Jump to content

Традиционная берберская религия

(Перенаправлено из берберской мифологии )

Традиционная берберская религия представляет собой совокупность древних и местных верований и божеств, которых придерживаются берберы . Многие древние берберские верования возникли на местном уровне, включая культы местных богов, таких как Атлас. [а] [1] и богиня Танит (или более известная грекам как Афина [2] ) и Аммон [3] , тогда как другие находились под влиянием со временем через контакты с другими, такими как древнеегипетская религия, такая как Исида , которой поклонялись в восточной Ливии, или заимствованные в древности из пунической религии, такой как Эшмун и Ваал , иудаизма , иберийской мифологии и эллинистической религии , такой как поклонение Аполлону и Церере . Некоторые из древних берберских верований все еще существуют сегодня в рамках берберской популярной культуры и традиций. Синкретическое влияние традиционной берберской религии можно также обнаружить во многих других религиях Средиземноморья.

Поклонение солнцу и луне

[ редактировать ]

по -берберски луна и бог луны носят на языке одно и то же имя: Айюр . Геродот упоминает, что берберы в древности почитали луну и солнце ( Тафукт по-берберски), принося жертвы , они особенно почитали солнце и луну. все ливийцы приносят жертвы этим божествам [4] . Многие другие авторы свидетельствуют об этом культе, не забывая упомянуть граффити , такие как « Solo Deo Invicto », найденные в Тагасте. [5] . Первый царь Нумидии обычно отдавал дань Аполлону в 179 г. до н. э. Масинисса получил золотую корону от жителей Делоса , поскольку он предложил им несколько кораблей с зерном для храма Аполлона на Делосе, знаменитом месте рождения бога Солнца и его сестры-близнеца. Артемида. [б] [6]

Культ Амона

[ редактировать ]

С древности древние ливийцы (предки берберов) поклонялись культу бога Амона. [7] обожали древние египтяне , который также . В берберских верованиях баранина была священным животным Амона. В обсуждении Афанасия Александрийского против язычников говорится, что у ливийского населения (берберов) бог Амон часто назывался и Аменом почитался как божество.

По мнению историков, культ бога Амона, практиковавшийся в Древней Ливии и Древнем Египте, имел берберское происхождение, прежде чем распространился в Египет. [8] .

Культ войны богини Танит

[ редактировать ]

Древний культ Нейт (Ха-нит) или Нит, или Тиннит (оказавший влияние на древних египтян с их богиней Нейт и эллинов с их богиней Афиной ) через берберский культ войны [9] .

Павсаний пишет: « Над Керамейком [в Афинах] и портиком, называемым Царским портиком, находится храм Гефеста. Я не удивился, что возле него стоит статуя Афины, потому что я знал историю об Эрихтонии. Но когда я увидел это у статуи Афины были голубые глаза. Я узнал, что легенда о них ливийская. Ибо у ливийцев есть поговорка, что Богиня — дочь Посейдона и озера Тритонис, и поэтому имеет голубые глаза, как у Посейдона » . [10]

Ливийские амазонки, без сомнения, являются частью этого культа. Культ Минервы , отождествляемый с греческой богиней Афиной. Афина, насадила амазонок Ливии в Трою и в Грецию, ливийские амазонки остались в деревне Тена на юге Сфакса и Картен (Тенес) [11] . Ливийские амазонки были источником культа бога моря Нептуна (ливийского происхождения по Геродоту , которому греки поклонялись под именем Посейдона) . [с] )

Геродот пишет: « Только ливийцы с самого начала носили у себя имя Посейдона, и они всегда почитали этого бога »

Посейдон — отец Афины. В мифологии считалось, что Афина родилась в озере Тритонис в Северной Африке (современный Алжир и Тунис), где она считается уроженкой этой земли. [12] в этом варианте рассказа она дочь Посейдона и Тритониды ливийской озерной нимфы, в другом варианте рассказа в том же источнике говорится, что она была дочерью Посейдона и Тритониды озера, и та, будучи почему-то рассержена при отце она отдалась Зевсу, который сделал ее своей дочерью, что объясняет, почему оба считаются богами лошадей [11] .

