Jump to content

Дворец Ахена

Координаты : 50 ° 46'32 "N 6 ° 05'02" E  /  50,77556 ° N 6,08389 ° E  / 50,77556; 6.08389

 WikiMiniAtlas
50 ° 46'32 "N 6 ° 05'02" E  /  50,77556 ° N 6,08389 ° E  / 50,77556; 6.08389

Возможная реконструкция дворца Карла Великого.

представлял Ахенский дворец собой группу зданий жилого, политического и религиозного назначения, выбранных Карлом Великим в качестве центра власти Каролингской империи . Дворец располагался к северу от нынешнего города Ахен , сегодня в немецкой земле (или государстве) Северный Рейн-Вестфалия . Большая часть дворца Каролингов была построена в 790-х годах, но работы продолжались до смерти Карла Великого в 814 году. Планы, составленные Одо из Меца , были частью программы обновления королевства, принятой правителем. Сегодня большая часть дворца разрушена, но Палатинская капелла сохранилась и считается шедевром Каролингской архитектуры и характерным образцом архитектуры Каролингского Возрождения .

Упрощенный план: 1 = зал совета; 2 = крыльцо; 3 = казначейство и архивы; 4 = галерея; 5 = трибунал и гарнизон; 6 = метатория; 7 = курия; 8 = секретариат; 9 = часовня; 10 = атриум; 11 = термы

Исторический контекст

[ редактировать ]

Дворец до Карла Великого

[ редактировать ]
Строительство Аахена, освещение Жана Фуке , в «Больших хрониках Франции» , 15 век. Карл Великий на переднем плане.

В древние времена римляне выбрали Аахен из-за его термальных источников и его передового положения по отношению к Германии . Участок, получивший название Aquae Granni , был оборудован площадью 50 акров (20 га). [1] терм , которые использовались с I по IV века. [2] Римский город вырос за счет терм в соответствии с классической сеткой, аналогичной плану лагерей римских легионеров . Дворец использовался для размещения губернатора провинции или императора. В IV веке город и дворец были разрушены во время нашествия варваров . Хлодвиг сделал Париж столицей Франкского королевства , а Ахенский дворец был заброшен до прихода династии Каролингов. Пиппинидские . мэры дворца провели некоторые реставрационные работы, но в то время это была всего лишь одна резиденция среди других Франкский двор был странствующим, и правители двигались в зависимости от обстоятельств. Около 765 года Пипин Короткий приказал возвести дворец на остатках старого римского здания; он восстановил термы и удалил языческих идолов . [3] Придя к власти в 768 году, Карл Великий проводил время в Аахене, а также на виллах Австразии других . [2] В 790-х годах он решил осесть, чтобы более эффективно управлять сначала своим королевством, а затем и империей.

Выбор Ахена

[ редактировать ]
Статуя Карла Великого перед ратушей Ахена

Место для Ахена было выбрано Карлом Великим после тщательного рассмотрения в ключевой момент его правления. [4] С момента своего прихода к власти как король франков Карл Великий руководил многочисленными военными экспедициями, которые одновременно пополнили его казну и расширили его владения, особенно на Восток. Он завоевал языческую Саксонию в 772–780 годах, но эта территория сопротивлялась, и война с саксами продолжалась около тридцати лет. Карл Великий положил конец германскому обычаю странствующего двора, переезжавшего с места на место, и основал постоянную столицу. С возрастом он уменьшил частоту военных экспедиций и после 806 г. практически не покидал Аахена. [5]

Географическое положение Аахена было решающим фактором в выборе Карла Великого: это место располагалось в Каролингском центре Австралии , колыбели его семьи, к востоку от реки Маас , на перекрестке сухопутных дорог и на притоке Рура называемом , Вурм . С тех пор Карл Великий оставил управление южными областями своему сыну Людовику , названному королем Аквитании . [6] что позволило ему проживать на Севере.

Каролингская империя и ее столица Ахен в начале 9 века.

Кроме того, обосновавшись в Аахене, Карл Великий смог с более близкой позиции контролировать операции в Саксонии. [7] Карл Великий рассматривал и другие преимущества этого места: окруженный лесом, изобилующим дичью, он намеревался посвятить себя охоте в этом районе. [8] Стареющий император также мог извлечь выгоду из горячих источников Ахена.

