Jump to content

Марцин Чехович

Мартин Чехович (или Марцин Чехович ) (около 1532–1613) был польским социнианским (унитарным) министром, протестантским реформатором , теологом и писателем. [ 1 ]

Родился в Збоншине на границе с Германией. [ 2 ] Чехович получил гуманистическое образование в Познани и Лейпцигском университете (1554 г.). [ 3 ]

Он жил в то время, когда в Польше царили религиозные волнения. Возникло множество религиозных сект, от старого католицизма и новой Реформации до сект, отвергавших Троицу и божественность Иисуса. Членов секты, исповедовавших неверие в Троицу, называли унитариями, а наиболее радикальных из них оппоненты называли «полуевреями» или «полуиудаистами». Возникшие вследствие этого религиозные разногласия и постоянные споры привели к тому, что в этих диспутах приняло участие некоторое количество евреев. [ нужна ссылка ]

Обращение в кальвинизм

[ редактировать ]

Как и многие люди его эпохи, религиозная жизнь Мартина Чеховича была отмечена скорее постепенными, чем внезапными изменениями его религиозных взглядов. Первоначально он был римско-католическим священником в Курнике до 1555 года, когда он стал членом Моравского братства в Вильно , откуда уехал в Литву, чтобы работать на семью Радзивиллов . Миколай «Черный» Радзивилл отправил его с бесплодной миссией в Женеву, чтобы обратить Кальвина и реформаторов. [ 4 ] [ 5 ] но именно Чехович принял лютеранство , а затем и сам кальвинизм . Позже он поддержал анабаптистские и унитарные взгляды. [ нужна ссылка ]

Обращение в польских братьев

[ редактировать ]

Двадцать лет спустя Чехович перешёл из Большой кальвинистской Экклесии в Малую Унитарную Экклесию , или Польских Братьев . При этом он принял то, что позже стало известно как « социнианская » позиция. [ 6 ] между арианством , которое учило предсуществованию Христа [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и полный унитаризм , отрицающий непорочное зачатие . Чехович верил, что Иисус был человеком, но, поскольку он родился без греха, поклоняться ему было правильно. [ нужна ссылка ]

Чеховичу было около сорока пяти лет, он принадлежал к тому же поколению, что и Фаусто Соццини , Георг Шоман , Грегори Паули , Кшиштоф Морштын-старший , Пьер Статориус . Его называли «Папой» польских братьев, хотя это в некотором роде преувеличение - возможно, дело в том, что, будучи коренным поляком среди стольких немецких, итальянских и французских изгнанников, он имел большую поддержку в местном братстве. [ нужна ссылка ]

Он принял безоговорочный пацифизм и выступал против крещения младенцев и, из-за политических обязательств, против накопления частной собственности. [ 10 ] Его отношение к греху Евы было относительно прогрессивным для того периода. [ 11 ] Чехович, как и большинство польских братьев , не поддерживал личную идею Фаусто Соццини о том, что крещение не является необходимым для людей, которые веруют и выросли в христианстве. [ 12 ] но Соццини не продвигал свою идею и был общепринятым в движении, которое позже стало известно под его именем. [ нужна ссылка ]

Польский перевод Библии

[ редактировать ]

До разрыва в 1565 году между кальвинистским и радикально -арианским крыльями реформатской церкви в течение шести лет (1557–1563) в «Сарматских Афинах» в Пиньчуве существовало сотрудничество по созданию «Библии Бжески». Однако теперь польские братья почувствовали, что эта Библия содержит слишком много чтений, поддерживающих ортодоксальное кальвинистское учение о крещении младенцев, рае и аде, бессмертии души и учении о Троице. [ нужна ссылка ]

Чехович сначала работал с Симоном Будным над социнианским переводом библейских текстов, но позже ему пришлось расстаться. [ 13 ] с Будным по двум вопросам: скептическое отношение Будни к греческому тексту как основе перевода - предпочтение еврейского и еврейского прочтения, а также поддержка Будни Якоба Палеолога за право христианина применять силу, где Чехович встал на сторону отказа от военной службы по соображениям совести. идеалов Григория Паули Бжезинского [ 14 ] и Фаусто Соццини . Будный выпустил свои польские версии 1572, 1574, 1589 годов, чеховскую - польскую версию 1577 года. [ 15 ]

