Ребе
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Ребе иврит ( идиш : רבי , латинизированный : ребе ) или Адмор ( : ) является духовным אדמו״ר лидером хасидского движения , а личности [ нужны разъяснения ] из ее династий . [ 1 ] Титулы Ребе и Адмор, которые раньше были общими почетными титулами еще до начала движения, со временем стали почти исключительно отождествляться с его цадиками .
Использование
[ редактировать ]Сегодня ребе используется следующим образом:
- Раввин , учитель Торы - ешивы ученики или ученики хедера (начальной школы), разговаривая со своим учителем, обращались к нему с почетным словом Ребе , как идиш-немецким эквивалентом еврейского слова раввин ( Раввин раби [ ˈʁabi] ).
- человека Личный наставник и учитель. Главный рош-ешива , учитель ешивы или наставник, который учит его или ее Талмуду и Торе и дает религиозное руководство, называется ребе ( / ˈ r ɛ b ə / ), [ 2 ] также как эквивалент термина «раввин».
- Духовный лидер. Духовного главу хасидского движения называют ребе ( / ˈ r ɛ b ə / ) . [ 2 ] Его последователи обращались к нему как «Ребе » или обращались к нему, разговаривая с другими, как « Ребе » или «мой Ребе ». Другие называют его Ребе определенной хасидской династии . На иврите хасидского ребе часто называют АдМоР , что является аббревиатурой от Ад онейну, Мо Рейну, ве Р аббену («Наш Учитель, наш Учитель и наш раввин»). В письменной форме этот титул ставится перед именем хасидута, как в «Адморе Белзе»; в то время как титул Ребе происходит от имени хасидута , когда он используется в качестве прилагательного, как в «Любавичском Ребе», «Амшиневском Ребе» и каждом ребе каждой хасидской династии . В литвишском мире, когда не речь идет о хасидском ребе ( / ˈ r ɛ b ə / [ 2 ] ), слово можно произносить как «ребби» ( / ˈ r ɛ b i / ). Евреи-сефарды могут произносить это слово как «Рибби» ( / ˈ r iː b i / ). У любавичских традиция, согласно которой еврейские буквы, составляющие слово ребе ( / ˈ r ɛ b i / ), также являются аббревиатурой от « Рош хасидов есть Б нэй Исроэль », что означает «духовный глава детей Израиля ». .
Обычный общинный раввин, или ребе на идише, иногда отличается от рава ( / ˈ r æ v / , также произносится как rov / ˈ r ɒ v / евреями восточноевропейского или русского происхождения), который является более авторитетным лицом, принимающим галахические решения. . Важная функция рава — отвечать на вопросы галахи (свода еврейского закона), но он не так авторитетен, как посек . Краткая форма реб — это почетное звание для ортодоксальных евреев- мужчин, которые, скорее всего, обладают глубокими знаниями Талмуда и Торы, в отличие от реконструктивистского , реформистского или консервативного иудаизма . Первоначально этот титул был добавлен к именам евреев во время раскола с сектой караимов , как знак верности первоначальной раввинской традиции , известной сегодня как ортодоксальный иудаизм . [ 3 ]
Хасидизм
[ редактировать ]Как правило, среди хасидов ребе ( / ˈ r ɛ b ə / ) упоминается на иврите как адмор (мн. адморим ), аббревиатура от иврита адонеину мореину в'рабейну ( иврит : אדם"ר аббревиатура от אד וננו מ). ורנו ור בנו), что означает «наш господин, наш учитель и наш раввин», что сейчас является современным еврейским словом в Израиле, обозначающим «ребе» .
Хасиды используют термин «ребе» также в более возвышенном смысле, чтобы обозначить кого-то, кого они воспринимают не только как религиозного лидера или наси. [ 4 ] своей общины, а как их духовный наставник и наставник. Ребе или мой Ребе в этом смысле — это рав или раввин, чьи взгляды и советы принимаются не только по вопросам религиозного закона и практики, но и во всех сферах жизни, включая политические и социальные вопросы. Иногда у хасида есть ребе в качестве духовного наставника и дополнительного рава для вынесения решений по вопросам галахи .
Хасиды используют понятие (нехасидского) ребе в простом смысле слова «раввин» , как идиш-немецкий эквивалент еврейского слова. רַבִּי раби [ˈʁäbi] . Например: «Я попрошу своего ребе ( / ˈ r ɛ b ə / ), раввина ( / ˈ r æ b aɪ / ) Плони (такого-то), совета по этому личному вопросу».
