Довбер Шнеури
Довбер Шнеури | |
---|---|
Заголовок | Любавичский Ребе |
Персональный | |
Рожденный | Довбер Шнеури 13 ноября 1773 г. ОС |
Умер | 16 ноября 1827 г. ОС |
Религия | иудаизм |
Супруг | Шейн |
Дети | Menachem-Nachum Борух Сара Бдение Хая Мушка Шнеерсон (жена Менахема Менделя Шнеерсона ) |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Шнеур Залман из Ляд |
Преемник | Менахем Мендель Шнеерсон |
Началось | 15 декабря 1812 г. |
Закончено | 16 ноября 1827 г. ОС |
Основная работа | Шаар ха-Ихуд , Шаарей Орах , Торас Хаим |
Династия | Хабад Любавич |
Довбер Шнеури (13 ноября 1773 — 16 ноября 1827 по ст. ст. ) был вторым Ребе (духовным лидером) движения Хабад Любавич хасидского . Раввин Довбер был первым ребе Хабада, жившим в городе Любавичи (на территории современной России ), городе, в честь которого эта хасидская династия названа . Он также известен как Миттелер Ребе («Средний Ребе» на идише ), будучи вторым из первых трех поколений лидеров Хабада.
Биография
[ редактировать ]Часть серии о |
Хабад |
---|
Ребе |
|
Места и достопримечательности |
Праздники |
Организации |
Школы |
Тексты |
Практики и концепции |
Ответвления Хабада |
Часть серии о |
Хабад (Ребе и хасиды) |
---|
Раввин Шнеури родился в Лиозне , современная Беларусь , 9 кислева 5534 года. Его отец, раввин Шнеур Залман из Ляд , был Ребе местной общины, а также многих хасидов в Белоруссии , Литве и других частях России. Отец назвал его в честь своего учителя, раввина Дов Бера из Мезерича , ученика и преемника Баал Шем Това , основателя хасидского движения. Идишское имя דוב-בער Дов-Бер буквально означает «медведь-медведь», восходящее к еврейскому слову דב дов «медведь» и немецкому слову Bär «медведь». [1] : 138 Таким образом, это пример двуязычного тавтологического имени .
Шнеури был блестящим учеником и начал изучать Талмуд в возрасте семи лет. Его отец научил его Зохару и передал ему учение Баал Шем Това. Шнеури принял фамилию «Шнеури» в честь своего отца, но последующие поколения изменили ее на «Шнеерсон» или «Шнеерсон». [ нужна ссылка ]
В 1788 году он женился на Ребецин Шейне, дочери местного раввина. В 1790 году раввин Довбер был назначен Машпиа (духовным наставником) хасидов, приехавших навестить его отца. Когда Шнеури было 39 лет, во время учебы в городе Кременчуге , умер его отец. [2] Затем он переехал в небольшой приграничный город Любавичи, от которого движение и получило свое название. [2] Его вступление на престол оспаривалось одним из лучших учеников его отца, раввином Аароном ха-Леви из Страшелья , однако большинство последователей раввина Шнеура Залмана остались со Шнеури и переехали в Любавичи. [2] Таким образом, Хабад теперь разделился на две ветви, каждая из которых взяла название своего места, чтобы отличаться друг от друга. [2] Он основал ешиву в Любавичах, которая привлекала талантливых молодых ученых. Возглавил ешиву его зять, который впоследствии стал его преемником, раввин Менахем Мендель Любавичский . [ нужна ссылка ]
Как и его отец, Шнеури считал своей священной задачей помогать евреям России, независимо от того, были они хасидами или нет, не только духовно, но и экономически. Положение евреев при царе никогда не было легким, но оно стало намного хуже, когда в 1825 году на смену царю Александру I пришел царь Николай I. Ограничения против евреев увеличились в количестве и строгости, и евреи продолжали ограничиваться Черта расселения . Они не имели права жить, работать или заниматься бизнесом за пределами черты оседлости, где условия стали очень тяжелыми после франко-российской войны . [ нужна ссылка ]
Таким образом, Шнеури начал кампанию (в 1822 или 1823 году), чтобы побудить евреев изучать ремесла и квалифицированную фабричную работу. Он призвал общины организовать профессиональные школы . [2] Он также поощрял изучение сельского хозяйства, молочного животноводства и тому подобного, напоминая им, что когда-то, когда еврейский народ жил на своей земле, он был народом фермеров, производителей фруктов и пастухов. Он призвал мальчиков, которые не подали надежд стать знатоками Торы, после 13 лет посвятить часть своего времени изучению ремесла или работе в поле, чтобы поддержать семью. [ нужна ссылка ]
В 1815 году с разрешения правительства и при финансовой поддержке он основал еврейские сельскохозяйственные колонии . Он отправился в путь, чтобы собрать средства для этой цели, посетил еврейских фермеров и воодушевил их в их пионерской работе, а также увидел, что их духовными потребностями и образованием фермерских детей нельзя пренебрегать. [ нужна ссылка ]
