Диполярный теизм
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Апрель 2024 г. ) |
В процесса теологии диполярный теизм — это позиция, согласно которой, чтобы представить себе совершенного Бога, необходимо представить его как воплощение «благого» в иногда противоположных характеристиках; следовательно, нельзя понимать, что такое божество воплощает только один набор характеристик.
Обзор
[ редактировать ]Например, вот некоторые характеристики, которые обычно ассоциируются с Богом:
- Один — Многие
- Трансцендирование — Имманентное
- Вечное — Временное
- Изменчивый — Неизменяемый
- Милосердный — Справедливый
- Простое — Сложное
Диполярный теизм утверждает, что в каждой паре обе характеристики содержат некоторый элемент добра. Поэтому, чтобы воплотить все совершенства, Бог должен воплотить добро в обеих характеристиках и не может быть ограничен одним, потому что Бог, ограниченный одним, будет страдать от ограничений одного и испытывать недостаток добра в другом.
Например, есть «хорошо» в том, чтобы быть справедливым, а также хорошо в том, чтобы быть милосердным. Будучи справедливым, Бог определяет, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Будучи милостивым, Бог прощает тех, кто грешит. Отсюда следует, что Бог, который был бы только справедливым или только милостивым, был бы несовершенен. Диполярный теизм утверждает, что совершенный Бог должен воплощать добро в обеих этих характеристиках. Таким образом, совершенный Бог обладает «хорошими» характеристиками справедливости и хорошими характеристиками милосердия.
С другой стороны, хорошо иметь абсолютную власть и хорошо руководить посредством убеждения. Чтобы Бог был совершенным, он не может править исключительно посредством предопределения , потому что тогда ему не хватало бы добра, которым обладает Бог, руководивший посредством убеждения. Поэтому Бог должен воплощать «добро» как в силе, так и в убеждении. Из этого вывода некоторые отвергают существование всемогущего Бога.
Критика диполярного теизма
[ редактировать ]Те, кто отвергает диполярный теизм, утверждают, что он не способен провести различие между тем, что мы думаем о Боге, и тем, чем Бог является на самом деле . Тот факт, что мы думаем, что Бог должен определенным образом воплощать нашу идею совершенства, не означает, что Бог воплощает эти характеристики в реальности.
Эта критика аналогична критике со Ансельма онтологического аргумента стороны Гаунило : «То, что я могу представить себе идеальный остров, не означает, что он действительно существует. Вещи такие, какие они есть, независимо от того, какими я думаю, что они должны быть».