Григорий Павел Бжезинский
Гжегож Павел из Бжезина (английский: Григорий Павел Бжезинский , латынь: Gregorius Paulus Brzezinensis) (1525–1591) был социнианским ( унитарным ) писателем и богословом, одним из главных создателей и пропагандистов радикального крыла польских братьев , и автор нескольких первых богословских работ на польском языке, которые способствовали развитию литературного польского языка. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Павел получил образование в Кенигсбергском университете , где он столкнулся с идеями лютеранства и кальвинизма . По возвращении стал настоятелем школы при католической коллегиальной церкви Св. Марии Магдалины в Познани . Но позже ему пришлось отказаться от этой должности из-за исповедания кальвинизма. Примерно с 1550 года он начал открыто пропагандировать Реформацию, а с 1552 года совершал протестантское богослужение для жителей Кракова . Он был назначен настоятелем церкви в Пельшницах, а в 1557 году был избран настоятелем церкви в Кракове. С этого времени его убеждения стали более радикальными, и в 1562 году он порвал с кальвинизмом и стал открыто нетринитарным . В 1569 году Павел переехал в Ракув , в год, когда поселение было основано кастеляном Яном Сененским , и Павел стал лидером радикального крыла. [ 2 ] Он умер до основания Раковской академии (польск. Akademia Rakowska ) в 1602 году Якубом Сененским .
Просмотры
[ редактировать ]Он проповедовал раннюю форму социалистического утопизма, включая общественные активы и совместный труд. Он утверждал, что истинным христианам, то есть польским братьям, не нужно государство, которое создано только для того, чтобы злые люди могли контролировать и наказывать их. Хотя он подчеркивал необходимость подчиняться светским властям, он считал, что ариане не должны участвовать в управлении государством и разрешать споры в суде. Он был безоговорочным пацифистом (как и Мартин Чехович ).
В религиозной сфере он отрицал бессмертие души , утверждая, что душа не может существовать вне тела. Он также отрицал Троицу , Иисус был лишь совершенным человеком, чудесным образом рожденным для спасения человечества, а после воскресения вознесенным Богом из-за святости Своей жизни. Он видел в Святом Духе аллегорию, олицетворение всего, что «под Богом».
В 1567 году среди Братства произошел раскол. Большинство следовало взглядам Фаусто Соццини , которых защищали Гжегож Павел из Бжезина и силезский Георг Шоман, которые отрицали предсуществование Христа, хотя они все еще принимали непорочное зачатие Иисуса , в отличие от более позднего унитаризма . Меньшинство отделилось, придерживаясь божественности Христа и предсуществования Христа ( деизм ). к первой главе Евангелия от Иоанна В 1568 году Гжегож Павел ц Бжезин перевел на польский язык комментарий Фаусто Соццини .
Основные работы
[ редактировать ]- Отделение Ветхого Завета от Нового (ок. 1568 г.)
- О смертности души (ок. 1568 г.)
- О различиях в наши дни (1564 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конрад Гурский Гжегож Павел из Бжезин: монография по истории польской литературы 1929 г.
- ^ Роберт Уоллес , Очерки жизни и сочинений выдающихся антитринитаристов (1850), с. 179