиозную строительную программу в Константинополе, подражая своему великому предшественнику. Неа должна была стать собором Святой Софии Василия , само название которого «Новая церковь» подразумевало начало новой эры. [1]
Церковь была построена под личным руководством Василия. [2] [3] в юго-восточном углу Большого дворцового комплекса, [4] недалеко от места, где раньше располагался tzykanistērion ( поле для игры в поло ). Рядом Василий построил еще одну церковь – « Богородицы Фаросской ». Неа Фотием была освящена 1 мая 880 патриархом года . [ нужна ссылка ] и посвящен Иисусу Христу , архангелу Михаилу (в более поздних источниках Гавриилу ), пророку Илии (одному из любимых святых Василия), Деве Марии и Святителю Николаю . [2] [5]
О намерениях Василия в отношении этой церкви свидетельствует то, что он наделил ее собственной администрацией и поместьями по образцу Святой Софии. Во время его правления и правления его непосредственных преемников Неа играла важную роль в дворцовых церемониях. [6] и, по крайней мере, до правления Константина VII годовщина его освящения была главным династическим праздником. [7] В какой-то момент в конце 11 века он был превращен в монастырь и был известен как «Новый монастырь» (Νέα Μονή). [4] Император Исаак II Ангел лишил его большей части украшений, мебели и литургической утвари. [8] и использовал их для восстановления церкви Святого Михаила в Анаплоусе. [9] Здание продолжало использоваться латинянами и пережило период Палеологов до османского завоевания города. Однако османы использовали его для хранения пороха. Так, в 1490 году, когда в здание ударила молния, оно было разрушено, а затем снесено. [4] В результате единственная информация, которую мы имеем о церкви, получена из литературных свидетельств, особенно из « Жития Василия» середины X века , а также из нескольких грубых изображений на картах. [1]
Описание
[ редактировать ]
Как отмечается, о деталях конструкции известно немного. Церковь была построена с пятью куполами: центральный купол был посвящен Христу, а в четырех меньших располагались часовни четырех других святых, которым была посвящена церковь. Точное расположение куполов и тип церкви являются спорными. [10] Большинство ученых считают, что это была крестообразная структура. [11] похож на более поздние церкви монастыря Мирелайон и Липс . Действительно, широкое использование этого типа во всем православном мире, от Балкан до России , обычно приписывают престижу этого императорского здания. [12]
Церковь была высшим достижением строительной программы Василия, и он не жалел средств, чтобы украсить ее как можно более щедро: другие церкви и постройки в столице, включая мавзолей Юстиниана , были разобраны, [12] и императорский флот занимался транспортировкой мрамора для его строительства, в результате чего Сиракузы , главный византийский оплот на Сицилии , остался без поддержки и пал перед арабами . [13]
Внук Василия, император Константин VII Багрянородный , дает следующее описание убранства церкви в хвалебном экфрасисе : [14]
Эту церковь, как невесту, украшенную жемчугом и золотом, блестящим серебром, разнообразным многоцветным мрамором, с композициями из мозаичных тессеров и одеждой из шелковых тканей, он [Василий] предложил Христу, бессмертному Жениху. Крыша его, состоящая из пяти куполов, блестит золотом и сияет прекрасными изображениями, как звездами, а снаружи украшена медью , напоминающей золото. Стены с обеих сторон украшены дорогим мрамором многих оттенков, а святилище украшено золотом и серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Барьер , отделяющий святилище от нефа , включая относящиеся к нему колонны и перемычку над ними; и сиденья внутри, и ступеньки, которые перед ними, и самые святые столы – все это из серебра, пропитанного золотом, из драгоценных камней и драгоценного жемчуга. Что касается тротуара, то он, кажется, покрыт шелковыми тканями сидонской работы; до такой степени оно было украшено повсюду мраморные плиты разных цветов, окруженные мозаичными полосами разного вида, все аккуратно соединены вместе и полны элегантности.
Атриум и церкви находился перед западным входом и был украшен двумя фонтанами из мрамора порфира . Два портика тянулись вдоль северной и южной сторон церкви до tzykanistērion сокровищница и ризница , а на морской (южной) стороне были построены . К востоку от церковного комплекса находился сад, известный как мезокепион («средний сад»). [15]
Реликвии
[ редактировать ]Наряду с молельней Святого Стефана во дворце Дафны и церковью Богородицы Фаросской , Неа была главным хранилищем святых реликвий в императорском дворце. [16] В их число входили овчинный плащ пророка Илии, стол Авраама, за которым он принимал трех ангелов, рог, которым пророк Самуил помазал Давида , и мощи Константина Великого . После X века туда, по-видимому, были перенесены и другие реликвии из других мест дворца, в том числе «жезл Моисея» из Хризотриклиноса . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Станкович (2008) [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Манго (1986), с. 194
- ^ Магдалино (1987), с. 51
- ^ Jump up to: а б с Манго (1991), с. 1446
- ^ Оустерхаут (2007), с. 34
- ^ Магдалино (1987), стр. 61–63
- ^ Магдалино (1987), с. 55
- ^ Манго (1986), с. 237
- ^ Оустерхаут (2007), с. 140
- ^ Оустерхаут (2007), с. 36
- ^ Манго (1976), с. 196
- ^ Jump up to: а б Манго (1986), с. 181
- ^ Тредголд (1995), с. 33
- ^ Оустерхаут (2007), стр. 34–35.
- ^ Манго (1986), стр. 194–196.
- ^ Кляйн (2006), с. 93
- ^ Кляйн (2006), стр. 92–93.
Источники
[ редактировать ]- Кляйн, Хольгер А. (2006). Бауэр, Ф.А. (ред.). «Священные реликвии и императорские церемонии в Большом Константинопольском дворце» (PDF) . БИЗАС (5): 79–99. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 года.
- Магдалино, Пол (1987). «Наблюдения над Неа Экклесией Василия I». Ежегодник австрийских византийских исследований (37): 51–64. ISSN 0378-8660 .
- Манго, Кирилл (1976). Византийская архитектура . Нью-Йорк. ISBN 0-8109-1004-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Манго, Кирилл (1986). Искусство Византийской империи 312–1453 гг.: Источники и документы . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-6627-5 .
- Манго, Кирилл (1991). «Неа Экклесия». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1446. ИСБН 0-19-504652-8 .
- Оустерхаут, Роберт (1998). «Реконструкция Константинополя девятого века». В Л. Брубейкере (ред.). Византия в девятом веке: жива или мертва? Материалы тридцатого весеннего симпозиума по византийским исследованиям, Бирмингем, март 1996 г. Олдершот. стр. 115–30.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Оустерхаут, Роберт (2007). Мастера-строители Византии . Музей археологии Пенсильванского университета. ISBN 978-1-934536-03-2 .
- Станкович, Небойша (21 марта 2008 г.). «Неа Экклесия» . Энциклопедия эллинского мира, Константинополь . Проверено 1 мая 2022 г.
- Тредголд, Уоррен Т. (1995). Византия и ее армия, 284–1081 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3163-2 .