Чехович оказался втянутым в полемику по поводу перевода и толкования Священных Писаний со своим современником Якубом Вуеком , иезуитом и переводчиком первой католической польской версии Библии. Вуек свободно брал версии Бжески, Будны и Чеховицы, предоставляя примечания к «учениям и предупреждениям», где он считал их еретическими. В ответ Чехович опубликовал Пластырь для публикации Нового Завета отца Якуба Вуека . Который подверг Вуека критике с точки зрения библейской науки, а затем провел подробный анализ перевода иезуита и его «учения и предупреждения». Чехович обвинил Вуека в незарегистрированном плагиате целых разделов. Вуек не ответил, но иезуит Лащ (Мартинус Ласкиус 1551-) опубликовал рецепт на чешский пластырь под псевдонимом «Щесны Зебровский». [ 16 ] [ 17 ]

Наследие

[ редактировать ]

Чехович умер в нищете и безвестности в 1613 году. В отличие от Соццини, Креллиуса, Статора и других изгнанников, он не отметил следующие четыре поколения в Раковской академии своими потомками . Тот факт, что его основные сочинения были на польском, а не на латыни, оставил ему второстепенное место в таких публикациях, как Bibliotheca Fratrum Polonorum quos Unitarios vocant 1668 и Bibliotheca antitrinitariorum 1684 внука Соццини Анджея Вишоватого и Кристофера Сандиуса , которые оказали влияние на Ньютона и Вольтера. [ нужна ссылка ]

Станислав Кот опубликовал биографию Чеховича в журнале Polski słownik biograficzny (Краков, 1937, 1957), хотя до тех пор, пока Лех Щуцкий не опубликовал свою монографию «Марцин Чехович, 1532–1613», Варшава, 1964, о Чеховиче почти забыли, даже в Польше. На Западе его имя немного освещалось в работах Джорджа Ханстона Уильямса в книге «Радикальная реформация 1962 года», и эти источники были подхвачены географом Аланом Эйром , который публиковал статьи о Чеховиче в журнале «Кристадельфиан» в 1970-х годах. Его «Размовы Христианские» были переизданы Польской академией наук в 1979 году.

Работает

[ редактировать ]

Сумариуш 1570 г. Польский стих Новый Завет

донос на крещение младенцев под названием « Считается, что возникло О происхождении педобаптистских ошибок и о вере в то, что младенцев следует крестить при первом рождении » (Люблин, 1575). Он раскритиковал, по его мнению, четырнадцать ошибок сторонников крещения младенцев.

«Христианские беседы учителем и учеником» между - книга, призванная показать, что возражения евреев против Иисуса как Мессии были необоснованными. Он был опубликован под названием «Христианские беседы о тайнах веры» (Раков, 1575 г.). [ 18 ] В ответ на это раввин Якоб Нахман из Белжиц написал защиту под названием Odpis Jacoba Zyda z Belzyc na Dialogi Marcina Czechowiza (Люблин, 1581 г.). Аргументы Якоба Нахмана вызвали ответ Чеховича, озаглавленный Vindiciæ Duorum Dialogorum Contra Jacobum Judæum de Belzyce . [ 19 ] [ 20 ]

Польский Новый Завет 1577 г. Ракув, Кельцкий повят.

Epistomium na Wędzidło... священника Иеронима Поводовского, Stopple for Bit отца Иеронима Поводовского , где Чехович твердо выражает sola scriptura и фундаменталистское отношение к тексту.

