Дэвид Ференц
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( сентябрь 2022 г. ) |
Дэвид Ференц | |
---|---|
![]() Давид Ференц произносит речь на сейме Торда в 1568 году (сегодня Турда , Румыния) Аладара Корёшфой-Криша (1896 г.) | |
Рожденный | Франц Давид Хертель в. 1520 г. |
Умер | 15 ноября 1579 г. (около 58–59 лет ) |
Образование | Университет Виттенберга Франкфуртский университет |
Известный | Основатель Унитарной церкви Трансильвании. [ 1 ] |
Заметная работа | Краткое руководство к истинному смыслу Святой Троицы, нынешней Святой Троицы, ее содержанию и содержанию, полезному и необходимому. |
Заголовок | |
Супруг (а) | Неопознанный (1-й) Ката Барат (Мюнхен) (2-е место) |
Дети | 4 |
Философская карьера | |
Эра | Протестантская Реформация [ 1 ] Радикальная Реформация [ 1 ] |
Основные интересы | Унитаризм [ 1 ] |
Ференц Давид (также переводится как Фрэнсис Давид или Фрэнсис Давидис ; родился как Франц Давид Гертель , ок. 1520 – 15 ноября 1579) был протестантским проповедником и богословом из Трансильвании , основателем Унитарной церкви Трансильвании и ведущей фигурой Нетринитарные христианские движения во время протестантской Реформации . [ 1 ] Он оспаривал господствующее христианское учение о Троице , считая Бога единым и неделимым. [ 1 ]
Изучая католическое богословие в Виттенберге и во Франкфурте-на-Одере , он сначала был рукоположен в сан римско-католического священника , позже стал лютеранским священником , а затем кальвинистским епископом в Княжестве Трансильвания . На протяжении всей своей карьеры христианского богослова и профессора Давид изучал учения и практики Римско -католической и Магистерской протестантской церквей, но позже отверг некоторые из них и принял унитаризм . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Ференц Давид родился в Коложваре, Венгрия (современный Клуж-Напока , Румыния), в семье трансильванского саксона (Давид Хертель, который работал кожевником ) и венгерской матери. Семья Хертель/Гертель была старой трансильванско-саксонской аристократической семьей Коложвара . [ 2 ] На латыни и венгерском языке он использовал свое имя как Фрэнсис Давидис или Давид Ференц по имени своего отца Давид . У него было как минимум три брата: Грегор, Петр и Николаус. Питер и Грегор унаследовали работу своего отца в гильдии. [ 3 ] Гаспар Хелтай , отец жены Петра Борбалы, был протестантским реформатором , лютеранским , а затем унитарным священником , переводчиком, выдающимся писателем венгерской эпохи позднего Возрождения . Он владел бумажной фабрикой и типографией в Коложваре , где было выпущено несколько религиозных и научных книг на венгерском и немецком языках . [ 4 ]
Ференц Давид был воспитан католиком . После окончания средней школы Коложвара (сегодня Клуж-Напока , Румыния) он отправился в Священную Римскую империю , чтобы изучать католическое богословие сначала в Виттенбергском университете , а затем в Альма-матер Виадрина ( Университет Франкфурта-на-Одере ). где он стал католическим священником.
лютеранство
[ редактировать ]В 1542 году лютеранский реформатор Йоханнес Хонтерус познакомил лютеранским учением. жителей Коложвара с [ 5 ] [ циклическая ссылка ] Вернувшись в Трансильванию, Ференц Давид присоединился к лютеранскому крылу Реформации , где стал министром , а затем лютеранским епископом. Он работал директором гимназии Бестерце ( , Румыния ) Бистрица , Румыния), затем лютеранским пастором в Петреше (сегодня Четате , позже директором гимназии Коложвара и сегодня с 1555 года главным пастором Коложвара (сегодня Клуж-Напока , Румыния). .
1 июня 1557 года сейм Торды (Национальное собрание) заявил, что «каждый должен жить с верой в то, чего он или она хочет, если это делается без недоверия к другим», что означало для населения Княжества Трансильвания , что стало разрешено исповедовать не только римско-католическую , но и лютеранскую религию.
