Ортодоксальная еврейская философия
Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
Ортодоксальная еврейская философия включает в себя философские и богословские учения ортодоксального иудаизма . Хотя ортодоксальный иудаизм считает себя наследником традиционного раввинистического иудаизма, считается, что современное движение впервые сформировалось в конце 18 века, главным образом в ответ на еврейскую эмансипацию и рост движений Хаскала и реформ . [1] [2] [3] Ортодоксальная еврейская философия занимается интерпретацией традиционных еврейских источников, примирением еврейской веры с изменениями в современном мире и отношениями движения с Государством Израиль и другими еврейскими конфессиями.
Философия
[ редактировать ]Конкретные философии, разработанные ортодоксальными еврейскими мыслителями, включают:
- Иудаизм Торы — идеологическая концепция, используемая для легитимизации еврейских движений в рамках ортодоксальных еврейских ценностей. [4]
- Хасидизм с упором на важность молитвы, радости и привязанности к цадикам и ребе.
- Мусар (этика) , подчеркивая важность изучения этических текстов.
- Религиозный сионизм — идеология, которая настаивает на интеграции сионизма и соблюдения еврейского закона.
- Тора им Дерех Эрец , школа мысли, выступающая за сочетание еврейского и светского образования.
- Тора Умадда , похожая на Тору им Дерех Эрец, выступает за сочетание еврейского и светского образования.
- Даас Тора , позиция, согласно которой мнение раввинских авторитетов следует искать в различных обстоятельствах.
- Дира Бетахтоним , мидрашская концепция, популяризированная мыслителями Хабада , создание «места обитания Бога в нижних мирах» считается целью творения.
Ортодоксальные еврейские философы (с конца 18 века)
[ редактировать ]Хотя большинство ортодоксальных раввинов писали в основном о Талмуде и еврейском законе (Галахе), некоторые известны своими философскими и теологическими трудами.
Современная мысль иудаизма
[ редактировать ]- Самсон Рафаэль Хирш (1808–1888), немецкий раввин, написавший «Хорев» (1837 г.) и «Девятнадцать писем » (1836 г.), считается основателем современного православия и школы мысли Тора им Дерех Эрец.
- Авраам Исаак Кук (1865–1935), бывший главный раввин Израиля и важный мыслитель религиозного сионизма.
- Франц Розенцвейг (1886–1929), теолог и философ, известный своей работой «Звезда искупления» (1921).
- Джозеф Соловейчик (1903–1993), выдающаяся фигура в современном ортодоксальном иудаизме , который помог популяризировать философию Торы Умадда , автор книг «Одинокий человек веры» (1965) и Галахический человек (1983).
- Йешаягу Лейбовиц (1903–1994), религиозный философ из Израиля.
- Элиэзер Берковиц (1908–1992), автор ряда работ по еврейскому богословию, в том числе « Бог, человек и история» (1959) и « Человек и Бог: исследования библейского богословия» (1969).
- Исраэль Эльдад (1910 или 1922–1996), сионистский учитель и писатель, связанный с Легия . движением
- Дэвид Хартман (1931–2013), философ современного иудаизма, автор ряда работ, в том числе «Живой завет: инновационный дух в традиционном иудаизме» (1998) и «Сердце многих комнат: прославляя множество голосов в иудаизме» (1999).
- Аарон Лихтенштейн (р. 1933–2015), известный ортодоксальный раввин и рош-ешива , читавший лекции и публиковавший статьи по еврейской философии и Талмуду.
- Дэниел Райнхольд , доцент кафедры еврейской философии Университета Ешива и автор книги « Две модели еврейской философии: оправдание своей практики» (2005).
Харедим иудаизм
[ редактировать ]- Илия Виленский (1720–1797), Виленский Гаон, известный прежде всего своими комментариями к Талмуду и Шулхан Арух, Виленский Гаон также является автором ряда каббалистических работ и известен своей позицией в отношении Цимцума.
- Хаим Воложин (1749–1821), ученик Виленского Гаона, автор книги «Нефеш ха-Хаим», посвященной каббалистическим и общееврейским богословским идеям.
- Исраэль Салантер (1810–1883), основатель движения Мусар , подчеркивал, что изучение этической литературы занимает центральное место в еврейской жизни.
- Элияху Десслер (1892 или 1830–1953), известный своей работой Михтав ме-Элиягу.
Хасидский иудаизм
[ редактировать ]- Исроэль Баал Шем Тов
- Довбер из Межрича , Маггид из Межрича
- Ребе Хабада (особенно Шнеур Залман из Ляди , Менахем Мендель Шнеерсон )
- Нахман Бресловский
- Элимелех Лиженский
- Менахем Мендель из Коцка
- Иегуда Арье Лейб Альтер , Сфас Эмес, второй Ребе Гера
- Джоэл Тейтельбаум , Ребе Сатмарский , антисионистский мыслитель
Сефардский иудаизм
[ редактировать ]- Йосеф Хайим , Бен Иш Хай
- Элайджа Бенамозег
- Хосе Фаур
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карвальо, Жан-Поль и Марк Кояма. Развитие и религиозная поляризация: возникновение реформ и ультраортодоксального иудаизма . Факультет экономики Оксфордского университета, 2011 г.
- ^ Хейлман, Сэмюэл К. Космополиты и приходы: современные ортодоксальные евреи в Америке . Издательство Чикагского университета, 1989.
- ^ Либман, Чарльз С. Амбивалентный американский еврей: Политика, религия и семья в американской еврейской жизни. Еврейское издательское общество Америки, 1973.
- ^ Шваб, Шимон. Избранные выступления: сборник обращений и эссе по хашкафе, современным проблемам и еврейской истории. Издательство СНГ. 1991.