Он принимал активное участие в сборе и распределении финансовой помощи из России еврейскому населению Святой Земли . [2] Он намеревался сам поселиться в Хевроне , полагая, что это «врата рая» и молитвы будут там особенно эффективны. По этой причине он поручил последователям Хабада, живущим на Святой Земле, переехать в город. [2]
Как и его отец, на него донесли враги, обвинив его в том, что он представляет опасность для российского правительства. Он был арестован по обвинению в отправке султану 200—300 приговорен рублей и к суду в Витебске ; однако благодаря усилиям нескольких друзей-неевреев его освободили до суда. День его освобождения, 10 кислева 5587 года, по сей день радостно празднуется хабадскими хасидами. [3]
Смерть
[ редактировать ]Он умер в Нежине 16 ноября 1827 года, в свой еврейский день рождения, 9 кислева. [2]
Семья
[ редактировать ]У него было два сына, Менахем Наум и Варух, и семь дочерей. Старшая из его дочерей, Ребецин Хая Мушка, была замужем за своим двоюродным братом Менахемом Менделем Шнеерсоном , еще одним внуком Шнеура Залмана из Ляд . Менахем Мендель сменил своего тестя/дядю на посту Ребе. [2] Другой из его дочерей была Менуха Рахиль Слоним . [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Шнеури написал множество работ по философии Хабада и Каббале . Его хасидские произведения обычно очень длинные и сложные. На данный момент опубликовано девятнадцать его работ. [4] их было немало при его жизни. [ нужна ссылка ]
Он написал комментарий к «Зоар » « Биурей ха-Зоар ». Хасидская философия основана на каббале, но интерпретирует ее в свете хасидской мысли. Он стремится раскрыть внутреннюю «душу» Каббалы, связав ее с внутренним сознанием человека. Тогда это может позволить внутренне постичь еврейский мистицизм. Мистическое возрождение и популяризация хасидизма позволили еврейской мистической традиции выразиться за пределами языка Каббалы, объединив и одухотворив другие направления иудаизма. Тем не менее, более сложные хасидские тексты широко интерпретируют каббалистические идеи и связывают их с личной духовностью. [ нужна ссылка ]
Различные школы хасидской мысли дали альтернативные формулировки хасидского мистицизма. Шнеур Залман из Лиади , основатель Хабада, отличался от общего хасидизма, рассматривая разум как путь к сердцу. Многие исторические труды хасидской мысли всего движения включают в себя собрания учений и объяснений Торы , часто передаваемые устно и составленные учениками. Поскольку Хабад стремился выразить хасидизм в систематической философии, его сочинения обычно более структурированы, чем работы других школ. [ нужна ссылка ]
Шнеури расширил разъяснение философии Хабада, чтобы его последователи могли понять и усвоить ее духовность. Путь Хабада требовал и ценил внутреннюю глубину и утонченность, а не внешний эмоциональный пыл. В преданности Хабада молитвенное служение стало центральным моментом самопреобразования благодаря уникальному хабадскому подходу глубокой интеллектуальной медитации (Hisbonenus) над хасидской философией во время молитвы. В то время как бизнесмены могли регулярно выполнять свои молитвенные обязанности в будние дни, в первых поколениях Хабада ожидалось, что суббота может дать людям время для молитвы в мистическом восторге. В преданиях Хабада рассказываются истории о легендарных хасидах, которые часами посвящали личной молитве посредством медитации под хасидскую мелодию ( Ниггун ). В своем « Kuntres HaHispaalus » ( «Трактат об экстази »), переведенном на английский язык и заархивированном в Wayback Machine 31 июля 2017 г. , Шнеури пишет документ, основанный на еврейской мысли. Хотя личные рассказы о мистической жизни редки в иудаизме, в этой работе раввин Довбер проводит верующего через многие интеллектуальные и эмоциональные уровни Хабадской медитации. Он проводит различие между внешним эмоциональным пылом обычного хасидизма и хабадским идеалом внутреннего экстаза в молитве. Это связано [ кем? ] что молитвы раввина Шнеура Залмана были настолько восторженными, что он не мог сдержать их внешнего эмоционального выражения и, не осознавая себя, катался по полу или оказывался в другом месте. Тем временем его сын Шнеури часами молился в статическом экстазе, пока вся его одежда не промокала от пота. [ нужна ссылка ]
Одна из его самых известных работ, озаглавленная « Шаар ха-Йичуд » ( «Врата Единства »), теперь переведенная на английский язык [2] , описывает сотворение и весь состав мира согласно Каббале. Работа начинается с «Сущности Б-га» и прослеживает сотворение вселенной вплоть до самого физического мира, используя сложные притчи для иллюстрации сложных моментов. В первых десяти главах книги также описывается, как правильно размышлять над этими каббалистическими идеями. [ нужна ссылка ]
Список работ
[ редактировать ]- Маамарей Адмур Хаемцаи - Хасидские беседы о Торе и праздниках - 20 тт.