Кальвинизм
[ редактировать ]В 1559 году он вступил в реформатскую церковь , где был избран епископом венгерских церквей в Трансильвании , а также был назначен придворным проповедником Яноша Жигмонда Заполи , принца Трансильвании . Принц разрешил ему заниматься исследованиями в королевской библиотеке и работать при королевском дворе над своими богословскими диссертациями.
Унитаризм
[ редактировать ]После битвы при Мохаче политическая нестабильность, ослабление римско-католической конфессии (постоянная экспансия Османской империи , еретические движения в Трансильвании, особенно арианства , богумилизма и т. д.) подготовили почву для новых идей Реформации . [ 6 ] [ циклическая ссылка ] Известный итальянский антитринитарист , Джорджио Бьяндрата переехал в Трансильванию в 1563 году при королевском дворе Иоанна II Сигизмунда Заполи и стал своим собственным врачом. Биандрата сотрудничал с Ференцем Давидом в богословских работах.
Обсуждение Давидом Святой Троицы началось в 1565 году с сомнений в личности Святого Духа , поскольку он не мог найти библейского основания для учения о Троице. Одним из его главных аргументов против существования Святой Троицы было то, на что любили ссылаться ариане в ранние века христианства – оно не упоминается в Библии . На него повлияли антитринитарные и гуманистические взгляды Михаила Сервета и Джованни Валентино Джентиле .
Вместе с Джорджио Биандрата он опубликовал полемические сочинения против тринитарной веры, в частности «De falsa et vera unius Dei Patris, Filii et Spiritus Sancti cognitione», которые в значительной степени представляют собой обобщенную версию Сервета » «Christianismi Restitutio . Но в 1578 году сотрудничество распалось, поскольку Биандрата был обвинен в безнравственности. Важным различием между взглядами двух богословов было то, что Ференц Давид стал неадорантом, а это означало, что он отказался от необходимости призывать Христа в молитвах.
Работая при королевском дворе, он убедил принца в своей точке зрения на религию, так что Иоанн II Сигизмунд Заполя принял его тезисы и стал первым правителем -унитарием . В 1567 году Иоанн II Сигизмунд Заполя разрешил ему использовать свою типографию в Дьюлафехерваре (сегодня Алба-Юлия , Румыния) для пропаганды религии.
Эдикт Торда (1568 г.)
[ редактировать ]Целью его жизни, как писал Ференц Давид, было «восстановление чистого христианства Иисуса», что означало для него поиск истины в полной свободе мысли. Поэтому он стремился убедить принца, Иоанна II Сигизмунда Заполя и нескольких людей, занимающих важные посты, прийти к соглашению между противоположными сторонами религиозного спора. Его попытки увенчались успехом.
Между 6 и 13 января 1568 года на сейме Торды собравшиеся представители венгерской знати , секлеров , трансильванских саксов и королевского двора княжества Трансильвания провозгласили Тордский эдикт , который включал - впервые в Европе - практику и распространение recepta religio s (разрешенных религий), которыми были римско-католическая , лютеранская , кальвинистская и унитарианцы . Этот указ можно рассматривать как первый закон о «свободе религии». В трех законных нациях Трансильвании четыре законно разрешенные религии могут иметь церковную, политическую и публично-правовую систему в соответствии с Конституцией Княжества Трансильвания. С этого момента конституция закрепила равные права трех наций и четырех религий. [ 7 ]
Тюрьма и смерть
[ редактировать ]
В 1571 году Иоанна II Сигизмунда Заполя сменил Иштван Батори , католик , и политика сместилась в сторону преследования новых религиозных институтов. прессу Дьюлафехервара В том же году новый правитель забрал у унитаристов . На сейме 1572 года в Марошвашархеи (сегодня Тыргу-Муреш , Румыния) религиозные законы были ужесточены, но провозглашен запрет на смену религии. Когда под влиянием Йоханнеса Зоммера , ректора Коложварской гимназии , Давид отрицал необходимость призывать Иисуса Христа в молитве (около 1572 г.), попытка посредничества Фауста Социна по просьбе Бландраты не увенчалась успехом. Ференц Давид был приговорен к пожизненному заключению в Деве , Княжество Трансильвания (сегодня Дева , Румыния), и умер там в 1579 году. На руинах городской тюрьмы теперь установлен памятник ему.