Модель Ахенского дворца

Ученые эпохи Каролингов представили Карла Великого как «Нового Константина »; в этом контексте ему нужна была столица и дворец, достойный этого имени. [9] [10] Он Рим Папе . оставил Соперничество с Византийской империей [8] привел Карла Великого к строительству великолепного дворца. Пожар, уничтоживший его дворец в Вормсе в 793 году. [11] также призвал его следовать такому плану.

Важность проекта, порученного Одо из Меца

[ редактировать ]
Эгинхард — биограф Карла Великого; имя архитектора Ахенского дворца известно благодаря его работам (иллюминация 14-15 веков).

Историкам почти ничего не известно об архитекторе Аахенского дворца Одо Мецком . Его имя появляется в произведениях Эгинхарда Карла Великого (ок. 775–840), биографа . Предполагается, что он был образованным священнослужителем, знакомым с гуманитарными науками , особенно с квадривией . Вероятно, он читал Витрувия трактат об архитектуре « De Architectura» . [12]

Решение о строительстве дворца было принято в конце 780-х или начале 790-х годов, еще до того, как Карл Великий носил титул императора. Работы начались в 794 году. [13] и продолжалось несколько лет. Ахен быстро стал любимой резиденцией государя. После 807 года он уже почти не покидал ее. Из-за отсутствия достаточной документации невозможно узнать количество занятых рабочих, но размеры здания позволяют предположить, что их было много.

Геометрия выбранного плана была очень простой: Одо из Меца решил сохранить схему римских дорог и вписать площадь в 360 каролингских футов , или квадрат со стороной 120 метров. [14] [15] Площадь окружила территорию площадью 50 акров. [16] разделен на четыре части осью Север-Юг (каменная галерея) и осью Восток-Запад (бывшая римская дорога , декуманус ). К северу от этой площади находился зал совета, к югу — Палатинская капелла. Архитектор нарисовал треугольник на восток, чтобы соединить термы с дворцовым комплексом. Двумя наиболее известными зданиями являются зал совета (ныне исчезнувший) и Палатинская капелла, входящая в состав собора . Остальные постройки практически не идентифицированы. [17] Часто построенные в деревянном каркасе из дерева и кирпича , они были разрушены. Наконец, дворцовый комплекс был окружен стеной. [18]

Прибытие двора в Аахен и строительные работы стимулировали активность в городе, которая переживала рост в конце 8-го и начале 9-го веков, поскольку рядом со двором селились ремесленники, торговцы и лавочники. Некоторые важные люди жили в домах внутри города. Члены Дворцовой Академии и советники Карла Великого, такие как Эгинхард и Ангильберт, владели домами недалеко от дворца. [18]

Зал Совета

[ редактировать ]
Расположение зала во дворце (красный)

Большой Зал Совета ( aula regia или aula palatina на латыни), расположенный к северу от дворцового комплекса, использовался для размещения речей, произносимых императором один раз в год. По этому случаю собрались высшие чиновники Каролингской империи, сановники и иерархия власти: графы , вассалы короля, епископы и аббаты . Генеральная ассамблея обычно проводилась в мае. Участники обсудили важные политические и правовые вопросы. Капитулярии , написанные секретарями Ахена канцелярии , подытоживали принятые решения. В этом здании также проходили официальные церемонии и приемы посольств . Описывая коронацию Людовика, сына Карла Великого, Эрмольд Черный утверждает, что там Карл Великий «говорил со своего золотого престола». [19]

Базилика Константина в Трире, Германия, вероятно, использовалась в качестве модели для Зала Совета Аахена.

