Анджей Фрич Моджевский
Анджей Фрич Моджевский | |
---|---|
Рожденный | 20 сентября 1503 г. |
Умер | 1572 Вольбуж |
Другие имена | Скромнее |
Заметная работа | Комментарии к улучшению Содружества (1551 г.) |
Родитель |
|
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия Польская философия |
Основные интересы | Политика , теология |
Известные идеи | Равенство перед законом |
Анджей Фрич Моджевский ( лат . Андреас Фрициус Модревиус ) (20 сентября 1503–1572) был польским ученым эпохи Возрождения , гуманистом и теологом , которого называли «отцом польской демократии ». Его книга De Republica emendanda ( O poprawie Rzeczypospolitej ) была широко прочитана и высоко оценена в большей части Европы эпохи Возрождения , оказав влияние на таких мыслителей, как Жан Боден , Гуго Гроций и Иоганнес Альтузиус . [1] [2]
Жизнь
[ редактировать ]Моджевский родился в Вольбуже (также известном как Войбор, Войбор, Войбор, Войбор, Войборз и Вольборж), недалеко от Петркува Трибунальского , в семье Якуба Моджевского (1477–1529). Семья Моджевских принадлежала к шляхте (хотя некоторые авторы говорят об обедневшей шляхте), носила герб Ястшембеца и носила наследственный титул мэра ( wójt/ vogt /advocatus ) Вольбужа. [3] После окончания Краковской академии он был рукоположен в сан викария и служил под началом архиепископа Яна Ласки (Старшего) , а затем под началом епископа Познанского Яна Латальского . С 1530 года он был связан со двором Яна Ласки Младшего , примаса Польши и племянника старшего Ласки. Прожив некоторое время в Германии, где он учился в Лютеранском университете, он встретил Мартина Лютера и других первых протестантских реформаторов в Виттенберге . Он также заботился о библиотеке Эразма, купленной Ласким.
С 1540 года он служил титулярным приходским священником в Бжезинах и Скошевах . [3] В 1541 году во время пребывания в столице он встретился с Николаем Реем . Моджевский выступал за отправку смешанной церковной и светской делегации на Вселенский Тридентский собор 1545 года (куда он будет отправлен в качестве польского делегата). Он поддерживал иреницизм (важность единства), а также демократический и экуменический элемент в Церкви. Он стал чиновником при дворе Сигизмунда II Августа в 1547 году. Поскольку он сильно склонялся к реформистским кругам (особенно к кальвинианским и арианским / польским братьям ), ему грозила опасность быть обвиненным в ереси и в конечном итоге был лишен церковных титулов. и офисы. Однако король выдал ему охранное письмо. В 1553 году он удалился в родной Вольбуж.
Моджевский дебютировал как писатель в 1543 году с работой под названием Lascius, sive de poena homicidii ( «О наказании за непредумышленное убийство» ; или Łaski, czyli O karze za mężobójstwo на польском языке ). В нем Моджевский критиковал неравенство, предписанное законом для разных социальных классов: например, если наказание за убийство дворянина варьировалось от 120 гривен – вплоть до пожизненного заключения – до смертной казни, то наказание за убийство крестьянина составляло всего 10 гривен . [1] И все же именно «Об улучшении Речи Посполитой» ( De Republica emendanda ) принесла ему вечную и международную известность. В нем он выступал за сильную монархию, которая защищала бы права всех граждан. Он постулировал равенство всех перед законом и критиковал запрет 1565 года на владение землей недворянами. Он писал, что крестьяне должны владеть землей, которую они обрабатывают, а горожане должны иметь возможность покупать землю и избираться на должности (в то время эти права сохранялись только за дворянством), требовал реформы ( секуляризации ) образования и разделение между государством и церковью. Этот трактат был переведен на многие европейские языки и нажил ему множество врагов в Церкви. Папа Павел V внес книгу в Index Librorum Prohibitorum (список запрещенных книг).
