Церковь-Мечеть Вефа
Церковь-Мечеть Вефа Церковная мечеть Вефа | |
---|---|
![]() Мечеть (справа) и экзонартекс (слева), вид с юга. | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Год освящен | вскоре после 1453 г. |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 0'59 "с.ш. 28 ° 57'37" в.д. / 41,01639 ° с.ш. 28,96028 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | церковь с крестообразным планом |
Стиль | Средняя Византия - Комнин |
Завершенный | 10-11 века |
Технические характеристики | |
угрожать (а) | 1 |
Материалы | кирпич , камень |
Церковь-Мечеть Вефа ( турецкий : Vefa Kilise Camii , что означает «церковная мечеть Вефа», чтобы отличить ее от других килисе-камилеров Стамбула: также известная как Молла Гюрани Камии по имени его основателя) - бывшая православная церковь. Церковь, в мечеть османами преобразованная в Стамбуле . Вероятно, церковь была посвящена Агиосу Феодору (Св. Феодору, [ 1 ] [ 2 ] по -гречески : Saint Theodoros ἑν τὰ Karvounaria ), но это посвящение далеко не несомненно. [ 3 ] Комплекс представляет собой один из важнейших примеров комнинской и палеологовской архитектуры Константинополя . [ 4 ]
Расположение
[ редактировать ]Здание расположено в Стамбуле , в районе Фатих , в районе Вефа . Он расположен менее чем в одном километре к северо-западу от другого великого византийского здания в Вефе ( мечеть Календерхане ) и в нескольких сотнях метров к югу от мечети Сулеймание .
История
[ редактировать ]
Происхождение здания, расположенного на южном склоне третьего холма Константинополя , не установлено. Посвящение святому Феодору основано на отождествлении окрестностей с византийским районом та Карбунария (угольный рынок), [ 5 ] но это не точно. [ 2 ] На месте обнаружены остатки построек V века. [ 6 ] Судя по каменной кладке, он был возведен в X или XI веках. [ 7 ] Посвящение Святому Феодору [ 8 ] также далеко не бесспорно. [ 3 ] В первой половине XIV века вдоль церкви был построен парекклесион. [ 7 ] Во время латинского господства в Константинополе после Четвертого крестового похода здание использовалось как римско-католическая церковь.
Вскоре после османского завоевания Константинополя церковь стала мечетью, основанной известным курдским ученым Моллой Гюрани, который был наставником султана Мехмеда II и впоследствии стал Шейхюлисламом. [ 7 ] и первый муфтий Стамбула. Мечеть также названа в его честь. В 19 веке мечеть сильно пострадала, возможно, в результате пожара, опустошившего в 1833 году окружающий квартал. [ 7 ] В 1848 году комплекс был отреставрирован: при этом мозаика, украшавшая здание, была в значительной степени уничтожена. [ 7 ] Возможно также, что тогда же был снесен парекклесион, а четыре колонны в центре церкви были заменены столбами. [ 7 ] В 1937 году здание подверглось частичной реставрации, сохранившиеся мозаики . были обнаружены и очищены [ 7 ] Еще одна реставрация началась в 2017 году и завершилась в 2021 году. [ 9 ] [ 10 ]
Архитектура и декор
[ редактировать ]
, Собственно церковь которая никогда систематически не изучалась, [ 3 ] имеет кресто-квадратный (или квинконс ) план, длина каждой стороны которого составляет девять метров. [ 11 ] Вместе с мечетью Эски Имарет представляет собой образец комнатского стиля в Константинополе. Его кладка состоит из кирпичей , смонтированных в технике утопленного кирпича , типичной для византийской архитектуры среднего периода. [ 12 ] В этом методе за линией стены монтируются чередующиеся ряды кирпича, которые погружаются в слой раствора . Благодаря этому толщина слоев раствора примерно в три раза больше толщины слоев кирпича.
Здание имеет глухие аркады , апсиду прерывает тройное стрельчатое окно с нишами над ним. Свет проникает в поперечные рычаги через тройные аркады. Внешний вид главной церкви иногда украшен декоративными мотивами, например, змеиными узорами.
Помимо этого здания, в комплексе есть также экзонартекс на западе, портик (который соединяется с парекклесионом). [ 13 ] с бемой ) с колоннами и арками на юге и, наконец, коридором на севере.
Экзонартекс представляет собой один из наиболее типичных примеров архитектуры Палеологов в Константинополе. [ 14 ] наряду с парекклесией Паммакаристоса и , Хора церквями мечетью Фетхие . Дату его построения следует поставить после церквей Паммакаристос парекклесии и Хора . [ 15 ] Его фасад имеет два ордера, оба открыты аркадами. На нижнем уровне расположены угловые ниши, за которыми следуют тройные аркады. Верхний этаж сильно отличается от нижнего и имеет пять полукруглых глухих аркад, обрамляющих окна. Кладка выполнена из полосчатой и разноцветной кирпичной и каменной кладки, особенно заметной на северной стороне. В целом исполнение менее изысканно, чем в парекклесионе мечети Фетхие . [ 15 ]
Экзонартекс увенчан тремя куполами . Боковые — зонтичного типа, а центральный — с ребрами. Внутреннее убранство экзонартекса включает в себя: колонны , капители и закрывающие плиты, которые представляют собой повторно использованный материал ранневизантийского периода. [ 3 ] Все три купола были покрыты мозаикой . Южный и центральный купола были очищены в 1937 году под руководством М.И. Номидеса и Министерства мечетей. [ 2 ] [ 3 ] но по состоянию на 2007 год они почти полностью исчезли. Они представляют собой соответственно Богородицу в окружении пророков и двух царских офицеров с пророками. [ 2 ] Внутреннее убранство церкви, напротив, до сих пор ни разу не подвергалось штукатурке. [ 2 ]
Две довольно большие подземные цистерны, расположенные на юге и западе церкви, намекают на существование монастыря в византийскую эпоху. [ 6 ]
-
Фасад Молла Гурани, левый угол.
-
Фасад Молла Гурани, левый угол.
-
Купол источника Гурани
-
Деталь фасада Молла Гурани
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Какому из многочисленных святых, носящих имя Феодор, была посвящена церковь, неясно. Это мог быть либо святой Феодор Тирон (от греческого ὀ τήρων, что означает «призывник»), либо святой Феодор Стратилат («полководец»). Возможно и совместное посвящение. Ван Миллинген (1912), с. 245
- ^ Jump up to: а б с д и Плод (1953), с. 155
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтьюз (1976), с. 386.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 246.
- ^ Джанин (1964), субголос
- ^ Jump up to: а б Мамбури (1953), с. 303
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мюллер-Винер (1977), с. 169.
- ↑ По мнению Пьера Жиля , церковь Святого Феодора располагалась в окрестностях сегодняшней церкви-мечети.
- ^ «Где находится мечеть Молла Гурани | Обнаружены 700-летние мозаики! Их имена упоминаются в Торе» .
- ^ «Раскрытие мозаики Пророка» .
- ^ Краутхаймер (1986), с. 407.
- ^ Краутхаймер (1986), с. 400.
- ^ Парекклесион , — часовня прислоненная к стене церкви или притвору.
- ^ Краутхаймер (1986), с. 483.
- ^ Jump up to: а б Краутхаймер (1986), с. 484.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]
- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Джанин, Раймонд (1964). Византийский Константинополь (на французском языке) (2-е изд.). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК 3849706 .
- Мэтьюз, Томас Ф. (1976). Византийские церкви Стамбула: фотографический обзор . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 0-271-01210-2 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-59261-0 .