Лукас Траузнер
[ редактировать ]После смерти Ференца Давида, Лукас Траузнер, его зять, написал вместе с Миклошем Богати Фазекасом, Бернардом Якобинусом (отцом Яноша Якобинуса ) и сыновьями Ференца Давида защиту Франциска Давидиса в деле не обращения к Иисусу. Christ precibus (Базель, 1581 г.) и были частью внутренней оппозиции умеренное унитаристское движение Деметры Хуньяди . Лукас Траузнер был приговорен к тюремному заключению в 1579 году за свои субботне - унитарные убеждения. [ 8 ] Но после 1582 года политическое давление ослабло. Лукас Траузнер и Габриэль Халлер отправились в Вену в 1598 году с дипломатической миссией. Имперские комиссары называли Траузнера субботником , а Галлера — арианистом . [ 9 ] Позже он принимал активное участие в политических переговорах между Трансильванией и Австрией. [ 10 ] В 1603 году он был преданным последователем князя Мозеса Секели . Он, как унитарист , от имени князя взял на себя обязательство подчинить жителей Бестерце . [ 11 ] После поражения Мозеса Секели началось правление Джорджио Басты в Коложваре , который схватил королевского судью Михая Тотази и без приговора обезглавил его. Лукасу Траузнеру пришлось сидеть в тюрьме на два месяца, но, покинув Унитарную церковь и отступив, он смог выйти на свободу. С тех пор он жил как католик , но оставался активным членом преимущественно унитарной трансильванско-саксонской общины в Коложваре до своей смерти. [ 12 ]
Убеждения
[ редактировать ]христология
[ редактировать ]Ученым еще предстоит полностью обратиться к венгерским работам Ференца Давида, чтобы дать удовлетворительную оценку его убеждениям. [ 13 ]
Споры о призывах
[ редактировать ]В первые годы своей нетринитарности Давид поддерживал молитву Христу, как можно видеть в его ответе Петеру Мелиусу Юхасу , Refutatio scripti Petri Melii («Опровержение писаний Петра Мелиуша», Альба Юлия, 1567). [ 14 ] В последние годы своей жизни Давид принял радикальную, неблагодарную точку зрения Иакова Палеолога , согласно которой не следует призывать Христа в молитве, но что молитва должна быть направлена только к Богу-Отцу. [ 15 ] По мнению Ференца Давида, Иисус понимается как человек. [ 16 ]
Девственное зачатие
[ редактировать ]Покинув кальвинизм, Давид принял точку зрения Лаэлио Соццини , согласно которой существование Христа началось, когда он был зачат Девой Марией действием Святого Духа. [ 14 ] К 1578 году казалось, что Давид пришел к выводу, что Иисус был буквальным сыном Иосифа. [ 17 ] Однако некоторые историки оспаривают это и утверждают, что он верил в непорочное зачатие до дня своей смерти. [ 18 ] [ нужна страница ] . Конечно, этих скептических взглядов не придерживалась Унитарная церковь Трансильвании при его жизни. [ 19 ] и не включен в более позднее венгерское унитарное заявление о вере преемника Давида Михая Ломбарда де Сентабрахама . [ 20 ] Однако таких взглядов придерживались сторонники поляка Симона Будного . [ 21 ]
Споры
[ редактировать ]Его главными противниками в публичных диспутах были лидер кальвинистов Петер Мелиус Юхас и антитринитарист Джорджио Бландрата .
Личная жизнь
[ редактировать ]Он женился дважды. Имя его первой жены неизвестно, она умерла в 1570 году в Коложваре . Его второй женой была Ката Барат, дочь Иштвана Барата (Штефан Мюнхен), мелодиста и главного судьи Коложвара . [ 22 ] Этот брак продлился с 1572 года всего два года. [ 23 ] У него было четверо детей: [ 24 ]
- Кете (1557/1560-?), жена Лукаса Траузнера, казначея гильдии меховщиков Коложвара (сегодня Клуж-Напока , Румыния)
- Давид (1560 – 27 марта 1582), [ 25 ] богослов, унитарианский священник , который учился в Базельском университете в Базеле , Швейцария, между 1578 и 1580 годами. [ 26 ]
- София, жена Иоганна Зоммера (1542-1572) теолога, унитарного министра , писателя-гуманиста (по Иоганну Зейверту ) [ 24 ]
- Йоханнес, врач из Коложвара (ныне Клуж-Напока , Румыния) (ок. 1565 – ?)