Погребальные практики

[ редактировать ]

Археологические исследования доисторических гробниц в странах Магриба показывают, что тела умерших были окрашены охрой . Хотя эта практика была известна иберомаврам , эта культура, по-видимому, была в первую очередь капсийской индустрией. Мертвых также иногда хоронили со скорлупой страусиных яиц, украшениями и оружием . Тела обычно хоронили в позе эмбриона . [13]

В отличие от большинства материковых берберов, берберы гуанчи мумифицировали своих мертвецов. Кроме того, в 1958 году профессор Римского университета Фабрицио Мори (1925–2010) обнаружил ливийскую мумию возрастом около 5500 лет — примерно на тысячу лет старше любой известной древнеегипетской мумии. [14] [15]

Культ мертвых

[ редактировать ]

Геродот в «Истории» утверждает, что культ умерших бога Аммона. В оазисе Сива сохранился одинокий оракул Амона недалеко от Ливийской пустыни . [16] Поклонение Аммону было введено в Грецию в ранний период, вероятно, через греческую колонию в Кирене , которая, должно быть, сформировала связь с великим оракулом Аммона в Оазисе вскоре после ее основания. Ярбас , мифологический царь Ливии, также считался сыном Хаммона. было одной из отличительных особенностей Ливии в древности. [17] Помпоний Мела также сообщил, что авгилы (современные авжилы в Ливии ) считали духов своих предков божествами. Они клялись ими и советовались с ними. Сделав просьбы, они спали в своих гробницах, ожидая ответов во сне. [18]

Геродот (484 г. до н. э. – 425 г. до н. э.) отметил ту же практику среди насамонов , населявших пустыни вокруг Сивы и Авгилы. Он написал:

« Они клянутся людьми, которые, как говорят, были самыми законными и храбрыми, возлагая руки на их могилы, и они гадают, посещая могильные курганы своих предков и ложась спать на них. помолившись; и что бы ни увидел человек во сне, он принимает это » . [19]

Берберы тоже поклонялись своим правителям. [20] Гробницы нумидийских правителей являются одними из самых известных памятников, оставленных классическими берберами. Но Габриэль Кэмпс спорит, делается ли это ради поклонения или просто из любви и признания вклада правителей. [21]

Почитание (а не поклонение) святым , существующее среди современных берберов в форме марабутизма , широко распространенного в северо-западной Африке, может содержать или не содержать следы прежних верований или обычаев относительно мертвых. [ нужна ссылка ]

Древние берберские гробницы

[ редактировать ]
Мавзолей Батне Мадгасена . в

Гробницы нумидийцы древних людей и их предков указывают на то, что берберы и их предки ( и мавританцы ) верили в загробную жизнь . Доисторические жители северо-западной Африки хоронили тела в маленьких ямах. Когда они поняли, что тела, захороненные в незащищенных ямах, были выкопаны дикими животными, они стали закапывать их в более глубокие. Позже умерших хоронили в пещерах, курганах, гробницах в скалах, курганах и других типах гробниц. [13]

Эти гробницы превратились из примитивных построек в гораздо более сложные, такие как пирамидальные гробницы, распространенные по всей Северной Африке. Честь быть похороненным в такой гробнице, судя по всему, была предоставлена ​​тем, кто был наиболее важен для своих общин.

Эти гробницы-пирамиды привлекли внимание некоторых ученых, таких как Мохамед Чафик , который написал книгу, в которой обсуждается история нескольких гробниц, сохранившихся до наших дней. Он пытался связать пирамидальные берберские гробницы с великими египетскими пирамидами на основе этимологических и исторических данных. [22] Самыми известными берберскими пирамидами являются 19-метровая (62 фута) доримская нумидийская пирамида Медрасена и 30-метровая (98 футов) древняя мавританская пирамида. [23] Нумидийская пирамида в Типазе также известна как Кбур-эр-Румия или Гробница Джубы и Сипакса , что французские колонисты неправильно перевели как Гробница христианки . [23] В гробнице находятся могилы короля Джубы II и царицы Клеопатры Селены II , правителей Мавритании.

Мегалитическая культура

[ редактировать ]

Августин Гиппопотамский упоминал, что африканцы- политеисты поклонялись солнцу. Апулей также заявил, что Аполлону, богу Солнца, поклонялись во втором веке. Мегалитическая культура могла быть частью культа мертвых или поклонения звездам .

