Jump to content

Коринфский орден

(Перенаправлено из коринфских столиц )
Коринфский периптерос храма Вакха , Баальбек , Ливан, неизвестный архитектор, 150–250 гг.
Коринфские колонны Пантеона , Рим , неизвестный архитектор, ок. 114–124 гг. Н.э., ставший выдающейся моделью для архитекторов эпохи Возрождения и более поздних эпох.
Сравнение дорического , тосканского , ионического , коринфского и сложного ордеров; с лестницей

Коринфский ордер ( греческий : Κορινθιακὸς ῥυθμός , Korinthiakós rythmós ; латынь : Ordo Corinthius ) — последний развитый и наиболее богато украшенный из трех основных классических ордеров древнегреческой архитектуры и римской архитектуры . Два других — это дорический ордер , который был самым ранним, за ним следовал ионический ордер . В древнегреческой архитектуре коринфский ордер почти во всех отношениях следует ионическому, за исключением капителей колонн, хотя в римской архитектуре это изменилось. [1]

Коринфскую капитель можно рассматривать как обогащенное развитие ионической капители, хотя, возможно, придется внимательно присмотреться к коринфской капители, чтобы увидеть ионические волюты («спирали») по углам, возможно, уменьшенные в размере и важности, прокручивающиеся наружу. над двумя рядами стилизованных листьев и стеблей аканта («cauliculi» или caulicoles ), всего восемь, и заметить, что меньшие завитки закручиваются внутрь, чтобы встретиться друг с другом с каждой стороны. Листья могут быть довольно жесткими, схематичными и сухими, а могут быть экстравагантно просверленными и подрезанными, натуралистичными и колючими. Плоские счеты в верхней части капители имеют вогнутую кривую на каждой стороне, и обычно один цветок («розетка»), выступающий из листьев внизу, перекрывает его с каждой стороны.

Когда классическая архитектура возродилась в эпоху Возрождения были добавлены еще два ордера , к канону : тосканский ордер и составной ордер , известный в римские времена, но считавшийся великим имперским вариантом коринфского ордера. Коринфский собор имеет рифленые колонны и сложные капители, украшенные листьями аканта и завитками. Существует множество вариаций. [2]

Название Коринфский происходит от древнегреческого города Коринф , хотя, вероятно, оно было изобретено в Афинах . [3]

Описание

[ редактировать ]

Греческий коринфский орден

[ редактировать ]
Фриз и капители хорагического памятника Лисикрата , Афины, неизвестный архитектор, 330-е гг. до н. э., один из самых ранних сохранившихся образцов.

Коринфский орден назван в честь греческого города-государства Коринф , с которым он был связан в тот период. Однако, по мнению историка архитектуры Витрувия , колонну создал скульптор Каллимах , вероятно, афинянин, который нарисовал листья аканта, растущие вокруг вотивной корзины с игрушками, с плитой наверху, на могиле коринфской девушки. [3]

Его самое раннее использование можно отнести к позднему классическому периоду (430–323 гг. До н.э.). Самые ранние коринфские капители, уже фрагментированные и ныне утерянные, были найдены в Бассах в 1811–1812 годах; они датированы примерно 420 г. до н. э. и находятся в храме Аполлона, иначе говоря, с использованием ионического языка. Их было трое, они несли фриз через дальний конец целлы, который был открыт в адитум . Коринфский шрифт, вероятно, был разработан, чтобы решить проблему неловкости, которую ионическая капитель создавала в углах, поскольку у него были четкие и отчетливые передние или задние и боковые грани. [4] проблема была окончательно решена Винченцо Скамоцци только в 16 веке.

Упрощенная поздняя версия греческой коринфской капители часто известна как «Коринфская башня Ветров» после ее использования на крыльцах Башни Ветров в Афинах (около 50 г. до н. э.). находится один ряд листьев аканта , а позади него - ряд «высоких узких листьев». Внизу капители [5] Они плотно прилегают к набухшему стержню и иногда описываются как листья «лотоса», а также как расплывчатые «водяные листья» и пальмовые листья; отмечено их сходство с формами листьев многих древнеегипетских столиц. [6] Форма обычно встречается в небольших колоннах, как древних, так и современных.

