Jump to content

Саймон Бадни

Szymon Budny or Symon Budny ( Belarusian : Сымон Будны , Polish : Szymon Budny , Russian : Симон Будный ; c.1533, [ 1 ] Budne – 13 January 1593, Vishnyeva ) was a Polish - Belarusian [ 2 ] [ 3 ] гуманист, просветитель, гебраист , переводчик Библии, протестантский реформатор , философ, социолог и историк, действовавший на территории Речи Посполитой . [ 4 ] Он был одним из первых, кто способствовал развитию белорусской культуры на белорусском языке . [ 5 ] Он был одним из лидеров Польских братьев .

Место рождения

[ редактировать ]

О месте его рождения мало что известно. Хотя принято считать, что он родился в Будне Подляского воеводства , известно, что на территории Беларуси было более 140 мест с подобным названием . [ 6 ] [ 7 ] Хотя известно, что он был знаком с белорусской культурой не понаслышке и посвятил ее популяризации большую часть своей жизни. [ 8 ] Семья, в которой он родился, принадлежала к мелкой белорусской шляхте . [ 9 ] Симон Будный первоначально называл себя литвином . [ 10 ] этот термин тогда использовался в основном для описания белорусов . [ 11 ]

христология

[ редактировать ]

Саймон Будный был одним из первых членов партии радикальной Реформации , которая полностью отрицала божественность Иисуса Христа. Будный, наряду с греческим унитарием Якобом Палеологом и венгерским Ференцем Давидом , отрицал не только предсуществование Христа , что отличало « социнианскую » веру от « арианской », но Будный, Палеолог и Давид пошли дальше и также отрицали призывание Христа. Среди этих троих Будный также отрицал непорочное зачатие . [ 12 ] По словам Уилбура (1947), именно его решительная позиция против поклонения Христу и молитвы Христу привела к расколу с такими людьми, как Марцин Чехович , которые считали взгляды Будного, Палеолога и Давида возрождением позиции эбионитов и формой иудаизма, что привело к отлучению Будного от Малой реформатской церкви Польши . [ 13 ] хотя последующие восточноевропейские историки считают, что в случае Будного это могло произойти из-за его примечания в белорусском Новом Завете, в котором говорится, что Иисус был сыном Иосифа, а также из-за более известного на Западе письма Фаусто Соццини (1581 г.), на которое Фаусто Ответ Соццини сохранился во втором томе Bibliotheca Fratrum Polonorum, напечатанном внуком Соццини в Амстердаме в 1668 году. [ 14 ]

Будный и раввинский комментарий

[ редактировать ]

Несмотря на то, что Чехович и Соццини обвинили Будного в «иудаизме» и отлучили его от польско-литовско-белорусской унитарной общины, в полемическом произведении «Чиззук Эмуна» («Укрепленная вера») Исаака Троки Будный по-прежнему считался христианским противником. , [ 15 ] который выступил против историко-критической библейской экзегезы Будного. [ 16 ]

Политические взгляды

[ редактировать ]

Будный поддерживал концепцию государства ограниченной образованной монархии (вместе с Анджеем Фричем Моджевским ), которая позволила бы развить Сейм .

Григорий Павел Бжезинский (Грегориус Паулюс) и Палеолог были вовлечены в длительный жаркий спор о роли христиан в государстве с 1572 года, который оставался неопубликованным. Хотя Марцин Чехович в «Диалоге XII» своих «Христианских бесед » занял ненасильственную позицию Гжегожа Павла из Бжезина. В 1580 году Будный, тогдашний ведущий министр среди социально-консервативных литовских братьев, опубликовал всю переписку, включая насмешки Палеолога над пацифистской позицией Малой польской церкви Ecclesia в своей книге Defensio . Затем польские братья попросили Гжегожа Павла из Бжезина написать ответ, но он извинился, сославшись на плохое здоровье, и эта задача легла на тогдашнего 41-летнего Фаусто Соццини, что он и сделал, опубликовав защиту от отказа от военной службы по убеждениям и отделение от государства в 1581 году. [ 17 ]

белорусский язык

[ редактировать ]
Белорусский «Катехизис», напечатанный в Несвиже , 1562 г.

Будный был одним из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке и оказал заметное влияние на развитие белорусского национального сознания. В своем «Катехизисе» (напечатанном в 1562 году, Несвиж, на белорусском языке) Будный следует за Франциском Скориной в использовании родной белорусской речи для объяснения христианства.

«Чтобы Его Герцогское Высочество не только наслаждался иностранными языками, но и полюбил древний славянский язык и тоже наслаждался им... И чтобы все остальные последовали этому доброму примеру и чтобы Отечество и его родной язык имели будущее и надежда». [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

Польский язык

[ редактировать ]
Польская « Несвижская Библия» в переводе Будного, 1572 г.

Однако впоследствии Будный сдался и начал писать по-польски. Он пытался оправдать это, говоря:

Это глупость: презирать язык одной страны и возносить до небес слова другой .
«Глупо презирать язык одной страны и восхвалять язык другой до небес».

Он перевел Библию на польский язык, известную сегодня в Польше как Biblia Nieświeska ( Несвижская Библия), поскольку она была переведена в 1568–1572 годах в Несвиже (польский: Nieśwież). Поскольку в печать были внесены изменения, в 1574 году появилось второе издание Нового Завета. Его бывший коллега Марцин Чехович издал свой собственный польский Новый Завет в Люблине в 1577 году.

