Jump to content

Хризотриклинос

Карта Большого дворца и его окрестностей. Примерное расположение Хрисотриклиноса показано на юге, рядом с приморским дворцом Буколеон и маяком Фарос.

Хризотриклинос Χρυσοτρίκλινος ( греч . X , «золотой зал приемов», ср. дворца с момента его строительства в конце VI до века триклиний), латинизированный как Chrysotriclinus или Chrysotriclinium, был главным приемным и церемониальным залом Большого Константинопольского века. век. Его внешний вид известен только благодаря литературным описаниям, в основном De Ceremoniis 10-го века , сборнику императорских церемоний, но, как главный символ императорской власти, он вдохновил на строительство Палатинской капеллы Карла Великого в Аахене .

История и функции

[ редактировать ]
Базилика Сан-Витале в Равенне . Его планировка была аналогична планировке Хризотриклиноса.

Зал обычно приписывают императору Юстину II (годы правления 565–578), а его преемник Тиберий II (годы правления 578–582) завершил его и выполнил отделку. [ 1 ] [ 2 ] Однако византийские источники приводят противоречивые сведения: энциклопедия Суда приписывает здание Юстину I (годы правления 518–527), а Константинопольскую Родину — императору Маркиану (годы правления 450–457), хотя последний обычно отвергается как ненадежный. . Историк Жоаннес Зонарас отмечает, что Юстин II фактически реконструировал более раннее здание, которое предположительно было залом Гептаконха Юстиниана I (годы правления 527–565). [ 3 ]

После византийского иконоборчества он был снова украшен при императорах Михаиле III (годы правления 842–867) и Василии I (годы правления 866–886). В отличие от более ранних одноцелевых зданий Дафнинского крыла Большого дворца, оно сочетало в себе функции тронного зала для приемов и аудиенций с функциями банкетного зала. [ 3 ] [ 4 ] Феофан Континуат утверждает, что Константин III установил серебряные двери. [ 5 ] Поскольку к нему были пристроены и более поздние императорские покои, зал приобрел центральное положение в повседневной дворцовой церемониале, особенно в IX и X веках, до такой степени, что Константин VII Багрянородный (годы правления 945–959) называет его просто « дворец". [ 6 ] В частности, согласно De Ceremoniis , Хрисотриклинос служил для приема иностранных посольств, церемониального вручения почестей, места сбора для религиозных праздников и банкетного зала для особых праздников, таких как Пасха. [ 7 ] [ 8 ]

Таким образом, Хрисотриклинос стал центральной частью нового дворца Буколеон , образованного, когда император Никифор II (годы правления 963–969) окружил стеной южную, обращенную к морю часть Большого дворца. Однако с конца 11 века византийские императоры стали отдавать предпочтение Влахернскому дворцу в северо-западном углу города в качестве своей резиденции. [ 3 ] Латинские императоры (1204–1261) в основном использовали Буколеон, как и какое-то время после восстановления города в 1261 году Михаил VIII Палеолог (годы правления 1259–1282), пока восстанавливался Влахернский дворец. Впоследствии Большой дворец использовался редко и постепенно пришел в упадок. В последний раз Хрисотриклинос упоминается в 1308 году, хотя впечатляющие руины Большого дворца оставались на месте до конца Византийской империи. [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

Несмотря на его известность и частое упоминание в византийских текстах, полного описания Хризотриклиноса не существует. [ 1 ] Судя по фрагментарным литературным свидетельствам, зал, похоже, имел восьмиугольную форму, увенчанную куполом, параллельную другим зданиям VI века, таким как церковь Сергия и Вакха в Константинополе и базилика Сан-Витале в Равенне . [ 6 ] [ 9 ] Крыша была пронизана 16 окнами и поддержана 8 арками, образувшими камараи ( апсиды или ниши ). [ 10 ] [ 11 ] Форма и общие черты Хризотриклиноса позже были сознательно подражаны Карлом Великим при строительстве Палатинской капеллы , Ахенского дворца хотя Сан-Витале, расположенный в его владениях, послужил непосредственной архитектурной моделью. [ 12 ]

Интерьер восьмиугольной Палатинской капеллы в Аахене , построенной по образцу Хризотриклиноса.