В республику будут внесены поправки
[ редактировать ]Главным достижением Моджевского, напечатанным в 1551 году, была « Commentariorum De Republica emendanda libri quinque» ( «Пять книг комментариев об улучшении Содружества» , или Rozważań o poprawie Rzeczypospolitej ksiąg pięć на польском языке), опубликованная в типографии Лазарза Андрисовича. Первоначально в него должны были войти все пять рукописей: 1. Де Морибус ( «О таможне» ); 2. Де Легибус ( О законах ); 3. Де Белло ( «О войне »); 4. De Ecclesia ( О церкви ) и 5. De Schola ( О школе ). Однако, поскольку некоторые из тезисов Модревиуса были сочтены Церковью неортодоксальными и отвергнуты, в первоначальную публикацию были включены только три первые книги.
Первое полное издание, состоящее из всех пяти вышеупомянутых книг и диалогов под названием: De utraque specie Coenae Domini («О двойственной природе Трапезы Господней»), было опубликовано в 1554 году в Базеле Иоганнесом Опоринусом , после чего Моджевский был вынужден покинуть столицу. Первый польский перевод Киприана Базилика был опубликован в Лоске в 1577 году. Книга широко читалась и получила высокую оценку во всей Европе эпохи Возрождения. Он был переведен на немецкий, французский, испанский и русский языки в 17 веке. [1]
Другие работы
[ редактировать ]- 1543: Lascius sive de poena homicidii ( О наказании за непредумышленное убийство , польское название: Łaski albo o kara dla zamicide )
- 1545: Oratio Philatelis Peripatetici in senatulo hominum scholasticorum de decreto conventus, quo pagi civibus adimi Разрешение, жилье... ( Рассуждение правдивого перипатетика, произнесенное среди ученых людей о парламентском указе, разрешающем отбирать у горожан загородные поместья) , польское название Речь правителя-перипатетика о решении сейма, разрешающего отнимать у горожан сельские имения, произнесенная в кругу ученых людей)
- 1561: Narratio simplex rei novae et eiusdem pessimi exempli... ( Простая история, рассматривающая курьезный случай и плохой пример, которым он является... , польское название Простой рассказ о необычном случае, который представляет собой катастрофический пример и в то же время жалоба на правонарушение и жалоба на Станислава Ожеховского из России )
- 1590: Сильва , включая четыре богословских беседы Модревиуса ( трех Лицах и одной сущности Бога , О ; религиозные споры ; О необходимости собрания, чтобы прекратить De tribus personis et una essentia Dei Христос Об Христе De Иисус Иисусе
Родословная
[ редактировать ]Потомки дочери Моджевского, [4] включают Виктора Моджевского, президента Польши Леха Качиньского. [5] и принцесса Матильда, герцогиня Брабантская . [6]
Кавычки
[ редактировать ]- «Без законов не может быть настоящей свободы». ( Без прав не может быть настоящей свободы. )
- «Крестьянин не твой раб, он твой сосед».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Проф. доктор философии Эдмунд Котарский, «Анджей ФРЫЧ Моджевский (Фрициус Модревиус)» с библиографией. Виртуальная библиотека польской литературы. Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ Улам, Адам (1946). «Андреас Фрициус Модревиус — польский политический теоретик шестнадцатого века» . Американский обзор политической науки . 40 (3): 485–494. дои : 10.2307/1949322 . ISSN 0003-0554 .
- ^ Jump up to: а б Августыняк, Уршула (2010). «Pro Republica Emendanda. Программа Анджея Фрича Моджевского по восстановлению общества и государства». В Самсоновиче, Хенрик (ред.). КСАП 20 ЛЕТ (PDF) . КСАП. стр. 102.
- ^ Портфолио Дворжачека - Домашняя страница
- ^ Лех Качиньский, Помянский герб: генеалогия (Потомки Великого Сейма)
- ^ Матильда Мари Кристин д'Удекем д'Акоз: генеалогия (Потомки Великой диеты)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Анджея Фрича Моджевского в цифровой библиотеке Polona
- 1503 рождения
- 1572 смерти
- Люди из Петркувского повята
- Писатели XVI века на латыни
- Выпускники Ягеллонского университета
- Польские политики XVI века
- Польские гуманисты эпохи Возрождения
- Польские римско-католические богословы
- Польские политические писатели
- Польское дворянство XVI века
- Польские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Польские философы XVI века