Традиционная берберская религия
Традиционная берберская религия представляет собой совокупность древних и местных верований и божеств, которых придерживаются берберы . Многие древние берберские верования возникли на местном уровне, включая культы местных богов, таких как Атлас. [а] [1] и богиня Танит (или более известная грекам как Афина [2] ) и Аммон [3] , тогда как другие находились под влиянием со временем через контакты с другими, такими как древнеегипетская религия, такая как Исида , которой поклонялись в восточной Ливии, или заимствованные в древности из пунической религии, такой как Эшмун и Ваал , иудаизма , иберийской мифологии и эллинистической религии , такой как поклонение Аполлону и Церере . Некоторые из древних берберских верований все еще существуют сегодня в рамках берберской популярной культуры и традиций. Синкретическое влияние традиционной берберской религии можно также обнаружить во многих других религиях Средиземноморья.
Поклонение солнцу и луне
[ редактировать ]по -берберски луна и бог луны носят на языке одно и то же имя: Айюр . Геродот упоминает, что берберы в древности почитали луну и солнце ( Тафукт по-берберски), принося жертвы , они особенно почитали солнце и луну. все ливийцы приносят жертвы этим божествам [4] . Многие другие авторы свидетельствуют об этом культе, не забывая упомянуть граффити , такие как « Solo Deo Invicto », найденные в Тагасте. [5] . Первый царь Нумидии обычно отдавал дань Аполлону в 179 г. до н. э. Масинисса получил золотую корону от жителей Делоса , поскольку он предложил им несколько кораблей с зерном для храма Аполлона на Делосе, знаменитом месте рождения бога Солнца и его сестры-близнеца. Артемида. [б] [6]
Культ Амона
[ редактировать ]С древности древние ливийцы (предки берберов) поклонялись культу бога Амона. [7] обожали древние египтяне , который также . В берберских верованиях баранина была священным животным Амона. В обсуждении Афанасия Александрийского против язычников говорится, что у ливийского населения (берберов) бог Амон часто назывался и Аменом почитался как божество.
По мнению историков, культ бога Амона, практиковавшийся в Древней Ливии и Древнем Египте, имел берберское происхождение, прежде чем распространился в Египет. [8] .
Культ войны богини Танит
[ редактировать ]Древний культ Нейт (Ха-нит) или Нит, или Тиннит (оказавший влияние на древних египтян с их богиней Нейт и эллинов с их богиней Афиной ) через берберский культ войны [9] .
Павсаний пишет: « Над Керамейком [в Афинах] и портиком, называемым Царским портиком, находится храм Гефеста. Я не удивился, что возле него стоит статуя Афины, потому что я знал историю об Эрихтонии. Но когда я увидел это у статуи Афины были голубые глаза. Я узнал, что легенда о них ливийская. Ибо у ливийцев есть поговорка, что Богиня — дочь Посейдона и озера Тритонис, и поэтому имеет голубые глаза, как у Посейдона » . [10]
Ливийские амазонки, без сомнения, являются частью этого культа. Культ Минервы , отождествляемый с греческой богиней Афиной. Афина, насадила амазонок Ливии в Трою и в Грецию, ливийские амазонки остались в деревне Тена на юге Сфакса и Картен (Тенес) [11] . Ливийские амазонки были источником культа бога моря Нептуна (ливийского происхождения по Геродоту , которому греки поклонялись под именем Посейдона) . [с] )
Геродот пишет: « Только ливийцы с самого начала носили у себя имя Посейдона, и они всегда почитали этого бога »
Посейдон — отец Афины. В мифологии считалось, что Афина родилась в озере Тритонис в Северной Африке (современный Алжир и Тунис), где она считается уроженкой этой земли. [12] в этом варианте рассказа она дочь Посейдона и Тритониды ливийской озерной нимфы, в другом варианте рассказа в том же источнике говорится, что она была дочерью Посейдона и Тритониды озера, и та, будучи почему-то рассержена при отце она отдалась Зевсу, который сделал ее своей дочерью, что объясняет, почему оба считаются богами лошадей [11] .
