Jump to content

Шнеур Залман Шнеерсон

Раввин
Шнеур Залман Шнеерсон
Раввин Шнеур Залман Шнеерсон
Заголовок Главный раввин
Персональный
Рожденный 1898
Gomel, Russian Empire (now Belarus)
Умер 1980
Нью-Йорк, США
Национальность Французский
Супруг Сара Шнеерсон
Дети Хадасса Карлебах
Родители) Менахем Мендель Шнеерсон (отец), Либа Лия Шнеерсон (мать)
Движение Любавичский хасидизм
Известный Еврейское сопротивление во время Второй мировой войны, помощь еврейским детям
Занятие Раввин
Родственники Потомок Цемаха Цедека, Леви Ицхок Бердичевский

Шнеур Залман Шнеерсон [ 1 ] [ 2 ] (1898–1980) был главным любавичским хасидским раввином, действовавшим во Франции во время Второй мировой войны . Во время нацистской оккупации Франции он руководил приютами для детей, разлученных со своими семьями, обеспечивая их едой, кровом и еврейским образованием. Позже, когда ситуация во Франции ухудшилась, он переправил многих из них в безопасное место.

Биография

[ редактировать ]

Шнеур Залман Шнеерсон родился в Гомеле Российской империи (ныне в Белоруссии ) в 1898 году. [ 3 ] Он принадлежал к хасидской династии Любавичей .

Шнеерсон происходил с обеих сторон из престижных хасидских семей. Он был сыном Менахема Менделя Шнеерсона, внука Леви Ицхака Шнеерсона, правнука Баруха Шалома Шнеерсона, старшего сына Цемаха Цедека (Менахема Менделя Шнеерсона, третьего Ребе из династии Любавичей). Его мать, Либа Лия, была внучкой Леви Ицхака из Бердичева , одного из главных учеников Дов Бера из Мезерича , самого одного из главных учеников и преемника Баал Шем Това , основателя хасидизма . [ 4 ] Его дочь Хадасса вышла замуж за Эли Хаима Карлебаха в 1949 году.

Шнеерсон принимал активное участие в еврейском религиозном сопротивлении в СССР , распространяя средства и молитвенники с помощью Политического Красного Креста . [ 3 ] В 1935 году, получив семиху в Любавичской ешиве в России, он иммигрировал в Подмандатную Палестину , но через несколько месяцев уехал во Францию ​​по пути в Соединенные Штаты. В конце концов он остался во Франции. [ 5 ]

В 1936 году он создал Ассоциацию православных евреев (AIP) (также Kehillat Haharedim ), ассоциацию ортодоксальных евреев, продвигающую религиозную и просветительскую деятельность по всей Франции. [ 6 ] [ 7 ] Организация «оказывала материальную помощь нуждающимся еврейским беженцам... основывала еврейские школы и синагоги, открывала кошерные столовые и раздавала одежду и деньги». [ 8 ]

Леон Поляков , французский историк, близкий к раввину Шнеерсону, утверждает, что «его ортодоксальность, абсолютная непримиримость или его методы работы, какими бы гибкими они ни были, приводили в замешательство, не говоря уже о его манерах и одежде, которые не нравились его Французские коллеги». [ 3 ] Таким образом, он сосредоточил свое внимание на обучении детей, открыв восемь школ Талмуд-Торы, в которых обучались несколько сотен детей.

Еврейские детские дома

[ редактировать ]

Когда нацисты вторглись во Францию ​​в мае 1940 года, Шнеерсон был вынужден покинуть Париж. Куда бы он ни пошел, он перевозил АИП с собой. С февраля 1940 по март 1944 года он открыл ряд домов для детей в сотрудничестве с AIP и OSE ( Œuvre de Secours aux Enfants ). Первый был основан в замке Морель в Брут-Верне.

