Jump to content

Великая мечеть Диярбакыра

Большая мечеть Диярбакыра
Турецкий : Cami-i Kebîr
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Расположение
Расположение Сур , Диярбакыр , Турция
Великая мечеть Диярбакыра расположена в Турции.
Великая мечеть Диярбакыра
Расположение мечети в Турции.
Географические координаты 37 ° 54'44 "N 40 ° 14'9" E  /  37,91222 ° N 40,23583 ° E  / 37,91222; 40.23583
Архитектура
Тип Мечеть
Стиль Исламский , Сельджукский
Новаторский в. 1091

Великая мечеть Диярбакыра ( турецкий : Diyarbakır Ulu Camii или Cami-i Kebîr ; [ 1 ] Курдский : Великая мечеть Диярбакыра. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] была построена в конце 11 века сельджукским султаном Малик-Шахом I на месте старой мечети. По некоторым данным, это пятое по значимости святое место в исламе после Великой мечети Дамаска . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] что повлияло на его конструкцию. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Он может вместить до 5000 верующих и воплощает четыре различные исламские традиции. [ 11 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Великая мечеть Диярбакыра – старейшая мечеть в Анатолии и, возможно, самая старая в Турции. [ 12 ] [ 13 ] Его происхождение и развитие сложны и до сих пор до конца не изучены. [ 14 ] [ 15 ] Мечеть была основана в этом районе в VII веке после завоевания города мусульманами в 639 году. [ 16 ] [ 15 ] Недавние археологические исследования показали, что нынешняя мечеть стоит на части того, что ранее было римским форумом города. [ 17 ] Согласно традиционным повествованиям, он также стоит на месте более ранней церкви, построенной византийским императором Ираклием в 620-х годах и посвященной святому Фоме . [ 18 ] [ 19 ]

В немецком переводе средневекового мусульманского текста, написанном Псевдо-Вакиди (названным так потому, что это, возможно, не сам аль-Вакиди , а более поздний автор), утверждается, что, когда город был завоеван, его главная церковь была разделена для совместного использования. между мусульманами и христианами. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Истории о разделении христианских церквей таким образом являются повторяющимся мотивом в мусульманских повествованиях о ранних исламских завоеваниях . [ 23 ] [ 24 ] В случае с Диярбакыром эта история была принята некоторыми учеными (например, Кресвеллом ) и широко повторяется местными жителями и в популярных повествованиях об истории мечети. [ 25 ] [ 26 ]

Историчность этой истории и достоверность ее текстового источника были подвергнуты сомнению некоторыми учеными из-за неуверенности в отношении автора источника, несоответствий между немецким и арабским переводами, а также противоречий в других источниках. [ 27 ] [ 24 ] [ 22 ] Фатма Мераль Халифеоглу, Мартин Ассена и Жан-Шарль Дюсен назвали эту историю апокрифом. [ 22 ] [ 28 ] Одним из противоречий других источников является рассказ средневекового мусульманского автора Якута (12–13 века), который, по-видимому, противоречит Псевдо-Вакиди, утверждая, что первые мусульманские завоеватели позволяли христианам города сохранять все свои церкви, но не позволяли им от создания новых. [ 22 ] Среди других осложнений — « Хроники Зукнина» , в которых записано, что главная церковь города, построенная Ираклием в 629 году, была полностью восстановлена ​​христианской общиной в 770 году, спустя много времени после мусульманского завоевания. [ 29 ] [ 30 ] Другой автор, Феодот (ум. 698), упоминает, что мусульмане построили мечеть после завоевания города. [ 31 ] Насир Хосров писал в 1045 году, что главная церковь города представляла собой впечатляющее здание, стоящее рядом с мечетью. [ 32 ] [ 33 ] [ 22 ] Эти источники указывают на то, что в это время церковь все еще использовалась христианской общиной. [ 30 ] и не упоминайте, что им делятся с мусульманами. [ 34 ] Одна из интерпретаций, поддерживаемая этими источниками, заключается в том, что первоначальная мечеть располагалась рядом с церковью и делила с ней платформу, а не находилась в одном здании, по крайней мере, до 11 века. [ 35 ] [ 33 ] [ 36 ]

Строительство нынешней мечети

[ редактировать ]

