1465 Марокканская революция
Дата | 1465 |
---|---|
Расположение | Фес, Марокко |
Исход |
|
представляла Марокканская революция 1465 года собой народное восстание в городе Фес , столице Марокко , против султана Абд аль-Хака II , последнего правителя династии Маринидов , и его еврейского визиря Харуна ибн Баташа.
В середине 15 века Марокко переживало серьезный кризис, включая постепенное вторжение Португалии в страну. Теоретические правители, Мариниды, имели мало власти за пределами города Фес, а большая часть страны находилась в руках Ваттасидов , династии визирей . В 1458 году Абд аль-Хакк вернул себе власть у Ваттасидов. Затем султан назначил евреев на высокопоставленные должности в государстве, несмотря на противодействие со стороны преимущественно мусульманских граждан Феса. По большинству источников, настоящая революция началась в 1465 году, когда еврейский чиновник оскорбил женщину-шарифа, что привело к погрому еврейской общины, возможно, возглавляемой Мухаммадом ибн Имраном , лидером шарифов Феса. Абд аль-Хакк был либо линчеван, либо казнен, а Мухаммад ибн Имран стал правителем Феса.
Ваттасиды попытались вернуться после революции, но им противостоял Мухаммад ибн Имран, что привело к войне, в которой династия Ваттасидов Мухаммад аль-Шейх завоевала Фес в 1471 году ценой уступки значительной территории португальцам. Ваттасиды, сохранившие берберскую племенную структуру средневековых марокканских династий, вскоре были дискредитированы из-за своей неспособности остановить наступление португальцев, и в 16 веке их заменила Саади , неплеменная династия шарифов. С тех пор Марокко управляется шарифами. Революция 1465 года, хотя и не привела к установлению прочного правления шарифов, тем не менее, стала предвестником правления шарифов, которое стало определять современную марокканскую историю. [1]
Фон
[ редактировать ]К середине пятнадцатого века Маринидский султанат Марокко находился в тяжелом кризисе. Его эффективный контроль ограничивался городом Фес , при этом значительная часть сельской местности контролировалась их семьей визирей , Ваттасидами . [2] Последний султан, Абд аль-Хакк II , был возведен на трон в возрасте одного года в 1420 году своим визирем Ваттасидом. Он оставался марионеткой сменявших друг друга визирей в течение тридцати восьми лет до переворота 1458 года, в ходе которого султан успешно пришел к власти после убийства большинства Ваттасидов. [3] В то же время португальцы начали завоевание значительной части Марокко, начиная с захвата Сеуты в 1415 году. Берберские племена, воины которых поддерживали королевство Маринидов, оказались неспособными защитить страну. [4] В 1462 году Кастилия захватила Гибралтар , последний марокканский форпост в Европе. [2]
Марокко также переживало религиозную трансформацию. Два суфийских братства , Кадирия и особенно Шадхилия , распространились по всей стране и популяризировали идею наследственного барака или священности. Возобновление внимания к наследственной святости повысило престиж шарифов : потомков Мухаммеда от его прапраправнука Идриса I , основателя Марокканского королевства в восьмом веке. Большая популярность братства Шадхилийя во главе с Мухаммадом аль-Джазули , в ряды которого входило большое количество шарифов, способствовала возросшей преданности шарифов, как и предполагаемое открытие Ваттасидами в 1437 году гробницы сына Идриса и их решение построить в его честь святилище . [2] Перед лицом неудач Маринидов и их племенных покровителей в борьбе с европейским вторжением на шарифов все чаще смотрели как на «символы разочарования в племенном руководстве и решимости противостоять иностранным врагам страны и веры». [4]
Тем временем большое количество испанских евреев мигрировало в Фес с 1391 года и становилось все более важным в коммерческой жизни города. [5]
Революция
[ редактировать ]Самый ранний и наиболее подробный отчет о революции 1465 года в Фесе, положившей конец двухвековому правлению Маринидов, содержится в дневнике Абд аль-Басита ибн Халила , египетского купца, прибывшего в королевство Тлемсен в 1464 году с намерением посетить соседнюю страну. Марокканское королевство. Находясь в Тлемсене, он узнал новости о революции 1465 года из первых рук и решил избежать беспорядков, отправившись вместо этого в Гранаду . [6] Повествование Абд аль-Басита согласуется с традиционными марокканскими отчетами, впервые составленными спустя столетия после революции. [7] Но поскольку египтянин не был очевидцем, его рассказ может отражать официальную пропагандистскую версию, которую Мухаммад ибн Имран , новый правитель Феса, хотел донести до своих соседей в Тлемсене. Историк Мерседес Гарсия-Ареналь отмечает, что эта история выглядит извиняющейся. [8]