Размеры зала (1000 м 2 ) были рассчитаны на прием нескольких сотен человек одновременно: [20] Хотя здание было разрушено, известно, что оно имело длину 47,42 метра, ширину 20,76 метра и высоту 21 метр. [15] кажется, основан на римской палатине Трира План , . Здание было кирпичным, по форме напоминало гражданскую базилику с тремя апсидами : самой большой (17,2 м), [15] расположенный на западе, был посвящен королю и его свите. Две другие апсиды, северная и южная, были меньше. Свет проникал через два ряда окон. Внутренняя часть, вероятно, была украшена картинами с изображением героев как античных времен, так и современников. [3] Деревянная галерея опоясывала здание между двумя рядами окон. Из этой галереи был виден рынок , проходивший к северу от дворца. Доступ в здание обеспечивала галерея с портиками на южной стороне зала. Южная апсида прорезала середину этого входа. [3]

Палатинская капелла

[ редактировать ]

Описание

[ редактировать ]
Часть Палатинской капеллы
Интерьер Палатинской капеллы

Палатинская капелла располагалась на другой стороне дворцового комплекса, на юге. Каменная галерея соединяла его с aula regia . Он символизировал еще один аспект власти Карла Великого — религиозную власть. Легенда гласит, что здание было освящено в 805 году папой Львом III . [8] в честь Девы Марии , Матери Христа.

Несколько зданий, используемых священнослужителями часовни, были расположены в форме латинского креста : курия на востоке, офисы на севере и юге, а также выступающая часть ( Вестбау [21] ) и атриум с экседрами на западе. Но центральной частью была часовня, покрытая восьмиугольным куполом шириной 16,54 метра и высотой 31 метр . [22] [23] Восемь массивных колонн принимают на себя нагрузку больших аркад . Неф ; окружен нефом первого этажа, расположенный под куполом , здесь стояли дворцовые слуги. [24]

Два дополнительных этажа ( трибуны ) выходят в центральное пространство полукруглыми арками, поддерживаемыми колоннами. Внутренняя сторона принимает форму восьмиугольника , тогда как внешняя сторона превращается в шестнадцатигранный многоугольник . В часовне было два хора, расположенные на востоке и западе. Король восседал на троне из белых мраморных плит, на западе второго этажа, в окружении своих ближайших придворных. Таким образом, ему открывался вид на три алтаря : алтарь Спасителя прямо перед ним, алтарь Девы Марии на первом этаже и алтарь Святого Петра в дальнем конце западного хора.

Бронзовый портал ( волчья дверь )

Карл Великий хотел, чтобы его часовня была великолепно украшена, поэтому он заказал массивные бронзовые двери в литейном цеху под Аахеном. Стены были покрыты мрамором и полихромным камнем. [25] Колонны, видимые и сегодня, были вывезены из зданий в Равенне и Риме с разрешения Папы.

Стены и купол были покрыты мозаикой , усиленной как искусственным освещением, так и внешним светом, проникающим через окна. Эгинхард дает описание внутренней части своей жизни Карла Великого (ок. 825–826):

[...] Поэтому он [Карл Великий] построил прекрасную базилику в Аахене, которую украсил золотом, серебром и лампами, а также перилами и дверями из твердой латуни. Колонны и мрамор для этого сооружения он приказал привезти из Рима и Равенны, так как не мог найти подходящих где-либо еще. [...] Он снабдил его большим количеством священных сосудов из золота и серебра и таким количеством священнических одежд, что даже привратники, выполняющие самые скромные должности в церкви, не были обязаны носить свою повседневную одежду, когда находились в церкви. осуществление своих обязанностей. [26]

Символизм

[ редактировать ]

Одо из Меца применил христианскую символику к цифрам и цифрам. Здание было задумано как изображение небесного Иерусалима , Царства Божия, описанного в Апокалипсисе . [27] Внешний периметр купола составляет ровно 144 каролингских фута, тогда как периметр небесного Иерусалима, идеального города, нарисованного ангелами , составляет 144 локтя . Мозаика купола, скрытая сегодня за реставрацией XIX века, изображала Христа в Величестве с 24 старцами Апокалипсиса. Другие мозаики на сводах нефа развивают эту тему, изображая небесный Иерусалим. Трон Карла Великого, расположенный на западе второго этажа, располагался на седьмой ступени помоста. [28]

Другие здания

[ редактировать ]

Казначейство и архивы

[ редактировать ]

Сокровищница дворца располагались в башне , и архивы примыкающей к большому залу, на севере комплекса. [3] [17] Камергер был офицером , ответственным за казну и гардероб правителей. Управление финансами легло на архиепеллана , которому помогал казначей . [29] В казну собирались подарки, приносимые важными людьми королевства во время генеральных собраний или иностранными посланниками. Это составило разнородную коллекцию предметов, начиная от драгоценных книг и заканчивая оружием и одеждой. Король также покупал товары у купцов, посещавших Аахен.