Нынешнее здание датируется постройкой Великих Сельджуков в конце 11 века и последующими работами в 12 веке. [ 12 ] [ 37 ] Сельджуки завоевали город в 1085 году. [ 18 ] Работы над мечетью зафиксированы серией надписей, большинство из которых сохранились на месте, но некоторые из них с течением времени были перенесены. [ 38 ] Самая старая надпись в мечети находится на западном фасаде молитвенного зала; он называет сельджукского султана Малик Шаха , который заказал строительство, и указывает дату строительства как 1091–1092 гг. Н. Э. (484 г. хиджры ). [ 39 ] [ 40 ] Планировка сельджукской мечети аналогична планировке Великой мечети Дамаска , построенной в начале 8 века в период Омейядов , и находится под сильным влиянием нее . [ 41 ] [ 37 ] [ 12 ] Это влияние можно объяснить тем фактом, что Малик-шах также проводил реставрационные работы в Великой мечети Дамаска в 1082–1083 годах, за девять лет до своих работ над Великой мечетью Диярбакыра. [ 37 ] [ 42 ] Малик-шах перестроил Великую мечеть Диярбакыра, чтобы перенести престиж и славу из Дамаска, столицы Сирии, в Диярбакыр на юге Анатолии. [ 43 ] [ нужна проверка ]

В 1115 г. [ а ] мечеть серьезно пострадала в результате пожара, вызванного молнией. [ 44 ] [ 22 ] [ 45 ] [ 46 ] Вторая надпись на фасаде молитвенного зала отмечает работы, выполненные в 1155–1156 годах. [ 47 ] На минарете мечети имеется надпись с датой 1141 г. [ 48 ] хотя, похоже, речь идет о работах, проводимых в западном и восточном крыльях мечети. [ 47 ]

Западное и восточное крылья мечети, обрамляющие главный двор, являются продуктом покровительства Иналидов и Нисанидов в XII веке. И Иналиды, и Нисаниды были местными династиями под сюзеренитетом Сельджуков. [ 48 ] Эти части комплекса также известны как Восточный и Западный Максуры . [ 17 ] На дворовом фасаде западного крыла есть две надписи: надпись на нижнем уровне датирована 1117–1118 годами, а надпись на верхнем уровне содержит дату 1124–1125 годов и называет имя сына и внука Малик Шаха. [ 48 ] На восточном крыле мечети, в котором также находится главный внешний вход, ведущий во внутренний двор, имеется надпись, датирующая его 1163-1164 годами, в период Нисанидов. [ 49 ] Надпись 1155–1156 годов на фасаде молитвенного зала также указывает на эту восточную часть. [ 47 ] Входной портал мечети в своем нынешнем виде, вероятно, был построен между 1155 и 1178 годами. [ 47 ]

Искусно украшенные фасады западного и восточного двора примечательны использованием сполий из более старых византийских зданий, включая колонны, коринфские капители , фризы с мотивами виноградной лозы и фрагменты греческих надписей. [ 50 ] [ 51 ] Судя по всему, их намеренно использовали для создания новой и последовательной декоративной программы двора. Они были созданы под руководством Хибаталлы Гурганского, единственного зарегистрированного архитектора мечети, который также завершил молитвенный зал в 1155-1156 годах. [ 52 ]

Более поздние дополнения и реставрации

[ редактировать ]

В период Артукидов два медресе к комплексу мечети были построены . Рядом как отдельное здание расположено медресе Зинджирие, датируемое 1198 годом. [ 16 ] Медресе Месудие, занимающее часть северной стороны двора, было построено между 1193–1194 и 1223 годами. [ 47 ] [ 15 ] [ 53 ] [ б ] Внутреннему фасаду этого медресе предшествует портик со сполиями из толстых античных колонн. Скорее всего, оно было добавлено одновременно с медресе, около 1223 года или раньше. [ 47 ]

Двор мечети на фото 1919 года.

После османского завоевания города в 1515 году второй молитвенный зал меньшего размера, известный как Шафи кисми шафиитская рядом с входом в мечеть, на северной стороне двора, был построен часть»), для обслуживания шафиитов. я юридическая школа . По надписи датируется 1528–1529 гг. [ 48 ] [ 47 ] Центральный неф молитвенного зала, большая часть интерьера зала и покрывающая его скатная крыша, вероятно, были переделаны во времена Османской империи. [ 47 ] Более поздние реконструкции включают в себя дополнения 18-го века при Османской империи, такие как камень, использованный в михрабе, установленном в середине стены киблы . [ 54 ] Нынешний минарет был перестроен в 1839 году. Шадырван (фонтан) в центре двора был пристроен в 1849 году. [ 13 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Двор мечети, подвергшийся многократной реконструкции (фото 2016 г.)

