Хризотриклинос

Хризотриклинос Χρυσοτρίκλινος ( греч . X , «золотой зал приемов», ср. дворца с момента его строительства в конце VI до века триклиний), латинизированный как Chrysotriclinus или Chrysotriclinium, был главным приемным и церемониальным залом Большого Константинопольского века. век. Его внешний вид известен только благодаря литературным описаниям, в основном De Ceremoniis 10-го века , сборнику императорских церемоний, но, как главный символ императорской власти, он вдохновил на строительство Палатинской капеллы Карла Великого в Аахене .
История и функции
[ редактировать ]
Зал обычно приписывают императору Юстину II (годы правления 565–578), а его преемник Тиберий II (годы правления 578–582) завершил его и выполнил отделку. [ 1 ] [ 2 ] Однако византийские источники приводят противоречивые сведения: энциклопедия Суда приписывает здание Юстину I (годы правления 518–527), а Константинопольскую Родину — императору Маркиану (годы правления 450–457), хотя последний обычно отвергается как ненадежный. . Историк Жоаннес Зонарас отмечает, что Юстин II фактически реконструировал более раннее здание, которое предположительно было залом Гептаконха Юстиниана I (годы правления 527–565). [ 3 ]
После византийского иконоборчества он был снова украшен при императорах Михаиле III (годы правления 842–867) и Василии I (годы правления 866–886). В отличие от более ранних одноцелевых зданий Дафнинского крыла Большого дворца, оно сочетало в себе функции тронного зала для приемов и аудиенций с функциями банкетного зала. [ 3 ] [ 4 ] Феофан Континуат утверждает, что Константин III установил серебряные двери. [ 5 ] Поскольку к нему были пристроены и более поздние императорские покои, зал приобрел центральное положение в повседневной дворцовой церемониале, особенно в IX и X веках, до такой степени, что Константин VII Багрянородный (годы правления 945–959) называет его просто « дворец". [ 6 ] В частности, согласно De Ceremoniis , Хрисотриклинос служил для приема иностранных посольств, церемониального вручения почестей, места сбора для религиозных праздников и банкетного зала для особых праздников, таких как Пасха. [ 7 ] [ 8 ]
Таким образом, Хрисотриклинос стал центральной частью нового дворца Буколеон , образованного, когда император Никифор II (годы правления 963–969) окружил стеной южную, обращенную к морю часть Большого дворца. Однако с конца 11 века византийские императоры стали отдавать предпочтение Влахернскому дворцу в северо-западном углу города в качестве своей резиденции. [ 3 ] Латинские императоры (1204–1261) в основном использовали Буколеон, как и какое-то время после восстановления города в 1261 году Михаил VIII Палеолог (годы правления 1259–1282), пока восстанавливался Влахернский дворец. Впоследствии Большой дворец использовался редко и постепенно пришел в упадок. В последний раз Хрисотриклинос упоминается в 1308 году, хотя впечатляющие руины Большого дворца оставались на месте до конца Византийской империи. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Несмотря на его известность и частое упоминание в византийских текстах, полного описания Хризотриклиноса не существует. [ 1 ] Судя по фрагментарным литературным свидетельствам, зал, похоже, имел восьмиугольную форму, увенчанную куполом, параллельную другим зданиям VI века, таким как церковь Сергия и Вакха в Константинополе и базилика Сан-Витале в Равенне . [ 6 ] [ 9 ] Крыша была пронизана 16 окнами и поддержана 8 арками, образувшими камараи ( апсиды или ниши ). [ 10 ] [ 11 ] Форма и общие черты Хризотриклиноса позже были сознательно подражаны Карлом Великим при строительстве Палатинской капеллы , Ахенского дворца хотя Сан-Витале, расположенный в его владениях, послужил непосредственной архитектурной моделью. [ 12 ]

Внутри императорский трон располагался на восточной апсиде ( беме ), за бронзовыми перилами. Северо-восточная апсида была известна как «ораторское искусство святого Феодора». Он содержал императорскую корону и ряд святых реликвий, в том числе жезл Моисея , а также служил гардеробной императору. [ 1 ] Южная апсида вела в императорскую спальню ( койтон ) через серебряную дверь, установленную императором Константином VII. [ 6 ] Северная апсида была известна как Пантеон , зал ожидания для чиновников, тогда как северо-западная апсида, Диаитарикион , служила комнатой управляющего и была местом, где папии дворца оставляли его ключи, символ его должности, после Торжественное открытие зала каждое утро. [ 3 ] Главный зал Хрисотриклиноса был окружен рядом пристроек и залов: вестибюлем, известным как Трипетон , Часословом (названным так потому, что в нем, вероятно, находились солнечные часы ), залом Кайнургион ( «Новый [Зал]») и залы Лаусиакоса и Юстиниана , оба приписываемые Юстиниану II (годы правления 685–695 и 705–711). Богоматери Фаросской . Неподалеку, на юге или юго-востоке, располагалась и главная дворцовая часовня [ 3 ] [ 13 ]