Канцлер отвечал за архивы. В канцелярии работало несколько писцов и нотариусов, которые записывали дипломы , капитуляры и королевскую корреспонденцию. Агентами королевской канцелярии в основном были священнослужители часовни.

Расположение галереи во дворце (красный)

Крытая галерея имела длину сто метров. Он соединял зал совета с часовней; монументальное крыльцо посередине использовалось в качестве главного входа. На втором этаже располагалась комната для судебных заседаний. В этом месте король отправлял правосудие, хотя дела, в которых были замешаны важные люди, решались в aula regia . Когда король был в отъезде, эта задача легла на дворцового графа . Вероятно, здание также использовалось как гарнизон . [3]

Расположение терм (красный)

Термальный комплекс , расположенный на Юго-востоке, имел площадь 50 акров и включал в себя несколько построек возле источников Императора и Квирина . Эгинхард упоминает бассейн , в котором одновременно могли разместиться сто пловцов: [30]

[...] [Карл Великий] наслаждался дыханием природных теплых источников и часто занимался плаванием, в котором он был настолько искусным, что никто не мог превзойти его; и поэтому он построил свой дворец в Экс-ла-Шапель и постоянно жил там в последние годы своей жизни до самой смерти. Он приглашал в баню не только своих сыновей, но и дворян и друзей, а время от времени отряд своей свиты или телохранителей, так что иногда вместе с ним купались сто или более человек. [26]

Другие здания для других функций

[ редактировать ]
Codex aureus Лорша был изготовлен в одной из дворцовых мастерских Ахена около 810 г.

Остальные здания идентифицировать нелегко из-за отсутствия достаточно подробных письменных отчетов. Покои Карла Великого и его семьи, по-видимому, располагались в северо-восточной части дворцового комплекса; его комната могла находиться на втором этаже. [3] Некоторые из слуг , должно быть, жили в западной части. дворцовых [1] [31] и некоторые в городе. Говорят, что у императора была библиотека. [32] но его точное местоположение трудно оценить. Во дворце также располагались и другие помещения, посвященные художественному творчеству: скрипторий , в котором было написано несколько драгоценных рукописей ( Сакраментарий Дрого , Евангелистский Годескальк …), ювелирная мастерская. [33] и мастерская по изготовлению слоновой кости . Здесь также находился монетный двор , который работал еще в 13 веке.

Во дворце также размещалась литературная деятельность Дворцовой академии. Этот кружок ученых не собирался в определенном здании: Карл Великий любил слушать стихи, пока купался и ел. Дворцовая школа давала образование детям правителя и «кормленным» ( nutriti на латыни), сыновьям аристократов, которые должны были служить королю.

За пределами дворцового комплекса располагались также гинекей , казармы , приют , [17] охотничий парк и зверинец , в котором жил слон Абул-Аббас , подаренный багдадским халифом Харуном ар-Рашидом . Эрмолд Нигеллус описывает это место в своих «Стихах о Людовике Благочестивом» (первая половина IX века).

Это место каждый день посещали толпы людей: придворные, ученые, аристократы, купцы, а также нищие и бедняки, которые приходили просить о милостыне . [34] Внутренние дела находились в ведении таких офицеров , как дворецкий , сенешаль , камергер . [35]

Символическая интерпретация дворца

[ редактировать ]

Римское наследие и византийская модель

[ редактировать ]
Базилика Сан-Витале в Равенне была одним из прототипов Палатинской капеллы.

Дворец заимствует несколько элементов римской цивилизации. Аула Палатина следует базиликальному плану. Базилики в древности были общественными зданиями, где обсуждались дела города. Часовня построена по образцу Древнего Рима: на решетках представлены античные украшения ( акант [36] ), а колонны увенчаны коринфскими капителями . Император был похоронен в Палатинской капелле в мраморном саркофаге II века , украшенном изображением похищения Прозерпины . [18] [37] Ученые времен Карла Великого прозвали Ахен «Вторым Римом».

