Саймон Бадни

Szymon Budny or Symon Budny ( Belarusian : Сымон Будны , Polish : Szymon Budny , Russian : Симон Будный ; c.1533, [ 1 ] Budne – 13 January 1593, Vishnyeva ) was a Polish - Belarusian [ 2 ] [ 3 ] гуманист, просветитель, гебраист , переводчик Библии, протестантский реформатор , философ, социолог и историк, действовавший на территории Речи Посполитой . [ 4 ] Он был одним из первых, кто способствовал развитию белорусской культуры на белорусском языке . [ 5 ] Он был одним из лидеров Польских братьев .
Место рождения
[ редактировать ]О месте его рождения мало что известно. Хотя принято считать, что он родился в Будне Подляского воеводства , известно, что на территории Беларуси было более 140 мест с подобным названием . [ 6 ] [ 7 ] Хотя известно, что он был знаком с белорусской культурой не понаслышке и посвятил ее популяризации большую часть своей жизни. [ 8 ] Семья, в которой он родился, принадлежала к мелкой белорусской шляхте . [ 9 ] Симон Будный первоначально называл себя литвином . [ 10 ] этот термин тогда использовался в основном для описания белорусов . [ 11 ]
христология
[ редактировать ]Саймон Будный был одним из первых членов партии радикальной Реформации , которая полностью отрицала божественность Иисуса Христа. Будный, наряду с греческим унитарием Якобом Палеологом и венгерским Ференцем Давидом , отрицал не только предсуществование Христа , что отличало « социнианскую » веру от « арианской », но Будный, Палеолог и Давид пошли дальше и также отрицали призывание Христа. Среди этих троих Будный также отрицал непорочное зачатие . [ 12 ] По словам Уилбура (1947), именно его решительная позиция против поклонения Христу и молитвы Христу привела к расколу с такими людьми, как Марцин Чехович , которые считали взгляды Будного, Палеолога и Давида возрождением позиции эбионитов и формой иудаизма, что привело к отлучению Будного от Малой реформатской церкви Польши . [ 13 ] хотя последующие восточноевропейские историки считают, что в случае Будного это могло произойти из-за его примечания в белорусском Новом Завете, в котором говорится, что Иисус был сыном Иосифа, а также из-за более известного на Западе письма Фаусто Соццини (1581 г.), на которое Фаусто Ответ Соццини сохранился во втором томе Bibliotheca Fratrum Polonorum, напечатанном внуком Соццини в Амстердаме в 1668 году. [ 14 ]
Будный и раввинский комментарий
[ редактировать ]Несмотря на то, что Чехович и Соццини обвинили Будного в «иудаизме» и отлучили его от польско-литовско-белорусской унитарной общины, в полемическом произведении «Чиззук Эмуна» («Укрепленная вера») Исаака Троки Будный по-прежнему считался христианским противником. , [ 15 ] который выступил против историко-критической библейской экзегезы Будного. [ 16 ]
Политические взгляды
[ редактировать ]Будный поддерживал концепцию государства ограниченной образованной монархии (вместе с Анджеем Фричем Моджевским ), которая позволила бы развить Сейм .
Григорий Павел Бжезинский (Грегориус Паулюс) и Палеолог были вовлечены в длительный жаркий спор о роли христиан в государстве с 1572 года, который оставался неопубликованным. Хотя Марцин Чехович в «Диалоге XII» своих «Христианских бесед » занял ненасильственную позицию Гжегожа Павла из Бжезина. В 1580 году Будный, тогдашний ведущий министр среди социально-консервативных литовских братьев, опубликовал всю переписку, включая насмешки Палеолога над пацифистской позицией Малой польской церкви Ecclesia в своей книге Defensio . Затем польские братья попросили Гжегожа Павла из Бжезина написать ответ, но он извинился, сославшись на плохое здоровье, и эта задача легла на тогдашнего 41-летнего Фаусто Соццини, что он и сделал, опубликовав защиту от отказа от военной службы по убеждениям и отделение от государства в 1581 году. [ 17 ]
белорусский язык
[ редактировать ]Будный был одним из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке и оказал заметное влияние на развитие белорусского национального сознания. В своем «Катехизисе» (напечатанном в 1562 году, Несвиж, на белорусском языке) Будный следует за Франциском Скориной в использовании родной белорусской речи для объяснения христианства.
- «Чтобы Его Герцогское Высочество не только наслаждался иностранными языками, но и полюбил древний славянский язык и тоже наслаждался им... И чтобы все остальные последовали этому доброму примеру и чтобы Отечество и его родной язык имели будущее и надежда». [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Польский язык
[ редактировать ]
Однако впоследствии Будный сдался и начал писать по-польски. Он пытался оправдать это, говоря:
- Это глупость: презирать язык одной страны и возносить до небес слова другой .
- «Глупо презирать язык одной страны и восхвалять язык другой до небес».
Он перевел Библию на польский язык, известную сегодня в Польше как Biblia Nieświeska ( Несвижская Библия), поскольку она была переведена в 1568–1572 годах в Несвиже (польский: Nieśwież). Поскольку в печать были внесены изменения, в 1574 году появилось второе издание Нового Завета. Его бывший коллега Марцин Чехович издал свой собственный польский Новый Завет в Люблине в 1577 году.
