Атик Синан
Синан-и Атик , также известный как Азадлы Синан, и Атик Синан (что означает Синан Вольноотпущенник ; [ 1 ] азадлы показывает, что атик не означает «старый» и используется, чтобы отличить его от Коджа Мимара Синана Ага ), османского архитектора султана Мехмеда II империи из греческой общины в 15 веке.
Биография
[ редактировать ]Ему приписывают роль архитектора , который спроектировал и построил первую в Стамбуле мечеть-селатин , мечеть Фатих и ее комплекс, в 1471 году для Мехмеда II, на руинах церкви Святых Апостолов , которая была сровнена с землей османами в 1471 году. приказал построить мечеть. [ 2 ] Его племянник, тоже архитектор, построил мечеть Баязида II . [ 2 ] Традиция гласит, что султан Мехмед II подарил греческую православную церковь Святой Марии Монгольской , единственную сохранившуюся церковь в Стамбуле до завоевания, которая так и не была преобразована в мечеть, матери Христодулоса (греческое имя Синана) в знак признания его работа. Этот грант был подтвержден Баязидом II в знак признания заслуг племянника Христодула, построившего мечеть, носящую имя этого султана. [ 2 ]
Легенда гласит, что из-за того, что архитектору не удалось сделать купол мечети больше и выше, чем византийский собор Святой Софии , разочарованный и разгневанный Мехмед II ампутировал архитектору руку. Синан пожаловался городскому судье ( кадхи ), который постановил, что действия султана были несправедливыми, и постановил, что архитектор может взамен ампутировать султану руку. Увидев, что султан подчиняется приказу судьи, греческий архитектор был поражен мусульманским правосудием , помиловал султана и принял ислам . Султан наградил Синана, передав ему в собственность целую улицу - дар, признанный Ахмедом III три столетия спустя. [ 3 ]
Архитектурное влияние
[ редактировать ]Атик Синан спроектировал и руководил строительством «одного из самых важных исторических памятников Стамбула» — мечети Фатих и ее Кюллие , что означает комплекс. [ 4 ] Помимо того, что это была первая большая селатинская мечеть в городе, это было также первое большое здание в османской имперской архитектурной традиции, построенное в недавно захваченном Константинополе. [ 5 ] Атик Синан назвал сооружение в честь человека, заказавшего его работу, — Мехмеда Завоевателя, поскольку слово «Завоеватель» переводится как «Фатих» на турецком языке. [ 5 ]
Атик Синан начал строительство комплекса в 1463 году и завершил проект в 1471 году. [ 1 ] Ее расположение – на месте недавно разрушенной византийской церкви Святых Апостолов, а ее статус первой крупной мечети, построенной в городе, сделали ее «эффективным центром распространения османской урбанизации». [ 6 ] В архитектурном отношении Атик Синан черпал вдохновение из других туркменских мечетей, а также собора Святой Софии. [ 5 ] Мечеть имела более простой дизайн, чем ее величественный византийский дизайн, поскольку она имела только один центральный купол, поддерживаемый единственным полукуполом над киблой . [ 5 ] Землетрясение 22 мая 1766 года разрушило первоначальную мечеть, хотя реконструкция под руководством султана Мустафы III ведется с 1771 года. [ 7 ]
Кюллие мечети Фатиха также имеет большое архитектурное значение. Атик Синан построил массивный комплекс, простирающийся с восточной и западной сторон мечетей. [ 1 ] Комплекс включал в себя библиотеку, столовую, больницу, хоспис, библиотеку, не менее восьми медресе и возможные гробницы Мехмеда II и его жены. [ 1 ] Медицинские комплексы в основном укомплектованы врачами-евреями, что свидетельствует о религиозном синкретизме города и империи в целом. [ 8 ] Медресе, построенные Атиком Синаном, ознаменовали важный сдвиг в образовании в Османской империи, поскольку они служили новым центром религиозной и судебной подготовки в столице, в отличие от более отдаленных учебных центров в Каире. Гробницы также имели большое значение, поскольку они узаконили притязания Мехмеда II на титул «Кайзер-и Рум ( Цезарь Рима )» и еще больше «османизировали город». [ 9 ] Кюллие мечети Фатих так и не полностью пострадала от землетрясения, разрушившего саму мечеть, и поэтому остается в значительной степени такой, какой ее построил Атик Синан – «сохранившейся в своей первоначальной форме». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ипсирли, М. (1995). «Мне жаль, Тахаман» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Jump up to: а б с Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя. Лондон: MacMillan & Co., с. 276.
- ^ Рабах Сауд (июль 2004 г.). «Мусульманская архитектура под патронажем Османской империи (1326–1924)» . Фонд научных технологий и цивилизации.
- ^ Берилген, ММ (2007). «Оценка воздействия местного объекта на ущерб мечети Фатих от землетрясения». Инженерная геология . 91 (2–4): 240. doi : 10.1016/j.enggeo.2007.02.001 .
- ^ Jump up to: а б с д Агостон, Габор; Мастерс, Алан (2009). Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве. п. 216.
- ^ Серази, Морис (2005). «Городская и архитектурная эволюция Стамбульского Диваньолу: городская эстетика и идеология в османском городском строительстве». Мукарнас Онлайн . 22 (1): 199.
- ^ Jump up to: а б Берилген, ММ (2007). «Оценка воздействия местного объекта на ущерб мечети Фатих от землетрясения». Инженерная геология . 91 (2–4): 242. doi : 10.1016/j.enggeo.2007.02.001 .
- ^ Агостон, Габор; Мастерс, Алан (2009). Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве. п. 217.
- ^ Куран, Аптулла (1996). «Пространственное исследование трех османских столиц: Бурсы, Эдирне и Стамбула». Мукарнас . 13 : 128.