Карл Великий хотел соревноваться с другим императором своего времени: Василевсом Константинопольским . [9] Купол и мозаика часовни выполнены в византийском стиле. Сам план вдохновлен базиликой Сан-Витале в Равенне , построенной Юстинианом I в VI веке. Другие эксперты указывают на сходство с церковью Святых Сергия и Вакха , Константинопольским Хрисотриклиносом и главным тронным залом Большого Константинопольского дворца . Во время религиозных служб Карл Великий стоял на галерее второго этажа, как и император в Константинополе . [3]

Одо из Меца, VIII века вероятно, также был вдохновлен ломбардским дворцом в Павии , часовня которого была украшена мозаикой и картинами. [17] Хотя он, возможно, путешествовал по Италии, маловероятно, что он посетил Константинополь.

Франкский стиль

[ редактировать ]

Хотя в зданиях Аахена можно увидеть множество отсылок к римским и византийским моделям, Одо из Меца выразил свой талант франкского архитектора и, несомненно, привнес в него разные элементы. дворец отличается также От архитектуры Меровингов масштабностью и многообразием объемов. [38] Свод часовни иллюстрирует оригинальное мастерство Каролингов. [39] особенно в амбулаторном, увенчанном паховым сводом . [3] В то время как византийские императоры сидели на востоке и наблюдали за своими должностями, Карл Великий сидел на западе. Наконец, для Северной Европы были типичны деревянные постройки и техника фахверка.

Таким образом, дворец Карла Великого был не просто копией классических и византийских моделей: это был скорее синтез различных влияний, как отражение Каролингской империи . Как и Каролингский Ренессанс , дворец был продуктом ассимиляции нескольких культур и наследия.

Имперская централизация и единство

[ редактировать ]

Планировка небного комплекса прекрасно реализовала союз двух властей: духовную власть представляла часовня на юге, а светскую власть - Зал Совета на севере. Оба они были связаны галереей. Со времен Пипина Короткого , отца Карла Великого, короли Каролингов были священны и получали свою власть от Бога. Сам Карл Великий хотел повлиять на религиозные вопросы посредством своих реформ и многочисленных вселенских соборов и синодов , проходивших в Аахене. Установив резиденцию власти и суда в Аахене, Карл Великий знал, что ему будет легче контролировать своих близких. Дворец был сердцем столицы, собирая сановников со всей Империи.

После Карла Великого

[ редактировать ]

Модель для других дворцов

[ редактировать ]
Внутри купола Отмарсхайма, Эльзас

Трудно сказать, действительно ли другие дворцы Каролингов имитировали дворец Аахена, поскольку большинство из них были разрушены. Однако постройки Аахена были не единственными, предпринятыми при Карле Великом: 16 соборов , 232 монастыря и 65 королевских дворцов. между 768 и 814 годами было построено [40] Палатинская капелла в Ахене, по-видимому, была имитирована несколькими другими зданиями того же типа: восьмиугольная молельня Жерминьи -де-Пре , построенная в начале 9 века для Теодульфа Орлеанского, по-видимому, имела прямое отношение. Коллегиальная церковь Льежа была построена в 10 веке по плану небной капеллы. Оттмарсхайма Церковь в Эльзасе также имеет центрированный план, но была построена позже (11 век). Влияние часовни Аахена также ощущается в Компьене. [41] и в других немецких религиозных зданиях (таких как церковь аббатства Эссена ).

История дворца после Карла Великого

[ редактировать ]

Карл Великий был похоронен в часовне в 814 году. Его сын и преемник, император Людовик Благочестивый , использовал дворец Ахена, не делая его своей исключительной резиденцией. Он оставался там зимой [18] до Пасхи . несколько важных соборов . В начале 9 века в Эксе было проведено [42] Течения 817 и 836 годов проходили в зданиях, прилегающих к часовне. [18] В 817 году Людовик Благочестивый имел [ нужны разъяснения ] его старший сын Лотарь в присутствии франков.