Работает
[ редактировать ]- Он опубликовал Ветхий Завет и Новый Завет (Biblia Nieświeska) с комментариями и примечаниями на польском языке ( Заславье , Беларусь, 1572 г.), которые содержали раннюю радикальную рационалистическую критику Евангелий и продемонстрировали некоторое знание Талмуда .
- Катехизис. Работа написана в распространенной тогда форме вопросов и ответов и состоит из четырех разделов: о 10 поправках, о символе веры, о молитве Богу и об обрядах.
- О оправдании грешного человека пред Богом. Будный развивает протестантские идеи, а также некоторые из своих социнианских ( арианских ) предпочтений. Он критикует , отказывающихся от военной службы по соображениям совести, крыло польских братьев таких как Марцин Чехович , которые считали, что христианин не может принимать участие в земной власти, не имеет прав собственности на землю и людей в своей собственности, не может участвовать в войне и использовать меч.
Примечание. Имена собственные и названия мест отображаются в BGN/PCGN .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс, Джордж Хантсон (1962). Радикальная Реформация. Вестминстер Пресс. п. 651.
- ^ "Яков Кротов" . Archived from the original on 2018-06-27 . Retrieved 2012-12-08 .
- ^ Падокшин, С. А. Будный Симон / С. А. Падокшин // Мыслители и просветители Беларуси: Энциклопедический справочник. — Минск: БелЭн, 1995. — С. 51-59.
- ^ "Памятник Симону Будному :: Несвиж :: Беларусь :: Красивые места планеты" .
- ^ "Будный Симон(ВКЛ)(ок.1530-1593) - деятель реформации на территории Беларуси" . Archived from the original on 2011-11-18 . Retrieved 2012-12-08 .
- ^ Соболевский, А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. — Санкт-Петербург: 1910 Т. 88, № 3. — С. 193—194. — (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук).
- ^ "Сымон Будный - Знаменитые люди - Каталог - Туризм в Беларуси" . belarustourism.by . Archived from the original on 2007-12-16.
- ^ "Будный Симон(ВКЛ)(ок.1530-1593) - деятель реформации на территории Беларуси" . Archived from the original on 2011-11-18 . Retrieved 2012-12-08 .
- ^ "Сымон Будный - Знаменитые люди - Каталог - Туризм в Беларуси" . belarustourism.by . Archived from the original on 2007-12-16.
- ^ Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI — начала XIX в. Изд-во АН БССР. Минск, 1962, бб.63-67, 69-81.
- ^ Вячеслав Насевич. Литовцы // Великое княжество Литовское: Энциклопедия. В 2-х томах / под ред. Г.П.Пашков и др.Т. 2: Кадетский корпус — Яцкевич. — Минск: Белорусская энциклопедия, 2005. С. 206-208.
- ^ Евреи в старой Польше, 1000-1795 изд. Антоний Полонский, Якуб Басиста, Анджей Линк-Ленчовский - 1993 «Будный отверг вечность Христа и в примечаниях к своему переводу Нового Завета отрицал непорочное зачатие, признавая, что Иисус был сыном Иосифа. Даже среди еретических лидеров Шимон Будный считался еретиком и не имел с ним ничего общего.
- ^ Эрл Морс Уилбур, История унитаризма, том. 1 (Кембридж, 1947), с. 370. Ассоциация истории реформации, 1990.
- ^ 44 Унитарное сообщество не дало удовлетворительного объяснения отлучению Шимона Будного от церкви - было ли это просто из-за его примечаний к переводу Нового Завета, по некоторым из которых он позже изменил свое мнение, или его 41 Bibliotheca Fratrum. II, пп"
- ^ Р. Дэн, «Исаак Троки и его «антитринитарные» источники», в книге «Запад и Восток: дань памяти Александра Шайбера», стр. 76 Шандор Шайбер, Роберт Дан - 1988 «Мы также не можем сомневаться в том, что для Троки Будни был одним из его христианские противники, как он сам заявил в дискуссии»
- ^ Страдающий слуга: Исайя 53 в еврейских и христианских источниках Бернд Яновский, Питер Штульмахер - 2004 «Историко-критическая библейская экзегеза Шимона Будного, одного из лучших христианских гебраистов своего времени, ...»
- ^ Питер Брок Против призыва: очерки об отказе от военной службы по убеждениям , 2006 г., стр. 21
- ^ Адаптировано, со стилистической коррекцией из "(вольный перевод АА)"
- ^ "История белорусской (крюскай) книги. Спроба паяснительной книжки ад канца X да пачатку XIX стагоддзя" [История белорусской (кривской) книги. Попытка объяснительного описания конца X - начала XIX века / Под ред. В. Ластовский, Издано Белорусским центром в Литве, Издательство Сакаловского и Лана, Кауно, 1926. Библиотека Калифорнийского университета в Беркли PG 2834.2 A12H51926 Основная
- ↑ Гравюры Будного и Катезиса XVI века на этой странице взяты из: Фотоальбом «Несвиж» на английском, польском и белорусском языках - Ред.: Николай Дзелянковский, текст Валерия Дранчука, фотографии Валентина Ждановича, Издательство «Беларусь», 2000 г. . ISBN 985-01-0346-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Шимоном Будным, на Викискладе?