Римский коринфский орден

[ редактировать ]
Букрания с гирляндами, украшающими храм Весты с виллы Адриана , Тиволи
Коринфские колонны арки Септимия Севера на Римском форуме.
Коринфские колонны арки Септимия Севера в Лептис Магна

Этот стиль разработал свою собственную модель в римской практике, следуя прецедентам, установленным Храмом Марса Ультора на Форуме Августа ( ок. 2 г. н.э. ). [7] Он использовался в южной Галлии в Maison Carrée , Ниме и в аналогичном Храме Августа и Ливии во Вьенне . Другими яркими примерами, отмеченными Марком Уилсоном Джонсом, нижнего порядка являются базилика Ульпия и Арка Траяна в Анконе (обе времен правления Траяна , 98–117 гг. н.э.), Колонна Фокы (вновь воздвигнутая в поздней античности , но 2-го века н.э.). века по происхождению) и храм Вакха в Баальбеке ( ок. 150 г. н.э. ). [8]

Пропорция является определяющей характеристикой коринфского ордера: «последовательное объединение размеров и соотношений в соответствии с принципами симметрии » отмечено Марком Уилсоном Джонсом, который обнаружил, что соотношение общей высоты колонны к высоте шахты колонны находится в Соотношение 6:5, так что, во-вторых, полная высота колонны с капителью часто кратна 6 римским футам, а сама высота колонны кратна 5. По своим пропорциям коринфская колонна подобна ионической колонне . хотя он более тонкий и выделяется своей характерной резной капителью. [9]

Счеты на капители имеют вогнутые стороны , соответствующие выступающим углам капители, и могут иметь розетку в центре каждой стороны. Коринфские колонны были возведены на верхнем уровне римского Колизея , выдерживали наименьший вес, а также имели самое тонкое соотношение толщины и высоты. Их соотношение высоты и ширины составляет примерно 10:1. [9]

Одним из вариантов является орден Тиволи, найденный в храме Весты в Тиволи. Коринфская капитель ордена Тиволи имеет два ряда листьев аканта, а ее счеты украшены крупными флеронами в виде цветов гибискуса с выраженными спиральными пестиками. Колонны флейты имеют плоские вершины. На фризе подвешены фруктовые фестоны между букраниями . Над каждым фестоном имеется розетка в центре . Карниз не имеет модильонов .

Столицы Гандхары

[ редактировать ]
Фигура Будды в коринфской капители из Гандхары , Музей Гиме , Париж, неизвестный архитектор, III–IV века.

Индо-коринфские капители — это капители, венчающие колонны или пилястры , которые можно найти на северо-западе Индийского субконтинента , и обычно сочетающие в себе эллинистические и индийские элементы. Эти капители обычно датируются I веком нашей эры и представляют собой важные элементы греко-буддийского Гандхары искусства .

Классический дизайн часто адаптировался, обычно принимая более вытянутую форму, а иногда и сочетаясь со свитками, как правило, в контексте буддийских ступ и храмов. Индо-коринфские капители также включали фигуры Будды или Бодхисаттв , обычно в виде центральных фигур, окруженных роскошной листвой коринфских узоров, а часто и в тени.

Византийская империя и средневековая Европа

[ редактировать ]

Хотя термин «коринфский» зарезервирован для колонн и капителей, которые довольно близко соответствуют одной из классических версий, растительный декор капителей продолжал быть чрезвычайно распространенным в византийской архитектуре и различных стилях европейского средневековья , от архитектуры Каролингов до романского стиля. архитектура и готическая архитектура . Существовала значительная свобода в деталях и соотношении между колонной (обычно без рифлений) и капителью. Были представлены многие виды растений, иногда реалистично, как в капителях капитула Саутвеллского собора в Англии.

Ренессансный коринфский ордер

[ редактировать ]
Винченцо Скамоцци предлагает свою версию коринфской столицы на портрете Веронезе ( Денверский художественный музей )

Во время первого расцвета итальянского Возрождения флорентийский теоретик архитектуры Франческо ди Джорджио выразил человеческие аналогии, которые писатели, последовавшие за Витрувием, часто ассоциировали с человеческой формой, в квадратных рисунках коринфской капители, наложенных на них человеческими головами, чтобы показать пропорции. общее для обоих. [10]

Коринфский архитрав разделен на две или три части, которые могут быть равными или иметь интересные пропорциональные отношения друг с другом. Над простым, неукрашенным архитравом лежит фриз , который может быть богато украшен непрерывной резьбой или оставлен простым, как в пристройке Капитолия США. В Капитолии пропорции архитрава к фризу составляют ровно 1:1. Выше этого профили карнизов напоминают профили ионического ордера. Если карниз очень глубокий, его можно поддерживать кронштейнами или модильонами - декоративными кронштейнами, используемыми последовательно под карнизом.

Коринфская колонна почти всегда рифленая, а каннелюры коринфской колонны могут быть обогащены. Они могут быть скругленными, со стержнями, расположенными внутри полых канавок, или со стопорными канавками, при этом стержни поднимаются на треть пути, туда, где начинается энтазис . По-французски они называются chandelles и иногда заканчиваются резными язычками пламени или колокольчиками. В качестве альтернативы, вместо филе в рифлении могут использоваться бусины или цепочки из шелухи, причем коринфский ордер является наиболее гибким из ордеров и имеет больше возможностей для вариаций.

