Jump to content

Архитектура Алжира

Архитектура Алжира включает в себя разнообразную историю, на которую повлиял ряд внутренних и внешних сил, включая Римскую империю , мусульманское завоевание Магриба , французскую колонизацию и движения за независимость Алжира . [ 1 ]

Древний Карфаген

[ редактировать ]

Древний Карфаген получил контроль над прибрежным Алжиром к 5 веку до нашей эры. Влияние империи на алжирскую архитектуру проявляется в принятии гибридных стилей, которые интегрировали пуническую , эллинистическую и римскую архитектуру в ранее существовавшие архитектурные традиции. [ 2 ]

Королевская нумидийская архитектура

[ редактировать ]

Под властью древних берберских королевств Нумидия и Мавретания в Алжире наблюдался рост городского развития. «Нумидийская королевская архитектура» — это термин, придуманный для обозначения памятников, построенных нумидийскими царями, которые включают гробницы, курганы и святилища. [ 3 ] Урбанизация особенно связана с правлением королей Масиниссы (202 г. до н.э. – 148 г. до н.э.) и Джубы II (30 г. до н.э. – 25 г. н.э.). Свидетельства городского планирования во времена королевства Мавретания были найдены в соседних Марокко и Тунисе . [ 2 ] Джуба II и его жена Клеопатра Селена клиентами Рима и были пропагандистами позднеэллинистической культуры . [ 4 ] : 43–44  Они использовали Иол (современный Черчелл ) в качестве своей царской столицы, переименовав его в Кейсарию и превратив его в город с регулярным сеточным планом и архитектурой, связанной с периодом римского Августа . Некоторые постройки в Кесарии были датированы или предположительно датированы временем Джубы, включая театр , амфитеатр и гавань . [ 5 ]

Ряд крупномасштабных погребальных памятников и гробниц, построенных в ту эпоху, являются наиболее хорошо задокументированными примерами архитектуры берберского королевства. Памятники сочетают в себе различные архитектурные стили, представленные карфагенянами, часто ссылаясь на эллинистические и пунические мотивы. [ 6 ] Самым старым из них является Медрасен в современном Алжире , который, как полагают, датируется временами Масиниссы. Гробница, возможно, построенная под влиянием греческой архитектуры на востоке или построенная с помощью греческих мастеров, представляет собой большой курган , построенный из хорошо вырезанной каменной кладки и имеющий шестьдесят дорических в египетском стиле колонн и карниз . [ 4 ] : 27–29  Другой известный пример — Королевский мавзолей Мавритании в западном Алжире , который, возможно, датируется временем Джубы II. [ 5 ] Эта структура состоит из каменного кургана, декоративных колонн и спиральных дорожек, ведущих к единственной внутренней камере. [ 7 ] Ряд «башенных гробниц» нумидийского периода также можно найти на территории от Алжира до Ливии. Несмотря на широкий географический диапазон, они часто имеют схожий стиль: обычно трехэтажное строение, увенчанное выпуклой пирамидой. Возможно, изначально они были вдохновлены греческими памятниками, но представляют собой оригинальный тип сооружения, связанный с нумидийской культурой. Их примеры были найдены в Сиге и Сумаа-дель-Хрубе, а также в Дугге (на территории современного Туниса) и Сабрате (в Ливии). [ 4 ] : 29–31 

Он был римлянином

[ редактировать ]

Римляне аннексировали восточную Нумидию в 46 г. до н.э. После смерти Арабио , шесть лет спустя, была присоединена и Западная Нумидия. Эти две провинции позже были объединены с Триполитанией, чтобы сформировать римскую провинцию Африки Proconsularis .

Римляне построили более 500 городов на территории современного Алжира. [ 8 ] При разработке планов своих новых городов римские инженеры чаще всего использовали ортогональную прямолинейную сетку, характеризующуюся декуманусом ( улица, ориентированная с востока на запад) и кардо (улица, ориентированная с севера на юг). Обе улицы были закрыты воротами, поскольку на их пересечении стояли терминалы и форум. [ 9 ]

Город Тимгад , основанный Траяном около 100 г. н.э., является хорошо сохранившимся примером римского городского планирования в Алжире. Город расположен в форме точного квадрата размером 1200 римских футов со всех четырех сторон. Город был разделен на квадратные кварталы, каждый площадью 100 квадратных римских футов. [ 10 ]

Ранняя исламская эпоха

[ редактировать ]
Улица в Касбе Алжира

Ислам достиг Алжира в VII веке в результате арабского завоевания Северной Африки. [ 11 ] Исламское завоевание принесло в Алжир многие отличительные черты мусульманских городов, в том числе базар как торговый центр, хаммам как социальный центр, а также мечеть и сопутствующее медресе как религиозный центр. [ 1 ] Город Алжир, старый район которого известен как Касба , развивался в эту эпоху. [ 1 ]

