Арка Адриана (Афины)
Ворота (или арка) Адриана | |
![]() | |
Расположение | Греция ![]() |
---|---|
Область | Аттика |
Координаты | 37 ° 58'13 "N 23 ° 43'55" E / 37,97018 ° N 23,73203 ° E |
Тип | Арка |
Ширина | 13,5 м |
Высота | 18 м |
История | |
Материал | Мрамор |
Основан | 131 или 132 год нашей эры |
Периоды | Эллинистический период |
Культуры | Древний Рим |
Связано с | Император Адриан |
Примечания к сайту | |
Право собственности | Общественная собственность |
Управление | Министр культуры |
Публичный доступ | Да |
Арка Адриана ( греч . Αψίδα του Αδριανού , латинизированная : Apsida tou Adrianou ), наиболее известная на греческом языке как Ворота Адриана ( греч . Πύλη του Αδριανού , латинизированная : Pyli tou Adrianou ), представляет собой монументальные ворота , напоминающие — в некоторых отношениях — римская триумфальная арка . Он пролегал по древней дороге из центра Афин ) (Греция к комплексу сооружений на восточной стороне города, включавшему храм Зевса Олимпийского .
Было предложено построить арку в честь адвентуса ( приезда) римского императора Адриана и в честь его многочисленных благодеяний городу по случаю освящения близлежащего храмового комплекса в 131 или 132 году нашей эры. [1] Поскольку Адриан стал афинским гражданином почти за два десятилетия до того, как был построен памятник, Куременос утверждал, что надписи на арке прославляют его как афинянина, а не как римского императора. [2] Неизвестно, кто заказал арку, хотя вполне вероятно, что это были граждане Афин. На арке были две надписи, обращенные в противоположные стороны, в которых Тесей и Адриан назывались основателями Афин. Хотя очевидно, что надписи посвящены Адриану, неясно, относятся ли они к городу в целом или к городу, состоящему из двух частей: старой и новой. Однако раннее представление о том, что арка обозначала линию древней городской стены и, таким образом, разделяла старые и новые районы города, в ходе дальнейших раскопок оказалось ложным. Арка расположена в 325 метрах (1066 футов) к юго-востоку от Акрополя .
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Материал и дизайн
[ редактировать ]

Весь памятник выполнен из пентелийского мрамора с горы Пентеликон , в 18,2 км к северо-востоку от арки. Пентелический мрамор использовался для строительства Парфенона и многих других примечательных сооружений Афин, хотя его качество может значительно различаться. Мрамор, использованный для арки, был более низкого качества и имел больше включений, чем тот, который использовался в лучших афинских зданиях. Арка была построена без цемента и раствора из цельного мрамора, с использованием зажимов для соединения ограненных камней. Его высота 18 метров, ширина 13,5 метра и глубина 2,3 метра. Его конструкция полностью симметрична спереди назад и из стороны в сторону.
Одноарочный проход нижнего уровня шириной 6,5 м поддерживался пилястрами , увенчанными коринфскими капителями. Похожие, но более высокие пилястры обрамляют внешние углы нижнего уровня. Пространство между внешними пилястрами и арочным проемом было заполнено камнями прямоугольной формы с закругленными краями, чтобы подчеркнуть дизайн. [3] По обе стороны центрального прохода стояла коринфская колонна на прямоугольном приподнятом основании, выступающем из центра стены. Нижний уровень венчал ионический архитрав, увенчанный зубцами и выступающим гейзоном .
Верхний уровень арки (аттик) состоял из ряда коринфских колонн и пилястр, разделяющих пространство на три прямоугольных проема. Каждое из внешних отверстий было увенчано ионическим архитравом, увенчанным зубцами и выступающим гейзоном , как на нижнем уровне. Центральное отверстие, однако, было окружено антами с зацепленными коринфскими полуколоннами, которые поддерживали выступающий треугольный фронтон, который опирался на зубцы, гейзоны и сима , которые соединялись с таковыми двух крыльев. На вершине фронтона располагался небольшой растительный акротерий . Центральное отверстие верхнего уровня изначально было закрыто тонкой каменной перегородкой, ок. Толщина 7 см. Грейндор утверждает, что ширма центрального проема чердака была снята из эстетических соображений по указанию королевы Амалии, в честь которой был назван проспект, проходящий мимо арки. Хилл утверждает, что все три отверстия были закрыты, но эта точка зрения не возобладала. [4] Сейчас сохранились только пазы для его крепления. Дизайн этой центральной ниши верхнего уровня, напоминающей эдикул , похож на архитектуру scaenae frons (фасада древних сценических зданий) и очень напоминает изображения эдикулы в настенной росписи 2-го помпейского стиля .