Погребальные практики
[ редактировать ]Археологические исследования доисторических гробниц в странах Магриба показывают, что тела умерших были окрашены охрой . Хотя эта практика была известна иберомаврам , эта культура, по-видимому, была в первую очередь капсийской индустрией. Мертвых также иногда хоронили со скорлупой страусиных яиц, украшениями и оружием . Тела обычно хоронили в позе эмбриона . [13]
В отличие от большинства материковых берберов, берберы гуанчи мумифицировали своих мертвецов. Кроме того, в 1958 году профессор Римского университета Фабрицио Мори (1925–2010) обнаружил ливийскую мумию возрастом около 5500 лет — примерно на тысячу лет старше любой известной древнеегипетской мумии. [14] [15]
Культ мертвых
[ редактировать ]Геродот в «Истории» утверждает, что культ умерших бога Аммона. В оазисе Сива сохранился одинокий оракул Амона недалеко от Ливийской пустыни . [16] Поклонение Аммону было введено в Грецию в ранний период, вероятно, через греческую колонию в Кирене , которая, должно быть, сформировала связь с великим оракулом Аммона в Оазисе вскоре после ее основания. Ярбас , мифологический царь Ливии, также считался сыном Хаммона. было одной из отличительных особенностей Ливии в древности. [17] Помпоний Мела также сообщил, что авгилы (современные авжилы в Ливии ) считали духов своих предков божествами. Они клялись ими и советовались с ними. Сделав просьбы, они спали в своих гробницах, ожидая ответов во сне. [18]
Геродот (484 г. до н. э. – 425 г. до н. э.) отметил ту же практику среди насамонов , населявших пустыни вокруг Сивы и Авгилы. Он написал:
« Они клянутся людьми, которые, как говорят, были самыми законными и храбрыми, возлагая руки на их могилы, и они гадают, посещая могильные курганы своих предков и ложась спать на них. помолившись; и что бы ни увидел человек во сне, он принимает это » . [19]
Берберы тоже поклонялись своим правителям. [20] Гробницы нумидийских правителей являются одними из самых известных памятников, оставленных классическими берберами. Но Габриэль Кэмпс спорит, делается ли это ради поклонения или просто из любви и признания вклада правителей. [21]
Почитание (а не поклонение) святым , существующее среди современных берберов в форме марабутизма , широко распространенного в северо-западной Африке, может содержать или не содержать следы прежних верований или обычаев относительно мертвых. [ нужна ссылка ]
Древние берберские гробницы
[ редактировать ]Гробницы нумидийцы древних людей и их предков указывают на то, что берберы и их предки ( и мавританцы ) верили в загробную жизнь . Доисторические жители северо-западной Африки хоронили тела в маленьких ямах. Когда они поняли, что тела, захороненные в незащищенных ямах, были выкопаны дикими животными, они стали закапывать их в более глубокие. Позже умерших хоронили в пещерах, курганах, гробницах в скалах, курганах и других типах гробниц. [13]
Эти гробницы превратились из примитивных построек в гораздо более сложные, такие как пирамидальные гробницы, распространенные по всей Северной Африке. Честь быть похороненным в такой гробнице, судя по всему, была предоставлена тем, кто был наиболее важен для своих общин.
Эти гробницы-пирамиды привлекли внимание некоторых ученых, таких как Мохамед Чафик , который написал книгу, в которой обсуждается история нескольких гробниц, сохранившихся до наших дней. Он пытался связать пирамидальные берберские гробницы с великими египетскими пирамидами на основе этимологических и исторических данных. [22] Самыми известными берберскими пирамидами являются 19-метровая (62 фута) доримская нумидийская пирамида Медрасена и 30-метровая (98 футов) древняя мавританская пирамида. [23] Нумидийская пирамида в Типазе также известна как Кбур-эр-Румия или Гробница Джубы и Сипакса , что французские колонисты неправильно перевели как Гробница христианки . [23] В гробнице находятся могилы короля Джубы II и царицы Клеопатры Селены II , правителей Мавритании.
Мегалитическая культура
[ редактировать ]Августин Гиппопотамский упоминал, что африканцы- политеисты поклонялись солнцу. Апулей также заявил, что Аполлону, богу Солнца, поклонялись во втором веке. Мегалитическая культура могла быть частью культа мертвых или поклонения звездам .
