Гнев в иудаизме
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
Гнев в иудаизме рассматривается как негативная черта, которую следует избегать, когда это возможно. Тема гнева рассматривается в ряде еврейских источников, от еврейской Библии и Талмуда до раввинского закона , каббалы , хасидизма и современных еврейских источников.
Еврейская Библия
[ редактировать ]В Книге Бытия патриарх Иаков осудил гнев, возникший у его сыновей Симеона и Левия : «Проклят гнев их, ибо он был свиреп, и ярость их, ибо он жесток». [1]
Некоторые комментаторы Библии указывают на то, что Божье наказание Моисея , не позволившее ему войти в Землю Израиля , произошло из-за гнева Моисея на еврейский народ . [2] Этот гнев заставил Моисея забыть слово Божье, проклясть израильтян и в конечном итоге навлечь на себя смерть. [ нужна ссылка ]
Талмудическая литература
[ редактировать ]Удержание себя от гнева считается благородным и желательным, как утверждает Этика Отцов :
« Бен Зома сказал:Кто сильный? Тот, кто подавляет свои злые наклонности, как сказано:«Долготерпеливый лучше сильного, и сдерживающий свои страсти лучше завоевателя города» (Притчи 16:32)». [3]
В другом месте «раввин Элиэзер говорит... Не легко разгневайтесь». [4]
Талмуд также подчеркивает негативное влияние гнева на человека.
Гнев приведет к тому, что мудрец потеряет свою мудрость, а человек, предназначенный для величия, потеряет ее.
— Талмуд. [5]
Талмуд связывает гнев с тщеславием, заявляя: «Тот, кто злится, даже не считает важным присутствие Всевышнего». [6]
Галаха
[ редактировать ]Тот, кто злится, подобен поклонению идолам.
В разделе, посвященном этическим качествам, которые должен принять человек, раввин Шломо Ганцфрид в своей книге «Кицур Шулхан Арух» утверждает: «Гнев – это также очень злая черта, и ее следует избегать любой ценой. Вы должны приучить себя не злиться, даже если вы есть веская причина злиться». [9]
Каббала
[ редактировать ]Рабби Хаим Виталь учил от имени своего учителя, раввина Ицхака Лурии , Аризаля, что гнев можно рассеять, погружаясь в ритуальную ванну ( микву ) два раза в неделю, по вторникам и пятницам. Во время погружения следует размышлять над идеей, что числовое значение ( гематрия ) еврейского слова « миква » ( иврит : מקוה ) (ритуальное омовение) такое же, как еврейское слово, обозначающее гнев (« каас » , иврит : כעס ). [10] [11]
Хасидский иудаизм
[ редактировать ]Раввин Исроэль Баал Шем Тов , основатель хасидизма , учил, что гнев можно рассеять, сделав акцент на любви к Богу и радости от исполнения заповедей. [12] : 1:326
Раввин Шнеур Залман из Лиади интерпретирует параллель между гневом и идолопоклонством, вытекающую из чувств того, кто разгневался, что обычно совпадает с пренебрежением Божественным Провидением – что бы ни вызвало гнев, в конечном итоге было предначертано Богом – через то, чтобы разгневать человека. отрицает руку Божью в своей жизни. [13]
Как и во всем остальном, путь к исправлению [черт гнева и гордости] лежит шаг за шагом. Первый шаг – подождать. Не выражайте свой гнев или гордость устно. Таким образом, эти эмоции не будут набирать обороты, как видно на практике.
- Любавичский Ребе, раввин Менахем Мендель Шнеерсон. [14]
Современный иудаизм
[ редактировать ]Раввин Гарольд Кушнер не находит оснований для гнева на Бога, потому что «наши несчастья не Его дело». [15] Кушнером В отличие от чтения Библии , Дэвид Блюменталь находит «оскорбляющего Бога», чьи «иногда злые» действия вызывают энергичный протест, но не разрывают отношения протестующего с Богом. [16]
В учении, приписываемом раввину Аврааму Исааку Куку , иудаизм запрещает гнев, являющийся образом жизни или выражаемый неоправданным образом. Но если с человеком поступили несправедливо, ему или ей разрешается выражать свои естественные чувства, включая гнев. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кауфман Колер , Гнев , Еврейская энциклопедия .
- ^ Рубин, Иссачар Бер. Талелей Орос: Деварим: Антология главы . Издательство Фледхайм. По состоянию на 23 декабря 2014 г.
- ^ Этика отцов . 4:1.
- ^ Этика отцов . 2:10.
- ^ "Трактат Песахим". Талмуд . 66б.
- ^ "Недаримские трактаты". Талмудический . 22б.
- ^ Раввин Моисей Маймонид. «Хилхот Деот, 2:3» Мишне Тора: Яд Хахазака Л'Рамбам .
- ^ Маймонид, цитируя «ранних мудрецов»; его источником, по-видимому, является «Трактат Шаббат», Талмуд , 105б. Видите ли, Каминкер, Менди. «Как справиться с гневом: советы Ребе». Хабад.орг . По состоянию на 23 декабря 2014 г.
- ^ Раввин Шломо Ганцфрид. Кицур Шулхан Арух . 29:4.
- ^ Раввин Хаим Виталь, «Средство № 15». Шаар Руах ХаКодеш . п. 18б.
- ^ Миква — это числовое значение 151, каас — это 150 плюс колель (обычная формула гематрии , добавляющая значение 1 к самому слову). См. Виснефский, Моше Яаков. «Средство от гнева номер 2». Хабад.орг . По состоянию на 23 декабря 2014 г.
- ^ Раввин Исроэль Баал Шем Тов. Сефер Баал Шем Тов . Колель Байс Йосеф. Мельбурн: Австралия. 2008.
- ^ Раввин Шнеур Залман из Ляд. Сефер ХаТанья . Издательское общество Кехот. Бруклин: Нью-Йорк. п. 535.
- ^ Раввин Менахем Мендель Шнеерсон. «Письмо 5239». Игрот Кодеш . Издательское общество Кехот. Бруклин: Нью-Йорк.
- ^ Гарольд С. Кушнер, Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи (Schocken Books, 1981), 44.
- ^ Блюменталь, Дэвид. «Лицом к оскорбляющему Богу: теология протеста (Вестминстер/Джон Нокс, 1993)» . Религия.emory.edu. п. 223. Архивировано из оригинала 15 января 2014 г.
- ^ Хоффман, Сеймур. Психическое здоровье, психотерапия и иудаизм Mondial. 2011.