Даже беглый осмотр этой арки с некоторыми из многих сохранившихся римских триумфальных арок [5] Имея это в виду, выявляется значительная разница в конструкции между двумя структурами. Количество арочных проходов нижнего уровня римских триумфальных арок было переменным, как и наличие второстепенного прохода вдоль длинной оси сооружения; Как дипилонная арка с единственным проходом, нижний уровень Арки Адриана попадает в гамму архитектурного жанра. Однако римские триумфальные арки обычно имеют массивный прочный аттик (верхний уровень), часто заполненный дарственной надписью и скульптурным декором. Кроме того, римские арки обычно поддерживали крупные каменные или бронзовые статуи, часто включающие квадригу (колесницу с четырьмя лошадьми) или что-то подобное вверху в центре. Как отмечает Виллерс, конструкция Арки Адриана имеет весьма изысканный верхний уровень, не позволяющий установить на чердаке крупные украшения.
Скульптурное оформление
[ редактировать ]Было высказано предположение, что статуи располагались на вершине нижнего уровня, по обе стороны от центральной эдикуловой ниши верхнего уровня, что было обычным для этой архитектурной формы; Судя по надписям, Тесей и Адриан являются наиболее распространенными кандидатами на роль этих двух статуй. [6] Уорд-Перкинс предположил, что на чердаке находились дополнительные статуи, расположенные над выступающими коринфскими колоннами нижнего уровня. В резком несогласии с этими предложениями Виллерс заявляет, что нет никаких свидетельств того, что для установки статуй на вершине нижнего уровня нет никаких доказательств того, что камень слишком грубо обработан на верхней поверхности, чтобы на нем могли стоять статуи. [7] Хотя Виллерс исследовал нижний уровень арки, разрешение на пристальное изучение верхнего уровня не было дано, поэтому его утверждения относительно верхнего уровня основаны на ранее опубликованных измерениях и изображениях. Куременос предполагает, что во времена Адриана арка содержала расписные рельефы, возможно, со статуями в центральном проеме, которые в какой-то момент византийского периода были снесены и заменены. [8] Полное исследование памятника еще предстоит провести.
Надписи и расположение
[ редактировать ]вырезаны две надписи На архитраве нижнего уровня арки , одна по центру над арочным проемом с обеих сторон. На северо-западной стороне (в сторону Акрополя ) была надпись:
- Это Афины, древний город Тезея .
Надпись на юго-восточной стороне (лицом к Олимпиону) гласит:
- АИД'ЭИС'АДРИАНУ КУХИ ТЕСЕОС ПОЛИС (это город Адриана, а не Тесея). [9] Древний схолий (заметка на полях) рукописи Аристида утверждает, что император Адриан, когда он расширял городскую стену (Афин), написал (начертал) на границе старой и новой областей Афин двойную надпись, соответствующую смысл, но не точная формулировка надписей на арке. [10] На основании совместного прочтения надписей на арке и схолия сначала было принято, что арка стояла на линии Фемистоклиевой стены и отмечала разделение между старым городом Тесея и новым городом Адриана. [11] этот район назван Адрианополисом . С этой точки зрения вторая надпись относится к новому городскому району на восточной стороне Афин, созданному Адрианом, и - для удобства - в последующих научных дискуссиях [12] Считалось, что эта новая, римская часть города была добавлена к древнегреческому городу в период Pax Romana (римского мира). [13]

Адамс предположил, что надписи, вместо того, чтобы делить Афины на старый город Тесея и новый город Адриана ( Адрианополис ), заявляют, что весь город был заново основан императором. [14] В этом ракурсе следует читать надписи: это Афины, некогда город Тесея; это город Адриана, а не Тесея. Один вариант претендует на часть, а другой на все Афины для императора. Адамс также подверг сомнению идею о том, что арка находилась на линии Фемистокловой стены, и эта позиция теперь общепринята. Ворота Фемистоклиевой стены были раскопаны ок. В 140 метрах к востоку от арки, что и решило вопрос. Стюарт и Реветт, которые провели самое раннее и единственное полное архитектурное исследование арки в 1751-53 гг. н. э., были озадачены тем фактом, что арка не совпадает с храмом Зевса Олимпийского, несмотря на то, что она построена всего лишь ок. В 20 м от стены перибола (пограничной стены) этого комплекса. [15] Раскопки, проведенные за это время, показали, что арка совпадает с древней дорогой, которая проходила примерно по тому же направлению, что и современная улица Лисикрат. Арка обращена к Хорагическому памятнику Лисикрата в 207 м к северо-западу по этой улице.
