Jump to content

Авраам бар Хийя

Авраам бар Хийя ха-Наси
Авраам бар Хайя, президент
Рожденный в. 1070
Умер 1136 или 1145 [1] [2]
Известный Квадратное уравнение
Еврейский календарь
Научная карьера
Поля Астрономия
Математика

Авраам бар Хийя ха-Наси [примечание 1] ( Иврит : раввин Авраам бар Хайя, президент ; в. 1070–1136 или 1145), также известный как Авраам Савасорда , [примечание 2] Авраам Альбаргелони и Авраам Иудеус каталонский еврейский математик , астроном и философ , живший в Барселоне .

Бар Хийя активно занимался переводом работ исламской науки на латынь и, вероятно, был первым, кто представил алгебру из мусульманского мира в христианской Европе . Он также написал несколько оригинальных работ по математике , астрономии , еврейской философии , хронологии и землемерию . Его самая влиятельная работа — « Хиббур ха-Мешиха ве-ха-Тишборет» , переведенная в 1145 году на латынь как Liber embadorum . [11] Трактат на иврите по практической геометрии и алгебре. Книга содержит первое известное полное решение квадратного уравнения. и оказал влияние на творчество Леонардо Фибоначчи . [12]

Биография [ править ]

Авраам бар Хийя был правнуком Езекии бен Давида , последнего гаона талмудических академий в Вавилонии . Бар-Хийя занимал высокий пост при королевском дворе, занимал должность министра полиции и носил титул губернатора ( иврит : נשיא , букв. «князь»). Ученые предполагают, что Бар Хийя получил бы этот титул при дворе Бану Худ из Сарагосы-Лериды; есть даже запись о еврейском Савасорде начала XII века. В своих рассказах о путешествиях Бенджамин Туделский упоминает бара Хийю, жившего в Барселоне в 1160-х годах. [13]

По словам Адольфа Дрекслера, бар Хийя был учеником Моше ха-Даршана и учителем Авраама ибн Эзры . Он пользовался большим уважением у правителя, которому служил, из-за своих астрономических познаний и спорил с учеными священниками, которым демонстрировал точность еврейского календаря. Говорят, что Авраам бар Хийя был великим астрономом и написал несколько работ по астрономии и географии. Рассказывается о форме земли, стихиях и строении сфер. [14] [7] [15] Другие работы включали статьи по астрологии, тригонометрии и музыке.

Некоторые ученые считают, что магистр Авраам, который продиктовал «Астролябию» (вероятно, в Тулузе ) Рудольфу Брюгге (работа, которую последний закончил в 1143 году), был идентичен Аврааму бар Хийя. [16] титул « Сефард Хотя к его имени всегда прилагается », Барселона в то время уже не находилась под властью мусульман и, следовательно, не была частью Сефарада. Авраам Альбаргелони (т. е. из Барселоны), таким образом, принадлежал к общине евреев Каталонии . Каталония присоединилась к Провансу в 1112 году и Арагоне в 1137 году, и таким образом графство Барселона стало столицей Каталонско-Арагонской Конфедерации, называемой Короной Арагона . Короли Арагонской короны распространили свои владения на Окситанию на территории нынешней южной Франции . Авраам Альбаргелони провел некоторое время в Нарбонне, где написал несколько работ для евреев Прованса , в которых жалуется на незнание математики их провансальским еврейством. [4]

Работа [ править ]

Авраам бар Хийя был одной из самых важных фигур в научном движении, которое сделало евреев Прованса , евреев Каталонии , Испании и Италии посредниками между арабской наукой и христианским миром, как в его оригинальных работах, так и в его переводах. [4]

Книга Бара Хийи «Йесоде ха-Тебуна у-Мигдал ха-Эмуна» ( ивр . יסודי התבונה ומגדל האמונה , букв. «Основы понимания и Башня веры»), обычно называемая Энциклопедией , была первой европейской попыткой синтезировать греческий язык. и арабская математика. [12] Вероятно, написанная в первой четверти XII века, книга, как говорят, подробно описывает взаимозависимость теории чисел , математических операций , деловой арифметики , геометрии , оптики и музыки . [17] Книга основана на ряде греческих источников, доступных тогда на арабском языке, а также на трудах аль-Хорезми и аль-Караджи . [12] Сохранилось лишь несколько коротких фрагментов этого произведения. [4]