Памятник Мсуры — самый известный мегалитический памятник на северо-западе Африки. Он состоит из круга мегалитов, окружающих курган . Самый высокий мегалит имеет высоту более 5 метров (16 футов). По легенде, это гробница греко-римского великана Антея . [24] Еще один мегалитический памятник был обнаружен в 1926 году к югу от Касабланки . На памятнике были выгравированы погребальные надписи берберским письмом, известным как Тифинаг . [25]
Геродот упоминал, что древние берберы поклонялись луне и солнцу и приносили им жертвы. Он сообщил:
Они начинают с ушей животного, которые отрезают и бросают над своим домом; после этого они убивают животное, скручивая шею. Они приносят его в жертву Солнцу и Луне, но не каким-либо другим божествам. Это поклонение является общим для всех ливийцев. [26]
Туллий Цицерон (105–43 гг. до н. э.) также сообщил о том же культе в «О республике» (Сон Сципиона) :
Когда меня ( Сципиона ) представили ему, старик ( Массинисса , царь Массиле ) обнял меня, прослезился, а затем, взглянув на небо, воскликнул: «Я благодарю тебя, о верховное Солнце, и тебя также, другие небесные существа». существа, которых, прежде чем я ушел из этой жизни, я вижу в своем царстве и в своем дворце Публия Корнелия Сципиона. [27]
В Северо-Западной Африке было найдено несколько латинских надписей, посвященных богу Солнца. Примером может служить надпись, найденная на Сук Ахрас (место рождения Августина; Тагасте в Алжире ), написанная « Solo Deo Invicto ». [28] Самуил Исповедник, судя по всему, пострадал от поклонявшихся солнцу берберов, которые безуспешно пытались заставить его поклоняться солнцу.
В берберском пантеоне также было множество божеств, известных римлянам как Дии Маури (буквально «мавританские боги»), изображенных на рельефах, а также являвшихся предметом посвящений. [29] В римский период Сатурн и Опс были центром важного культа, включавшего в себя культ Баал-Хаммона и Танит , двух божеств пунического происхождения. [ нужна ссылка ]
Ливийско-египетские верования
[ редактировать ]Древние египтяне были соседями берберов, поскольку были обнаружены такие следы поклонения берберам древнеегипетским божествам , и было высказано предположение, что обе культуры разделяли по крайней мере некоторых из этих богов:
О культе Исиды и Сета у берберов Геродот сообщил:
«Однако ни одно из этих ливийских племен никогда не пробовало мяса крупного рогатого скота, но воздерживаются от него по той же причине, что и египтяне, и не разводят свиней. Даже в Кирене женщины и мужчины считают неправильным есть мясо крупного рогатого скота. , в честь Исиды, египетской богини, которой они поклоняются как постами, так и праздниками. Кроме того, баркейские женщины и мужчины воздерживаются также от мяса свиньи». [30]
Эти ливийцы не ели мясо свиньи, потому что оно ассоциировалось с Сетом, и не ели мясо крупного рогатого скота, потому что оно ассоциировалось с Исидой. [31]
Самым замечательным общим богом берберов и египтян был Амон и Амунет . [32] Этих божеств сложно отнести только к одному пантеону , он и она были двумя величайшими древними берберскими божествами. [33] Он и Она почитались древними греками в Киренаике и были объединены с финикийским богом Ваалом и богиней Анат из-за ливийского влияния. [34] Ранние изображения баранов и овец (возможно, связанные с ранней формой культа этих божеств) в Северной Африке датируются периодом между 9600 и 7500 годами до нашей эры.
Самым известным храмом Амона и Амунета в Древней Ливии был аугурационный храм в оазисе Сива в Египте, оазисе, до сих пор населенном берберами.
Возможное берберское происхождение египетских божеств
[ редактировать ]Египтяне считали, что некоторые египетские божества имели ливийское происхождение, например Нейт , которую египтяне считали эмигрировавшей из Ливии, чтобы основать свой храм в Саисе в дельте Нила.Некоторые люди также считают, что существует связь между тем, как египтяне изображали определенных божеств, и тем, как они изображали ливийских людей, как в случае с Аментом .
Осирис также был среди египетских божеств, почитаемых в Ливии, и доктор Э.А. Уоллис Бадж (в дополнение к нескольким другим ученым) считал, что Осирис изначально был ливийским богом, говоря о нем: «Все, что записано о нем в текстах всех периодов, доказывает, что он был коренным богом Северной Африки (современная Ливия), и что его дом и происхождение, возможно, были ливийскими». [35]
Некоторые легенды даже рассказывают, что Афина родилась в озере Тритонис (на территории современной Ливии ).
