Элияху Элиэзер Десслер
Раввин Элияху Элиэзер Десслер | |
---|---|
Элияху Элиэзер Даслер | |
Персональный | |
Рожденный | 1892 |
Умер | 31 декабря 1953 г. |
Национальность | латышский |
Супруг | Блюма (м. 1920) |
Родитель | Реувен Дов Десслер |
Номинал | православный |
Известный | Машгиач ручани Поневежской иешивы |
Другие имена | Elya Lazer |
Занятие | Раввин, знаток Талмуда, еврейский философ |
Элияху Элиэзер Десслер (1892 г.) [1] - 31 декабря 1953 г. [2] ) — ортодоксальный раввин , талмудист и еврейский философ 20 века. Он наиболее известен как машгиах ручани («духовный наставник») Поневежской ешивы в Израиле , а также благодаря сборникам своих сочинений, опубликованным посмертно его учениками.
Биография
[ редактировать ]Литва
[ редактировать ]Элияху Десслер, известный всю жизнь как Элияху Лейзер или Эля Лазер , родился в 1892 (5652) году в Гомеле . [3] Его отец, Реувен Дов Десслер , [1] был учеником одного из главных лидеров движения Мусар , раввина Симхи Зисселя Зива , наиболее известного как Альтер (Старейшина) Кельма . Элияху остался сиротой от своей матери в молодом возрасте. Его отец снова женился и в последующие годы стал успешным торговцем лесом в городе Гомеле, хотя после русской революции он потерял практически все свое состояние , что побудило его сына переехать в Англию (1929).
Юную Элю обучали частные репетиторы. В возрасте 13 лет [4] он должен был быть одним из самых молодых студентов в ешиве Кельма (в 1906 году ) , которой тогда руководил раввин Цви Хирш Брауде, зять основателя. Позже раввин Десслер с любовью говорил об учебе и самосовершенствовании в ешиве Кельма. Это было необычно в том смысле, что оно давало своим ученикам светское образование, параллельное с их изучением религии, что позволяло им зарабатывать на жизнь, а не занимать должности раввинов.
В Кельме Элияху был прилежным учеником и получил семиху (раввинское рукоположение) от своего дяди, раввина Хаима Озера Гродзинского , который стал духовным лидером ортодоксального литовского еврейства до своей смерти в 1939 году и редко рукополагал.
В 1920 году раввин Десслер женился на Блюме, внучке «Альтера» Кельма. Он занялся бизнесом вместе со своим отцом и отказался от должности судьи-раввина в Вильне .
После смерти мачехи в 1928 году Десслер был вынужден сопровождать своего отца в Лондон для лечения и решил остаться в Соединенном Королевстве. Его жена и дети пока остались.
Лондон
[ редактировать ]В Лондоне Десслер служил раввинатом сначала в Ист-Энде , а затем в Далстоне , на северо-востоке Лондона. Его семья присоединилась к нему в 1931 году.
В Далстоне он начал обучать ряд молодых людей и какое-то время был частным репетитором детей богатой семьи Сассун . Ученик этого времени Арье Кармелл стал одним из главных распространителей идей Десслера после его смерти.
Его сын уехал из Лондона в начале 1930-х годов, чтобы учиться в ешиве Кельма. Во время войны они бежали на Дальний Восток и в конце концов поселились в США. За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны его жена с дочерью уехала в Литву к родственникам. Война разделила их, и женщины провели войну преимущественно в Австралии.
Гейтсхед
[ редактировать ]В начале 1940-х годов Десслер взял на себя руководство недавно созданным Гейтсхедским колелем , институтом религиозного обучения для женатых мужчин, который в то время был новинкой в Западной Европе. В последующие годы он возглавлял колель , собирал средства, а также обучал небольшие группы молодых людей.
Поневеж
[ редактировать ]В конце 1940-х годов руководство Поневежской ешивы в израильском городе Бней-Берак убедило Десслера стать машгиах ручани (духовным наставником и преподавателем по этическим вопросам). Он переехал в Израиль, снова собрав небольшой кружок студентов. Один из его учеников, Хаим Фридлендер, позже занял должность Поневежского машгиача .
Смерть
[ редактировать ]
Раввин Десслер внезапно скончался 31 декабря 1953 года (25 тевета 5714 года на иврите). [5] предположительно ишемическая болезнь сердца . он страдал заболеванием периферических сосудов За несколько месяцев до смерти .
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Михтав ме-Элиягу
[ редактировать ]Большая часть работ раввина Десслера стала достоянием общественности благодаря ученикам, которых он воспитал в Англии и Израиле. главным образом [6] Арье Кармелл и Хаим Фридлендер .Вместе они посмертно отредактировали собрание его переписки и этических сочинений в шеститомном « Михтав ме-Элиягу » («Письмо от Илии», которое намекает на письмо, которое пророк Илия отправил царю Иудеи, которое пришло после того, как Илия вознесся на небеса в огненная колесница), позже переведенная на английский язык и опубликованная как «Стремитесь к истине».
Возможно, одна из его самых влиятельных идей, обсуждаемых в его работах, но особенно в эссе в первом томе «Михтав ме-Элиягу», озаглавленном «Кунтрес ха-Хесед» (евр. קונטרס החסד «Брошюра [на тему] любящей доброты »), — это « Еврейская философия любви». Он отмечает, что совершенная любовь с точки зрения еврейской философии – это не «отдача и получение», а сосредоточение исключительно на отдаче .
