Пьеро Мартинетти
Пьеро Мартинетти ( Пон-Канавезе 21 августа 1872, — 23 марта 1943, Куорне ) — итальянский философ. Мартинетти был профессором теоретической и моральной философии. Он был одним из немногих университетских профессоров, а также единственным итальянским академическим философом, отказавшимся принести присягу на верность Фашистской партии .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Пьер Федерико Джузеппе Селестино Марио Мартинетти был первым из четырех детей. Его родителями были Розалия Бертольятти (1846–1927) и Франческо Мартинетти (1846–1921). После завершения среднего образования в Liceo classico Carlo Botta в Ивреа , Пьетро продолжил изучать философию в Туринском университете , который окончил в возрасте 21 года в 1893 году, защитив диссертацию о системе санкхьи в индийской философии. Несмотря на некоторое первоначальное сопротивление со стороны факультета философии, диссертация была опубликована Латтесом в 1896 году и получила премию Готьери. Интерес Мартинетти к индийской философии был длительным, включая цикл лекций, проведенных в Милане в 1920 году, собранных и опубликованных в 1981 году. После окончания учебы Мартинетти провел два семестра (1894–95) в Лейпцигском университете , где он столкнулся с мыслью об африканском Спире . [1]
Карьера
[ редактировать ]Вернувшись в Италию, Мартинетти работал учителем средней школы в Авеллино (1899–1900), Корреджо (1900–1901), Виджевано (1901–1902), Ивреа (1903–1904) и в государственной классической средней школе Витторио Альфьери в Турин (1904–1905). В 1904 году он опубликовал свое введение в метафизику («Введение в метафизику. I Теория познания»), благодаря которому он был назначен профессором теоретической и моральной философии в Миланской научно-литературной академии , которая в 1923 году стала Миланский университет — где он преподавал с 1906 по 1931 год. В 1915 году он стал почётным членом Istituto Lombardo Accademia di Scienze e Lettere . [2] основан в 1797 году Наполеоном по образцу Института Франции .
Политические взгляды
[ редактировать ]Мартинетти был независимой интеллектуальной фигурой, независимой от традиционных политических взглядов, а также от католической традиции. [3] Он отказался присоединиться как к Джованни Джентиле » «Манифесту фашистских интеллектуалов , так и к Кроче « Манифесту антифашистских интеллектуалов» . Он был одним из немногих интеллектуалов, критиковавших Первую мировую войну : он считал, что война подрывает социальный порядок и моральные ценности, создавая праздность и разложение, а также давая военным полномочия по принятию решений, которых у них не должно быть, основанных ни на моральных, ни на интеллектуальных ценностях. . [4] В 1923 году, после нескольких очень трудных событий ( Марш на Рим и Муссолини приход к власти ), он отказался от почетной стипендии в престижной Академии деи Линчеи .
Общество философских и религиоведческих исследований
[ редактировать ]стал соучредителем «Società di studi filosofici e religiosi» ( Общества философских и религиозных исследований В то время как Мартинетти на своих лекциях развивал свою собственную философию религии, 5 января 1920 года в Милане он вместе с некоторыми друзьями ). любого догматизма. Целью было собрать ряд итальянских интеллектуалов и провести серию конференций.В 1926 году Мартинетти предъявили иск за «неуважение к Евхаристии»; как следствие, он был вынужден подписать защиту своих курсов по философии религии. [5]
Философский конгресс
[ редактировать ]В марте 1926 года Мартинетти организовал VI Национальный философский конгресс от имени Итальянского философского общества, стремясь к свободному выражению идей, несмотря на сложный политический контекст. [6] Мероприятие было приостановлено всего через два дня из-за протестов фашистских и католических активистов. После этого Конгресс был отменен, отчасти из-за противодействия Агостино Джемелли, вице-канцлера Миланского католического университета.
Философский журнал
[ редактировать ]С 1927 года Мартинетти редактировал философский журнал Rivista di filosofia ; однако его имя так и не появилось в публикации из-за разногласий вокруг него. Он хотел продолжать участвовать и развивать философскую мысль в Италии способами, которые все еще были ему доступны, несмотря на его отказ принести присягу на верность фашистской партии. Отказ помешал ему преподавать, но не сотрудничать в таких публикациях, как «La Rivista di Filosofia», которые он считал отчасти своим детищем.
Отказ от поддержки Фашистской партии
[ редактировать ]Мартинетти без колебаний отказался присягнуть фашистской партии в декабре 1931 года; он был одним из немногих университетских профессоров, сделавших это. Свои причины он объяснил в письме министру образования Бальбино Джулиано . [7] В письме он поясняет, что не может предать собственную совесть, единственный истинный свет и утешение, которое может иметь человек, и заявляет о готовности нести последствия этого поступка. После своего неприятия фашизма Мартинетти был вынужден уйти в отставку. С 1932 года и до самой смерти он посвятил себя философским исследованиям в компании нескольких кошек в своем доме в Спинето, недалеко от места своего рождения. На его двери надпись гласила: «Piero Martinetti — agricoltore» ( «Пьеро Мартинетти — фермер» ). За это время он изучил работы Баруха Спинозы и Иммануила Канта и написал Gesù Cristo e il Cristianesimo ( Иисус Христос и христианство ) (1934); Иль Ванжело ( Евангелие ) (1936); Ragione e fede ( Разум и вера ) (1942).
Арест
[ редактировать ]Эти тихие занятия были прерваны внезапным арестом и заключением в Турине в мае 1935 года. [8] обвинялся Питигрилли , (агентом Организации по бдительности и подавлению антифашизма ) в потворстве антифашистской группе Г. Обвинение было необоснованным. Питигрилли также стал причиной ареста по тем же обвинениям нескольких итальянских интеллектуалов, в том числе Джулио Эйнауди , Витторио Фоа , Чезаре Павезе и Карло Леви . Сообщается, что в момент ареста Мартинетти сказал, как и раньше: «Я гражданин Европы, случайно родившийся в Италии». [9]
Последние годы
[ редактировать ]Мартинетти начал ухудшаться в 1941 году после эпизода тромбоза , возникшего в результате случайного падения с грушевого дерева, что также подорвало его умственные способности. В 1942 и 1943 годах ему сделали две операции на простате. Он умер в больнице в Турине (в то время эвакуированном в Куорне) 23 марта 1943 года после того, как попросил, чтобы ни один священник не вмешивался в его тело. Несмотря на призыв викария Спинето не чтить тело человека, который при жизни всегда был «еретиком» и «атеистом», около десяти человек последовали за похоронным фургоном до вокзала, откуда труп Мартинетти был доставлен в Турин. быть кремированным.
Наследие
[ редактировать ]Незадолго до смерти Мартинетти завещал свою частную книжную коллекцию Нине Руффини, Джоэле Солари и Чезаре Джиретти.Затем в 1955 году коллекция была передана в дар «Fondazione Piero Martinetti per gli studi di storia filosofica e religiosa» ( Фонд Пьеро Мартинетти по изучению истории философии и религии ) в 1955 году. Сейчас она является частью библиотеки Facoltà di Lettere. Электронная философия в Туринском университете [10] В его доме в Спинето в настоящее время находится штаб-квартира «Fondazione Casa e Archivio Piero Martinetti» , целью которого является продвижение идей Мартинетти как в Италии, так и за рубежом.
Философия
[ редактировать ]Философия Мартинетти включает в себя оригинальную интерпретацию неокантианского идеализма , интерпретируемого как трансцендентный пантеистический дуализм . Эта интерпретация близка интерпретации Африкана Спира , любимого философа Мартинетти. Мартинетти написал длинную монографию о Спире, которая была опубликована после его смерти в 1990 году. Мартинетти считал метафизику Спира чистой формой религиозного видения, фундаментально выраженной в дуализме между реальным бытием (абсолютным трансцендентным Единством, через которое выражается божественность) и множественное видимое раскрывается опытом. В то же время этот дуализм очевиден: это различие не между двумя действительными реальностями, а между единственной реальностью и нереальностью, в которой тонет мир.Мартинетти также унаследовал моральную философию Спира с очень небольшими изменениями, которая, в свою очередь, была заимствована у Канта. По мнению Мартинетти, после Канта, «ни один серьезный философ не может не быть кантианцем в этике». [11]
Животные
[ редактировать ]В книге «La psiche degli Animali» ( «Психика животных ») Мартинетти утверждает, что, как и люди, животные обладают интеллектом и сознанием. Следовательно, этика не может ограничиваться регулированием отношений между людьми, но она должна быть направлена на обеспечение благополучия и счастья всех разумных форм жизни, которые, как и люди, способны испытывать удовольствие, счастье и боль.В этом эссе Мартинетти также отмечает, как великие западные религии игнорировали проблему невыразимых страданий, причиняемых людьми другим животным. Вместо этого, утверждает Мартинетти, в глазах других животных мы можем видеть глубокое единство, которое связывает нас с ними. [12] Сам он испытывал глубокую симпатию и сострадание к животным, что отражалось в его вегетарианстве.В своем завещании Мартинетти оставил значительную сумму денег Società Protettrice degli Animali ( Обществу защиты животных ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Амедео Вигорелли, Пьеро Мартинетти. Гражданская метафизика забытого философа , Бруно Мондадори, Милан, 1998, с.32
- ^ Пьеро Мартинетти, Письма (1919-1942) Флоренция, 2011, примечание n. 37, с. 18-19.
- ^ См. Амедео Вигорелл, с. 292.
- ^ Амедео Вигорелли, с. 167.
- ^ Письмо н. 47 Пьеро Мартинетти Луиджи Манджиагалли, 21 марта 1926 г., в: Пьеро Мартинетти, Письма (1919-1942) , Флоренция, 2011, стр. 51–53.
- ^ Пьеро Мартинетти, Письма (1919-1942 , Флоренция, 2011, стр. 42.
- ^ Письмо н. 104 Пьеро Мартинетти Бальбино Джулиано, 13 декабря 1931 г., в Пьеро Мартинетти Леттере (1919-1942) , Флоренция, 2011 г., стр. 101–103.
- ^ « Registro matricole 1935 , n. 1559)», Пьеро Мартинетти, Lettere (1919-1942) , Флоренция, 2011, с. 142, примечание 285.
- ^ Анджело Павиоло, соч. цит. , с. 62.
- ^ Фонд дома и архива Пьеро Мартинетти
- ^ См. Амедео Вигорелли, с. 69 и стр. 94–95.
- ^ Анджело Павиоло, анекдотический рассказ Пьеро Мартинетти. Человек, философ, его земля , Le Château Edizioni, Аоста, с. 28.