Османское архитектурное украшение

Украшение в османской архитектуре принимает несколько форм, наиболее известные из которых включают плиткой украшение , роспись и резьбу по камню . Начиная с 14 века, ранние османские украшения были в значительной степени продолжением более ранних стилей сельджуков в Анатолии , а также других преобладающих стилей украшения, встречавшихся в исламском искусстве и архитектуре того времени. В течение следующих нескольких столетий сформировался особый репертуар османских мотивов, в основном цветочные мотивы, такие как руми , хатаи и саз стили . Каллиграфические надписи, наиболее характерно выполненные шрифтом тулут , также были основой. Начиная с 18 века, этот репертуар все больше находился под влиянием западноевропейского искусства и архитектуры и доходил до прямого заимствования техник и стилей у последней.

Османская плитка заняла заметную роль в декоре. Начиная с начала 15 века, плитка cuerda seca ярких цветов широко использовалась в различных зданиях, в основном с использованием растительных арабесковых мотивов, наиболее ярким ранним примером которых является Зеленая мечеть и Зеленая гробница в Бурсе (около 1424 г.). Различные примеры изразцов этого столетия, по-видимому, демонстрируют возможное иранское влияние и связь с искусством Тимуридов . Отличительный стиль сине-белой посуды , созданный под влиянием китайских мотивов и часто приписываемый раннему этапу изготовления изникской плитки , свидетельствует о конце 15 века и характеризует начало 16 века. Изникская плитка приобрела большую популярность в оставшуюся часть XVI века и достигла своего художественного пика во второй половине века. Они отличались стилизованными цветочными и растительными мотивами синего, белого, красного и зеленого цветов. переместилось в К концу 17 века промышленность Изника пришла в упадок, и производство плитки более низкого качества Кютахью . В начале 18 века была предпринята попытка возрождения изразцового искусства путем открытия новой мастерской в Текфурсарай в Стамбуле, но в конечном итоге после этого отрасль угасла, и отделка плиткой потеряла свое значение.
Расписной декор — весьма заметная особенность османских интерьеров, особенно куполов и верхних стен. Однако в ходе более поздних реставраций здания часто перекрашивались, в результате чего до наших дней сохранилось сравнительно мало оригинального расписного убранства мечетей и дворцов. Сохранившиеся примеры показывают, что нарисованные рисунки были связаны с рисунками других материалов, включая плитку и рукописные украшения , и что преобладали цветочные мотивы. До 16 века эти мотивы оставались довольно формальными и стилизованными, но с конца 17 века они начали меняться под усиливающимся западноевропейским влиянием. К 19 веку мотивы европейского стиля были непосредственно включены в османский декор, и были введены европейские техники, такие как обманка .
По сравнению с более ранними украшениями сельджуков, резьба по камню играла более тонкую роль в османской архитектуре. До классического периода (16–17 вв.) трехмерные мукарны или «сталактитовые» украшения были наиболее заметным мотивом, используемым во входных порталах , нишах колонн , капителях и балконах под минаретами . Начиная с 18 века, на смену пришли мотивы европейского барокко или заимствованные из него .
Отделка плиткой
[ редактировать ]Ранняя османская плитка
[ редактировать ]
Некоторые из самых ранних известных украшений из плитки в османской архитектуре находятся в Зеленой мечети в Изнике, чей минарет включает в себя глазурованные плитки, образующие узоры в кирпичной кладке (хотя нынешние плитки представляют собой современные реставрации). Эта техника была унаследована от раннего периода Сельджуков . [ 1 ] Украшение глазурованной плитки в технике cuerda seca использовалось в других ранних османских памятниках , особенно в Зеленой мечети и связанной с ней Зеленой гробнице в Бурсе. [ 2 ] [ 3 ] Плитки комплекса Зеленой мечети обычно имеют темно-зеленый фон, смешанный с сочетаниями синего, белого и желтого цветов, образующими арабески . Большая часть плиток разрезана на шестиугольные и треугольные формы, которые затем были сложены вместе, чтобы сформировать фрески. [ 4 ] Некоторые из плиток дополнительно украшены арабесками, нанесенными на позолоченную глазурь поверх этих цветов. [ 5 ] в Самарканд перевез Надписи в мечети свидетельствуют о том, что украшение было завершено в 1424 году Наккашем Али, мастером, уроженцем Бурсы , которого Тимур после поражения Османской империи в битве при Анкаре в 1402 году. В Самарканде он познакомился с архитектурой Тимуридов. и декорирование и позже привез с собой этот художественный опыт. [ 6 ] [ 7 ] Другие надписи указывают на то, что плиточники были «мастерами Тебриза », что позволяет предположить, что в этом были замешаны мастера иранского происхождения. Тебриз исторически был крупным центром керамического искусства в исламском мире, и его художники, похоже, эмигрировали и работали во многих регионах от Центральной Азии до Египта. [ 8 ] Художественный стиль этих плиток – и другого османского искусства – находился под влиянием вкуса «международных Тимуридов», возникшего в результате интенсивного художественного покровительства Тимуридов , которые контролировали большую империю по всему региону. [ 7 ] [ 9 ] Доган Кубан утверждает, что украшение комплекса Зеленой мечети в целом было результатом сотрудничества мастеров из разных регионов, поскольку это было практикой в анатолийском исламском искусстве и архитектуре в предыдущие века. [ 10 ]

Похожий вид изразцов встречается в михрабе мечети Мурада II в Эдирне, построенном в 1435 году. Однако и в этой мечети имеются первые образцы новой техники и стиля изразцов с подглазурной синей глазурью на белом фоне, с оттенками бирюзовый. Эта техника встречается на плитках, покрывающих капюшон мукарнаса михраба, а также на фреске из шестиугольных плиток вдоль нижних стен молитвенного зала. Мотивы на этих плитках включают лотосы и цветы, похожие на камелии , на спиральных стеблях. [ 11 ] Эти мотивы в стиле шинуазри , а также акцент на синем и белом цветах, скорее всего, отражают влияние современного китайского фарфора , хотя свидетельства того, что китайский фарфор достиг Эдирне в это время, неясны. [ 11 ] Панели из плитки с похожими техниками и мотивами находятся во дворе мечети Уч Шерефели , еще одного здания, построенного по заказу Мурада II в Эдирне и построенного в 1437 году. [ 12 ] [ 13 ]

Свидетельства этой изразцовой работы в Бурсе и Эдирне указывают на существование группы или школы мастеров, «Мастеров Тебриза», которые работали в императорских мастерских в первой половине 15 века и были знакомы как с куэрда-сека , так и с подглазурной работой. техники. [ 14 ] [ 15 ] Когда османский императорский двор переехал из Бурсы в Эдирне, они тоже переехали вместе с ним. Однако после этого периода их работы нигде явно не проявляются. [ 14 ] Позже Изразцовый киоск в Стамбуле, построенный в 1472 году для Нового дворца Мехмеда II ( Дворец Топкапы ), особенно украшен плиткой баннаи в иранском стиле . Строители, вероятно, были иранского происхождения, так как исторические документы указывают на присутствие плиточников из Хорасана , но о них известно немного. [ 16 ] Другой уникальный образец изразцового декора в Стамбуле примерно в тот же период находится на гробнице Махмуд-паши, построенной в 1473 году как часть комплекса мечети Махмуд-паши . Его внешний вид покрыт мозаикой из плиток бирюзового цвета и цвета индиго, вставленных в стены из песчаника, образующих геометрические звездные узоры . Работа по-прежнему отражает традиционный стиль украшения анатолийской или персидской плитки, похожий на более старые образцы Тимуридов. [ 17 ] [ 18 ]