Влияние
[ редактировать ]Влияние в Венгрии и Трансильвании
[ редактировать ]После его смерти Давид стал считаться и почитаться первым в линии венгерских епископов-унитариев, базирующихся в Коложваре (Клуж). Его сочинения продолжали публиковаться, а другие воспоминания записывались и собирались вплоть до времен Михая Ломбард де Сентабрахама . [ 27 ]
Влияние Ференца Давида в Англии и Америке
[ редактировать ]Англоязычные унитаристы практически не знали о Давиде. Большинство унитарных сочинений, пришедших через Амстердам в Англию, принадлежали авторам польских братьев , а не венгров, как в Bibliotheca Fratrum Polonorum quos Unitarios vocant (или «Библиотеке польских братьев, называемых унитариями»), в которой Локк, Вольтер и Ньютон принадлежащие экземпляры. Работы Давида и Дьёрдя Эньеди в 17 веке не переиздавались. Именно визит Шандора Белони Фаркаша в Великобританию и Америку в 1830–1832 годах заставил англоговорящих унитарианцев осознать продолжающееся существование венгерских унитарианцев, а затем и наследие Ференца Давида.
Автор - унитарист-универсалист Джон А. Бюренс (1989) [ 28 ] приписывает Ференцу Давиду утверждение: «Нам не обязательно думать одинаково, чтобы любить одинаково». Эта фраза также цитируется в «Наша историческая вера» . книге Марка У. Харриса [ 29 ] и в унитарном универсалистском сборнике гимнов « Воспевание живой традиции» 1993 года в чтении № 566, который представляет собой сборник цитат Дэвида, составленный преподобным Ричардом Фьюексом: [ 30 ] но в любом случае источник этого не указан. Эта фраза не встречается ни в одном источнике до книги Бюрена. В статье, опубликованной UU World «Кто на самом деле это сказал?» Питер Хьюз утверждает, что нет никаких доказательств того, что Давид действительно сказал это. Он приписывает эту цитату основателю методистов Джону Уэсли , который в проповеди о «католическом духе» спросил: «Хотя мы не можем думать одинаково, можем ли мы не любить одинаково?» [ 31 ]
Работает
[ редактировать ]Работы Давида и Унитарной церкви.
- 1550 г. Элегия, написанная возвышенному Д. Франциску, IV доктору и викарию церкви Альбенсе в Трансильвании... Его покровительство всегда следует уважать.
- 1555 г. Написан Диализ письма Станкари против первой статьи Синода Секлера, в которой высказываются споры по поводу доктрины. Клуж-Напока, 1555 г.
- 1556 г. Ответ служителей церкви Колосвари на различные сочинения Мартина Калманчи по поводу Вечери Господней, опубликованные в Колосвари. В 1556 году, 25 июля. [ 32 ]
- 1557 г. Согласованная доктрина De Sacramentis Christi Claudiopolis, 1557 г.
- 1558 г. Протоколы Синода пастырей Церкви венгерской нации в Трансильвании... В 1558 г. празднуется в городе Торда. У. Отт, 1558 г.
- 1559 г. Вачорайарол Вало из Врнаца — обычный христианин. Колоссянам, 1559 г.
- 1559 г. Защита православного мнения о Вечере Господней (Коложвар), 1559 г.
- 1556 г. Написано Франциском Давидом в 1566 г. (Лампе, Hist. Eccl. Hungar. 152-154. л.)
- Ответ того же Франциска Давида на доводы, которыми Петр установил Ипостась Святого Духа Карла. (Лампе, Hist. Eccl. Hungar. 154-158. л.)
- 1566 г. Предложения Д. Георгиоса Бландраты и Франсиско Давидиса в диспуте Альбенси перед Королевским Величеством предложили ограничить число министров, присутствовавших на диспуте, от венгерских церквей. Коложвар, 1566 г.
