Авраам Иегуда Хейн

Часть серии о |
Хабад (Ребе и хасиды) |
---|
![]() |
Авраам Иегуда Хейн (1878, Чернигов – 5 октября 1957) был хабад-хасидским раввином в украинском городе Нежин . Раввин Хейн был анархистом-пацифистом . Во время проживания раввина Менахема Менделя Шнеерсона в Париже Хейн служил раввином синагоги , где молился Шнеерсон, а также удовлетворял потребности Шнеерсона в гостеприимстве. Хейн сыграл важную роль в восхождении Шнеерсона к становлению Ребе , и они поддерживали отношения до конца жизни Хейна. [1]
Хейн был несионистом , приверженцем пацифизма и ненасилия, особенно во время еврейского восстания в Подмандатной Палестине . он пытался связать Свои чтения Льва Толстого и Петра Кропоткина с каббалой и хасидизмом. Раввин Хейн глубоко уважал Кропоткина, которого он называл « цадиком нового мира», чья «душа чиста, как кристалл». [2] [3] [4] Интерпретируя различные отрывки из Талмуда, Хейн утверждал, что никогда не было момента, когда убийство было бы оправдано, независимо от того, насколько виновна партия, и использовал эту теорию для консультирования по еврейско-арабскому конфликту в то время, направляя письма таким лидерам, как милитаристская партия. Зеев Жаботинский . [5] [6]
Самая известная работа раввина Хейна - его трехтомный сборник эссе במלכות היהדות («В царстве иудаизма»).
Биография
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]Хейн родился в Чернигове в семье раввина Давида Цви Хейна (1846–1926). Раввин Давид Цви был невероятно близок с раввином Шаломом Довбером Шнеерсоном , Ребе Рашабом, и он и его семья отправлялись пешком в город Любавичи , чтобы навестить Ребе. [7]
Хейн учился у раввина Шломо Ха-Коэна Аронсона [он], был рукоположен раввином Мордехаем Дов Тверски и изучал еврейское право у раввина Арье Лейба Хафта. [8] [9] [10]
В 1902 году он женился на Лие Минцберг, и у них родилось трое детей: Дов, Девора и Шошана. [8]
В 1914 году, после визита в Бобруйск на свадьбу своего брата, Хейн встретился с раввином Шмарьягу Ноем Шнеерсоном и впоследствии переключился с Любавичской ветви Хабада на Копустскую ветвь, однако Хейн поддерживал прочные отношения с Любавичскими. Ребе. [8]
Польша и Франция
[ редактировать ]В 1933 году из-за усиливающегося давления со стороны Советского Союза на религиозные авторитеты Хейн бежал в Данциг , а затем в Париж . [5]
Во время пребывания раввина Менахема Менделя Шнеерсона в Париже Шнеерсон посещал синагогу Хейна, а когда раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон , Ребе Раяц, ненадолго посетил Париж, Ребе Раяц остался в доме Хейна и был у него принят. [1] [11]
В этот период Хейн написал свою книгу «Для моего утешения», размышляя о смерти своего отца, где он обсуждал понятие смерти и траура в иудаизме, а также подробно описывал историю своей семьи и происхождение. Книга оказала глубокое влияние на главу Агудат Исраэль раввина Ицхака-Меира Левина , который писал:
«Книга «Для моего утешения» имеет постоянный характер. Я читаю ее второй и третий раз и говорю святому автору, что мне бы хотелось, чтобы с этой книгой что-то случилось, особенно в моем сейчас настроении.. ...многое в ней хорошо сошлось с моим внутренним миром, с моей душой и духом. Жаль, что святой автор теперь забирает у меня книгу. Если где-нибудь я могу получить такую книгу, пожалуйста, дайте мне знать. ." [12]
Израиль
[ редактировать ]В 1935 году Хейн иммигрировал в Тель-Авив , а затем переехал в Иерусалим в 1937 году. Хейн стал раввином «Бейт ха-Мидраш Рамбам», а затем главой Центра религиозной культуры при Национальном комитете. После 1948 года он стал главой Департамента культуры Торы в Министерстве образования и культуры Государства Израиль до выхода на пенсию в 1954 году. Он также был раввином района Бейт-Хакерем в Иерусалиме. [13]
Во время своего пребывания в Израиле Хейн невероятно сблизился с главным раввином Израиля раввином Ицхаком ха-Леви Херцогом , который называл его «моим хорошим другом, абсолютным гением». На его лекциях присутствовал и будущий президент Израиля Залман Шазар . [11]
Хейн умер в Иерусалиме в Йом Кипур 1957 года и похоронен на кладбище Синедрия . [13]
Учения
[ редактировать ]О священном убийстве