Другой этап развития османской плитки очевиден в сохранившихся плитках мечети Фатих (1463–1470 гг.) и мечети Селима I (1520–22 гг.). В этих мечетях окна увенчаны люнетами , заполненными плиткой Cuerda Seca с мотивами зеленого, бирюзового, синего кобальта и желтого цвета. [ 2 ] [ 19 ] Китайские мотивы, такие как драконы и облака, также впервые появляются на подобных плитках в гробнице Селима I, построенной за его мечетью в 1523 году. [ 2 ] Более экстравагантный пример такого типа изразцов можно найти внутри гробницы Шехзаде Мехмеда на кладбище мечети Шехзаде (1548 г.). [ 20 ] [ 21 ] Дополнительные примеры можно найти в нескольких религиозных сооружениях, спроектированных Синаном в этот период, таких как комплекс Хасеки Хюррем (1539 г.). [ 2 ] [ 21 ] Последний пример этого находится в мечети Кара Ахмет-паши (1555 г.), опять же в люнетах над окнами двора. [ 2 ] [ 20 ] Многие ученые традиционно приписывают эти османские плитки мастерам, которых Селим I привез из Тебриза после своей победы в битве при Чалдыране . [ 7 ] [ 2 ] [ 20 ] Доган Кубан утверждает, что в этом предположении нет необходимости, если принять во внимание художественную преемственность между этими плитками и более ранними османскими плитками, а также тот факт, что Османское государство всегда нанимало мастеров из разных частей исламского мира. [ 2 ] Джон Карсуэлл, профессор исламского искусства, утверждает, что плитка является работой независимой императорской мастерской, базирующейся в Стамбуле и работавшей на основе иранских традиций. [ 21 ] Годфри Гудвин предполагает, что стиль изразцов не соответствует ни старой школе «Мастеров Тебриза», ни иранской мастерской, и, следовательно, может представлять собой раннюю фазу изразцовой работы из Изника; стиль «раннего Изника». [ 22 ]

Важным случаем украшения османской плиткой за пределами имперских столиц примерно в это время была реконструкция Купола Скалы в Иерусалиме по заказу султана Сулеймана. Во время ремонта внешний вид здания был покрыт плиткой, которая заменила старую Омейядов . мозаичную отделку [ 23 ] Надписи на плитках датируют 1545–1546 годы, но работа, вероятно, продолжалась до конца правления Сулеймана (1566 год). [ 23 ] Имя одного из мастеров записано как Абдаллах Тебризский. Плитка включает в себя множество различных стилей и техник, в том числе плитку Cuerda Seca , красочную подглазурную плитку и мозаичную сине-белую плитку. Похоже, что плитки были изготовлены на месте, а не в таких центрах, как Изник, несмотря на отсутствие в этом регионе сложного центра по производству керамики. [ 23 ] Идентификация Абдаллы Тебриза может также указывать на то, что плитки были заказаны в той же мастерской иранских мастеров, которые производили более ранние османские плитки. [ 21 ] [ 24 ] Этот проект также примечателен как один из немногих случаев обширного декора из плитки, примененного к экстерьеру здания в османской архитектуре. Эта крупная реставрационная работа в Иерусалиме, возможно, также сыграла роль в том, что у османских покровителей появился вкус к плитке, например, сделанной в Изнике (который был ближе к столице). [ 23 ] [ 21 ]
Классическая плитка Изник
[ редактировать ]
Город Изник был центром гончарного производства при османах с 15 века, но до середины 16 века он был в основном занят производством керамических сосудов. [ 21 ] [ 18 ] До этого времени в Изнике мало свидетельств крупномасштабного производства плитки. [ 7 ] В конце 15 века, в 1470-х или 1480-х годах, промышленность Изника приобрела известность и покровительство и начала производить новую «сине-белую» фурнитуру , которая адаптировала и включила китайские мотивы в свой декор. [ 25 ] [ 26 ] Некоторые из этих сине-белых керамических изделий появляются в форме плитки в декоре мечети Хафса Хатун (1522 г.) в Манисе и мечети Чобан Мустафа-паша (1523 г.) в Гебзе . [ 27 ] Мечеть Хадима Ибрагима-паши (1551 г.) также содержит панели из хорошо выполненных плиток с каллиграфическим и цветочным декором в кобальтово-синем, белом, оливково-зеленом, бирюзовом и бледно-марганцово-фиолетовом цветах. [ 28 ]
Самые необычные изразцовые панели этого периода — это серия панелей на внешней стороне павильона обрезания ( Sünnet Odası ) во дворце Топкапы. Плитки в этой композиции датированы разными периодами XVI века, а некоторые, вероятно, были перенесены сюда во время реставрации павильона в первой половине XVII века. Тем не менее, считается, что по крайней мере некоторые из плиток датируются 1520-ми годами и имеют крупные цветочные мотивы синего, белого и бирюзового цвета. [ 29 ] [ 30 ] И плитка Топкапы, и плитка мечети этого периода начала 16-го века традиционно приписываются Изнику, но они, возможно, были произведены в самом Стамбуле в керамических мастерских, расположенных в Текфурсарае . [ 31 ] [ 32 ] [ 27 ] Даже если они родом из Текфурсарая, их стиль связан со стилем керамики, изготавливавшейся в Изнике примерно в то же время. [ 33 ] Сюда входит саз стиль : мотив, в котором разнообразные цветы прикреплены к изящно изогнутым стеблям с зубчатыми листьями. [ 30 ] [ 34 ] Это продолжало отражать более раннее влияние стиля «Международных Тимуридов», но также демонстрирует развитие все более отчетливого османского художественного стиля в это время. [ 30 ]
Керамическое искусство Изника достигло своего апогея во второй половине 16 века, особенно с появлением в композициях «томатно-красного» цвета. [ 27 ] [ 35 ] В то же время Изник превратился в крупный центр производства плитки, а не просто посуды. [ 36 ] Вместо того, чтобы просто выделять определенные архитектурные особенности (например, окна) с помощью плиточных панелей, более распространенными стали крупномасштабные фрески из плитки. [ 27 ] С этой целью квадратные плитки теперь также стали предпочтительнее шестиугольных плиток старой иранской традиции. [ 37 ] Цветочные мотивы преобладали, но каллиграфические надписи также были важны и обычно выполнялись шрифтом тулут . [ 38 ] В отличие от византийской мозаики , плитка плохо подходила для изогнутых поверхностей и в результате не использовалась для украшения куполов, которые вместо этого украшались расписными мотивами. [ 39 ]
Примерно в то же время Мимар Синан, главный придворный архитектор, также достиг вершины своей карьеры. Таким образом, керамика Изника и классическая османская архитектура достигли своего наивысшего расцвета примерно в одно и то же время, во время правления Сулеймана и его непосредственных преемников. [ 40 ] Синан обычно использовал декор из плитки довольно сдержанно и, похоже, предпочитал сосредотачиваться на архитектуре в целом, а не на подавляющем декоре. [ 41 ] [ 42 ] Например, самые знаменитые произведения Синана, мечеть Сулеймание (1550–1557 гг.) и мечеть Селимие (1568–1574 гг.), украшены плиточным декором, ограниченным определенными участками. [ 41 ] Даже мечеть Соколлу Мехмед-паши (1568–1572 гг.), известная своим обширным высококачественным изразцовым декором, по-прежнему концентрирует и фокусирует это украшение на стене, окружающей михраб, а не на всем интерьере мечети. [ 39 ]