В 1941 году он отправился в Марсель. На лесистой и холмистой восточной окраине города он арендовал дом Бопена как приют для детей, родители которых были арестованы. После ареста нескольких детей в Марселе 12 августа 1942 года он перевез их в дом в Демю , на юго-западе Франции.

В 1943 году, когда немцы расширили свою территорию во Франции, Шнеерсон перевез детей в Вуарон, недалеко от Сент-Этьен-де-Кросс, в оккупированной Италией зоне Л'Изер.

6 сентября 1943 года детей отвезли в Ниццу, полагая, что там будет безопаснее, поскольку итальянцы перешли на сторону союзников. Но немцы ждали и 10 сентября вторглись, собрав и депортировав 6000 человек. Детей тайно переправили обратно в Изер. Двое членов партии были пойманы, а раввину и его семье пришлось скрываться.

Той зимой оставшиеся дети были спрятаны в пяти местах этого района. Ночью 22 марта на одно из таких мест, Ла-Мартельер, был совершен рейд. Шестнадцать мальчиков и одна женщина, мать двух братьев из группы, были арестованы и депортированы. Только один из мальчиков пережил войну. В тот же день Сара Шнеерсон, жена раввина, была арестована в Ла-Манше, недалеко от Вуарона, где раввин и некоторые из его учеников нашли укрытие. Ее доставили в штаб-квартиру французского Миллиса, допрашивали и пытали, но она утверждала, что раввин сбежал в Швейцарию, не выдав своего настоящего укрытия. После освобождения она ходила пешком несколько миль вместо того, чтобы сразу пойти к убежищу мужа, чтобы ввести в заблуждение своих мучителей. Ее уловка сработала, и тайник не был обнаружен.

Как описывает Хана Арнон-Беннинга: «С тех пор, до освобождения Гренобля 22 августа 1944 года, дети, раввин, его жена и молодые люди были спрятаны в разных местах района Вуарон, причем некоторые не видели при свете дня в течение нескольких недель после освобождения семья Шнеерсонов вернулась в Париж, взяв с собой некоторых из выживших, другие вернулись в Ла-Мануар, чтобы позаботиться о некоторых сиротах; им помогали студенты, которые хотели остаться. В сентябре 1946 года молодежный дом окончательно закрыл свои двери, и последние его члены переехали в Буасси-Сен-Леже, в окрестностях Парижа». [ 5 ]

Большая часть того, что известно о раввине Шнеерсоне, принадлежит историку Леону Полякову , который был личным секретарем раввина и стал секретарем АИП в 1943 году. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Поляков рассказал бы в 1997 году [ 12 ] с которым он познакомился с главным раввином Шнеерсоном, когда искал раввина для похорон его отца. Позже, на Канебьере в Марселе, он встретил главного раввина Шнеерсона, который предложил ему должность секретаря. Их сотрудничество продолжалось несколько месяцев, пока Поляков не отказался от идеологических разногласий — он выступил против идеи связаться с Йозефом Геббельсом. [ 13 ] – и религиозные различия. Позже Поляков вместе с двоюродным братом раввина Шнеерсона Исааком Шнеерсоном основал Мемориал Шоа и Центр современной еврейской документации .

Хронология локаций

[ редактировать ]
  • Февраль 1940 г. - январь 1941 г.:
  • Апрель 1942 года:
    • Вилла Бопен в районе Вьей-Шапель в Марселе.
  • Ноябрь 1942 года:
  • 1942–1944: последовательно:
    • Гренобль .
    • Замок Мануар , деревня Л'Этан-Дофин, Сент-Этьен-де-Кросси ( Изер ), [ 14 ] Начиная с марта 1943 г.
    • пансион Cavalier и отель Rivoli в Ницце . 1943 г. (...-октябрь 1943 г.).
    • Замок Мануар (возвращение) с октября 1943 г. по декабрь 1943 г., затем рассредоточение детей по трем деревням недалеко от Вуарона (Изер):
      • Ла-Манш , деревня Сен-Жан-де-Муаран (Изер), декабрь 1943 года.
      • Ла Мартельер , Вуарон (Изер), [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] арестовала там 16 детей в возрасте от 7 до 21 года и двоих взрослых милиция также в декабре 1943 года . В ночь с 23 на март 1944 года по доносу. Детей депортируют в Конвое 71. [ 20 ] от 13 апреля 1944 г. [ 21 ] [ 22 ] и конвой № 73 от 15 мая 1944 г. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
      • деревня Ширанс (Изер) и Сент-Этьен-де-Кросси (комната), начиная с октября 1943 года.