Развивая небрежное замечание, когда Витрувий объяснял происхождение ее акантовой капители, стало обычным явлением отождествлять коринфскую колонну со стройной фигурой молодой девушки; В этом ключе французский художник-классификатор Николя Пуссен писал своему другу Фреару де Шантелу в 1642 году:

Красивые девушки, которых вы увидите в Ниме , я уверен, порадуют ваш дух не меньше, чем прекрасные колонны Maison Carrée, поскольку одна из них — не более чем старая копия другой. [11]

Сэр Уильям Чемберс выразил традиционное сравнение с дорическим ордером:

Пропорции орденов древние формировали на основе человеческого тела, и, следовательно, в их намерение не могло входить создание коринфской колонны, которая, как замечает Витрувий, должна изображать нежность молодой девушки, как толстую и намного выше, чем дорический, который призван олицетворять массу и силу мускулистого взрослого мужчины. [12]

Древнегреческая столица из Тарента с добавленными сфинксами , IV – III века до нашей эры, сделанная из известняка , в Метрополитен-музее , Нью-Йорк.

Самый старый известный образец коринфской колонны находится в храме Аполлона Эпикурия в Бассах в Аркадии, ок. 450–420 гг. до н.э. Он не является частью ордера самого храма, который имеет дорическую колоннаду, окружающую храм, и ионический ордер внутри ограды целлы . В центре целлы стоит единственная коринфская колонна. Это загадочная особенность, и археологи спорят о том, что она показывает: некоторые утверждают, что это просто образец вотивной колонны . Несколько примеров коринфских колонн в Греции в следующем столетии будут использоваться внутри храмов. Более известный пример и первое задокументированное использование коринфского ордера на внешней стороне сооружения - это круглый хорагический памятник Лисикрату в Афинах, возведенный ок. 334 г. до н.э.

Коринфская капитель, тщательно похороненная в древности в фундаменте круглого толоса в Эпидавре, была обнаружена во время современных археологических кампаний. Его загадочное присутствие и сохранность были объяснены как модель скульптора, которой должны были подражать каменщики. [13] при возведении храма, посвященного Асклепию . Архитектурный проект здания в древности был приписан скульптору Поликлету Младшему , сыну классического греческого скульптора Поликлета Старшего.

Храм был возведен в IV веке до нашей эры. Эти капители, расположенные в одном из самых посещаемых священных мест Греции, повлияли на более поздние эллинистические и римские проекты коринфского ордена. Вогнутые стороны абака сходятся на остром килевом крае, который легко повредить, который в более поздней практике и после эпохи Возрождения обычно заменялся скошенным углом. За свитками отчетливо видна расширяющаяся цилиндрическая форма центрального стержня.

Намного позже римский писатель Витрувий ( ок. 75 г. до н. э. – ок. 15 г. до н. э. ) сообщил, что коринфский ордер был изобретен Каллимахом , греческим архитектором и скульптором, которого вдохновил вид вотивной корзины, оставленной на могила молодой девушки. В ней лежало несколько ее игрушек, а над корзиной была положена квадратная плитка, чтобы защитить их от непогоды. Растение аканта проросло сквозь плетеную корзину, смешав свои колючие, глубоко разрезанные листья с переплетением корзины. [14]

Происхождение коринфского ордера, проиллюстрированное в переводе Клода Перро десяти книг Витрувия, 1684 г.

Клод Перро включил виньетку, олицетворяющую сказку о Каллимахе, в свою иллюстрацию коринфского ордера к переводу Витрувия, опубликованному в Париже в 1684 году. Перро демонстрирует в своей гравюре, как пропорции резной капители могут быть скорректированы в соответствии с требованиями дизайна. не обижая. Текстура и очертания листьев Перро сухие и плотные по сравнению с их натурализмом 19-го века в Капитолии США.

В позднеантичной и византийской практике листья могут развеваться вбок, как будто ветром Веры. В отличие от капителей дорических и ионических колонн, коринфская капитель не имеет шейки под собой, а только кольцеобразную астрагаловую лепнину или полосу, образующую основание капители, напоминающую основание легендарной корзины.

Большинство зданий (и большинство клиентов) удовлетворяются всего двумя заказами. Когда ордера накладываются друг на друга, как это происходит в Колизее , естественный прогресс происходит от самого прочного и простого (дорического) внизу к самому тонкому и богатому (коринфскому) вверху. На верхнем ярусе Колизея расположен необычный порядок, который стал известен как Составной ордер в 16 веке . Итальянцы середины XVI века, особенно Себастьяно Серлио и Якопо Бароцци да Виньола , установившие каноническую версию орденов, думали, что обнаружили «Композитный ордер», сочетающий волюты ионического с листвой коринфского ордера, но в Римские практические волюты присутствовали почти всегда.

