Залман Мойше Ха-Ицчаки
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2013 г. ) |
![]() |
Часть серии о |
Хабад |
---|
Ребе |
|
Места и достопримечательности |
Праздники |
|
Организации |
Школы |
Тексты |
Практики и концепции |
Ответвления Хабада |
Шнеур Залман Мойше Ха-Ицчоки , обычно известный как Реб Залман Мойше (ок. 1872-3 Шват , 1952), был ортодоксальным еврейским Хабад-Любавич раввином в довоенной Европе, а к концу своей жизни - в Стране Израиль . Он выполнял функции Машпиа ( хасидского наставника) и шочета . Он был последователем Ребе Рашаба и Ребе Раяца .
Биография
[ редактировать ]Часть серии о |
Хабад (Ребе и хасиды) |
---|
![]() |
|
Реб Залман Мойше родился в Невеле , Россия , в семье своего отца Реба Довбера («Берель дер Шойхет»), который был шохетом Хабада в Невеле. Фамилия Ха-Ицчоки указывала на их происхождение от Раши . Его матерью была Рошель Зисельсон, дочь известной семьи Любавичей в Невеле. Он женился на Неше Рейнс из Жембина , Рейнесы были известной раввинской семьей в Белой России. [ 1 ]
После женитьбы реб Залман Мойше начал неофициально заочно учиться в Томчей Темимим иешиве в Жембине, и это привело к тому, что он стал интенсивно изучать хабадских хасидов . Он приходил на лекции по этой теме, которые читал реб Шмуэль Гройнем Эстерман, официальный представитель Машпии . [ 2 ]
Несколько лет спустя он переехал в Шцедрин , небольшую деревню, основанную Цемах Цедек и населенную исключительно хабадскими хасидами. Он принял просьбу жителей деревни прийти и практиковать шхиту . Это было во время Первой мировой войны , когда преобладала крайняя нищета. Тем не менее реб Залман Мойше старался раздавать все свои доходы нуждающимся. [ 3 ]
После смерти отца в 1919 году он вернулся в Невель, чтобы заменить отца на посту городского шочета . Он сразу стал одной из центральных личностей в городе, а его дом стал центром хасидских фарбренгенов . [ 4 ]
В 1933 году он решил иммигрировать в Святую Землю. Для подачи заявления он переехал в Москву , где пробыл два года, пока его заявление не было принято в 1935 году. [ 5 ] Затем он переехал в Тель-Авив .
В начале 1940-х годов он перенес частичный паралич и большую часть дня проводил, изучая хасидские беседы Ребе Рашаба и долго молясь. [ 6 ]
Личность
[ редактировать ]Реб Залман Мойше был известен своим резким и даже грубым стилем упреков во время фарбренгенов . Однако те, кто хорошо его знал, понимали, что «настоящий» реб Залман Мойше был утонченным и внимательным. Тем не менее, он использовал этот подход в фарбренгенах, поскольку считал, что тогда настал подходящий случай разобраться с душой животного, не понимающей никакого другого языка. [ 7 ]
Когда он прибыл в Тель-Авив, некоторые пожилые хасиды были расстроены резким стилем фарбренгенов Ребе Залмана Мойше. Они написали письмо с жалобой раввину Йосефу Ицхоку Шнеерсону , который ответил, что их письмо причинило ему «большую боль и много душевной скорби», и полностью отверг их жалобы. [ 8 ]
Рассказывают характерный эпизод о его чувстве подчинения Хабадским Ребе: однажды Ребе Раяц повернулся к нему в фарбренгене и что-то сказал ему. После этого другие хасиды спросили его, что сказал Ребе. «Я не услышал ни слова, — ответил он, — только одна мысль беспокоила меня в тот момент: когда уже Ребе отведет свои святые глаза от моего позорного лица?» [ 9 ]
Благочестие
[ редактировать ]В течение многих лет он придерживался режима изучения хасидизма: каждое утро рано утром он учился шесть часов подряд. Затем он на несколько часов ходил на работу шохетом. Затем он что-нибудь ел, немного отдыхал и молился несколько часов. [ 10 ]
По настоянию Ребе Рашаба он читал полуночную молитву Тиккун Хацос , оплакивающую разрушение Бейс ха-Микдаш . всю свою жизнь [ 5 ]
Репутация
[ редактировать ]Ребе Рашаб ласково называл его «мой Залман Мойше». [ 11 ] Ребе Хабада пользовался таким большим уважением, что Ребе сказал, что «афоризм Залмана Мойше пересказывают в доме Ребе Хабада ( Бейс ХоРав )». [ 12 ] В письме с соболезнованиями, отправленном Ребе семье после его смерти, Ребе назвал его цадиком . Это необычно, поскольку Ребе не говорил подобным образом ни о каком другом хасиде. [ 13 ]
Ребе Раяц сказал о Ребе Залмане Мойше жителям Хабада в Тель-Авиве: «Он один из немногих уникальных людей, которые усердно изучают и постигают хасидизм. Он является экспертом во многих беседах моего отца [Ребе Рашаба]. Им следует постараться найти ему подходящую позицию в качестве шохета и максимально приблизить его к себе». [ 14 ]
Студенты
[ редактировать ]Среди выдающихся учеников реб Залмана Мойше были реб Мендель Футерфас , реб Ниссан Неминов и реб Йоэль Кан . [ 15 ] Однажды реб Ниссан сказал реб Менделю: «Послушай, Мендель, то небольшое количество хасидского энтузиазма, которое у нас есть, связано с тем, что мы получили от реб Залмана Мойше!» [ 16 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Аношим Хасидим Хойу , Йосеф Ицхак Каминецкий, Израиль, 2003, с. 11
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий с. 11
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 14
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 15
- ^ Jump up to: а б Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 35
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 48
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, стр. 33–34
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 41
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 24
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 32
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 12
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 19
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 53
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 38
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 50
- ^ Йосеф Ицхак Каминецкий, с. 54