Дворец Ахена
50 ° 46'32 "N 6 ° 05'02" E / 50,77556 ° N 6,08389 ° E
представлял Ахенский дворец собой группу зданий жилого, политического и религиозного назначения, выбранных Карлом Великим в качестве центра власти Каролингской империи . Дворец располагался к северу от нынешнего города Ахен , сегодня в немецкой земле (или государстве) Северный Рейн-Вестфалия . Большая часть дворца Каролингов была построена в 790-х годах, но работы продолжались до смерти Карла Великого в 814 году. Планы, составленные Одо из Меца , были частью программы обновления королевства, принятой правителем. Сегодня большая часть дворца разрушена, но Палатинская капелла сохранилась и считается шедевром Каролингской архитектуры и характерным образцом архитектуры Каролингского Возрождения .
Исторический контекст
[ редактировать ]Дворец до Карла Великого
[ редактировать ]В древние времена римляне выбрали Аахен из-за его термальных источников и его передового положения по отношению к Германии . Участок, получивший название Aquae Granni , был оборудован площадью 50 акров (20 га). [1] терм , которые использовались с I по IV века. [2] Римский город вырос за счет терм в соответствии с классической сеткой, аналогичной плану лагерей римских легионеров . Дворец использовался для размещения губернатора провинции или императора. В IV веке город и дворец были разрушены во время нашествия варваров . Хлодвиг сделал Париж столицей Франкского королевства , а Ахенский дворец был заброшен до прихода династии Каролингов. Пиппинидские . мэры дворца провели некоторые реставрационные работы, но в то время это была всего лишь одна резиденция среди других Франкский двор был странствующим, и правители двигались в зависимости от обстоятельств. Около 765 года Пипин Короткий приказал возвести дворец на остатках старого римского здания; он восстановил термы и удалил языческих идолов . [3] Придя к власти в 768 году, Карл Великий проводил время в Аахене, а также на виллах Австразии других . [2] В 790-х годах он решил осесть, чтобы более эффективно управлять сначала своим королевством, а затем и империей.
Выбор Ахена
[ редактировать ]Место для Ахена было выбрано Карлом Великим после тщательного рассмотрения в ключевой момент его правления. [4] С момента своего прихода к власти как король франков Карл Великий руководил многочисленными военными экспедициями, которые одновременно пополнили его казну и расширили его владения, особенно на Восток. Он завоевал языческую Саксонию в 772–780 годах, но эта территория сопротивлялась, и война с саксами продолжалась около тридцати лет. Карл Великий положил конец германскому обычаю странствующего двора, переезжавшего с места на место, и основал постоянную столицу. С возрастом он уменьшил частоту военных экспедиций и после 806 г. практически не покидал Аахена. [5]
Географическое положение Аахена было решающим фактором в выборе Карла Великого: это место располагалось в Каролингском центре Австралии , колыбели его семьи, к востоку от реки Маас , на перекрестке сухопутных дорог и на притоке Рура называемом , Вурм . С тех пор Карл Великий оставил управление южными областями своему сыну Людовику , названному королем Аквитании . [6] что позволило ему проживать на Севере.
Кроме того, обосновавшись в Аахене, Карл Великий смог с более близкой позиции контролировать операции в Саксонии. [7] Карл Великий рассматривал и другие преимущества этого места: окруженный лесом, изобилующим дичью, он намеревался посвятить себя охоте в этом районе. [8] Стареющий император также мог извлечь выгоду из горячих источников Ахена.
Ученые эпохи Каролингов представили Карла Великого как «Нового Константина »; в этом контексте ему нужна была столица и дворец, достойный этого имени. [9] [10] Он Рим Папе . оставил Соперничество с Византийской империей [8] привел Карла Великого к строительству великолепного дворца. Пожар, уничтоживший его дворец в Вормсе в 793 году. [11] также призвал его следовать такому плану.
Важность проекта, порученного Одо из Меца
[ редактировать ]Историкам почти ничего не известно об архитекторе Аахенского дворца Одо Мецком . Его имя появляется в произведениях Эгинхарда Карла Великого (ок. 775–840), биографа . Предполагается, что он был образованным священнослужителем, знакомым с гуманитарными науками , особенно с квадривией . Вероятно, он читал Витрувия трактат об архитектуре « De Architectura» . [12]
Решение о строительстве дворца было принято в конце 780-х или начале 790-х годов, еще до того, как Карл Великий носил титул императора. Работы начались в 794 году. [13] и продолжалось несколько лет. Ахен быстро стал любимой резиденцией государя. После 807 года он уже почти не покидал ее. Из-за отсутствия достаточной документации невозможно узнать количество занятых рабочих, но размеры здания позволяют предположить, что их было много.
