Jump to content

Хрисипп

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Хрисиппа из Соли )
Хрисипп из Соли
Римская копия эллинистического бюста
Хрисипп ( Британский музей )
Рожденный в. 279 г. до н. э.
Умер в. 206 г. до н.э. (73 года)
Причина смерти Смерть от смеха (неопределенно)
Эра Эллинистическая философия
Область Западная философия
Школа Стоицизм
Основные интересы
Известные идеи

Хрисипп из Соли ( / k r ˈ s ɪ s p ə , k r ɪ - / ; [1] Греческий : Chrysippos ho Soleus ; в. 279 – ок. 206 г. до н.э. [а] ) — греческий стоик философ- . Он был уроженцем Соли, Киликии , но переехал в Афины в молодости , где стал учеником философа-стоика Клеанта . Когда Клеанф умер, около 230 г. до н. э., Хрисипп стал третьим главой школы стоиков. Плодовитый писатель, Хрисипп расширил основные учения наставника Клеанта Зенона Китийского , основателя и первого руководителя школы, что принесло ему титул Второго основателя стоицизма. [3]

Хрисипп преуспел в логике , теории познания , этике и физике . Он создал оригинальную систему логики высказываний , чтобы лучше понять устройство Вселенной и роль человечества в ней. Он придерживался фаталистического взгляда на судьбу , но тем не менее искал личного участия в мыслях и действиях. Он считал, что этика зависит от понимания природы Вселенной, и учил терапии, направленной на искоренение неуправляемых страстей , которые угнетают и сокрушают душу. Он положил начало успеху стоицизма как одного из самых влиятельных философских движений на протяжении веков в греческом и римском мире. Лингвистическая направленность творчества Хрисиппа затрудняла работу его учеников даже внутри стоической школы. [4]

Из нескольких его письменных произведений ни одно не сохранилось, кроме фрагментов. [б] были обнаружены фрагменты некоторых его работ Недавно среди папирусов Геркуланума . [с]

Предположительно финикийского происхождения. [7] [8] Хрисипп был сыном Аполлония Тарсийского и родился в Соли, Киликия . [9] Он был небольшого роста, [10] и, как полагают, тренировался как бегун на длинные дистанции. [11] Еще будучи молодым, он потерял свое значительное унаследованное имущество, когда оно было конфисковано в королевскую казну. [12] [д] Хрисипп переехал в Афины , где стал учеником Клеанта , который был тогда главой ( стипендиатом ) школы стоиков. [14] [и] Считается, что он посещал курсы Аркесилая и его преемника Лакида в Платоновской Академии . [16]

Хрисипп с энтузиазмом погрузился в изучение стоической системы. Его репутация ученого среди современников была значительной. [11] Он отличался интеллектуальной смелостью и самоуверенностью, а его уверенность в своих силах была показана, среди прочего, в просьбе, которую он якобы обратился к Клеанту: «Дайте мне принципы, и я сам найду доказательства. " [11] Он сменил Клеанта на посту главы школы стоиков, когда Клеанф умер примерно в 230 году до нашей эры.

Хрисипп был плодовитым писателем. Говорят, что он редко обходился без написания 500 строк в день. [17] и он написал более 705 произведений. [18] Его стремление быть всеобъемлющим означало, что он принимал обе стороны спора. [16] а его оппоненты обвиняли его в том, что он наполняет свои книги цитатами других. [19] Его считали расплывчатым и неясным в своих высказываниях и небрежным в своем стиле, но его способности высоко ценились, и он стал считаться выдающимся авторитетом в школе. [20]

Последние минуты жизни Хрисиппа. Гравюра 1606 года.

Он умер во время 143-й Олимпиады (208–204 гг. до н.э.) в возрасте 73 лет. [2] Диоген Лаэртий дает два разных описания своей смерти. [21] В первом рассказе Хрисипп почувствовал головокружение, выпив неразбавленное вино на пиру, и вскоре умер. Во втором рассказе он наблюдал, как осел ел инжир , и крикнул: «Теперь дайте ослу выпить чистого вина, чтобы запить инжир», после чего он умер в приступе смеха . Его племянник Аристокреон статую в его честь воздвиг в Керамейке . [22] Хрисиппа сменил на посту главы школы стоиков его ученик Зенон из Тарса . [23]

Из его письменных работ ни одна не сохранилась, за исключением фрагментов, цитируемых в работах более поздних авторов, таких как Цицерон , Сенека , Гален , Плутарх и других. Недавно отрывки из «Логических вопросов» и «О провидении» были обнаружены среди папирусов Геркуланума . [6] Среди них может быть и третье произведение Хрисиппа. [6]

У Хрисиппа была долгая и успешная карьера сопротивления атакам Академии . [24] и надеялся не просто защитить стоицизм от нападок прошлого, но и от всех возможных нападок в будущем. Он взял доктрины Зенона и Клеанта и кристаллизовал их в то, что стало окончательной системой стоицизма . [24] Он разработал физические учения стоиков и их теорию познания. [20] и он создал большую часть их формальной логики. [25] Короче говоря, Хрисипп сделал систему стоиков такой, какая она есть. Говорили, что «без Хрисиппа не было бы Стои». [ф]