Главным исключением из этого правила является мечеть Рустем-паши (1561–1562 гг.), Внутренний и внешний портик которой широко покрыт изникской плиткой. [ 27 ] [ 42 ] Мечеть даже считается «музеем» изникской плитки того периода. [ 39 ] [ 35 ] Судя по сравнению с другими работами Синана, исключительное использование изразцов в этой мечети могло быть обусловлено конкретной просьбой богатого покровителя Рустема-паши , а не добровольным решением самого Синана. [ 27 ] Нет никаких свидетельств того, что Синан принимал непосредственное участие в производстве изразцов, и вполне вероятно, что он просто решал, где будет располагаться изразцовый декор, и убеждался в способностях мастеров. [ 43 ] Доган Кубан также утверждает, что, хотя яркие изразцы внутри михраба мечети Рустем-паши могли символизировать образ Рая , украшение изразцов в османских мечетях обычно не имело более глубокого символического значения. [ 41 ]
Изразцовая кладка мечети Рустем-паши также знаменует собой начало художественного расцвета изникового искусства, начиная с 1560-х годов. [ 35 ] Преобладают синие цвета, но начал появляться важный «томатно-красный» цвет. В репертуар мотивов входят тюльпаны , гиацинты , гвоздики , розы , гранаты , артишока листья , нарциссы , а также китайские «облачные» мотивы. [ 35 ] [ 39 ] Около 1560 года несколько изменилась и цветовая палитра изникских изразцов. С появлением томатно-красного цвета, который был усовершенствован в последующие годы, некоторые цвета, такие как бирюзовый и марганцево-фиолетовый, перестали появляться, а также появился новый оттенок зеленого. Этот сдвиг частично очевиден в мечети Рустем-паши и особенно в обширной плитке на гробнице Хасеки Хюррема (1558 г.) и гробнице Сулеймана (1566 г.), расположенных за мечетью Сулеймание. [ 44 ] Высшая художественная форма изникских изразцов была достигнута вскоре после этого во время правления Селима II , сменившего своего отца Сулеймана, и продолжалась до конца века. Некоторые из наиболее исключительных образцов изразцов этого периода можно найти в мечети Соколлу Мехмед-паши, мечети Пияле-паши (1574 г.), гробнице Селима II (1576 г.), небольшой мечети Таккеджи Ибрагима Ага (1592 г.), гробнице Мурада III (1595 г.), а также в некоторых частях дворца Топкапы. [ 45 ] Панно из плитки в палате Мурада III (1578 г.) во дворце Топкапы и в зоне михраба мечети Атик Валиде (1583 г.) в Ускюдаре также демонстрируют тенденцию использования цветов более абстрактными способами, например, добавление красных пятен на лепестки цветов разных цветов - особенность османского искусства. [ 43 ]
Как отметил Артур Лейн в своем плодотворном исследовании плитки Изник, опубликованном в 1957 году, эффект плитки Изник, при успешном использовании в османских куполообразных интерьерах, приводит к ощущению легкости и гармонии, когда замысловатые детали самих плиток не подавляют наблюдатель. [ 43 ] Украшение изразцов в провинциях обычно было более низкого качества, чем в основных имперских центрах покровительства. Однако некоторые богатые местные покровители, вероятно, импортировали плитку из Стамбула, что объясняет высокое качество плитки на некоторых отдаленных памятниках, таких как мечеть Бехрам-паши (1572–1573 гг.) в Диярбакыре . [ 39 ]
- Изникская плитка второй половины XVI века.
-
Плитки в гробнице Роксоланы , Стамбул (1558 г.)
-
Плитка в михрабе мечети Рустем-паши, Стамбул (около 1561 г.)
-
Плитка внешнего портика мечети Рустем-паши, Стамбул (около 1561 г.)
-
ПЛИТЫ в мавзолее Сулеймана , Стамбул (1566 г.)
-
Отделка плиткой мечети Соколлу Мехмед-паши , Стамбул (1572 г.)
-
Деталь плитки мечети Соколлу Мехмед-паши, Стамбул (1572 г.)
-
Плиточные работы возле михраба в мечети Селимие , Эдирне (около 1574 г.)
-
Деталь плитки мечети Селимие, Эдирне (около 1574 г.)
-
Деталь плитки мечети Селимие, Эдирне (около 1574 г.)
-
Изразцовое панно у входа в гробницу Селима II в Стамбуле (1576 г.)
-
Плитки в мечети Атик Валиде , Стамбул (1583 г.)
В начале 17 века некоторые особенности изникской плитки 16 века начали исчезать, например, использование тисненого томатно-красного цвета. При этом некоторые мотивы стали более жестко геометрическими и стилизованными. [ 43 ] Огромная мечеть Султана Ахмеда (или «Голубая мечеть»), строительство которой было начато в 1609 году и открыто в 1617 году, содержит самую богатую коллекцию изразцов среди всех османских мечетей. Согласно официальным османским документам, в нем было около 20 000 плиток. [ 43 ] Доминирующие цвета — синий и зеленый, а мотивы типичны для 17 века: тюльпаны, гвоздики, кипарисы , розы, виноградные лозы , цветочные вазы и мотивы китайских облаков. [ 46 ] Лучшие плитки мечети, расположенные на задней стене на уровне балкона, изначально были изготовлены для дворца Топкапы в конце 16 века и использовались здесь повторно. [ 47 ] Масштабные работы по отделке такого большого здания вызвали нагрузку на плиточную промышленность в Изнике, и некоторые изделия из плитки повторяются и имеют непостоянное качество. [ 48 ] Гораздо меньшая мечеть Чинили («Плиточная») (1640 г.) в Ускюдаре также покрыта плиткой внутри. [ 49 ] Наиболее гармоничными образцами изразцового декора в османской архитектуре 17 века являются ереванский киоск и багдадский киоск во дворце Топкапы, построенные в 1635 и 1639 годах соответственно. [ 50 ] [ 47 ] Их внешние и внутренние стены покрыты плиткой. Некоторые из плиток представляют собой плитки cuerda seca гораздо более раннего периода, повторно использованные где-то еще, но большинство из них представляют собой сине-белые плитки, имитирующие работу Изника начала XVI века. [ 47 ]
Хотя мастера Изника на протяжении всего 17 века все еще могли производить богатую и яркую плитку, ее качество в целом снизилось. Это было результатом сокращения имперских заказов, поскольку в этот период правящая элита спонсировала меньше крупных строительных проектов. [ 51 ] в Восстания Джелали начале 17 века также оказали значительное влияние, поскольку Эвлия Челеби отмечает, что количество плиточных мастерских в Изнике за это время упало с 900 до всего 9. [ 49 ] Часть производства продолжалась в городе Кютахья вместо Изника. [ 49 ] Кютахья, в отличие от Изника, не стала полагаться исключительно на имперские комиссии и в результате более успешно перенесла изменения. Многие из его мастеров были армянами, которые продолжали производить изразцы для церквей и других зданий. [ 52 ]
Во второй половине века производство плитки еще больше сократилось. [ 49 ] Тем не менее, интерьер «Новой мечети» или Йени Ками в районе Эминёню , построенный в 1663 году, является поздним примером роскошного украшения изникской плитки в императорской мечети. Лучшие плитки в комплексе отведены для частной галереи и гостиной султана ( Хюнкар Касри ). [ 53 ] К этому периоду все больше преобладали синий и бирюзовый цвета, и многие заказанные работы ограничивали свои узоры отдельными плитками вместо создания более крупных узоров на нескольких плитках. [ 51 ] Примерно в это же время подобная плитка была импортирована в Египет в значительных количествах, как это можно увидеть в мечети Аксункур (также известной как «Голубая мечеть») в Каире , которая была отремонтирована в 1652 году Ибрагимом Агой, местным командиром янычар . [ 54 ] [ 55 ]
- Изникские изразцы 17 века.
-
Плитка (с росписью вверху) на задней стене мечети Султана Ахмеда I , Стамбул (около 1617 г.)
-
Деталь плитки мечети Султана Ахмеда I, Стамбул (около 1617 г.)
-
Плиточный интерьер багдадского киоска во дворце Топкапы (1639 г.)
-
Изразцовый михраб мечети Чинили (1640 г.)
-
Плитки Изника в мечети Аксункур в Каире, Египет (1652 г.)
-
Плиточный интерьер Хюнкар Касри (павильона султана) в Новой мечети в Стамбуле (около 1663 г.)
Текфурсарай, Кютахья и плитка позднего периода
[ редактировать ]
