Мечеть Розы
Мечеть Розы Мечеть Розы | |
---|---|
![]() Мечеть Розы («Мечеть Розы») | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Год освящен | Церковь конца X века; преобразован в мечеть 1490 г. |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 01'36,00 "N 28 ° 57'23,40" E / 41,0266667 ° N 28,9565000 ° E |
Архитектура | |
Тип | церковь с крестообразным планом |
Стиль | Средняя Византия - Комнин |
Технические характеристики | |
Длина | 26 м |
Ширина | 20 м |
угрожать (а) | 1 |
Материалы | кирпич , камень |
Мечеть Гюля ( турецкий : Gül Camii Розовая мечеть» , что на английском языке ) — бывшая византийская церковь в Стамбуле , Турция , преобразованная в мечеть османами означает « .
Он находится в Вакиф Мектеби Сокак в районе Фатих , в Стамбуле в районе Аякапы (« Ворота Святого »). Он расположен в конце долины, которая разделяет четвертый и пятый холмы Константинополя, и открывается вид на Золотой Рог . с его внушительного положения [ 1 ]
Проблема идентификации
[ редактировать ]Хотя мечеть Гюля была одним из самых важных византийских зданий в Константинополе , ее предназначение и дата постройки оспариваются учеными. Иногда его отождествляют с церковью, принадлежащей женскому монастырю Святой Феодосии ( греч . Monētis Hagias Theodosias en tois Dexiokratous ) или с церковью монастыря Христа Благодетеля ( греч . Монастырь Христа Благодетеля Эвергету, Monē tou Christou tou Euergetou). ). [ 2 ]
После того, как Стефан Герлах посетил его в конце 15 века, здание всегда идентифицировалось как церковь Святой Феодосии в Тоис Дексиократус . Однако в начале прошлого века Жюль Паргуар идентифицировал ее как церковь Святой Евфимии в Петрио , построенную во время правления Василия I (867–886), и объяснил, почему, по его мнению, это так. После исследований, направленных на датировку фундамента в 1960-х годах, немецкий археолог Хартмут Шефер оценил дату постройки церкви как конец одиннадцатого и первую половину XII века, поместив ее в комнатнский период и идентифицировав ее. гипотетически как церковь монастыря Христа Эвергетеса . [ 3 ] [ 4 ] было перенесено тело Святой Феодосии Он опроверг идею о том, что мечеть Гюля была зданием, куда в конце периода иконоборчества . [ 5 ] С другой стороны, он не исключал возможности того, что здание могло быть посвящено Святой Феодосии в более поздний период. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]19 января 729 года, в самом начале иконоборческих гонений, император Лев III Исавриец приказал убрать образ Христа , стоявший над Халкой , главными воротами Большого константинопольского дворца . [ 7 ] [ 8 ] Пока офицер выполнял приказ, собралась группа женщин, чтобы помешать операции, и одна из них, монахиня по имени Феодосия , заставила его упасть с лестницы. Мужчина погиб, а Феодосия была схвачена и казнена. [ 9 ]
После окончания эпохи иконоборчества Феодосия была признана мученицей и святой , а тело ее хранилось и поклонялось в церкви Святой Евфимии эн то Петрио , в квартале, названном Дексиократианой , по имени домов, принадлежавших здесь некоему Дексиократу. [ 10 ] Церковь и примыкающий к ней монастырь были построены императором Василием I в конце девятого века. В монастыре проживали его четыре дочери, все они были похоронены в церкви. Святая Евфимия находилась недалеко от монастыря Христа Эвергета , дата основания которого неизвестна, хотя он был восстановлен протосебастом Иоанном Комнином, сыном Андроника I Комнина и братом соимператора Иоанна, который погиб в битве при Мириокефалоне в 1176 году. [ 3 ] 12 апреля 1204 года, во время Четвертого крестового похода , латинский флот собрался перед монастырем Чистос Эвергет перед нападением на город. [ 3 ] В период латинской оккупации перед монастырем стоял на якоре флот. Многие священные реликвии , хранившиеся в церкви, были разграблены крестоносцами , а некоторые до сих пор существуют в церквях по всей Западной Европе. [ 3 ]
Со временем почитание святой Феодосии росло, пока после XI века церковь не была переименована в ее честь. Поскольку первоначальный праздник Святой Евфимии приходился на 30 мая, а праздник другой Святой Феодосии (Святой Феодосии Тиросской ) был 29 мая, 29 мая стало считаться праздником Святой Феодосии и Константиноуполитиссы («Святой Феодосии Тиросской»). Константинополь»). [ 11 ]
Святая Феодосия стала одной из самых почитаемых святых в Константинополе, к которой особенно обращались немощные. Слава ее возросла, когда в 1306 году чудесным образом исцелилась глухонемая. [ 10 ] Церковь часто упоминалась русскими паломниками, посещавшими город в четырнадцатом и начале пятнадцатого века, хотя иногда ее путали с находившейся неподалеку церковью Христа Эвергетеса. [ 12 ] Дважды в неделю совершался крестный ход, во время которого несли размещенные в храме мощи, а следом шла толпа больных, молившихся об исцелении.