Хрисипп много писал на тему логики и создал систему логики высказываний . была Аристотеля Логика терминов связана с взаимосвязями таких терминов, как «Сократ» или «человек» («все люди смертны, Сократ - человек, поэтому Сократ смертен»). Стоическая логика, с другой стороны, занималась взаимосвязями таких предложений , как «сейчас день» («если сейчас день, то светло: но это день: значит, светло»). [27] [28] Хотя более ранние мегарские диалектики Диодор Кронос и Филон – работали в этой области, а ученики Аристотеля Теофраст и Евдем – исследовали гипотетические силлогизмы , [29] именно Хрисипп развил эти принципы в последовательную систему логики высказываний. [29] [30]

Предложения

[ редактировать ]

Хрисипп определял предложение как «то, что можно отрицать или утверждать, как оно есть само по себе», и приводил примеры таких предложений, как «сейчас день» и «Дион идет». [31] [32] Он различал простые и непростые предложения, которые в современной терминологии известны как атомарные и молекулярные предложения. [29] Простое предложение — это элементарное утверждение, такое как «сейчас день». [33] Простые предложения соединяются между собой, образуя сложные предложения, с помощью логических связок . Хрисипп перечислил пять видов молекулярных предложений в зависимости от используемой связки: [33]

Логические связки
Тип Пример
если если сейчас день, то светло
и сейчас день и светло
либо... либо либо сейчас день , либо сейчас ночь
потому что потому что сейчас день, светло
более/менее вероятно... чем скорее день , чем ночь

Таким образом, Хрисипп перечислил несколько типов молекулярных предложений, знакомых современной логике, включая соединение , дизъюнкцию и условное предложение . [34] и Хрисипп внимательно изучил их критерии истины . [34]

Условные суждения

[ редактировать ]

Первыми логиками, обсуждавшими условные утверждения, были Диодор Кронос и его ученик Филон . Написав пятьсот лет спустя, Секст Эмпирик ссылается на спор между Диодором и Филоном. [35] Филон считал истинными все кондиционалы, за исключением тех, которые с правильным антецедентом имели неправильный консеквент , и это означало, что такое суждение, как «если сейчас день, то я говорю», истинно, если только сейчас день и я не замолкаю. [36] Но Диодор утверждал, что истинное условное предложение - это такое, в котором предшествующее предложение никогда не может привести к неверному заключению - таким образом, поскольку предложение «если сейчас день, то я говорю» может быть ложным, оно недействительно. [35] Однако парадоксальные положения все еще были возможны, например, «если атомные элементы вещей не существуют, атомные элементы существуют». [36] Хрисипп придерживался гораздо более строгого взгляда на условные суждения, что делало такие парадоксы невозможными: [г] для него условное выражение истинно, если отрицание следствия логически несовместимо с антецедентом. [38] Это соответствует современному строгому условию . [38]

Силлогистика

[ редактировать ]

Хрисипп разработал силлогистику или систему дедукции, в которой он использовал пять типов основных аргументов или форм аргументации, называемых недемонстрируемыми силлогизмами. [39] игравшие роль аксиом, и четыре правила вывода , называемые тематами, с помощью которых сложные силлогизмы можно было свести к этим аксиомам. [40] [41] Формы пяти недемонстрируемых были: [42] [43]

Имя [час] Описание Пример
Настройка настроения Если А, то Б. А. Следовательно, Б. Если день, то светло. Сегодня день. Поэтому он легкий.
Метод подъема Если А, то Б. Не Б. Следовательно, не А. Если день, то светло. Это не свет. Значит, сегодня не день.
Удаление метода настройки  я Не одновременно А и Б. А. Следовательно, не Б.  Это не одновременно день и ночь. Сегодня день. Значит, сейчас не ночь.  
ii Либо А, либо Б. А. Следовательно, не Б. Либо день, либо ночь. Сегодня день. Значит, сейчас не ночь.
Способ снятия и установки Либо А, либо Б. Не А. Следовательно, Б. Либо день, либо ночь. Сегодня не день. Следовательно, сейчас ночь.

Из четырех правил вывода (тем, тем) [45] выжили только двое. Одна, так называемая первая тема , представляла собой правило антилогизма. Другая, третья тема , представляла собой правило сокращения, с помощью которого цепные силлогизмы могли быть сведены к простым силлогизмам. [46] [47] Целью стоической силлогистики было не просто создание формальной системы. Это также понималось как изучение действий разума, божественного разума ( логоса ), который управляет вселенной , частью которой являются люди. [48] Целью было найти действенные правила вывода и формы доказательства, которые помогут людям найти свой путь в жизни. [29]

Хрисипп доказывал, что собаки разумны.