Хасидский ребе
[ редактировать ]Хасидский ребе ( / ˈ r ɛ b ɛ / ) обычно означает великого лидера хасидской династии , также называемого «Великим раввином» на английском языке или ADMOR , еврейской аббревиатурой от Ad oneinu -Mo Reinu-ve. Рабейну ( « наш господин/хозяин, учитель и раввин»). За пределами хасидских кругов термин «Великий раввин» использовался для обозначения раввина с более высоким духовным статусом. Эта практика получила широкое распространение в Америке в начале 1900-х годов, когда хасидские ребе начали эмигрировать в Соединенные Штаты и произошли от немецкого Grossrabbiner .
Раввин Исроэль Баал Шем Тов , основатель хасидизма, считается хасидами первым хасидским ребе. [ 1 ] При жизни его называли в основном «Святым», а не «Ребе», а его учениками были « магидимы » или «проповедники», такие как Магид Чернобыля или Магид из Мезрича .
Первым «ребе», известным как таковой, был внук Баал Шем Това, раввин Борух из Межибожа , которого при жизни называли «Ребе». стали называть тех, кто дошел до руководящих должностей, и их преемников После него ребе . Постепенно этот титул стал означать более высокий духовный статус.
Каждая хасидская группа называет своего лидера «ребе».
Ханна Рэйчел Вербермахер , также известная как Девушка Людмира или «Людмирер Мойд», была единственной женщиной-ребе в истории хасидского движения; жила в 19 веке на Украине и в Израиле. [ 5 ] [ 6 ]
Отношения хасидов со своим ребе
[ редактировать ]Ребе как цадик
[ редактировать ]По мнению Маймонида , [ 7 ] цадик - это «тот, чьи заслуги превосходят [его / ее] беззаконие», и каждый человек может достичь уровня цадика. По мнению Тани , цадик не имеет склонности к злу, и лишь немногие избранные, которым предначертано достичь этого уровня, могут достичь его. Согласно каббале (и особенно хасидскому пониманию каббалы), мир держится на «плечах» цадикимов Нистаримов , божественно предопределенных исключительно праведных людей в поколении. Никто не знает, кто был таким цадиком, даже один из этих исключительно праведных людей не знал бы, что он такой цадик. Считается, что эти люди усовершенствовали свое служение Богу до такой степени, что стали буквально и физически осознавать Бога. Восприятие этих праведных людей (как духовное, так и физическое, не говоря уже о мирских вопросах) выходит за видимые границы существования.
Однако хасидского ребе обычно называют праведным человеком, которого называют « цадиком ». [ 1 ] Более того, говорят, что ребе способен влиять на божественное провидение, а ребе, как говорят, способен «видеть будущее» или, по крайней мере, иметь четкое представление о жизни и испытаниях другого человека.
В результате хасиды в некоторых хасидских кругах обращаются за советом к своему ребе по самым разным вопросам: духовным, физическим и даже деловым. Более того, многие люди ищут благословения ( брахи ) ребе (а хасид специально ищет благословения своего ребе) по поводу чего угодно, от незначительных (и тем более серьезных) физических проблем до великих духовных проблем.
Цадик ХаДор
[ редактировать ]В некоторых движениях хасиды верят, что их ребе является « цадиком хадором » ( цадиком поколения ), и считают ересью любую мысль, умаляющую его совершенство и святость. Другие секты в той или иной степени уменьшают эту идеализацию. Поскольку многие ребе являются зятьями или учениками других ребе, вполне логично, что они считают себя подчиненными этим другим ребе. Тем не менее, их хасиды остаются верными им из-за своей особой преданности, семейных связей или веры в то, что конкретный цадик или Наси ХаДор (хотя другие могут иметь более высокий духовный уровень) лучше всего соединяется с душой человека. Например, косовский Ребе ежегодно совершает паломничество к Тошерскому Ребе. Тем не менее, его последователи остаются ему очень преданными.
Ребе как проводник
[ редактировать ]В отличие от раввинов или ребе-нехасидов в других еврейских движениях, хасидский иудаизм считает «хасидского ребе» проводником между евреями и Богом. [ 1 ] основанная на традиционных каббалистических концепциях и терминологии, хасидская философия соединила девейкут , еврейскую концепцию, относящуюся к близости к Богу, к хасидскому ребе, воплощающую и направляющую Божественный поток благословения в мир, поскольку Творение зависит от непрерывного потока Божественной жизненной силы. , без которого оно превратилось бы в небытие. [ 8 ]
Хасидские последователи ребе
[ редактировать ]Учитывая физическое осознание ребе Бога и трансцендентное восприятие ребе благочестия, многие хасиды уделяют особое внимание соблюдению конкретных, а иногда и мелких практик своего ребе. Даже вещи, которые кажутся обыденными, тем не менее, могут рассматриваться хасидами как невероятно значимые. Например, любавичские хасиды часто придают своим шляпам шляпу такую же форму, как и шляпа Любавичского Ребе, которая была более плоской, чем у многих других. Многие скверерские хасиды (из Скверерского Ребе на Нью-Сквер ) носят пейо, идентичные пейо Скверерского Ребе.