С введением ислама в Алжире алжирский город претерпел реконструкцию. В соответствии с Кораном города были разделены на общественное пространство (халяль) и частное пространство, предназначенное для женщин и семей (харим). Жилые районы городов также стали все более разделяться на религиозные кварталы. В отличие от изолированного европейского гетто , эти кварталы представляли собой изолированные культурные центры еврейской и исламской жизни в пределах алжирского города. [ 1 ]

После первоначального мусульманского завоевания регион находился под контролем нескольких сменяющих друг друга династий, включая Рустамидов , Аглабидов , Фатимидов и Зиридов . Мечеть Сиди-Укба в деревне Сиди-Окба (недалеко от Бискры ) по общему мнению является старейшим исламским памятником в Алжире, так как в ней находится гробница Укбы ибн Нафи , датированная 686 годом. Сама мечеть представляет собой простое гипостильное сооружение, похожее на Ранние мечети в Медине , вероятно, были модифицированы и отремонтированы в более поздние периоды, в том числе Зиридами в 11 веке. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] В 790 году Идрис I , основатель династии Идрисидов , основал мечеть Агадира на месте римского поселения Померия (позже ставшего Тлемсеном), останки которого раскопаны современными археологами. [ 15 ] : 42  Рустамиды основали себе новую столицу в Тахарте (недалеко от современного Тиарета ), которую сезонно занимали ее полукочевые жители. Он был разрушен Фатимидами в 909 году, но его останки были раскопаны в 20 веке. Город был окружен крепостной стеной с вкраплениями квадратных башен. В нем находились гипостильная мечеть, укрепленная цитадель на возвышенности и дворцовое сооружение с большим двором, напоминающее по конструкции традиционные дома. [ 15 ] : 41  [ 16 ] : 13–14 

Минарет и остатки мечети в Калат Бани Хаммад (11 век)

В 934 году, находясь на службе у фатимидского халифа аль-Каима , лидер зиридов Зири ибн Манад построил дворец в Ашире (недалеко от нынешнего города Кеф Лахдар в Алжире). Это один из старейших дворцов в Магрибе, который сегодня был обнаружен и раскопан археологами. [ 16 ] : 53  Он был построен из камня и имеет тщательно продуманный симметричный план, который включал в себя большой центральный двор и два меньших двора в каждом из боковых крыльев дворца. Некоторые ученые полагают, что этот дизайн имитировал ныне утраченные дворцы Фатимидов в Махдии . [ 17 ] : 67  Хаммадиды Калаат , ответвление Зиридов, обосновались в Алжире и в 1007 году основали совершенно новую укрепленную столицу, известную как Бани Хаммад , к северо-востоку от современной М'Силы . Несмотря на то, что город заброшен и разрушен в 12 веке, он был раскопан современными археологами, и это место является одной из наиболее хорошо сохранившихся средневековых исламских столиц в мире с множеством дворцов и монументальной мечетью. [ 16 ] : 125 

Великая мечеть Тлемсена , основанная Альморавидами в 1082 году и расширенная Заянидами в 1236 году.

С конца 11 по начало 13 веков различные территории Алжира контролировались Альморавидами и Альмохадами , берберскими империями, которые правили в Северной Африке и Аль-Андалусе , контролируемый мусульманами ( Пиренейский полуостров ). Великая мечеть Тлемсена (1082 г.), Великая мечеть Алжира (1096–1097 гг.) и Великая мечеть Недромы (1145 г.) являются важными фундаментами периода Альморавидов. [ 18 ] [ 15 ] Период Альморавидов, наряду с последующим периодом Альмохадов, считается одним из наиболее формирующих этапов «мавританской» (западной исламской) архитектуры, установив многие формы и мотивы, которые определяли архитектурные стили в регионе в последующие века. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] : 276 

Заянидский период

[ редактировать ]

После Альмохадов династия Заянидов или Абд аль-Вадидов правила из своей главной столицы в Тлемсене. Ягморасан (годы правления 1236–1283), основатель династии, добавил минареты к более ранней мечети Агадира и Великой мечети Тлемсена. [ 15 ] : 179  Его преемник Абу Саид Усман (годы правления 1283–1304) основал мечеть Сиди Бель Хасан в 1296 году, также в Тлемсене. [ 15 ] : 184  Заяниды построили в городе и вокруг него другие религиозные фундаменты, но многие из них не сохранились до наших дней или мало что сохранили от своего первоначального вида. [ 15 ] : 187  Медресе , такие как медресе Ташфиния (основанное Абу Ташфином I , годы правления 1318–1337), были новыми учреждениями, которые были представлены Магрибу в 13 веке и получили распространение при Заянидах и их современниках. [ 15 ] : 168, 187  Династия Маринидов , базирующаяся в Фесе, периодически оккупировала Тлемсен и также оставила свой след в этом районе. Во время осады города в начале 14 века правитель Маринидов Абу Якуб построил близлежащее укрепленное поселение под названием аль-Мансура , которое включает в себя монументальную мечеть Мансура (начатая в 1303 году, сохранившаяся сегодня лишь частично). [ 18 ] [ 15 ] : 184–186  Дальше на восток Абу аль-Хасан основал мечеть Сиди Бу Мадьян в 1338–1339 годах. [ 15 ] : 195 

