Jump to content

Мечеть Розы

Координаты : 41 ° 01'36,00 "N 28 ° 57'23,40" E  /  41,0266667 ° N 28,9565000 ° E  / 41,0266667; 28,9565000

Мечеть Розы
Мечеть Розы
Мечеть Розы («Мечеть Розы»)
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Год освящен Церковь конца X века; преобразован в мечеть 1490 г.
Расположение
Расположение Стамбул , Турция
Мечеть Гюль расположена в Стамбуле Фатих.
Мечеть Розы
Расположен в районе Фатих Стамбула.
Географические координаты 41 ° 01'36,00 "N 28 ° 57'23,40" E  /  41,0266667 ° N 28,9565000 ° E  / 41,0266667; 28,9565000
Архитектура
Тип церковь с крестообразным планом
Стиль Средняя Византия - Комнин
Технические характеристики
Длина 26 м
Ширина 20 м
угрожать (а) 1
Материалы кирпич , камень

Мечеть Гюля ( турецкий : Gül Camii Розовая мечеть» , что на английском языке ) — бывшая византийская церковь в Стамбуле , Турция , преобразованная в мечеть османами означает « .

Он находится в Вакиф Мектеби Сокак в районе Фатих , в Стамбуле в районе Аякапы Ворота Святого »). Он расположен в конце долины, которая разделяет четвертый и пятый холмы Константинополя, и открывается вид на Золотой Рог . с его внушительного положения [ 1 ]

Проблема идентификации

[ редактировать ]
Мечеть Гюля на рисунке 1877 года из «Византийских топографических исследований » А. Г. Паспата.

Хотя мечеть Гюля была одним из самых важных византийских зданий в Константинополе , ее предназначение и дата постройки оспариваются учеными. Иногда его отождествляют с церковью, принадлежащей женскому монастырю Святой Феодосии ( греч . Monētis Hagias Theodosias en tois Dexiokratous ) или с церковью монастыря Христа Благодетеля ( греч . Монастырь Христа Благодетеля Эвергету, Monē tou Christou tou Euergetou). ). [ 2 ]

После того, как Стефан Герлах посетил его в конце 15 века, здание всегда идентифицировалось как церковь Святой Феодосии в Тоис Дексиократус . Однако в начале прошлого века Жюль Паргуар идентифицировал ее как церковь Святой Евфимии в Петрио , построенную во время правления Василия I (867–886), и объяснил, почему, по его мнению, это так. После исследований, направленных на датировку фундамента в 1960-х годах, немецкий археолог Хартмут Шефер оценил дату постройки церкви как конец одиннадцатого и первую половину XII века, поместив ее в комнатнский период и идентифицировав ее. гипотетически как церковь монастыря Христа Эвергетеса . [ 3 ] [ 4 ] было перенесено тело Святой Феодосии Он опроверг идею о том, что мечеть Гюля была зданием, куда в конце периода иконоборчества . [ 5 ] С другой стороны, он не исключал возможности того, что здание могло быть посвящено Святой Феодосии в более поздний период. [ 6 ]

Византийский период

[ редактировать ]
Вид на мечеть с моста Ататюрка на Золотом Роге . На заднем плане квартал Фенер с куполом школы Мегали ту Генус , крупнейшей ромской (греческой) школы в Стамбуле.

19 января 729 года, в самом начале иконоборческих гонений, император Лев III Исавриец приказал убрать образ Христа , стоявший над Халкой , главными воротами Большого константинопольского дворца . [ 7 ] [ 8 ] Пока офицер выполнял приказ, собралась группа женщин, чтобы помешать операции, и одна из них, монахиня по имени Феодосия , заставила его упасть с лестницы. Мужчина погиб, а Феодосия была схвачена и казнена. [ 9 ]

После окончания эпохи иконоборчества Феодосия была признана мученицей и святой , а тело ее хранилось и поклонялось в церкви Святой Евфимии эн то Петрио , в квартале, названном Дексиократианой , по имени домов, принадлежавших здесь некоему Дексиократу. [ 10 ] Церковь и примыкающий к ней монастырь были построены императором Василием I в конце девятого века. В монастыре проживали его четыре дочери, все они были похоронены в церкви. Святая Евфимия находилась недалеко от монастыря Христа Эвергета , дата основания которого неизвестна, хотя он был восстановлен протосебастом Иоанном Комнином, сыном Андроника I Комнина и братом соимператора Иоанна, который погиб в битве при Мириокефалоне в 1176 году. [ 3 ] 12 апреля 1204 года, во время Четвертого крестового похода , латинский флот собрался перед монастырем Чистос Эвергет перед нападением на город. [ 3 ] В период латинской оккупации перед монастырем стоял на якоре флот. Многие священные реликвии , хранившиеся в церкви, были разграблены крестоносцами , а некоторые до сих пор существуют в церквях по всей Западной Европе. [ 3 ]

