Борух Меджибожский
Борух Меджибожский | |
---|---|
Заголовок | Реб Борух Межбижер |
Персональный | |
Рожденный | Борух (Меджибож) 1753 |
Религия | иудаизм |
Супруг | ?? дочь Р. Товия Кацкеса, Сима Чуша дочь Р'Аарона Титиева |
Дети | Удль Авербух Chana Chaya Drubitsher Рейзл (нет сыновей) |
Родители |
|
Началось | 1782 |
Закончено | 4 декабря 1811 г., 18 кислева 5572 г. |
Основная работа | Буцино диНойро |
Династия | Межбиж |
Раввин Борух из Меджибожа (1753–1811) был внуком Баал Шем Това . Реб Борух (известный в детстве как Реб Борухль, уменьшительное идиш, а впоследствии как Реб Борухл ХаКадош ) был первым крупным «ребе» хасидского движения, который держал суд в Межбиже в родном городе своего деда и Бейс Медраше , который он унаследовал.
Биография
[ редактировать ]Как записано в раннем хасидском труде «Мекор Борух» (впервые опубликованном в 1880 году на основе рукописных рукописей), во время смерти Баал Шем Това раввин Пинхас из Корца и раввин Яаков Иосиф из Полоного , два ближайших ученика Баал Шем Това, сообщили Хасидам сообщили, что Баал Шем Тов назначил Реба Боруха своим преемником и поручил Ребу Пинхасу взять на себя ответственность за выполнение этих желаний. На момент смерти деда Ребу Боруху было всего семь лет, и он вырос в доме Реба Пинхаса, куда регулярно навещали другие близкие ученики Баал Шем Това и другие лидеры хасидского движения, чтобы проверить его успехи и помочь в подготовке к принять мантию своего деда.
Реб Борух оставался с реб Пинхасом из Корца до тех пор , пока Чеврая Кадиша , как называли близкий круг учеников Баал Шем Това, не почувствовал, что он готов стать Ребе и вернуться в Межбиж.
Раввин Борухл был назначен ребе примерно в 1782 году. Он вел свой суд по принципу малхуса (королевства). Свой двор он вел в Тульчине с 1788 по 1800 год, после чего переехал в Межбиж. Там он построил просторную, роскошную резиденцию, в конюшне у него была карета и лошади.
Многие из учеников его деда и великие хасидские лидеры того времени регулярно посещали Ребе Ребе Борухла , как его называли, в том числе Магида Чернобыля , Магида Мезрича , раввина Шнеура Залмана из Ляди (основателя Хабадского хасидского движения). ), Хозе Люблина и другие.
Реб Борух был известен своей меланхолией, вспыльчивым нравом и бескомпромиссной сильной волей. Его руководящий принцип малхус был предметом больших споров среди хасидских лидеров его поколения. Реб Борух был первым хасидским лидером, который накопил огромное богатство от своих последователей посредством практики петек и пидёнот . Другими словами, он получал пожертвования и подарки по личным просьбам или молитвам. Он утверждал своим последователям, что обладает сверхъестественными способностями, происходящими непосредственно от его кровной связи с Баал Шем Товом . [1]
В 1808 году раввин Шнеур Залман из Ляд посетил Реба Боруха в Меджибоже, чтобы урегулировать их разногласия. В то время реб Борух был возмущен своей публикацией «Таня» и настойчивыми требованиями раввина Шнеура Залмана о том, чтобы коммунальные средства свободно направлялись на благотворительные цели. С этим визитом связано множество историй, большинство из которых закончились тем, что вспыльчивый характер Реба Боруха взял над ним верх. Результатом визита в конечном итоге стало выселение раввина Шнеура Залмана и его последователей из Подолья .
В более поздние годы Реб Борух был охвачен меланхолией. Пытаясь излечить его меланхолию, его последователи пригласили Гершеля Остропольского придворного шута в качестве своего рода . Гершель был одним из первых задокументированных еврейских комиков, и о его подвигах ходят легенды как в еврейской, так и в нееврейской общинах. Одна история гласит, что в приступе ярости реб Борух сам был виновен в смерти Гершеля. По крайней мере, в одной истории Гершель задержался на несколько дней и умер в собственной постели Реба Боруха в окружении Реба Боруха и его последователей. [2]

Когда реб Борух умер в 1811 году 18 кислева 5572 года, его хасиды (последователи) исчислялись тысячами. [3] Похоронен на еврейском кладбище в Меджибоже, рядом со своим дедом Баал Шем Товом . Его сочинения были включены в «Амарот Техорот», опубликованную в 1865 году, и в «Бузино Динхора», опубликованную в 1879 году.
См. также
[ редактировать ]- Баал Шем Тов
- Генеалогическое древо Баал Шем Това
- Гершель Остропольский
- Меджиж
- Меджибож (династия хасидов)
- Рапопорт-Бик (династия раввинов)
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Чапин, Дэвид А. и Вайнсток, Бен, Дорога из Летичева: история и культура забытой еврейской общины в Восточной Европе, Том 1 . ISBN 0-595-00666-3 iUniverse, Линкольн, Невада, 2000.
- Визель, Эли, 1978, Четыре хасидских мастера и их борьба с меланхолией: ISBN 0-268-00944-9 Издательство Университета Нотр-Дам.
- Рабинович, Цви М. Энциклопедия хасидизма : ISBN 1-56821-123-6 Джейсон Аронсон, Inc., 1996.
- По следам Ан-ского : ISBN 90-6630-354-9 Uitgeverij Waaders bv, Зволле, Государственный этнографический музей, Санкт-Петербург, Еврейский исторический музей , Амстердам, 1992.