Моше Шнеерсон
Часть серии о |
Хабад |
---|
Ребе |
|
Места и достопримечательности |
Праздники |
|
Организации |
Школы |
Тексты |
Практики и концепции |
Ответвления Хабада |
Моше Шнеерсон (также Моше Залмонович или Моше Шнеури , позже Леон Юлиевиц ) (родился ок. 1784 — умер до 1853) — младший сын основателя Хабад-Любавичского хасидизма , раввина Шнеура Залмана из Ляди . По мнению некоторых ученых, он принял христианство и умер в петербургском приюте. Источники Хабада утверждают, что его обращение и связанные с ним документы были сфальсифицированы церковью. [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Год рождения Моше Шнеерсона неизвестен. Известно, что он женился в 1797 году, а поскольку все его братья женились в 14 лет, ученые предполагают, что он родился около 1784 года. Шестой Любавичский Ребе в своих исторических заметках о движении Хабад отмечает, что он родился в 1784 году. в Лиозне , но в другом месте пишет, что он родился в 1779 году. [ 1 ]
Утверждается, что когда ему было восемь лет, у него начали проявляться признаки психического недуга. Ему была оказана медицинская помощь, и из имеющейся скудной информации следует, что в детстве его болезнь чередовалась между ремиссиями и вспышками. В 1801 году отец взял его на лечение к врачам Витебска , Петербурга и Смоленска . [ 2 ]
Он женился на Шифре, дочери раввина Цви Хирша из Уле, города недалеко от Ляди . Он переехал жить к своему тестю в Уле и вскоре был назначен на должность раввина в этом городе. [ 3 ]
У Моше была отличная память, и, находясь в Уле, он написал ряд рукописей новелл, которые слышал от своего отца (а также нотаций). Они до сих пор используются хасидами Хабада. [ 4 ]
Во время вторжения Наполеона в Россию в 1812 году его семья бежала из Ляд в глубь России. Его отец умер в результате путешествия. Моше не поехал с ними, а отправился в Шклов . Он был схвачен французской армией и приговорен к смертной казни за шпионаж, но был помилован. Согласно письму, написанному его матерью в 1817 году, до этого инцидента его состояние было стабильным, но, очевидно, это событие сказалось на его психическом здоровье. [ 5 ]
Предполагаемое преобразование
[ редактировать ]Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( январь 2024 г. ) |
Отчеты Хабада и научные отчеты об обращении Моше и дальнейшей жизни различаются.
Во всех научных статьях говорится следующее: после предполагаемого обращения он изменил свое имя на Леон Юльевич. Он вернулся, чтобы навестить Любавич, но сбежал и в конце концов умер в психиатрической больнице в Санкт-Петербурге. [ 6 ]
После его смерти движение Хабад последовательно отрицало его обращение, умственную немощь и отступничество. [ 6 ]
В биографии Хабада, автором которой является шестой Ребе, раввин Йосеф Ицхок Шнеерсон , рассказывается, что Моше сопровождал своего брата, второго Ребе Хабада, Довбера Шнеури, между Моше и его главным священником. Моше неохотно принял вызов и выиграл дебаты. Разъяренные христиане арестовали Моше, отвезли его в церковь и физически заставили поставить свою подпись под письмом, в котором говорилось о его намерении принять христианство. Моше удалось бежать из церкви, но из-за боязни повторного ареста он путешествовал по Европе инкогнито до своей смерти в 1878 году. [ нужна ссылка ] Документация его поста об обращении датирует этот инцидент несколькими годами позже. [ 6 ]
Современные источники Хабада повторяют историю попытки насильственного обращения. [ 7 ]
Другой аккаунт говорит:
Произошло следующее: губернатор сначала представил царю различных дворян, и только потом он представил сыновей Альтер Ребе. Раввин Моше подал жалобу непосредственно губернатору, чему способствовало его свободное владение несколькими языками.
При этом присутствовал архиепископ Смоленский, который, посчитав его поведение наглым, набросился как на раввина Моше, так и на Тору. Рабби Моше дал язвительную реплику, и последовали жаркие дебаты о религии, кульминацией которых стало решение организовать диспут, который должен был состояться в марте 5576/1815 года. Диспут состоялся в церкви Ярцова под Смоленском в присутствии смоленских и нежинских епископов и длился целый месяц. Раввин Моше вышел победителем. Огорченные своим поражением, церковные власти решили заключить его в одну из церквей Киева или Владимира, в глубине России. На четвертый день он уже направлялся во Владимир в сопровождении двух священнослужителей и отряда вооруженных воинов. Когда они провели ночь под Москвой, на группу напал глубокий сон. Увидев свой шанс, раввин Моше обратился в бегство. Б-г дал ему силу, которой он обычно не обладал, и, невосприимчивый к холоду и огромным сугробам, рабби Моше шел вперед, пока не пришел в Арьял. Там он укрылся у раввина Моше Лейба Якобсона, который несколько дней скрывал его в своем доме. Затем он отправился в Волхинию.
Побег раввина Моше произошел в ночь на 19 кислева 5576/1815 года [ровно через 27 лет после чудесного освобождения его отца]. Некоторое время спустя его семья уехала в Эрец Исраэль (Израиль), а он отправился в изгнание с 5576/1815 г. на Сиван 5638/1878 г. Рабби Моше скончался [в возрасте 94 лет] в Радомысле, под Киевом, в 5638/1878 году и похоронен там. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ассаф, Дэвид (2010). «Конечные примечания» . Нерассказанные истории хасидов: кризис и недовольство в истории хасидизма . Университетское издательство Новой Англии. стр. 247–248, примечание 27. ISBN. 9781584658610 .