Финикийско-берберские верования
[ редактировать ]Финикийцы , изначально были семитским народом населявшим побережье современного Ливана , а позже прибывшим в качестве беженцев в Тунис . Финикийцы Ливана были мореплавателями и основали Карфаген в 814 году до нашей эры. Позже они породили так называемую пуническую культуру , берущую свои корни в берберской и финикийской культурах. Некоторый [ ВОЗ? ] ученые выделяют в отношениях между финикийцами и берберами два этапа:
Перед битвой при Гимере (480 г. до н.э.)
[ редактировать ]Когда финикийцы поселились в Северо-Западной Африке, они остались в прибрежных регионах, чтобы избежать войн с берберами. Они сохранили своих божеств, которые привезли со своей родины. Таким образом, у ранних карфагенян было два важных финикийских божества: Ваал и Анат .
После битвы при Гимере
[ редактировать ]Карфаген начал вступать в союз с берберскими племенами после битвы при Гимере , в которой карфагеняне потерпели поражение от греков. Помимо политических изменений, карфагеняне импортировали некоторые берберские божества.
Баал и Анат были главными божествами, которым поклонялись в Карфагене. Изображения этих божеств можно найти в нескольких местах по всей Северной Африке. богине Танит и богу Баал-Хаммону , поскольку Аммон – местное берберское божество, Также поклонялись [36] то же самое можно сказать и о Таннит, которая представляет матриархальный аспект нумидийского общества. [37] которую египтяне называют Нейт , а греки — Афиной. [38] . Сами имена Баал-Хаммон и Танит имеют берберскую языковую структуру. Многие женские и мужские имена в берберских языках оканчиваются на «т» и «н» . Некоторые ученые полагают, что египетская богиня Нейт и египетский бог Хнум были подобны ливийской богине Танит и ливийскому богу Баал-Хаммону. Существуют также массийские и финикийские имена, которые, очевидно, имеют корни от бога Ваала, такие как Адхербал и Ганнибал , а также имена, происходящие от Анат.
Греко-ливийские верования
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Древние греки основали колонии в Киренаике . Греки оказали влияние на пантеон восточной Ливии, но на них также повлияли ливийская культура и верования. В целом ливийско - греческие отношения можно разделить на два разных периода. В первый период у греков были мирные отношения с ливийцами. Позже между ними были войны. Эти социальные отношения отражались в их убеждениях.
Перед битвой при Ирассе (570 г. до н.э.)
[ редактировать ]Первым заметным проявлением ливийского влияния на киренайско-греческие верования является само название Киренаика. Первоначально это имя было именем легендарной фессалийской женщины-воительницы и царицы, известной как Кирена , которая правила Фессалией в Греции, а затем Киреной в Ливии. Согласно легенде, Кирена была отважной женщиной-охотницей и царицей, которая охотилась и ела львов и всех других животных. Она дала свое имя городу Кирене в Ливии. Греки-эмигранты сделали ее своей защитницей помимо своего греческого бога Аполлона . [39]
Греки Киренаики также переняли некоторые берберские обычаи. Геродот (Книга IV 120) сообщал, что ливийцы научили греков запрягать в колесницу четырех лошадей (римляне использовали эти ливийские колесницы позже, после того как их научили этому греки). Киренаикские греки построили храмы для ливийских божеств Амона и Амунета вместо своих первоначальных богов Зевса и Геры . Позже они отождествили своего бога и богиню грозы Зевса и Геру с ливийскими Амоном и Амунетом. [40] Некоторые из них сами продолжали поклоняться Амону и Амунет. Культ Амона и Амунета был настолько распространен среди греков, что даже Александр III Македонский решил быть объявленным сыном Амона и Амунета в сиванском храме Амона и Амунета ливийскими жрецами Амона и Амунета и был объявлен таковым. [41]
Древние историки упоминали, что некоторые греческие божества имели ливийское происхождение. , дочь Бронта и Метиды, Некоторые древние историки, такие как Геродот, считали, что Афина имела ливийское происхождение. Эти древние историки утверждали, что первоначально ливийцы почитали ее в Ливии, на озере Тритонис, где, согласно ливийским легендам, она родилась от бога Бронта и богини Метиды. Геродот писал, что эгида и одежда Афины были типичны для ливийских женщин.