Со временем почитание святой Феодосии росло, пока после XI века церковь не была переименована в ее честь. Поскольку первоначальный праздник Святой Евфимии приходился на 30 мая, а праздник другой Святой Феодосии (Святой Феодосии Тиросской ) был 29 мая, 29 мая стало считаться праздником Святой Феодосии и Константиноуполитиссы («Святой Феодосии Тиросской»). Константинополь»). [ 11 ]

Святая Феодосия стала одной из самых почитаемых святых в Константинополе, к которой особенно обращались немощные. Слава ее возросла, когда в 1306 году чудесным образом исцелилась глухонемая. [ 10 ] Церковь часто упоминалась русскими паломниками, посещавшими город в четырнадцатом и начале пятнадцатого века, хотя иногда ее путали с находившейся неподалеку церковью Христа Эвергетеса. [ 12 ] Дважды в неделю совершался крестный ход, во время которого несли размещенные в храме мощи, а следом шла толпа больных, молившихся об исцелении.

Юго-западная галерея с деревянным домиком султана.

Последний раз церковь упоминается 28 мая 1453 года. В этот день, накануне праздника святого и конца Византийской империи , император Константин XI отправился с Патриархом помолиться в храм. , украшенный гирляндами роз. После этого Константин отправился на последний бой перед тем, как город пал перед османами. [ 7 ] Многие люди всю ночь оставались в церкви, молясь о спасении города. Войдя в город, османские войска прибыли и обнаружили, что здание все еще украшено цветами, и захватили всех, кто укрывался внутри, считая их военнопленными . [ 13 ] Мощи выбросили, а тело святого бросили собакам. [ 14 ]

Османский период

[ редактировать ]

После османского завоевания подвал церкви пришел в запустение. [ 15 ] и использовался как военно-морская верфь . Рядом со зданием Сейхюлислам Молла Хусрев Мехмет Эффенди (умер в 1480 г.) заложил фундамент (фундамент) и возвел небольшую мечеть ( Кючук Мустафа Паша Масджид ) и баню ( Кючук Мустафа Паша Хамами ), которые существуют до сих пор. [ 16 ]

В 1490 году разрушенную церковь отремонтировали и превратили в мечеть. [ 16 ] Во время правления Селима II . [ 16 ] между 1566 и 1574 годами минарет был воздвигнут Хассам- пашой , поставщиком османского флота . Впоследствии мечеть часто носила его имя. [ 17 ] Между 1573 и 1578 годами во время своего пребывания в Стамбуле немецкий проповедник Стефан Герлах посетил мечеть и отождествил ее с церковью Святой Феодосии. В том же столетии в этом здании якобы был похоронен местный святой по имени Гюль Баба. [ 18 ] Не исключено, что мечеть действительно была названа в его честь.

В 17-18 веках верхняя часть церкви-мечети сильно пострадала от землетрясений. В конце концов султан Мурад IV восстановил его, перестроив купол и его подвески, почти всю западную сторону, своды в юго-западном и северо-западном углах, а также минарет. [ 19 ]

Здание избежало пожара, опустошившего квартал в 1782 году, и было снова восстановлено султаном Махмудом II (1808–1839), который пристроил к нему деревянный султанский домик. [ 19 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Экстерьер

[ редактировать ]
Деталь апсид, вид с юго-востока. Легко заметить разницу в каменной кладке между сохранившимися византийскими частями (низкая) и более поздними османскими пристройками (высокая).

Внешний вид здания весьма внушителен. Он стоит на высоком сводчатом подвале, который в византийский период использовался в светских целях. Кладка цоколя выполнена в технике «утопленного кирпича», типичной для византийской архитектуры среднего периода. В этом методе чередующиеся ряды кирпичей монтируются за линией стены и погружаются в слой раствора , что означает, что толщина слоев раствора примерно в три раза больше, чем толщина слоев кирпича. [ 20 ]

Здание имеет план греческого креста , ориентированный с северо-запада на юго-восток. Он имеет длину 26 метров (85 футов) и ширину 20 метров (66 футов) и увенчан пятью куполами : один над центральным нефом и четырьмя меньшими, расположенными по четырем углам. [ 21 ] Центральный купол с низким внешним барабаном и без окон является османским, как и широкие остроконечные арки, которые его несут.

Первоначальный купол, как и у мечети Календерхане , должен был нести высокий барабан, пронизанный окнами. [ 22 ] На юго-восточном фасаде центральная апсида с семью сторонами и боковые апсиды с тремя сторонами смело выступают наружу. Центральная апсида представляется позднейшей византийской реконструкцией, поскольку в ней отсутствуют четыре яруса по пять ниш , украшенных декоративной кирпичной кладкой и украшающих боковые. [ 21 ] Над нишами проходит карниз.