Согласно Сексту Эмпирику, Хрисипп считал, что собаки используют разделительный силлогизм, например, когда используют запах, чтобы выбрать, по какой тропе бежать. Это противоречило традиции, существовавшей со времен Аристотеля, который считал рассуждение (и дедуктивное рассуждение) определяющим аспектом человека. [49]

Другая логическая работа

[ редактировать ]

Хрисипп проанализировал речь и обращение с именами и терминами. [20] Он также посвятил много усилий опровержению заблуждений и парадоксов. [20] Согласно Диогену Лаэртию, Хрисипп написал двенадцать работ в 23 книгах о парадоксе лжеца ; семь работ в 17 книгах по амфиболии ; и еще девять работ в 26 книгах по другим головоломкам. [50] Всего головоломкам и парадоксам было отдано 28 произведений или 66 книг. [50] Хрисипп — первый стоик, для которого третья из четырех стоических категорий , т. е. категория, как-то расположенная . засвидетельствована [51] В сохранившихся свидетельствах Хрисипп часто пользуется категориями субстанции и качества , но мало пользуется двумя другими стоическими категориями ( как-то расположенными и как-то расположенными по отношению к чему-либо ). [52] Неясно, имели ли категории какое-либо особое значение для Хрисиппа, и ясное учение о категориях может быть работой более поздних стоиков. [52]

Более поздний прием

[ редактировать ]

Хрисипп стал известен как один из выдающихся логиков Древней Греции. Когда Климент Александрийский хотел упомянуть человека, который был мастером среди логиков, как Гомер был мастером среди поэтов , он выбрал Хрисиппа, а не Аристотеля. [53] Диоген Лаэртий писал: «Если бы боги использовали диалектику , они бы использовали не что иное, как диалектику Хрисиппа». [54] Логическая работа Хрисиппа была заброшена и забыта. Логика Аристотеля преобладала, отчасти потому, что она считалась более практичной, а отчасти потому, что ее подхватили неоплатоники . [48] Еще в XIX веке к стоической логике относились с презрением, к бесплодной шаблонной системе, которая лишь облекала логику Аристотеля в новую терминологию. [55] Лишь в 20 веке, с развитием логики и современного исчисления высказываний , стало ясно, что стоическая логика представляет собой значительное достижение. [29]

Эпистемология

[ редактировать ]

Для стоиков истину отличает от заблуждения мудрец, обладающий правильным разумом. [56] Теория познания Хрисиппа была эмпирической . [57] Чувства . передают сообщения из внешнего мира, и их сообщения контролируются не путем отнесения их к врожденным идеям, а путем сравнения их с предыдущими сообщениями, хранящимися в уме [57] Зенон определял чувственные впечатления как «впечатления в душе». [58] и это было истолковано буквально Клеанфом, который сравнил впечатление на душе с впечатлением, производимым печатью на воске. [59] Хрисипп предпочитал рассматривать это как изменение или перемену в душе; [58] то есть душа получает изменение от каждого внешнего предмета, действующего на нее, подобно тому, как воздух получает бесчисленные удары, когда многие люди говорят одновременно. [58]

При получении впечатления душа совершенно пассивна, и впечатление раскрывает не только свое собственное существование, но и свою причину – так же, как свет показывает себя и элементы, находящиеся в нем. [58] Способность называть объект находится в понимании. Сначала должно прийти впечатление, и понимание, обладающее способностью высказывания, выражает в речи то расположение, которое оно получает от объекта. [60] Истинные представления отличаются от ложных использованием памяти, классификации и сравнения. [57] Если орган чувств и разум здоровы – и при условии, что внешний объект действительно можно увидеть или услышать, – представление, благодаря своей ясности и отчетливости, обладает силой вымогать согласие , которое всегда находится в нашей власти, давать или удержать. [61] В контексте, в котором люди понимаются как разумные существа, разум развивается из этих представлений. [62]

Частичный мраморный бюст Хрисиппа, римская копия эллинистического оригинала ( Лувр ).

Хрисипп настаивал на органическом единстве Вселенной , а также на корреляции и взаимозависимости всех ее частей. [63] Он сказал, что Вселенная — это «душа и наставник самой себя». [64] Вслед за Зеноном Хрисипп определил огненное дыхание или эфир как первоначальную субстанцию ​​вселенной. [65] Объекты состоят из инертной бесформенной материи, а наполняющая душа, « пневма », придает форму недифференцированной материи. [66] Пневма душу пронизывает всю субстанцию, поддерживает единство вселенной и составляет человека . [66]

Классические элементы переходят друг в друга в процессе сгущения и разрежения . [67] Огонь сначала затвердевает в воздухе ; затем воздух в воду ; и, наконец, вода в землю . Процесс растворения происходит в обратном порядке: земля разрежается в воду, вода в воздух и воздух в огонь. [67]

