Шломо Вольбе
Шломо Вольбе | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Август Вильгельм 1914 |
Умер | 25 апреля 2005 г. Иерусалим , Израиль |
Образование | Берлинский университет |
Занятие | Раввин |
Годы активности | 1946–2005 |
Супруг | Ривка Гродзински |
Родители |
|
Раввин Шломо Вольбе ( Август Вильгельм , 1914 – 25 апреля 2005) был харедим раввином- , родившимся в Берлине в начале двадцатого века. Он наиболее известен как автор «Алей Шура» ( иврит : עלי שור ), классического мусарского произведения, в котором обсуждается пространственный рост применительно к изучающим Талмуд . Он умер в Иерусалиме в 2005 году.
Жизненные и педагогические позиции
[ редактировать ]Шломо Вольбе (Август Вильгельм) родился в Берлине в семье Ойгена и Розы Вольбе. Он вырос в светской еврейской семье и получил образование в Берлинском университете (1930–1933). Во время учебы в университете он стал баал тшува усилиями Союза православных студентов VAD ( Vereinigung jüdischer Akademiker в Германии ). После университета он посещал раввинскую семинарию Хильдесхаймера и ешиву раввина Йозефа Брейера во Франкфурте. Он продолжал учиться в ешиве раввина Бочко в Монтрё, Швейцария . Затем он посетил иешиву «Мир» в Польше, где стал учеником машгиах ручани раввина Йерухома Левовица и, в меньшей степени, раввина Йечезкеля Левенштейна .
Находясь в Мире, Вольбе подружился с молодым человеком из Стокгольма, Швеция, Бертом Леманном, сыном Ганса (Хаима) и Фанни Леманн. Во время Второй мировой войны Вольбе, который был гражданином Германии, находился под угрозой депортации и не мог последовать за Мирской ешивой в Россию . Ганс Леманн пригласил Вольбе остаться с его семьей и стать учителем еврейского языка для его сыновей. Таким образом, Вольбе смог провести годы войны в нейтральной Швеции . Находясь в Швеции, он работал там раввином. Во время войны он работал в базирующемся в США Комитете спасения совместно с раввином Бенджамином Джейкобсоном. В конце войны он создал женскую школу для беженцев в Лидингё . Там он написал брошюры об иудаизме на шведском и немецком языках.
Вольбе переехал в Подмандатную Палестину в 1946 году и учился в иешиве Ломжа в Петах-Тикве . Затем он женился на Ривке Гродзинской, дочери раввина Авраама Гродзинского из ешивы Слабодка (Ривка умерла 25 октября 2018 года), что сделало его зятем хагоанского раввина Хаима Крайсвирта из Бельгии. Вольбе продолжил обучение в Колель Торас Эрец Исроэль в Петах-Тикве под руководством раввина Ицхака Каца. В 1948 году Вольбе возглавил небольшую ешиву, принадлежавшую молодежной организации «Эзра». Два года спустя к нему присоединился раввин Моше Шмуэль Шапиро из Бриска. Иешива располагалась в небольшом городке Беэр-Яаков и была известна как ешива Беэр-Яакова. [ он ] . Шапиро стал рош-ешивой , а Вольбе стал машгиах-ручани . Более 30 лет, до 1981 года, Вольбе служил менахелем ручани иешивы Беэр-Яаков.
Позже он служил машгиахом в ешиве Лейквуд в Эрец Исроэль, прежде чем открыть ешиву Гиват Шауль, дом обучения, специализирующийся на муссаре . В течение этих лет после 1981 года Вольбе выступал с мусарскими беседами в различных иешивах, а также в небольших группах. Он создал множество «мусарских домов». Байс Муссар был назван при поддержке Манфреда Лемана (сына Ганса Лемана) в память о Хаиме (Джейми) Леманне, умершем в 1982 году.
Взгляды на образование детей
[ редактировать ]Вольбе выступал против избиения детей; это в свете ослабления поколений в понимании библейского стиха (Притчи 13:24), советующего «пощадить розгу, испортить ребенка».