Об оригинальном убранстве зала VI века ничего не известно. Скорее всего, здесь находилось изображение восседающего на троне Христа, которое должно было быть уничтожено около 730 года, в эпоху византийского иконоборчества . [ 14 ] Где-то между 856 и 866 годами, после падения иконоборцев, зал был украшен мозаикой в монументальном стиле. [ 4 ] [ 15 ]
Что касается De Ceremoniis , то, что известно об украшении 9-го века, происходит из надписи, которая была найдена внутри зала и расшифрована в Греческой антологии 1.106. [ 16 ] Надпись датируется Кириллом Манго между 856 и 866 годами, поскольку ни императрица Феодора (годы правления 842–56; изгнана в 856 году), ни Василий I (коронованный соправителем в 866 году и единолично правивший с 867 по 886 год) не являются упомянул. [ 17 ] Надпись описывает торжество православия над иконоборчеством и убранство помещения. [ 17 ] [ 18 ] В тексте описывается, как над императорским престолом находилось изображение Христа на троне, а изображение над входом изображало Деву Марию , а рядом находились изображения Императора и Патриарха . [ 17 ] Скорее всего, Христос восседал на троне с «лирой» - такое же изображение можно увидеть на императорских монетах и других византийских мозаиках. [ 14 ] Императора можно идентифицировать как Михаила III , а личность Патриарха неизвестна; большинство ученых идентифицируют его как Фотия , но некоторые предпочитают Мефодия . [ 17 ] В других местах были изображены ангелы, священники, апостолы и мученики. [ 17 ] Общее украшение было призвано усилить аналогию между небесным двором Христа и его византийским аналогом на земле, а также параллелизм между восседающим на троне Христом и восседающим на троне императором, который был его представителем. [ 4 ] [ 17 ] [ 18 ] конца X века Посол Кремоны Лиутпранд без колебаний назвал эту комнату «лучшей комнатой во дворце». [ 1 ] Феофан Континуат описывает замысловатые мозаики и украшения, имитирующие живые цветы и цветочные мотивы. Он также пишет о серебряном антуксе (вероятно, карнизе), который окружал внутреннюю часть здания, и утверждает, что он был установлен Константином VII. [ 5 ] [ 19 ]
Сложная система орнаментированных занавесей использовалась для разделения церемониальных пространств и направления движения придворных и процессий. [ 20 ] [ 11 ] [ 19 ]
В зале находилась ценная мебель, такая как Пентапиргион («Пять башен»), шкаф, построенный императором Феофилом (годы правления 829–842), в котором были выставлены драгоценные вазы, короны и другие ценные предметы. [ 21 ] Во время императорских банкетов здесь располагался позолоченный главный стол для тридцати высокопоставленных сановников, а также два-четыре дополнительных стола по 18 персон каждый. Иногда описывается, что у императора есть собственный стол, стоящий отдельно от остальных. [ 10 ] Полное церемониальное великолепие зала предназначалось для особых случаев, таких как банкеты для арабских посланников, описанные в « De Ceremoniis» : дополнительное освещение обеспечивалось большими люстрами, императорские регалии, реликвии и другие драгоценные предметы привозились из разных церквей и выставлялись напоказ. в апсидах, а трапеза сопровождалась музыкой двух серебряных и двух золотых органов, поставленных на паперти, а также хорами соборов Святой Софии и Святые апостолы . [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Кормак (2007), с. 304
- ^ Искусство Византийской империи 312-1453 гг.: источники и документы . Сирил А. Манго. Торонто: Университет Торонто Press совместно со Средневековой академией Америки. 1986. с. 128. ИСБН 0-8020-6627-5 . OCLC 14444113 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Костенец (2008)
- ^ Перейти обратно: а б с Кормак (2007), с. 305
- ^ Перейти обратно: а б Искусство Византийской империи 312-1453 гг.: источники и документы . Сирил А. Манго. Торонто: Университет Торонто Press совместно со Средневековой академией Америки. 1986. стр. 207–209. ISBN 0-8020-6627-5 . OCLC 14444113 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Кормак (2007), стр. 304–305.