Геродот также заявил, что Посейдон (важный греческий бог воды ) был перенят греками от ливийцев. Он подчеркнул, что никто другой народ не поклонялся Посейдону с давних времен, кроме ливийцев, которые распространяли его культ:
Я думаю, что они получили свои имена от пеласгов, за исключением Посейдона; но об этом боге эллины узнали от ливийцев, ибо ни один народ, кроме ливийцев, не носил с самого начала имя Посейдона и всегда воздавал почести этому богу. [42]
Некоторые другие греческие божества были связаны с Ливией. Считалось, что богиня Ламия возникла в Ливии, как Медуза и Горгоны . Греки, по-видимому, также встречали бога Тритона в Ливии. Современные берберы, возможно, полагали, что Геспериды находились на территории современного Марокко. Считалось, что Геспериды были дочерьми Атласа , бога, которого связывал с Атласскими горами Геродот . Горе Атлас поклонялись берберы, а Канарские острова представляли дочерей Атласа.
После битвы при Ирассе
[ редактировать ]Греки и ливийцы начали нарушать свою гармонию в период Батта II Киренца . Баттус II начал тайно приглашать другие греческие группы в Ливию, Тунис и Восточный Алжир. Ливийцы и Массил считали это опасностью, которую необходимо остановить. Берберы начали сражаться против греков, иногда в союзе с египтянами, а иногда с карфагенянами. Тем не менее, греки оказались победителями.

Некоторые историки считают, что миф об Антее и Геракле был отражением тех войн между ливийцами и греками.
Римско-берберские верования
[ редактировать ]Римляне сначала объединились с массилиями против Карфагена. Они победили Карфаген в 146 г. до н.э. Но позже они также присоединили Массиле к Римской империи .
Имперский период
[ редактировать ]Согласно Плинию Старшему , ливийцы чтили богиню войны Ифри, которая считалась защитницей своих поклонников (и, похоже, была влиятельной богиней в Северной Африке) и изображали ее на берберских монетах. Эта богиня по-разному изображалась на нумидийских монетах первого века до нашей эры. Когда римляне завоевали Северную Африку, она появилась в скульптуре и на монетах римских государств Северной Африки.
Римский пантеон, похоже, был принят в целом, хотя культ Сатурна и Опса, как упоминалось выше, был, пожалуй, самым важным.
В более поздних текстах появляется новый бог, отождествляемый с такими племенами, как австрийцы, за пределами римских границ Ливии. Гурзил был богом войны, который отождествлял себя с сыном Амона и Амунет. Его взяли с собой берберы в свои сражения с византийцами. Корипп упоминал, что вожди Лагуаты взяли своего бога Гурзиля в битву против византийцев и арабов . Весьма вероятно, что святилище Гурзиля находилось в Гирзе, в Ливии, где на замечательных рельефах изображен благородный ливиец, получающий дань, сидя на курульном стуле. [43]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «У границы Ливии мой отец все еще терпит лишения, старый Атлас с раздраженными плечами склонился, поддерживая семизонный свод неба».
- ↑ В честь него на Делосе была установлена статуя Масиниссы, а также посвященная ему на Делосе надпись уроженцем Родоса. Его сыновья тоже воздвигли их статуи на острове Делос, а царь Вифинии Никомед также посвятил статую Масиниссе.
- ^ Геродот (2.50, 4.188) утверждает, что имя и поклонение Посейдону были заимствованы греками из Ливии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ТопосТекст» . toposttext.org . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Кэмпс, Г. (1 января 1989 г.). «Афина» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (7): 1011–1013. дои : 10.4000/энциклопедиябербере.1211 . ISSN 1015-7344 .
- ^ Павсаний , Описание Греции x.13 § 3
- ^ Геродот, IV, 188.
- ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики , 1926, Шаблон: 4e party, стр. 508.
- ^ Itineraria Phenicia - Эдвард Липинский
- ^ Связи между Берберской энциклопедией, новейшей предысторией и протоисторией Северной Африки (pdf) (на французском языке). Берберский исследовательский центр. .
- ^ Исследование религии берберов, Рене Бассет. Обзор истории религий, Рене Дюссо и Поль Альфандери (PDF) .