Османский период

[ редактировать ]

В 1518 году Османская империя получила контроль над Алжиром. Под властью Османской империи гибридный стиль развился под влиянием традиционных турецких стилей, включая мечети центрального плана и панели из глазурованной плитки. [ 21 ] [ 22 ] Влияние османской архитектуры в значительной степени ограничивалось алжирским побережьем и, в частности, региональной столицей Алжиром. [ 23 ] Алжир превратился в крупный город и стал свидетелем регулярного архитектурного покровительства, поэтому здесь находится большинство основных памятников этого периода. Напротив, город Тлемсен, бывший крупной столицей, пришел в относительный упадок и в нем наблюдалось гораздо меньше архитектурной деятельности. [ 15 ] : 234–236 

Алжир был защищен стеной длиной около 3,1 км, усиленной бастионами и прорезанной пятью воротами. [ 15 ] : 237  [ 24 ] Цитадель-крепость Касба (от чего произошло нынешнее название «Касба») занимала самую высокую точку города. [ 24 ] К концу XVIII века в городе насчитывалось более 120 мечетей, в том числе более десятка общинных мечетей . Большинство жителей города обеспечивалось водой через систему из пяти крупных акведуков и тысяч цистерн , причем большинство домов имели собственные частные цистерны. [ 24 ] Нижняя часть города, недалеко от берега, была центром османской и регентской администрации, в ней располагались наиболее важные рынки, мечети, богатые резиденции, казармы янычар , правительственные здания (например, монетный двор) и дворцы. [ 15 ] : 237  [ 24 ]

Религиозная архитектура

[ редактировать ]

Архитектура мечетей в Алжире в этот период демонстрирует сочетание множества влияний, а также особенностей, которые можно отнести к инновациям местных архитекторов. [ 15 ] : 238–240  Купола османского влияния были введены в дизайн мечетей, но минареты, как правило, продолжали строиться с квадратными шахтами вместо круглых или восьмиугольных, тем самым сохраняя местные традиции, в отличие от современной архитектуры в Османском Тунисе и других османских провинциях, где «карандаш» Минарет в форме формы был символом османского суверенитета. [ 15 ] : 238  [ 25 ] [ 26 ]

Фасад мечети Али Бичина (после недавней реставрации первоначального плана этажа), построенной в 1622 году, с изображением главного купола и боковых галерей с куполами меньшего размера.

Самая старая сохранившаяся мечеть османского периода в Алжире — это мечеть Али Битчина (или Али Битшина) в Алжире, построенная по заказу одноименного адмирала , новообращенного итальянского происхождения, в 1622 году. [ 15 ] : 238  Мечеть построена на возвышении и когда-то была связана с различными пристройками, включая хоспис, хаммам и мельницу. В его северо-восточном углу стоят минарет и общественный фонтан. Внутренний молитвенный зал сосредоточен вокруг квадратного пространства, покрытого большим восьмиугольным куполом, поддерживаемым четырьмя большими колоннами и подвесками . Это пространство со всех четырех сторон окружено галереями или проходами, каждый из которых покрыт рядом куполов меньшего размера. На западной стороне центрального пространства эта галерея имеет глубину в два пролета (т.е. состоит из двух нефов вместо одного), тогда как с других сторон, в том числе со стороны михраба , галереи имеют глубину всего в один пролет. [ 15 ] : 238  Мечеть была преобразована французами в церковь в 1834 году и модифицирована, но после обретения Алжиром независимости она была преобразована обратно в мечеть, а ее первоначальный план был реконструирован. [ 15 ] : 238  Мечеть Кетчауа , которая была первоначально основана в начале 17 века, была перестроена Бабой Хасаном в 1794 году, ее план почти идентичен мечети Али Битчина. [ 15 ] : 238  В 1832 году он был преобразован в собор, а с 1848 года был радикально реконструирован, в результате чего сегодня он приобрел совсем другую форму и внешний вид. [ 27 ] Несколько других мечетей в Алжире имеют (или имели) аналогичную планировку: мечеть Сафир , перестроенная в 1826 году, мечеть аль-Сайида (или аль-Сайида), построенная Мухаммадом ибн Усманом (годы правления 1766–1791). и снесена французами в 1832 году, а две другие мечети построены в касбе или рядом с ней Хусейном Деем сразу после его Приход к власти в 1818 году. [ 15 ] : 237–238  [ 18 ] : 426–432 

Особый дизайн этих мечетей с большим центральным куполом, окруженным рядами меньших куполов с каждой стороны, был беспрецедентным в Магрибе до его появления в Алжире 17-го века. Использование большого центрального купола и других особенностей, таких как наличие фундамента на приподнятой платформе, является явной связью с османской архитектурой. Однако план сильно отличается от мечетей столичной османской архитектуры в Стамбуле и других османских династических объектов. Некоторые ученые, такие как Жорж Марсе , предположили, что архитекторы или покровители могли находиться под влиянием мечетей османской эпохи, построенных в левантийских провинциях империи, откуда родом многие правители Алжира. [ 15 ] : 238  [ 18 ] : 432 