Двор мечети ограничен с восточной и западной стороны портиками. Пол выложен базальтовыми блоками , мечеть расположена на южной стороне двора. [ 54 ] Главный вход в мечеть можно найти через портал на ее восточной стороне. [ 51 ] Восточный и западный портики мечети двухэтажные. Оба портика украшены сложной и красивой резьбой по камню. Северный фасад короче двух других фасадов и содержит только один этаж. С другой стороны, южный фасад разделен на три уникальные части. Две секции представляют собой боковые рукава, каждая высотой всего в один этаж. Затем два плеча разделяются в центре секцией, которая возвышается более чем в два раза над высотой рычагов. [ 40 ]

Куфические надписи, найденные на внешней стороне здания, подробно описывают перестройки и дополнения, внесенные в комплекс на протяжении его долгой истории. Пышная резьба и украшение колонн во внутреннем дворе – одна из отличительных особенностей Великой мечети. Западная аркада двора включает в себя первое использование сломанной арки. [ нужна ссылка ]

Восточный фасад двора с колоннами и резным декором (фото 2020 г.)

Колонны фасадов двора выполнены из четырех пород камня; дотретичный метаофиолит , эоценовые известняки, миоценовые известняки и поличетвертичные базальты. [ 55 ] Хотя мечеть претерпела многочисленные реконструкции и сильно пострадала с момента ее создания, оригинальные колонны повторно использовались в периоды реконструкции Великой мечети. Об этом свидетельствует длина колонн, существующих в сегментированной форме, разная длина колонн и использование различных материалов, из которых они изготовлены. Первоначально колонны считались структурными, но позже их стали использовать либо для частичной поддержки, либо просто для украшения. [ 55 ]

Восточная Максура представляет собой двухэтажное строение, расположенное в восточной части двора и покрытое деревом и черепичной крышей. [ 54 ] К северной стороне двора примыкает медресе Месудие . [ 40 ]

Молитвенный зал

[ редактировать ]
Интерьер молельного зала (Фото 2014 г., после недавней реставрации)

Молитвенный зал представляет собой широкое внутреннее пространство с тремя проходами, идущими параллельно стене киблы (южной стене, стоящей в направлении молитвы). Нефы разделены посередине большим центральным нефом, который проходит перпендикулярно стене киблы . В южном конце этого нефа, посередине стены киблы, находится главный михраб . Потолок нефа украшен росписью. Снаружи молитвенный зал увенчан скатной крышей, покрытой свинцовой обшивкой. Крыша центрального нефа возвышается над остальной крышей с обеих сторон. Внутренний фасад молитвенного зала имеет два крыла с каждой стороны, каждое из которых пронизано двумя дверями и пятью окнами, а посередине находится гораздо более высокий фасад, соответствующий внутреннему центральному нефу. Фасад двора украшен гирляндами и меандровыми мотивами, а также надписью цветочной куфической каллиграфии. [ 40 ] [ 54 ] [ мертвая ссылка ]

Значение

[ редактировать ]

Мечеть, расположенная в центре старого города, является самой большой и важной исторической мечетью Диярбакыра. [ 56 ] Он может вместить до 5000 верующих и известен четырьмя различными исламскими традициями. [ 57 ] По мнению некоторых, это пятое по значимости святое место в исламе. [ 5 ] [ 58 ] [ 6 ] [ 7 ] Мечеть также является старейшей в Анатолии. [ 12 ] [ 13 ] Пристроенное медресе Месудие, основанное в 1190-х годах, могло быть старейшим из сохранившихся медресе, в котором преподавали все четыре юридические школы суннитского ислама (другим старейшим из них была Мустансирия в Багдаде ). [ 59 ]

Сравнение с Великой мечетью Дамаска.

[ редактировать ]
Двор мечети Омейядов в Дамаске, здания, планировка которого сравнима с Великой мечетью Диярбакыра (фото 2008 г.)

Мечеть Омейядов в Дамаске является одной из самых ранних мечетей и остается важной в культурном отношении. Многие считают, что мечеть послужила прототипом или источником вдохновения для многих мечетей, позже построенных по всему исламскому миру, включая Великую мечеть Диярбакыра. Хотя легко заметить сходство между ними, существуют и существенные различия.

