Джозеф Соломон Дельмедиго

Джозеф Соломон Дельмедиго (или Дель Медиго ), также известный как Яшар Ми-Кандия ( иврит : יש"ר מקנדיא ) (16 июня 1591 — 16 октября 1655), был раввином, писателем, врачом, математиком и теоретиком музыки . [1]
Родившийся в Кандии , Крит , потомок Элии дель Медиго , Джозефа Соломона или Яшара Ми-Кандия, является членом линии Дель Медиго де'Кандия из семьи Гейгеров в Германии, которая поселилась сначала на Крите, а затем в Италии. [2] [3] В конце концов он переехал в Падую , Италия, где изучал медицину и посещал занятия по астрономии у Галилея. После окончания учебы в 1613 году он переехал в Венецию и провел год в компании Леона де Модены и Симоны Луццатто . Из Венеции он вернулся в Кандию, а оттуда начал путешествовать по Ближнему Востоку, достигнув Александрии и Каира. Там он принял участие в публичном соревновании по математике против местного математика. Из Египта он перебрался в Стамбул, там наблюдал комету 1619 года. После Стамбула он странствовал по караимским общинам Восточной Европы, наконец прибыв в Амстердам в 1623 году. Умер в Праге . Тем не менее, при жизни, где бы он ни находился, он зарабатывал себе на жизнь, работая врачом или учителем. Его единственные известные работы — «Елим» («Пальмы»), посвященные математике, астрономии, естественным наукам и метафизике, а также несколько писем и эссе.
Как пишет Дельмедиго в своей книге, он следил за лекциями Галилео Галилея в течение 1609–1610 учебного года и получил редкую привилегию пользоваться собственным телескопом Галилея. В последующие годы он часто называл Галилея «раввином Галилеем» — двусмысленная фраза, которая может означать просто «мой господин Галилей». (Дельмедиго никогда не называет его «нашим учителем и учителем, раввином Галилеем», что было бы типичным обращением к настоящему раввину.) Илия Монтальто , врач Марии Медичи , также упоминается как один из его учителей.
Работает
[ редактировать ]
«Елим» (1629 г., опубликовано Менассией бен Исраэлем , Амстердам ) написан на иврите в ответ на 12 общих и 70 конкретных религиозных и научных вопросов, посланных в Дельмедиго евреем - караимом Зерахом бен Натаном из Троки (Литва). Формат книги взят из количества фонтанов и пальм в Элиме на Синайском полуострове , как указано в Числах , xxxiii, 9: поскольку в Элиме 12 фонтанов и 70 пальм, Дельмедиго разделил свою книгу на двенадцать основных проблемы и семьдесят мелких проблем. Книга, однако, подверглась жесткой цензуре, поэтому в опубликованной работе фигурировали только четыре из первоначальных двенадцати основных проблем. [4] Обсуждаемые предметы включают астрономию, физику, математику, медицину и теорию музыки. В области музыки Дельмедиго обсуждает физику музыки, включая резонанс струн , интервалы и их пропорции, консонанс и диссонанс . Дельмедиго утверждал, что евреи не принимали участия в научной революции из-за исключительного интеллектуального интереса ашкенази к Талмуду, тогда как сефарадим и караимы больше интересовались естественной философией и философией в целом. Он призвал евреев вернуть себе выдающееся положение в философии и интегрироваться в нееврейское окружение посредством изучения естественных наук.
Некоторые части книги были следующими:
- Мааян Чатум (Закрытый или запечатанный фонтан — ивр. מעין חתום) — вторая часть Сефер Элим, содержащая 70 вопросов и ответов.
- Мааян Ганим (Фонтан Садов — ивр. מעין גנים) — продолжение Сефер Элим, состоящее из следующих кратких трактатов: по тригонометрии, по первым двум книгам Альмагеста , по астрономии, по астрономическим инструментам, по Каббале. (главным образом Ари ) и сверхъестественного, по астрологии, по алгебре, по химии, по афоризмам Гиппократа , по мнению древних о веществе небес, по астрономии древних, рассматривавших движение небесного тела. высшие сферы благодаря духам (Дельмедиго показывает, что их движение аналогично земному), принципам религии и математическим парадоксам.
- Чуккот Шамаим — часть Ганим Майя, посвященная первым двум книгам Альмагеста .
- «Гвурот Ашем» — трактат по астрономии.