Известный тем, что на протяжении всей жизни он читал многие дисциплины, такие как светская психология и теория образования, Вольбе создал свою собственную философию образования для более широкого сообщества. В своей важной работе по образованию «Зерия у'Биньян бе-Чиннух » («Посадка и строительство в образовании») он представляет адаптацию и перефразирование книги Джона Дьюи « Демократия и образование» (1916), в которой Дьюи представил напряженность механического заучивания и демократического подхода. индивидуализм. [ нужна ссылка ] По мнению Вольбе, педагог должен «строить» учеников на прочной основе Торы, общества и ценностей харедимской ешивы, но в то же время позволять ученикам «расти» каждому по-своему, лично и индивидуально.
Вольбе подчеркнул, что Тора уделяет большое внимание индивидуальности каждого ребенка и каждой ситуации. В своем обсуждении молитвы он утверждает:
Каждый давенинг, выполненный с пониманием, представляет собой качественно иной опыт и имеет свое неповторимое ощущение и качество. Действительно, невозможно, чтобы два тфилло были идентичны, даже если слова идентичны. Это можно сравнить с поездкой в поезде и наблюдением за красивым пейзажем. Хотя декорации могут казаться одинаковыми, ощущения от момента к моменту различны. В каждый момент человек видит пейзаж с другой точки зрения. Подобным образом, кто-то давенинг должен постоянно видеть себя и свои отношения с Всевышним с другой точки зрения - так же, как путешественник смотрит на пейзаж с другой, свежей точки зрения ( Алей Шур I:2).
Если кто-то признает, что Тора пришла с Синая, тогда он должен признать, что изучение Торы настолько мощно, что может создать человека, обладающего превосходным пониманием и мудростью как в небесных, так и в мирских вопросах ( Алей Шур , том I, стр. 295).
Муссарский подход
[ редактировать ]В 1966 году он опубликовал свой первый том «Алей Шура» , который содержит его муссар («этический») анализ правильно регламентированной жизни студента ешивы. Второй том, опубликованный через 20 лет после первого, представлял собой подробный обзор его реальных мастер-классов по развитию возвышенных качеств характера. Книга содержит пошаговые инструкции и конкретные упражнения.
Раввин Вольбе уделяет большое внимание Седеру или расписанию, позволяющему полностью использовать свои возможности. Фактически, в каждом томе «Алей Шура» он посвящает этой теме отдельный раздел. Вольбе считал, что студенту не следует полагаться на привычки или эмоции, а следует структурировать свою жизнь. «Чем больше человек, тем организованнее его жизнь». ( Алей Шур , стр. 68)
В томе 2 Алея Шура : глава 5 Муссара он представляет суть своего метода: постоянную потребность совершенствоваться в повседневной жизни. Он называет это лучшим углублением Хисламдуса («обучения самого себя»), не-эго, обучающегося на вещах. Метод Вольбе постепенно научит человека созерцать природу, свое окружение, политические события и свою домашнюю жизнь:
В творении нет ничего, чему нельзя было бы научиться, потому что именно поэтому благословенный Святой создал так много вещей. Как уже говорили наши мудрецы: «Если бы Тора не была дана, мы бы научились у кота скромности…». (Трактат Эрувин 100б) Таким образом мы трижды в день учимся чему-то у всего живого. Если нечему у них поучиться в поведении, мы научимся видеть в них мудрость Творца. (Пятый Ваад ) Иешива была местом, где учатся жить, а не только учиться (стр. 31). Невозможно изучать Тору, имея такие плохие черты характера, как ненависть, соперничество или зависть.
Вольбе считал, что помимо обычной учебной программы ешивы Гемара есть четыре основных области , которые студент ешивы должен освоить.
- Он должен знать Галаху (еврейский закон), которая влияет на него через Мишну Беруру .
- Он должен знать Чумаш с комментариями Раши и Рамбана как основу для своего хашкафа .
- Ему следует знать «Пиркей Авос» с комментарием рабейну Йоны (двоюродного брата Нахманида ) как базовый учебник по приемлемым чертам характера (мидос).
- Ему следует знать «Месиллат Йешарим» (раввина Моше Хаима Луццатто ), который он называет «идеальным словарем-сборником мидос». В это нужно постоянно вникать.
