Элий Аристид
Элий Аристид | |
---|---|
Статуя Элия Аристида в Ватикане | |
Родное имя | Поплиос Айлиос Аристидис Теодорос |
Рожденный | 117 Адриани , Мисия (современный Орханели , Бурса , Турция ) | нашей эры
Умер | 181 (63–64 лет) |
Язык | Древнегреческий |
Жанр | Ораторское искусство |
Предмет | Сонник |
Известные работы | Священные сказки |
Публий Элий Аристид Теодор ( греч . Πόπλιος Αἴλιος Ἀριστείδης Θεόδωρος ; 117–181 гг. н.э.) был греческим оратором и писателем, который считался ярким примером как член Второго софиста , группы знаменитых и очень влиятельных ораторов, процветавших во время правления. Нерона до ок . 230 год нашей эры.
Сохранилось более пятидесяти его речей и других произведений, относящихся к временам правления Антонина Пия и Марка Аврелия . Его ранний успех был прерван чередой болезней, продолжавшихся десятилетиями, от которых он искал облегчения посредством божественного общения с богом Асклепием , достигаемого путем толкования и исполнения снов, которые приходили к нему во время сна на священном участке бога; Позже он записал этот опыт в серии бесед под названием « Священные сказки» (Hieroi Logoi) . В более поздней жизни Аристид возобновил свою карьеру оратора, добившись такого заметного успеха, что Филострат заявил, что «Аристид был из всех софистов наиболее глубоко сведущим в своем искусстве». [1]
Жизнь
[ редактировать ]Аристид, вероятно, родился в Адриани , в сельской местности Мисии . [2] Его отец, богатый землевладелец, позаботился о том, чтобы Аристид получил лучшее образование. Аристид сначала учился у Александра Котиейского (позже наставника Марка Аврелия) в Смирне , затем путешествовал по различным городам, чтобы учиться у выдающихся софистов того времени, включая исследования в Афинах и Александрии . [2]
Завершающим этапом его образования стала поездка в Египет в 141 году нашей эры. Попутно он начал свою карьеру оратора, выступая с декламациями на Косе, Книдосе, Родосе и Александрии. Его путешествия по Египту включали путешествие вверх по реке в надежде найти исток Нила, как он позже рассказал в «Египетском дискурсе». Заболев, он вернулся домой в Смирну и попытался вылечиться, обратившись к египетскому богу Серапису (как это описано в его самой ранней сохранившейся речи «О Сераписе»).
Надеясь продолжить свою карьеру оратора, в конце 143 г. Аристид отправился в Рим, но его амбициям помешала тяжелая болезнь. Он вернулся домой в Смирну. В поисках облегчения он в конце концов обратился к Асклепию , «главному богу-целителю древнего мира», и отправился в храм бога в Пергаме , «одно из главных мест исцеления в древнем мире», где «инкубанты» спали на храме. основания, затем записывали свои сны в поисках рецептов от бога; для Аристида это включало голодание, необычные диеты, кровопускание, клизмы, рвоту, а также воздержание от купания или купание в холодных реках. [3]
Несмотря на периодические приступы болезни, к 147 году нашей эры Аристид возобновил свою карьеру писателя и время от времени лектора, хотя и добивался юридического иммунитета от различных гражданских и религиозных обязательств, ожидаемых от гражданина его положения. К 154 году нашей эры он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы возобновить свою карьеру в полном объеме, включая лекционные поездки в Грецию и Рим, где в присутствии императорского двора он произнес свою самую знаменитую речь «О Риме». . [4] Он также брал учеников, самым известным из которых был софист Дамиан .
В 165 году нашей эры Аристид заразился так называемой Антониновой чумой (вероятно, оспой ), опустошившей Римскую империю. Он выжил, но стал менее активным и возобновил свою преданность Асклепию. В 171 году нашей эры он приступил к написанию « Священных сказаний» , чтобы записать многочисленные предзнаменования и откровения, которые он получил от Асклепия во сне в течение почти тридцати лет.
