Марцин Чехович
Мартин Чехович (или Марцин Чехович ) (около 1532–1613) был польским социнианским (унитарным) министром, протестантским реформатором , теологом и писателем. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Родился в Збоншине на границе с Германией. [ 2 ] Чехович получил гуманистическое образование в Познани и Лейпцигском университете (1554 г.). [ 3 ]
Он жил в то время, когда в Польше царили религиозные волнения. Возникло множество религиозных сект, от старого католицизма и новой Реформации до сект, отвергавших Троицу и божественность Иисуса. Членов секты, исповедовавших неверие в Троицу, называли унитариями, а наиболее радикальных из них оппоненты называли «полуевреями» или «полуиудаистами». Возникшие вследствие этого религиозные разногласия и постоянные споры привели к тому, что в этих диспутах приняло участие некоторое количество евреев. [ нужна ссылка ]
Обращение в кальвинизм
[ редактировать ]Как и многие люди его эпохи, религиозная жизнь Мартина Чеховича была отмечена скорее постепенными, чем внезапными изменениями его религиозных взглядов. Первоначально он был римско-католическим священником в Курнике до 1555 года, когда он стал членом Моравского братства в Вильно , откуда уехал в Литву, чтобы работать на семью Радзивиллов . Миколай «Черный» Радзивилл отправил его с бесплодной миссией в Женеву, чтобы обратить Кальвина и реформаторов. [ 4 ] [ 5 ] но именно Чехович принял лютеранство , а затем и сам кальвинизм . Позже он поддержал анабаптистские и унитарные взгляды. [ нужна ссылка ]
Обращение в польских братьев
[ редактировать ]Двадцать лет спустя Чехович перешёл из Большой кальвинистской Экклесии в Малую Унитарную Экклесию , или Польских Братьев . При этом он принял то, что позже стало известно как « социнианская » позиция. [ 6 ] между арианством , которое учило предсуществованию Христа [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и полный унитаризм , отрицающий непорочное зачатие . Чехович верил, что Иисус был человеком, но, поскольку он родился без греха, поклоняться ему было правильно. [ нужна ссылка ]
Чеховичу было около сорока пяти лет, он принадлежал к тому же поколению, что и Фаусто Соццини , Георг Шоман , Грегори Паули , Кшиштоф Морштын-старший , Пьер Статориус . Его называли «Папой» польских братьев, хотя это в некотором роде преувеличение - возможно, дело в том, что, будучи коренным поляком среди стольких немецких, итальянских и французских изгнанников, он имел большую поддержку в местном братстве. [ нужна ссылка ]
Он принял безоговорочный пацифизм и выступал против крещения младенцев и, из-за политических обязательств, против накопления частной собственности. [ 10 ] Его отношение к греху Евы было относительно прогрессивным для того периода. [ 11 ] Чехович, как и большинство польских братьев , не поддерживал личную идею Фаусто Соццини о том, что крещение не является необходимым для людей, которые веруют и выросли в христианстве. [ 12 ] но Соццини не продвигал свою идею и был общепринятым в движении, которое позже стало известно под его именем. [ нужна ссылка ]
Польский перевод Библии
[ редактировать ]До разрыва в 1565 году между кальвинистским и радикально -арианским крыльями реформатской церкви в течение шести лет (1557–1563) в «Сарматских Афинах» в Пиньчуве существовало сотрудничество по созданию «Библии Бжески». Однако теперь польские братья почувствовали, что эта Библия содержит слишком много чтений, поддерживающих ортодоксальное кальвинистское учение о крещении младенцев, рае и аде, бессмертии души и учении о Троице. [ нужна ссылка ]
Чехович сначала работал с Симоном Будным над социнианским переводом библейских текстов, но позже ему пришлось расстаться. [ 13 ] с Будным по двум вопросам: скептическое отношение Будни к греческому тексту как основе перевода - предпочтение еврейского и еврейского прочтения, а также поддержка Будни Якоба Палеолога за право христианина применять силу, где Чехович встал на сторону отказа от военной службы по соображениям совести. идеалов Григория Паули Бжезинского [ 14 ] и Фаусто Соццини . Будный выпустил свои польские версии 1572, 1574, 1589 годов, чеховскую - польскую версию 1577 года. [ 15 ]