Политические позиции
[ редактировать ]Его работа «Бен шешет ле-Асор» («Между [] шестой [] и [] десятой []»), теперь переименованная в «Олам Хайедидус» («мир дружбы», то есть между Богом и человечеством), предлагает его взгляды. о значении еврейской политики и изменениях в еврейской жизни в результате Шестидневной дня войны до войны Судного .
Эта книга представляет собой сборник лекций и бесед, которые он читал нерелигиозным людям в кибуцах и солдатам ЦАХАЛа . Он также содержит подборку писем, которые он написал по поводу современных проблем еврейского мира. Он держался на расстоянии от сионизма , рассматривая общину харедим как продолжение старого ишува . В доказательство своей точки зрения он даже цитирует Гершома Шолема о том, что сионизм является прямым результатом саббатианства . В этой книге он оспаривает позицию газеты «Агуда Хамодия » о том, что государство Израиль является сосудом для ведения харедимской жизни. Государство Израиль не способствовало жизни харедимов. По мнению Вольбе, государство является полностью еретическим, и даже День независимости Израиля не следует признавать. Государство не получает никакой заслуги в создании какой-либо еврейской культуры, поскольку библейские исследования, археология и еврейская история полностью светские. Он заявляет, что согласен с антисионизмом Сатмарского Рава , но считает, что по-прежнему допустимо входить в правительство и получать от него деньги. [ 1 ]
Он предполагал, что в мире после 1967 года люди станут баалей тшува , и в Израиле возникнет большое движение людей, возвращающихся к своему еврейскому наследию. Внуки раввина Вольбе возглавляют крупные американские и израильские еврейские информационно-пропагандистские усилия; в частности, раввин Элиезер Вольбе, который возглавляет организации своего деда Байс ха-Муссар и Ваад Чизук в Иерусалиме, раввин Арье Вольбе из TORCH в Хьюстоне, штат Техас, раввин Яаков Вольбе, чей веб-сайт и занятия являются отражением любви и стремления его деда преподавать Тору еврейским массам, и раввин Йехиэль Эрлангер из Денвера, Колорадо.
Публикации
[ редактировать ]- Даат Шломо: Беседы о Маттан Торе, Иерусалим, 2006 г.
- Игрот у-четавим/ми ха-машгиах; Йерушалаим: 2005.
- Посадка и строительство: воспитание еврейского ребенка / Шломо Вольбе; перевод Лейба Келемена; Иерусалим ; Нью-Йорк: Feldheim Publishers, 1999 (перевод Зерии у-виньян ба-чинух)
- Перевод Цериха у-виньян ба-чинух: сихот бе-иненей чинух Иерусалим: Фельдхайм, 5756, 1995.
- Кунтрес хадраха ле-чалот; divrei mavo Шмуэль Барельбах. Бней-Брак , 1976 год.
- Маамарей Хадрача Лчосоним (1999)
- Шалхеветья: хамишах асар пирчеи хадрахах ле-ток олам ха-Тора. (1979)
- Бен шешет ле-асор (1979), теперь переименованный в «Олам Хайедидус» («мир дружбы», то есть между Богом и человечеством)
- Сефер Алей шур шаарей ха-хадраха (1968–1998)
- Пиркей Киньян Даас (2001)
- Пути: краткое введение в мир Торы / Шломо Вольбе; пер. М. Самсоновиц Иерусалим: Центр этики Торы Джейми Лемана, c1983 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бен Шешет ле-Асор
Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Рав Шломо Вольбе zt"l" London Jewish Tribune, 6 мая 2005 г. (Похваленная речь)
- 1914 рождений
- смертей в 2005 г.
- Раввины-харедим в Европе
- Раввины-харедим в Израиле
- Немецкие эмигранты в Подмандатную Палестину
- Еврейские писатели
- Мусарское движение
- Машгиач ручани
- Шведские евреи-ашкенази
- Шведские православные раввины
- Баалей тшува
- Раввины ХХ века в Иерусалиме
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Швецию
- Выпускники раввинской семинарии Хильдесхаймера
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Шведские раввины XX века
- Шведские раввины XXI века
- Похороны в Хар ха-Менухот