Описания Шнеерсона

[ редактировать ]

Люсьен Лазар в своей книге о еврейском сопротивлении во Франции [ 27 ] описывает роль Шнеерсона:

Переехав в Виши , а затем в Марсель , АИП собрала сообщество примерно из шестидесяти человек, состоящее из синагоги , социального учреждения, ешивы , дома для детей и мастерской для профессионального трудоустройства. [ 28 ] Чнеерсон предназначал свои услуги ортодоксальному иудаизму . Помещенная на маргинализацию еврейских организаций, АИП была выражением особой категории еврейской идентичности. очень популярный до войны в Центральной и Восточной Европе , а также в Палестине, Хасидизм, имел ярых последователей среди еврейских иммигрантов в Париже. Отвергая одновременно эмансипацию , сионизм и социализм, Хнеерсон представлял еврейское существование лишь в ревнивом соблюдении обрядов и воздвигал непроницаемый барьер против влияния окружающей среды и современности. Его опыт светских преследований научил его реагировать созданием сообщества неизменной сплоченности, посвятившего себя изучению священных текстов и соблюдению заповедей в восторженной атмосфере хасидской традиции. Именно в этих рамках он сам и его последователь чувствовали себя в безопасности, предоставив это Провидению. Чнеерсон не осознал нового и фатального характера нацистской угрозы, а АИП была особенно уязвима перед депортациями.

В «Трактире музыкантов» [ 29 ] Леон Поляков описывает Шнеерсона («рыжая борода, слегка хромающего в кафтане по польскому обычаю») и его деятельность в Марселе:

Около ста человек молились в молельне на улице Сильвабель в богатом на вид здании в одном из самых красивых районов Марселя [...] [Там] две большие комнаты и холл на первом этаже, кухня и две комнаты в мезонине [...]. Раввин укрывается со своей семьей на первом этаже. Кухня тоже не остается пустой: крадущиеся тени появлялись вечером и исчезали утром; это беглецы из лагерей для интернированных Виши, которым раввин дает убежище. Одна из комнат первого этажа служит кабинетом и комнатой для торжеств – нескончаемым потоком еврейских страданий – другая, кабинет раввина, является одновременно синагогой и классной комнатой; там празднуют свадьбы, разрешают разводы и даже финансовые споры.

В своем личном дневнике Раймон-Рауль Ламбер, возглавлявший UGIF-Sud , Союз французских евреев при правительстве Виши, пишет 17 августа 1943 года:

28 числа (28 июля 1943 г.) я еду с Симоной и детьми в детский дом недалеко от Вуарона, возглавляемый ортодоксальным раввином, похожим на Распутина . В такой среде я чувствую себя христианином и латинянином . [ 30 ]

Так объясняет израильский историк Ричард Коэн. [ 31 ] Реакция Ламберта:

Речь идет о раввине Исааке Хнеерсоне [так в оригинале] [ 32 ] который был ответственным за ультраортодоксальную благотворительную организацию (Ассоциация израильских практиков Франции, Кехиллат Хахаредим), связанную с 3e Direction de l'UGIF (Santé). «Ассимилированный» ответ РРЛ [Раймона-Рауля Ламберта] неудивителен, если принять во внимание содержание письма последнего (2 августа 1943 г., YIVO: RG 340, досье 3), в котором подробно описываются его фантастический проект по установлению еврейское государство, основанное на строго ортодоксальных принципах.