- Ха-Зоар вам обоим [ постоянная мертвая ссылка ] - объяснение Зоара
- Пируш ха-Милос - хасидское объяснение литургии
- Кунтрес Ха-Хиспаалус – о медитации и экстазе в молитве; также известный как Кунтрес ХаХисбонен
- Шаарей Тшува – на Тшуву , покаяние.
- Дерех Хаим - продолжение Шаарей Тшува
- Торас Хаим - Хасидские беседы по книгам Берешиса и Шемоса [5]
- Атерес Рош - хасидские беседы в дни трепета
- Шаар ха-Эмуна - объяснение мицвы веры и праздника Песах
- Шаар ха-Йичуд - объяснение Седера хишталшелус
- Шаарей Ора – о праздниках Ханука и Пурим.
- Имрей Бина – объяснение заповеди чтения Шма и наложения тфилин [6]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Цукерманн, Гилад (2003), Языковой контакт и лексическое обогащение израильского иврита . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 9781403917232 / ISBN 9781403938695 [1]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Энциклопедия хасидизма , статья: Шнеури, Довбер. Нафтали Ловенталь. Аронсон, Лондон, 1996 г. ISBN 1-56821-123-6
- ↑ Объяснение 10 кислева. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Мир хасидизма , Х. Рабинович, Hartmore House 1970, стр.69,
- ↑ Торас Хаим. Архивировано 11 октября 2008 года в Wayback Machine . ChabadLibrary.org
- ^ Имрей Бина . ChabadLibrary.org . По состоянию на 7 апреля 2014 г.
Книги
[ редактировать ]- Общение с бесконечностью: появление школы Хабад , Нафтали Левенталь, University of Chicago Press, 1990. Академический обзор формирования Хабада в его первых двух поколениях, описывающий расходящиеся духовные интерпретации ДовБера Шнеури и Аарона ХаЛеви из Страшелье .
- Хасидская молитва Луи Джейкобса. Литтманская библиотека еврейской цивилизации. Новое издание 1993 г. (Мягкая обложка). Полный обзор и объяснение форм молитвы во всем хасидском движении. Дает подробное объяснение уникального подхода Хабада и его отличий от других подходов.
- Трактат об экстази Доб Баера из Любавичей. Переведено на английский и представлено Луи Джейкобсом. Валлентайн Митчелл, Лондон, 1963 год.
- Шокенская книга еврейских мистических свидетельств . Составлено и с комментариями Луи Джейкобса. Случайный дом. Новое издание 1998 г. (Мягкая обложка). Помещает «Трактат об экстази» в исторический контекст иудаизма.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая биография раввина Довбера, «Миттелер Ребе»
- Перевод «Шаар ха-Йичуд - Врата единства», сделанный раввином Довбером, «Миттелер Ребе».
- Перевод « Кунтреса ха-Хиспаала» - «Трактат о божественном вдохновении», написанный «Миттелер Ребе», заархивировано 31 июля 2017 г. в Wayback Machine.
- Перевод Дерех Хаим - Врата возвращения раввина Довбера, «Миттелер Ребе»
- Перевод введения к Шаар ха-Эмуна - Врата веры, сделанный «Миттелер Ребе». Архивировано 25 февраля 2017 г. на Wayback Machine.
- Многие из опубликованных работ раввина Довбера Шнеури - на иврите.
- Семейное древо