Геометрия выбранного плана была очень простой: Одо из Меца решил сохранить схему римских дорог и вписать площадь в 360 каролингских футов , или квадрат со стороной 120 метров. [14] [15] Площадь окружила территорию площадью 50 акров. [16] разделен на четыре части осью Север-Юг (каменная галерея) и осью Восток-Запад (бывшая римская дорога , декуманус ). К северу от этой площади находился зал совета, к югу — Палатинская капелла. Архитектор нарисовал треугольник на восток, чтобы соединить термы с дворцовым комплексом. Двумя наиболее известными зданиями являются зал совета (ныне исчезнувший) и Палатинская капелла, входящая в состав собора . Остальные постройки практически не идентифицированы. [17] Часто построенные в деревянном каркасе из дерева и кирпича , они были разрушены. Наконец, дворцовый комплекс был окружен стеной. [18]
Прибытие двора в Аахен и строительные работы стимулировали активность в городе, которая переживала рост в конце 8-го и начале 9-го веков, поскольку рядом со двором селились ремесленники, торговцы и лавочники. Некоторые важные люди жили в домах внутри города. Члены Дворцовой Академии и советники Карла Великого, такие как Эгинхард и Ангильберт, владели домами недалеко от дворца. [18]
Зал Совета
[ редактировать ]Большой Зал Совета ( aula regia или aula palatina на латыни), расположенный к северу от дворцового комплекса, использовался для размещения речей, произносимых императором один раз в год. По этому случаю собрались высшие чиновники Каролингской империи, сановники и иерархия власти: графы , вассалы короля, епископы и аббаты . Генеральная ассамблея обычно проводилась в мае. Участники обсудили важные политические и правовые вопросы. Капитулярии , написанные секретарями Ахена канцелярии , подытоживали принятые решения. В этом здании также проходили официальные церемонии и приемы посольств . Описывая коронацию Людовика, сына Карла Великого, Эрмольд Черный утверждает, что там Карл Великий «говорил со своего золотого престола». [19]
Размеры зала (1000 м 2 ) были рассчитаны на прием нескольких сотен человек одновременно: [20] Хотя здание было разрушено, известно, что оно имело длину 47,42 метра, ширину 20,76 метра и высоту 21 метр. [15] кажется, основан на римской палатине Трира План , . Здание было кирпичным, по форме напоминало гражданскую базилику с тремя апсидами : самой большой (17,2 м), [15] расположенный на западе, был посвящен королю и его свите. Две другие апсиды, северная и южная, были меньше. Свет проникал через два ряда окон. Внутренняя часть, вероятно, была украшена картинами с изображением героев как античных времен, так и современников. [3] Деревянная галерея опоясывала здание между двумя рядами окон. Из этой галереи был виден рынок , проходивший к северу от дворца. Доступ в здание обеспечивала галерея с портиками на южной стороне зала. Южная апсида прорезала середину этого входа. [3]
Палатинская капелла
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Палатинская капелла располагалась на другой стороне дворцового комплекса, на юге. Каменная галерея соединяла его с aula regia . Он символизировал еще один аспект власти Карла Великого — религиозную власть. Легенда гласит, что здание было освящено в 805 году папой Львом III . [8] в честь Девы Марии , Матери Христа.
Несколько зданий, используемых священнослужителями часовни, были расположены в форме латинского креста : курия на востоке, офисы на севере и юге, а также выступающая часть ( Вестбау [21] ) и атриум с экседрами на западе. Но центральной частью была часовня, покрытая восьмиугольным куполом шириной 16,54 метра и высотой 31 метр . [22] [23] Восемь массивных колонн принимают на себя нагрузку больших аркад . Неф ; окружен нефом первого этажа, расположенный под куполом , здесь стояли дворцовые слуги. [24]
Два дополнительных этажа ( трибуны ) выходят в центральное пространство полукруглыми арками, поддерживаемыми колоннами. Внутренняя сторона принимает форму восьмиугольника , тогда как внешняя сторона превращается в шестнадцатигранный многоугольник . В часовне было два хора, расположенные на востоке и западе. Король восседал на троне из белых мраморных плит, на западе второго этажа, в окружении своих ближайших придворных. Таким образом, ему открывался вид на три алтаря : алтарь Спасителя прямо перед ним, алтарь Девы Марии на первом этаже и алтарь Святого Петра в дальнем конце западного хора.