Последний раз церковь упоминается 28 мая 1453 года. В этот день, накануне праздника святого и конца Византийской империи , император Константин XI отправился с Патриархом помолиться в храм. , украшенный гирляндами роз. После этого Константин отправился на последний бой перед тем, как город пал перед османами. [ 7 ] Многие люди всю ночь оставались в церкви, молясь о спасении города. Войдя в город, османские войска прибыли и обнаружили, что здание все еще украшено цветами, и захватили всех, кто укрывался внутри, считая их военнопленными . [ 13 ] Мощи выбросили, а тело святого бросили собакам. [ 14 ]
Османский период
[ редактировать ]После османского завоевания подвал церкви пришел в запустение. [ 15 ] и использовался как военно-морская верфь . Рядом со зданием Сейхюлислам Молла Хусрев Мехмет Эффенди (умер в 1480 г.) заложил фундамент (фундамент) и возвел небольшую мечеть ( Кючук Мустафа Паша Масджид ) и баню ( Кючук Мустафа Паша Хамами ), которые существуют до сих пор. [ 16 ]
В 1490 году разрушенную церковь отремонтировали и превратили в мечеть. [ 16 ] Во время правления Селима II . [ 16 ] между 1566 и 1574 годами минарет был воздвигнут Хассам- пашой , поставщиком османского флота . Впоследствии мечеть часто носила его имя. [ 17 ] Между 1573 и 1578 годами во время своего пребывания в Стамбуле немецкий проповедник Стефан Герлах посетил мечеть и отождествил ее с церковью Святой Феодосии. В том же столетии в этом здании якобы был похоронен местный святой по имени Гюль Баба. [ 18 ] Не исключено, что мечеть действительно была названа в его честь.
В 17-18 веках верхняя часть церкви-мечети сильно пострадала от землетрясений. В конце концов султан Мурад IV восстановил его, перестроив купол и его подвески, почти всю западную сторону, своды в юго-западном и северо-западном углах, а также минарет. [ 19 ]
Здание избежало пожара, опустошившего квартал в 1782 году, и было снова восстановлено султаном Махмудом II (1808–1839), который пристроил к нему деревянный султанский домик. [ 19 ]
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]
Внешний вид здания весьма внушителен. Он стоит на высоком сводчатом подвале, который в византийский период использовался в светских целях. Кладка цоколя выполнена в технике «утопленного кирпича», типичной для византийской архитектуры среднего периода. В этом методе чередующиеся ряды кирпичей монтируются за линией стены и погружаются в слой раствора , что означает, что толщина слоев раствора примерно в три раза больше, чем толщина слоев кирпича. [ 20 ]
Здание имеет план греческого креста , ориентированный с северо-запада на юго-восток. Он имеет длину 26 метров (85 футов) и ширину 20 метров (66 футов) и увенчан пятью куполами : один над центральным нефом и четырьмя меньшими, расположенными по четырем углам. [ 21 ] Центральный купол с низким внешним барабаном и без окон является османским, как и широкие остроконечные арки, которые его несут.
Первоначальный купол, как и у мечети Календерхане , должен был нести высокий барабан, пронизанный окнами. [ 22 ] На юго-восточном фасаде центральная апсида с семью сторонами и боковые апсиды с тремя сторонами смело выступают наружу. Центральная апсида представляется позднейшей византийской реконструкцией, поскольку в ней отсутствуют четыре яруса по пять ниш , украшенных декоративной кирпичной кладкой и украшающих боковые. [ 21 ] Над нишами проходит карниз.