В отличие от Великой мечети Дамаска, Великая мечеть Диярбакыра не имеет купола в центре молитвенного зала. [ 60 ] На протяжении истории Турция изменила метод покрытия мечетей большими куполами, традицию, существовавшую со времен Османской империи. [ 60 ] [ нужен лучший источник ] Считается, что это создает уникальный турецкий стиль, отличающийся от арабского стиля архитектуры мечетей. Великая мечеть Диярбакыра также имеет толстые колонны вместо круглых колонн. [ 60 ] часто встречается в Сирии, и в его мозаике отсутствует определенный орнамент.

Великая мечеть Диярбакыра закрыта, и ее внутреннее пространство не видно снаружи. мечети Минарет , возможно, был построен по образцу христианских колоколен. [ 61 ] [ не удалось пройти проверку ] Пропорции двора и молитвенного зала, а также восточного входа и план молитвенного зала с центральным нефом и боковыми рукавами аналогичны мечети Дамаска.

Если сравнивать две мечети, многие считают Великую мечеть Диярбакыра более скромным сооружением. Некоторые находят его архитектурные особенности более подходящими из соображений благочестия. Этот особый стиль также можно найти в Алеппо и Хаме (Сирия) , а также в других важных городах исламского мира.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В некоторых источниках вместо этого указан 1155 год. [ 12 ]
  2. ^ В некоторых источниках датой основания указан 1198 год вместо 1193–1194 годов. [ 16 ] [ 48 ]
  1. ^ Ассистент. доц. Доктор Ибрагим Йилмазчелик (1995). XIX. Диярбакыр в первой половине века. Анкара: Турецкое историческое общество.
  2. ^ Глава отдела культуры и туризма муниципалитета Диярбакыра (2011 г.). Гид в Диярбакыре. Стамбул: Бойют Матбааджилик.
  3. ^ Камил Ахмади, Ричард Лим, Метин Чулхаоглу, Ильза Стуркенбум и др. (2009). Восточная и Юго-Восточная Турция: Справочник путешественника. Союз муниципалитетов региона Юго-Восточной Анатолии (GABB). ISBN   6056051307 , 671 страница.
  4. Великая мечеть Диярбакыра. Архивировано 20 ноября 2010 года на Wayback Machine , Archnet.org .
  5. ^ Перейти обратно: а б Грубый путеводитель по Турции (10-е изд.). Грубые гиды. 2023. ISBN  978-1-83905-925-4 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Большая мечеть Диярбакыра, пятый гарем мусульман (турецкий). Архивировано 12 февраля 2023 года в Wayback Machine, Инзар . Проверено 14 апреля 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Обращение Юго-Восточного региона. Архивировано 10 октября 2012 года в Wayback Machine , Заман , 7 августа 2009 года.
  8. ^ Большая мечеть Диярбакыра (турецкое) Время ифтара . Проверено 14 апреля 2020 г.
  9. ^ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ МЕЧЕТИ ДИЯРБАКИР (турецкий) исамвери . Проверено 14 апреля 2020 г.
  10. ^ Великий шедевр: Мечеть Диярбакыр Улу (турецкий) YeniAkit . Опубликовано 19 апреля 2018 г.
  11. ^ «100 рукописей, найденных во время реставрации исторической мечети Улу в Диярбакыре» . Воскресный Заман. 25 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 г. Проверено 1 октября 2011 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Хюбнер, Джефф В. (1995). «Диярбакыр (Диярбакыр, Турция)» . В Ринге, Труди; Салкин, Роберт М.; Ла Бода, Шэрон (ред.). Международный словарь исторических мест: Южная Европа . Издательство Фицрой и Дирборн. стр. 190–193. ISBN  978-1-884964-02-2 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Сёзен, Метин; Акшит, Ильхан (1987). Эволюция турецкого искусства и архитектуры . Книжный магазин Хашет. п. 34.
  14. ^ Андерсен 2021 , с. 186.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Хаттштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 380–381. ISBN  9783848003808 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Диярбакыр». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 17–18. ISBN  9780195309911 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Халифеоглу и Ассенат 2021 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Андерсен 2021 , с. 176.