Новая мечеть (Джама-эль-Джедид) в Алжире (1660 г.): внешний вид (слева) и внутренний вид на главный купол (справа)

Самым известным примером османской архитектуры в Алжире является Новая мечеть ( Джамаа-эль-Джедид ) в Алжире. [ 28 ] Она была построена в 1660–1661 годах аль-Хаджем Хабибом, одним из янычар в Алжире, и стала одной из самых важных ханафитских мечетей в городе. [ 15 ] : 239  [ 18 ] : 433  Мечеть имеет круглый центральный купол, поддерживаемый четырьмя колоннами, но вместо того, чтобы быть окруженным куполами меньшего размера, она с четырех сторон окружена широкими цилиндрическими сводами, а углы между этими цилиндрическими сводами занимают небольшие куполообразные или сводчатые ниши. Бочкообразное пространство на северной стороне купола (входная сторона) имеет вытянутую форму, придающую основным сводчатым помещениям мечети крестообразную конфигурацию, напоминающую христианский собор . [ 15 ] : 239–241  Минарет мечети имеет традиционную форму с квадратным валом, увенчанным небольшим фонарем . Его простое оформление включает в себя плитку; циферблаты , видимые сегодня, были добавлены позже. находится приподнятая платформа, аналогичная муэдзину махфили Внутри мечети под главным куполом мечети в османских мечетях. Мраморный минбар имеет османскую форму и украшен итальянскими деталями. Михраб имеет более традиционную западно - исламскую форму, с формой подковообразной арки и лепным декором, хотя украшение вокруг него увенчано полу- и четверть-медальоном в османском стиле. [ 15 ] : 239–241  [ 18 ] : 433–434  Таким образом, общий дизайн мечети и ее детали свидетельствуют о явном сочетании османского, магрибского и европейского влияния. Поскольку архитектор неизвестен, Джонатан Блум предполагает, что это мог быть местный архитектор, который просто взял общую идею дизайна османской мечети в качестве отправной точки, но разработал свою собственную интерпретацию ее. [ 15 ] : 240–241 

Минарет Завия Сиди Абд ар-Рахмана в Алжире, построенный в конце 18 века (фото около 1899 года)

Как и в остальной части Магриба, гробницы крупных мусульманских деятелей и суфийских святых были важными религиозными объектами. Могила Сиди Абд ар-Рахмана аль-Таалиби , суфийского ученого XV века, имевшего большое значение для Алжира, в 1611 году была покрыта сводчатым мавзолеем, в котором были мраморные капители и колонны, явно связанные с архитектурой Саади в Марракеше . предполагая, что оно могло напоминать гробницы Саади и иметь некоторую связь с архитекторами из Марракеша. [ 18 ] : 434–435  [ 15 ] : 241–242  В 1696 году он был перестроен в нынешнюю завию входили мавзолей, мечеть, общежитие и помещения для омовения (религиозный погребальный комплекс), в который , среди прочего, . Однако, в отличие от общепринятой практики в других частях Магриба, в комплексе нет медресе. Купол нового мавзолея больше похож на купола других мечетей, упомянутых выше. Новый минарет также был построен по уникальной конструкции: квадратная шахта, снаружи обернутая трехуровневой аркадой . [ 18 ] : 434–435  [ 15 ] : 241–242 

В отличие от современных династий в соседних Тунисе и Марокко, а также в отличие от более ранних Заянидов Тлемсена, правители Алжира не построили крупных медресе в своей столице. [ 29 ] : 437  [ 30 ] : 242  Некоторые из них все еще были построены в других местах. Один из правителей Константина , Салах-бей (ум. 1792), построил в этом городе два медресе: медресе Сиди эль-Кеттани в 1775 году и медресе Сиди аль-Ахдара в 1779 году. [ 29 ] : 437  Хотя одно из медресе не такое сложное, как более ранние средневековые медресе в Магрибе, оно отличается наличием мавзолея, содержащего останки Салах-бея и некоторых членов его семьи. Практика присоединения мавзолея правителя или политического покровителя к основанному им медресе была распространена в Каире на востоке, но необычна в Магрибе. [ 29 ] : 437 

Дворцовая и домашняя архитектура

[ редактировать ]
Пример традиционного внутреннего двора во Дворце Ре (первоначально построенном в 16 веке, но недавно отреставрированном) [ 31 ]

Жилой дворец правителя Алжира, Янина или Дженина («Маленький сад»), был расположен в центре более крупного дворцового комплекса, известного как Дар ас-Султан, в нижней части города. Этот комплекс служил правящим дворцом до 1816 года, когда Деи переехали в касбу после британской бомбардировки города в том же году. [ 15 ] : 237  [ 24 ] По некоторым историческим описаниям комплекс включал в себя два больших двора. Второй двор был меньше первого, но в его центре находился большой фонтан с квадратной чашей. В одном углу двора широкая лестница вела на галерею, ведущую к трону правителя Алжира. Галерея была облицована мраморными колоннами с обеих сторон, вымощена керамической плиткой , а в центре находился струйный фонтан с восьмиугольной чашей. [ 15 ] : 237  [ 18 ] : 437–438  Рядом с дворцом находилась официальная мечеть Аль-Саида, построенная Мухаммадом ибн Усманом в 18 веке (как упоминалось выше). [ 15 ] : 237  Однако после французского завоевания в 1830 году большая часть нижнего города Алжира, включая Дар-эль-Султан и его мечеть, была снесена и заменена улицами и зданиями в европейском стиле. В результате большая часть сохранившейся сегодня исторической структуры города до XIX века находится в верхнем городе, ныне известном как Касба (это название применяется в целом, а не только к бывшей цитадели). [ 15 ] : 237  [ 24 ]

