Jump to content

1465 Марокканская революция

1465 Марокканская революция
Фес (Fes) находится в Марокко.
Фес (Фес)
Фес (Фес)
Фес (Фес) (Марокко)
Дата 1465
Расположение Фес, Марокко
Исход

представляла Марокканская революция 1465 года собой народное восстание в городе Фес , столице Марокко , против султана Абд аль-Хака II , последнего правителя династии Маринидов , и его еврейского визиря Харуна ибн Баташа.

В середине 15 века Марокко переживало серьезный кризис, включая постепенное вторжение Португалии в страну. Теоретические правители, Мариниды, имели мало власти за пределами города Фес, а большая часть страны находилась в руках Ваттасидов , династии визирей . В 1458 году Абд аль-Хакк вернул себе власть у Ваттасидов. Затем султан назначил евреев на высокопоставленные должности в государстве, несмотря на противодействие со стороны преимущественно мусульманских граждан Феса. По большинству источников, настоящая революция началась в 1465 году, когда еврейский чиновник оскорбил женщину-шарифа, что привело к погрому еврейской общины, возможно, возглавляемой Мухаммадом ибн Имраном , лидером шарифов Феса. Абд аль-Хакк был либо линчеван, либо казнен, а Мухаммад ибн Имран стал правителем Феса.

Ваттасиды попытались вернуться после революции, но им противостоял Мухаммад ибн Имран, что привело к войне, в которой династия Ваттасидов Мухаммад аль-Шейх завоевала Фес в 1471 году ценой уступки значительной территории португальцам. Ваттасиды, сохранившие берберскую племенную структуру средневековых марокканских династий, вскоре были дискредитированы из-за своей неспособности остановить наступление португальцев, и в 16 веке их заменила Саади , неплеменная династия шарифов. С тех пор Марокко управляется шарифами. Революция 1465 года, хотя и не привела к установлению прочного правления шарифов, тем не менее, стала предвестником правления шарифов, которое стало определять современную марокканскую историю. [1]

К середине пятнадцатого века Маринидский султанат Марокко находился в тяжелом кризисе. Его эффективный контроль ограничивался городом Фес , при этом значительная часть сельской местности контролировалась их семьей визирей , Ваттасидами . [2] Последний султан, Абд аль-Хакк II , был возведен на трон в возрасте одного года в 1420 году своим визирем Ваттасидом. Он оставался марионеткой сменявших друг друга визирей в течение тридцати восьми лет до переворота 1458 года, в ходе которого султан успешно пришел к власти после убийства большинства Ваттасидов. [3] В то же время португальцы начали завоевание значительной части Марокко, начиная с захвата Сеуты в 1415 году. Берберские племена, воины которых поддерживали королевство Маринидов, оказались неспособными защитить страну. [4] В 1462 году Кастилия захватила Гибралтар , последний марокканский форпост в Европе. [2]

Марокко также переживало религиозную трансформацию. Два суфийских братства , Кадирия и особенно Шадхилия , распространились по всей стране и популяризировали идею наследственного барака или священности. Возобновление внимания к наследственной святости повысило престиж шарифов : потомков Мухаммеда от его прапраправнука Идриса I , основателя Марокканского королевства в восьмом веке. Большая популярность братства Шадхилийя во главе с Мухаммадом аль-Джазули , в ряды которого входило большое количество шарифов, способствовала возросшей преданности шарифов, как и предполагаемое открытие Ваттасидами в 1437 году гробницы сына Идриса и их решение построить в его честь святилище . [2] Перед лицом неудач Маринидов и их племенных покровителей в борьбе с европейским вторжением на шарифов все чаще смотрели как на «символы разочарования в племенном руководстве и решимости противостоять иностранным врагам страны и веры». [4]

Тем временем большое количество испанских евреев мигрировало в Фес с 1391 года и становилось все более важным в коммерческой жизни города. [5]

Революция

[ редактировать ]