- 1566 г. Катехизис Церквей Бога в венгерской стране через Трансильванию. Клаудиополис, 1566 год.
- 1566 г. Диспут prima Albana или Albense, состоявшийся в 1566 г., 24 февраля. У. Отт, 1566 г.
- 1567 О ложном и истинном Внии Бога Отца, Сына и Святого Духа в познании книги Дво. Белая Юлия, 1567 год.
- 1567 Краткое объяснение того, как Антихрист затмил истинное познание истинного Бога... Albae Juliae, 1567.
- Краткое руководство к истинному смыслу Божественной литургии, настоящей Святой Троицы, ее содержания и содержания, полезного и необходимого , Albae Juliae, 1567 г.
- Опровержение сочинений Петра Мелия, в которых он от имени Дебреценского Синода учит о существовании Иеговы и Троичного Бога, неизвестного Патриархам, Пророкам и Апостолам . Белая Юлия, 1567 год.
- Доказательство ложности учения Петра Мелиуса и остальных софистов посредством антитез вместе с опровержением антитез истинного и турецкого Христа, теперь впервые напечатанное в Дебрецене... Юлией Альбой (1568.)
- Опровержение предложений Петра Мелиуса, не для того, чтобы исследовать истину, а для того, чтобы бороться с предложениями, предъявленному обвинению Синоду Варадина 22 августа 1568 года.
- Тезисы Тордаса были обсуждены 13 ноября и на Варадинском Синоде 22 ноября . Опубликовано в августе. У. отт. (Невтеленул.)
- Письма о созыве старейшинам церквей Верхней и Нижней Паннонии для упомянутого Синода Торданы в третий день Марти с дополнительными тезисами, которые будут обсуждаться там. У. Отт, 1568 г.
- Соответствующие фразы из Священного Писания о Христе, Сыне Божием, воплотившемся Марией... У.отт, 1568.
- Контраст между Псевдохристом и истинным, рожденным от Марии. У. Отт, 1568 г.
- Объяснение Иисуса Христа и его истинного божества из Фонда Святого Ираснака. У. там, 1568.
- О божественности и равенстве Посредника Иисуса Христа как человека У. Отт, 1568 г.
- Краткое повествование о диспуте Альбы о Триедином Боге и Двуедином Христе перед Светлейшим Князем и всей Церковью, продолжавшимся десять дней. У. Отт, 1568 г.
- О Царстве Христовом, книга первая. Вторая книга Царства Антихриста Он добавил «Трактат о педокрещении и обрезании». У. Отт, 1569 г.
- Положения Франциска Давида из Венгерской проповеди, переведенные на латынь, были представлены на том же Варадском соборе (1569 г.). [ 33 ]
- Váradi Disputacionac, или спор, представляет собой реальный рассказ о едином Боге-Отце и Его Сыне, Иисусе Христе и Святом Духе. Клуж, 1569 г.
- Первая часть святой книги берет предсказания о Боге-Отце, вторая о Сыне Его Иисусе Христе и о Святом Духе из печати нашей печати. Дьюла-Фехервар, 1569 г.
- Опровержение сочинений Георгия Майора, в которых Бог триедин в лицах, а по существу десяти. (Коложвар), 1569 г.
- Брошюра об истинно христианском крещении и папском антихристуснаке Маймосе... Клуж, 1570 г.
- Ответ пасторов и служителей церквей Трансильвании: Бог Отец Христа Иисус Христос, Сын Божий, распят. они признают дух обоих . У. Отт, 1570 г.
- О Едином Высшем Боге и об истинном Сыне Его Иисусе из Назарета, истинном Мессии, с вероучением, взятым из Священного Писания . У. там, 1571.
- Тот самый Аттья Истеннек и его святой сын Иисус Христос с истинной религией Божеств... Там, 1571 год.
- Письма созыва вместе с предложениями для обсуждения на Синоде Васархелли 20-го числа. Сентябрь месяц сего 1571 года. У. отт.
- Небольшая брошюра, противопоставленная 30 тезисам Бландрата, в которой утверждается, что Иисуса Христа теперь нельзя называть Богом, так как он не является истинным Богом... У.отт, 1578.
