Jump to content

стиль саз

Этот рисунок дракона, запутавшегося в клубящейся листве, подвергающегося нападению льва наверху и нападающего на феникса, «безусловно, величайший шедевр стиля [саз]». [ 1 ] и приписывается Шахкулу . [ 2 ] Кливлендский художественный музей
Плитка, покрывающая Сюннет Одаси (Зал обрезания) во дворце Топкапы, считается одним из самых ранних примеров стиля саз. Изображая птиц и китайских цилинь среди перистых листьев саза, пальметт и розеток лотоса, они воспроизводят рисунки, известные из альбомов ( муракка ), и датируются ок. 1530 г. по стилистическим и техническим соображениям. Такое близкое сходство между стилем саз, практикуемым в альбомной живописи, и в керамике могло быть достигнуто только благодаря тесному сотрудничеству керамистов и придворных дизайнеров (о чем свидетельствуют придворные учетные книги 1527-28 годов), а «расписные панели выдают рука мастера, которым вполне мог быть сам Шахкулу». [ 3 ]

Стиль Саз ( тюрк. saz yolu ) — стиль растительного орнамента XVI века и связанный с ним художественный стиль Османской империи .

Имя и личность

[ редактировать ]

Саз — это стиль растительного орнамента, популярный в декоративном искусстве Османской империи 16 века, характеризующийся использованием длинных перистых пилообразных листьев и сложных цветов. [ 4 ] В то же время саз используется и как название художественного стиля, в котором сазовый орнамент был основным элементом композиций. [ 5 ]

В отличие от более известного исторического стиля османской живописи, стиль саз не служил прямой иллюстративной цели, поэтому его можно охарактеризовать как лирический. Его работы представляют собой фантастическую и виртуозную демонстрацию техники использования саз калами , или тростникового пера, что и дало название этой группе произведений. Стиль саз представлен двумя отдельными группами художественных изделий. Первый «состоит из альбомных рисунков, книжной иллюминации и других работ на бумаге; второй, созданный на основе этих бумажных изображений, включает практически все формы османского декоративного искусства, от переплетного дела до текстиля, ковров, изделий из металла, резьбы по камню и керамики». [ 6 ]

Стиль Саз, «в котором мифические существа, происходящие из китайских или исламских источников, движутся через заколдованный лес, состоящий из огромных сложных цветов и перистых листьев, имеет параллели в искусстве дворов Аккоюнлу и Сефевидов в Тебризе ». [ 7 ] Не случайно два известных художника, связанных с ним, Шахкулу и Вели Джан , оба приехали в Стамбул из Тебриза, в ок. 1520 и 1580 соответственно. Шахкулу сыграл большую роль в формировании стиля саз, а Вели Джан принял участие в его позднем этапе. По словам Уолтера Б. Денни , существует большая разница между ранней и поздней фазами стиля саз. Ясность, спонтанность и почти безрассудство ранних рисунков уступили место заботе об отделке, текстуре и гораздо более сбалансированной композиции. Помимо сазового орнамента, в рисунках сазского стиля использовалось множество других мотивов, часто заимствованных из Китая, которые образовывали композиции из сложной листвы, обычно переплетающейся с птицами, зверями и полосами облаков. Для них турецкие ученые используют термин хатайи , или «на катаянский манер». [ 8 ] К китайским мифологическим существам относятся дракон , феникс и Цилинь , другие существа, такие как симург или пери (в западных источниках часто называемые ангелами), заимствованы из иранской традиции. Одним из специфических мотивов является также «самоубийственный лист», который, скручиваясь, пронзает сам себя. Вели Джана, кажется, в первую очередь интересуют фигуральные сюжеты, и, помимо фигур пери, с ним связано множество изображений молодых мужчин и женщин. [ 9 ] [ 5 ] [ 10 ]

Хотя стиль саз зародился во времена правления Сулеймана (1520–1566), от которого Шахкулу получил много милостей, своего апогея стиль саз достиг при Мураде III (1574–1595), например, в альбоме ( муракка ), составленном для будущего султана в 1572–3 ( Österreich. Nbib. , Cod. Mixt. 313). Мурад III был самым важным покровителем этого стиля, и его смерть в 1595 году, сопровождавшаяся продолжающимся ухудшением придворных мастерских во время ценовой революции , привела к его упадку. [ 11 ] [ 5 ] После 1600 года стиль саз перестал быть важным, но тем не менее проявлял поразительную живучесть. Поскольку оно стало практически синонимом славных дней Османской империи, оно стало предметом сознательных попыток его возрождения, например, в плитке багдадского киоска 1630-х годов или в украшениях из крашеного дерева киоска, пристроенного к мечети Валиде. в с. 1663. Бесчисленные переплеты и форзацы сохранили эту традицию в девятнадцатом веке, и ее широкое распространение оставило отпечатки столь же разнообразные, как украшения Зала Алеппо Музее исламского искусства в Берлине ) или узорчатые « причудливые шелка », сотканные во Франции в начале восемнадцатый век. [ 12 ]

  1. ^ Денни , с. 110.
  2. ^ «Дракон в листве с головами льва и феникса» . Кливлендский художественный музей .
  3. ^ Неджипоглу , с. 151.
  4. ^ «Саз [тюрк.: 'тростник']» . Гроув Арт онлайн . 2003. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T076306 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Иллюстрация VI ок. 1500–1900 гг. Д. Османская империя» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. 2009. ISBN  978-0-19-530991-1 .
  6. ^ Денни , с. 103.
  7. ^ Есин Атиль (2003). «Шахкули» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T077973 .
  8. ^ Денни , с. 104–106, 111–112.
  9. ^ Атиль , с. 99-102.
  10. ^ Шейла Р. Кэнби (2003). «Вели Джан [Вали Джан]» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T088521 .
  11. ^ Денни , с. 105, 111-112, 115, 120.
  12. ^ Денни , с. 118.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a9ed52a8514cb82af9dc963b8640aa3__1715873880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/a3/4a9ed52a8514cb82af9dc963b8640aa3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saz style - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)