Производство плитки в Изнике прекратилось в 18 веке. [ 49 ] Ахмет III и его великий визирь попытались возродить производство черепицы, основав между 1719 и 1724 годами новую мастерскую в Текфурсарае в Стамбуле, где предыдущая мастерская существовала в начале 16 века. [ 56 ] [ 57 ] Производство продолжалось здесь некоторое время, но плитки этого периода не сравнимы с более ранними изникскими плитками. [ 56 ] [ 49 ] Производство керамики также продолжалось и даже увеличивалось в Кютахье, где новые стили развивались наряду с имитацией старых классических османских образцов. [ 58 ] [ 57 ] Цвета плитки в этот период были в основном бирюзовыми и темно-кобальтово-синими, но также появлялись коричневато-красный, желтый и темно-зеленый. Фон часто обесцвечивался, цвета часто слегка сливались друг с другом, а узоры снова обычно ограничивались отдельными плитками. [ 56 ] [ 57 ] Самые ранние зарегистрированные плитки Текфурсарай - это те, которые были изготовлены в 1724–1725 годах для михраба старой мечети Чезери Касым-паши (1515 г.) в Эйюпе, Стамбул. [ 57 ] [ 59 ] Плитки Текфурсарай также встречаются в мечети Хекимоглу Али-паши (1734 г.), на фонтане Ахмеда III (1729 г.) возле собора Святой Софии, а также в некоторых комнатах и коридорах секции гарема во дворце Топкапы. [ 56 ] Плитка Кютахья присутствует в Стамбуле в мечети Йени Валиде в Ускюдаре (1708–1711), мечети Бейлербейи (1777–1778) и искусстве дворца Топкапы, а также в мечетях в других городах, таких как Конья и Анталья. [ 57 ]
В печах Кютахья и Текфурсари, в частности, было изготовлено множество плиток и групп плиток с изображениями Великой мечети Мекки. Они появляются во многих зданиях 18 века, но некоторые примеры этого появились еще раньше в плитках Изника конца 17 века. [ 60 ] Более ранние примеры показывают Каабу и окружающие ее колоннады мечети в более абстрактном стиле. Более поздние образцы XVIII века, созданные под влиянием европейского искусства, используют перспективу при изображении мечети, а иногда изображают весь город Мекка. [ 57 ] Изображения Медины и Мечети Пророка встречаются и в других экземплярах того времени. Примеры этих живописных изразцовых росписей можно увидеть в коллекциях нескольких музеев, а также внутри некоторых мечетей (например, мечети Хекимоглу Али-паши) и в нескольких комнатах дворца Топкапы, например, плитка, украшающая михраб молитвенной комнаты Черные евнухи. [ 60 ]
После восстания Патроны Халила в 1730 году, в результате которого Ахмет III был свергнут и казнен его великий визирь, печи Текфурсарай остались без покровителя и быстро перестали функционировать. [ 57 ] Нехватка качественной плитки в 18 веке также привела к тому, что изникскую плитку из старых зданий неоднократно использовали повторно и переносили в новые. [ 56 ] Например, когда в 1738 году во дворце Топкапы проводился ремонт, старую плитку пришлось вывезти из дворца Эдирне и вместо этого отправить в Стамбул. [ 57 ] В конечном итоге изразцовый декор в османской архитектуре потерял свое значение в 18 веке. [ 49 ]
Тем не менее Кютахья продолжала производить декоративную плитку вплоть до 19 века, хотя в конце 18 века ее качество ухудшилось. [ 61 ] Некоторые гончары в городе были армянами-христианами, а некоторые изразцы были заказаны для армянских церквей. Христианские изразцы этого периода часто изображали святых, ангелов, Деву Марию и библейские сцены. Примеры можно найти, среди прочего, в церкви Крикора Лусаровича в Топхане, Стамбул, и церкви Сурб Аствазазин в Анкаре. Некоторые из плиток были экспортированы за границу, а их образцы были найдены в Иерусалиме, Каире и Венеции . [ 62 ]
Умеренно успешная попытка возродить производство османской плитки произошла при Абдулхамиде II в конце 19 - начале 20 веков, частично под влиянием Первого национального архитектурного движения. В этот период была изготовлена плитка для нескольких новых мечетей, школ и правительственных зданий. Эти мастерские в конечном итоге закрылись после Первой мировой войны. [ 63 ]
Расписное украшение
[ редактировать ]Роспись была неотъемлемой частью украшения османских зданий и покрывала внутренние стены, потолки и внутреннюю часть куполов. Однако в исследованиях османской архитектуры ему уделяли относительно мало внимания. [ 64 ] вероятно, отчасти потому, что до наших дней сохранилось очень мало оригинальных османских расписных украшений, поскольку большая часть их была переделана или заменена в более поздние периоды. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Краска, как и сусальное золото , наносилась на различные материалы, включая штукатурку, дерево, кожу или ткань и камень. Для штукатурного декора обычно существовало два типа: калемиши и малакари . [ а ] Первый относится к нанесению краски непосредственно на штукатурку, второй — к нанесению краски на заранее вылепленный рельефный декор. Рисунок орнамента часто сначала наносили на штукатурку по трафарету с использованием бумаги с отверстиями для булавок в форме мотивов, которую натирали угольной пылью, чтобы оставить контуры на стенах, которые затем окрашивались. [ 64 ]
Мотивы этого украшения обычно были похожи на мотивы, используемые в других видах современного искусства, например, в освещении рукописей . Художники, принадлежащие к разным этническим и религиозным группам, были либо независимыми художниками, либо ремесленниками, уже работавшими в императорском дворце и нанятыми специально для украшения здания. [ 69 ] Покровители, сдавшие здания в эксплуатацию, возможно, установили определенные параметры или инструкции для декораторов, например, запросили надписи, подчеркивающие их социальный статус или политическое послание. [ 70 ]
Ранние тенденции
[ редактировать ]
Ранние примеры показывают, что в османском декоре предпочтение отдавалось цветочным мотивам. [ 71 ] Одним из таких мотивов, который был популярен на протяжении всей истории османского искусства, является стиль руми . [ б ] который состоит из завитых, спиралевидных и/или переплетающихся стеблей со стилизованными листьями. Этот стиль уже использовался в Анатолии в искусстве сельджуков и византийском искусстве . [ 72 ] Самым ранним османским примером может быть частично сохранившееся расписное украшение, которое до сих пор можно увидеть вокруг окна мавзолея Киргизлар в Изнике, датируемое правлением Орхана ( годы правления 1324–1360 ). [ 73 ]
Ранние османские декоративные мотивы оставались похожими на те, которые можно найти в более ранней архитектуре анатолийских сельджуков и в соседних исламских культурах, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся примеров 15 века. [ 74 ] Одним из наиболее важных примеров является частично сохранившаяся фреска внутри мечети Мурада II в Эдирне, которая все еще датируется ее постройкой около 1436 года. Орнамент внутри юго-восточного (кибла) айвана изображает природные пейзажи со стилизованными цветами и деревьями, которые кажутся чтобы отразить те же художественные стили, которые используются в книжных иллюстрациях и миниатюрах , особенно из Империи Тимуридов дальше на восток. [ 75 ] Расписное убранство аналогичного стиля встречается и в мавзолее Джема Султана в комплексе Мурадие в Бурсе, датируемом концом XV века. Там мотивы более абстрактны и преимущественно представляют собой стилизованные вазы с цветами, а также каллиграфические композиции, выполненные в очень ярких цветах. [ 75 ] [ 76 ]
Еще один цветочный стиль, появившийся в османском декоре начиная с 15 века, — это хатай . [ с ] который состоит в основном из пионов и листьев, находящихся на разных стадиях бутонизации и цветения. Этот стиль зародился восточнее Китая или Туркестана и появился в исламском искусстве с 13 века. [ 73 ]
События 16 века
[ редактировать ]
В начале 16 века диапазон декоративных мотивов в османском искусстве расширился, о чем свидетельствуют другие виды османского искусства, такие как плитка и украшение рукописей. В архитектуре этой эпохи сохранилось лишь несколько фрагментов расписного орнамента, но аналогичная тенденция, скорее всего, имела место и в этой среде. [ 73 ] Новые элементы включали мотив «облаков» в китайском стиле, который принял форму изогнутых или прокручивающихся облачных лент, что также заметно на современной плитке. [ 73 ] [ 77 ]
Во второй четверти века стиль саз (также упомянутый выше для оформления изразцов) был разработан османским художником Шахкулу . Он был заимствован из стиля хатаи и дополнен новыми мотивами, в первую очередь большими зазубренными листьями. Он был менее формальным и геометрически жестким, что позволяло комбинировать и располагать эти мотивы самыми разными способами, заполняя любое пространство. [ 73 ] Один из лучших примеров этого стиля, сохранившегося с 16 века, находится в мечети Кылыч Али-паши (около 1581 г.), где он написан на клеенке, натянутой на нижнюю часть деревянной галереи муэдзина . [ 73 ]