Его величайший успех в карьере пришелся на 176 год нашей эры, когда Марк Аврелий посетил Смирну, а Аристид произнес речь, которая произвела большое впечатление на императора. [1] Его величайший гражданский успех последовал в 177 году нашей эры, когда землетрясение разрушило Смирну; Аристид написал обращение к Марку Аврелию, которое сыграло настолько важную роль в обеспечении имперских средств на восстановление, что Филострат написал: «Сказать, что Аристид основал Смирну, - это не просто хвастливый панегирик, но в высшей степени справедливый и правдивый». [1] На рыночной площади Смирны была установлена бронзовая статуя Аристида с надписью «За его доброту и речи». [5]
Аристид провел свои последние годы в уединении в своем загородном поместье в Мисии и умер в 181 году нашей эры. Живя через поколение после Аристида, самый знаменитый врач античности Гален писал: «Что касается тех, чьи души от природы сильны, а тела слабы, то я видел лишь немногих из них. Одним из них был Аристид... [ который] принадлежал к самому выдающемуся рангу ораторов. Так случилось с ним, поскольку он всю жизнь активно преподавал и говорил, что все его тело истощилось». [6]
Работает
[ редактировать ]«Многогранная литературная деятельность Аристида... сделала его гигантом в свое время» и последующая популярность его работ - обращений для публичных и частных мероприятий, полемических эссе, декламаций на исторические темы и прозаических гимнов различным богам. — сделал его (по словам Глена Бауэрсока ) «ключевой фигурой в распространении эллинизма ». [7]
Речи
[ редактировать ]В отличие от многих софистов, Аристид не любил говорить экспромтом. По словам Филострата , «поскольку его природный талант не был в области импровизированного красноречия, он стремился к предельной точности... он был хорошо наделен природными способностями и очистил свой стиль от всякого пустого многословия». Когда он встретил Марка Аврелия в Смирне и император попросил его декламировать, Аристид ответил: «Предложи тему сегодня, а завтра приходи и выслушай меня, ибо я из тех, кто не изрыгает свои речи, а старается сделать их совершенными». [1]
Самой известной речью Аристида была « Римская речь» , которую он произнес перед императорским домом в Риме и в которой Аристид прославляет «Империю и теорию, стоящую за ней, особенно Pax Romana ». [8] и «рисует впечатляющую картину достижений римлян». [7] «Кульминационный отрывок... сравнивает создание Римского мира с созданием упорядоченной вселенной и представляет Римский мир как идеальное состояние, которым могут наслаждаться боги, потому что он посвящен им». [9] Эта речь станет «главным основанием для вынесения истории благоприятного приговора Антонинам», вдохновив Гиббона на знаменитое заявление о том, что период между Домицианом и Коммодом был самой счастливой эпохой в истории человечества. [10]
Сохранилось пять работ Аристида о городе Смирне. Первая Смирнская речь , своего рода экскурсия по городу для приезжего чиновника, дает «лучшее описание древней Смирны, которой мы обладаем». [11] Другие работы описывают город до и после разрушительного землетрясения 177 года нашей эры, в том числе «Письмо императорам относительно Смирны» . По словам Филострата, Марк Аврелий был настолько тронут, когда ему была прочитана эта речь, что «действительно пролил слезы на страницы». [1] В книге «Платону: В защиту четырех » Аристид насмешливо критикует группу людей, сравнивая их с «нечестивыми людьми Палестины», которые «не верят в высшие силы»:
Одних этих людей нельзя причислять ни к льстецам, ни к свободным людям. Ибо они обманывают, как льстецы, но наглеют, как если бы они были более высокого ранга, так как замешаны в двух самых крайних и противоположных злах, подлости и своеволии, поступая подобно тем нечестивым людям Палестины. Ибо доказательством нечестия этих людей является то, что они не верят в высшие силы. И эти люди определенным образом отступили от греческой расы или, вернее, от всего высшего. [12]
Священные сказки
[ редактировать ]Согласно Оксфордскому классическому словарю , шесть книг « Священных рассказов » «находятся в отдельном классе. с храмовой медициной и как самый полный отчет из первых рук о личном религиозном опыте, сохранившийся от любого языческого писателя». [13] В современной науке наблюдается распространение теорий о природе болезней Аристида (реальных или воображаемых) и о значении его религиозного опыта; «ряд ученых применили психоаналитические теории к самопрезентации Аристида» и пришли к различным выводам. [14]
