Элиезер бен Илия Ашкенази
Элиэзер (Лазер) бен Илия Ашкенази (1512 — 13 декабря 1585) ( иврит : Элиэзер бен Элияху Ашкенази ) — талмудист , раввин , врач и разносторонний учёный.
Биография
[ редактировать ]Хоть и из немецкой семьи (по некоторым данным, родственник Йозефа Колона [1] ), он, вероятно, родился в Леванте — по другим источникам в Праге — и получил талмудическое образование под руководством Йозефа Тайтазака в Салониках . Ашкенази впервые стал раввином в Египте в 1538–1560 годах, вероятно, в Фостате , где благодаря своим знаниям и богатству он стал широко известен. Вынужденный обстоятельствами — несомненно, политического характера — покинуть Египет, он отправился на Кипр , оставаясь там в течение двух лет в качестве раввина в Фамагусте .
Желание побывать в чужих странах и понаблюдать за чужими народами побудило его оставить эту должность и отправиться в путешествие. Сначала он отправился в Венецию , но разногласия с раввинами Меиром Падуей и его сыном Иудой Каценелленбогеном заставили его покинуть город и в том же году поселиться в Праге (1561 г.). Здесь — либо потому, что он был раввином, либо, во всяком случае, потому, что он был руководящим авторитетом — его подпись была первой, поставленной под уставом погребального общества общины. Покинув Богемию и проследовав на восток до Крыма , Ашкенази вернулся в Италию не ранее 1570 г. Будучи раввином Кремоны , он опубликовал там (1576 г.) свой труд «Йосеф Лека» («Повышает обучаемость»; сравните Притчи 1:5), посвященный Иосифу. Наси , герцога Наксоса, несколько раз переиздававшаяся. Четыре года спустя он снова был в Восточной Европе в качестве раввина Познани . В 1584 году он покинул этот город и поселился в Кракове , где и умер 13 декабря 1585 года.
Работает
[ редактировать ]Печатные произведения Ашкенази следующие:
- Йосеф Леках, комментарий к книге Эстер.
- Маасей хаШем («Дела Божьи»; Венеция, 1583 г.; несколько других изданий), комментарий к историческим частям Пятикнижия , написанный для наставления его сына Илии, а также содержащий полный комментарий к Пасхальной Агаде , которая часто публиковался отдельно
- Восемь селихот (покаянных молитв), включенных в богемскую литургию.
- «Токаха» (проповедь), опубликованная его сыном.
- Его суперкомментарий к Нахманиду и его критические заметки на полях (насчитывающиеся, как говорят, тысяча) к книге Джозефа Каро « Бет Йосеф» не сохранились.
Его индивидуальность
[ редактировать ]Личность Ашкенази была необыкновенной. Его можно назвать последним выжившим в самую блестящую эпоху в истории сефардов . Хотя он получил образование у каббалиста и однокурсника Моисея Альшеха , он все же изучал — если не глубоко — философию и физику. Как талмудист , такие люди, как Джозеф Каро , Моисей Иссерлес и Соломон Лурия, считали его равным с собой авторитетом; однако, когда раввинские решения более ранних раввинов противоречили его собственному суждению, он никогда не искал для них софистического обоснования, как это было тогда принято, особенно в Польше.
Ценный материал для правильной оценки Ашкенази можно найти в некоторых его решениях, сохранившихся в респонсной литературе того времени. В Венеции он решил, что мужчину можно принудить к разводу, если он своим аморальным поведением навлек на себя отвращение жены. [2] Вероятно, именно это решение навлекло на него сопротивление со стороны вышеупомянутых венецианских раввинов, хотя он был связан с ними, поскольку сын Ашкенази приходился . зятем Каценелленбогену С точки зрения строгого толкования Талмуда, противники Ашкенази были правы, поскольку его приговор противоречил приговору тосафистов , которые для немецко-итальянских евреев представляли собой как бы суд последней инстанции.
Споры с польскими раввинами
[ редактировать ]Похоже, что жестокая уверенность и независимость Ашкенази привели к столкновениям с раввинским истеблишментом в Польше. Следующий случай является одним из таких примеров: рашей иешивот (главы академий) запретили своим ученикам основывать конкурирующую академию в непосредственной близости от их собственной. Ашкенази отказался согласиться с этой резолюцией, даже когда его попросили от имени Иосифа бен Мордехая Гершона ха-Коэна, рош-ешивы в Кракове . В письме последнему он утверждал, что, хотя решение польских раввинов было основано на авторитете Маймонида , он считал его неподкрепленным талмудической литературой и, следовательно, считал его излишне препятствующим религиозному обучению. Ашкенази даже зашел так далеко, что задался вопросом, действительно ли такой великий ученый, как краковский раввин, действительно просил об этом! И здесь, несмотря на большое уважение, проявленное Ашкенази в его ответе, краковский раввин ответил очень подробно, доказывая точку зрения Маймонида эрудированными и проницательными ссылками на Талмуд . [3] Следовательно, Дж. С. дель Медиго утверждает, что, хотя Ашкенази в последние годы своей жизни жил и преподавал в Польше, его работа была в значительной степени неизвестна польским евреям, поскольку «его путь был скрыт от них, и они не полностью понимали ни его взгляды, ни его высокие идеи». ". [4]
Жена Ашкенази Рахель умерла в Кракове 3 апреля 1593 года. Сохранившаяся до сих пор ее эпитафия свидетельствует о ее благочестии и доброжелательности. [5] Его сын Илия опубликовал литургический сборник « Живей Шеламим» и написал короткую элегию об отце, которая послужила последнему эпитафией.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ см . Марко Мортара , Алфавитный указатель, св.
- ^ Моше Иссерлес , Респонса, № 96.
- ^ Джозеф б. Мордехай Гершон, Шеерит Йосеф, № 19
- ^ Нобелот Хохма, Самуэль б. Иуда Леб Ашкенази, Базилия 1631, с. 46а
- ^ Ежемесячно, xliv. 360
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Ашкенази, Элиэзер (Лазер) б. Илия» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Элиаким Кармоли , в Literaturblatt des Orients, II.444;
- то же, в Revue Orientale, ii. 144, 192, 193;
- там же, в Ха-Кармель , vi.94, 95;
- Б. Фридберг, Лухот Зиккарон, с. 82;
- Ландсхут , Аммуде ха-Абода, i.19;
- Михаил, Ор ха-Хайим , № 418;
- Перлз, Monthly, xiii.361, 371, 372;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. полковник 954;
- Дж. М. Зунц, «Ир ха-Эдех», стр. 20–23, 175 и приложение, стр. 28, 29.