Человеческую душу Хрисипп разделил на восемь способностей: пять чувств, способность размножения , способность речи и «правящую часть», расположенную в груди, а не в голове. [68] Отдельные души тленны; но, по мнению, выдвинутому Хрисиппом, души мудрых людей дольше живут после их смерти. [68] Однако ни одна индивидуальная душа не может выжить после периодических пожаров , когда Вселенная обновляется . [68]

Для Хрисиппа не существовало универсалий или абстрактных объектов, что делало его своего рода номиналистом. [я]

Для Хрисиппа все происходит по судьбе : то, что кажется случайным, всегда имеет какую-то скрытую причину. [71] Единство мира состоит в цепной зависимости причины от причины. [72] Ничто не может произойти без достаточной причины. [73] Согласно Хрисиппу, каждое суждение либо истинно, либо ложно, и это должно относиться и к будущим событиям: [74]

Если какое-либо движение существует без причины, то не всякое суждение будет либо истинным, либо ложным. Ибо то, что не имеет действующих причин, не является ни истинным, ни ложным. Но каждое предложение либо истинно, либо ложно. Следовательно, не существует движения без причины. А если это так, то все следствия обязаны своим существованием предшествующим причинам. А если это так, то все происходит по воле судьбы. Отсюда следует, что все, что происходит, происходит по воле судьбы. [75]

Стоический взгляд на судьбу полностью основан на взгляде на Вселенную в целом. Отдельные вещи и люди рассматриваются лишь как зависимые части этого целого. [76] Все во всех отношениях определяется этим отношением и, следовательно, подчиняется общему порядку мира. [72]

Если его оппоненты возражали, что, если все определяется судьбой, то не существует индивидуальной ответственности, поскольку однажды предопределенное должно произойти во что бы то ни стало, Хрисипп отвечал, что следует различать простое и сложное предопределение. [77] Заболевание может быть предопределено, что бы ни случилось, но если выздоровление человека связано с обращением к врачу, то обращение к врачу суждено произойти вместе с выздоровлением этого человека, и это становится сложным фактом. [78] Все человеческие действия – по сути, наша судьба – определяются нашим отношением к вещам, [79] или, как выразился Хрисипп, событиям «совместно» предначертано произойти: [78]

Неразрушение своего пальто, говорит он, не просто предопределено, но сопричастно с заботой о нем, и спасение кого-либо от врагов сопричастно с бегством от этих врагов; а рождение детей связано с желанием лечь с женщиной. ... Ибо многие вещи не могут произойти без нашего желания и даже вклада самого напряженного рвения и рвения к этим вещам, поскольку, говорит он, суждено было, чтобы эти вещи произошли в сочетании с этим личным усилием. ... Но это будет в нашей власти, говорит он, с тем, что в нашей власти включено в судьбу. [80]

Таким образом, наши действия предопределены и причинно связаны с всеобъемлющей сетью судьбы, но, тем не менее, моральная ответственность за то, как мы реагируем на впечатления, остается нашей собственной. [81] Единая всеопределяющая сила действует повсюду, действуя в каждом отдельном существе согласно его природе, будь то разумные или иррациональные существа или неорганические объекты. [82] Всякое действие осуществляется взаимодействием причин, зависящих от природы вещей и характера действующего лица. [82] Наши действия были бы непроизвольными только в том случае, если бы они производились только внешними причинами, без всякого сотрудничества нашей воли с внешними причинами. [82] Добродетель и порок представлены как вещи, находящиеся в нашей власти, за которые, следовательно, мы несем ответственность. [83] Нравственная ответственность зависит только от свободы воли, а то, что исходит из нашей воли, является нашим собственным, независимо от того, можем ли мы поступить иначе или нет. [83] Эта довольно тонкая позиция, которая пытается примирить детерминизм с человеческой ответственностью, известна как мягкий детерминизм или компатибилизм . [84]

Клеромантия в Древней Греции. Хрисипп воспринимал гадание как часть следственной цепи судьбы причинно - .

Хрисипп также приводил доводы в пользу существования судьбы, основанной на гадании , чему, по его мнению, были веские доказательства. [85] Прорицатели не смогли бы предсказать будущее, если бы само будущее было случайным. [73] Он считал, что предзнаменования и предзнаменования являются естественными симптомами определенных событий. [86] Должно быть бесчисленное множество указаний на ход провидения, по большей части незамеченных, и значение лишь некоторых из них стало известно человечеству. [86] Тем, кто утверждал, что гадание излишне, поскольку все события предопределены, он отвечал, что и гадание, и наше поведение в условиях предостережений, которые оно дает, включены в причинно-следственную цепь. [86]

Стоики считали, что вселенная есть Бог , а Хрисипп утверждал, что «сама вселенная есть Бог и всеобщее излияние ее души». [87] Это руководящий принцип Вселенной, «действующий в разуме и разуме вместе с общей природой вещей и целостностью, охватывающей все существование». [87] Основываясь на этих убеждениях, физик и философ Макс Бернхард Вайнштейн определил Хрисиппа как пандеиста . [Дж]

Хрисипп стремился доказать существование Бога , используя телеологический аргумент :