Дата рождения Моше экстраполируется на дату его женитьбы... Более проблематичными являются даты рождения и смерти, предложенные шестым ребе Хабада Йосефом Ицхаком Шнеерсоном (Райацем), который относит рождение Моше к 1784 году, а его смерть - к 1878 году ( Игрот кодеш: Мохарайятс, 7:16). Маловероятно, что Моше дожил до девяноста четырех лет, проведя почти семьдесят лет в абсолютной анонимности. Еще больше сбивает с толку еще одна, более ранняя дата рождения, указанная в другом месте Йосефом Ицхаком Шнеерсоном по имени его деда Шмуэля Шнеерсона: Таммуз 1779 (Сефер хасихот, 5704, 150; Сефер хатоладот: Мохараш, 134; Сефер хатоладот: Мохарашаб, 13; см. также Хиллман). , Игрот баал хаТанья, 213, № 119), в результате чего продолжительность жизни Моше составила почти девяносто девять лет! В еще одной версии, написанной Райятами, датой рождения Моше является Адар 1780 год (Диврей хаямим хахем, 91; см. примечания в Сефер хатоладот: Мохараш [Нью-Йорк, 1997], 106).
- ^ Ассаф, Дэвид (январь 2012 г.). «Моше, сын раввина Шнеура Залмана из Ляд» . Нерассказанные истории хасидов: кризис и недовольство в истории хасидизма . Университетское издательство Новой Англии. п. 35. ISBN 9781584658610 .
Согласно архивным источникам, о которых пойдет речь ниже, первые признаки психического заболевания Моше появились, когда ему было восемь лет. Ему была оказана медицинская помощь, и из имеющейся скудной информации следует, что в детстве его болезнь чередовалась между ремиссиями и вспышками. В документах также указывается, что в 1801 году его отец Шнеур Залман совершил обход Витебска, Петербурга30 и Смоленска в поисках лекарства для Моше.
- ^ Ассаф, Дэвид (январь 2012 г.). «Моше, сын раввина Шнеура Залмана из Ляд» . Нерассказанные истории хасидов: кризис и недовольство в истории хасидизма . Университетское издательство Новой Англии. стр. 35–36. ISBN 9781584658610 .
Моше женился на Шифре33, дочери Цви Гирша из Уле, города Витебской губернии, недалеко от Ляд и Витебска... Позднее Моше, видимо, получил назначение общинным раввином35.
- ^ Ассаф, Дэвид (январь 2012 г.). «Моше, сын раввина Шнеура Залмана из Ляд» . Нерассказанные истории хасидов: кризис и недовольство в истории хасидизма . Университетское издательство Новой Англии. п. 36. ISBN 9781584658610 .
Источники Хабада сообщают... что из-за его превосходной памяти Моше удостоился чести повторить беседы своего отца для хасидов, которые не присутствовали при их первоначальном произнесении: "При жизни нашего ребе... золоторечивый Моше повторял хасидские беседы нашего ребе полностью в том виде, в каком они были переданы, а также записывал их полностью (и мы видели большую книгу со всеми этими надписями и примечаниями)»36. Некоторые из этих записей, известные как ханахот, сохранились в книге Моше Помимо этих записей, не сохранилось никаких других толкований Торы, мыслей или писем Моше.38
- ^ Ассаф, Дэвид (январь 2012 г.). «Моше, сын раввина Шнеура Залмана из Ляд» . Нерассказанные истории хасидов: кризис и недовольство в истории хасидизма . Университетское издательство Новой Англии. стр. 36–39. ISBN 9781584658610 .
Но Моше и его семья не приняли участия в этом опасном путешествии и, очевидно, остались в Уле или поблизости... Моше все же попытался, хотя и безуспешно, бежать на восток (без семьи), чтобы присоединиться к отцу и братьям. Он добрался до Шклова, где был взят в плен французской армией и обвинен в шпионаже. Допрошенный и приговоренный к смертной казни, Моше был освобожден, когда его похитители поняли, что предполагаемый шпион эмоционально неуравновешен... Незадолго до 1817 года Моше пережил еще один физический кризис, несомненно, также эмоциональный. Его выздоровление было отмечено в письме его матери от нисана 1817 года44.
- ^ Jump up to: а б с Новая книга раскрывает более мрачные главы в хасидской истории. Архивировано 18 октября 2006 г. в Wayback Machine , Аллан Надлер, 25 августа 2006 г. (обзор книги Ассафа в The Forward )
- ^ Хабад: Документы - подделки.
- ^ Дни в Хабаде: исторические события династии Хабад-Любавич . Издательское общество Кехот. 2002. ISBN 9780826604897 .
Библиография
[ редактировать ]- Нихаз ба-Свах: Пиркей Машбер у-Мевуха бе-Толдот ха-Хасидут , Давид Ассаф, Институт Залмана Шазара, Иерусалим, 2006 г.
- Дэвид Ассаф (2010). Нерассказанные истории хасидов . Перевод Дены Ордан. Уолтем: Издательство Университета Брандейса.
- Дни в Хабаде, Йосеф Каминецкий [ 1 ]
- ^ Дни в Хабаде: исторические события династии Хабад-Любавич . Издательское общество Кехот. 2002. ISBN 9780826604897 .