Он также написал защиту Каббалы под названием Мацрейф ЛаЧахма (евр. מצרף לחכמה) от нападок на нее со стороны своего прадеда Элияху Дельмедиго. В предисловии к книге издатель пишет, что сам автор однажды признался, что в юности (в 18 лет, когда он отправился учиться в Падуанский университет) издевался над каббалой и яростно выступал против тех, кто ее изучал, но когда ему исполнилось двадцать семь, его мнение изменилось, когда он встретил двух великих философов, Р'Яакова ибн Нахмиаса и Р'Шломо Арави, которые также были твердыми приверженцами Каббалы, и они показали ему, насколько близко она напоминает философию Платона. с тех пор внутри него появился обновленный дух. [5]
Потомки
[ редактировать ]Некоторые из потомков Дельмедиго поселились в Белоруссии и взяли фамилию Городинский (в честь города Городин). Член этой семьи Мордехай Городинский (позже ивритизированный в Нахмани) был одним из основателей израильского города Реховот. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Яшар — это аббревиатура, которая включает в себя как два его еврейских инициала, Йосеф Шломо , так и его профессию, рофе («врач»). Яшар из Кандии ( יש"ר מקנדיה ) также является каламбуром на иврите, поскольку Яшар означает «прямой», как в «прямой [человек] из Кандии». Рисунок (воспроизведен выше справа) на фронтисписе его единственной печатной работы дает его имя просто как Иосиф Дель Медико «Кретенсис » , или «Иосиф [Врач с Крита, Философ и Врач». Трудно определить, что из двух: фамилия Дельмедиго, с одной стороны, или профессия (). врач), существовал в первую очередь, давая начало другому. На еврейском титульном листе « Сефер Элим» указаны его занятия именно как «полного» раввина ( шалем ; это может означать, что у него была какая-то официальная смиха ), философа, врач и «дворянин» ( алуф ).
- ^ Элиаху дель Медиго, последний аверроист, Хосеп Пуиг Монтада, ОБМЕН И ПЕРЕДАЧА ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНЫЕ ГРАНИЦЫ 2005, Институт перспективных исследований, Еврейский университет в Иерусалиме, ISBN 978-965-208-188-9
- ^ Семейный архив Гейгеров, 1874 г., основатели реформистского иудаизма. См. «Ибн Рушд аль-Хафид» в JL Delgado (ред.), Biblioteca de al-Andalus, IV, Альмерия, 2006, № 1006, стр. 517–617; и Людвиг Гейгер, Авраам Гейгер: жизнь и работа в интересах иудаизма в современности, Берлин, 2001.
- ^ Дж. д'Анкона, «Дельмедиго, Менассия бен Исраэль и Спиноза», Вклады и сообщения Общества еврейской науки в Нидерландах 5 (1940): 105-152.
- ^ Ранние Акахронимы, серия историй Artscroll, стр. 157
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адлер, Джейкоб. «Эпистемологические категории у Дельмедиго и Спинозы». Студия Спинозана 15 (1999) 205-227.
- ______. «Дж. С. Дельмедиго как учитель Спинозы: случай некомплексных предложений». Студия Спинозана 16 (2008), 177-83.
- _____. «Иосиф Соломон Дельмедиго, ученик Галилея, учитель Спинозы». Обзор интеллектуальной истории 23 (2013), 141–57.
- Энциклопедия иудаики (Иерусалим, 1972), Том. 5, 1477-8
- Барзилай, Исаак, Йосеф Шломо Дельмедиго (Яшар Кандии): его жизнь, работа и времена, Лейден, 1974 г.
- Израиль, Джонатан И. Спиноза, Жизнь и наследие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2023. ISBN 9780198857488
- Лангерманн, Цви , Алхимический трактат, приписываемый Джозефу Соломону Дельмедиго , Алеф: Исторические исследования в науке и иудаизме, том 13, номер 1, 2013 г., стр. 77–94 [1]
- Дон Харран . «Джозеф Соломон Дельмедиго», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 5 февраля 2005 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
- Бен-Закен, Авнер (2010). «Превосходя время на писцовом Востоке». Межкультурные научные обмены в Восточном Средиземноморье 1560-1660 гг . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 76–103.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья в Еврейской энциклопедии (1906 г.) о Дельмедиго
- Статья в Энциклопедии иудаики (2007) о Дельмедиго
- Семья Городинских