По словам Абд аль-Басита, после того, как Абд аль-Хакк уничтожил большинство Ваттасидов, он назначил выжившего Ваттасида номинальным визирем, но без реальной власти, просто с целью унизить его. Затем он назначил еврейского ростовщика Харуна ибн Баташа де-факто визирем, поскольку у евреев не было независимой основы власти. Харун начал предоставлять важные государственные должности своим собратьям-евреям, что было очень непопулярно в городе, где большинство населения составляют мусульмане. В 1465 году султан и Харун на время покинули Фес, оставив править Фесом родственника Харуна Шавиля ибн Баташа. Граждане выступили против правления Шавиля, и когда он оскорбил и ударил женщину-шарифа, начался бунт. [9]
Хатиб (проповедник) , услышавший это, начал призывать к джихаду против евреев, и к нему присоединилось большое количество бедных жителей Феса. Толпа потребовала, чтобы Мухаммад ибн Имран, глава шарифов Феса, дал санкцию на восстание против правительства. Ибн Имран отказался, сказав, что с улемами следует посоветоваться или учёными. Затем толпа обратилась к старшему муфтию Феса с требованием, чтобы он написал им фетву или юридическое заключение, одобряющее восстание. Когда муфтий отказался, толпа угрожала убить его, пока он, наконец, не согласился с тем, что резня евреев и восстание против султана допустимы с религиозной точки зрения. [9] Получив необходимую поддержку духовенства, городская толпа вторглась в еврейский квартал и перебила всех евреев, затем штурмовала дворец и убила Шавиля. Шариф Мухаммад ибн Имран был назначен правителем Феса. [10]
Затем повстанцы отправили Абд аль-Хаку письмо, в котором заявили, что готовы вернуть ему трон, если он вернется. Харун выступил против этой идеи, предложив вместо этого отправиться в город Таза , но султан отказался слушать. Затем принц Маринидов казнил визиря. [11] Когда Абд аль-Хакк прибыл в Фес, банда молодых людей стащила его с лошади и линчевала на бойне 18 мая 1465 года, в священный месяц Рамадан . Выжившие Ваттасиды попытались вернуться к власти в Фесе, но получили отпор со стороны нового режима Мухаммеда ибн Имрана, в то время как по мере распространения новостей в других городах Марокко происходили еврейские погромы. [11]
Традиционное марокканское описание, до сих пор представленное в современных марокканских учебниках, восходит к историку Ахмаду ибн аль-Кади в 1590-х годах. [12] Рассказ аль-Кади во многом совпадает с рассказом Абд аль-Басита, несмотря на некоторые детали: Харун предлагает в качестве убежища Мекнес , а не Тазу, и султан убит 23 мая, а не 18 мая. Но это исключает извиняющееся описание Мухаммада ибн. Имран не хочет брать власть и вообще не является муфтием. Вместо этого шариф изображается возглавляющим толпу как в нападении на еврейский квартал, так и в убийстве Абд аль-Хака, что является не делом рук молодежной банды, а публичной казнью, совершенной самим Ибн Имраном, который лишает султану свои регалии и сажает его на осла перед жителями Феса. [13] Хотя европейцы имели весьма поверхностное представление о событиях при марокканском дворе, они также считали, что шариф спровоцировал революцию. [14]
Между тем, ряд традиционных марокканских биографий суфийских святых предполагают, что существовала группа улемов и других мусульманских лидеров, которые в той или иной степени выступали против революции. Одним из видных лидеров оппозиции был Ахмад Заррук , который был вынужден покинуть свой родной город Фес после того, как столкнулся с оппозицией, вплоть до того, что его обвинили в том, что он еврей. Когда Заррук вернулся в Фес в 1474 году, он был встречен «социальным бойкотом» и вскоре был вынужден навсегда покинуть Марокко. [15]
