Теодицея

Essais de Théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l’homme et l’origin du mal (от французского : «Очерки теодицеи о доброте Божией, свободе человека и происхождении зла »), более известный как Теодицея [te.ɔ.di.se] книга — философская немецкого эрудита Готфрида Лейбница . В книге, опубликованной в 1710 году, был введен термин теодицея , и ее оптимистический подход к проблеме зла , как полагают, вдохновил Вольтера « Кандида » (хотя и сатирически ). Большая часть работы представляет собой ответ на идеи французского философа Пьера Бэйля и основана на беседе автора с Софией Шарлоттой Ганноверской , с которой Лейбниц вел дебаты на протяжении многих лет. [ 1 ]
«Теодицея» была единственной книгой, опубликованной Лейбницем при жизни; [ 2 ] другая его книга, «Новые очерки человеческого разумения» , была опубликована только после его смерти, в 1765 году.
Центральные претензии
[ редактировать ]В различных работах, в том числе в своем знаменитом «Историческом и критическом словаре» (1697 г.), Пьер Бейль утверждал, что не существует оправданного рационального решения проблемы того, почему Бог допускает зло. В частности, Бэйль утверждал, что можно привести мощные философские аргументы против ряда ортодоксальных христианских учений, включая доброту, справедливость и свободу Бога. Лейбниц подробно отвечает на аргументы Бейля, утверждая, что можно доказать, что Бог является бесконечно совершенным существом и что такое существо должно было создать мир, в котором существует максимально возможный баланс добра и зла («лучший из всех возможных миров». "). [ 3 ]
Лейбниц различает три формы зла: моральное, физическое и метафизическое. Моральное зло — это грех , физическое зло — это боль , а метафизическое зло — это ограничение. [ 4 ] Бог допускает моральное и физическое зло ради большего блага, а метафизическое зло (т. е. ограничение) неизбежно, поскольку любая сотворенная вселенная обязательно не соответствует абсолютному совершенству Бога. человека Свободная воля согласуется с предвидением Бога , потому что, хотя все события во вселенной предвидены и предопределены, они не являются необходимыми (то есть логически необходимыми), и только если бы человеческий выбор был необходим, свободная воля была бы иллюзией. [ 5 ]
Вопреки утверждениям Бейля (заимствованным у Августина ) о том, что Бог несправедливо проклинать некрещеных младенцев или взрослых нехристиан, которые жили так хорошо, как могли, Лейбниц отрицает, что христианское учение поддерживает такие утверждения. [ 6 ] Вопреки утверждению Бейля о том, что Бог не может быть свободным, поскольку он не может не выбирать лучшее, Лейбниц утверждает, что такая «моральная необходимость» совместима с божественной свободой. У Бога не было бы свободы только в том случае, если бы не существовало возможных миров, в которых существовало бы меньше, чем максимальное добро, а это не так, утверждает Лейбниц. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Остин Фаррер (1985). Введение в теодицею . Ла Саль: Открытый суд. ISBN 0-87548-437-9 .
- ^ Майкл Мюррей (16 марта 2005 г.). «Лейбниц о проблеме зла» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Г.В. Лейбниц, Теодицея: Очерки о доброте Божией, свободе человека и происхождении зла . Перевод Э. М. Хаггарда. Ласаль, Иллинойс: Открытый суд, 1985, стр. 127–28.
- ^ Лейбниц, Теодицея , с. 136.
- ^ Лейбниц, Теодицея , с. 381.
- ^ Лейбниц, Теодицея , с. 385.
- ^ Лейбниц, Теодицея , с. 387.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение Теодицеи в Викисловаре
- Готфрид Вильгельм Лейбниц . Теодицея в Project Gutenberg
- «Теодицея. Сокращение аргумента, приведенного к силлогистической форме» . Философские труды Лейбница . Перевод Джорджа Трамбулла Лада . Нью-Хейвен: издательства Tuttle, Morehouse & Taylor. 1890. стр. 194–204 . Проверено 25 февраля 2021 г. - из Интернет-архива .