Боковые апсиды напоминают апсиды церкви Пантократор и свидетельствуют о поздней датировке здания.
Интерьер
[ редактировать ]Вход в мечеть осуществляется через деревянное крыльцо , ведущее в невысокий притвор, увенчанный цилиндрическим сводом . Отсюда тройная аркада ведет в высокий неф, окруженный галереями, образующими боковые ветви креста. Они опираются на тройную аркаду, поддерживаемую квадратными опорами. Неф заканчивается главной апсидой , по бокам которой расположены две меньшие. Юго-восточная ориентация главной апсиды позволила возвести внутри нее михраб .
Каждая галерея заканчивается небольшой часовней, расположенной над протезом и диакониконом соответственно. Обе часовни увенчаны полусферическими куполами, построенными прямо над подвесками . [ 21 ] Свет проникает в здание через пять рядов окон, три из которых относятся к галереям. Некоторые окна османские.
Внутри каждой из двух опор восточного купола высечена небольшая камера. В юго-восточной камере находится предполагаемая могила османского святого Гюля Бабы. Над входом надпись на османском турецком языке гласит: «Могила апостола , ученика Иисуса. Мир ему», что свидетельствует о религиозном синкретизме Стамбула шестнадцатого века. [ 23 ] Возможно, первоначально в камере находилась гробница святой Феодосии. Предание о том, что под одним из пирсов скрывается место захоронения последнего византийского императора, восходит к XIX веку и не имеет под собой никаких оснований. [ 19 ]
Стены здания были оштукатурены и декорированы в XVIII веке.
Вместе с мечетями Эски Имарет и Вефа Килисе мечеть Гюля является одной из важнейших крестово-квадратных церквей Стамбула . [ 24 ]
-
Мечеть Гюля в османский период
-
Мечеть Гюля, вид с юга, минарет слева.
-
Интерьер мечети Розы
-
Интерьер мечети Розы
-
Купол мечети Розы
-
Интерьер мечети Розы
-
Галерея Мечети Розы
-
Мечеть Гюля, северная внутренняя стена
-
Вид сбоку на мечеть Гюля
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слово Айя (по-турецки «святой», от греческого «Агиос», «Агия») относится здесь к святой Евфимии, а не к святой Феодосии. Джанин (1953), с. 135.
- ^ Мюллер-Винер (1977), с. 140.
- ^ Jump up to: а б с д Шефер (1973), с. 84
- ↑ Многие источники утверждают, что церковь Святой Феодосии стояла в непосредственной близости от монастыря Христа Эвергета. Джанин (1953), с. 151.
- ^ Шефер (1973), с. 83.
- ^ Шефер (1973), с. 89.
- ^ Jump up to: а б Мамбури (1953), с. 299.
- ^ Шефер (1973), с. 82.
- ^ Следует отметить, что по современным источникам фигура Феодосии Константинопольской, как и всех святых-иконофилов, живших при Льве III, является легендарной. Брубейкер, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 151
- ^ Джанин, с. 151. «Это наименование церкви впервые появляется в 1301 году. После одиннадцатого века церковь Святой Евфимии больше не упоминается».
- ↑ Путаница могла возникнуть из-за небольших размеров реальной церкви. Это могло привести к переносу церемоний, на которых присутствовала большая толпа, в церковь Эвергетес. Шефер (1973), с. 84.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 169. Популярная традиция гласит, что именно по этой причине мечеть позже была названа «Мечетью Розы».
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 169
- ↑ Неизвестно, произошло ли это в результате завоевания города или землетрясения. Шефер (1973), с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 142.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 143.
- ^ Его не следует путать с поэтом- дервишем и святым человеком Гюлем Бабой , погибшим во время осады Буды в 1541 году. Шефер (1973), с. 30.
- ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 143.
- ^ Еще одним примером построек Константинополя, где была использована эта техника, является мечеть Эски Имарет . Краутхаймер (1986), с. 400.
- ^ Jump up to: а б с Ван Миллинген (1912), с. 172.
- ^ Шефер (1973), с. 86.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 170.
- ^ Шефер (1973), стр. 67–69.
Источники
[ редактировать ]- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Шефер, Хартмут (1973). Гюль-Джами в Стамбуле (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1706-2 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополь, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-59261-0 .
- Брубейкер, Лесли; Хэлдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества (ок. 680-850) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43093-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]