Самая известная работа Бар-Хийи - это его «Хиббур ха-Мешиха ве-ха-Тишборет» ( ивр . חיבור המשיחה והתשבורת , букв. «Трактат об измерении и расчете»), вероятно, являющаяся частью предыдущей работы. Это знаменитая геометрия, переведенная в 1145 году Платоном Тиволийским под названием Liber embadorum a Savasordo in hebraico compositus . [2] Фибоначчи сделал латинский перевод Хиббура основой своей «Practica Geometriae» , следуя ему даже до сходства некоторых примеров. [18]

Бар Хийя также написал два религиозных труда в области иудаизма и Танаха : «Хегьон ха-Нефеш» («Созерцание души») о покаянии и «Мегилат ха-Мегалле » («Свиток Открывающего») об искуплении еврейского народа. люди. Последняя была частично переведена на латынь в 14 веке под названием Liber de redemptione Israhel . [2] Даже эти религиозные произведения содержат научные и философские предположения. Его Мегилат ха-Мегалле также носила астрологический характер и составляла гороскоп благоприятных и неблагоприятных дней. Бар Хийя предсказал, что Мессия появится в 5118 году утра (1358 год нашей эры). [19] [20]

Авраам бар Хийя писал все свои работы на иврите , а не на иудео-арабском языке ранней еврейской научной литературы, что сделало его пионером в использовании иврита в научных целях.

Другие известные работы [ править ]

Переводы [ править ]

Авраам бар Хийя сотрудничал с рядом ученых в переводе научных работ с языка на латынь , в первую очередь с Платоном Тиволи с их переводом в Тетрабиблоса Птолемея арабского 1138 году в Барселоне . [23] Остаются сомнения в деталях: в XII веке существовало несколько еврейских переводчиков по имени Авраам, и не всегда можно идентифицировать, о ком идет речь. Известные переводы бара Хийя включают:

  • De Horarum Electionibus, известный трактат Али бен Ахмада аль-Имрани.
  • Глава Сентилог, астрологические афоризмы.
  • Комментарий Ахмада ибн Юсуфа к Центилоквию , приписываемый Птолемею .
  • Из Астролябии Рудольфа Брюгге .
  • Книга увеличения и уменьшения, трактат по математике. [24]

В предисловии к «Сурат ха-Арец » бар Хийя скромно заявляет, что, поскольку ни одна из научных работ, подобных тем, которые существуют на арабском языке, не была доступна его братьям во Франции, он чувствовал себя призванным сочинять книги, которые, хотя и не содержат никаких исследований по его собственный, поможет популяризировать знания среди читателей на иврите. Поэтому его еврейской терминологии иногда не хватает ясности и точности, как у более поздних писателей и переводчиков.

Философия [ править ]

Бар Хийя был пионером в области философии: как показано Гутманом в опровержении Давида Кауфмана предположения о том, что « Хегьон ха-Нефеш» изначально была написана на арабском языке , [25] [26] Аврааму бар Хийе пришлось бороться с трудностями языка, еще не адаптированного к философской терминологии.

Написано ли оно специально к « Десяти дням покаяния» , как думают Рапопорт и Розин, или нет, [27] цель работы была практической, а не теоретической. Это должна была быть четырехглавая проповедь о покаянии, основанная на Хафтароте о Дне искупления и Шаббат Шуве . В нем он призывает читателя вести жизнь в чистоте и преданности. В то же время он, не колеблясь, заимствует идеи у философов-неевреев и отдает дань уважения древнегреческим философам, которые, не зная Торы, пришли к некоторым фундаментальным истинам о начале вещей, хотя и несовершенным способом. , потому что и цель, и божественный источник мудрости оставались для них сокрытыми. [28] По его мнению, неевреи могут достичь такой же высокой степени благочестия, как и иудеи. [29]

Материя и форма [ править ]

Философская система Авраама бар Хийи является неоплатонической , как и система Соломона ибн Габироля и автора Торот ха-Нефеш «Размышления о душе», как Плотин заявил :