По Верденскому договору 843 года Каролингская империя была разделена на три королевства. Затем Аахен был включен в состав Средней Франции . Лотарь I (840–855) и Лотарь II (855–869). Во дворце жили [18] Когда он умер, дворец потерял свое политическое и культурное значение. Лотарингия стала полем соперничества между королями Западной и Восточной Франции . Он несколько раз разделялся и, наконец, перешел под контроль Германии при Генрихе I Птицеловце (876–936).

Современный вид Ахенского собора.

И все же память об Империи Карла Великого осталась свежа и стала символом немецкой мощи. В X веке Оттон I (912–973) был коронован королем Германии в Аахене. [43] (936). Церемония, состоящая из трех частей, проходила в нескольких местах внутри дворца: сначала во дворе (выборы герцогов ) , затем в часовне (вручение знаков королевства) и, наконец, во дворце (банкет). [44] Во время церемонии Отто восседал на троне Карла Великого. Впоследствии и до 16 века все немецкие императоры короновались сначала в Аахене, а затем в Риме, что подчеркивает приверженность политическому наследию Карла Великого. Золотая булла 1356 года подтвердила, что коронации должны проходить в небной часовне.

Оттон II (955–983) жил в Аахене со своей женой Феофану . Летом 978 года Лотарь Французский совершил набег на Аахен, но императорская семья избежала плена. Рассказывая об этих событиях, Ричер из Реймса заявляет о существовании бронзового орла, точное местонахождение которого неизвестно:

[...] Бронзовый орел, которого Карл Великий установил на вершине дворца в полете, был повернут обратно на восток. Немцы повернули его на Запад, чтобы показать, что их кавалерия может победить французов, когда они захотят [...]. [45]

Ратуша Ахена расположена на месте Зала Совета.

В 881 году набег викингов повредил дворец и часовню. В 1000 году император Священной Римской империи Оттон III приказал открыть гробницу Карла Великого. По словам двух летописцев XI века, его нашли сидящим на троне с короной и скипетром в руках . [46] Однако Эгинхард не упоминает об этом в своей биографии императора. В то же время почитание Карла Великого стало привлекать паломников к часовне . В XII веке Фридрих Барбаросса поместил тело Каролингского императора в реликварий и ходатайствовал перед Папой о его канонизации ; мощи были разбросаны по всей империи. Сокровища Аахена начали пополняться многочисленными дарами от французских и немецких королей и принцев.