Самые монументальные расписные композиции использовались внутри и вокруг куполов и полукуполов османских зданий. На протяжении большей части османской эпохи купола обычно украшались круглой композицией, напоминающей медальон , в центре купола, наполненной каллиграфическим исполнением стихов Корана. Мотив центрального медальона расходился наружу, покрывая остальную часть купола, а детали заполнялись мотивами руми , хатаи или саз . Этот тип украшения купола хорошо известен с XVI века, но, вероятно, он появился и раньше, в XV веке. [ 79 ] Стихи, написанные в центральном медальоне, часто выбирались из главы ан-Нур («Свет») Корана и, возможно, символически придавали небесный или небесный оттенок османским куполам. [ 80 ] Еще одним распространенным элементом декора в этом контексте является роспись круглых каллиграфических медальонов на подвесках или перемычках арок, поддерживающих купол. Эти каллиграфические композиции содержали различные эпитеты Бога в исламе или имена таких фигур, как Мухаммед и халифы Рашидун . [ 81 ] Для монументальных каллиграфических надписей тулут . обычно отдавалось предпочтение шрифту [ 82 ]

Для покрытия внутренней части куполов также использовались другие типы мотивов, такие как полосы мотивов роми, исходящие из центра, или другие типы роми завитков . [ 83 ] Хорошо сохранившийся образец последнего находится в куполе Палаты Мурада III во дворце Топкапы (около 1578 г.), состоящем из завитков золотого рома на красном фоне. Расписной декор дополнен кусочками горного хрусталя, вставленными в купол, которые, вероятно, должны были имитировать звезды. [ 81 ] Эта последняя деталь также найдена внутри купола мавзолея Сулеймана в Стамбуле. [ 84 ] Внутренние части больших опорных арок под куполами, а также другие опорные элементы, такие как консоли , также были покрыты разнообразными расписными переплетающимися мотивами. [ 85 ]
Стиль Шукуфе , разработанный преемником Шахкулу Кара Меми, состоит из изображений садовых цветов, таких как тюльпаны , гвоздики и гиацинты . [ 86 ] В отличие от других стилей, упомянутых выше, он редко широко использовался в архитектурном декоре и был более характерен для изразцов и книжных иллюстраций. Вместо этого он появляется на некоторых более мелких архитектурных элементах, которые обычно можно увидеть с близкого расстояния. [ 86 ] например, деревянные шкафы и оконные ставни, найденные в палате Мурада III во дворце Топкапы. [ 86 ] [ 77 ]
К сожалению, большая часть расписных украшений классической эпохи Мимара Синана 16 века была утеряна. [ 87 ] Современные расписные украшения внутри куполов многих мечетей той эпохи, в том числе Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне, датируются реставрациями гораздо более поздних столетий. [ 88 ] [ 89 ] В мечети Сулеймание, купол которой пришлось восстанавливать после обрушения во время землетрясения 1766 года. [ 90 ] - оригинальное украшение было описано писателем 16-го века Рамазанзаде Мехмедом как состоящее из множества «солнцеподобных дисков» и медальонов из золота и серебра. [ 91 ] (В ходе реставрации XIX века братьями Фоссати купол был перекрашен в стиле барокко, и это украшение сохранилось до наших дней. [ 90 ] ) Только каллиграфические надписи, которые часто точно реставрировались, имели тенденцию сохраняться в некоторой степени. [ 87 ] [ 92 ]