Если есть что-то, что человечество не может произвести, то существо, которое это производит, лучше человечества. Но человечество не может производить то, что есть во вселенной – небесные тела и т. д. Следовательно, существо, производящее их, превосходит человечество. Но кто превосходит человечество, кроме Бога? Следовательно, Бог существует. [89]

Хрисипп говорил о Боге и богах как синонимы. Он интерпретировал богов традиционной греческой религии, рассматривая их как разные аспекты одной реальности. Цицерон сообщает нам, что «он далее утверждал, что эфир — это то, что люди называют Зевсом , и что воздух, пропитывающий моря, — это Посейдон , и что земля — это то, что известно под именем Деметры , и подобным же образом он трактовал имена других богов». [87] Кроме того, Вселенная существует во благо вселенского бога:

В случае с красивым жилищем мы должны заключить, что оно построено для своих владельцев, а не для мышей ; следовательно, мы должны точно так же рассматривать вселенную как жилище богов. [90]

Теодицея

[ редактировать ]

На вопрос о том, как зло могло существовать в хорошей вселенной, Хрисипп ответил: «Зло невозможно устранить, и нехорошо, если его следует удалять». [91] Во-первых, он утверждал, следуя Платону , что невозможно существование добра без зла, ибо нельзя познать справедливость без несправедливости, смелость без трусости, умеренность без невоздержанности или мудрость без глупости. [92] Во-вторых, очевидное зло существует как следствие доброты природы, поэтому из соображений полезности было необходимо, чтобы человеческий череп был сделан из маленьких и тонких костей, но эта превосходящая полезность означала, что череп уязвим для ударов. [92] В-третьих, зло распределяется согласно разумной воле Зевса, либо для того, чтобы наказать нечестивцев, либо потому, что оно важно для мирового порядка в целом. [93] Таким образом, зло — это замаскированное добро, и в конечном итоге оно ведет к лучшему. Хрисипп сравнил зло с грубой шуткой в ​​комедии ; ибо, как шутка, хотя и оскорбительная сама по себе, улучшает произведение в целом, «так и вы можете критиковать зло, рассматриваемое само по себе, но при этом допускать, что, взятое вместе со всем остальным, оно имеет свою пользу». [94]

Математика

[ редактировать ]
Загадка Демокрита. Если конус разрезать горизонтально, получатся ли поверхности равными или неравными?

Хрисипп считал тела , поверхности, линии , места , пустоту и время бесконечно делимыми . [95] Он определил одно из главных свойств бесконечного множества : поскольку человек и палец состоят из бесконечного числа частей, как и вселенная и человек, нельзя сказать, что у человека больше частей, чем у его пальца, или что вселенная имеет больше частей, чем человек. [96]

Хрисипп также ответил на проблему, впервые поставленную Демокритом . [97] Если конус разделен плоскостью, параллельной его основанию, будут ли поверхности отрезков равными или неравными? Если они равны, то конус становится цилиндром ; если они неравны, то поверхность конуса должна быть ступенчатой . [96] Ответ Хрисиппа заключался в том, что поверхности одновременно равны и неравны. [98] Хрисипп, по сути, отрицал закон исключенного третьего по отношению к равному и неравному, и, таким образом, он, возможно, предвосхитил важный принцип современного исчисления бесконечно малых , а именно предел и процесс сближения к пределу . [98]

Хрисипп был известен тем, что утверждал, что « один » — это число . Древние греки не всегда считали единицу числом, поскольку они считали ее тем, чем измеряются вещи. Аристотель в своей «Метафизике» писал: «...мера не есть то, что измеряется, но мера или Единое есть начало числа». [99] Хрисипп утверждал, что у человека была «величина одна» ( греч . πλῆθος ἕν ), [100] хотя это не было общепринятым греками, и Ямвлих писал, что «величина один» является противоречием в терминах. [99]

Греческая амфора изображением Еврипида Медеи с . Хрисипп считал Медею ярким примером того, как неверные суждения могут порождать иррациональные страсти. [101] [к]

Хрисипп учил, что этика зависит от физики. В своих «Физических тезисах » он заявил: «ибо нет другого или более подходящего способа подойти к вопросу добра и зла в отношении добродетели или счастья, чем исходя из природы всех вещей и управления вселенной». [102] Цель жизни, говорил Хрисипп, состоит в том, чтобы жить в соответствии со своим опытом действительного хода природы. [103] Индивидуальная природа человека есть часть природы всей Вселенной, [104] и поэтому жизнь следует прожить в соответствии со своей человеческой природой, а также с природой Вселенной. [105] Человеческая природа этична, и человечество сродни Божественному, исходящему из первичного огня или эфира, который, хотя и материален, является воплощением разума; и люди должны вести себя соответственно. [106] Люди имеют свободу, и эта свобода состоит в освобождении от иррациональных желаний (похоти, богатства, жизненного положения, господства и т. д.) и в подчинении воли разуму. [106] Хрисипп больше всего подчеркивал ценность и достоинство личности, а также силу воли. [106]

