Франсиско Санчес
Франсиско Санчес | |
---|---|
![]() Франсиско Санчес | |
Рожденный | в. 1550 г. |
Умер | 16 ноября, [3] 1623 |
Образование | Колледж Гиенны |
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия |
Школа | Скептицизм эпохи Возрождения [а] |
Учреждения | Университет Тулузы |
Известные идеи | «Ничего не известно» |
Франсиско Санчес ( ок. 1550 – 16 ноября 1623) был скептиком , философом и врачом сефардского еврейского происхождения, родившимся, возможно, в Туи , Испания, или, вероятно, в Браге , Португалия (где он крестился и вырос). [5] [6] [7] [8]
Ранняя жизнь и академическая карьера
[ редактировать ]В аудитории Тулузского университета находится портрет Франсиско Санчеса с надписью: «Франциско Санчес Лузитанус». Хотя исследования, проведенные Анри Пьером Казаком в начале 20-го века – он представил, среди других документов, автограф Санчеса, который гласит следующее: «Ego, Francisco Sanctius, Hispanus, natus in civitate Tudensi [...] » – показало испанское происхождение Франсиско Санчеса, вокруг его национальности долгое время шли споры, о чем свидетельствуют названия некоторых изданий, пытающихся приписать имя прославленного врача и философа французскому Возрождению («Скептики французского Возрождения»). «Ренессанс», Джон Оуэн) или португальский (Франсиско Санчес и Дувида методика на Португальскую Ренессанс, докторская диссертация Эваристо де Мораес Фильо). [9] Его отцом был испанец Антонио Санчес, тоже врач; его мать Филиппа де Соуза была португалькой. [10] [11] Будучи евреем по происхождению, даже будучи обращенным, он по закону считался новым христианином .
Он учился в Браге до 12 лет, когда вместе с родителями переехал в Бордо , спасаясь от надзора португальской инквизиции . Там он возобновил обучение в Колледже де Гиенн . Он продолжил изучать медицину в Риме в 1569 году, а затем, вернувшись во Францию, в Монпелье и Тулузе . После 1575 года он стал профессором философии и медицины в Тулузском университете .
Основная работа и мысль
[ редактировать ]
В своей работе «Quod nihil scitur» ( «Что ничего не известно» ), написанной в 1576 году и опубликованной в 1581 году, он использовал классические скептические аргументы, чтобы показать, что наука в аристотелевском смысле объяснения необходимых оснований или причин поведения природы не может быть достигнута. : поиск причин быстро сводится к бесконечному регрессу и поэтому не может дать уверенности. Он также критиковал демонстрации в форме силлогизмов, утверждая, что частное (заключение) необходимо для представления общего (посылок) и, таким образом, что силлогизмы были циклическими и не прибавляли к знанию. [12]

Совершенное знание, если оно достижимо, — это интуитивное постижение каждой отдельной вещи. Но, утверждал он затем, даже его собственное представление о науке (совершенное знание отдельной вещи) находится за пределами человеческих возможностей из-за природы объектов и природы человека. Взаимосвязь предметов, их неограниченное число и постоянно меняющийся характер препятствуют их познанию. Ограниченность и изменчивость чувств человека ограничивают его знанием явлений, а не реальных веществ. При формулировании этого последнего аргумента он опирался на свой медицинский опыт, чтобы показать, насколько ненадежен наш чувственный опыт . [12]
Первым выводом Санчеса был обычный фидеистический вывод того времени: истину можно обрести верой. Его второй вывод должен был сыграть важную роль в позднейшей мысли: поскольку ничто не может быть познано в конечном смысле, мы не должны отказываться от всех попыток познания, а должны стараться получить то знание, которое мы можем, а именно ограниченное, несовершенное знание о некоторых тех вещей, с которыми мы знакомимся посредством наблюдения, опыта и суждений. Осознание того, что nihil scitur («ничего не известно»), таким образом, может дать некоторые конструктивные результаты. Эта ранняя формулировка «конструктивного» или «смягченного» скептицизма должна была быть развита в важное объяснение новой науки Марином Мерсенном , Пьером Гассенди и лидерами Королевского общества .

Работает
[ редактировать ]- Кармен де Комета , 1577 год.
- Что ничего не известно , 1581 год.
- О гадании во сне, Аристотелю , 1585 г.
- Opera Medica , 1636 г., в которую входят:
- Книга «О долготе и краткости жизни».
- В книге Физиогномикон Аристотеля, комментарий.
- О гадании во сне
- Книга «То, что ничего не известно»
- Философский трактат , 1649.
Переводы
[ редактировать ]- Санчес, Франциск (2007), Это ничего не известно - Quod nihil scitur , Гамбург: Meiner Verlag, ISBN 978-3-7873-1815-5 – Латино-немецкий. Введение и примечания Каспара Ховальда. Перевод Дамиана Калуори и Каспара Ховальда. Латинский текст Сергея Мариева. ФБ 586. 2007.