Материя, лишенная всякой реальности, требует формы, чтобы обеспечить ей существование. Соединение этих двух по воле Божией, приводящее их из состояния потенциальности в состояние действительности, есть творение, причем само время производится одновременно с тварными вещами. И материя, и форма состоят из двух разных элементов. Есть чистая материя и есть нечистая. Также есть формы, слишком возвышенные, чтобы смешиваться с материей, например форма ангельского или высшего мира; и форма, которая, будучи восприимчивой и полой, восприимчива к смешению с материей. Верхний мир, созерцая нижний и излучая его высший свет, вызывает смешение материи с воспринимающей формой, « тоху ва-боху »; и из чистой материи произошли небесные тела, а из нечистой материи — четыре элемента. Но в то время как первая образовалась в неразрывную комбинацию, а смесь последних постоянно меняется, существует третья форма, которая смешивается с материей на определенное время, чтобы снова жить в бестелесном состоянии после ее разделения, и это человеческая форма. душа. В зависимости от своей мудрости, которая заставляет ее искать верхний мир, чистую и прочную форму, или по своей глупости, которая заставляет ее следовать нечистой материи бренного мира внизу, душа человека разделяет природу либо того, либо другого. но, поскольку его предназначение состоит в том, чтобы жить вечно, как ангелы, человек был назначен Богом быть правителем всех существ на земле; и в той мере, в какой он достигает своего предназначения или отклоняется от него, он поднимается или падает в достоинстве выше или ниже своих собратьев. [30]

Он согласен с Платоном , что душа в этом мире плоти заточена, а животная душа жаждет мирских наслаждений и испытывает боль от отказа от них. Однако только чувственный человек нуждается в исправлениях плоти, чтобы освободить душу от ее рабства; истинно благочестивым не нужно или, вернее, не следует подвергаться посту или другим формам аскетизма, кроме тех, которые предписаны законом. [31] Но точно так же, как человек был выделен среди своих собратьев как Божий слуга, так и Израиль отделен от народов, [32] те же три термина ( бара , йасар и асах ) используются пророком для создания Израиля, как и для человека в книге Бытия . [ нужна ссылка ]

Три класса благочестивых людей [ править ]

Подобно Бахье ибн Пакуде , [33] Авраам бар Хийя выделяет три класса благочестивых людей:

  1. такие, которые ведут жизнь совершенно отдельно от мирских занятий и посвящены только Богу («их мало, и в своем суверенитете над миром они могут рассматриваться как одна индивидуальность»).
  2. такие, которые принимают участие в мирских делах, но в своем поведении управляются только божественными законами и постановлениями, не заботясь об остальных людях (они образуют «святое собрание» или «верный город»)
  3. например, вести праведную жизнь, но также заботиться о том, чтобы зло, совершенное за пределами их сферы, было наказано и благо всех людей содействовало (они образуют «царство справедливости» или «праведную нацию»).

В соответствии с этими тремя классами слуг Божьих он находит, что законы Торы делятся на три группы:

  1. Декалог . , содержащий основные законы с особым упором на посвященного Богу человека, который, как и Моисей , живет исключительно в служении Богу (единственное число используется, потому что адресовано только Моисею или тому, кто подражает ему) Первая из Десяти Заповедей , которую он рассматривает лишь как вводное слово, подчеркивает божественное происхождение и вечную цель Закона ; остальные девять представляют различные законы, касающиеся Бога, семейной жизни и общества в целом. Каждый из этих трех классов снова относится либо к сердцу, либо к чувству, к речи или к действию человека.
  2. Группа законов, содержащихся во второй, третьей и четвертой книгах Моисея, предназначенных для народа Израиля во время его странствования по пустыне или во время изгнания , чтобы сделать его святым собранием, полагающимся исключительно на особую защиту Бога, не прибегая к к войне.
  3. Второзаконное законодательство предназначалось для людей , живущих в земледельческом государстве и образующих «царство справедливости». Однако во время мессианского искупления , когда злой дух совсем исчезнет, ​​когда чувственный человек станет духовным и страсти, порождавшие ненависть и вражду, уступят место человеколюбию и верному послушанию. по воле Божией не будут нужны никакие иные законы, кроме тех, которые даны Богопоклоннику в Декалоге, — закона, написанного на сердце человека. Люди, проникнутые исключительно любовью к ближним, свободные от греха, поднимутся до уровня богопосвященного человека и, подобно ему, примут участие в вечном блаженстве Божием.