Карл Великий хотел, чтобы его часовня была великолепно украшена, поэтому он заказал массивные бронзовые двери в литейном цеху под Аахеном. Стены были покрыты мрамором и полихромным камнем. [25] Колонны, видимые и сегодня, были вывезены из зданий в Равенне и Риме с разрешения Папы.
Стены и купол были покрыты мозаикой , усиленной как искусственным освещением, так и внешним светом, проникающим через окна. Эгинхард дает описание внутренней части своей жизни Карла Великого (ок. 825–826):
[...] Поэтому он [Карл Великий] построил прекрасную базилику в Аахене, которую украсил золотом, серебром и лампами, а также перилами и дверями из твердой латуни. Колонны и мрамор для этого сооружения он приказал привезти из Рима и Равенны, так как не мог найти подходящих где-либо еще. [...] Он снабдил его большим количеством священных сосудов из золота и серебра и таким количеством священнических одежд, что даже привратники, выполняющие самые скромные должности в церкви, не были обязаны носить свою повседневную одежду, когда находились в церкви. осуществление своих обязанностей. [26]
Символизм
[ редактировать ]Одо из Меца применил христианскую символику к цифрам и цифрам. Здание было задумано как изображение небесного Иерусалима , Царства Божия, описанного в Апокалипсисе . [27] Внешний периметр купола составляет ровно 144 каролингских фута, тогда как периметр небесного Иерусалима, идеального города, нарисованного ангелами , составляет 144 локтя . Мозаика купола, скрытая сегодня за реставрацией XIX века, изображала Христа в Величестве с 24 старцами Апокалипсиса. Другие мозаики на сводах нефа развивают эту тему, изображая небесный Иерусалим. Трон Карла Великого, расположенный на западе второго этажа, располагался на седьмой ступени помоста. [28]
Другие здания
[ редактировать ]Казначейство и архивы
[ редактировать ]Сокровищница дворца располагались в башне , и архивы примыкающей к большому залу, на севере комплекса. [3] [17] Камергер был офицером , ответственным за казну и гардероб правителей. Управление финансами легло на архиепеллана , которому помогал казначей . [29] В казну собирались подарки, приносимые важными людьми королевства во время генеральных собраний или иностранными посланниками. Это составило разнородную коллекцию предметов, начиная от драгоценных книг и заканчивая оружием и одеждой. Король также покупал товары у купцов, посещавших Аахен.
Канцлер отвечал за архивы. В канцелярии работало несколько писцов и нотариусов, которые записывали дипломы , капитуляры и королевскую корреспонденцию. Агентами королевской канцелярии в основном были священнослужители часовни.
Галерея
[ редактировать ]Крытая галерея имела длину сто метров. Он соединял зал совета с часовней; монументальное крыльцо посередине использовалось в качестве главного входа. На втором этаже располагалась комната для судебных заседаний. В этом месте король отправлял правосудие, хотя дела, в которых были замешаны важные люди, решались в aula regia . Когда король был в отъезде, эта задача легла на дворцового графа . Вероятно, здание также использовалось как гарнизон . [3]
Термы
[ редактировать ]Термальный комплекс , расположенный на Юго-востоке, имел площадь 50 акров и включал в себя несколько построек возле источников Императора и Квирина . Эгинхард упоминает бассейн , в котором одновременно могли разместиться сто пловцов: [30]
[...] [Карл Великий] наслаждался дыханием природных теплых источников и часто занимался плаванием, в котором он был настолько искусным, что никто не мог превзойти его; и поэтому он построил свой дворец в Экс-ла-Шапель и постоянно жил там в последние годы своей жизни до самой смерти. Он приглашал в баню не только своих сыновей, но и дворян и друзей, а время от времени отряд своей свиты или телохранителей, так что иногда вместе с ним купались сто или более человек. [26]
Другие здания для других функций
[ редактировать ]Остальные здания идентифицировать нелегко из-за отсутствия достаточно подробных письменных отчетов. Покои Карла Великого и его семьи, по-видимому, располагались в северо-восточной части дворцового комплекса; его комната могла находиться на втором этаже. [3] Некоторые из слуг , должно быть, жили в западной части. дворцовых [1] [31] и некоторые в городе. Говорят, что у императора была библиотека. [32] но его точное местоположение трудно оценить. Во дворце также располагались и другие помещения, посвященные художественному творчеству: скрипторий , в котором было написано несколько драгоценных рукописей ( Сакраментарий Дрого , Евангелистский Годескальк …), ювелирная мастерская. [33] и мастерская по изготовлению слоновой кости . Здесь также находился монетный двор , который работал еще в 13 веке.