Полное собрание сочинений Аристида было переведено на английский язык Чарльзом А. Бером и опубликовано в двух томах в 1981 и 1986 годах. Бер также разработал хронологию жизни и творчества Аристида и составил обширную биографию, которая была включена в его более раннюю книгу «Элий». Аристид и Священные Сказания (1968), в котором он подчеркнул уникальную важность Священных Сказок :
Нигде вся личность деятеля древнего мира не лежит более открытой для изучения, чем личность Аристида через призму Священных сказаний . Если правильно использовать объемные и точные записи мира сновидений и жизни наяву, составляющие суть этой работы, впервые открываются непревзойденные возможности сломать барьеры анонимности, окружающие внутреннюю жизнь даже самых известных людей. фигур античности, причем без оговорок и догадок проникнуть на подсознательный уровень одного из них. [15]
Передача текста и редакции
[ редактировать ]Рукописи
[ редактировать ]234 рукописи произведений Элия Аристида каталогизированы Чарльзом А. Бером. Самыми ранними из них являются четыре фрагмента папируса, датируемые пятым-седьмым веками нашей эры. Два из «Панатинаика» (Ор. 1), а остальные — из «В защиту четырех» (Ор. 3) и « Священных сказаний» .
Самая ранняя сохранившаяся средневековая рукопись — это кодекс А (написанный около 917 года писцом Иоанном Каллиграфом для архиепископа Кесарии Ареты ), ныне разделенный на две части: Parisinus graecus 2951 и Laurentianus 60.3. Он содержит 42 из 53 сохранившихся речей и является единственным, сохранившим фрагментарный Ор. 53. Самый ранний, почти полный текст (отсутствует только фрагментарный Орр. 52–53) — это Т (Laurentianus graecus 60.8; одиннадцатый век).
По мнению Бера, вся традиция имеет один общий реконструируемый архетип (О) и разделилась на два пути через гипархетипы ω и φ, оба утраченные. Фрагменты папируса, возможно, представляют другую линию передачи, но они слишком коротки и, следовательно, бесполезны. [16]
Издания
[ редактировать ]Первыми речами Элия Аристида, которые были напечатаны, были «Панатинаикус» и «Похвалы Риму» (Орр. 1 и 36), добавленные в качестве приложения к Альда Мануция 1513 года изданию «Исократа» . Первым полным изданием была «Хунтина» под редакцией Эуфросино Бонино и опубликованная Филиппо Джунтой (Флоренция, 1517 г.), хотя в ней не упоминается Орр. 16 и 53. Он был основан на двух рукописях низкого качества и содержал ошибочное расположение речей.
Латинский перевод Аристида был сделан Виллемом Кантером (Базель, 1566 г.), который также изменил порядок речей. Именно этот порядок сохранялся во всех последующих изданиях, вплоть до Диндорфского. В этих изданиях хунтинский текст сочетался с переводом Кантера. Поля Эстьена (Женева, 1604 г.) и Сэмюэля Джебба Лучшими являются работы (Оксфорд, 1722–1730 гг.). Иоганн Якоб Райске планировал издание, но так и не выполнил задачу. В 1761 году он опубликовал очень острый сборник заметок и комментариев об Аристиде и составил сборник схолий. [17]
Самым важным изданием XIX века было издание Карла Вильгельма Диндорфа 1829 года. Первые два тома содержат текст Аристида, а третий представляет схолии, собранные Рейске. Бруно Кейль намеревался опубликовать совершенно новое полное издание, но закончил только второй том (1898; речи 17–53). Он также восстановил порядок речей, как он найден в рукописи Т. Его работу взял Фридрих Вальтер Ленц , который готовил речи 1 и 5–16, но умер в 1969 году. Наконец Чарльз Эллисон Бер завершил эту работу. задание и опубликовал первый том (1976, 1980; выступления 1–16). [18]
Полное издание в 4 томах с английским переводом Бера было анонсировано Классической библиотекой Леба , но был опубликован только первый том (1973). Вместо этого полный английский перевод всех выступлений Бера в двух томах был опубликован Бриллом (1981, 1986). [19] Новое издание Леба готовится Майклом Траппом (с греческим текстом по Ленц-Беру и Кейлю), том 1 (2017 г.) уже доступен (L533).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Райт, II.9.
