Jump to content

Польские братья

Польские братья (польский: протестантской , в Польше Polscy) были членами Малой реформатской церкви Польши, нетринитарной с по 1658 год церкви . 1565 Bracia существовавшей : arianie , socynianie ) , но сами предпочитали называться просто «Братьями» или «христианами», а после изгнания из Польши — « унитариями ».

История [ править ]

или Малая Экклесия Малая реформатская церковь Польши , более известная сегодня как «Польские братья», была основана 22 января 1556 года, когда Петр Гонёндзинский (Петр Гонезюс), польский студент, выступил против учения о Троице во время генерального собрания. Синод реформатских ( кальвинистских ) церквей Польши состоялся в селе Сецемин . [1]

кальвинистами с : Раскол 1565

Религии в Речи Посполитой в 1573 году (католики - желтым, кальвинисты - фиолетовым, лютеране - серым, православные - зеленым)

Богословские дебаты, созванные самим польским королем Сигизмундом II Августом в 1565 году, не смогли снова объединить обе протестантские фракции. Наконец, фракция, поддержавшая доводы Петра Гонёндза, разорвала все связи с кальвинистами и организовала собственный синод в городе Бжезины . 10 июня 1565 года [2]

В 1570-х годах развивался раскол между пацифистской и арианской группой, возглавляемой Марцином Чеховичем и Гжегожем Павлом Бжезиным , и непацифистской и эбионитской группой, возглавляемой белорусом Симоном Будным . В 1579 году итальянский изгнанник Фаусто Соццини прибыл в Польшу и подал прошение о приеме в Малую Экклесию , в чем ему было отказано из-за его довольно необычного личного возражения против водного крещения, но они видели в итальянце способного защитника, а Соццини - способного ответа на вопрос Будного. последовавшая за ним женитьба на дочери Кшиштофа Морштына-старшего в 1586 году закрепила его место среди польских братьев. Название группы « Социниан » в Англии является скорее результатом того места, которое сочинениям Соццини было отведено в публикации его внука Анджея Вишовати-старшего в Амстердаме век спустя, чем какой-либо активной руководящей роли в жизни Соццини, особенно с учетом того, что без поддавшись крещению, он так и не смог формально присоединиться к церкви, которая впоследствии носила его имя за рубежом.

академия 1602–1638 Раковская :

Их крупнейшими культурными центрами были Пиньчув и Ракув , где располагалась главная арианская типография , а также университетская Раковская академия ( Gymnasium Bonarum Artium ), основанная в 1602 году и закрытая в 1638 году, в которой обучалось более 1000 студентов.

: Изгнание 1658

Братья никогда не участвовали в Сандомирском соглашении 1570 года между различными польскими протестантами . Малая Церковь в Польше была распущена 20 июля 1658 года, когда Сейм изгнал социниан из Польши после серии войн 17-го века, известных как Потоп , в ходе которых протестантская Швеция вторглась в Польшу со времен Братства (как и почти все другие некатолические церкви). христиане) обычно рассматривались как шведские коллаборационисты.

Братья были сосланы в трех направлениях и нашли убежище в следующих регионах:

Убеждения [ править ]

Теология [ править ]

Первоначально Малая Церковь следовала нетринитарной доктрине, вдохновленной трудами Михаила Сервета . Позже ее основным богословским направлением стал социнианизм , названный в честь итальянского богослова Фаусто Соццини . Они были против смертной казни и не верили в традиционные христианские доктрины ада и Троицы .

Церковь и государство [ править ]

Они выступали за отделение церкви от государства и учили равенству и братству всех людей. Они выступали против социальных привилегий, основанных на религиозной принадлежности, а их приверженцы отказывались от военной службы (они были известны тем, что носили деревянные мечи вместо настоящих, почти обязательных сабл ), и они отказывались служить на политических должностях.

Влияние [ править ]

Хотя они никогда не были многочисленными, они оказали значительное влияние на политическую мысль в Польше. После изгнания из Польши они эмигрировали в Англию , Восточную Пруссию и Нидерланды , где их работы были широко опубликованы и повлияли на большую часть мышления более поздних философов, таких как Джон Локк и Пьер Бейль .