Самый ранний и наиболее подробный отчет о революции 1465 года в Фесе, положившей конец двухвековому правлению Маринидов, содержится в дневнике Абд аль-Басита ибн Халила , египетского купца, прибывшего в королевство Тлемсен в 1464 году с намерением посетить соседнюю страну. Марокканское королевство. Находясь в Тлемсене, он узнал новости о революции 1465 года из первых рук и решил избежать беспорядков, отправившись вместо этого в Гранаду . [6] Повествование Абд аль-Басита согласуется с традиционными марокканскими отчетами, впервые составленными спустя столетия после революции. [7] Но поскольку египтянин не был очевидцем, его рассказ может отражать официальную пропагандистскую версию, которую Мухаммад ибн Имран , новый правитель Феса, хотел донести до своих соседей в Тлемсене. Историк Мерседес Гарсия-Ареналь отмечает, что эта история выглядит извиняющейся. [8]

По словам Абд аль-Басита, после того, как Абд аль-Хакк уничтожил большинство Ваттасидов, он назначил выжившего Ваттасида номинальным визирем, но без реальной власти, просто с целью унизить его. Затем он назначил еврейского ростовщика Харуна ибн Баташа де-факто визирем, поскольку у евреев не было независимой основы власти. Харун начал предоставлять важные государственные должности своим собратьям-евреям, что было очень непопулярно в городе, где большинство населения составляют мусульмане. В 1465 году султан и Харун на время покинули Фес, оставив править Фесом родственника Харуна Шавиля ибн Баташа. Граждане выступили против правления Шавиля, и когда он оскорбил и ударил женщину-шарифа, начался бунт. [9]

Хатиб (проповедник) , услышавший это, начал призывать к джихаду против евреев, и к нему присоединилось большое количество бедных жителей Феса. Толпа потребовала, чтобы Мухаммад ибн Имран, глава шарифов Феса, дал санкцию на восстание против правительства. Ибн Имран отказался, сказав, что с улемами следует посоветоваться или учёными. Затем толпа обратилась к старшему муфтию Феса с требованием, чтобы он написал им фетву или юридическое заключение, одобряющее восстание. Когда муфтий отказался, толпа угрожала убить его, пока он, наконец, не согласился с тем, что резня евреев и восстание против султана допустимы с религиозной точки зрения. [9] Получив необходимую поддержку духовенства, городская толпа вторглась в еврейский квартал и перебила всех евреев, затем штурмовала дворец и убила Шавиля. Шариф Мухаммад ибн Имран был назначен правителем Феса. [10]

Затем повстанцы отправили Абд аль-Хаку письмо, в котором заявили, что готовы вернуть ему трон, если он вернется. Харун выступил против этой идеи, предложив вместо этого отправиться в город Таза , но султан отказался слушать. Затем принц Маринидов казнил визиря. [11] Когда Абд аль-Хакк прибыл в Фес, банда молодых людей стащила его с лошади и линчевала на бойне 18 мая 1465 года, в священный месяц Рамадан . Выжившие Ваттасиды попытались вернуться к власти в Фесе, но получили отпор со стороны нового режима Мухаммеда ибн Имрана, в то время как по мере распространения новостей в других городах Марокко происходили еврейские погромы. [11]

Традиционное марокканское описание, до сих пор представленное в современных марокканских учебниках, восходит к историку Ахмаду ибн аль-Кади в 1590-х годах. [12] Рассказ аль-Кади во многом совпадает с рассказом Абд аль-Басита, несмотря на некоторые детали: Харун предлагает в качестве убежища Мекнес , а не Тазу, и султан убит 23 мая, а не 18 мая. Но это исключает извиняющееся описание Мухаммада ибн. Имран не хочет брать власть и вообще не является муфтием. Вместо этого шариф изображается возглавляющим толпу как в нападении на еврейский квартал, так и в убийстве Абд аль-Хака, что является не делом рук молодежной банды, а публичной казнью, совершенной самим Ибн Имраном, который лишает султану свои регалии и сажает его на осла перед жителями Феса. [13] Хотя европейцы имели весьма поверхностное представление о событиях при марокканском дворе, они также считали, что шариф спровоцировал революцию. [14]