Во дворце также размещалась литературная деятельность Дворцовой академии. Этот кружок ученых не собирался в определенном здании: Карл Великий любил слушать стихи, пока купался и ел. Дворцовая школа давала образование детям правителя и «кормленным» ( nutriti на латыни), сыновьям аристократов, которые должны были служить королю.
За пределами дворцового комплекса располагались также гинекей , казармы , приют , [17] охотничий парк и зверинец , в котором жил слон Абул-Аббас , подаренный багдадским халифом Харуном ар-Рашидом . Эрмолд Нигеллус описывает это место в своих «Стихах о Людовике Благочестивом» (первая половина IX века).
Это место каждый день посещали толпы людей: придворные, ученые, аристократы, купцы, а также нищие и бедняки, которые приходили просить о милостыне . [34] Внутренние дела находились в ведении таких офицеров , как дворецкий , сенешаль , камергер . [35]
Символическая интерпретация дворца
[ редактировать ]Римское наследие и византийская модель
[ редактировать ]Дворец заимствует несколько элементов римской цивилизации. Аула Палатина следует базиликальному плану. Базилики в древности были общественными зданиями, где обсуждались дела города. Часовня построена по образцу Древнего Рима: на решетках представлены античные украшения ( акант [36] ), а колонны увенчаны коринфскими капителями . Император был похоронен в Палатинской капелле в мраморном саркофаге II века , украшенном изображением похищения Прозерпины . [18] [37] Ученые времен Карла Великого прозвали Ахен «Вторым Римом».
Карл Великий хотел соревноваться с другим императором своего времени: Василевсом Константинопольским . [9] Купол и мозаика часовни выполнены в византийском стиле. Сам план вдохновлен базиликой Сан-Витале в Равенне , построенной Юстинианом I в VI веке. Другие эксперты указывают на сходство с церковью Святых Сергия и Вакха , Константинопольским Хрисотриклиносом и главным тронным залом Большого Константинопольского дворца . Во время религиозных служб Карл Великий стоял на галерее второго этажа, как и император в Константинополе . [3]
Одо из Меца, VIII века вероятно, также был вдохновлен ломбардским дворцом в Павии , часовня которого была украшена мозаикой и картинами. [17] Хотя он, возможно, путешествовал по Италии, маловероятно, что он посетил Константинополь.
Франкский стиль
[ редактировать ]Хотя в зданиях Аахена можно увидеть множество отсылок к римским и византийским моделям, Одо из Меца выразил свой талант франкского архитектора и, несомненно, привнес в него разные элементы. дворец отличается также От архитектуры Меровингов масштабностью и многообразием объемов. [38] Свод часовни иллюстрирует оригинальное мастерство Каролингов. [39] особенно в амбулаторном, увенчанном паховым сводом . [3] В то время как византийские императоры сидели на востоке и наблюдали за своими должностями, Карл Великий сидел на западе. Наконец, для Северной Европы были типичны деревянные постройки и техника фахверка.
Таким образом, дворец Карла Великого был не просто копией классических и византийских моделей: это был скорее синтез различных влияний, как отражение Каролингской империи . Как и Каролингский Ренессанс , дворец был продуктом ассимиляции нескольких культур и наследия.
Имперская централизация и единство
[ редактировать ]Планировка небного комплекса прекрасно реализовала союз двух властей: духовную власть представляла часовня на юге, а светскую власть - Зал Совета на севере. Оба они были связаны галереей. Со времен Пипина Короткого , отца Карла Великого, короли Каролингов были священны и получали свою власть от Бога. Сам Карл Великий хотел повлиять на религиозные вопросы посредством своих реформ и многочисленных вселенских соборов и синодов , проходивших в Аахене. Установив резиденцию власти и суда в Аахене, Карл Великий знал, что ему будет легче контролировать своих близких. Дворец был сердцем столицы, собирая сановников со всей Империи.