Стоики признавали между хорошими и плохими третий класс вещей — безразличные ( адиафоры ). [107] Из вещей, безразличных к нравственности, лучшее — это здоровье, богатство и честь, а худшее — болезнь и бедность. [108] Хрисипп признал, что в обычном употреблении было нормально называть предпочитаемые безразличные вещи «хорошими». [107] но мудрый человек, сказал Хрисипп, пользуется такими вещами, не требуя их. [108] Практика и привычка необходимы для того, чтобы сделать добродетель человека совершенной. Другими словами, существует такая вещь, как моральный прогресс, и необходимо формировать характер. [106]

О страстях

[ редактировать ]

Стоики стремились освободиться от неуправляемых эмоций , которые они считали противоречащими природе. Страсти или эмоции ( pathe ) являются элементом, мешающим правильному суждению. [106] Хрисипп написал целую книгу « О страстях» ( греч . Περὶ παθῶν ), посвященную терапии эмоций. [109] Страсти подобны болезням, которые угнетают и сокрушают душу, поэтому он стремился искоренить их ( апатия ). [109] Неправильные суждения превращаются в страсти, когда набирают собственный импульс, так же, как, начав бежать, трудно остановиться. [110] Нельзя надеяться на искоренение страстей, находясь в пылу любви или гнева: это можно сделать лишь тогда, когда человек спокоен. [111] Поэтому следует подготовиться заранее и поступить со страстями в уме так, как если бы они присутствовали. [112] Применяя разум к таким страстям, как жадность, гордость или похоть, можно понять вред, который они причиняют. [112]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Он умер, согласно Аполлодору Афинскому (ап. Диоген Лаэртий , VII. 184) в возрасте 73 лет во время 143-й Олимпиады (208–204 до н. э.). Таким образом, дата его рождения находится между 281 и 277 годами. Утверждения Псевдо-Лукиана ( Макр. 20) о том, что он умер в возрасте 81 года, и Валерия Максима о том, что он все еще писал в возрасте 80 лет (Вал. Макс. VIII. 7) ) считаются менее заслуживающими доверия. [2]
  2. ^ «Потеря столь значительной части работ Хрисиппа — это потеря философских работ высочайшего уровня...» [5]
  3. ^ «Первая из частично сохранившихся двух или трех работ Хрисиппа — это его «Логические вопросы» , содержащиеся в PHerc. 307… Вторая работа — его «О провидении» , сохранившаяся в PHerc 1038 и 1421… Третья работа, скорее всего, написанная Хрисипп сохранился в Ферке 1020 года». [6]
  4. Имя короля не названо, но за Киликию спорили Птолемей II Филадельф и Антиох I Сотер . в этот период [13]
  5. Утверждение, что он учился у Зенона, менее вероятно, поскольку Зенон умер в 262/1. [15]
  6. ^ Греческий : если бы не Хрисипп, он бы не был Стоей. [26]
  7. ^ Когда Секст Эмпирик сообщает о различных критериях, предложенных древними философами для истинности условных суждений, он не упоминает Хрисиппа по имени, но современные ученые полагают, что Хрисипп был автором или, по крайней мере, придерживался этой точки зрения. [37]
  8. ^ Эти латинские имена, неизвестные Хрисиппу, датируются средневековьем. [44]
  9. ^ «[Стоиков] часто представляли как первых номиналистов, полностью отвергающих существование универсальных концепций. ... Для Хрисиппа не существует универсальных сущностей, независимо от того, воспринимаются ли они как субстанциальные платонические формы или каким-либо другим образом». [69] [70]
  10. ^ «Этот пандеизм, который, как говорят, исходит от Хрисиппа (из Солои 280-208 до н. э.), уже является связью с эманизмом; Бог есть мир, поскольку он возник и возникает из его субстанции посредством конденсации и охлаждения, и его субстанция распространяется сквозь него, как лучи». [88]
  11. ^ См. также Эпиктет , Беседы , i.28.6–10; ii.17.19–23, как пример этой пьесы, обсуждаемой в обстановке стоической школы.
  1. ^ "Хрисипп" . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Jump up to: а б См. Доранди 1999 , с. 40
  3. ^ Доранди 1999 , с. 40
  4. ^ Лухтала 2000 , стр. 194.
  5. ^ Рист 1969 , с.
  6. ^ Jump up to: а б с Фицджеральд 2004 , с. 11
  7. ^ Зейл, Дональд Дж.; Деверо, Дэниел Т.; Мицис, Филип Т., ред. (2013). Энциклопедия классической философии . Тейлор и Фрэнсис. п. 135. ИСБН  9781134270781 .
  8. ^ О'Коннор, Джей-Джей; Робертсон, EF (апрель 1999 г.). «Хрисипп из Соли» . mathshistory.st-andrews.ac.uk . Школа математики и статистики, Университет Сент-Эндрюс, Шотландия.
  9. ^ Гулд 1970 , с. 7, цитируя Диогена Лаэрция, vii. 179; Гален, Протрептик , 7; о разнице импульсов , 10
  10. ^ Диоген Лаэртий, vii. 182
  11. ^ Jump up to: а б с Диоген Лаэртий, VII. 179
  12. ^ Диоген Лаэртий, vii. 181
  13. ^ см . Грин 1993 , с. 639
  14. ^ Диоген Лаэртий, vii. 179.
  15. ^ см . Доранди 1999 , с. 40
  16. ^ Jump up to: а б Диоген Лаэртий, VII. 184
  17. ^ Диоген Лаэртий, vii. 181
  18. ^ Диоген Лаэртий, vii. 180
  19. ^ Диоген Лаэртий, vii. 181, х. 26–27