Между тем, ряд традиционных марокканских биографий суфийских святых предполагают, что существовала группа улемов и других мусульманских лидеров, которые в той или иной степени выступали против революции. Одним из видных лидеров оппозиции был Ахмад Заррук , который был вынужден покинуть свой родной город Фес после того, как столкнулся с оппозицией, вплоть до того, что его обвинили в том, что он еврей. Когда Заррук вернулся в Фес в 1474 году, он был встречен «социальным бойкотом» и вскоре был вынужден навсегда покинуть Марокко. [15]

Отчет семнадцатого века, независимый от традиционной марокканской историографии, — полемический трактат, осуждающий мухаджирин , группу купцов в Фесе, которые изначально были евреями, но давно искренне обратились в ислам — дает совершенно иную серию событий. Старшие мусульманские купцы Феса, включая шарифов, традиционно не допускали мухаджирин на определенные рынки. Но поскольку Абд аль-Хакк, его еврейский визирь Харун и другие еврейские чиновники испытывали трудности с деньгами, правительство отменило ограничения для мухаджирин. Они начали вытеснять купцов-шарифов вплоть до революции 1465 года, после чего все они были изгнаны из Феса. В отчете не упоминается ни о жестоком обращении с женщиной-шарифом, ни о массовом убийстве евреев. [16]

Ни один еврейский источник, существовавший до девятнадцатого века, не упоминает о резне. Поскольку существуют документы о процветающей еврейской общине в Фесе в 1470-х годах, Гарсиа-Арена скептически относится к тому, что вообще был какой-либо погром против евреев. [17] Многие евреи Феса, похоже, временно приняли ислам, чтобы избежать погрома, прежде чем Ваттасиды, пришедшие к власти в 1471 году, разрешили им вернуться в иудаизм. Другие члены еврейской общины Феса в 1470-х годах, возможно, были беженцами из португальцев. вторжение. [18]

Наследие

[ редактировать ]

Будучи сторонниками шарифов, выжившие Ваттасиды, возможно, ожидали, что революция восстановит их власть, но Мухаммад ибн Имран отказался позволить им войти в город. [19] После нескольких лет войны глава уцелевших Ваттасидов Мухаммад аль-Шейх завоевал Фес в 1471 году и устранил режим шарифа при поддержке бывших вассалов Маринидов, но ценой потери городов Асила , Лараш и Танжер в пользу португальцев. [4] В течение следующих нескольких десятилетий традиционная племенная форма монархии Ваттасидов была дискредитирована из-за ее полной неспособности сдержать португальское вторжение. [20] В конечном итоге они были свергнуты Саади из южного Марокко. династией шарифов [21] которые изгнали португальцев и положили начало новой тенденции в марокканской истории (ранним предзнаменованием которой стала революция 1465 года) неплеменных династий шарифов, чья легитимность была подкреплена их пророческой родословной. Нынешняя правящая династия Марокко — алауиты — остаётся династией шарифов. [4]

Еврейская община Феса снова существовала к 1470-м годам, пользуясь защитой и покровительством евреев Ваттасидов; еврейский историк Авраам бен Соломон называет Мухаммеда аль-Шейха праведным человеком. [18] Однако они продолжали страдать от предрассудков, включая еще одну резню в 1492 году. [22]

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Гарсиа-Ареналь, Мерседес (1978), «Революция Фаса в 869/1465 году и смерть султана Абд аль-Хакка аль-Марини», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета , 41 (1 ): 43–66, номер документа : 10.1017/S0041977X00057773 , JSTOR   615622 .
  • Гербер, Джейн С. (1980). Еврейское общество в Фесе 1450-1700: исследования общественной и экономической жизни . БРИЛЛ.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d962126f7742349309d1fd152ad0c773__1721856840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/73/d962126f7742349309d1fd152ad0c773.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1465 Moroccan revolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)