Однако некоторые образцы сохранившейся живописи XVI века все еще можно найти кое-где. В дополнение к примерам, упомянутым выше, еще один важный экземпляр находится в мечети Кара Ахмед-паши (около 1554 г.). Как и многие другие сохранившиеся образцы, оригинальная краска, видимая сегодня, находится на деревянных потолках под галереями мечети. Краска сочетается с барельефной штукатуркой и позолотой , преобладающие цвета — красный и золотой на синем фоне. В дизайне присутствует центральный медальон, похожий на те, что иногда используются в коврах Ушак , вокруг которого прокручиваются растительные мотивы, китайские облака и элементы стиля саз . [ 93 ] Другой пример — расписное дерево под галереями мечети Атик Валиде в Ускюдаре (около 1583 г.), представляющее собой геометрический узор из многоугольников, наполненных цветочными мотивами. [ 94 ] [ 95 ] [ 73 ] Некоторые следы оригинальной живописи также можно увидеть на потолке вестибюля мечети Соколлу Мехмед-паши и под некоторыми ее галереями. [ 96 ] Мечеть Мурадие в Манисе сохраняет оригинальную роспись на своих галереях, михрабе и каменном минбаре. [ 97 ]
Более поздние периоды
[ редактировать ]Традиционные османские мотивы сохраняли определенную формальность, а отдельные элементы обычно были весьма стилизованы. Начиная со второй половины 17 века эта формальность ослабла, и расписное убранство претерпело постепенное изменение стиля, что можно объяснить европейским влиянием. Среди других тенденций было добавлено затенение того, что раньше было областями плоского цвета. Изменилась и форма цветочных мотивов, их стали изображать с большим количеством лепестков. [ 98 ] Это заметно не только в новых зданиях, но и в старых зданиях, отделка которых была переделана после этого периода. В некоторых из последних случаев традиционный дизайн был сохранен во время реставрации, но был обновлен, чтобы включить затенение. Пример этого можно увидеть в мечети Синан-паши в Бешикташе , мечети 16-го века, интерьер которой был перекрашен в 19-м веке. [ 99 ]

Примерно в то же время (во второй половине 17 века) новый стиль, известный как Эдирнекари . начал появляться [ и ] В основном на нем были изображены цветы, традиционный османский мотив, но с повышенным уровнем натурализма, ранее не встречавшимся в османском искусстве. [ 100 ] Эта тенденция продолжалась и в XVIII веке. Во время правления Ахмета III ( годы правления 1703–1730 ), включающего годы периода тюльпанов (1718–1730), популяризировался стиль с обильными изображениями цветов в вазах и вазах с фруктами, иногда с затенением. [ 101 ] Самым ярким примером этого является так называемая Фруктовая комната, созданная Ахметом III внутри дворца Топкапы в 1705 году, деревянные стены которой покрыты такими изображениями. [ 101 ] Созданные на основе стиля Эдирнекари , они отличаются большим натурализмом и, очевидно, находятся под влиянием западноевропейских иллюстративных техник. [ 102 ]
Этот новый стиль оставался популярным до конца века. [ 101 ] Его часто можно увидеть на деревянных дверях и других деревянных приспособлениях того периода. Их примеры можно найти в других частях дворца Топкапы, а также на деревянном экране верхней галереи мечети Пияле-паша , которая, вероятно, была добавлена в 18 веке. Этот стиль был также популярен за пределами столицы, и его можно найти даже в Крыму , где во дворце крымского хана (османского вассала) в Бахчисарае есть деревянные панели, расписанные в той же манере. [ 101 ]

Более традиционные стили ром , хатай и саз еще не исчезли и продолжали использоваться в этот период. [ 103 ] Два религиозных комплекса, построенных Даматом Ибрагим-пашой в Стамбуле (1720 г.) и в его родном городе Невшехире (1726 г.), представляют собой примеры этих мотивов, примененных в технике малакари . Они кажутся похожими на работы современного османского художника Али Ускюдари (ум. 1763). [ 104 ] ). [ 103 ]

Появление архитектурного стиля османского барокко в 1740-х годах также принесло новые мотивы европейского происхождения или влияния. [ 105 ] Например, традиционные османские медальоны теперь могут быть заменены картушами в европейском стиле . [ 98 ] Редкий образец расписного декора того времени, который до сих пор сохранился в своем первоначальном состоянии, можно найти в библиотеке мечети Хаджи Бешир Ага в Стамбуле (1744–1745). Здесь сводчатый потолок расписан центральным картушем и полем розовых и желтых овалов, окруженным европейскими ремешковыми мотивами. [ 106 ] Многие другие мечети в стиле османского барокко с тех пор были перекрашены, и большая часть оригинальной композиции или характера их росписи была утеряна. [ 107 ] Таким образом был перекрашен интерьер мечети Нуруосмание (1748–1755 гг.), одного из важнейших памятников того периода; однако недавняя реставрация обнаружила часть оригинальной окраски купола, которая теперь видна. [ 108 ] Недавняя реставрация гробницы Абдулхамида I (1775–1780) также позволила восстановить часть оригинальной окраски под слоями более поздней перекраски, раскрывая мотивы рококо в оттенках зеленого и розового. [ 109 ]

К концу XVIII века стили расписного декора снова изменились под дальнейшим влиянием Европы. В новый репертуар мотивов вошли гирлянды , ленты, цветочные букеты и корзины с розами. Теперь украшение можно было раскрасить так, чтобы оно выглядело трехмерным, добавляя новый визуальный эффект, даже если в остальном использовались традиционные мотивы. Этот стиль встречается во многих мечетях и дворцах, построенных или отреставрированных в 19 веке. [ 110 ] гризайль В некоторых случаях также использовалась . Например, в мечети Аязма украшение XVIII века было перекрашено в XIX веке, сохранив те же мотивы цветочных ваз, но передав их в оттенки серого и черного цвета. [ 111 ] Фрески с изображением натуралистических пейзажей также стали обычным явлением с конца 18 века, особенно во внутреннем убранстве дворцов. [ 112 ] [ 111 ]