- ^ Статья ([[Special:EditPage/{{{1}}}|edit]] | [[Обсуждение:{{{1}}}|обсуждение]] | [[Special:PageHistory/{{{1}}} |история]] | [[Special:ProtectPage/{{{1}}}|protect]] | [[Special:DeletePage/{{{1}}}|delete]] | {{{1}}}|limit=999}} ссылки] | [{{fullurl:{{{1}}}|action=watch}} просмотры ] | просмотры )
- ^ «ПАВСАНИАС И ЕГО ОПИСАНИЕ ГРЕЦИИ» , Павсаний и другие греческие зарисовки , Cambridge University Press, стр. 1–159, 28 июня 2012 г. , получено 4 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Африканский обзор: журнал работы Алжирского исторического общества (на французском языке). 1887 год . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Геродот, «История», книга 4, глава 180» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 26 июля 2024 г.
Они празднуют ежегодный праздник Афины, где их девушки разделяются на две группы и сражаются друг с другом камнями и палками, таким образом (по их словам) чтят, как и их предки, ту местную богиню, которую мы называем Афиной». , говорят, что она была дочерью Посейдона и Тритонского озера!
- ^ Jump up to: а б Уаши, Мустафа. «Берберы и смерть». Эль-Харака
- ^ «Ван Мухуджиаг» . Проверено 16 ноября 2015 г. ( см. у Уана Мухуджиага .) Дополнительную информацию
- ^ Хук, Крис (режиссер) (2003). Тайна Черной Мумии (Кинофильм). Ливия, США: Магеллан ТВ. Архивировано из оригинала 01 апреля 2020 г. Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Павсаний , Описание Греции x.13 § 3
- ^ Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс. 1996. Берберы . Оксфорд: Блэквелл, с. 35
- ^ Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс, с. 35
- ↑ Геродот, Истории , Книга 4, 170.
- ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики, часть 4 - с. 512
- ^ Кэмпс, Габриэль (1979). «Нумидийцы и пуническая цивилизация» . Африканские древности (на французском языке). 14 (1): 43–53. дои : 10.3406/antaf.1979.1016 . ISSN 0066-4871 .
- ^ Тавалт, ливийский сайт Massyle. Архивировано 2 января 2007 г. в Wayback Machine (на арабском языке) , Чафик, Мохаммед. Журнал Тифинаг. Берберские лексические элементы, которые могут пролить свет на поиски доисторического происхождения пирамид .
- ^ Jump up to: а б Шафик, Мохаммед. Журнал Тифинаг. Берберские лексические элементы, которые могут пролить свет на поиски доисторического происхождения пирамид
- ↑ Tertre de M'zora. Архивировано 24 июня 2004 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- ^ . «Берберы и скалы».
- ^ Геродот, Истории , книга IV, 168–198 .
- ^ М. Туллий Цицерон (105–43 до н. э.): из книги «О республике (Сон Сципиона)» .
- ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики, часть 4, стр. 508.
- ^ Элизабет Фентресс, 1978, «Ди Маури и Дии Патрии» Латомус 37, 2–16
- ^ Геродот: Истории.
- ^ «Женщины и передача ливийской культуры» , «Влияние женщин на классическую цивилизацию» , Routledge, стр. 139–149, 31 июля 2004 г., doi : 10.4324/9780203209653-13 , ISBN 978-0-203-20965-3 , получено 14 августа 2023 г.
- ^ Уильям Шалер (1824 г.). Сообщение о языке, нравах и обычаях берберов или бреберов Африки в серии писем П. С. Дюпонсо, зачитанных перед амер. Фил. соц. и опубл. в новой сер. своих сделок . стр. 18 –.
- ^ Х. Бассет, Пунические влияния среди берберов, стр. 367-368.
- ^ Мохаммед Чафик, Tifinagh Review...
- ^ Цитируется Льюисом Спенсом в «Древнеегипетских мифах и легендах» ; п. 64
- ^ Ливиус. «Аммон (Божество)» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Кэмпс, Г. (1 января 1989 г.). «Афина» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (7): 1011–1013. дои : 10.4000/энциклопедиябербере.1211 . ISSN 1015-7344 .
- ^ Ливиус. «Аммон (Божество)» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ К. Фриман Греческий город-государство - Нью-Йорк, 1983, с. 210.
- ^ Орик Бейтс, Восточные ливийцы.
- ^ Мохаммед Чафик, обзор Тифинаг...
- ^ Геродот Книга 2: Эвтерпа 50
- ^ О. Броган и Д. Смит, 1984, Гирза: ливийское поселение в римский период. Триполи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исследование религии берберов Рене Бассе (на французском языке)