Десслер также считал, что приобретение светских знаний происходит за счет знаний Торы. Он предостерег от изучения иностранных или светских идей. [7]
Он также предостерег от озабоченности материализмом и технологиями, которые, по его мнению, отдаляют человечество от духовности и умаляют веру в Божественное провидение в иудаизме § харедимский иудаизм . Он пишет, что цивилизация, озабоченная развитием внешнего и материального и пренебрегающая внутренним нравственным содержанием, в конце концов выродится до самых низких возможных глубин. [8]
Одна из его идей, изложенная в «Михтав ме-Элиягу», — это Некудас Хабечира (точка свободы воли). Он утверждает, что у человека есть один момент в его служении Богу, где он должен бороться со своим злым наклонением, в то время как на других этапах борьбы не будет, поскольку уровни ниже этого уже завоеваны, и он легко выиграет эти битвы воля; тогда как более высокие уровни ему еще недоступны. (Например, у того, кто придерживается ортодоксального иудаизма, не будет проблем с соблюдением кошерности, но иногда может возникнуть искушение положиться на ненадежный кошерный надзор, в то время как кому-то, более далекому от религиозной практики, придется бороться с тем, есть ли сэндвич с ветчиной (что является некошерно вне зависимости от надзора)) Каждый раз, когда человек побеждает злые наклонности, предпочитая творить добро злу, его Некудас Хабечира поднимается немного выше, и в будущем ему будет легче сделать этот выбор. Следовательно, задача человека в жизни состоит в том, чтобы последовательно повышать свою Некудас Хабечира, становясь, таким образом, все более великим в своем служении Богу. [9] [ нужна ссылка ] См. Свобода воли в богословии § Иудаизм в целом.
Влияния
[ редактировать ]Хотя трудно определить, какие учителя оказали наибольшее влияние на раввина Десслера, очевидно, что он является ребенком мира ешивы начала 20-го века, который тогда находился под сильным влиянием этического движения Мусар, но также приобрел навыки в Каббала и произведения хасидского иудаизма и еврейской философии . Его метод интерпретации принципов еврейской философии демонстрирует приверженность принципам Махарала ( раввина Леба из Праги, 16 век). Он черпал вдохновение из учения раввина Нахмана из Брацлава . [7] Незначительное влияние, по-видимому, оказало хасидское произведение XIX века «Таня» . [ нужна ссылка ] Однако раввин Десслер утверждал, что допустимо полагать, что «Зоар» не был написан раввином Шимоном бар Йохаем и что он имел более позднее авторство. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Раввин Илия Элиэзер Десслер» .
Раввин Элияху Элиэзер Десслер родился в 5652 (1892) году в семье раввина Реувена Дова.
- ^ Книга «Стремитесь к истине!» Мичтов М'Элиягу Том. 1, с. 21, раввин Арье Кармелл, ученик раввина Десслера.
- ^ тогда в составе Российской империи сегодня в Беларуси
- ^ введение в Мичтова М'Элиягу
- ^ Книга «Стремитесь к истине!» Мичтов М'Элиягу Том. 1, с. 21, раввин Арье Кармелл, ученик раввина Десслера. Еврейская дата (25 тевета) также видна на четкой фотографии надгробия. [1]
- ↑ См . Он: Письмо Илии.
- ^ Jump up to: а б Клауссен, Джеффри Д. (2022). Современный Мусар: оспариваемые добродетели еврейской мысли . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-0-8276-1887-9 .
- ^ «Дейа веДибур – Информация и идеи – МНЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ» . www.chareidi.org . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Михтав ме-Элиягу об. 1 стр. 113
- ^ Анализ подлинности Зоара (2005), с. 39, с «Рав Е» и «Рав G», позже идентифицированными автором как раввин Элияху Десслер и раввин Гедалия Надель соответственно (раввин доктор Марк Шапиро в Милин Хавивин, том 5 [2011], Есть ли обязательство верить, что Ребе Шимон бар Йохай написал « Зоар» ?, стр. יב [PDF, стр. 133]): «Я обратился к раву А [Арье Кармеллу] с некоторыми вопросами о Зоаре, и он ответил мне: «А как насчет никуда? Никуд – это также упоминается в Зоаре, несмотря на то, что это [из] геонских времен!» — сказал он, — позже я нашел этот комментарий в «Митпачас Сефорим». Я бы просто добавил, что упоминается не только никуд, но и только Тиверийский никуд — норма в Европе средневековья, а не Йерушалми никуд или вавилонский. — который использовался тогда на Ближнем Востоке и до сих пор используется йеменцами. Также Таамай Хамикра — троп — упоминаются в «Зогаре» только по их сефардским именам. Рав А рассказал мне замечательное свидетельство: Мой ребе (так он обычно обращается к раву Э [Илайдже Десслеру]) допускал возможность того, что Зоар был написан где-то в 13 веке. ' "
Библиография
[ редактировать ]- Михтав ме-Элиягу собрал переписку и труды по этике, опубликованные посмертно его учениками раввинами Хаимом Фридлендером и Арье Кармелем. Избранные переводы на английский язык появились как «Стремитесь к истине» и «Святилища во времени» (издательство Feldheim, Inc.);
- Чиддушей ха-Гаон Рабби Элияху Элиэзер аль-ха-Шас ( новеллы по Талмуду, опубликованы посмертно, 1986 г.).
- Розенблюм Дж. Рав Десслер; жизнь и влияние раввина Элияху Элиэзера Десслера, Михтава М'Элиягу. Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd, 2000. ISBN 1-57819-506-3 .
- 1892 рождения
- 1953 смерти
- Люди из Лиепаи
- Люди из Курляндской губернии
- Литовские раввины ХХ века
- Британские православные раввины
- Английские раввины XX века
- Раввины-харедим в Европе
- Раввины-харедим в Израиле
- Машгиач ручани
- Философы иудаизма
- Ponevezh Yeshiva
- Писатели Мусарской литературы
- Израильские раввины XX века