Сегодня сохранился только один образец архитектуры из комплекса Дар аль-Султан — Дар Азиза Бинт аль-Бей , небольшой дворец, который . в колониальный период был преобразован в резиденцию архиепископа Считается, что он был построен в 16 веке, хотя его окружающая среда значительно изменилась. [ 15 ] : 242  [ 32 ] Первоначально он располагался на наклонном участке и имел несколько этажей. Его первоначальный первый этаж, чем-то похожий на подвал, содержал складские помещения, кухни, конюшни и магазины вдоль внешней стороны, но с тех пор они исчезли, и этаж над ним стал первым этажом. Главное здание представляет собой двухэтажное строение, сосредоточенное вокруг внутреннего квадратного двора ( васт ад-дар или «центр дома»). Двор со всех четырех сторон окружен двухэтажной галереей с остроконечными подковообразными арками, опирающимися на мраморные колонны. В отделке использованы разнообразная керамическая плитка, резная лепнина, решетчатые окна, фонтан, причем на верхнем уровне декор обычно становится богаче. Помещения верхнего этажа также просторнее и включают в себя главный зал для приемов. Парадная лестница ведет с пола этого двора к пристройке, двире (также транслитерируемой как дуира , что означает меньший дом или квартиру), которая была частично снесена в 19 веке. Сама парадная лестница необычна для внутренней архитектуры Северной Африки того периода и предполагает, что строители, возможно, были знакомы с европейской архитектурой. [ 15 ] : 242–243  [ 32 ]

Внутренний двор дворца Дея в Алжире

Верхняя цитадель, касба , сохранилась лучше, чем Дар аль-Султан, но ее характер был скорее военным, чем дворцовым. [ 18 ] Строительство крепости было начато по приказу Оруча (или Аруджа) Барбароссы в 1516 году и завершено в 1590 году, заменив старую цитадель, расположенную немного ниже по склону. [ 33 ] До XIX века в касбе располагались крупнейшие янычарские казармы в городе. В нем находились мечеть, склады, магазины и другие постройки военного назначения. [ 33 ] Его толстые валы длиной 530 метров были интегрированы с бывшими городскими стенами. Закругленный бастион на юго-западе помогал защитить город с этой стороны. [ 33 ] После того, как Али Ходжа перенес резиденцию Деев в касбу в 1816 году, его преемник Хусейн Дей ( годы правления 1818–1830 ) превратил цитадель в резиденцию и административный центр. [ 18 ] : 438  [ 33 ] Помимо складов, конюшен и других военных объектов, в цитадели появились зал заседаний ( диван ), зал суда и различные правительственные учреждения. Большое восьмиугольное здание в центре цитадели сегодня раньше было военным заводом. [ 33 ] Дворец Дея , расположенный на северо-западной стороне цитадели, содержал частные апартаменты, в том числе гаремную часть, а также казначейскую палату, две мечети (мечеть Дея и еще одну мечеть для янычар), хаммам и кухни. Наиболее примечательной особенностью дворцового интерьера является внутренний двор ( васт ад-дар ), окруженный трехэтажной галереей. [ 33 ] [ 18 ] : 438  [ 34 ] На территории вокруг дворца также находились два главных сада и страусиный парк. [ 33 ]

Вид на внутреннюю галерею дворца Ахмед-бея в Константине (19 век)

В Алжире также сохранился ряд других дворцов или богатых резиденций османского периода, обычно имеющих некоторые схожие характеристики, такие как прихожая или коридор (называемый скифа ) , васт ад-дар (центральный внутренний двор), многоквартирный двор. Двухэтажная планировка и пристройка к дому . В больших домах главные залы для приемов часто имели арочную нишу или небольшую куполообразную комнату в задней части, называемую бахв , которая выступает наружу из дома и может быть богато украшена. [ 18 ] : 441–444  Еще одним примером резиденций в Алжире являются Дар Мустафа-паша , датированный 1799 годом, [ 35 ] [ 36 ] и резиденция, известная как Palais des Rais (Дворец Рэ ), построенная в 16 веке. [ 31 ] За пределами города-крепости также сохранилось несколько пригородных и загородных вилл, которые также характеризуются внутренними дворами. [ 15 ] : 242  [ 18 ] : 445  Между 1826 и 1835 годами независимый правитель Ахмед-бей (также известный как Хадж Ахмед) в Константине построил для себя дворец с внутренними дворами и двумя большими внутренними садами. [ 15 ] : 234  [ 18 ] : 438 