Работает

[ редактировать ]
  • Он опубликовал Ветхий Завет и Новый Завет (Biblia Nieświeska) с комментариями и примечаниями на польском языке ( Заславье , Беларусь, 1572 г.), которые содержали раннюю радикальную рационалистическую критику Евангелий и продемонстрировали некоторое знание Талмуда .
  • Катехизис. Работа написана в распространенной тогда форме вопросов и ответов и состоит из четырех разделов: о 10 поправках, о символе веры, о молитве Богу и об обрядах.
  • О оправдании грешного человека пред Богом. Будный развивает протестантские идеи, а также некоторые из своих социнианских ( арианских ) предпочтений. Он критикует , отказывающихся от военной службы по соображениям совести, крыло польских братьев таких как Марцин Чехович , которые считали, что христианин не может принимать участие в земной власти, не имеет прав собственности на землю и людей в своей собственности, не может участвовать в войне и использовать меч.

Примечание. Имена собственные и названия мест отображаются в BGN/PCGN .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уильямс, Джордж Хантсон (1962). Радикальная Реформация. Вестминстер Пресс. п. 651.
  2. ^ "Яков Кротов" . Archived from the original on 2018-06-27 . Retrieved 2012-12-08 .
  3. ^ Падокшин, С. А. Будный Симон / С. А. Падокшин // Мыслители и просветители Беларуси: Энциклопедический справочник. — Минск: БелЭн, 1995. — С. 51-59.
  4. ^ "Памятник Симону Будному :: Несвиж :: Беларусь :: Красивые места планеты" .
  5. ^ "Будный Симон(ВКЛ)(ок.1530-1593) - деятель реформации на территории Беларуси" . Archived from the original on 2011-11-18 . Retrieved 2012-12-08 .
  6. ^ Соболевский, А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. — Санкт-Петербург: 1910 Т. 88, № 3. — С. 193—194. — (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук).
  7. ^ "Сымон Будный - Знаменитые люди - Каталог - Туризм в Беларуси" . belarustourism.by . Archived from the original on 2007-12-16.
  8. ^ "Будный Симон(ВКЛ)(ок.1530-1593) - деятель реформации на территории Беларуси" . Archived from the original on 2011-11-18 . Retrieved 2012-12-08 .
  9. ^ "Сымон Будный - Знаменитые люди - Каталог - Туризм в Беларуси" . belarustourism.by . Archived from the original on 2007-12-16.
  10. ^ Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI — начала XIX в. Изд-во АН БССР. Минск, 1962, бб.63-67, 69-81.
  11. ^ Вячеслав Насевич. Литовцы // Великое княжество Литовское: Энциклопедия. В 2-х томах / под ред. Г.П.Пашков и др.Т. 2: Кадетский корпус — Яцкевич. — Минск: Белорусская энциклопедия, 2005. С. 206-208.
  12. ^ Евреи в старой Польше, 1000-1795 изд. Антоний Полонский, Якуб Басиста, Анджей Линк-Ленчовский - 1993 «Будный отверг вечность Христа и в примечаниях к своему переводу Нового Завета отрицал непорочное зачатие, признавая, что Иисус был сыном Иосифа. Даже среди еретических лидеров Шимон Будный считался еретиком и не имел с ним ничего общего.
  13. ^ Эрл Морс Уилбур, История унитаризма, том. 1 (Кембридж, 1947), с. 370. Ассоциация истории реформации, 1990.
  14. ^ 44 Унитарное сообщество не дало удовлетворительного объяснения отлучению Шимона Будного от церкви - было ли это просто из-за его примечаний к переводу Нового Завета, по некоторым из которых он позже изменил свое мнение, или его 41 Bibliotheca Fratrum. II, пп"
  15. ^ Р. Дэн, «Исаак Троки и его «антитринитарные» источники», в книге «Запад и Восток: дань памяти Александра Шайбера», стр. 76 Шандор Шайбер, Роберт Дан - 1988 «Мы также не можем сомневаться в том, что для Троки Будни был одним из его христианские противники, как он сам заявил в дискуссии»
  16. ^ Страдающий слуга: Исайя 53 в еврейских и христианских источниках Бернд Яновский, Питер Штульмахер - 2004 «Историко-критическая библейская экзегеза Шимона Будного, одного из лучших христианских гебраистов своего времени, ...»
  17. ^ Питер Брок Против призыва: очерки об отказе от военной службы по убеждениям , 2006 г., стр. 21
  18. ^ Адаптировано, со стилистической коррекцией из "(вольный перевод АА)"
  19. ^ "История белорусской (крюскай) книги. Спроба паяснительной книжки ад канца X да пачатку XIX стагоддзя" [История белорусской (кривской) книги. Попытка объяснительного описания конца X - начала XIX века / Под ред. В. Ластовский, Издано Белорусским центром в Литве, Издательство Сакаловского и Лана, Кауно, 1926. Библиотека Калифорнийского университета в Беркли PG 2834.2 A12H51926 Основная
  20. Гравюры Будного и Катезиса XVI века на этой странице взяты из: Фотоальбом «Несвиж» на английском, польском и белорусском языках - Ред.: Николай Дзелянковский, текст Валерия Дранчука, фотографии Валентина Ждановича, Издательство «Беларусь», 2000 г. . ISBN   985-01-0346-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2642881d7f1d794307e80fab98558317__1710700800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/17/2642881d7f1d794307e80fab98558317.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symon Budny - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)