В романской и готической архитектуре , где классическая система была заменена новой эстетикой, состоящей из арочных сводов, исходящих из колонн, коринфская капитель все еще сохранялась. Он мог быть строго простым, как в типичной цистерцианской архитектуре , не поощрявшей отвлечение от литургии и аскетического созерцания, или в других контекстах допускал многочисленные причудливые вариации, даже на капителях ряда колонн или колонет внутри одного и того же здания. система.

В XVI веке серия гравюр орденов в архитектурных трактатах помогла стандартизировать их детали в жестких рамках: Себастьяно Серлио; Regola delli cinque ordini Джакомо Бароцци да Виньола (1507–1573); За I quattro libri dell'architettura Андреа Палладио Винченцо Скамоцци и L'idea dell'architettura Universale в 17 веке последовали французские трактаты с более совершенными гравированными моделями, такие как модели Перро.

Яркие примеры

[ редактировать ]
Maison Carrée, Ним , Франция, неизвестный архитектор, I век нашей эры.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лоуренс, 85 лет; Саммерсон, 124, 176
  2. ^ Jump up to: а б «Коринфские колонны» . Архитектор Капитолия . Проверено 24 марта 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б Саммерсон, 124
  4. Лоуренс, 179 (фото 80)
  5. ^ Лоуренс, 237
  6. ^ Браун, 232; Фергюссон, Джеймс , Иллюстрированный справочник по архитектуре , Том 2, стр. 273, 1855, Джон Мюррей, Google Books
  7. ^ Марк Уилсон Джонс, «Проектирование римского коринфского ордера», Журнал римской археологии 2:35-69 (1989).
  8. ^ Джонс 1989.
  9. ^ Jump up to: а б Питер Д'Эпиро; Мэри Десмонд Пинковиш (22 декабря 2010 г.). Что такое семь чудес света?: и 100 других великих культурных списков - полностью объясненных . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 133. ИСБН  978-0-307-49107-7 .
  10. ^ Лист Франческо ди Джорджио с рисунками из Туринского кодекса Салуцциано его Trattati di Architettura Ingegneria e Arte Militare , ок. 1480–1500, иллюстрировано Рудольфом Виттковером , «Архитектурные принципы в эпоху гуманизма» (1962) 1965, табл. IC
  11. ^ Цитируется сэром Кеннетом Кларком , Обнаженная натура: исследование в идеальной форме , 1956, стр. 45.
  12. ^ Чемберс, Трактат о декоративной части гражданской архитектуры (изд. Джозефа Гвилта, 1825: стр. 159–61).
  13. ^ Элисон Берфорд ( «Строители греческого храма в Эпидавре» , Ливерпуль, 1969, стр. 65) вместо этого предполагает, что он был испорчен резьбой: одна спираль была неправильно отделена от поля; Хью Пломмер, рецензируя ее для The Classical Review (New Series, 21.2 [июнь 1971 г.], стр. 269–272), отмечает, что ошибка повлекла за собой чрезмерную работу, и по-прежнему убежден, что столица была образцом.
  14. ^ Мудрый. 4.1.9-10
  15. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 40. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  16. ^ Хью Хонор, Джон Флеминг (2009). Всемирная история искусства – переработанное седьмое издание . Издательство Лоуренса Кинга. п. 147. ИСБН  978-1-85669-584-8 .
  17. ^ Хью Хонор, Джон Флеминг (2009). Всемирная история искусства – переработанное седьмое издание . Издательство Лоуренса Кинга. п. 177. ИСБН  978-1-85669-584-8 .
  18. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 123. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  19. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 217. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  20. ^ Мартин, Генри (1927). Le Style Louis XIV (на французском языке). Фламмарион. п. 39.
  21. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 325. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  22. ^ Ж. Филипп, Минге (1973). Эстетика рококо (на румынском языке). Меридианы.
  23. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 333. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  24. ^ Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. п. 989. ИСБН  978-0-500-02236-8 .
  25. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 490. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  26. ^ «Греческий классицизм: ресурс по дизайну исторической и современной архитектуры, часть II, с Колдером Лотом (29:46 в видео)» . classicist.org . Проверено 14 июня 2024 г.
  27. ^ «Греческий классицизм: ресурс по дизайну исторической и современной архитектуры, часть II, с Колдером Лотом (28:36 в видео)» . classicist.org . Проверено 14 июня 2024 г.
  28. ^ Хью Хонор, Джон Флеминг (2009). Всемирная история искусства – переработанное седьмое издание . Издательство Лоуренса Кинга. п. 867. ИСБН  978-1-85669-584-8 .
  29. ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 121. ИСБН  978-0-500-51914-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ae41fbe6f016384e4407824f5821f58__1722605760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/58/5ae41fbe6f016384e4407824f5821f58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Corinthian order - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)