Боковые апсиды напоминают апсиды церкви Пантократор и свидетельствуют о поздней датировке здания.

Интерьер

[ редактировать ]
План первого этажа мечети по мотивам Ван Миллингена, Византийские церкви в Константинополе (1912 г.)

Вход в мечеть осуществляется через деревянное крыльцо , ведущее в невысокий притвор, увенчанный цилиндрическим сводом . Отсюда тройная аркада ведет в высокий неф, окруженный галереями, образующими боковые ветви креста. Они опираются на тройную аркаду, поддерживаемую квадратными опорами. Неф заканчивается главной апсидой , по бокам которой расположены две меньшие. Юго-восточная ориентация главной апсиды позволила возвести внутри нее михраб .

Каждая галерея заканчивается небольшой часовней, расположенной над протезом и диакониконом соответственно. Обе часовни увенчаны полусферическими куполами, построенными прямо над подвесками . [ 21 ] Свет проникает в здание через пять рядов окон, три из которых относятся к галереям. Некоторые окна османские.

Внутри каждой из двух опор восточного купола высечена небольшая камера. В юго-восточной камере находится предполагаемая могила османского святого Гюля Бабы. Над входом надпись на османском турецком языке гласит: «Могила апостола , ученика Иисуса. Мир ему», что свидетельствует о религиозном синкретизме Стамбула шестнадцатого века. [ 23 ] Возможно, первоначально в камере находилась гробница святой Феодосии. Предание о том, что под одним из пирсов скрывается место захоронения последнего византийского императора, восходит к XIX веку и не имеет под собой никаких оснований. [ 19 ]

Стены здания были оштукатурены и декорированы в XVIII веке.

Вместе с мечетями Эски Имарет и Вефа Килисе мечеть Гюля является одной из важнейших крестово-квадратных церквей Стамбула . [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Слово Айя (по-турецки «святой», от греческого «Агиос», «Агия») относится здесь к святой Евфимии, а не к святой Феодосии. Джанин (1953), с. 135.
  2. ^ Мюллер-Винер (1977), с. 140.
  3. ^ Jump up to: а б с д Шефер (1973), с. 84
  4. Многие источники утверждают, что церковь Святой Феодосии стояла в непосредственной близости от монастыря Христа Эвергета. Джанин (1953), с. 151.
  5. ^ Шефер (1973), с. 83.
  6. ^ Шефер (1973), с. 89.
  7. ^ Jump up to: а б Мамбури (1953), с. 299.
  8. ^ Шефер (1973), с. 82.
  9. ^ Следует отметить, что по современным источникам фигура Феодосии Константинопольской, как и всех святых-иконофилов, живших при Льве III, является легендарной. Брубейкер, 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 151
  11. ^ Джанин, с. 151. «Это наименование церкви впервые появляется в 1301 году. После одиннадцатого века церковь Святой Евфимии больше не упоминается».
  12. Путаница могла возникнуть из-за небольших размеров реальной церкви. Это могло привести к переносу церемоний, на которых присутствовала большая толпа, в церковь Эвергетес. Шефер (1973), с. 84.
  13. ^ Ван Миллинген (1912), с. 169. Популярная традиция гласит, что именно по этой причине мечеть позже была названа «Мечетью Розы».
  14. ^ Ван Миллинген (1912), с. 169
  15. Неизвестно, произошло ли это в результате завоевания города или землетрясения. Шефер (1973), с. 86.
  16. ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 142.
  17. ^ Ван Миллинген (1912), с. 143.
  18. ^ Его не следует путать с поэтом- дервишем и святым человеком Гюлем Бабой , погибшим во время осады Буды в 1541 году. Шефер (1973), с. 30.
  19. ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 143.
  20. ^ Еще одним примером построек Константинополя, где была использована эта техника, является мечеть Эски Имарет . Краутхаймер (1986), с. 400.
  21. ^ Jump up to: а б с Ван Миллинген (1912), с. 172.
  22. ^ Шефер (1973), с. 86.
  23. ^ Ван Миллинген (1912), с. 170.
  24. ^ Шефер (1973), стр. 67–69.

Источники

[ редактировать ]
  • Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
  • Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
  • Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
  • Шефер, Хартмут (1973). Гюль-Джами в Стамбуле (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN  978-3-8030-1706-2 .
  • Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополь, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN  978-3-8030-1022-3 .
  • Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN  88-06-59261-0 .
  • Брубейкер, Лесли; Хэлдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества (ок. 680-850) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-43093-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8171cee1ca784c12c8795ef157580e9b__1716068580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/9b/8171cee1ca784c12c8795ef157580e9b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gül Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)