Гуттман показал, что Нахманид читал и использовал « Хегьон ха-Нефеш» , [34] хотя иногда и отличается от него; но хотя Саадия Гаон в других местах цитируется Авраамом бар Хийей, он никогда не упоминает его в Гегьоне . [35] Характерной чертой этой эпохи является тот факт, что в то время как Авраам бар Хийа боролся со всеми суевериями, с суевериями о текуфоте , [36] против молитв за умерших, [37] и подобные практики, [ нужна ссылка ] тем не менее он, как и Ибн Эзра , твердо верил в астрологию . В своей «Мегилат ха-Мегалле» он вычислил из Священного Писания точное время пришествия Мессии как 5118 год от мира. [38] Он написал также труд об искуплении, из которого Исаак Абраванель позаимствовал многие идеи. Он защищает иудаизм от христианских аргументов, а также обсуждает Мухаммеда «Безумного», объявляя о падении ислама , согласно астрологическим расчетам, в 4946 году.

Математика [ править ]

Теорема Бар-Хийи в экземпляре Талмуда.

В книге Бар-Хийи «Хиббур ха-мешиха ве-ха-тишборет» встречаются квадратные уравнения . впервые на Западе [11]

Бар Хийя методом неделимых доказал следующее уравнение для любой окружности: , где это площадь поверхности, длина окружности и является радиусом. [39] Такое же доказательство содержится в комментарии тосафистов ( XII век) к Вавилонскому Талмуду . [40]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Также Хайя. [3] Другие варианты включают Авраама бен Чиджа, Авраама бен Хийя аль-Баргелони, [4] Авраам бен Хия Ханаси в Барселоне, [5] Авраам бен Чива, [6] : 172  Авраам бен Хаджа, [7] [8] и раввин Авраамо Испано Филио раввин Хайджае. [9]
  2. ^ Латинизация слова арабского Сахиб аль-Шурта ( صاحب الشرطة ), «начальник полиции». [10] [6] : 290 

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). « Авраам бар Хийя ха-Наси ». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Ссылки [ править ]