Колониальная эпоха

[ редактировать ]

Ранняя колониальная эпоха

[ редактировать ]

В 1830 году Франция вторглась в Алжир и начала колониальное правление страной. [ 11 ] Ранняя колониальная алжирская архитектура характеризовалась усилиями Франции по реструктуризации исламского города с помощью военной инженерии . Руководствуясь предполагаемым военным и культурным превосходством над своими колониальными подданными, ранняя французская администрация стремилась радикально преобразовать существующие городские структуры алжирских городов, чтобы лучше обеспечить логистику военной оккупации и культурно отразить структуру Франции. [ 21 ]

Первые здания, построенные французской администрацией, в значительной степени отсылали к ряду устоявшихся европейских стилей, включая возрождение барокко и византийское возрождение . В конце 19 века и начале 21 века.

Большинство французских колониальных градостроителей и архитекторов считали, что перед ними стоит задача реконструировать алжирские города, чтобы отразить регулярность, симметрию и общественные удобства, характерные для французской родины; колониальные правительства разработали новые застройки с прямыми линиями и прямыми углами и построили многочисленные общественные объекты, включая больницы и почтовые отделения. [ 1 ]

арабизанс

[ редактировать ]

В колониальной архитектуре Алжира произошли изменения в начале 1900-х годов, когда в 1903 году генерал-губернатором был назначен Шарль Люто . Люто выступал за принятие колониальной культурной политики алжирской «ассоциации» с Францией вместо ассимиляции Алжира, диктуя, чтобы общественные здания были построены в гибридном арабском стиле мавританского возрождения . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Что касается политики Люто, сочетание мавританской архитектуры с европейскими архитектурными стилями в Алжире иногда называют стилем Джоннарта ( французский : Style Jonnart ). [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]

Модернизм

[ редактировать ]

В последующие десятилетия формирование новой колониальной академической элиты и появление модернизма вместе привели к периоду архитектурных экспериментов, которые еще дальше отодвинули алжирскую архитектуру от устоявшихся европейских стилей. В этот период Алжир стал подходящим местом для модернистских экспериментов французских архитекторов. [ 38 ] Правительственный дворец в Алжире является представителем эпохи.

В 1930-е годы Алжир служил центром интеллектуалов-архитекторов. Алжирское отделение Общества современных архитекторов (SAM, французский язык : Société des Architects Modernes В 1932 году было сформировано ); общество выступало за модернизм, диктуя своим приверженцам строиться в соответствии с «принципами современной эстетики». В следующем году в городе прошла первая Выставка урбанизма и современной архитектуры ( фр . Exposition d'urbanisme et d'architecture Moderne ). [ 43 ]

Природа Алжира как «песочницы» для архитектурных экспериментов, пожалуй, лучше всего иллюстрируется Ле Корбюзье нереализованным генеральным планом Алжира 1932-1942 годов. Неофициальный план, получивший название «План Обус» , включал ряд застроек, построенных на территории существующей крепости вокруг амбициозного комплекса надземных мостов и дорог. [ 44 ]

В 1950-х и 60-х годах алжирская архитектура, особенно Алжира, характеризовалась новыми идеями городского модернизма под влиянием Ле Корбюзье. Архитекторы Бернар Зерфусс , Луи Микель и Фернан Пуйон за последние десятилетия построили в Алжире ряд крупных модернистских зданий, включая жилые комплексы Диар-эль-Махкул и Климат-де-Франс . [ 21 ] [ 11 ] В то время французские колониальные архитекторы столкнулись со значительными разногласиями друг с другом по поводу различных философий расовой интеграции между французами и коренными жителями Алжира. [ 45 ]

В последние годы колониального Алжира французская администрация инициировала План Константина 1959 года, который способствовал активному развитию проектов социального жилья, особенно для жителей трущоб ( бидонвилей ). Эти проекты, получившие название cites de recasement (города для переселения) и миллионы, подверглись критике за то, что якобы обеспечивали жителям более плохие условия жизни, чем в их первоначальных бидонвилях . [ 46 ]

Постколониальная эпоха

[ редактировать ]

Сразу после обретения Алжиром независимости в 1962 году новая власть страны предприняла значительные усилия по деколонизации путем искоренения французского влияния на Алжир; однако немногие архитекторы в стране были готовы проектировать в рамках все еще неоднозначной национальной идентичности, оторванной от истории колонизации страны. [ 1 ] Архитектор Абдеррахман Бушама сыграл ключевую роль в последующем процессе развития особой алжирской архитектурной идентичности, выпустив серию работ, в том числе свою книгу 1966 года L'Arceau qui chante, посвященную этой теме. [ 47 ] [ 48 ]

Берберская архитектура и другие местные формы

[ редактировать ]

Северный Алжир

[ редактировать ]