Чехович оказался втянутым в полемику по поводу перевода и толкования Священных Писаний со своим современником Якубом Вуеком , иезуитом и переводчиком первой католической польской версии Библии. Вуек свободно брал версии Бжески, Будны и Чеховицы, предоставляя примечания к «учениям и предупреждениям», где он считал их еретическими. В ответ Чехович опубликовал Пластырь для публикации Нового Завета отца Якуба Вуека . Который подверг Вуека критике с точки зрения библейской науки, а затем провел подробный анализ перевода иезуита и его «учения и предупреждения». Чехович обвинил Вуека в незарегистрированном плагиате целых разделов. Вуек не ответил, но иезуит Лащ (Мартинус Ласкиус 1551-) опубликовал рецепт на чешский пластырь под псевдонимом «Щесны Зебровский». [ 16 ] [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]Чехович умер в нищете и безвестности в 1613 году. В отличие от Соццини, Креллиуса, Статора и других изгнанников, он не отметил следующие четыре поколения в Раковской академии своими потомками . Тот факт, что его основные сочинения были на польском, а не на латыни, оставил ему второстепенное место в таких публикациях, как Bibliotheca Fratrum Polonorum quos Unitarios vocant 1668 и Bibliotheca antitrinitariorum 1684 внука Соццини Анджея Вишоватого и Кристофера Сандиуса , которые оказали влияние на Ньютона и Вольтера. [ нужна ссылка ]
Станислав Кот опубликовал биографию Чеховича в журнале Polski słownik biograficzny (Краков, 1937, 1957), хотя до тех пор, пока Лех Щуцкий не опубликовал свою монографию «Марцин Чехович, 1532–1613», Варшава, 1964, о Чеховиче почти забыли, даже в Польше. На Западе его имя немного освещалось в работах Джорджа Ханстона Уильямса в книге «Радикальная реформация 1962 года», и эти источники были подхвачены географом Аланом Эйром , который публиковал статьи о Чеховиче в журнале «Кристадельфиан» в 1970-х годах. Его «Размовы Христианские» были переизданы Польской академией наук в 1979 году.
Работает
[ редактировать ]Сумариуш 1570 г. Польский стих Новый Завет
донос на крещение младенцев под названием « Считается, что возникло О происхождении педобаптистских ошибок и о вере в то, что младенцев следует крестить при первом рождении » (Люблин, 1575). Он раскритиковал, по его мнению, четырнадцать ошибок сторонников крещения младенцев.
«Христианские беседы учителем и учеником» между - книга, призванная показать, что возражения евреев против Иисуса как Мессии были необоснованными. Он был опубликован под названием «Христианские беседы о тайнах веры» (Раков, 1575 г.). [ 18 ] В ответ на это раввин Якоб Нахман из Белжиц написал защиту под названием Odpis Jacoba Zyda z Belzyc na Dialogi Marcina Czechowiza (Люблин, 1581 г.). Аргументы Якоба Нахмана вызвали ответ Чеховича, озаглавленный Vindiciæ Duorum Dialogorum Contra Jacobum Judæum de Belzyce . [ 19 ] [ 20 ]
Польский Новый Завет 1577 г. Ракув, Кельцкий повят.
Epistomium na Wędzidło... священника Иеронима Поводовского, Stopple for Bit отца Иеронима Поводовского , где Чехович твердо выражает sola scriptura и фундаменталистское отношение к тексту.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лех Щуцкий Марцин Чехович, 1532-1613 Варшава, 1964 г.
- ^ Гжегож Марек Хромик Феодалы Чеховице 1997 г.
- ^ Новый Завет Марцина Чеховича 1577 г. в публикациях Калифорнийского университета по современной филологии, стр. 116 Калифорнийский университет, Беркли - 1989 г. «Мы не знаем, где Чехович начал свое образование; он закончил годичное обучение в Лейпцигском университете в 1554 г.»
- ^ "Марцин Чехович". Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine от Антипы.