Сноски [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лангерманн, Ю. Цви (2007). «Бар Хийя: Авраам Бар Хийя Савасорда » В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов Нью-Йорк: Спрингер. стр. 100-1 95–6. ISBN  978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Леви, Тони (2002). «Энциклопедия средневековья». В Воше, Андре (ред.). Авраам Бар Хийя . Энциклопедия средневековья . Джеймс Кларк и Ко. doi : 10.1093/acref/9780227679319.001.0001 . ISBN  978-0-19-518817-2 .
  3. ^ Рапопорт, Хегьон ха-Нефеш, с. 63.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Общественное достояние Священник, Г.; Гутманн, Дж.; Колер, Кауфман (1901–1906). «Авраам бар Хийя ха-Наси » В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  5. ^ Кац, Шломо, изд. (14 марта 1998 г.). «Р'Авраам бен Чия Ханаси в Барселоне». ХаМааян / Источник Торы . XII (18): 4.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гейгер, Авраам; Ньюбург, Чарльз (1866). Иудаизм и его история . Тальмессингер и Кан; Трюбнер и Ко.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дрекслер, Адольф (1881). Иллюстрированная энциклопедия астрономии . Лейпциг: Джей Джей Вебер. п. 5. ОКЛК   1075821512 .
  8. ^ Общая энциклопедия наук и искусств, Часть 1, Том 1, с. 157; Краткий словарь Поггендорфа, том I, AL, 1863 г., Лейпциг.
  9. ^ Гольдштейн, Бернард Р. (2001). «Кеплер и еврейские астрономические таблицы». Журнал истории астрономии . 32 (107): 130–136. Бибкод : 2001JHA....32..130G . дои : 10.1177/002182860103200203 . ISSN   0021-8286 . S2CID   117455118 .
  10. ^ Миллас Валликроса, Хосе М. (1959). Работа Р. Авраама бар Хийя ха-Баргелони «Сефер хешбон махлекот ха-кокабим» . Барселона: Институт Ариаса Монтано. стр. 13–14.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каунцнер, Вольфганг (1987). «О передаче математических знаний в Европу». Архив Зудгофа . 71 (2). Франц Штайнер Верлаг: 129–140. JSTOR   20777136 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Леви, Мартин (сентябрь 1952 г.). «Энциклопедия Авраама Савасорды: отход в математическую методологию». Исида . 43 (3): 257–264. дои : 10.1086/348115 . JSTOR   227469 . S2CID   144775595 .
  13. ^ Адлер, Маркус Натан (1907). Маршрут Вениамина Тудельского . Нью-Йорк. п. 2. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. Эта работа была напечатана в Базеле Освальдом Штрайтфуксом, включая латинский перевод. См. «Общую энциклопедию наук и искусств» , часть 1, том 1, с. 157.
  15. ^ Краткий словарь Поггендорфа, том I, AL, 1863 г., Лейпциг
  16. ^ Леви, Рафаэль (октябрь 1942 г.). «Авторство латинского трактата об астролябии». Зеркало . 17 (4): 566–569. дои : 10.2307/2856449 . JSTOR   2856449 . S2CID   162816396 .
  17. ^ Леви, Мартин (1954). «Авраам Савасорда и его алгоритмизм: исследование ранней европейской логистики». Осирис . 11 : 50–64. дои : 10.1086/368570 . JSTOR   301662 . S2CID   143863438 .
  18. ^ Шуб, Пинкус (1932). «Математический текст Мардохея Комтино (Константинополь, XV век)». Исида . 17 (1): 54–70. дои : 10.1086/346637 . JSTOR   224627 . S2CID   144399199 .
  19. ^ Грец, Генрих (1892). История евреев: от древнейших времен до наших дней . п. 320.
  20. ^ Гринстоун, Юлиус Гилель. Идея Мессии в еврейской истории . п. 134.
  21. ^ Штайншнейдер, Мориц (1867). «Авраам Иудей». Журнал математики и физики (на немецком языке). 12 (1).
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Села, Шломо (2001). «Нечеткие границы между астрономией и астрологией в мыслях и творчестве трех еврейских интеллектуалов двенадцатого века». Алеф . 1 (1): 59–100. дои : 10.2979/ALE.2001.-.1.59 . JSTOR   40385448 . S2CID   170436865 .
  23. ^ Хаскинс, Чарльз Гомер (1967). Исследования по истории средневековой науки . Нью-Йорк: Издательство Фредерика Унгара. п. 11.
  24. ^ Рукопись в Национальной библиотеке Парижа (7377 A).
  25. ^ Ежемесячно, 1900, с. 195.
  26. ^ ЗДМГ ххх. 364; Следы Аль-Батладжуси, с. 28, и Бахер, Библейская экзегеза еврейских религиозных философов средневековья, с. 82.
  27. ^ Этика Маймонида, с. 15.
  28. ^ Гегион, стр. 1, 2.
  29. ^ Гегион, с. 8а.
  30. ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). « АВРААМ БАР ХИЙЯ ХА-НАСИ ». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  31. ^ Гегион, с. 16а
  32. ^ Гегион, с. 7.
  33. ^ Хобот ха-Лебабот, ix. 3.
  34. ^ Ежемесячно, с. 201, примечание 2.
  35. ^ Гуттманн, в Monthly, стр. 199, 200.
  36. ^ Сефер ха-Иббур, с. 8.
  37. ^ Гегион, с. 32а.
  38. ^ См. Бен Ханания, 1869, iv. 7, 8.
  39. ^ Боаз Цабан и Дэвид Гарбер. «Доказательство раввина Авраама Бар Хия Ханаси» . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 г. Проверено 28 марта 2011 г.
  40. Трактат Сукка , 8а в виленском издании.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 186adbaef52fb303c0cafb3ce09ca2ab__1714002780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/ab/186adbaef52fb303c0cafb3ce09ca2ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abraham bar Hiyya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)