Внутри императорский трон располагался на восточной апсиде ( беме ), за бронзовыми перилами. Северо-восточная апсида была известна как «ораторское искусство святого Феодора». Он содержал императорскую корону и ряд святых реликвий, в том числе жезл Моисея , а также служил гардеробной императору. [ 1 ] Южная апсида вела в императорскую спальню ( койтон ) через серебряную дверь, установленную императором Константином VII. [ 6 ] Северная апсида была известна как Пантеон , зал ожидания для чиновников, тогда как северо-западная апсида, Диаитарикион , служила комнатой управляющего и была местом, где папии дворца оставляли его ключи, символ его должности, после Торжественное открытие зала каждое утро. [ 3 ] Главный зал Хрисотриклиноса был окружен рядом пристроек и залов: вестибюлем, известным как Трипетон , Часословом (названным так потому, что в нем, вероятно, находились солнечные часы ), залом Кайнургион ( «Новый [Зал]») и залы Лаусиакоса и Юстиниана , оба приписываемые Юстиниану II (годы правления 685–695 и 705–711). Богоматери Фаросской . Неподалеку, на юге или юго-востоке, располагалась и главная дворцовая часовня [ 3 ] [ 13 ]

Об оригинальном убранстве зала VI века ничего не известно. Скорее всего, здесь находилось изображение восседающего на троне Христа, которое должно было быть уничтожено около 730 года, в эпоху византийского иконоборчества . [ 14 ] Где-то между 856 и 866 годами, после падения иконоборцев, зал был украшен мозаикой в ​​монументальном стиле. [ 4 ] [ 15 ]

Что касается De Ceremoniis , то, что известно об украшении 9-го века, происходит из надписи, которая была найдена внутри зала и расшифрована в Греческой антологии 1.106. [ 16 ] Надпись датируется Кириллом Манго между 856 и 866 годами, поскольку ни императрица Феодора (годы правления 842–56; изгнана в 856 году), ни Василий I (коронованный соправителем в 866 году и единолично правивший с 867 по 886 год) не являются упомянул. [ 17 ] Надпись описывает торжество православия над иконоборчеством и убранство помещения. [ 17 ] [ 18 ] В тексте описывается, как над императорским престолом находилось изображение Христа на троне, а изображение над входом изображало Деву Марию , а рядом находились изображения Императора и Патриарха . [ 17 ] Скорее всего, Христос восседал на троне с «лирой» - такое же изображение можно увидеть на императорских монетах и ​​других византийских мозаиках. [ 14 ] Императора можно идентифицировать как Михаила III , а личность Патриарха неизвестна; большинство ученых идентифицируют его как Фотия , но некоторые предпочитают Мефодия . [ 17 ] В других местах были изображены ангелы, священники, апостолы и мученики. [ 17 ] Общее украшение было призвано усилить аналогию между небесным двором Христа и его византийским аналогом на земле, а также параллелизм между восседающим на троне Христом и восседающим на троне императором, который был его представителем. [ 4 ] [ 17 ] [ 18 ] конца X века Посол Кремоны Лиутпранд без колебаний назвал эту комнату «лучшей комнатой во дворце». [ 1 ] Феофан Континуат описывает замысловатые мозаики и украшения, имитирующие живые цветы и цветочные мотивы. Он также пишет о серебряном антуксе (вероятно, карнизе), который окружал внутреннюю часть здания, и утверждает, что он был установлен Константином VII. [ 5 ] [ 19 ]

Сложная система орнаментированных занавесей использовалась для разделения церемониальных пространств и направления движения придворных и процессий. [ 20 ] [ 11 ] [ 19 ]