Наконец, техника обманки также была импортирована в империю, и ее можно найти как в Стамбуле, так и за его пределами. [ 111 ] Хотя некоторые мелкие детали более ранней живописи наводили на мысль об этой технике (например, в мечети Аязма), ее эффективное использование началось только во время правления Абдулмеджида I ( годы правления 1839–1861 ), когда, скорее всего, были наняты специалисты по этому виду росписи. для этой цели. [ 113 ] Примером этого периода является мечеть Ортакёй , построенная в 1850-х годах, где расписной купол украшен в стиле «тромплей», изображениями изображающими архитектуру неоренессанса, смешанную с рядами михрабов в исламском стиле, которые повторяют дизайн настоящего михраба мечети ниже. [ 114 ] [ 115 ] Тромплёй также встречается во дворце Долмабаче (построенном в 1843–1856 гг.), где сочетаются как европейские, так и неоисламские мотивы. [ 116 ] Более поздний пример можно найти в мечети Пертевниял Валиде Султан (1871 г.), общая декоративная схема которой сочетает в себе европейские, османские и исламские мотивы возрождения . [ 117 ]
Резьба по камню
[ редактировать ]По сравнению с архитектурой анатолийских сельджуков, существовавшей до нее, в османской архитектуре резьба по камню рассматривалась как менее важный декоративный элемент. Это может быть связано с тем, что ремесленники, ответственные за резьбу по камню при сельджуках и бейликах, были сосредоточены в центральной и восточной Анатолии, в отличие от западной Анатолии, где развивалась ранняя османская архитектура. Османы также не продолжили сельджукскую традицию строительства монументальных каменных порталов, покрытых орнаментом. [ 118 ] Наконец, когда сформировался классический османский стиль, большие сплошные стены, которые были обычным явлением в более традиционных структурах, были заменены четко сочлененными конструкциями со многими элементами, соединенными как части более сложного целого. Вероятно, это сделало украшение больших поверхностей стен гораздо менее важным элементом дизайна здания. [ 49 ]
Ранний и классический периоды
[ редактировать ]
В ранний османский период исключением из этой нехватки традиционной резьбы по камню является Зеленая мечеть в Бурсе, в которой на мраморных поверхностях искусно вырезаны растительные арабески и каллиграфические мотивы. [ 49 ] В последующих османских памятниках это вообще не повторялось, за частичным исключением михрабов . [ 119 ]


Тем не менее, высококачественная резьба по камню все еще использовалась для обогащения деталей зданий на протяжении всего периода Османской империи, особенно для входных порталов, балконов минаретов, ниш, капителей колонн и молдингов . Одной из основных декоративных техник в этой технике была резьба мукарнаса (или «сталактита»), которая используется во всех вышеупомянутых элементах. [ 49 ] Начиная с эпохи сельджуков, полусводы мукарнас были типичной особенностью входных порталов и михрабов, и эта традиция продолжалась в османских мечетях. [ 120 ]
Высококачественная каменная кладка проявлялась и в геометрической ажурности каменных балюстрад и мраморных минбарах . [ 49 ] В дополнение к обычным капителям мукарнас был вылеплен капитель другого типа с серией плоских ромбовидных поверхностей, которые в совокупности образовывали переход от круглого основания к квадратной вершине, подобно «турецким треугольникам», используемым в качестве переходов между квадратными помещениями и куполами. [ 121 ] Мраморные поверхности иногда были украшены рельефными ажурными мотивами, в том числе в стиле руми , но в основном это ограничивалось определенными поверхностями вокруг михрабов. [ 122 ]
Помимо этих особенностей, свойственных постройкам, османские надгробия отличаются очень богатым резным каменным орнаментом. В декоре надгробий присутствовали растительные и цветочные мотивы, каменные шапки в форме головного убора, отражающие социальный статус умершего (обычно мужчин), и, что наиболее последовательно, надписи изящной каллиграфией. Уровень орнамента надгробий увеличился после конца 17 века и последовал за стилистическими изменениями, которые произошли впоследствии в архитектуре. [ 122 ]
Более поздние периоды
[ редактировать ]
В начале 18 века, примерно в период тюльпанов, к декоративному репертуару зданий были добавлены новые разнообразные цветочные мотивы. [ 49 ] Их можно найти в резных рельефах, наиболее часто используемых на фасадах фонтанов и себилей, которые стали обычными типами памятников, построенных в этом столетии. [ 123 ] Мотивы включают цветы, фрукты, гирлянды и розетки, а также узоры, разработанные на основе стиля хатаи , ранее использовавшегося для росписи. [ 124 ] Некоторые традиционные техники, такие как мукарнас и ажур, также продолжали появляться. [ 124 ]
С появлением османского барокко в 18 веке османская резьба по камню заимствовала мотивы непосредственно из рельефного орнамента во французской архитектуре рококо , включая листья аканта, ракушки, лепнину в стиле барокко и микстилинейные арочные формы. [ 125 ] Это проявилось прежде всего в новых фонтанах и себбилах. [ 126 ] Хотя было введено много новинок, одной традиционной особенностью, которая сохранялась на протяжении всего этого периода, были каллиграфические надписи, размещенные на панелях над воротами, на фризах и в других видных местах. [ 127 ]