  20. ^ Jump up to: а б с д Дэвидсон 1908 , с. 614
  21. ^ Диоген Лаэртий, vii. 185
  22. ^ Плутарх , О сопротивлении стоиков ; Диоген Лаэртий, VII. 183
  23. ^ Евсевий, Подготовка к евангелизации , 15. 18; Диоген Лаэртий, VII. 35
  24. ^ Jump up to: а б «Хрисипп», Дж. О. Урмсон , Джонатан Ри , Краткая энциклопедия западной философии , 2005, стр. 73–74 из 398 стр.
  25. ^ Барнс 1999 , с. 65
  26. ^ Диоген Лаэртий, vii. 183.
  27. ^ Шарплс 2014 , с. 24
  28. ^ Ян Мюллер (1978) Введение в стоическую логику Rist 1978 , стр. 2–13
  29. ^ Jump up to: а б с д и Йохансен и Розенмайер 1998 , стр. 466.
  30. ^ Шарплс, 2014 , стр. 24–25.
  31. ^ Диоген Лаэртий, vii. 65
  32. ^ Гулд 1970 , стр. 69–70.
  33. ^ Jump up to: а б Гулд 1970 , с. 71
  34. ^ Jump up to: а б Йохансен и Розенмайер 1998 , стр. 467.
  35. ^ Jump up to: а б Секст Эмпирик , Пир. Гип. ii. 110–112; Адв. Математика. viii. 112–117
  36. ^ Jump up to: а б Секст Эмпирик, Пир. Гип. , II. 110–112
  37. ^ См. Гулд 1970 , стр. 72–82.
  38. ^ Jump up to: а б Йохансен и Розенмайер 1998 , стр. 468.
  39. ^ Диоген Лаэртий, vii. 79
  40. Нил и Нил, 1962 , стр. 158–174.
  41. ^ Сюзанна Бобзиен , Стоическая силлогистика, Оксфордские исследования древней философии 14, 1996, стр. 133–192.
  42. ^ Диоген Лаэртский, vii. 80-81; Секст Эмпирик, Hyp. Пыр. ii. 156–159; ср. Адв. Математика. viii. 223 и далее.
  43. ^ Товарищи 1953 , стр. 67–73.
  44. ^ Шарплс 2014 , с. 24
  45. ^ Лонг и Седли 1987 , §36 HE
  46. ^ Книл и Книл 1962 , с. 169
  47. ^ Бобзиен, Сюзанна. «Древняя логика: стоическая силлогистика» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  48. ^ Jump up to: а б Шарплс 2014 , с. 26
  49. ^ Секст Эмпирик, Очерки пирронизма, I.69.
  50. ^ Jump up to: а б Барнс 1999 , с. 71
  51. ^ Стивен Менн, «Стоическая теория категорий», в Оксфордских исследованиях древней философии : Том XVII: 1999, 215–247.
  52. ^ Jump up to: а б Гулд 1970 , с. 107
  53. ^ Климент Александрийский , Строматы , VII. 16
  54. ^ Диоген Лаэртий, vii. 180
  55. ^ О'Тул и Дженнингс 2004 , с. 403
  56. ^ Хикс 1910 , с. 70
  57. ^ Jump up to: а б с Гулд 1970 , с. 90
  58. ^ Jump up to: а б с д Сток 1908 года , с. 22
  59. ^ Целлер 1880 , с. 77
  60. ^ Фондовая 1908 г. , с. 23
  61. ^ Хикс 1911 , с. 946
  62. ^ Хикс 1910 , с. 66
  63. ^ Цицерон , О природе богов , II, 19.
  64. ^ Плутарх, О сопротивлении стоиков , 41.
  65. ^ Хикс 1911 , с. 944
  66. ^ Jump up to: а б О'Тул и Дженнингс 2004 , с. 431
  67. ^ Jump up to: а б Сток 1908 года , с. 79
  68. ^ Jump up to: а б с Шарплс 2014 , с. 67
  69. ^ Джон Селларс, Стоицизм , Routledge, 2014, стр. 84–85.
  70. ^ «Хрисипп | Интернет-энциклопедия философии» .
  71. ^ Целлер 1880 , с. 178
  72. ^ Jump up to: а б Целлер 1880 , с. 176
  73. ^ Jump up to: а б Целлер 1880 , с. 175
  74. ^ Целлер 1880 , с. 174
  75. ^ Цицерон, О судьбе , 20–21.
  76. ^ Целлер 1880 , с. 177
  77. ^ Целлер 1880 , с. 181
  78. ^ Jump up to: а б Кенни 2006 , с. 195 со ссылкой на Цицерона , О судьбе , 28–29.
  79. ^ Целлер 1880 , с. 182
  80. ^ Диоген у Евсевия , Евангелическая подготовка , VI. 8, цитируется по Inwood & Gerson 1997 , с. 190
  81. ^ Бруншвиг и Седли 2003 , с. 172
  82. ^ Jump up to: а б с Целлер 1880 , с. 179
  83. ^ Jump up to: а б Целлер 1880 , с. 180
  84. ^ Гулд 1970 , с. 152, примечание 3
  85. ^ Гулд 1970 , стр. 144–145.
  86. ^ Jump up to: а б с Хикс 1911 , с. 947
  87. ^ Jump up to: а б с Цицерон, «О природе богов» , т. 15
  88. ^ Макс Бернхард Вайнстен, Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и знания о природе («Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы») (1910), стр. 233
  89. ^ Цицерон, Natura Deorum , iii. 10. См. ii. 6 для более полной версии этого аргумента
  90. ^ Цицерон, О природе богов , iii. 10
  91. ^ Плутарх, О сопротивлении стоиков , 1051 B.
  92. ^ Jump up to: а б Авл Геллий, VII. 1
  93. ^ Плутарх, О сопротивлении стоиков , 1050 г. э.; Об общих уведомлениях , 1065 B
  94. ^ Плутарх, De Communibus Notitiiis , 1065 D.
  95. ^ Гулд 1970 , с. 116
  96. ^ Jump up to: а б Гулд 1970 , с. 117
  97. ^ Плутарх, Об общих уведомлениях , 1079F.
  98. ^ Jump up to: а б Гулд 1970 , с. 118
  99. ^ Jump up to: а б Хит 1921 , с. 69
  100. ^ Ямвлих , в Никоме. , II. 8ф; Сирианус , в Арист. Метаф. , Кролл 140. 9ф.
  101. ^ Гален , О доктринах Гиппократа и Платона , iii.3.13–22, iv.2.27, iv.6.19–27.
  102. ^ Фондовая 1908 г. , с. 13
  103. ^ Гулд 1970 , с. 163
  104. ^ Диоген Лаэртий, vii. 87
  105. ^ Диоген Лаэртий, vii. 88
  106. ^ Jump up to: а б с д и Дэвидсон 1908 , с. 615
  107. ^ Jump up to: а б Кенни 2006 , стр. 282–283.
  108. ^ Jump up to: а б Целлер 1880 , с. 284
  109. ^ Jump up to: а б Гулд 1970 , с. 186
  110. ^ Шарплс 2014 , с. 68
  111. ^ Гулд 1970 , с. 187
  112. ^ Jump up to: а б Гулд 1970 , с. 188