- Санчес, Франциско; Лимбрик, Элейн. Введение, примечания и библиография; Томсон, Дуглас Ф.С. Латинский текст установлен, аннотирован и переведен. (1988), Это ничего не известно , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-35077-8
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) — Критическое издание Quod nihil scitur . - Санчес, Франциско; Букколини, К., Лохаконо, Э. Латинский текст и итальянский перевод, с введением, примечаниями и библиографией (2011), Все философские работы , Милан: Бомпиани, ISBN 9788845267246
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - Санчес, Франциско. 1991 г. Этого ничего не известно. Введение: Паласиос, Фернандо А. Испанский перевод, Espasa Calpe, Мадрид. ISBN 9788423972357
Примечания
[ редактировать ]- ^ Спорный вопрос, принадлежал ли Санчес к les nouveauxpyrroniens эпохи Возрождения . Паганини утверждает, что, вопреки предположениям, нет никаких доказательств того, что его скептицизм был результатом нового на тот момент влияния Секста Эмпирика ; [1] однако Дамиан Калуори утверждает, что Санчес действительно принадлежит пирронистской традиции. [2]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джанни Паганини, Хосе Р.М. Нето (ред.), Скептицизмы эпохи Возрождения , Springer, 2008, стр. 52.
- ^ Калуори 2007.
- ^ Жоао-Мария Набайс, Диаспора Франсиско Санчеша в поисках сознания Самости . Дипломированный ассистент больницы; Лиссабонский университет, с. 359, онлайн .
- ^ Перес, Роландо (2020), «Франциско Санчес» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 12 января 2022 г.
- ^ Элейн Лимбрик и Дуглас Томсон (редактор), Quod nihil scitur , Cambridge University Press, 1988, стр. 4–5.
- ^ Генри Г. Леувен (1963). Проблема уверенности в английской мысли 1630–1690 гг. Спрингер: Гаага, vi.
- ^ Жак Лезра (1997). Жак Лезра. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, стр. 155
- ^ Перес, Роландо (2020), «Франциско Санчес» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 5 мая 2020 г.
- ^ «Франсиско Санчес | Королевская академия истории» . dbe.rah.es. Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Орден Хименес, Рафаэль В. (2012). Франсиско Санчес, Скептик. Краткая история несфокусированного философа (PDF) (на испанском языке).
- ^ Франсиско Санчес (ок. 1551-1623) Философ, математик и врач - Национальная библиотека Португалии (на португальском языке )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Попкин, Ричард Х. , История скептицизма, от Эразма до Спинозы , Издательство Калифорнийского университета: Беркли, 1979, ISBN 0-520-03876-2
Ссылки
[ редактировать ]- БРИТО, Альберто Морейра да Роша, Франсиско Санчес, врач, педагог и педагог . Брага: Бракара Аугуста, 1952.
- КАЛУОРИ, Дамиан, «Скептицизм Франсиско Санчеса». Архив истории философии 89 (2007): 30–46 [1] .
- КАРВАЛЬЮ, Хоаким де, Знакомство с Франсиско Санчесом , в Франсиско Санчесе, Opera Philosophica , Коимбра, 1955.
- ПЕРЕС, Роландо. «Франсиско Санчес». Стэнфордская энциклопедия философии [2] . Впервые опубликовано 31 марта 2020 г.
- ПИНТО, Сержио да Силва, Брага и Франсиско Санчес: речь, произнесенная в Тулузском университете на торжественном заседании, посвященном 4-летию Франсиско Санчеша, 12 июня 1951 года , Брага: Крус, 1951.
- ПИНТО, Сержиу да Силва, Франсиско Санчес, португалец , Брага: Бракара Аугуста, 1952.
- ПИНТО, Сержио да Силва, Франсиско Санчес, жизнь и творчество , Брага, 1952 год.
- Са, Артур Морейра де, Корни и проекция мысли Франсиско Санчеса , Брага: Университет Браги, 1955.
- Са, Артур Морейра де, Франсиско Санчес, философ и математик , Лиссабон, 1947.
- СИЛЬВА, Лусиу Кравейру да, Актуальность Франсиско Санчеса , Франсиско Санчеса Философо и Франсиско Санчеса в течениях мысли эпохи Возрождения , в Ensaios de Filosofia e Cultura Portuguesa , Брага, 1994.
- ТАВАРЕС, Северино, Лусио Кравейру да СИЛВА, Диамантино МАРТИНС и Луис де ПИНА, Франсиско Санчес, к 4-му столетию со дня его рождения, Брага: Университет Браги, 1951.
- ВВ.АА. , Санчес на рубеже ренессансной мысли , сен. Конференция «Португальский гуманизм и Европа», Париж: Фонд Калуста Гюльбенкяна, Португальский культурный центр, 1984.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Франсиско Санчесом, на Викискладе?
- 1550-е годы рождения
- 1623 смерти
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Португальские писатели эпохи Возрождения
- Философы XVI века
- Средневековые еврейские философы
- Философы 17 века
- Еврейские португальские писатели
- Португальские католики
- Португальские философы
- Люди из Браги
- Португальцы 16 века
- Португальцы 17 века
- Испанские философы XVI века
- Испанские философы XVII века
- Философы-скептики
- Выпускники колледжа Гиенны