В недавней книге под названием « Дети де ла Мартельер » Дельфин Деру воссоздает жизнь этого учреждения. [ 33 ] Она открыто восхищается работой раввина:

Каждой угрозе соответствует защита. Стремясь к физическому и духовному уничтожению «еврейской расы», эти мужчины и женщины выступили против себя как евреев, с гордостью принимая на себя свое находящееся под угрозой исчезновения еврейство. И это моральное сопротивление, с которым я сталкиваюсь со своей стороны в настойчивых требованиях раввина Хнеерсона [Шнеура Залмана Шнеерсона] строго соблюдать религиозные законы – показывая для него саму суть его иудаизма, которому прямо угрожают, – поражает меня и ослепляет своей силой. и своим героизмом.

После войны

[ редактировать ]

После войны Шнеерсон работал над продвижением неконсисториального ортодоксального иудаизма в своем офисе на улице Дье, 10, в 10-м округе Парижа , недалеко от площади Республики . Он продолжал руководить АИП, организовывая религиозные службы и еврейские школы, а также находя и реабилитируя детей, спрятавшихся в христианских домах во время войны.

Несколько личностей позже подтвердили влияние его учения, в том числе Ольга Катунал, [ 34 ] согласно которому Залман Шнеурсон был ее величайшим учителем, [ 35 ]

В 1960-х годах Шнеур Залман Шнеерсон иммигрировал в США и продолжил работать учителем в Бруклине , Нью-Йорк.

Он умер в Нью-Йорке в возрасте 82 лет.