Их главными идеологами были Петр ц Гониадза («Гонезиус»), Гжегож Павел ц Бжезин , Марцин Чехович , хотя Иоганнес Креллиус (из Германии) и Иоганн Людвиг фон Вольцоген (приехавший в Польшу из Австрии) были гораздо более известны за пределами Польши. Среди наиболее известных приверженцев этого сообщества - Николай Сеницкий , Ян Немоевский , писатели и поэты Збигнев Морштын , Ольбрихт Кармановский и Вацлав Потоцкий .

Это изгнание иногда воспринимают как начало упадка знаменитой польской религиозной свободы , хотя упадок начался раньше и закончился позже: последний депутат-некатолик был отстранен от парламента в начале XVIII века. Большинство польских братьев переехали в Нидерланды , где они сильно повлияли на европейское мнение, став предшественниками Просвещения . [ нужна ссылка ]

в Британии Влияние

Джону Локку на несколько десятилетий предшествовали Сэмюэл Пшипковский по толерантности и Анджей Вишоватый по «рациональной религии». Исаак Ньютон встретил Сэмюэля Креллиуса , сына Иоганна Креллиуса из семьи Спиновских. Ньютон был хорошо осведомлен о событиях в Польше и собрал много книг из Раковской академии . [3]

Англичанин Джон Биддл перевел две работы Пшипковского, а также Раковский катехизис и работу Иоахима Стегмана , «польского брата» из Германии. Последователи Биддла имели очень тесные связи с польским социнианским родом Креллиусов (он же Спиновский).

Влияние в США [ править ]

Впоследствии унитарное направление христианства продолжил, в первую очередь, Джозеф Пристли , который эмигрировал в Соединенные Штаты и был другом Джеймса Мэдисона и Томаса Джефферсона , последний из которых иногда посещал службы в общине Пристли в Филадельфии. Примечательно, что Пристли был очень хорошо информирован о более ранних событиях в Польше, особенно благодаря его упоминаниям о Социне и Шимоне Будном (переводчике Библии, авторе многих брошюр против Троицы).

В современную эпоху [ править ]

Во время Второй Польской Республики священник Кароль Грыч-Смяловский воссоздал то, что он считал возрождением Церкви польских братьев в Кракове в 1937 году. Во времена Польской Народной Республики она была зарегистрирована в 1967 году как Единство польских братьев ( Jednota Браци Польских ).

Современные группы, которые обращаются к польским братьям, включают христадельфианцев и Генеральную конференцию Церкви Божией . Хотя христадельфиане с момента своего возникновения в 1840-х годах всегда искали исторические прецеденты, группа не знала о более близких прецедентах в социнианстве . Ситуация изменилась после появления в начале 1970-х годов в общественном журнале серии статей, которые впоследствии были опубликованы. [4] [5] Польское крыло христадельфианцев использует имя Bracia w Chrystusie как сознательное отголосок социнианских прецедентов. Библейский колледж Генеральной конференции Церкви Божьей в Атланте также издает журнал, продолжающий исследования польских братьев и связанных с ними групп. [6]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Хьюитт, Раковия , стр. 20–21.
  2. ^ Хьюитт, с. 24.
  3. ^ Снобелен, Стивен Д. (1999). «Исаак Ньютон, еретик: стратегии никодимита» (PDF) . Британский журнал истории науки . 32 : 381–419. дои : 10.1017/S0007087499003751 .
  4. ^ Эйр, Алан, Протестующие , Бирмингем, 1975 г.
  5. Эйр, Алан, Братья во Христе , Аделаида, 1983.
  6. ^ Журнал радикальной реформации , заархивировано из оригинала 2 июля 2010 г.

Ссылки [ править ]

  • Филип Хьюитт, Раковия: раннее либеральное религиозное сообщество , Провиденс, Blackstone Editions, 2004.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Джозеф Каспарек , Конституции Польши и Соединенных Штатов: родство и генеалогия , Майами, Флорида, Американский институт польской культуры, 1980.
  • Эрл Морс Уилбур , История унитаризма: социнианство и его предшественники , издательство Гарвардского университета, 1945.
  • Джордж Хантстон Уильямс , Польские братья: документация истории и мысли унитаризма в Речи Посполитой и в диаспоре 1601–1685, Scholars Press, 1980, ISBN   0-89130-343-X

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81f84fdf60f63d2d5dac51fad3035a3b__1716017280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/3b/81f84fdf60f63d2d5dac51fad3035a3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish Brethren - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)