Памятник Мсуры — самый известный мегалитический памятник на северо-западе Африки. Он состоит из круга мегалитов, окружающих курган . Самый высокий мегалит имеет высоту более 5 метров (16 футов). По легенде, это гробница греко-римского великана Антея . [24] Еще один мегалитический памятник был обнаружен в 1926 году к югу от Касабланки . На памятнике были выгравированы погребальные надписи берберским письмом, известным как Тифинаг . [25]

Геродот упоминал, что древние берберы поклонялись луне и солнцу и приносили им жертвы. Он сообщил:

Они начинают с ушей животного, которые отрезают и бросают над своим домом; после этого они убивают животное, скручивая шею. Они приносят его в жертву Солнцу и Луне, но не каким-либо другим божествам. Это поклонение является общим для всех ливийцев. [26]

Туллий Цицерон (105–43 гг. до н. э.) также сообщил о том же культе в «О республике» (Сон Сципиона) :

Когда меня ( Сципиона ) представили ему, старик ( Массинисса , царь Массиле ) обнял меня, прослезился, а затем, взглянув на небо, воскликнул: «Я благодарю тебя, о верховное Солнце, и тебя также, другие небесные существа». существа, которых, прежде чем я ушел из этой жизни, я вижу в своем царстве и в своем дворце Публия Корнелия Сципиона. [27]

В Северо-Западной Африке было найдено несколько латинских надписей, посвященных богу Солнца. Примером может служить надпись, найденная на Сук Ахрас (место рождения Августина; Тагасте в Алжире ), написанная « Solo Deo Invicto ». [28] Самуил Исповедник, судя по всему, пострадал от поклонявшихся солнцу берберов, которые безуспешно пытались заставить его поклоняться солнцу.

В берберском пантеоне также было множество божеств, известных римлянам как Дии Маури (буквально «мавританские боги»), изображенных на рельефах, а также являвшихся предметом посвящений. [29] В римский период Сатурн и Опс были центром важного культа, включавшего в себя культ Баал-Хаммона и Танит , двух божеств пунического происхождения. [ нужна ссылка ]

Ливийско-египетские верования

[ редактировать ]

Древние египтяне были соседями берберов, поскольку были обнаружены такие следы поклонения берберам древнеегипетским божествам , и было высказано предположение, что обе культуры разделяли по крайней мере некоторых из этих богов:

О культе Исиды и Сета у берберов Геродот сообщил:

«Однако ни одно из этих ливийских племен никогда не пробовало мяса крупного рогатого скота, но воздерживаются от него по той же причине, что и египтяне, и не разводят свиней. Даже в Кирене женщины и мужчины считают неправильным есть мясо крупного рогатого скота. , в честь Исиды, египетской богини, которой они поклоняются как постами, так и праздниками. Кроме того, баркейские женщины и мужчины воздерживаются также от мяса свиньи». [30]

Эти ливийцы не ели мясо свиньи, потому что оно ассоциировалось с Сетом, и не ели мясо крупного рогатого скота, потому что оно ассоциировалось с Исидой. [31]

Самым замечательным общим богом берберов и египтян был Амон и Амунет . [32] Этих божеств сложно отнести только к одному пантеону , он и она были двумя величайшими древними берберскими божествами. [33] Он и Она почитались древними греками в Киренаике и были объединены с финикийским богом Ваалом и богиней Анат из-за ливийского влияния. [34] Ранние изображения баранов и овец (возможно, связанные с ранней формой культа этих божеств) в Северной Африке датируются периодом между 9600 и 7500 годами до нашей эры.
Самым известным храмом Амона и Амунета в Древней Ливии был аугурационный храм в оазисе Сива в Египте, оазисе, до сих пор населенном берберами.

Возможное берберское происхождение египетских божеств

[ редактировать ]

Египтяне считали, что некоторые египетские божества имели ливийское происхождение, например Нейт , которую египтяне считали эмигрировавшей из Ливии, чтобы основать свой храм в Саисе в дельте Нила.Некоторые люди также считают, что существует связь между тем, как египтяне изображали определенных божеств, и тем, как они изображали ливийских людей, как в случае с Аментом .

Осирис также был среди египетских божеств, почитаемых в Ливии, и доктор Э.А. Уоллис Бадж (в дополнение к нескольким другим ученым) считал, что Осирис изначально был ливийским богом, говоря о нем: «Все, что записано о нем в текстах всех периодов, доказывает, что он был коренным богом Северной Африки (современная Ливия), и что его дом и происхождение, возможно, были ливийскими». [35]

Некоторые легенды даже рассказывают, что Афина родилась в озере Тритонис (на территории современной Ливии ).

Финикийско-берберские верования

[ редактировать ]

[ нужны разъяснения ]

Финикийцы , изначально были семитским народом населявшим побережье современного Ливана , а позже прибывшим в качестве беженцев в Тунис . Финикийцы Ливана были мореплавателями и основали Карфаген в 814 году до нашей эры. Позже они породили так называемую пуническую культуру , берущую свои корни в берберской и финикийской культурах. Некоторый [ ВОЗ? ] ученые выделяют в отношениях между финикийцами и берберами два этапа:

Перед битвой при Гимере (480 г. до н.э.)