Отчет семнадцатого века, независимый от традиционной марокканской историографии, — полемический трактат, осуждающий мухаджирин , группу купцов в Фесе, которые изначально были евреями, но давно искренне обратились в ислам — дает совершенно иную серию событий. Старшие мусульманские купцы Феса, включая шарифов, традиционно не допускали мухаджирин на определенные рынки. Но поскольку Абд аль-Хакк, его еврейский визирь Харун и другие еврейские чиновники испытывали трудности с деньгами, правительство отменило ограничения для мухаджирин. Они начали вытеснять купцов-шарифов вплоть до революции 1465 года, после чего все они были изгнаны из Феса. В отчете не упоминается ни о жестоком обращении с женщиной-шарифом, ни о массовом убийстве евреев. [16]
Ни один еврейский источник, существовавший до девятнадцатого века, не упоминает о резне. Поскольку существуют документы о процветающей еврейской общине в Фесе в 1470-х годах, Гарсиа-Арена скептически относится к тому, что вообще был какой-либо погром против евреев. [17] Многие евреи Феса, похоже, временно приняли ислам, чтобы избежать погрома, прежде чем Ваттасиды, пришедшие к власти в 1471 году, разрешили им вернуться в иудаизм. Другие члены еврейской общины Феса в 1470-х годах, возможно, были беженцами из португальцев. вторжение. [18]
Наследие
[ редактировать ]Будучи сторонниками шарифов, выжившие Ваттасиды, возможно, ожидали, что революция восстановит их власть, но Мухаммад ибн Имран отказался позволить им войти в город. [19] После нескольких лет войны глава уцелевших Ваттасидов Мухаммад аль-Шейх завоевал Фес в 1471 году и устранил режим шарифа при поддержке бывших вассалов Маринидов, но ценой потери городов Асила , Лараш и Танжер в пользу португальцев. [4] В течение следующих нескольких десятилетий традиционная племенная форма монархии Ваттасидов была дискредитирована из-за ее полной неспособности сдержать португальское вторжение. [20] В конечном итоге они были свергнуты Саади из южного Марокко. династией шарифов [21] которые изгнали португальцев и положили начало новой тенденции в марокканской истории (ранним предзнаменованием которой стала революция 1465 года) неплеменных династий шарифов, чья легитимность была подкреплена их пророческой родословной. Нынешняя правящая династия Марокко — алауиты — остаётся династией шарифов. [4]
Еврейская община Феса снова существовала к 1470-м годам, пользуясь защитой и покровительством евреев Ваттасидов; еврейский историк Авраам бен Соломон называет Мухаммеда аль-Шейха праведным человеком. [18] Однако они продолжали страдать от предрассудков, включая еще одну резню в 1492 году. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абун-Наср 1987 , стр. 207–209.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарсия-Ареналь 1978 , с. 44.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , с. 43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Абу-Наср 1987 , с. 206.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 44–45.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 45–46.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , с. 48.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсия-Ареналь 1978 , с. 46.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсия-Ареналь 1978 , с. 47.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , с. 50
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 50–53.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , с. 62.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 54–57.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 59–60.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , с. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гербер 1980 , с. 24.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 56–57.
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 207.
- ^ Абун-Наср 1987 , стр. 209–211.
- ^ Гарсия-Ареналь 1978 , стр. 63–64.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Гарсиа-Ареналь, Мерседес (1978), «Революция Фаса в 869/1465 году и смерть султана Абд аль-Хакка аль-Марини», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета , 41 (1 ): 43–66, номер документа : 10.1017/S0041977X00057773 , JSTOR 615622 .
- Гербер, Джейн С. (1980). Еврейское общество в Фесе 1450-1700: исследования общественной и экономической жизни . БРИЛЛ.
- 15 век в Марокко.
- Восстания 15 века
- Конфликты 1465 года
- Военная история Маринидского султаната
- Антисемитизм в Марокко
- Военная история Марокко
- Восстания в Марокко
- Антиеврейские погромы в Северной Африке
- Иудаизм в Фесе
- Резня в Марокко
- История Феса, Марокко
- Средневековая еврейская история
- Иудаизм 15 века