  1. Имя также пишется Шнеерсон (Натан, 2008), и, по словам дочери раввина Хадассы Карлебаха (там же), его звали Хнеерсон . во время Второй мировой войны
  2. ^ Зуккотти (1993, стр. 341, примечание 14) дает другую версию названия. Она пишет: «АИП была основана в Париже в 1936 году великим раввином Залманом Хнеерсоном».
  3. ^ Jump up to: а б с Le rav Schneor Zalman Schneerson en France (1936–19470 (экстра). Архивировано 20 ноября 2008 г. в Wayback Machine , статья Kountrass Online, ияр 5763 / май 2003 г.
  4. ^ генеалогические надписи на его могиле ( Кеварим Цадиким в Северной Америке. Фотография могилы Шнеура Залмана Шнеерсона с ее биографическими данными. Архивировано 4 августа 2010 года в Wayback Machine ), Генеалогическое древо Цемах Цедек. Архивировано 25 сентября 2010 года в Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: а б Арнон-Беннинга, Хана (сентябрь 2010 г.). «ШНЕЕРСОН, ШНЕУР ЗАЛМАН 1898–1980» (PDF) . Всемирная федерация еврейских детей, переживших Холокост, и их потомков . Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 г.
  6. ^ Лазарь, 1987, с. 139
  7. ^ «Кеилат ха-Харедим» . yivoarchives.org . Архивировано из оригинала 19 октября 2020 года . Проверено 11 февраля 2016 г. .
  8. ^ holocaustchild.org
  9. ^ По данным Лазара, 1987, с. 357, прим. 38, Поляков был секретарем АИП с ноября 1941 по август 1942 года.
  10. ^ Лазар, там же, подчеркивает, что «объемная коллекция архивов АИП была передана З. Хнеерсоном YIVO - коллекция 340».
  11. ^ По Познанскому, 1994, с. 203: «Во всех еврейских организациях работали евреи, которые до войны едва ли знали о существовании еврейских организаций. Ассоциации практиков-израильтян – ультраортодоксальной организации – возглавляемой в Марселе раввином Залманом Хнеерсоном».
  12. ^ «Le Monde – Мировые новости, культура и мнения с уникальной точки зрения ведущей французской газеты» . Le Monde.fr . Проверено 17 февраля 2024 г.
  13. Главный раввин Шнеерсон не понимает, что отделение евреев от остального населения, за которое выступали нацисты, на самом деле является прелюдией к их истреблению, « окончательным решением ». Он знал коммунистический режим и его ограничения на религиозную практику. Человечество еще не знало систематического геноцида, страна за страной, этого « Окончательного решения ».
  14. ^ Лазар, 1987, с. 227, пишет: «С другой стороны, имеется отказ Шнеерсона от АИП разбросать по отдельности, под прикрытием полной « арианизации », подопечных дома Сент-Этьен-де-Кросси». Заметим попутно, что в указателе своей книги (стр. 419) Лазар путает имена двух двоюродных братьев: Исаака Шнеерсона и Шнеура Залмана Шнеерсона.
  15. ^ См. Шоа. Увидим онлайн. Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  16. Бенуа, Флориан (25 августа 1997 г.) «Сводка новостей о еврейских детях: Вуарон возвращается в свое прошлое». Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine . Человечество
  17. ^ Деру, Дельфина Дети Ла Мартельера. Глава первая. Хроника исследований. Архивировано 24 декабря 2009 г. на Wayback Machine.
  18. ^ "Вы возьмете назад некоторых евреев... - Шум" . din.org . Проверено 17 февраля 2024 г.
  19. Бакур, Манон (30 марта 2009 г.). «Пронзительная дань вчерашнего дня в Вуароне». Архивировано 21 июля 2011 года в Wayback Machine . Культура. mGrenoble.fr.
  20. В этот Convoi 71 входит Симона Джейкоб, 16 лет, которая позже станет известна как Симона Вейл . Серж Кларсфельд , 1978 год.
  21. ^ "Сводка новостей о шестнадцати еврейских детях", L'Humanité , 23 августа 1997 г.
  22. ^ Смотрите, История. Эрвин Ур, единственный выживший в облаве на Вуарона в 1944 году. Архивировано 27 сентября 2012 года в Wayback Machine . Либерасьон , 15 сентября 1997 г.
  23. ^ См. Еву Лайн Блюм-Черчевский. Конвой 73. Авраам Розенцвейг. Архивировано 25 июля 2011 года в Wayback Machine.
  24. ^ Зуккотти, 1993, с. 193, говорится о 18 детях; на самом деле детей 16 и взрослых двое — ср. «В городе Вуарон обнаружена облава на шестнадцать еврейских детей». Архивировано 2 декабря 2008 г. в Wayback Machine , L'Humanité , 23 августа 1997 г.
  25. ^ «История» . Архивировано 27 сентября 2012 года в Wayback Machine . Эрвин Ур, единственный выживший в облаве в Вуароне в 1944 году. Либерасьон , 15 сентября 1997 года.
  26. ^ «Авраам Розенцвейг» . www.convoi73.org . Проверено 17 февраля 2024 г.
  27. ^ Лазар 1987, стр. 139–140.
  28. ^ О деятельности Шнеура Залмана Шнеерсона в Марселе Рене Дрей-Бенсусан пишет: (AIP) создали мастерские «Кроме того, ОРТ и Ассоциация израильских практиков в рамках второго отдела UGIF. Энергичный раввин Залман Хнеерсон [так в оригинале] ] открыл профессиональное училище в штаб-квартире своей ассоциации, то есть в подвале своего дома. квартира на улице Сильвабель; она превратилась в «рабочую компанию», когда Виши решил включить в нее иностранных Жюифов. Он на время устроил туда Жозефа Басса, будущего руководителя Резо Басса, в качестве преподавателя рисования рядом с секретарем. Леон Поляков преподавал там сорок двум студентам доктор Радзовиц, известный венский физик».
  29. ^ Дрей-Бенсусан, Рене «Еврейское образование в Марселе при Виши (1940–1943): косвенный ренессанс». Архивировано 14 марта 2012 г. в еврейском архиве Wayback Machine , том 35, 2002/2, стр. 49-59.
  30. ^ См. Ламберт, 1985, с. 236.
  31. ^ См. Ламберт, 1985, с. 289, примечание 207.
  32. ^ Коэн путает двух двоюродных братьев: Исаака Шнеерсона и Шнеура Залмана Шнеерсона.
  33. ^ См. Дельфин Деру, 1999, Глава первая. Хроника исследований.
  34. ^ Об Ольге Катунал см. Хаддад, 2007. Жак Лакан поднялся на семь этажей без лифта ее здания в 9-м округе Парижа, чтобы просмотреть книги по каббале, которые у нее были. Ольга Катунал представляет Оскара Голдберга (одного из тех, кого спас Вариан Фрай ) главному раввину Шнеерсону.
  35. ^ См. Фридлендер, 1990, с. 173-174: «Она утверждала, что величайшим учителем, который у нее когда-либо был, был Залман Шнеурсон, человек, который, как многие ожидали, унаследует должность главного раввина любавичских хасидов, но он этого так и не сделал. Грозный ученый, Шнеурсон привлек большое количество последователей интеллектуалов. Евреи в Париже в первые послевоенные годы». .