Мечеть Нуруосмание (1748–1755 гг.) помогла создать новый стиль капители колонн для этой эпохи: в форме перевернутого колокола, либо простого, либо покрытого каннелюрами или другими резными деталями, и часто с волютами в верхних углах. [ 128 ] [ 129 ] Изменился и дизайн порталов мечети. Центральные ворота во двор Нуруосмание увенчаны полукруглым мотивом солнечных лучей . [ 130 ] упрощенная версия этого мотива также встречается на центральных воротах мечети Лалели (1757–1761 гг.). [ 131 ] Внутренние и боковые ворота Нуруосмание отличаются уникальным дизайном: они увенчаны полусводами, украшенными рядами различных карнизов и акантовыми фризами, заменяющими традиционные мукарны. [ 132 ] Похожий дизайн барочной лепнины встречается и в нишах михрабов этой эпохи, снова заменяющих прежние ниши мукарнаса, [ 133 ] а выступы мукарна на балконах минаретов были заменены ярусами круглых колец. [ 134 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Калемиши назван в честь кисти, используемой для рисования, калем , а малакари назван в честь шпателя, используемого для лепки штукатурки, мала . [ 64 ]
- ↑ Стиль, скорее всего, назван в честь Анатолии, которая ранее была известна мусульманам как Рум или «земля Рима», имея в виду Восточную Римскую империю . [ 71 ]
- ^ Назван в честь Хатая или Хитая , названия, под которым были известны Восточный Туркестан и Китай. [ 73 ]
- ^ Первоначальное убранство мечети XVI века было покрыто во время более поздних реставраций новыми слоями расписного декора, отражающими стиль барокко и последующих периодов. Нынешний внешний вид является результатом реставрации 1990 года, когда была предпринята попытка восстановить первоначальный декор, частично обнаруженный под более поздними слоями. [ 78 ]
- ^ Назван в честь Эдирне, где он возник. [ 100 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кубань 2010 , с. 129, 441.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кубань 2010 , с. 441.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 14.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 60–61.
- ^ Куба 2010 .
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б с д Нечипоглу, Гюльру (1990). «От международного Тимурида к Османской империи: изменение вкуса керамической плитки шестнадцатого века» . Мукарнас . 7 : 136–170. дои : 10.2307/1523126 . JSTOR 1523126 – через JSTOR.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 16.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 142–144, 232, 234.
- ^ Кубань 2010 , с. 98–107.
- ^ Jump up to: а б Карсуэлл, 2006 , стр. 20–21.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 24–25.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 97–98.
- ^ Jump up to: а б Карсуэлл, 2006 , стр. 25–27.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 62–63, 98.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 214–215.
- ^ Кубань 2010 , с. 190–191.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 110.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 235, 262.
- ^ Jump up to: а б с Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 186–187.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карсуэлл 2006 , с. 73.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 130, 211.
- ^ Jump up to: а б с д Блэр и Блум 1995 , с. 220.
- ^ Нечипоглу, Гюльру (1990). «От международного Тимурида к Османской империи: изменение вкуса керамической плитки шестнадцатого века» . Мукарнас . 7 : 137. дои : 10.2307/1523126 . ISSN 0732-2992 .
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 28–34.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кубань 2010 , с. 442.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 70.
- ^ Карсуэлл 2006 , стр. 56–60.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 237.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 56–59.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 237–238.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 59.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д Карсуэлл 2006 , с. 75.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 73, 74, 78.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 224.
- ^ Неджипоглу 2011 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и Кубань 2010 , с. 443.
- ^ Кубань 2010 , с. 441–442.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010. С. 100–100. 442–443.
- ^ Jump up to: а б Карсуэлл 2006 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и Кубань 2010 , с. 445.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 75–76.
- ^ Кубань 2010 , с. 443–445.
- ^ Кубань 2010 , с. 446.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 229.
- ^ Карсуэлл 2006 , стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кубань 2010 , с. 447.
- ^ Кубань 2010 , с. 433–435, 447.
- ^ Jump up to: а б Карсуэлл, 2006 , стр. 107–108.
- ^ Они 2002 , с. 725.
- ^ Кубань 2010 , с. 446–447.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 107.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. п. 116. ИСБН 9789004096264 .
- ^ Jump up to: а б с д и Карсуэлл 2006 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Оней 2002 , с. 729.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 115.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 371.
- ^ Jump up to: а б Оней 2002 , с. 729-731.
- ^ Они 2002 , с. 732.
- ^ Они 2002 , с. 731.
- ^ Они 2002 , с. 732-733.
- ^ Jump up to: а б с Багчи 2002 , с. 737.
- ^ Багджи 2002 , стр. 737 и позже.
- ^ Кубань 2010 , См. описания отдельных памятников.
- ^ Гудвин 1971 , См. описания отдельных памятников.
- ^ Нечипоглу 2011 , См. описания отдельных памятников.
- ^ Багджи 2002 , стр. 737–738.
- ^ Багчи 2002 , с. 739.
- ^ Jump up to: а б Багчи 2002 , с. 743.
- ^ Багджи 2002 , стр. 743–744.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Багчи 2002 , с. 744.
- ^ Багджи 2002 , стр. 739–743.
- ^ Jump up to: а б Багчи 2002 , с. 742.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 59, 167.
- ^ Jump up to: а б Асланапа 1971 , с. 332.
- ^ Эрчаг, Бейхан (1991). «Реставрация стамбульской мечети Шехзаде» . Журнал «Неделя Фонда» . 8 : 213–228.
- ^ Багчи 2002 , с. 748.
- ^ Багчи 2002 , стр. 747–748.
- ^ Jump up to: а б Багчи 2002 , с. 751.
- ^ Неджипоглу 2011 , стр. 104–106.
- ^ Багджи 2002 , стр. 748–751.
- ^ Неджипоглу 2011 , с. 220.
- ^ Багджи 2002 , стр. 751–755.
- ^ Jump up to: а б с Багчи 2002 , с. 747.
- ^ Jump up to: а б Нечипоглу 2011 , стр. 107 (см. также описания отдельных памятников).
- ^ Гудвин 1971 , стр. 235, 265.
- ^ Кубань 2010 , с. 290, 311.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 235.
- ^ Неджипоглу 2011 , с. 216.
- ^ Гудвин 1971 , с. 235 (для мечети Сулеймание).
- ^ Неджипоглу 2011 , стр. 383–384.
- ^ Неджипоглу 2011 , с. 290.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 245–246.
- ^ Неджипоглу 2011 , с. 341.
- ^ Неджипоглу 2011 , с. 263.
- ^ Jump up to: а б Багчи 2002 , с. 755.
- ^ Багджи 2002 , стр. 751, 755.
- ^ Jump up to: а б Рустем 2019 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д Багджи 2002 , стр. 755–756.
- ^ Рустем 2019 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с Багчи 2002 , с. 756.
- ^ Ёлтар-Йылдырым, Айшин (2009). Османское декоративное искусство . Министерство культуры и туризма. п. 164. ИСБН 978-975-17-3446-4 .
- ^ Рустам 2019 .
- ^ Рустем 2019 , стр. 107, 109.
- ^ Рустем 2019 , стр. 141, 195, 198, 260.
- ^ Рустам 2019 , с. 141.
- ^ Рустам 2019 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б Багджи 2002 , стр. 756–758.
- ^ Jump up to: а б с Багчи 2002 , с. 758.
- ^ Рустам 2019 , с. 250.
- ^ Уортон 2015 , с. 123.
- ^ Wharton 2015 , стр. 129, 132–133.
- ^ Багджи 2002 , стр. 758–759.
- ^ Уортон 2015 , с. 132.
- ^ Уортон 2015 , с. 123, 134.
- ^ Кубань 2010 , с. 237.
- ^ Кубань 2010 , с. 447, 449.
- ^ Мюлайим, Сельчук (2020). «Мукарнас» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 450.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 449.
- ^ Кубань 2010 , с. 509–514.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 509.
- ^ Кубань 2010 , с. 517.
- ^ Кубань 2010 , с. 517–518.
- ^ Рустем 2019 , стр. 66, 140, 193.
- ^ Рустам 2019 , с. 146.
- ^ Гудвин 1971 , с. 388.
- ^ Рустам 2019 , с. 139.
- ^ Рустам 2019 , с. 194.
- ^ Рустем 2019 , стр. 139–140.
- ^ Рустем 2019 , стр. 144–145, 176, 178, 191–193 и другие.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VII ок. 1500 – ок. 1900; А. Османская империя». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
Библиография
[ редактировать ]- Асланапа, Октай (1971). Турецкое искусство и архитектура . Praeger Publ.
- Багджи, Серпил (2002). «Расписные украшения в османской архитектуре». В Инальчике Халил; Ренда, Гюнзель (ред.). Османская цивилизация . Том. 2. Анкара: Турецкая Республика, Министерство культуры. стр. 737–759. ISBN 9751730732 .
- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Карсуэлл, Джон (2006). Изникская керамика (Второе изд.). Издательство Британского музея. ISBN 9780714124414 .
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Нечипоглу, Гюльру (2011) [2005]. Эпоха Синана: архитектурная культура в Османской империи (пересмотренная ред.). Книги реакции. ISBN 9781861892539 .
- Оний, Генюл (2002). «Османская плитка и керамика». В Инальчике Халил; Ренда, Гюнсель (ред.). Османская цивилизация . Том. 2. Анкара: Турецкая Республика, Министерство культуры. стр. 698–735. ISBN 9751730732 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Исламские сады и ландшафт . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 9780812240252 . JSTOR j.ctt3fhhqz .
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
- Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу (пересмотренная редакция). Таурис Парк в мягкой обложке. ISBN 978-0-85773-005-3 .
- Уортон, Элисон (2015). Архитекторы Османского Константинополя: семья Бальян и история османской архитектуры . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85773-813-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доганай, Азиз (2012). «Украшение» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 22 июня 2024 г.