Берберы Северного Алжира традиционно используют два типа народного жилища: дом Чауи и кабильский ахам . Жилье шавиа, традиционное для берберов Чауи из Ореса , состоит из домов из сырцового кирпича с плоской крышей и каменным фундаментом. На первых этажах домов чауи есть центральная комната, используемая для сна, с очагом, ткацкой станцией, кладовой и резервуарами для воды. Эти жилища иногда строят прямо напротив других домов или камней, чтобы повысить эффективность строительства и снизить затраты на строительные материалы. [ 46 ]

В отличие от жилищ чауи , дома Кабиле , построенные берберами Кабили , построены из камня и имеют скатные черепичные крыши. Кабильские дома также строятся секциями; по мере расширения семьи могут быть добавлены дополнительные секции. Первый этаж типичного кабильского жилища разделен на две части: первая, более темная, используется для содержания животных, а другая, освещенная часть, используется для приготовления пищи, ткачества и приема гостей. Небольшой чердак над помещением для скота традиционно используется зимой как спальня. [ 46 ]

Центральная мечеть в Гардайе , образец местной архитектуры Мзаб . региона

В регионе Мзаб в Алжире, в который входит город Гардая , есть характерные мечети и дома, построенные из утрамбованной земли и полностью побеленные . В сооружениях здесь также часто используются купола и цилиндрические своды . Минареты мечетей в этом регионе отличаются от минаретов других регионов: они высокие, имеют квадратное основание, но сужаются к вершине и увенчаны «рогообразными» углами. [ 49 ] [ 50 ] В дома обычно входят через изогнутый или извилистый проход, который ведет в центральный двор на первом этаже, с галереей, обычно окружающей это пространство на верхнем этаже. Части дома иногда нависают над улицей и поддерживаются каменными кронштейнами . [ 50 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Кобис, Рафал (20 января 2018 г.). «Аль-Мадина или Ла-Виль? Архитектурно-урбанистическое «столкновение цивилизаций» – пример города Алжир» . Проблемы городского развития . 54 (2): 27–34. дои : 10.1515/udi-2017-0009 . ISSN   2544-6258 .
  2. ^ Jump up to: а б Митчелл, Питер; Лейн, Пол (4 июля 2013 г.). Оксфордский справочник по африканской археологии . ОУП Оксфорд. п. 768. ИСБН  9780191626142 .
  3. ^ Куинн, Жозефина Кроули (24 октября 2013 г.). «Монументальная мощь:« Нумидийская королевская архитектура »в контексте». В Праге Джонатан Р.В.; Куинн, Жозефина Кроули (ред.). Эллинистический Запад: переосмысление Древнего Средиземноморья . Издательство Кембриджского университета. стр. 179–215. ISBN  978-1-107-78292-1 .
  4. ^ Jump up to: а б с Бретт, Майкл; Фентресс, Элизабет (1996). Берберы . Блэквелл. ISBN  9780631207672 .
  5. ^ Jump up to: а б Роллер, Дуэйн В. (2003). «Художественная и культурная программа Джубы и Клеопатры Селены». Мир Джубы II и Клеопатры Селены: королевская стипендия на африканской границе Рима . Рутледж. стр. 119–162. ISBN  9781134402960 .
  6. ^ Куинн, Жозефина Кроули (2013). Прага, Джонатан Р.В.; Куинн, Жозефина Кроули (ред.). Монументальная мощь: «Нумидийская королевская архитектура» в контексте (PDF) . стр. 100-1 179–215. дои : 10.1017/cbo9781139505987.008 . ISBN  9781139505987 . Проверено 4 марта 2019 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Дэвидсон, Бэзил (1995). Африка в истории . п. 50. ISBN  978-0-684-82667-7 .
  8. ^ Олин, Лори (весна 2016 г.). «Алжирский журнал: Среди руин провинциального Рима». SiteLINES: Журнал места . 11 (2): 7–11. JSTOR   24889513 .
  9. ^ Кляйнер, Фред С. (4 февраля 2010 г.). История римского искусства, расширенное издание . Cengage Обучение. п. 18. ISBN  9780495909873 .
  10. ^ Сир, Фрэнк (1983). Римская архитектура . Издательство Корнельского университета. п. 205 . ISBN  9780801492457 . Римская архитектура в Алжире.
  11. ^ Jump up to: а б с «Архитекторы Алжира, Туниса и Ливии» . Архнет . Проверено 30 января 2019 г.
  12. ^ Архитектура света: Искусство ислама в Алжире . Музей без границ. 2017. с. 58. ИСБН  978-3-902782-22-9 .
  13. ^ «Сиди Укба (мечеть, минарет и гробница)» . Откройте для себя Музей исламского искусства без границ . Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 г. Проверено 11 января 2022 г.
  14. ^ «Мавзолей и мечеть Сайиди (Сиди) Укбы » Кантара- с Архивировано из оригинала 1 января 2022 г. Получено 1 января 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  16. ^ Jump up to: а б с Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190624552 .
  17. ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  19. ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
  20. ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748646821 .
  21. ^ Jump up to: а б с Хаджри, Карим (июль 2004 г.). Планирование городов Ближнего Востока: городской калейдоскоп в глобализирующемся мире . ISBN  9780415553094 . OCLC   712138678 .
