Шахкулу (художник)

Шахкулу ( османский турецкий : Шахкули ; персидский : Шахкули -и Багдади ; умер в 1556 году) — османский художник, сыгравший ведущую роль в формировании стиля саз .
Стиль Саз, «в котором мифические существа, происходящие из китайских или исламских источников, перемещаются по зачарованному лесу, состоящему из огромных сложных цветов и перистых листьев, имеет параллели в искусстве дворов Аккоюнлу и Сефевидов в Тебризе , где Шахкули обучался у мастера по имени Ака. Мирак" [ 4 ] (это был не известный придворный художник Тахмаспа ) . [ 5 ] По словам Сэма Мирзы Сефеви (который не упоминает о своей эмиграции в османские земли), Шахкулу происходил из Кума . [ 6 ] Его имя есть в документе, найденном в Османских архивах среди ученых и ремесленников, которые были сосланы из Тебриза в Стамбул через Амасью 12 апреля 1515 года, после османской оккупации Тебриза после битвы при Чалдыране . [ 7 ] В реестре придворных ремесленников 1525–26 годов он указан как главный рисовальщик ( рессам ) из двадцати девяти художников и двенадцати учеников, работавших там, с высокой дневной зарплатой в двадцать два акче . Он стал популярен среди Сулеймана , которому подарил картину пери и получил подарки, в том числе 2000 акче, широкие кафтаны и бархат. В другом реестре того же года добавлено примечание о том, что он присоединился к стамбульской наккаш-хане («дому художника») в 1520–1521 годах.
В следующий раз он появляется в 1545-46 годах как глава ( сар булук ) анатолийского ( « Руми ») отдела Наккаш-ханы (это был один из двух участков). Согласно Мустафе Али , писавшему в 1586 году, Шахкулу получил независимую студию, где султан любил наблюдать за его работой, а также должность главного художника ( наккаш баши ) и зарплату в сто акче (последняя цифра, вероятно, является преувеличением, потому что зарплата была бы беспрецедентной). В записке в списке подарков, сделанных султаном своим придворным художникам в 1555–156 гг., говорится, что Шахкулу умер до того, как ему удалось вручить подарок. Его самым важным учеником была Кара Меми . [ 8 ] [ 9 ] [ 4 ]
Роль Шахкулу в формировании стиля саз «имеет большое значение, хотя его руке трудно однозначно приписать большее количество произведений». [ 10 ] Подпись Шахкулу встречается на двух рисунках тушью: один (поврежден; Topkapı Pal. Lib. , H. 2154, л. 2r) изображает дракона и был включен в альбом, предисловие к которому было написано в 1544–1545 гг.; другой ( Фрир , 37,7) изображает летающего пери (ангела) с чашей и фляжкой с вином. Третий рисунок, носящий его имя ( Met. , 57.51.26), также изображающий дракона, по-видимому, является более поздней копией. Его «утонченная манера письма, сильное чувство дизайна и драматических движений также можно увидеть в нескольких неподписанных рисунках драконов и пери, а также этюдах цветов и листьев». [ 4 ] Значение, придаваемое в более поздние времена его имени в истории османского искусства, привело к тому, что ему «было присвоено большое количество произведений разных стилей и периодов, мало чем отличающихся от многочисленных «подписей» Ризы и Бихзада ». [ 10 ]
-
Коленопреклоненный ангел (пери) с чашей и бутылкой (авторство). [ 11 ] Художественная галерея Фрира
-
Бой дракона и льва (атрибуция) [ 12 ] Библиотека дворца Топкапы
-
Две страницы из альбома султана Мурада III ( Муракка ) (авторство). [ 7 ] Австрийская национальная библиотека
-
Дракон (слева) и цветы хатайи (справа). Вполне возможно, что эти два рисунка были выполнены Шахкулу. Стамбульского университета Библиотека
-
Более поздняя копия рисунка дракона. [ 4 ] Метрополитен-музей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Денни , с. 110.
- ^ Денни , с. 110-111.
- ^ «Дракон в листве с головами льва и феникса» . Кливлендский художественный музей . 30 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Есин Атиль (2003). «Шахкули» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T077973 .
- ^ Денни , с. 105.
- ^ Акин-Киванч , с. 268, сн.
- ^ Перейти обратно: а б Фатма Чичек Дерман, Гюльнур Дюран. «ШАХКУЛУ» . Энциклопедия ислама (на турецком языке).
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 238.
- ^ Денни , с. 105, 120.
- ^ Перейти обратно: а б Денни , с. 104.
- ^ «Коленопреклоненный ангел с чашкой и бутылкой» . Художественная галерея Фрира .
- ^ ИНЦИ АЯН БИРОЛ. «просветление» . Энциклопедия ислама (на турецком языке).
Библиография
[ редактировать ]- Акин-Киванч, Эсра (2011). Эпические деяния художников Мустафы Али . Брилл. ISBN 978-90-47-44107-6 .
- Эсин Атыл (2003). «Шахкули» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T077973 .
- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Денни, Уолтер Б. (1983). «Знакомство с османско-турецкими произведениями в стиле саз» . Мукарнас . 1 : 103–121. дои : 10.2307/1523074 . JSTOR 1523074 .
- Фатма Чичек Дерман, Гюльнур Дюран. «ШАХКУЛУ» . Энциклопедия ислама (на турецком языке).