Сохранение
[ редактировать ]
В то время, когда Стюарт и Реветт архитектурно записали ее в середине 18 века, основание арки было закопано в землю лишь на уровень примерно трех футов. Учитывая, что на протяжении почти девятнадцати веков своего существования она ни разу не была защищена от захоронения, арка вошла в современную эпоху в исключительном состоянии. Хотя колонны нижнего уровня отсутствуют, арка сохранилась во всю высоту и возвышается над современным проспектом Амалия . За последние десятилетия загрязнение атмосферы нанесло памятнику ущерб. Наблюдается сильное обесцвечивание камня и деградация надписей. [16]
Покровительство
[ редактировать ]Покровительство над аркой приписывалось либо Афинскому государству, либо Панэллинам , недавно сформированной ассоциации всех греческих городов, базирующейся в Афинах. Ранние ученые считали, что ответственность за его создание несут афиняне, на том основании, что качество материала и исполнение не могли сравниться с другими известными постройками Адриана в Афинах, а также на предположении, что император, так сильно любивший Афины, не мог быть настолько самонадеян, что оставил такую надпись на сооружении, сделанном им самим. [17] Две арки одинакового масштаба и дизайна были построены в святилище Деметры и Коры в Элевсине императору (возможно, Марку Аврелию позже, во 2 веке нашей эры, и посвящены панэллинами ). Эти арки обрамляли пропилон, ведущий к святилищу, и стояли на концах дорог, ведущих в Мегару и в гавань соответственно. [18] На юго-восточной арке была надпись, гласившая:
- TOIN THEOIN KE TOI AUTOK[R]ATORI OI PANE[LLI]NES (двум богиням и императору- панэллину ).
Использование одного и того же дизайна в честь двух императоров на протяжении нескольких десятилетий и нескольких километров натолкнуло на мысль, что панэллины были ответственны за арки в обоих местах. [18]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Для императора было большой честью посетить какой-либо город, и такая честь требовала проявления соответствующего уважения.
- ^ Куременос 2022.
- ^ Техника рисования краев — это вырезание декоративной ленты вокруг видимых краев камня.
- ^ Куременос 2022.
- ^ например, Арка Траяна в Беневенто или Арка Константина в Риме.
- ^ Грейндор; Без проблем.
- ↑ Виллерс предполагает, что ширма в центральном проеме верхнего уровня могла предназначаться для расписного оформления или что декоративная программа арки могла просто не быть завершена.
- ^ Куременос 2022.
- ^ ИГ II² 5185.
- ^ Цитируется в записи для IG II² 5185: схолий к тексту Панатинаикоса Аристида , который гласит: Адриан пришел и в основном написал ограду, в то время как он перед стеной писал талион - это воздвиг Тесей, а Адриан - тогда и это он построил, — это построили Адриан и Тесей .
- ↑ Грейндор говорит, что арка обозначает периметр города Тесея. Травлос соглашается.
- ^ Это была известная практика, когда греческие надписи располагались на стороне пограничного знака, на который они ссылались, как обсуждает Вандерпул. Биограф Плутарх в «Жизнеописании Тесея» (25.3) обсуждает такой памятник между Пелопоннесом и Аттикой .
- ↑ Предположение о том, что эта область была совершенно новым творением Адриана, оспаривается.
- ^ Адамс не согласен с интерпретацией предлога ΠΡΙΝ, принятой до недавнего времени, и предлагает альтернативное значение слова «один раз» (но не больше).
- ^ Стюарт и Реветт.
- ^ Центр надписи SE фактически неразборчив; надпись NW сохранилась гораздо лучше, хотя камень (белый мрамор) стал почти черным.
- ^ Грейндор. Травлос и Куременос соглашаются, что это были афиняне. Простой филэллинизм императора Адриана был обычным явлением в научных дискуссиях. Виллерс, однако, обсудил прагматическую политику интереса Адриана к греческим городам и культуре.
- ^ Перейти обратно: а б Виллерс.
Примечания
[ редактировать ]- Адамс, А. 1989. «Арка Адриана в Афинах», в книге «Греческий ренессанс в Римской империи», ред. С. Уокер и А. Кэмерон, Лондон, стр. 10–15.
- Грейндор, Фредрик Э. 1934. Афины при Адриане . Каир: Выходные данные Nationale.
- Куременос, Анна. 2022. «Город Адриана, а не Тесея: культурная история Арки Адриана», в Провинции Ахея во 2 веке н.э.: Прошлое Настоящее , изд. Анна Куременос. Лондон: Рутледж. https://www.academia.edu/43746490/_Forthcoming_The_City_of_Hadrian_and_not_of_Theseus_A_Cultural_History_of_Hadrians_Arch
- Орландос, А. 1968. Жития ворот Адриана в Афинах. Платон 20. 248-255.
- Стюарт Дж. и Реветт Н. 1968. Древности Афин. Бенджамин Блум: Нью-Йорк.
- Спофорт, Эй Джей, и Уокер, Сьюзен. 1985. Мир Панэллениона. I. Афины и Элевсин. Журнал римских исследований, 75, стр. 78–104.
- Спофорт, AJ 1992. Обзор: Панэллинская программа Адриана . Классический обзор, 42, стр. 372–374.
- Травлос, Дж. 1971. Иллюстрированный словарь древних Афин, Лондон, стр. 253–257, рис. 325-329.
- Вандерпул, Юджин. 1970. Некоторые аттические надписи. Гесперия, 39, №1, стр. 40–46.
- Виллерс, Дитрих. 1990. Всегреческая программа Адриана: археологический вклад в реконструкцию Афин Адрианом . Штайнер АГ: Базель.