Мечеть Бейлербейи
Мечеть Бейлербейи | |
---|---|
Мечеть Бейлербейи | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Бейлербейи , Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 02'42,3 "N 29 ° 02'44,8" E / 41,045083 ° N 29,045778 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Османское барокко |
Завершенный | 1777–1778 (оригинал), 1820–1821 (реставрация). |
Технические характеристики | |
Диаметр купола. (внутренний) | 14,5 м |
Минарет (а) | 2 |
Материалы | резанный камень , мрамор |
Мечеть Бейлербейи ( турецкий : Beylerbeyi Camii ), также известная как Мечеть Хамида и-Эввела ( турецкий : Hamid-i Evvel Camii ), [1] — мечеть, расположенная в районе Бейлербейи в Стамбуле , Турция . Впервые он был построен в 1777–1778 годах османским султаном Абдул-Хамидом I , но позже был перестроен Махмудом II в 1820–1821 годах. [2]
Историческая справка
[ редактировать ]Абдулхамид I (годы правления 1774–1789) построил мечеть Бейлербейи в 1777–1778 годах. Вскоре после этого он также построил мечеть Эмирган (1781–1782 гг.), Обе они расположены в пригороде Стамбула, на берегу Босфора . [2] [3] Во время правления Абдулхамида I в Стамбул прибыло больше иностранных архитекторов и художников, и стиль османского барокко получил дальнейшее развитие. [4] Архитектором мечети мог быть Мехмед Тахир, главный имперский архитектор того времени. [5] но также было высказано предположение, что это мог быть Эдирнели Агоп Ага. [6] Мечеть также была построена примерно в то же время, когда Абдулхамид ремонтировал Императорский зал во дворце Топкапы , и убранство этого зала напоминает убранство интерьера мечети. [7] Мечеть Бейлербейи была посвящена его матери Рабии Кадын (жене Ахмеда III ). [8] Он был построен на месте предыдущего дворца Иставроз, который недавно был снесен. [9]
Мечеть Бейлербейи была позже отремонтирована и модифицирована Махмудом II (годы правления 1808–1839) в 1820–1821 годах. [3] [2] По словам Догана Кубана , нынешний внешний вид мечети во многом обязан реконструкции Махмуда II, а некоторые элементы комплекса были добавлены в стиле ампир , который был введен во время его правления. Первая мечеть имела только один минарет , а ее купол был деревянным, тогда как в модификациях Махмуда II были представлены два симметричных минарета. Императорские апартаменты (или, по крайней мере, их часть) существовали в первоначальном проекте мечети, но Кубань полагает, что они могли быть изменены и Махмудом II. [10] Ученый Юнвер Рустем в недавнем исследовании архитектуры османского барокко рассматривает этот императорский павильон как часть первоначальной мечети. [11]
Архитектура
[ редактировать ]В истории османской архитектуры мечеть Бейлербейи примечательна тем, что она ориентирована на воду; Хотя некоторые стамбульские мечети и раньше строились вдоль набережной, мечеть Бейлербейи является первой мечетью, которая явно была спроектирована таким образом, чтобы ее главный фасад был обращен к береговой линии. [12] [9] Мечеть предназначалась для молитвенного помещения султана, когда он проживал в одном из своих дворцов на берегу Босфора. [5] Как и большинство имперских османских мечетей, она сопровождалась другими объектами и пристройками, в том числе хаммамом (баней), начальной школой и двумя фонтанами, которые были построены при Абдулхамиде I. Во время модификаций Махмуда II были добавлены часовая комната и еще один фонтан. [10] [9]
Молитвенный зал представляет собой традиционное однокупольное помещение, но самой инновационной и влиятельной особенностью мечети является широкий двухэтажный павильон, занимающий ее передний фасад, заменяющий традиционный двор или входной портик. Это была эволюция императорских павильонов, которые прикреплялись сбоку или сзади к более ранним мечетям, но теперь взяли на себя более жилую функцию в качестве королевских апартаментов и стали неотъемлемой частью внешнего вида мечети. Эта новая конфигурация была повторена в дизайне более поздних императорских мечетей. [11] [13]
Диаметр главного купола мечети составляет 14,5 метров. [8] Со стороны входа в зал находится U-образная галерея, которая, вероятно, была частью первоначального проекта мечети. [8] На вершине находится лоджия султана ( хункар махфили ), выполненная в стиле барокко, но на задней стене которой также изображен натуралистический пейзаж, который, вероятно, датируется 19 веком. [14] Входную галерею поддерживают мраморные колонны с коринфскими , имитирующими те , капителями которые можно увидеть на памятниках времен правления Махмуда I (годы правления 1730–1754), в начале периода барокко. [7] мечети Михраб , выполненный из мрамора, расположен в прямоугольном пространстве, выступающем из задней части мечети, покрыт полукуполом и окружен мраморными колоннами по углам. [10] [7] Сегодняшнее внутреннее убранство мечети, возможно, не соответствует первоначальной постройке. Он состоит из расписного декора и смеси местной и импортной зарубежной плитки , в том числе повторно использованной плитки Изник и плитки Кютахья 16 и 17 веков. [10] [7]
- Передний портик мечети с императорским павильоном наверху.
- Задняя сторона мечети
- Интерьер мечети, вид на вход
- Главный купол мечети
- Михрабская часть мечети
- султана Ложа
- Пример стиля капителей внутри мечети
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Мечеть Бейлербейи/Хамид-и Эввел (Мечеть Бейлербейи/Хамид-и Эввел)» . Howtoistanbul.com . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Рустем 2019 , стр. 234–235.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 537, 544.
- ^ Гудвин 1971 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 397.
- ^ Хюттлер, Майкл; Вайдингер, Ганс Эрнст (15 июня 2013 г.). Османская империя и европейский театр Том I: Эпоха Моцарта и Селима III (1756–1808) (на немецком языке). Научные издательства Холлитцера. ISBN 978-3-99012-067-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Рустам 2019 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 629.
- ^ Jump up to: а б с Рустам 2019 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010 , с. 629–631.
- ^ Jump up to: а б Рустем 2019 , стр. 236–237.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 397–398.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 398–399.
- ^ Рустем 2019 , стр. 239–240.
Библиография
[ редактировать ]- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .