Философский теизм

Философский теизм — это вера в то, что Высшее Существо существует (или должно существовать) независимо от учения или откровения какой-либо конкретной религии . [1] Оно представляет собой веру в Бога совершенно без доктрин , за исключением того, что можно познать разумом и созерцанием законов природы . Некоторые философские теисты убеждены в существовании Бога с помощью философских аргументов, в то время как другие считают, что имеют религиозную веру, которая не нуждается или не может быть подкреплена рациональными аргументами.
Философский теизм имеет параллели с философским взглядом 18 века, называемым деизмом .
Отношение к организованной религии
[ редактировать ]Философский теизм рассматривает природу как результат целенаправленной деятельности и, следовательно, как понятную систему, открытую человеческому пониманию, хотя, возможно, никогда полностью не понимаемую. Это подразумевает веру в то, что природа устроена согласно некоему последовательному плану и проявляет единую цель или намерение, какими бы непостижимыми или необъяснимыми они ни были. Однако философские теисты не поддерживают и не придерживаются теологии или доктрин какой-либо организованной религии или церкви. Они могут принимать аргументы или наблюдения о существовании бога, выдвинутые теологами, работающими в какой-либо религиозной традиции, но отвергать саму традицию. (Например, теист-философ может верить определенным христианским аргументам о Боге, тем не менее отвергая христианство.)
Известные философские теисты
[ редактировать ]- Фалес Милетский (624–546 до н. э.) был греческим философом и математиком-досократиком из Милета в Малой Азии. Многие, особенно Аристотель, считают его первым философом греческой традиции. По словам Генри Филдинга, Диоген Лаэртий утверждал, что Фалес постулировал «независимое предсуществование Бога от вечности, заявляя, что «Бог был старейшим из всех существ, поскольку он существовал без предшествующей причины даже в способе зарождения; что мир прекрасней всех вещей; ибо оно создано Богом». [2]
- Сократ (469–399 до н. э.) был классическим греческим афинским философом; он самый ранний известный сторонник телеологического аргумента, [3] хотя сомнительно, отказался ли он от политеизма.
- Аристотель (384–322 до н.э.) основал то, что сейчас известно как «космологические аргументы» в пользу Бога (или «первопричины»). [4]
- Хрисипп из Соли (279–206 до н.э.) был греческим философом-стоиком. Хрисипп стремился доказать существование Бога, используя телеологический аргумент: «Если есть что-то, чего человечество не может произвести, то существо, производящее это, лучше человечества. Но человечество не может производить то, что есть во вселенной – небесное». тела и т. д. Следовательно, существо, производящее их, превосходит человечество, но кто превосходит человечество, кроме Бога. Следовательно, Бог существует». [5]
- Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) был римским философом, государственным деятелем, юристом, политическим теоретиком и римским конституционалистом.
- Плотин (204–270 гг. н.э.) был крупным философом древнего мира. В его философии есть три принципа: Единое, Разум и Душа.
- Леонардо да Винчи (1452–1519) был итальянским эрудитом и широко считается одним из величайших художников всех времен. По словам биографа Дианы Апостолос-Кападона, «он нашел доказательства существования и всемогущества Бога в природе — свете, цвете, ботанике, человеческом теле — и в творчестве». [6] Марко Росчи, автор книги «Скрытый Леонардо да Винчи» (1977), отмечает, что для Леонардо «[м]ан — это дело рук Бога, который сохраняет мало связей с традиционной ортодоксальностью. Но человек решительно не является простым «инструментом» своего Создателя. Он сам является «машиной» исключительного качества и мастерства и, таким образом, является доказательством рациональности природы».
- Христиан Гюйгенс (1629–1695) – выдающийся голландский математик и учёный. Гюйгенс был первым, кто сформулировал в квадратичной форме то, что сейчас известно как второй закон движения Ньютона. Он рассматривал науку как форму «Поклонения», то есть Богу можно служить, изучая и любуясь его произведениями: «И мы будем поклоняться и почитать того Бога, Создателя всех этих вещей; мы будем восхищаться и поклоняться Его Промыслу и чудесным Мудрость, которая проявляется и проявляется по всей Вселенной, к смущению тех, кто желает, чтобы Земля и все сущее образовались из перемещающегося Собрания Атомов, или чтобы существовало без начала». [7]
- Сэр Исаак Ньютон (1642–1726) был выдающимся английским математиком, которого часто считали одним из трех величайших математиков, когда-либо живших на свете. Ньютон был известен своим интересом к библейскому богословию и сказал следующее о Священных Писаниях: «Мы считаем Писания Божьи самой возвышенной философией. Я нахожу в Библии более верные признаки подлинности, чем в любой светской истории». Ньютон отверг учение о Троице и отрицал признание божественности Иисуса в своих произведениях, что было обнаружено лишь позднее Кейнсом. [8]
- Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) был выдающимся немецким эрудитом, считающимся отцом цифровых вычислений. Как философ он доказывал существование Бога на чисто философских основаниях. Лейбниц писал: «Даже если предположить, что мир вечен, нельзя избежать обращения к конечной причине вселенной за пределами этого мира, то есть к Богу». [9]
- Эмили дю Шатле (1706–1749) была французским математиком и физиком, ее самым знаменитым достижением считается перевод и комментарий к работе Исаака Ньютона Principia Mathematica. По словам Дю Шатле, «изучение природы возводит нас к познанию высшего существа; эта великая истина даже более необходима, если это возможно, для хорошей физики, чем для морали, и она должна быть основанием и заключением». всех исследований, которые мы проводим в этой науке». [10]
- Томас Джефферсон (1743–1826) был американским отцом-основателем, который был основным автором Декларации независимости Соединенных Штатов. Он доказывал существование Бога на телеологических основаниях, не апеллируя к откровению. [11]
- Людвиг ван Бетховен (1770–1827). Важная фигура в переходе от классической к романтической эпохе в западной художественной музыке, он остается одним из самых известных и влиятельных композиторов. Бетховен никогда не утверждал, что в дальнейшей жизни он был христианином, тем не менее, он утверждал, что «если порядок и красота отражены в устройстве вселенной, то Бог существует». [12]
- Николя Леонар Сади Карно (1796–1832) был французским военным инженером и физиком, которого часто называют «отцом термодинамики». Как деист , он верил в божественную причинность, заявляя, что «то, что для невежественного человека является случайностью, не может быть случайностью для более образованного человека», но он не верил в божественное наказание. Он критиковал устоявшуюся религию, но в то же время высказывался в пользу «веры во всемогущее Существо, которое любит нас и наблюдает за нами». [13]
- Иоганн Карл Фридрих Гаусс (1777–1855). Иногда его называют «Princeps mathematicorum» (лат. «величайший из математиков») и «величайшим математиком со времен античности». По словам биографа Даннингтона, религия Гаусса была основана на поиске истины. Он верил в «бессмертие духовной индивидуальности, в личное постоянство после смерти, в последний порядок вещей, в вечного, праведного, всеведущего и всемогущего Бога». [14]
- Сэр Ричард Оуэн (1804–1892) — английский сравнительный анатом и палеонтолог. Он написал огромное количество научных работ, но сегодня, вероятно, больше всего его помнят благодаря созданию слова «динозаврия» (что означает «ужасная рептилия» или «ужасно великая рептилия»). Оуэна также помнят за его откровенное противодействие теории эволюции Чарльза Дарвина путем естественного отбора. Он писал: «Удовлетворение, испытываемое правильно устроенным разумом, всегда должно быть огромным, когда мы признаем пригодность частей для выполнения соответствующих функций... провидческие действия Единой Причины всей организации становятся поразительно очевидными для нашего ограниченного разума». [15]
- Авраам Линкольн (1809–1865) был 16-м президентом Соединенных Штатов, занимавшим этот пост с марта 1861 года до своего убийства в апреле 1865 года. «] заключалось в том, что, учитывая порядок и гармонию всей природы, которую все видели, было бы более чудесным произойти случайно, чем быть созданным и организованным какой-то великой мыслительной силой». [16]
- Альфред Рассел Уоллес (1823–1913) был британским натуралистом, биологом и одним из первооткрывателей естественного отбора. Позже Уоллес начал сомневаться в своей собственной теории естественного отбора и выступал за телеологическую форму эволюции. В письме Джеймсу Марчанту он писал: «Полностью материалистический ум моей юности и ранней зрелости постепенно превратился в социалистический, спиритуалистический и теистический ум, который я сейчас проявляю». [17]
- Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) был американским философом, логиком, математиком и учёным, который вкратце обрисовал для реальности Бога аргумент в пользу гипотезы о Боге как Необходимом Существе. [18]
- Альфред Норт Уайтхед (1861–1947) был английским математиком и философом, который обнаружил, что развитие новаторской философии привело к включению Бога в систему.
- Генри Труро Брей (1846–1922) был англо-американским священником, философом и врачом, который пропагандировал разновидность философского теизма в своей книге « Живая Вселенная» . [19] [20]
- Джон Эван Тернер (1875–1947) был валлийским философом-идеалистом, известным защитой идеалистического теизма в своих книгах «Личность и реальность» (1926) и «Природа божества» (1927). [21] [22]
- А.С. Юинг (1899–1973) был английским философом, написавшим в 1973 году книгу «Ценность и реальность: философские аргументы в пользу теизма» . [23] [24]
- Курт Гёдель (1906–1978) был выдающимся математическим логиком двадцатого века, который описал свою теистическую веру как независимую от теологии. [25] Он также составил формальный аргумент в пользу существования Бога, известный как онтологическое доказательство Гёделя .
- Мартин Гарднер (1914–2010) был писателем-математиком и естествоиспытателем, защищавшим философский теизм, отрицая при этом откровение и чудеса. Гарднер считал, что многие либеральные протестантские проповедники, такие как Гарри Эмерсон Фосдик и Норман Винсент Пил , на самом деле были философскими теистами, не признавая (или не осознавая) этого факта. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суинберн, Ричард (2001). «Философский теизм». В ДЗ Филлипс; Тимоти Тессин (ред.). Философия религии в XXI веке . Клермонт занимается философией религии. Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир; Нью-Йорк: Пэлгрейв . ISBN 978-0-333-80175-8 .
- ^ Филдинг, Генри. 1775. Очерк разговора. Джон Белл. п. 346
- ^ Ксенофонт, Памятные вещи I.4.6; Франклин, Джеймс (2001). Наука предположений: доказательства и вероятности до Паскаля . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 229. ИСБН 978-0-8018-6569-5 .
- ^ Физика Аристотеля (VIII, 4–6) и Метафизика (XII, 1–6)
- ^ Цицерон, О природе богов, iii. 10. См. ii. 6 для более полной версии этого аргумента.
- ^ Апостолос-Кападона, Диана. «Леонардо: его вера, его искусство». До 2 ноября 2009 г. 26 января 2010 г.
- ^ Гюйгенс, Христиан, Космотеорос (1698)
- ^ Кейнс, Дж. М., «Ньютон, Человек»; Материалы празднования трехсотлетия Ньютона Королевского общества, 15–19 июля 1946 г.; Издательство Кембриджского университета (1947)
- ^ Лейбниц, GW (1697) О конечном возникновении Вселенной.
- ^ Ласкано, Марси П., 2011, «Эмили дю Шатле о существовании и природе Бога: исследование ее аргументов в свете их источников», Британский журнал истории философии, 19 (4): 741–58.
- ^ ДЖОНУ АДАМСУ vii 281 1823 г., Джефферсон Циклопедия, Фоли 1900 г.
- ^ Патрик Кавано, Духовная жизнь великих композиторов (Гранд-Рапидс: Зондерван, ред. 1996 г.)
- ^ Р. Х. Терстон, 1890 г., Приложение A. стр. 215-217.
- ^ Даннингтон, Дж. Уолдо; Грей, Джереми; Дозе, Фриц-Эгберт (2004). Карл Фридрих Гаусс: титан науки . Вашингтон, округ Колумбия: Математическая ассоциация Америки. ISBN 978-0-88385-547-8 . п. 305.
- ^ Оуэн, О природе конечностей, 38.
- ^ 352. Джеймс В. Киз (заявление в пользу Уиллама Х. Херндона). [1865-66]
- ^ Когда я был жив Альфред Рассел Уоллес, ЛИННЕАН 1995 ТОМ 11 (2), стр. 9
- ^ Пирс (1908), « Забытый аргумент в пользу реальности Бога », большая часть опубликовано, Hibbert Journal v. 7, 90–112. Переиздано с неопубликованной частью, CP 6.452–85, Избранные сочинения, стр. 358–79, EP 2: 434–50, Пирс о знаках 260–78.
- ^ Живая Вселенная . Субботний обзор книг и искусства New York Times (июль 1910 г.). п. 386
- ^ «Живая Вселенная» . Журнал Twentieth Century (октябрь 1910 г.). Том 3. с. 186
- ^ Маккензи, Дж. С. (1926). «Личность и реальность: доказательство реальности Высшего Я во Вселенной Дж. Э. Тернера». Философия . 1 (4): 516–517.
- ^ Бург, WG de. (1927). «Рецензируемая работа: Природа божества: продолжение книги Дж. Э. Тернера «Личность и реальность». Журнал философских исследований . 2 (7): 392–395.
- ^ Макферсон, Томас (1975). «Рецензируемая работа: ценность и реальность, философское обоснование теизма. А.С. Юинг». Разум . 84 (336): 625–628.
- ^ Тули, Майкл (1976). «Рецензируемая работа: ценность и реальность: философское обоснование теизма А.С. Юинга». Философское обозрение . 85 (1): 115–121.
- ^ Деньги 1996, стр. 104–105.
- ↑ По словам Гарднера: «Я философский теист. Я верю в личного бога, верю в загробную жизнь и верю в молитву, но я не верю ни в одну устоявшуюся религию. Это называется философским теизмом. ...Философский теизм целиком эмоционален. Как сказал Кант, он уничтожил чистый разум, чтобы освободить место для веры». Карпентер, Александр (2008), Интервью «Мартин Гарднер о философском теизме, адвентистах и ценах», 17 октября 2008 г. , Spectrum .