В зале находилась ценная мебель, такая как Пентапиргион («Пять башен»), шкаф, построенный императором Феофилом (годы правления 829–842), в котором были выставлены драгоценные вазы, короны и другие ценные предметы. [ 21 ] Во время императорских банкетов здесь располагался позолоченный главный стол для тридцати высокопоставленных сановников, а также два-четыре дополнительных стола по 18 персон каждый. Иногда описывается, что у императора есть собственный стол, стоящий отдельно от остальных. [ 10 ] Полное церемониальное великолепие зала предназначалось для особых случаев, таких как банкеты для арабских посланников, описанные в « De Ceremoniis» : дополнительное освещение обеспечивалось большими люстрами, императорские регалии, реликвии и другие драгоценные предметы привозились из разных церквей и выставлялись напоказ. в апсидах, а трапеза сопровождалась музыкой двух серебряных и двух золотых органов, поставленных на паперти, а также хорами соборов Святой Софии и Святые апостолы . [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Кормак (2007), с. 304
  2. ^ Искусство Византийской империи 312-1453 гг.: источники и документы . Сирил А. Манго. Торонто: Университет Торонто Press совместно со Средневековой академией Америки. 1986. с. 128. ИСБН  0-8020-6627-5 . OCLC   14444113 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Костенец (2008)
  4. ^ Перейти обратно: а б с Кормак (2007), с. 305
  5. ^ Перейти обратно: а б Искусство Византийской империи 312-1453 гг.: источники и документы . Сирил А. Манго. Торонто: Университет Торонто Press совместно со Средневековой академией Америки. 1986. стр. 207–209. ISBN  0-8020-6627-5 . OCLC   14444113 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б с Кормак (2007), стр. 304–305.
  7. ^ Кормак (2007), стр. 305–306.
  8. ^ «Большая онлайн-энциклопедия Константинополя» . Constantinople.ehw.gr . Проверено 26 апреля 2022 г.
  9. ^ Уэстбрук, Найджел (2013). «Архитектурная интерпретация раннего византийского Большого дворца в Константинополе от Константина I до Ираклия» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Перейти обратно: а б Kazhdan (1991), p. 455
  11. ^ Перейти обратно: а б Византийский мир . Пол Стивенсон. Лондон: Рутледж. 2010. стр. 165–171. ISBN  978-0-415-44010-3 . OCLC   212849176 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  12. ^ Фихтенау (1978), с. 68
  13. ^ Kazhdan (1991), pp. 455–456
  14. ^ Перейти обратно: а б Брекенридж, Джеймс Д. (1980). «Христос на лирном престоле» . Документы Думбартон-Окса . 34/35: 247–260. дои : 10.2307/1291454 . ISSN   0070-7546 . JSTOR   1291454 .
  15. ^ Манго (1986), с. 184
  16. ^ «Эпиграмма 1.106 — Греческая антология» . anthologiagraeca.org Проверено 26 апреля 2022 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Искусство Византийской империи 312-1453 гг.: источники и документы . Сирил А. Манго. Торонто: Университет Торонто Press совместно со Средневековой академией Америки. 1986. с. 184. ИСБН  0-8020-6627-5 . OCLC   14444113 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  18. ^ Перейти обратно: а б Уокер, Алисия (2012). Император и мир: экзотические элементы и образ средневизантийской имперской власти, девятый-тринадцатый века нашей эры. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-00477-1 . OCLC   696605119 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Физерстоун, Майкл. «Хризотриклин глазами Де Церимониса» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  20. ^ Парани, Мария Г. (2018). «Опосредующее присутствие: занавеси в средне- и поздневизантийской императорской церемониальной и портретной живописи» . Византийские и новогреческие исследования . 42 (1): 1–25. дои : 10.1017/byz.2017.33 . ISSN   0307-0131 . S2CID   165811060 .
  21. ^ Kazhdan (1991), p. 455, 1625
  22. ^ Кормак (2007), с. 306

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcb3b867025518182756a3ffeea41772__1707604380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/72/dcb3b867025518182756a3ffeea41772.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chrysotriklinos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)