Аарон Рот
Аарон Рот | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1894 |
Умер | 1947 |
Аарон Рот или Аарон Роте ( иврит : Аарон Рата ), известный как Реб Ареле [ 1 ] (1894−1947 [ 2 ] ), венгерский хасидский ребе и знаток Талмуда . Впервые он основал хасидскую общину, которую назвал Шомер Эмуним (Хранитель веры), в 1920-х годах в Сату-Маре и в 1930-х годах в Берегово , прежде чем поселиться в Иерусалиме , где он также основал хасидскую общину с таким же названием. Его основная работа — двухтомный «Шомер Эмуним» , написанный в 1942 году в ответ на новости о зверствах нацистов в Восточной Европе.
После его смерти секта раскололась на две группы. Один, принявший имя Шомрей Эмуним, последовал за своим сыном, раввином Авраамом Хаимом (1924–2012), другой последовал за своим зятем и стал известен как Толдот Аарон («Поколения Аарона»), от которого Толдот Авраам Ицхок позже отделился . выключенный.
Жизнь
[ редактировать ]Рот родился в Унгваре , Венгрия, сегодня Ужгород на Украине , аутсайдер хасидского мира. [ 3 ] Он с ранних лет был необычайно набожен и аскетичен. До 20 лет он изучал Талмуд в Ваце у Йешаягу Зильберштейна, венгерского ученого, а затем у хасидских раввинов из Галиции , бежавших в Венгрию во время Первой мировой войны , в том числе у Иссахара Дова Рокича из Белза и Цви Элимелеха Спиры из Блажовой . [ 4 ] Он также провел некоторое время во дворе Исраэля Хагера из Визница, автора книги «Сефер Ахавас Исраэль». Это привело к очень прочным отношениям с двумя семьями до сегодняшнего дня. [ 5 ] По указанию последнего [ 6 ] Рот основал хасидскую общину в Сату-Маре , где он поселился в 1920 году, через несколько лет после женитьбы. В 1925 году он отправился в Иерусалим, где также приобрел сторонников, и вернулся в Сату-Маре четыре года спустя. В 1936 году он отправился в Берегово (Берегсас) в Чехословакии , после того как конфликт между ним и последователями сатмарского хасидского раввина Джоэля Тейтельбаума перерос в открытое физическое насилие. В 1939 году Рот поселился в Иерусалиме, где снова привлек преданных последователей. [ 4 ] Синагога , которую он основал в квартале Меа Шеарим, прославилась экстатическим настроением молящихся там. [ 1 ]
После его смерти в 1947 году ему наследовали его сын Авраам Хаим Рот, ребе Шомре Эмуним, и его зять Авраам Исаак Кон , который стал ребе группы Толдот Аарон . [ 6 ]
Просмотры
[ редактировать ]В книге Рота «Тахарас ХаКодеш», опубликованной в 1930 году, он предсказал большую катастрофу, которая произойдет в ближайшем будущем из-за нескромной одежды и незащиты завета. [ 4 ] В этом контексте он процитировал Зоар (Ноах 66б), в котором говорится, что, когда евреи соблюдают Священный Завет (Брис Кодеш) должным образом, никакой другой народ не может иметь над ними никакой власти. [ 7 ] Рот раскритиковал борьбу и скандалы внутри многих хасидских династий, обвинив их в том, что они не следуют акценту первых цадикимов на простой молитве и благочестии. [ 4 ] Отвергая всякий компромисс с современными взглядами и образом жизни, он призывал к покаянию, требовал полного соблюдения простой веры и экстатического образа молитвы, ожидал от своих хасидов самообеспечения собственным трудом. [ 6 ] Он определил эту группу как священное братство и дал рекомендации по отличительному поведению, одежде и прическам, особенно сожалея об упадке скромности. [ 4 ] Он рассматривал Холокост как наказание за отказ от простой веры и древних традиций, в частности онанизма. [ 6 ] обвиняя секуляризм и сионизм .
Сочинения
[ редактировать ]
Рот был автором нескольких произведений современной хасидской литературы: [ 4 ]
- ха-Кодеш Тахарат ; (1930) о моральном развитии хасидов ( первый том, второй том на сайте JewishBooks.org)
- Шулхан ( ха-Тахор 1933) о благочестивом застолье и связанных с ним вопросах;
- Ноам ха-Левавот ; (1934) о вере, практике и покаянии ( текст на иврите на сайте JewishBooks.org)
- שומר אמונים ( Шомер Эмуним ) (1942), который содержит мистический трактат Хитрагшут ха-Нефеш (Возбуждение души), представляет собой двухтомный сборник проповедей о вере, провидении, награде, наказании и руководящих принципах пиетистского поведения для обеспечения искупления Израиля. написано в то время, когда новости о зверствах нацистов в Восточной Европе достигли внешнего мира; [ 8 ] ( Первый том , второй том на сайте JewishBooks.org);
- Сборник писем ( Осеф Михтавим ) (1943);
- В поисках веры ( Мевакеш Эмуна ) (1943), текст на иврите на сайте JewishBooks.org.
Его этическое завещание было опубликовано под названием «Кунтрес Цаваах» в 1947 году. Его работы, включая новые тома, основанные на его письменных рукописях, продолжают публиковаться его последователями. [ 4 ] Подборка его произведений была опубликована в английском переводе Залманом Шахтер-Шаломи и Яиром Хиллелем Гельманом. [ 9 ] [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коэн, Джек (2000). Основные философы еврейской молитвы ХХ века . Фордхэм Юнив Пресс. стр. 80–95. ISBN 0-8232-1957-7 .
- ↑ В некоторых источниках годом его смерти указан 1944 или 1946 год.
- ^ Кареш, Сара Э.; Гурвиц, Митчелл М. (2006). Энциклопедия иудаизма . Издательство информационной базы. п. 432. ИСБН 0-8160-5457-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ферцигер, Адам С. (2008). «Рот, Аарон» . В Гершоне Дэвиде Хундерте (ред.). Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Издательство Йельского университета . Проверено 7 февраля 2012 г.
- ^ « Приехал из Вижница, чтобы быть последователем моего отца, но не согласился » .
- ^ Jump up to: а б с д Штейнзальц, Адин (2007). «Рот, Аарон» . В Беренбауме, Майкл ; Сколник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 17 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. п. 479. ИСБН 978-0-02-866097-4 . Проверено 7 февраля 2012 г.
- ^ Taharas HaKodesh, v.1 p. 5.
- ^ Кон-Шербок, Дэн; Кон-Шербок, Лавиния (1995). Еврейский и христианский мистицизм. Введение . Издательство Грейсвинг. п. 81. ИСБН 0-85244-259-9 .
- ^ Шахтер-Шаломи, Залман (2009). Сердце Арона: Молитвы, учения и письма Ареле Рота, хасидского реформатора . Бен Иегуда Пресс. ISBN 978-1-934730-18-8 .
- ^ Брилл, Алан (17 июня 2009 г.). «Хасидизм Реба Залмана» . Еврейская ежедневная газета Форвард . Проверено 7 февраля 2012 г.