Хотя хасиды не всегда следуют конкретным практикам своего ребе, ребе может создавать практики, которые могут быть специфичными и уникальными для его хасидов. Например, раввин Аарон Рот ( реб Ареле , как его называли), первый ребе Шомер Эмуним , велел своим хасидам часто делать паузы во время еды, чтобы они не переедали. Хасид обычно проявляет любовь и восхищение к своему ребе, как к близкому члену семьи, если не больше. Однако степень и характер этой веры варьируются в зависимости от движения.
Функции хасидского ребе
[ редактировать ]Есть некоторые функции, которые являются исключительно прерогативой хасидских ребе:
Ребе проводит тиш ( идиш : פֿירט טיש : феерт тиш , буквально «управлять столом») или фарбренген — совместную праздничную трапезу с весьма мистическим подтекстом — в Шаббат и в других случаях. Вечером ребе раздает шираим (буквально «остатки») хасидам, сидящим за столом или собравшимся вокруг него. Когда собрание, подобное тишу, возглавляет раввин, который не является ребе (т.е. Машпия ), его можно назвать ботте (особенно среди групп из Румынии) или шевес Ахим .
У ребе бывают случаи, когда хасиды (и другие просители) могут прийти на частную аудиенцию. Квител квитлах (на идише «записка», множественное число ) — это записка с именем просителя и короткой просьбой, о которой ребе просят помолиться. Формула, в которой пишется имя человека, представляет собой его собственное еврейское имя, сын/дочь еврейского имени матери, например Шимон бен Ривка (Симеон, сын Ревекки). Хасиды верят, что ребе читают сверхъестественным образом «между строк» квитела , и в каждом хасидском движении существуют многочисленные анекдоты, рассказывающие о том, как ребе видел вещи, не написанные в квителе .
В большинстве хасидских групп квител (секретарь) ребе пишет габбай , однако иногда проситель пишет его самостоятельно. Обычно, за некоторыми исключениями, ребе пидьон принято вручать под квител (выкуп) денежных средств , но это не является обязательным. Это считается каналом, через который дается благословение, и искуплением души просителя. («Подарок радует получателя» - поясняется: благословение исходит только от радостного сердца.) Также принято давать чаевые габбаю, хотя это тоже не обязательно.
Другие задачи не являются исключительными для хасидских ребе, но представляют собой важную роль, которую они играют в своей общине, как и другие раввины . К ним относятся руководство молитвой в Шаббат и Святые дни , выполнение мицвот со своими хасидами, а также участие или исполнение обязанностей на свадьбах, брит-милах и других мероприятиях. Хасидские ребе также играют центральную роль в интеллектуальной и общественной жизни своих общин, произнося проповеди и диалоги и создавая образовательные и религиозные учреждения. [ 9 ]
Типология хасидских ребе
[ редактировать ]Залман Шахтер-Шаломи предположил, что исторических хасидских ребе можно рассматривать как занимающих одну или несколько из следующих ролей или функций, связанных с поддержкой своих последователей: [ 10 ] : 59–71
- Рав . Эта роль относится к хасидским ребе, которые также служили рукоположенными раввинами, обслуживающими еврейские общины. Примеры этого типа, приведенные Шахтер-Шаломом, включают Шмельке из Никольсбурга и Пинхаса Горовица . Для некоторых хасидских Ребе, таких как Хаим Хальберштам из Санца, вместо Ребе использовался термин Рав.
- Хороший еврей . Эта роль, известная на идише как Гутер Ид , относится к популярному хасидскому ребе, который, как считается, пользуется благосклонностью Бога и чье наследие отражает условия борьбы хасидов. Эта роль рассматривалась как продолжение талмудического наследия таких людей, как Хони ха-Меагель . В качестве примеров хасидских ребе этого типа можно привести Арье Лейба из Шполы и Беришила из Кракова .
- Провидец . Эта роль, известная на иврите как Хозе , относится к хасидскому Ребе, которому приписывались пророческие способности. В качестве примера приводятся люблинский провидец и его ученик Цви Гирш из Зидихова .