После Карла Великого
[ редактировать ]Модель для других дворцов
[ редактировать ]Трудно сказать, действительно ли другие дворцы Каролингов имитировали дворец Аахена, поскольку большинство из них были разрушены. Однако постройки Аахена были не единственными, предпринятыми при Карле Великом: 16 соборов , 232 монастыря и 65 королевских дворцов. между 768 и 814 годами было построено [40] Палатинская капелла в Ахене, по-видимому, была имитирована несколькими другими зданиями того же типа: восьмиугольная молельня Жерминьи -де-Пре , построенная в начале 9 века для Теодульфа Орлеанского, по-видимому, имела прямое отношение. Коллегиальная церковь Льежа была построена в 10 веке по плану небной капеллы. Оттмарсхайма Церковь в Эльзасе также имеет центрированный план, но была построена позже (11 век). Влияние часовни Аахена также ощущается в Компьене. [41] и в других немецких религиозных зданиях (таких как церковь аббатства Эссена ).
История дворца после Карла Великого
[ редактировать ]Карл Великий был похоронен в часовне в 814 году. Его сын и преемник, император Людовик Благочестивый , использовал дворец Ахена, не делая его своей исключительной резиденцией. Он оставался там зимой [18] до Пасхи . несколько важных соборов . В начале 9 века в Эксе было проведено [42] Течения 817 и 836 годов проходили в зданиях, прилегающих к часовне. [18] В 817 году Людовик Благочестивый имел [ нужны разъяснения ] его старший сын Лотарь в присутствии франков.
По Верденскому договору 843 года Каролингская империя была разделена на три королевства. Затем Аахен был включен в состав Средней Франции . Лотарь I (840–855) и Лотарь II (855–869). Во дворце жили [18] Когда он умер, дворец потерял свое политическое и культурное значение. Лотарингия стала полем соперничества между королями Западной и Восточной Франции . Он несколько раз разделялся и, наконец, перешел под контроль Германии при Генрихе I Птицеловце (876–936).
И все же память об Империи Карла Великого осталась свежа и стала символом немецкой мощи. В X веке Оттон I (912–973) был коронован королем Германии в Аахене. [43] (936). Церемония, состоящая из трех частей, проходила в нескольких местах внутри дворца: сначала во дворе (выборы герцогов ) , затем в часовне (вручение знаков королевства) и, наконец, во дворце (банкет). [44] Во время церемонии Отто восседал на троне Карла Великого. Впоследствии и до 16 века все немецкие императоры короновались сначала в Аахене, а затем в Риме, что подчеркивает приверженность политическому наследию Карла Великого. Золотая булла 1356 года подтвердила, что коронации должны проходить в небной часовне.
Оттон II (955–983) жил в Аахене со своей женой Феофану . Летом 978 года Лотарь Французский совершил набег на Аахен, но императорская семья избежала плена. Рассказывая об этих событиях, Ричер из Реймса заявляет о существовании бронзового орла, точное местонахождение которого неизвестно:
[...] Бронзовый орел, которого Карл Великий установил на вершине дворца в полете, был повернут обратно на восток. Немцы повернули его на Запад, чтобы показать, что их кавалерия может победить французов, когда они захотят [...]. [45]
В 881 году набег викингов повредил дворец и часовню. В 1000 году император Священной Римской империи Оттон III приказал открыть гробницу Карла Великого. По словам двух летописцев XI века, его нашли сидящим на троне с короной и скипетром в руках . [46] Однако Эгинхард не упоминает об этом в своей биографии императора. В то же время почитание Карла Великого стало привлекать паломников к часовне . В XII веке Фридрих Барбаросса поместил тело Каролингского императора в реликварий и ходатайствовал перед Папой о его канонизации ; мощи были разбросаны по всей империи. Сокровища Аахена начали пополняться многочисленными дарами от французских и немецких королей и принцев.
Между 1355 и 1414 годами апсида к восточному концу часовни была пристроена . Ратуша была построена с 1267 года на месте Зала Совета. Во время Французской революции французы оккупировали Ахен и разграбили его сокровища. Прежде чем выбрать Нотр-Дам де Пари , Наполеон I какое-то время рассматривал возможность проведения своей императорской коронации в Аахене. [47] В 1978 году собор, включая часовню, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Часовня была восстановлена в 1884 году . .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 104
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 285
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час П. Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , с. 57
- ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 92
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 582
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 287
- ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, стр. 92–93
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Г. Демианс д'Аршимбо , Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 76
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П. Рише, Каролинги. Семья, создавшая Европу , 1983, с. 326
- ^ М. Дюрлиа, Des barbares à l'an Mil , 1985, с. 145
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 288
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 502
- ^ Кристиан Бонне (реж.), Общества в Европе (середина VI и век – конец 9 века и век) , Париж, Эллипсы, 2002, ISBN 978-2729812317 , с. 184
- ^ Каролингский фут соответствует 0,333 метра.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 103
- ^ П. Рише, Каролинги… , 1983, с. 325
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Режин Ле Жан, Общество Высокого Средневековья, VI и – IX и век , Париж, Арманд Колен, 2003 год, ISBN 2-200-26577-8 , с. 120
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж П. Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , с. 58
- ^ Эрмольд Черный, Поэма о Людовике Благочестивом и послания королю Пепену , отредактированный и переведенный Эдмоном Фаралем, Париж, Les Belles Lettres, 1964, стр. 53
- ^ П. Рише, Каролинги. Семья, создавшая Европу , 1983, с. 131
- ^ Крыльцо, окруженное двумя лестничными башнями, предшественник Вестворкса.