Хейн противопоставляет три подхода к освящению убийства: западный подход, который допускает убийство, когда оно приносит пользу общественному благу, анархо-индивидуалистический подход, который ставит собственную жизнь на первое место перед лицом опасности, и еврейский подход, который никогда не допускает добровольного согласия. убийство. [14] Хейн рассматривал отрицание этого принципа иудаизма как отрицание основ Торы. [5]
Об экономическом неравенстве
Хейн рассматривал экономическое неравенство как форму насилия. [5] Он написал:
«Классовое разделение немыслимо. Ни количественные, ни качественные различия недопустимы. Конечный идеал такого мировоззрения обязательно требует абсолютного равенства для всех во всем» [15]
Хейн утверждал, что основывает эту точку зрения на трудах Шнеура Залмана из Ляди , Альтер Ребе. [5]
О правительстве
Хейн считал правительство аморальным по своей сути, требующим человеческой крови для поддержания экономики и вооруженных сил. [16] Хейн считал иудаизм инструментом, который можно использовать, чтобы бросить вызов государственной власти и создать равное игровое поле для деятельности всего человечества. [17]
О сионизме
Хейн выступал против господствующего сионизма из-за его милитаристских тенденций. [5] Однако Хейн верила, что иудаизм требует «своей доли в мире, своей частной собственности, своих границ» при условии, что им будет управлять «самая строгая справедливость». [18] По сути, если бы Хейн отказался от своего милитаризма, он был бы готов принять даже этатистский сионизм. [5]
Отношения с Любавичским Ребе
[ редактировать ]Хейн впервые познакомился с раввином Менахемом Менделем Шнеерсоном в Париже в 1933 году, где Хейн был раввином большой общины, а Шнеерсон учился на инженера. В это время Шнеерсон посещал синагогу Хейна. В 1950 году, через 30 дней после смерти Ребе Раяца, Хейн составил первое письмо с просьбой от имени Хабадских хасидов в Израиле, в котором просил Шнеерсона взять на себя руководство и стать новым Ребе. [1]
Позже Хейн продолжал отправлять неопубликованные рукописи Шнеерсону вместе с искренними просьбами о благословениях, и Шнеерсон аналогичным образом отвечал мыслями о Торе и вопросами Хейну, особенно в том, что касается истории Хабада. [19]
Шнеерсон выразил интерес к книге Хейна «Для моего комфорта». [11]
Когда Хейн умер, Шнеерсон выразил соболезнования своей дочери Шошане. [11]
Книги
[ редактировать ]- В Королевстве иудаизма: формулирование еврейского анархо-пацифистского образа мышления, уходящего корнями в источники Хабада.
- Для моего утешения - Размышления о смерти, трауре и истории семьи Кхейн
- Иудаизм и кровь - Защита Менахема Менделя Бейлиса
Неопубликованные работы:
- Проблемы Израиля - Трактат о смертной казни в еврейской мысли
- Вопросы, которые я задавал Коэн Гадолу - Запись детских бесед с раввином Шломо ха-Коэном Аронсоном
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ли, Реувен (21 сентября 2021 г.). «Марксист, ставший самым влиятельным исследователем Талмуда в мире» . Планшетный журнал .
- ^ Еврейско-христианские отношения :: Универсалистские тенденции в еврейской религиозной мысли: некоторые российские перспективы
- ^ Кедры Ливана: «Освяти обычное»
- ^ Р. Авраам Чен, В царствах иудаизма, т.1, стр.79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ротман, Хайим (2021). Нет хозяев, кроме Бога: портреты анархо-иудаизма . Современные анархистские исследования. Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-1-5261-4903-9 .
- ^ «Жаботинский Раву Хейну» . Израильская национальная библиотека .
- ↑ Ликутей Сихос, 18 элула 5711 года.
- ^ Jump up to: а б с «Раввин Авраам Иегуда Чен: ежедневный мудрец» . www.hyomi.org.il . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Хафт, Арье Лейб. День В’Деварим .
- ^ Хейн, Авраам Иегуда. Для моего комфорта .
- ^ Jump up to: а б с д «Рав Авраам Иегуда Хейн» .
- ↑ В письме Левина от 4 Адара 5701 г.
- ^ Jump up to: а б «Авраам Хейн» . Новый лексикон литературы иврита Университета штата Огайо .
- ^ Хейн, Авраам. В царстве иудаизма Часть 1 . стр. 77–81.
- ^ Хейн, Авраам. В царстве иудаизма Часть 3 . п. 39.
- ^ Хейн, Авраам. В царстве иудаизма, Часть 1 . стр. 22, 81–82.
- ^ Хейн, Авраам. В царстве иудаизма, Часть 1 . стр. 22–39.
- ^ Хейн, Авраам. В царстве иудаизма Часть 3 . п. 171.
- ↑ Игрос Кодеш, часть 13.