Между 1355 и 1414 годами апсида к восточному концу часовни была пристроена . Ратуша была построена с 1267 года на месте Зала Совета. Во время Французской революции французы оккупировали Ахен и разграбили его сокровища. Прежде чем выбрать Нотр-Дам де Пари , Наполеон I какое-то время рассматривал возможность проведения своей императорской коронации в Аахене. [47] В 1978 году собор, включая часовню, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Часовня была восстановлена ​​в 1884 году . .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 104
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 285
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час П. Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , с. 57
  4. ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 92
  5. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 582
  6. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 287
  7. ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, стр. 92–93
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Г. Демианс д'Аршимбо , Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 76
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П. Рише, Каролинги. Семья, создавшая Европу , 1983, с. 326
  10. ^ М. Дюрлиа, Des barbares à l'an Mil , 1985, с. 145
  11. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 288
  12. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 502
  13. ^ Кристиан Бонне (реж.), Общества в Европе (середина VI и век – конец 9 века и век) , Париж, Эллипсы, 2002, ISBN   978-2729812317 , с. 184
  14. ^ Каролингский фут соответствует 0,333 метра.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 103
  16. ^ П. Рише, Каролинги… , 1983, с. 325
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Режин Ле Жан, Общество Высокого Средневековья, VI и – IX и век , Париж, Арманд Колен, 2003 год, ISBN   2-200-26577-8 , с. 120
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж П. Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , с. 58
  19. ^ Эрмольд Черный, Поэма о Людовике Благочестивом и послания королю Пепену , отредактированный и переведенный Эдмоном Фаралем, Париж, Les Belles Lettres, 1964, стр. 53
  20. ^ П. Рише, Каролинги. Семья, создавшая Европу , 1983, с. 131
  21. ^ Крыльцо, окруженное двумя лестничными башнями, предшественник Вестворкса.
  22. ^ Коллектив, Большой атлас мировой архитектуры , Encyclopædia Universalis, 1982, ISBN   2-85229-971-2 , с. 1888 г.
  23. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 505
  24. ^ Г. Демианс д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 81
  25. ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 127
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Источник: Эйнхард: «Жизнь Карла Великого», перевод Сэмюэля Эпеса Тернера (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1880). http://www.fordham.edu/halsall/basis/einhard.html
  27. ^ Апокалипсис , XXI, 17. Читайте онлайн на Wikisource (на французском языке).
  28. ^ Тереза ​​Робин, Средневековая Германия , Париж, Арман Колен, 1998, ISBN   2-200-21883-4 , с. 136
  29. ^ Жан-Пьер Брунтерк, Архивы Франции , том 1 (V и – XI и века), Париж, Файяр, ISBN   2-213-03180-0 , с. 244
  30. ^ А. Эрланде-Брандебург, А.-Б. Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры , 1999, с. 105
  31. ^ Г. Демианс д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 78
  32. ^ существование подтверждено Эгинхардом, Жизнь Карла Великого , перевод и издание Луи Халфена, Париж, Les Belles Lettres, 1994, стр. 99
  33. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 513
  34. ^ Жан-Пьер Брунтерк, Архивы Франции , том 1 (V и – XI и века), Париж, Файяр, ISBN   2-213-03180-0 , с. 243
  35. ^ Об организации дворца см. описание Реймского архиепископа Хинкмара , Письмо об организации дворца , Париж, Палео, 2002 г., ISBN   2-913944-63-9
  36. ^ Г. Демианс д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , 1992, с. 80
  37. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 592
  38. ^ Петр Скубишевский, Искусство Высокого Средневековья , Париж, Librairie Générale française, 1998, ISBN   2-253-13056-7 , с. 287
  39. ^ Коллектив, Большой атлас мировой архитектуры , Encyclopædia Universalis, 1982, ISBN   2-85229-971-2 , с. 1888 г.
  40. ^ М. Дюрлиа, Des barbares à l'an Mil , 1985, с. 148
  41. ^ П. Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , с. 59
  42. ^ Тереза ​​Робин, Средневековая Германия , Париж, Арман Колен, 1998, ISBN   2-200-21883-4 , с. 35
  43. ^ Тереза ​​Робин, Средневековая Германия , Париж, Арман Колен, 1998, ISBN   2-200-21883-4 , с. 40
  44. ^ П. Рише, Каролинги. Семья, сделавшая Европу , 1983, с. 247
  45. ^ Рише, История Франции (888–995) , том 2, издание и перевод Робера Латуша, Париж, Les Belles Lettres, 1964, стр. 89
  46. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 590
  47. ^ Ж. Фавье, Карл Великий , 1999, с. 691
  • Ален Эрланд-Брандебург, Анн-Бенедикт Эрланд-Брандебург, История французской архитектуры, том 1: от средневековья до Возрождения, IV и – XVI и век , 1999, Париж, Editions du Patrimoine, ISBN   2-85620-367-1 .
  • Габриэль Демианс Д'Аршимбо, Художественная история средневекового Запада , Париж, Колен, 3 и издание, 1968, 1992, ISBN   2-200-31304-7 .
  • Марсель Дюрлиа, Des barbares à l'an Mil , Париж, издания citadelles et Mazenod, 1985, ISBN   2-85088-020-5 .
  • Жан Фавье, Карл Великий , Париж, Файяр, 1999 год, ISBN   2-213-60404-5 .
  • Жан Юбер, Жан Порше, В. Ф. Вольбах, Каролингская империя , Париж, Галлимар, 1968 год.
  • Феликс Креуш, «Пфальцская капелла Карла Великого в Эксе», в Les Dossiers d’archéologie , № 30, 1978, страницы 14–23.
  • Пьер Рише, Повседневная жизнь в Каролингской империи , Париж, Ашетт, 1973 г.
  • Пьер Рише, Каролинги. Семья, сделавшая Европу , Париж, Ашетт, 1983 год. ISBN   2-01-019638-4 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Ахенским дворцом , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3349fb98d3fefe3f373e4d67f9dcf4c5__1721150700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/c5/3349fb98d3fefe3f373e4d67f9dcf4c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Palace of Aachen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)