[ редактировать ]

Когда финикийцы поселились в Северо-Западной Африке, они остались в прибрежных регионах, чтобы избежать войн с берберами. Они сохранили своих божеств, которые привезли со своей родины. Таким образом, у ранних карфагенян было два важных финикийских божества: Ваал и Анат .

После битвы при Гимере

[ редактировать ]

Карфаген начал вступать в союз с берберскими племенами после битвы при Гимере , в которой карфагеняне потерпели поражение от греков. Помимо политических изменений, карфагеняне импортировали некоторые берберские божества.

Баал и Анат были главными божествами, которым поклонялись в Карфагене. Изображения этих божеств можно найти в нескольких местах по всей Северной Африке. богине Танит и богу Баал-Хаммону , поскольку Аммон – местное берберское божество, Также поклонялись [36] то же самое можно сказать и о Таннит, которая представляет матриархальный аспект нумидийского общества. [37] которую египтяне называют Нейт , а греки Афиной. [38] . Сами имена Баал-Хаммон и Танит имеют берберскую языковую структуру. Многие женские и мужские имена в берберских языках оканчиваются на «т» и «н» . Некоторые ученые полагают, что египетская богиня Нейт и египетский бог Хнум были подобны ливийской богине Танит и ливийскому богу Баал-Хаммону. Существуют также массийские и финикийские имена, которые, очевидно, имеют корни от бога Ваала, такие как Адхербал и Ганнибал , а также имена, происходящие от Анат.

Греко-ливийские верования

[ редактировать ]

Древние греки основали колонии в Киренаике . Греки оказали влияние на пантеон восточной Ливии, но на них также повлияли ливийская культура и верования. В целом ливийско - греческие отношения можно разделить на два разных периода. В первый период у греков были мирные отношения с ливийцами. Позже между ними были войны. Эти социальные отношения отражались в их убеждениях.

Перед битвой при Ирассе (570 г. до н.э.)

[ редактировать ]

Первым заметным проявлением ливийского влияния на киренайско-греческие верования является само название Киренаика. Первоначально это имя было именем легендарной фессалийской женщины-воительницы и царицы, известной как Кирена , которая правила Фессалией в Греции, а затем Киреной в Ливии. Согласно легенде, Кирена была отважной женщиной-охотницей и царицей, которая охотилась и ела львов и всех других животных. Она дала свое имя городу Кирене в Ливии. Греки-эмигранты сделали ее своей защитницей помимо своего греческого бога Аполлона . [39]

Греки Киренаики также переняли некоторые берберские обычаи. Геродот (Книга IV 120) сообщал, что ливийцы научили греков запрягать в колесницу четырех лошадей (римляне использовали эти ливийские колесницы позже, после того как их научили этому греки). Киренаикские греки построили храмы для ливийских божеств Амона и Амунета вместо своих первоначальных богов Зевса и Геры . Позже они отождествили своего бога и богиню грозы Зевса и Геру с ливийскими Амоном и Амунетом. [40] Некоторые из них сами продолжали поклоняться Амону и Амунет. Культ Амона и Амунета был настолько распространен среди греков, что даже Александр III Македонский решил быть объявленным сыном Амона и Амунета в сиванском храме Амона и Амунета ливийскими жрецами Амона и Амунета и был объявлен таковым. [41]

Древние историки упоминали, что некоторые греческие божества имели ливийское происхождение. , дочь Бронта и Метиды, Некоторые древние историки, такие как Геродот, считали, что Афина имела ливийское происхождение. Эти древние историки утверждали, что первоначально ливийцы почитали ее в Ливии, на озере Тритонис, где, согласно ливийским легендам, она родилась от бога Бронта и богини Метиды. Геродот писал, что эгида и одежда Афины были типичны для ливийских женщин.

Геродот также заявил, что Посейдон (важный греческий бог воды ) был перенят греками от ливийцев. Он подчеркнул, что никто другой народ не поклонялся Посейдону с давних времен, кроме ливийцев, которые распространяли его культ:

Я думаю, что они получили свои имена от пеласгов, за исключением Посейдона; но об этом боге эллины узнали от ливийцев, ибо ни один народ, кроме ливийцев, не носил с самого начала имя Посейдона и всегда воздавал почести этому богу. [42]

Некоторые другие греческие божества были связаны с Ливией. Считалось, что богиня Ламия возникла в Ливии, как Медуза и Горгоны . Греки, по-видимому, также встречали бога Тритона в Ливии. Современные берберы, возможно, полагали, что Геспериды находились на территории современного Марокко. Считалось, что Геспериды были дочерьми Атласа , бога, которого связывал с Атласскими горами Геродот . Горе Атлас поклонялись берберы, а Канарские острова представляли дочерей Атласа.