  22. ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла С.; Блэр, Шейла (14 мая 2009 г.). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . ОУП США. ISBN  9780195309911 .
  23. ^ Петерсен, Эндрю (11 марта 2002 г.). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN  9781134613656 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж Хекстер, Мириам; Шувал, Таль (2007). "Алжир". Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN  9789004150171 . ISSN   1873-9830 .
  25. ^ Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. п. 585. ИСБН  9781851496044 .
  26. ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. п. 34.
  27. ^ Гоче, Ральф (2020). «Стирание мечети Кетчауа: католицизм, ассимиляция и гражданская идентичность во Франции и Алжире» . В Кослетте, Дэниел Э. (ред.). Неоколониализм и искусственное наследие: отголоски империи в Африке, Азии и Европе . Рутледж. стр. 94–100. ISBN  978-0-429-76951-1 .
  28. ^ Блэр, Шейла С.; Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300064650 .
  29. ^ Jump up to: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  30. ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  31. ^ Jump up to: а б «Дворец Раисов – Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 30 марта 2022 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Дар Азиза Бинт аль-Бай - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 30 марта 2022 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бенуа, Фарида (2022). «III.1.b Цитадель и Дворец Дея». Архитектура света: исламское искусство в Алжире . Перевод Хартера, Джуди. Музей без границ. ISBN  9783902782229 .
  34. ^ «Кантара — Дворец Дея Алжира» . www.qantara-med.org . Проверено 3 апреля 2022 г.
  35. ^ «Дар Мустафа-паша - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 30 марта 2022 г.
  36. ^ Люсьен Голвин (1988). Дворцы и резиденции Алжира в период Османской империи . Эдисуд. п. 11. ISBN  9782857443070 .
  37. ^ Гребнер, Сет (2007). «Содержит консерванты: архитектура и память в колониальном Алжире». Исторические размышления / Réflexions Historiques . 33 (2): 257–276. ISSN   0315-7997 . JSTOR   41299412 .
  38. ^ Jump up to: а б Пикард, Алет (1994). «Архитектура и градостроительство в Алжире. От одного берега к другому (1830-1962)». Revue du Monde Musulman et de la Méditerranée . 73 (1): 121–136. дои : 10.3406/remmm.1994.1671 . ISSN   0997-1327 .
  39. ^ Зейнеп, Челик (1992). Показ Востока: архитектура ислама на всемирных ярмарках девятнадцатого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 164. ИСБН  978-0585176437 . OCLC   44965067 .
  40. ^ Бенджамин, Роджер (3 февраля 2003 г.). Востоковедная эстетика: искусство, колониализм и французская Северная Африка, 1880-1930 гг . Университет Калифорнии Пресс. ISBN  9780520924406 .
  41. ^ Хьюитт, Лиана (22 апреля 2017 г.). «Почтовая власть: Алжирская большая почта и французская колониальная «ассоциация» » (PDF) .
  42. ^ Джиар, Кахина Амаль (2009). «Символизм и память в архитектуре: алжирское антиколониальное сопротивление и Алжирская Касба». Журнал исследований Северной Африки . 14 (2): 185–202. дои : 10.1080/13629380802343657 . ISSN   1362-9387 . JSTOR   41299412 . S2CID   143543145 .
  43. ^ Хенни, Самия . «От «коренного» к «мусульманину» » . Архитектура электронного потока . Проверено 11 февраля 2019 г.
  44. ^ Экли, Брайан. «Алжирская фантазия Ле Корбюзье: блокирование Касбы» . Бидун . Проверено 11 февраля 2019 г.
  45. ^ «От «коренного» к «мусульманскому» — архитектура e-flux — e-flux» . www.e-flux.com . Проверено 30 января 2019 г.
  46. ^ Jump up to: а б с Хаджри, Карим (1993). «Народные жилищные формы в Северном Алжире» (PDF) . Обзор традиционных жилищ и поселений . 5 (1): 65–74. JSTOR   41757706 .
  47. ^ Шериф, Набила (31 декабря 2017 г.). «Алжир, 1830-1980: хроника строящейся историографии» . Перспектива. Actualité en Histoire de l’Art (на французском языке) (2): 131–152. дои : 10.4000/perspective.7596 . ISSN   1777-7852 .
  48. ^ Грабарь, Генри С. (14 октября 2013 г.). «Восстановление города: изменение значения города в Алжире после 1962 года». Культурная география . 21 (3): 389–409. дои : 10.1177/1474474013506361 . ISSN   1474-4740 . S2CID   147120622 .
  49. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Берберский". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  50. ^ Jump up to: а б Л. Голвин, «Берберская архитектура», Берберская энциклопедия [онлайн], 6 (1989), документ A264, опубликован в Интернете 1 декабря 2012 г., доступ осуществлен 10 апреля 2020 г. URL: http://journals.openedition.org/ энциклопедия бербера/2582
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cfafc7fe47b9ce5ff138870e5d5cb53__1719775500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/53/6cfafc7fe47b9ce5ff138870e5d5cb53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Algeria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)