- ^ Кормак (2007), стр. 305–306.
- ^ «Большая онлайн-энциклопедия Константинополя» . Constantinople.ehw.gr . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Уэстбрук, Найджел (2013). «Архитектурная интерпретация раннего византийского Большого дворца в Константинополе от Константина I до Ираклия» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Kazhdan (1991), p. 455
- ^ Перейти обратно: а б Византийский мир . Пол Стивенсон. Лондон: Рутледж. 2010. стр. 165–171. ISBN 978-0-415-44010-3 . OCLC 212849176 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Фихтенау (1978), с. 68
- ^ Kazhdan (1991), pp. 455–456
- ^ Перейти обратно: а б Брекенридж, Джеймс Д. (1980). «Христос на лирном престоле» . Документы Думбартон-Окса . 34/35: 247–260. дои : 10.2307/1291454 . ISSN 0070-7546 . JSTOR 1291454 .
- ^ Манго (1986), с. 184
- ^ «Эпиграмма 1.106 — Греческая антология» . anthologiagraeca.org Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Искусство Византийской империи 312-1453 гг.: источники и документы . Сирил А. Манго. Торонто: Университет Торонто Press совместно со Средневековой академией Америки. 1986. с. 184. ИСБН 0-8020-6627-5 . OCLC 14444113 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Уокер, Алисия (2012). Император и мир: экзотические элементы и образ средневизантийской имперской власти, девятый-тринадцатый века нашей эры. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00477-1 . OCLC 696605119 .
- ^ Перейти обратно: а б Физерстоун, Майкл. «Хризотриклин глазами Де Церимониса» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Парани, Мария Г. (2018). «Опосредующее присутствие: занавеси в средне- и поздневизантийской императорской церемониальной и портретной живописи» . Византийские и новогреческие исследования . 42 (1): 1–25. дои : 10.1017/byz.2017.33 . ISSN 0307-0131 . S2CID 165811060 .
- ^ Kazhdan (1991), p. 455, 1625
- ^ Кормак (2007), с. 306
Источники
[ редактировать ]- Кормак, Робин (2007). «Но разве это Искусство?». В Хоффмане, Ева Роуз Ф. (ред.). Позднеантичное и средневековое искусство Средиземноморья . Уайли-Блэквелл. стр. 301–314. ISBN 978-1-4051-2071-5 .
- Фихтенау, Генрих (1978). Каролингская империя . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-6367-0 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Костенец, Ян (6 апреля 2008 г.). «Хризотриклинос» . Энциклопедия эллинского мира, Константинополь . Проверено 20 сентября 2009 г.
- Физерстоун, Джон (2005). «Хрисотриклинос, видимый через De ceremoniis», в Л. М. Хоффманне (редактор), Между Полисом, провинцией и периферией (Висбаден, 2005) 845-852
- Физерстоун, Джон (2006). Большой дворец, отраженный в De Ceremoniis, в Bauer (ed.), Visualizations of Rule, Byzas 5 (2006) 47–61.
- Манго, Сирил А. (1986). Искусство Византийской империи 312-1453: Источники и документы . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-6627-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]