- Чудотворец . Эту роль, известную на иврите как Баал Мофет , хасиды часто брали на себя, чтобы привлечь внимание к практической каббале . В качестве примера можно привести Бера из Радошица .
- Целитель . Эта роль понимается как нечто большее, чем просто исцеление, но также предполагает ожидание, что хасид изменит свое поведение, чтобы заслужить исцеление.
- Гаон . Вариантом целителя был талмудический гений ( гаон ), который мог предложить благословение благодаря своим знаниям Талмуда. Эта традиция не ограничивалась хасидизмом, но также применялась к раввинам-нехасидам, таким как Ечезкель Ландау из Праги и Гаон из Вильны .
- Сын или внук цадика . Эта роль применялась к хасидским ребе, которые использовали наследственные заслуги своего предшественника-хасида для призыва благословения. термин эйникель На идише иногда использовался (внук). Часто эта роль заключалась в использовании петиций на могиле предшественника-хасида. В качестве примера можно привести Боруха из Меджибожа , который был внуком Баал Шем Това , основателя хасидизма.
- Блоковый Ребе . Считается, что этот тип развился в Нью-Йорке с 1900 по 1940 год и выполнял роль дедушки по отношению к местным еврейским жителям.
- Каббалист . Эта роль, также известная на иврите как Баал Мкубал , предполагала знание теоретических учений еврейского мистицизма. В качестве примеров можно привести Шнеура Залмана из Ляд (основателя Хабадского хасидизма), Исроэля Хопштейна (Магида из Кожница) и Исаака из Комарно .
- Духовный наставник . Эта роль, известная на иврите как Море Дерех («Учитель пути»), отражает хасидское представление о том, что Ребе является знатоком вопросов любви и страха перед Богом. Сообщается, что хасидский Ребе Аарон Рот настаивал на использовании этого термина. Хотя Шахтер-Шалом отмечает, что хасиды ценят живое руководство выше использования книг, некоторые Ребе, такие как Шалом Довбер из Любавичей , написали различные трактаты для разных типов духовных искателей.
- Цадик поколения . Эта роль, известная на иврите как Цадик ХаДор или Рашей Алафим («Глава Тысячи»), указывает на статус библейских лидеров и мистически рассматривается как проводник всех благословений для еврейского народа этого поколения. .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хейлман, Сэмюэл. «Ребе и возрождение ортодоксального иудаизма». Религия и духовность (Аудио) . UCTV, 20 октября 2011 г. Интернет. 31 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Оксфордский словарь английского языка, Университетский словарь Мерриам-Вебстера
- ^ Раввин Шломо Залман Ауэрбах , Халихот Шломо 1: 370–373;
Сало Виттмайер Барон , Социальная и религиозная история евреев , том. 5 р. 283 - ^ Шнеерсон, раввин Менахем Мендель. «Голова» . Каббала и мистическое . Медиа-центр Хабад-Любавич. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ «ЙИВО — Дева Людмира» . www.yivoencyclepedia.org . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Дойч, Натаниэль (6 октября 2003 г.). Девушка Людмира: еврейская святая женщина и ее мир . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520927971 . Проверено 1 мая 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Трактат Евамот из Вавилонского Талмуда 49b–50a: «Тот, чьи заслуги превосходят его беззаконие, является цадиком » . Мишне Тора , Сефер Мадда , Законы покаяния 3:1
- ↑ Бог и цадик как два фокуса хасидского поклонения Ада Рапопорт-Альберт, в «Основных документах по хасидизму» под редакцией Гершона Хундерта, NYU Press, 1991.
- ^ «Вена чествует «самого влиятельного раввина современной истории» ». Александрия, Вирджиния. Газеты связи. 7 мая 2014 г.
Еврейский центр Хабад Тайсонс представит «Сдвиг парадигмы: трансформационные жизненные учения Любавичского Ребе», новый курс из шести занятий, проводимый Институтом еврейского обучения имени Рора. Курс будет проводиться в рамках серии местных мероприятий в Северной Вирджинии, посвященных 20-летию со дня кончины «Ребе», праведной памяти раввина Менахема М. Шнеерсона. Ребе был дальновидным религиозным лидером, который вдохновлял бесчисленное количество людей при своей жизни и создал глобальную сеть образовательных, социальных и религиозных учреждений для возрождения еврейского ландшафта после Холокоста.
- ^ Шахтер-Шаломи, Залман Мешуллам (1991). Духовная близость: исследование консультирования в хасидизме . Джейсон Аронсон.