- ^ Коллектив, Большой атлас мировой архитектуры , Encyclopædia Universalis, 1982, ISBN 2-85229-971-2 , с. 1888 г.
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 505
- ^ Г. Демианс д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 81
- ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 127
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Источник: Эйнхард: «Жизнь Карла Великого», перевод Сэмюэля Эпеса Тернера (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1880). http://www.fordham.edu/halsall/basis/einhard.html
- ^ Апокалипсис , XXI, 17. Читайте онлайн на Wikisource (на французском языке).
- ^ Тереза Робин, Средневековая Германия , Париж, Арман Колен, 1998, ISBN 2-200-21883-4 , с. 136
- ^ Жан-Пьер Брунтерк, Архивы Франции , том 1 (V и – XI и века), Париж, Файяр, ISBN 2-213-03180-0 , с. 244
- ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 105
- ^ Г. Демианс д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 78
- ^ существование подтверждено Эгинхардом, Жизнь Карла Великого , перевод и издание Луи Халфена, Париж, Les Belles Lettres, 1994, стр. 99
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 513
- ^ Жан-Пьер Брунтерк, Архивы Франции , том 1 (V и – XI и века), Париж, Файяр, ISBN 2-213-03180-0 , с. 243
- ^ Об организации дворца см. описание Реймского архиепископа Хинкмара , Письмо об организации дворца , Париж, Палео, 2002 г., ISBN 2-913944-63-9
- ^ Г. Демианс д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 80
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 592
- ^ Петр Скубишевский, Искусство Высокого Средневековья , Париж, Librairie Générale française, 1998, ISBN 2-253-13056-7 , с. 287
- ^ Коллектив, Большой атлас мировой архитектуры , Encyclopædia Universalis, 1982, ISBN 2-85229-971-2 , с. 1888 г.
- ^ М. Дюрлиа, Des barbares à l'an Mil , 1985, с. 148
- ^ П. Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , с. 59
- ^ Тереза Робин, Средневековая Германия , Париж, Арман Колен, 1998, ISBN 2-200-21883-4 , с. 35
- ^ Тереза Робин, Средневековая Германия , Париж, Арман Колен, 1998, ISBN 2-200-21883-4 , с. 40
- ^ П. Рише, Каролинги. Семья, сделавшая Европу , 1983, с. 247
- ^ Рише, История Франции (888–995) , том 2, издание и перевод Робера Латуша, Париж, Les Belles Lettres, 1964, стр. 89
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 590
- ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 691
Ссылки
[ редактировать ]- Ален Эрланд-Брандебург, Анн-Бенедикт Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры, том 1: от средневековья до Возрождения, IV и – XVI и век , 1999, Париж, Editions du Patrimoine, ISBN 2-85620-367-1 .
- Габриэль Демианс Д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , Париж, Колен, 3 и издание, 1968, 1992, ISBN 2-200-31304-7 .
- Марсель Дюрлиа, Des barbares à l'an Mil , Париж, издания citadelles et Mazenod, 1985, ISBN 2-85088-020-5 .
- Жан Фавье, Карл Великий , Париж, Файяр, 1999 год, ISBN 2-213-60404-5 .
- Жан Юбер, Жан Порше, В. Ф. Вольбах, Каролингская империя , Париж, Галлимар, 1968 год.
- Феликс Креуш, «Пфальцская капелла Карла Великого в Эксе», в Les Dossiers d’archéologie , № 30, 1978, страницы 14–23.
- Пьер Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , Париж, Ашетт, 1973 г.
- Пьер Рише, Каролинги. Семья, сделавшая Европу , Париж, Ашетт, 1983 год. ISBN 2-01-019638-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ахенским дворцом , на Викискладе?
- (на французском языке) Ахенский собор в фотографиях