Библиография

[ редактировать ]
  • Люсьен Лазар (1987). Еврейское сопротивление во Франции . Запас. ISBN  978-2-234-02080-1 .
  • Джудит Фридлендер (1990). Вильно на Сене: еврейские интеллектуалы во Франции с 1968 года . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-04703-5 .
  • Сьюзан Зуккотти (1993). Холокост, французы и евреи . Основные книги. ISBN  0-465-03034-3 .
  • Рене Познански (1994). Быть евреем во Франции во время Второй мировой войны . Hachette Book Group США. ISBN  978-2-01-013109-7 .
  • Донна Ф. Райан (1996). Холокост и евреи Марселя: проведение антисемитской политики в Виши, Франция . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-06530-9 .
  • Дельфин Деру (1999). Дети Ла Мартельера . Грассе и Фаскель. ISBN  978-2-246-56921-3 .
  • Энн Гринберг (1999). Лагеря позора: интернированные евреи во французских лагерях (1939-1944) . Издания La Découverte. ISBN  978-2-7071-3046-4 .
  • Клод Мюллер (2003). Пути свободы: Дофине, 1939-1945: свидетельства многочисленных борцов сопротивления и депортированных . Издания Де Боре. ISBN  978-2-84494-195-4 .
  • Рене Дрей-Бенсусан (2004). Евреи в Марселе во время Второй мировой войны: август 1939 г. — август 1944 г. Прекрасная литература. ISBN  978-2-251-38066-7 .
  • Лимор Ягил (2005). Христиане и евреи под властью Виши (1940-1944): Спасение и гражданское неповиновение . Олень. ISBN  978-2-204-07585-5 .
  • Хана Шенеурсон (апрель 2003 г.). Мать в Израиле: жизнь и воспоминания ребецн Ханы Шнеерсон светлой памяти: мать раввина Менахема М. Шнеерсона, Любавичского Ребе, з. ц. ṿe-ḳ. llhh] Издательское общество Кехот. ISBN  0-8266-0099-9 .
  • Жерар Хаддад (2007). Первородный грех психоанализа: Лакан и еврейский вопрос . Порог. ISBN  978-2-02-091253-2 .
  • Джоан Натан . Хлеб свободы во времена отчаяния . The New York Times , 16 апреля 2008 г. (раздел «Обед и вино»).
  • Сэмюэл Хейлман; Менахем Фридман (30 мая 2010 г.). Ребе: Жизнь и загробная жизнь Менахема Менделя Шнеерсона . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-13888-6 .
  • Эли Фойерверкер. «Дальнейшие исправления». Хамодия. Нью-Йорк. 13 октября 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fe4b14a7cd3b7fdfeeb37e52f9923ec__1720978020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/ec/7fe4b14a7cd3b7fdfeeb37e52f9923ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Schneour Zalman Schneersohn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)