Воск аргумент
Часть серии о |
Рене Декарт |
---|
Аргумент о воске или пример с листом воска — это мысленный эксперимент , который Рене Декарт создал во втором из своих «Размышлений о первой философии» . Он разработал его, чтобы проанализировать, какие свойства существенны для тел, показать, насколько неточны наши знания о мире по сравнению с нашими знаниями о нашем разуме, и привести доводы в пользу рационализма . [1] [2]
Мысленный эксперимент [ править ]
Декарт сначала рассматривает все ощутимые свойства листа воска, такие как его форма, текстура, размер, цвет и запах. Затем он указывает, что все эти свойства изменяются по мере приближения воска к огню. Единственные свойства, которые обязательно остаются, — это протяженность, изменчивость и подвижность:
Начнем с рассмотрения самых обычных вещей, тех, которые, по нашему мнению, постигаются наиболее отчетливо, а именно тел, которых мы осязаем и видим; на самом деле это не тела вообще, поскольку эти общие идеи обычно несколько более запутаны, но давайте рассмотрим одно тело в частности. Возьмем, например, этот кусок воска: он взят совсем недавно из улья и еще не утратил сладости содержащегося в нем меда; он все еще сохраняет некоторый запах цветов, из которых он был собран; его цвет, его фигура, его размер очевидны; он твердый, холодный, с ним легко обращаться, и если ударить по нему пальцем, он издаст звук. Наконец, в нем встречаются все вещи, необходимые для того, чтобы мы могли отчетливо узнать тело. Но заметьте, пока я говорю и приближаюсь к огню, выдыхается то, что осталось от вкуса, испаряется запах, меняется цвет, фигура разрушается, размер увеличивается, становится жидким, нагревается, едва ли можно с этим справиться, и когда если ударить по нему, звука не будет. Остается ли после этого изменения тот же воск? Мы должны признаться, что оно остается; никто бы не судил иначе. Что же я так отчетливо узнал в этом куске воска? Конечно, чувства не могли привлечь мое внимание ни к чему, поскольку все вещи, подпадающие под вкус, обоняние, зрение, осязание и слух, оказываются измененными, а воск остается тем же.
Возможно, это было то, что я сейчас думаю, а именно. что этот воск не был ни той сладостью меда, ни тем приятным запахом цветов, ни той особой белизной, ни той фигурой, ни этим звуком, а просто телом, которое незадолго до этого казалось мне ощутимым под этими формами и которое теперь заметно под другими. Но что именно я воображаю, когда формирую подобные представления? Давайте внимательно рассмотрим это и, абстрагируясь от всего, что не принадлежит воску, посмотрим, что осталось. Разумеется, ничего не остается, кроме некоторой протяженной вещи, гибкой и подвижной.
- Рене Декарт, издание «Философских сочинений Декарта» 1911 года (издательство Кембриджского университета), перевод Элизабет С. Холдейн.
Однако эти свойства не воспринимаются непосредственно органами чувств или воображения (воск можно растягивать и перемещать множеством способов, чем можно себе представить). Вместо того, чтобы постичь сущность воска, это нужно делать с помощью чистого разума:
Мы должны тогда признать, что я не мог даже посредством воображения понять, что такое этот кусок воска, и что только мой ум воспринимает его.
- Рене Декарт, издание «Философских сочинений Декарта» 1911 года (издательство Кембриджского университета), перевод Элизабет С. Холдейн.