После битвы при Ирассе

[ редактировать ]

Греки и ливийцы начали нарушать свою гармонию в период Батта II Киренца . Баттус II начал тайно приглашать другие греческие группы в Ливию, Тунис и Восточный Алжир. Ливийцы и Массил считали это опасностью, которую необходимо остановить. Берберы начали сражаться против греков, иногда в союзе с египтянами, а иногда с карфагенянами. Тем не менее, греки оказались победителями.

Антей изображен с длинными волосами и бородой, в отличие от Геракла .

Некоторые историки считают, что миф об Антее и Геракле был отражением тех войн между ливийцами и греками.

Римско-берберские верования

[ редактировать ]

Римляне сначала объединились с массилиями против Карфагена. Они победили Карфаген в 146 г. до н.э. Но позже они также присоединили Массиле к Римской империи .

Имперский период

[ редактировать ]

Согласно Плинию Старшему , ливийцы чтили богиню войны Ифри, которая считалась защитницей своих поклонников (и, похоже, была влиятельной богиней в Северной Африке) и изображали ее на берберских монетах. Эта богиня по-разному изображалась на нумидийских монетах первого века до нашей эры. Когда римляне завоевали Северную Африку, она появилась в скульптуре и на монетах римских государств Северной Африки.

Римский пантеон, похоже, был принят в целом, хотя культ Сатурна и Опса, как упоминалось выше, был, пожалуй, самым важным.

