Jump to content

Ленивый аргумент

или Ленивый аргумент праздный аргумент ( древнегреческий : ἀργὸς λόγος ) — это попытка подорвать философскую доктрину фатализма , демонстрируя, что, если все происходящее определяется судьбой, бесполезно предпринимать какие-либо действия. [1] Его основная форма — это сложная конструктивная дилемма . [2] [3]

Общую идею, лежащую в основе ленивого аргумента, уже можно найти в Аристотеля книге « Об интерпретации» , глава 9. Самый ранний сохранившийся текст, в котором этот аргумент полностью представлен, — это » Цицерона « О судьбе 28–9. Он также представлен у Оригена , Против Цельса II.20, и упомянут у Псевдо-Плутарха , О судьбе 574e. » Сенеки « Естественные вопросы II.38.3 предоставляют доказательства аналогичного аргумента. [4]

Аргумент

[ редактировать ]

Аргумент изложен Оригеном следующим образом:

Если суждено тебе выздороветь от этой болезни, то независимо от того, обратишься ты к врачу или не обратишься [к врачу], ты выздоровеешь. Но еще: если суждено тебе не выздороветь от этой болезни, то, независимо от того, обратишься ты к врачу или не обратишься [к врачу], ты не выздоровеешь. Но либо суждено тебе выздороветь от этой болезни, либо суждено тебе не выздороветь. Поэтому обращаться к врачу бесполезно. [5]

Этот аргумент имеет силу только для тех, кто признает, что происходящее с людьми определяется судьбой.

Опровержение

[ редактировать ]

Опровержение ленивого аргумента философом стоиком - Хрисиппом дано в «О судьбе» Цицерона и в Евсевия » «Подготовке к Евангелию . Аргумент, представленный Цицероном, опирается на идею о том, что событие «совпадает» с другими событиями. Как и в приведенном выше примере, если кому-то суждено выздороветь от болезни, то необходимые шаги к выздоровлению также предопределены, и можно сказать, что они предопределены вместе с этим последним событием; поэтому, хотя выздоровление произойдет, шаги к выздоровлению также должны произойти и, очевидно, будут сделаны, если человеку действительно суждено выздороветь.

Тот же аргумент представлен Евсевием следующим образом:

Неуничтожение своей одежды, говорит он [Хрисипп], не просто предопределено, но сопричастно с заботой о ней, и спасение кого-либо от врагов сопричастно с бегством от этих врагов; а рождение детей связано с желанием лечь с женщиной. ... Ибо многие вещи не могут произойти без нашего желания и даже вклада самого напряженного рвения и рвения к этим вещам, поскольку, говорит он, суждено было, чтобы эти вещи произошли в сочетании с этим личным усилием. ... Но это будет в нашей власти, говорит он, с тем, что в нашей власти включено в судьбу. [6]

Аргумент ленивости также подвергся нападкам со стороны Г.В. Лейбница , который назвал его la raison paresseuse («ленивый разум»). В своей работе «Теодицея» 1710 года Лейбниц пишет:

Почти во все времена людей приводил в недоумение софизм, который древние называли «ленивым разумом», потому что он имел тенденцию ничего не делать или, по крайней мере, ни к чему не относиться осторожно и следовать только склонностям ради сиюминутного удовольствия. Ибо, говорили они, если будущее необходимо, то то, что должно произойти, произойдет, что бы я ни сделал... Но использовать эту предполагаемую необходимость судьбы для оправдания наших пороков и нашего распутства - это несправедливое преимущество. ... Неправда, что событие случается, что бы кто ни делал: оно произойдет потому, что человек делает то, что к нему ведет; а если событие записано заранее, то записывается и причина, которая его вызовет. Таким образом, связь следствий и причин не только не устанавливает учение о необходимости, вредной для поведения, но и служит его ниспровержению. [7]

  1. ^ Бобзиен, Сюзанна (2001). «Судьба, действие и мотивация: праздный аргумент». Детерминизм и свобода в стоической философии . Издательство Оксфордского университета. п. 180. дои : 10.1093/0199247676.003.0006 . ISBN  0-19-924767-6 .
  2. ^ Бобзиен 2001 , с. 185
  3. ^ Бреннан, Тэд (2005). «Ленивый аргумент». Стоическая жизнь: эмоции, обязанности и судьба . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/0199256268.003.0016 . ISBN  978-0-19-925626-6 .
  4. ^ Бобзиен 2001 , стр. 180–1
  5. ^ Цитируется в Bobzien 2001 , стр. 182
  6. ^ Подготовка к Евангелию 6.8. Цитируется в Инвуд, Брэд; Герсон, LP, ред. (1997). Эллинистическая философия (2-е изд.). Издательская компания Хакетт. п. 190. ИСБН  0-87220-378-6 .
  7. ^ Лейбниц, Г.В. (1710). "Предисловие". Теодицея . Перевод Э.М. Хаггарда – через Project Gutenberg.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cad5426e634a67815e3e55e12180fd26__1700877600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/26/cad5426e634a67815e3e55e12180fd26.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lazy argument - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)