  1. ^ Лех Щуцкий Марцин Чехович, 1532-1613 Варшава, 1964 г.
  2. ^ Гжегож Марек Хромик Феодалы Чеховице 1997 г.
  3. ^ Новый Завет Марцина Чеховича 1577 г. в публикациях Калифорнийского университета по современной филологии, стр. 116 Калифорнийский университет, Беркли - 1989 г. «Мы не знаем, где Чехович начал свое образование; он закончил годичное обучение в Лейпцигском университете в 1554 г.»
  4. ^ "Марцин Чехович". Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine от Антипы.
  5. ^ Дариус Петкунас, Обряды Святого Причастия в польских и литовских реформатских программах 16-го и начала 17-го веков , Хельсинкский университет, 2004, с. 133
  6. ^ Verein für Reformationsgeschichte, 1990, «Чехович продвигал то, что Христос был не просто пророком или мудрым раввином, но сыном Божьим и истинным мессией… Тем не менее, несмотря на резкость своей позиции, Чехович не выражал анти- Семитские идеи или потворство им» стр. 378
  7. ^ Марцин Чехович, 1532-1613: studium z dziejów antytrynitaryzmu Леха Щуцкого - 1964 ".. почетное место занимает защита предсуществования Криса, практически безнадежная задача ввиду того факта, что "
  8. ^ Радикальная Реформация Джордж Хантстон Уильямс - «Заключительный раздел опровергает около двадцати двух аргументов Чеховика. (В конце концов, библейские аргументы, которые напоминают один из ... Саймона Бадни по вопросу о предсуществовании Христа и уместности перевода ему поклоняться..."
  9. ^ Саймон Леендерт Верхеус Анабаптизм и радикальная Реформация 16 века: - 1987 - «В их число входил и Чехович, который прибыл в область Куявии в Великой Польше, где вскоре организовал сильное... и крепостных, а с другой стороны, догму о предсуществовании Христа (которую догму Чехович отверг после многих..."
  10. ^ (на итальянском языке) Чехович, Мартин (о Марцин). Архивировано 12 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Мария Богуцка Женщины в польском обществе раннего Нового времени, на европейском фоне, 2004, стр. 68 «. Богослов Марцин Чехович просто сказал, что «Адам ... нарушил Божьи запреты из-за своей жены, которая сбила его с пути, будучи обманутой сатаной», но он не сделал из этого события никаких уничижительных выводов для..."
  12. ^ «Кислинг, Иоганн Рудольф». Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистов-меннонитов.
  13. ^ Сергиуш Михальский - 1993
  14. ^ Питер Брок Против призыва: эссе об отказе от военной службы по соображениям совести, страница 35 2006 г. - «Хотя Чехович столь же убежден, как и Паулюс, в правильности этой точки зрения, он был менее порывистым в обвинении зла»
  15. ^ Новый Завет Марцина Чеховича 1577 г. в публикациях Калифорнийского университета по современной филологии, стр. 116.
  16. ^ Петр Вильчек, «Католики и еретики: некоторые аспекты религиозных дебатов в старом Речи Посполитой»
  17. ^ Марцин Лащ «Рецепт чешского пластыря»
  18. ^ М. Чехович, Христианские беседы , Краков, изд. 1575 г. Лех Щуцкий
  19. ^ Иуда М. Розенталь, Марцин Чехович и Якоб Белжицкий: арианско-еврейские встречи , 1966 г.
  20. ^ Калифорнийский университет, Лос-Анджелес. 1973 «Лех Щуцкий установил подлинность этого диспута в своем «Марцине Чеховиче» (Варшава, 1964), № 121–138, стр. ... Конечно, в этой работе Чехович также формулирует аргументы евреев».

Библиография

[ редактировать ]
  • (на немецком языке) Генрих Грец , История евреев ix. 456
  • (на польском языке) Самуэль Оргельбранд, Encyklopedja Powszechna , iv., Варшава, 1899 г.
  • (на польском языке) Лепши К. и Арнольд С. (редакторы) Биографический словарь всеобщей истории до 17 века , Варшава, Wiedza Powszechna, 1968
  • Питер Брок , изд. и пер., «Польский анабаптист против войны: вопрос об отказе от военной службы по соображениям совести в христианских диалогах Марцина Чеховича 1575 года». Ежеквартальный обзор меннонитов , 52 (1978): 279–93.
  • Питер Брок, «Дилеммы социнианского пацифиста в Польше семнадцатого века», История Церкви, Vol. 63, № 2 (июнь 1994 г.), 190-200
  • «Марцин Чехович в защиту непротивления, 1575 г., Обзор Конрада Гребеля 9 (3) (1991) 251-7
  • (на польском языке) Польская литература. Энциклопедический справочник . Варшава, PWN, 1984 г., ISBN   83-01-01520-9 т. 1-2, ISBN   83-01-05368-2 т.1
  • (на польском языке) Энциклопедический словарь известных поляков , Варшава, Oficyna Wydawniczo-Poligraficzna «Адам», 1996, ISBN   83-85207-90-2
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герман Розенталь и Дж. Г. Липман (1901–1906). «Чехович, Мартин» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a861d279faea31f0db4716ac552f6a8__1704168180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/a8/9a861d279faea31f0db4716ac552f6a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcin Czechowic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)