- Исповедание Фрэнсиса Дэвида об Иисусе Христе, которое он продемонстрировал из тюрьмы. Регниколиса, незадолго до смерти Торды, в Трансильвании, на собрании королевства 17 апреля. В 1570 году
- Божественные хвалы, молитвенные и утешительные песни. (1575) [ 34 ]
Литература
[ редактировать ]- КЕРСЕЗТЕНИ МАГВЕТЫ - БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЬЕ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ ДЭВИДА ФЕРЕНЦА - Серия 78 /Часть 1 (1972.) [ 24 ]
- Доктор Борош Дьёрдь - Богословие Ференца Давида. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уильямс, Джордж Хантстон (1995). «Глава 28: Рост унитаризма в мадьярском реформатском синоде в Трансильвании» . Радикальная Реформация (3-е изд.). Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 1099–1133. ISBN 978-0-943549-83-5 .
- ^ Франциск Пальт - Социальные и религиозные братства Клужа около 1570 года. Ежегодник Inst. истории Клужа, (1962), 28.
- ^ Якаб Элек - История Клужа II (Будапешт, 1888 г.), 294.
- ^ 1579. Дневник судьи и горожанина.
- ^ ru: Унитарная церковь Трансильвании # cite ref-1
- ^ ru: Унитарная религия
- ^ http://szekelyivadekok.tripod.com/erdely_35.html
- ^ [Ференц Каньяро - Псалмы Богати против предателей и преследователей. (Район Магветё, 1902 г.)]
- ^ [История Якаба Э. Клужа II, 302]
- ^ [1601 г., 19 мая: «Поэтому консул с некоторыми другими, среди которых был Лукас Трауснерус, желая посоветоваться об их жизни, поскольку им было отказано в безопасности, отправились домой; Борнемиса Болдисар тогда остался, выхлопотав себе и всем купцам надежный наем, а сам был освобожден со всем конфискованным и арестованным имуществом». v.ö Quellen и т. д. V. 304.]
- ^ [Якаб Элек - Kolozsvar története, II 384: Н. Йорга - Documente privind istoria románilor culese de Endexin de Hurmuzaki Buc. 1913.
- ^ [Элек Якаб, История Клужа. II. 388.]
- ^ Михай Балаж Ранний трансильванский антитринитаризм (1566-1571): от Сервета до Палеолога , 1996, стр. 27
- ^ Перейти обратно: а б Эндрюс, Джеймс Ференц Давид и поиск библейской истины в Трансильвании, 2010 г. Лулу
- ^ «Однако Давид, обладая пытливым умом, был гораздо более склонен быть пионером на новых полях, чем довольствоваться уже завоеванными, и он был открыт стимулирующему влиянию способных и независимых ученых, преподающих в школе в Коложваре.. ... До приезда в Коложвар [Якоб Палеолог] был одним из лидеров неадорантистского движения в Польше и, по словам Социна, был первым, кто преподавал; в Польше «очень злобное и отвратительное мнение, что Христу нельзя поклоняться или призывать его». Следует помнить, что незадолго до этого времени этот вопрос очень горячо обсуждался среди польских братьев и что большинство в Малой Польше, вслед за Паулюсом и Чеховичем, приняло консервативную точку зрения, отвергая точку зрения Будного и Палеолога. Информация об этом споре, конечно, дошла до Биандраты, который поддерживал связь с братьями в Польше, в то время как в Коложваре Палеолог, несомненно, нашел сочувственный слух у Давида; когда он изложил перед ним точку зрения, которую он безуспешно отстаивал в Польше». Э.М. Уилбур, История унитаризма (Кембридж, 1952), с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б "дфтеология" . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 г. Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Это можно увидеть в его переписке с Фаусто Соццини ( De invocatio Disputatio [1578-79]). «Они согласились, что Иисус как полностью человек был также смертен. Социн, однако, верил в зачатие Христа через Святого Духа и в непорочное зачатие Иисуса Спасителя. Вполне вероятно, что Давид, как в тезисе, который я подготовил Биандрата пришли к выводу, что Иисус был сыном Иосифа и, следовательно, потомком царя Давида» (Джордж Х. Уильямс, «Христологические проблемы между Франциском Давидом и Фаустом Социном во время диспута о призывании Христа, 1578-1579», в «Антитринитаризм во второй половине XVI века» [Будапешт: Академай Киадо, 1982], с. 298). «В Трансильвании епископ Фрэнсис Дэвид отверг доктрину непорочного зачатия и отказался поклоняться Христу» ( Энциклопедия Чемберса [редакция 1968 года, стр. 103]).