В более поздних текстах появляется новый бог, отождествляемый с такими племенами, как австрийцы, за пределами римских границ Ливии. Гурзил был богом войны, который отождествлял себя с сыном Амона и Амунет. Его взяли с собой берберы в свои сражения с византийцами. Корипп упоминал, что вожди Лагуаты взяли своего бога Гурзиля в битву против византийцев и арабов . Весьма вероятно, что святилище Гурзиля находилось в Гирзе, в Ливии, где на замечательных рельефах изображен благородный ливиец, получающий дань, сидя на курульном стуле. [43]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «У границы Ливии мой отец все еще терпит лишения, старый Атлас с раздраженными плечами склонился, поддерживая семизонный свод неба».
  2. В честь него на Делосе была установлена ​​статуя Масиниссы, а также посвященная ему на Делосе надпись уроженцем Родоса. Его сыновья тоже воздвигли их статуи на острове Делос, а царь Вифинии Никомед также посвятил статую Масиниссе.
  3. ^ Геродот (2.50, 4.188) утверждает, что имя и поклонение Посейдону были заимствованы греками из Ливии.
  1. ^ «ТопосТекст» . toposttext.org . Проверено 1 августа 2024 г.
  2. ^ Кэмпс, Г. (1 января 1989 г.). «Афина» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (7): 1011–1013. дои : 10.4000/энциклопедиябербере.1211 . ISSN   1015-7344 .
  3. ^ Павсаний , Описание Греции x.13 § 3
  4. ^ Геродот, IV, 188.
  5. ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики , 1926, Шаблон: 4e party, стр. 508.
  6. ^ Itineraria Phenicia - Эдвард Липинский
  7. ^ Связи между Берберской энциклопедией, новейшей предысторией и протоисторией Северной Африки (pdf) (на французском языке). Берберский исследовательский центр. .
  8. ^ Исследование религии берберов, Рене Бассет. Обзор истории религий, Рене Дюссо и Поль Альфандери (PDF) .
  9. ^ Статья ([[Special:EditPage/{{{1}}}|edit]] | [[Обсуждение:{{{1}}}|обсуждение]] | [[Special:PageHistory/{{{1}}} |история]] | [[Special:ProtectPage/{{{1}}}|protect]] | [[Special:DeletePage/{{{1}}}|delete]] | {{{1}}}|limit=999}} ссылки] | [{{fullurl:{{{1}}}|action=watch}} просмотры ] | просмотры )
  10. ^ «ПАВСАНИАС И ЕГО ОПИСАНИЕ ГРЕЦИИ» , Павсаний и другие греческие зарисовки , Cambridge University Press, стр. 1–159, 28 июня 2012 г. , получено 4 августа 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б Африканский обзор: журнал работы Алжирского исторического общества (на французском языке). 1887 год . Проверено 11 июля 2023 г.
  12. ^ «Геродот, «История», книга 4, глава 180» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 26 июля 2024 г. Они празднуют ежегодный праздник Афины, где их девушки разделяются на две группы и сражаются друг с другом камнями и палками, таким образом (по их словам) чтят, как и их предки, ту местную богиню, которую мы называем Афиной». , говорят, что она была дочерью Посейдона и Тритонского озера!
  13. ^ Jump up to: а б Уаши, Мустафа. «Берберы и смерть». Эль-Харака
  14. ^ «Ван Мухуджиаг» . Проверено 16 ноября 2015 г. ( см. у Уана Мухуджиага .) Дополнительную информацию
  15. ^ Хук, Крис (режиссер) (2003). Тайна Черной Мумии (Кинофильм). Ливия, США: Магеллан ТВ. Архивировано из оригинала 01 апреля 2020 г. Проверено 7 октября 2019 г.
  16. ^ Павсаний , Описание Греции x.13 § 3
  17. ^ Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс. 1996. Берберы . Оксфорд: Блэквелл, с. 35
  18. ^ Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс, с. 35
  19. Геродот, Истории , Книга 4, 170.
  20. ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики, часть 4 - с. 512
  21. ^ Кэмпс, Габриэль (1979). «Нумидийцы и пуническая цивилизация» . Африканские древности (на французском языке). 14 (1): 43–53. дои : 10.3406/antaf.1979.1016 . ISSN   0066-4871 .
  22. ^ Тавалт, ливийский сайт Massyle. Архивировано 2 января 2007 г. в Wayback Machine (на арабском языке) , Чафик, Мохаммед. Журнал Тифинаг. Берберские лексические элементы, которые могут пролить свет на поиски доисторического происхождения пирамид .
  23. ^ Jump up to: а б Шафик, Мохаммед. Журнал Тифинаг. Берберские лексические элементы, которые могут пролить свет на поиски доисторического происхождения пирамид
  24. Tertre de M'zora. Архивировано 24 июня 2004 г. в Wayback Machine (на французском языке).
  25. ^ . «Берберы и скалы».
  26. ^ Геродот, Истории , книга IV, 168–198 .
  27. ^ М. Туллий Цицерон (105–43 до н. э.): из книги «О республике (Сон Сципиона)» .
  28. ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики, часть 4, стр. 508.
  29. ^ Элизабет Фентресс, 1978, «Ди Маури и Дии Патрии» Латомус 37, 2–16
  30. ^ Геродот: Истории.
  31. ^ «Женщины и передача ливийской культуры» , «Влияние женщин на классическую цивилизацию» , Routledge, стр. 139–149, 31 июля 2004 г., doi : 10.4324/9780203209653-13 , ISBN  978-0-203-20965-3 , получено 14 августа 2023 г.
  32. ^ Уильям Шалер (1824 г.). Сообщение о языке, нравах и обычаях берберов или бреберов Африки в серии писем П. С. Дюпонсо, зачитанных перед амер. Фил. соц. и опубл. в новой сер. своих сделок . стр. 18 –.
  33. ^ Х. Бассет, Пунические влияния среди берберов, стр. 367-368.
  34. ^ Мохаммед Чафик, Tifinagh Review...
  35. ^ Цитируется Льюисом Спенсом в «Древнеегипетских мифах и легендах» ; п. 64
  36. ^ Ливиус. «Аммон (Божество)» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 июля 2024 г.
  37. ^ Кэмпс, Г. (1 января 1989 г.). «Афина» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (7): 1011–1013. дои : 10.4000/энциклопедиябербере.1211 . ISSN   1015-7344 .
  38. ^ Ливиус. «Аммон (Божество)» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 июля 2024 г.
  39. ^ К. Фриман Греческий город-государство - Нью-Йорк, 1983, с. 210.
  40. ^ Орик Бейтс, Восточные ливийцы.
  41. ^ Мохаммед Чафик, обзор Тифинаг...
  42. ^ Геродот Книга 2: Эвтерпа 50
  43. ^ О. Броган и Д. Смит, 1984, Гирза: ливийское поселение в римский период. Триполи.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 879479fc63616478dd04ea6e4717b80b__1722756300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/0b/879479fc63616478dd04ea6e4717b80b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traditional Berber religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)