- ^ Jump up to: а б Сааведра Монрой, Маурисио (2015). Церковь Смирны: история и теология первобытной христианской общины . Франкфурт-на-Майне: издание Питера Ланга. п. 42. ИСБН 9783631662359 .
- ^ Бер (1986), стр. 1-2.
- ^ Бер (1968), с. 88.
- ^ Бер (1968), с. 111, примечание 64.
- ^ Бер (1968), с. 162.
- ^ Jump up to: а б Хорнблауэр, с. 160.
- ^ Бер (1968), стр. 88-89.
- ^ Оливер, с. 874.
- ^ Грант, стр. 104 и 147.
- ^ Бер (1981), с. 356, примечание 1.
- ^ Бер (1986), с. 275.
- ^ Хорнблауэр, стр. 160-161.
- ^ Петсалис-Диомидис (2010), с. 123.
- ^ Бер (1968), с. xiii.
- ^ Трапп (2017), стр. XXIII-XXV
- ^ Трапп (2017), стр. xxv-xxvii
- ^ Трапп (2017), стр. xxvi-xxviii
- ^ Бер (1986), с. VII.
Ссылки
[ редактировать ]- Бер, Калифорния, 1968. Элий Аристид и священные сказания . Амстердам: Хаккерт.
- Бер, Чарльз А., пер., 1981. П. Элиус Аристид: Полное собрание сочинений , том. 2 (опубликовано первым). Лейден: Брилл.
- Бер, Чарльз А., пер., 1986. П. Элиус Аристид: Полное собрание сочинений , том. 1 (публикуется вторым). Лейден: Брилл.
- Грант, Майкл, 1994. Антонины: Римская империя в переходный период . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт, редакторы, 1996. The Oxford Classical Companion , третье издание. Оксфордский университет. Нажимать.
- Оливер, Джеймс Х., 1953. «Правящая власть: исследование Римской империи во втором веке после Рождества Христова посредством римской речи Элия Аристида» (включая полный греческий текст и английский перевод речи) в Transactions of the American Философское общество , Vol. 43, № 4 (1953), стр. 871–1003.
- Петсалис-Диомидис, Алексия, 2010. Действительно за гранью чудес: Элий Аристид и культ Асклепия . Оксфордский университет. Пресса (Оксфордские исследования древней культуры и репрезентации).
- Трапп, Майкл, изд. и транс. Элий Аристид: Речи, том I. Классическая библиотека Леба 533. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2017.
- Райт, Уилмер К., пер., 1922. Филострат: Жизни софистов . Классическая библиотека Леба.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аристид , В. Диндорф (ред.), Lipsiae, libraria Weidmannia, G. Reimer, 1829, vol. 1 , том. 2 , том. 3 .
- Aelii Aristides Smyrnaei quae supersunt omnia , Бруно Кейл (редактор), Берлин в Вейднанносе, 1898: том 1 (никогда не редактировался), том. 2 .
- Речи Элия Аристида (греческий) в проекте «Персей» .
- Rhetores Graeci , Л. Шпенгель (редактор), Lipsiae, sumptibus et typis BG Teubneri, 1854, vol. 2 стр. 457-554 .