  19. ^ Халифеоглу и Ассенат 2021 , с. 142.
  20. ^ Гидетти 2016 , стр. 38, 52.
  21. ^ Андерсен 2021 , с. 190.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Халифеоглу и Ассенат 2021 , с. 144.
  23. ^ Гидетти 2016 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Андерсен 2021 .
  25. ^ Гидетти 2016 , с. 38.
  26. ^ Андерсен 2021 , стр. 186, 191–192.
  27. ^ Гидетти 2016 , стр. 36–38, 49–52.
  28. ^ Октябрь 2018 г. , с. 40.
  29. ^ Гидетти 2016 , стр. 50, 52.
  30. ^ Перейти обратно: а б Андерсен 2021 , с. 184.
  31. ^ Гидетти 2016 , стр. 50–51.
  32. ^ Гидетти 2016 , стр. 49–50.
  33. ^ Перейти обратно: а б Андерсен 2021 , стр. 184–185.
  34. ^ Гидетти 2016 , с. 51.
  35. ^ Гидетти 2016 , с. 52.
  36. ^ Халифеоглу и Ассенат 2021 , стр. 144–145.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 66. ИСБН  9781134613663 .
  38. ^ Халифеоглу и Ассенат 2021 , с. 145.
  39. ^ Андерсен 2021 , с. 177.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д «Великая мечеть (Улу Джами) — Откройте для себя исламское искусство — Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 17 мая 2021 г.
  41. ^ Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 218. ИСБН  9780300088670 .
  42. ^ Андерсен 2021 , стр. 186–187.
  43. ^ крем Акургал; Лео Хильбер (1980). Искусство и архитектура Турции . Риццоли. п. 83. ИСБН  978-0-8478-0273-9 .
  44. ^ Андерсен 2021 , с. 185.
  45. ^ Дюсен 2018 .
  46. ^ Раби, Джулиан (2004). «Нур ад-Дин, Кастал аш-Шуайбия и «классическое возрождение» » . В Неджипоглу, Гюльру; Беренс-Абусейф, Дорис; Контадиния, Анна (ред.). Очерки в честь Дж. М. Роджерса . Мукарнас. Том. XXI. Брилл. стр. 301–303. ISBN  978-90-04-13964-0 .
  47. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Синклер, Томас Алан (1989). «Диярбакыр» . Восточная Турция: архитектурно-археологическое исследование . Том. III. Пиндар Пресс. стр. 176–180. ISBN  0907132340 .
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и Андерсен 2021 , с. 180.
  49. ^ Андерсен 2021 , с. 181.
  50. ^ Андерсен 2021 , стр. 180–181.
  51. ^ Перейти обратно: а б «Большая мечеть Диярбакыра» . Архнет . Проверено 2 мая 2021 г.
  52. ^ Андерсен 2021 , с. 183.
  53. ^ Хилленбранд 1994 , с. 215.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Муниципалитет Сельчуклу. «БОЛЬШАЯ МЕЧЕТЬ ДИЯРБАКЫРА» . www.selcuklumirasi.com . Проверено 21 мая 2021 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б Кавак, Орхан; Далкилич, Неслихан; Топрак, Ведат (2011). «Геологическое и архитектурное исследование повторно использованных каменных колонн Большой мечети в Старом городе Диярбакыра (Турция)» . Средиземноморская археология и археометрия . 11 :9–22. Бибкод : 2011MAA....11....9K .
  56. ^ Гёюнч, Нежат (1994). «ДИЯРБАКИР» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 14 мая 2023 г.
  57. ^ «100 рукописей, найденных во время реставрации исторической мечети Улу в Диярбакыре» . Воскресный Заман. 25 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 г. Проверено 1 октября 2011 г.
  58. ^ Акчай, Ахмет Саит (2 июля 2016 г.). «Мусульмане в Турции отмечают Ночь Силы» . Анадолу Пост .
  59. ^ Хилленбранд 1994 , стр. 214–215.
  60. ^ Перейти обратно: а б с «УЛУ ЧАМИИ (Большая мечеть) в Диярбакыре, Турция» . www.ne.jp. ​Проверено 2 мая 2021 г.
  61. ^ Гурли, Уильям (2020). Курды в Турции Эрдогана; Баланс идентичности, сопротивления и гражданства . Издательство Эдинбургского университета.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c71d216336f51ddaee6df585dde15cb2__1721522100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/b2/c71d216336f51ddaee6df585dde15cb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Mosque of Diyarbakır - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)