- ^ Bibliotheca dissidentium 26. Венгерские антитринитаристы 4. Ференц Давид Михай Балаж и переведено на английский доктором. Юдит Геллеш.
- ^ Эрл Морс Уилбур, История унитаризма (Кембридж, 1952), стр. 67
- ^ Summa Universale Theologiae Christiana согласно унитариям (1787 г.) (добавить номер страницы)
- ^ Bibliotheca dissidentium 13. Antitrinitaires polonais II: Шимон Будный, Здзислав Петшик. Пьер Статориус, Пар Яцек Виячка. Кристиан Франкен, Адам Матушевски, 1991 г.
- ^ [Ханс Петри, Йоханнес Зоммер, ein sähsischer Humanist und Teologie des 16 Jahrhunderts, Siebenbürgische Vierteljahrschrift, 58, 1935. 300–301. 1574: Моритур Каспар Хелтай hoc ipso anno et Ioannes Somme r Pirnensis. см. заметки Лестара Дьюлафи, Magya r Tört. Мемуары-писателей, Бпест, 14. 1894.]
- ^ [Ференц Каньяро - Семья Ференца Давида. Расст. Сеялка семян. 34, (1899) 330—333,4]
- ^ Перейти обратно: а б с http://epa.oszk.hu/02100/02190/00096/pdf/KM_1972_01_030.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ [Ойген фон Траушенфельс - Немецкие сокровищницы по истории Трансильвании. Новый эпизод. (Кронштадт, 1860 г.)]
- ^ [Регистры Базельского университета. Под редакцией Ганса Георга Вакернагеля II Том (1532–1601) (Базель, 1956)]
- ^ «Unitarius.hu» . unitarius.hu . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Бюренс Наша избранная вера: введение в унитарный универсализм
- ^ Унитарное универсалистское происхождение: наша историческая вера, Марк В. Харрис. Архивировано 22 августа 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Воспевание живой традиции. ISBN 1-55896-260-3 .
- ^ «Любимые цитаты, созданные мельницей слухов UU» . Мировой журнал UU . 17 сентября 2012 года . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Архивы клуба для Sevenb. Ландеск. НФ II. 1857. 249. Шварц К.; Якаб Элек
- ^ Лампе, историк. Эккл. Реформа. в Хунг. и др. Трансильв. п. 228–230
- ^ Исм. Христианский сеятель VI. 94–107. Иоанн Великий IV.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Основные даты из истории Трансильванской унитарной церкви
- Принципы выживания унитаризма в проповедях Дьёрдь Эньеди.
- Унитарное универсалистское происхождение: наша историческая вера Марк У. Харрис
- Краткая история унитарного христианства. Архивировано 7 марта 2011 г. в Wayback Machine.
- «Путешествие в Трансильванию» преподобного Майкла МакГи (25 июля 2004 г.)
- 1520-е годы рождения
- 1579 смертей
- Кальвинистские и реформатские богословы XVI века
- Лютеранские богословы XVI века
- Антитринитаристы
- Переходит в кальвинизм из лютеранства
- Переходит в кальвинизм из римского католицизма
- Переходит в лютеранство из римского католицизма
- Переходит в унитаризм из католицизма
- Восточно-Венгерское королевство
- Основатели новых религиозных движений
- История христианства в Венгрии
- История христианства в Румынии
- Венгерское дворянство
- Венгры, умершие в тюрьме
- Венгерские протестантские министры и духовенство
- Венгерские унитарии
- Люди из Клуж-Напоки
- Жители княжества Трансильвания
- Княжество Трансильвания (1570–1711)
- Протестантские реформаторы
- Унитарная церковь Трансильвании
- Унитарное духовенство