стиль саз


Стиль Саз ( тюрк. saz yolu ) — стиль растительного орнамента XVI века и связанный с ним художественный стиль Османской империи .
Имя и личность
[ редактировать ]Саз — это стиль растительного орнамента, популярный в декоративном искусстве Османской империи 16 века, характеризующийся использованием длинных перистых пилообразных листьев и сложных цветов. [ 4 ] В то же время саз используется и как название художественного стиля, в котором сазовый орнамент был основным элементом композиций. [ 5 ]
В отличие от более известного исторического стиля османской живописи, стиль саз не служил прямой иллюстративной цели, поэтому его можно охарактеризовать как лирический. Его работы представляют собой фантастическую и виртуозную демонстрацию техники использования саз калами , или тростникового пера, что и дало название этой группе произведений. Стиль саз представлен двумя отдельными группами художественных изделий. Первый «состоит из альбомных рисунков, книжной иллюминации и других работ на бумаге; второй, созданный на основе этих бумажных изображений, включает практически все формы османского декоративного искусства, от переплетного дела до текстиля, ковров, изделий из металла, резьбы по камню и керамики». [ 6 ]
История
[ редактировать ]Стиль Саз, «в котором мифические существа, происходящие из китайских или исламских источников, движутся через заколдованный лес, состоящий из огромных сложных цветов и перистых листьев, имеет параллели в искусстве дворов Аккоюнлу и Сефевидов в Тебризе ». [ 7 ] Не случайно два известных художника, связанных с ним, Шахкулу и Вели Джан , оба приехали в Стамбул из Тебриза, в ок. 1520 и 1580 соответственно. Шахкулу сыграл большую роль в формировании стиля саз, а Вели Джан принял участие в его позднем этапе. По словам Уолтера Б. Денни , существует большая разница между ранней и поздней фазами стиля саз. Ясность, спонтанность и почти безрассудство ранних рисунков уступили место заботе об отделке, текстуре и гораздо более сбалансированной композиции. Помимо сазового орнамента, в рисунках сазского стиля использовалось множество других мотивов, часто заимствованных из Китая, которые образовывали композиции из сложной листвы, обычно переплетающейся с птицами, зверями и полосами облаков. Для них турецкие ученые используют термин хатайи , или «на катаянский манер». [ 8 ] К китайским мифологическим существам относятся дракон , феникс и Цилинь , другие существа, такие как симург или пери (в западных источниках часто называемые ангелами), заимствованы из иранской традиции. Одним из специфических мотивов является также «самоубийственный лист», который, скручиваясь, пронзает сам себя. Вели Джана, кажется, в первую очередь интересуют фигуральные сюжеты, и, помимо фигур пери, с ним связано множество изображений молодых мужчин и женщин. [ 9 ] [ 5 ] [ 10 ]
Хотя стиль саз зародился во времена правления Сулеймана (1520–1566), от которого Шахкулу получил много милостей, своего апогея стиль саз достиг при Мураде III (1574–1595), например, в альбоме ( муракка ), составленном для будущего султана в 1572–3 ( Österreich. Nbib. , Cod. Mixt. 313). Мурад III был самым важным покровителем этого стиля, и его смерть в 1595 году, сопровождавшаяся продолжающимся ухудшением придворных мастерских во время ценовой революции , привела к его упадку. [ 11 ] [ 5 ] После 1600 года стиль саз перестал быть важным, но тем не менее проявлял поразительную живучесть. Поскольку оно стало практически синонимом славных дней Османской империи, оно стало предметом сознательных попыток его возрождения, например, в плитке багдадского киоска 1630-х годов или в украшениях из крашеного дерева киоска, пристроенного к мечети Валиде. в с. 1663. Бесчисленные переплеты и форзацы сохранили эту традицию в девятнадцатом веке, и ее широкое распространение оставило отпечатки столь же разнообразные, как украшения Зала Алеппо (в Музее исламского искусства в Берлине ) или узорчатые « причудливые шелка », сотканные во Франции в начале восемнадцатый век. [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Пери с лютней. Неизвестный художник, ок. 1550. Из альбома библиотеки дворца Топкапы .
-
Орнаментальный рисунок пальметты ( хатайи ), приписываемый Вели Джану . Из альбома библиотеки дворца Топкапы.
-
Портрет женщины работы Вели Джана или другого художника его круга, ок. 1585. Музей Садберк ханым .
-
Блюдо Изник со сплошным узором из составных цветов лотоса и розеток, перекрывающихся изогнутыми зубчатыми листьями, ок. 1545-1550. Британский музей
-
Изразцовое панно из люнета из мечети Пияле-паши , ок. 1570-75. Музей Виктории и Альберта
-
Деталь церемониального кафтана кемха с узором саз, изготовленного для Шехзаде Баязида , середина шестнадцатого века. Дворец-музей Топкапы
-
Ниша - Молитвенный ковер, вторая половина 16 века. Музей прикладного искусства, Вена
-
Переплет из «Сливок историй» (Зубдат ат-таварих), ок. 1585-1590. Библиотека Честера Битти
-
Обложка книги Али Ускюдари, 1747-48 гг. Галерея Артура М. Саклера
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Денни , с. 110.
- ^ «Дракон в листве с головами льва и феникса» . Кливлендский художественный музей .
- ^ Неджипоглу , с. 151.
- ^ «Саз [тюрк.: 'тростник']» . Гроув Арт онлайн . 2003. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T076306 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Иллюстрация VI ок. 1500–1900 гг. Д. Османская империя» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. 2009. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ Денни , с. 103.
- ^ Есин Атиль (2003). «Шахкули» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T077973 .
- ^ Денни , с. 104–106, 111–112.
- ^ Атиль , с. 99-102.
- ^ Шейла Р. Кэнби (2003). «Вели Джан [Вали Джан]» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T088521 .
- ^ Денни , с. 105, 111-112, 115, 120.
- ^ Денни , с. 118.
Библиография
[ редактировать ]- Атиль, Есин (1987). Эпоха султана Сулеймана Великолепного . Национальная галерея искусств . ISBN 0-89468-098-6 .
- Есин Атиль (2003). «Шахкули» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T077973 .
- Шейла Р. Кэнби (2003). «Вели Джан [Вали Джан]» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T088521 .
- Денни, Уолтер Б. (1983). «Знакомство с османско-турецкими произведениями в стиле саз» . Мукарнас . 1 : 103–121. дои : 10.2307/1523074 . JSTOR 1523074 .
- Нечипоглу, Гюльру (1990). «От международного Тимурида к Османской империи: изменение вкуса керамической плитки шестнадцатого века» . Мукарнас . 7 : 136–170. дои : 10.2307/1523126 . JSTOR 1523126 .