- ^ Дариус Петкунас, Обряды Святого Причастия в польских и литовских реформатских программах 16-го и начала 17-го веков , Хельсинкский университет, 2004, с. 133
- ^ Verein für Reformationsgeschichte, 1990, «Чехович продвигал то, что Христос был не просто пророком или мудрым раввином, но сыном Божьим и истинным мессией… Тем не менее, несмотря на резкость своей позиции, Чехович не выражал анти- Семитские идеи или потворство им» стр. 378
- ^ Марцин Чехович, 1532-1613: studium z dziejów antytrynitaryzmu Леха Щуцкого - 1964 ".. почетное место занимает защита предсуществования Криса, практически безнадежная задача ввиду того факта, что "
- ^ Радикальная Реформация Джордж Хантстон Уильямс - «Заключительный раздел опровергает около двадцати двух аргументов Чеховика. (В конце концов, библейские аргументы, которые напоминают один из ... Саймона Бадни по вопросу о предсуществовании Христа и уместности перевода ему поклоняться..."
- ^ Саймон Леендерт Верхеус Анабаптизм и радикальная Реформация 16 века: - 1987 - «В их число входил и Чехович, который прибыл в область Куявии в Великой Польше, где вскоре организовал сильное... и крепостных, а с другой стороны, догму о предсуществовании Христа (которую догму Чехович отверг после многих..."
- ^ (на итальянском языке) Чехович, Мартин (о Марцин). Архивировано 12 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Мария Богуцка Женщины в польском обществе раннего Нового времени, на европейском фоне, 2004, стр. 68 «. Богослов Марцин Чехович просто сказал, что «Адам ... нарушил Божьи запреты из-за своей жены, которая сбила его с пути, будучи обманутой сатаной», но он не сделал из этого события никаких уничижительных выводов для..."
- ^ «Кислинг, Иоганн Рудольф». Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистов-меннонитов.
- ^ Сергиуш Михальский - 1993
- ^ Питер Брок Против призыва: эссе об отказе от военной службы по соображениям совести, страница 35 2006 г. - «Хотя Чехович столь же убежден, как и Паулюс, в правильности этой точки зрения, он был менее порывистым в обвинении зла»
- ^ Новый Завет Марцина Чеховича 1577 г. в публикациях Калифорнийского университета по современной филологии, стр. 116.
- ^ Петр Вильчек, «Католики и еретики: некоторые аспекты религиозных дебатов в старом Речи Посполитой»
- ^ Марцин Лащ «Рецепт чешского пластыря»
- ^ М. Чехович, Христианские беседы , Краков, изд. 1575 г. Лех Щуцкий
- ^ Иуда М. Розенталь, Марцин Чехович и Якоб Белжицкий: арианско-еврейские встречи , 1966 г.
- ^ Калифорнийский университет, Лос-Анджелес. 1973 «Лех Щуцкий установил подлинность этого диспута в своем «Марцине Чеховиче» (Варшава, 1964), № 121–138, стр. ... Конечно, в этой работе Чехович также формулирует аргументы евреев».
Библиография
[ редактировать ]- (на немецком языке) Генрих Грец , История евреев ix. 456
- (на польском языке) Самуэль Оргельбранд, Encyklopedja Powszechna , iv., Варшава, 1899 г.
- (на польском языке) Лепши К. и Арнольд С. (редакторы) Биографический словарь всеобщей истории до 17 века , Варшава, Wiedza Powszechna, 1968
- Питер Брок , изд. и пер., «Польский анабаптист против войны: вопрос об отказе от военной службы по соображениям совести в христианских диалогах Марцина Чеховича 1575 года». Ежеквартальный обзор меннонитов , 52 (1978): 279–93.
- Питер Брок, «Дилеммы социнианского пацифиста в Польше семнадцатого века», История Церкви, Vol. 63, № 2 (июнь 1994 г.), 190-200
- «Марцин Чехович в защиту непротивления, 1575 г., Обзор Конрада Гребеля 9 (3) (1991) 251-7
- (на польском языке) Польская литература. Энциклопедический справочник . Варшава, PWN, 1984 г., ISBN 83-01-01520-9 т. 1-2, ISBN 83-01-05368-2 т.1
- (на польском языке) Энциклопедический словарь известных поляков , Варшава, Oficyna Wydawniczo-Poligraficzna «Адам», 1996, ISBN 83-85207-90-2
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герман Розенталь и Дж. Г. Липман (1901–1906). «Чехович, Мартин» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.