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бобзиен, Сюзанна (1998), Детерминизм и свобода в стоической философии , Oxford University Press, ISBN  0199247676
  • Бобзиен, Сюзанна (1999), Теория причин Хрисиппа . В К. Иеродиакону (редактор), «Темы стоической философии» , Оксфорд: OUP, 196–242. ISBN   019924880X
  • Брейе, Эмиль (1951), Хрисипп и древний стоицизм . Париж. ISBN   2903925062
  • Дюфур, Ришар (2004), Хрисиппа. Философская работа . Тексты переведены и прокомментированы Ришаром Дюфуром, Париж: Les Belles Lettres, 2 тома (логика и физика), ISBN   2251742034
  • Хам, Решение Д.Е. Хрисиппа демокритовой дилеммы конуса , Isis 63 (217) (1972), 205–220.
  • Холидей, Райан ; Гензельман, Стивен (2020). «Хрисипп-боец». Жития стоиков . Нью-Йорк: Портфолио/Пингвин. стр. 38–49. ISBN  978-0525541875 .
  • Иде, ответ Х. А. Хрисиппа на главный аргумент Диодора , History and Philosophy Logic 13 (2) (1992), 133–148.
  • Тилеман, Теун Л. (1996) Гален и Хрисипп о душе: аргумент и опровержение в книгах II–III «Де Плацитис» . Древняя философия Брилл. ISBN   9004105204
  • Тилеман, Теун Л. (2003) «О привязанностях» Хрисиппа: реконструкция и интерпретация . Древняя философия Брилл. ISBN   9004129987
[ редактировать ]
Предшественник Лидер школы стоиков
230–206 гг. до н.э.
Преемник

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d7f0afa100197708537d97f7922770f__1719423660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/0f/5d7f0afa100197708537d97f7922770f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chrysippus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)