Jump to content

Дэвид Ференц

(Перенаправлено с Ференца Давида )
Дэвид Ференц
Давид Ференц произносит речь на сейме Торда в 1568 году (сегодня Турда , Румыния) Аладара Корёшфой-Криша (1896 г.)
Рожденный
Франц Давид Хертель

в. 1520 г.
Умер 15 ноября 1579 г. (около 58–59 лет )
Образование Университет Виттенберга
Франкфуртский университет
Известный Основатель Унитарной церкви Трансильвании. [ 1 ]
Заметная работа Краткое руководство к истинному смыслу Святой Троицы, нынешней Святой Троицы, ее содержанию и содержанию, полезному и необходимому.
Заголовок
Супруг (а) Неопознанный (1-й)
Ката Барат (Мюнхен) (2-е место)
Дети 4

Философская карьера
Эра Протестантская Реформация [ 1 ]
Радикальная Реформация [ 1 ]
Основные интересы
Унитаризм [ 1 ]

Ференц Давид (также переводится как Фрэнсис Давид или Фрэнсис Давидис ; родился как Франц Давид Гертель , ок. 1520 – 15 ноября 1579) был протестантским проповедником и богословом из Трансильвании , основателем Унитарной церкви Трансильвании и ведущей фигурой Нетринитарные христианские движения во время протестантской Реформации . [ 1 ] Он оспаривал господствующее христианское учение о Троице , считая Бога единым и неделимым. [ 1 ]

Изучая католическое богословие в Виттенберге и во Франкфурте-на-Одере , он сначала был рукоположен в сан римско-католического священника , позже стал лютеранским священником , а затем кальвинистским епископом в Княжестве Трансильвания . На протяжении всей своей карьеры христианского богослова и профессора Давид изучал учения и практики Римско -католической и Магистерской протестантской церквей, но позже отверг некоторые из них и принял унитаризм . [ 1 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Ференц Давид родился в Коложваре, Венгрия (современный Клуж-Напока , Румыния), в семье трансильванского саксона (Давид Хертель, который работал кожевником ) и венгерской матери. Семья Хертель/Гертель была старой трансильванско-саксонской аристократической семьей Коложвара . [ 2 ] На латыни и венгерском языке он использовал свое имя как Фрэнсис Давидис или Давид Ференц по имени своего отца Давид . У него было как минимум три брата: Грегор, Петр и Николаус. Питер и Грегор унаследовали работу своего отца в гильдии. [ 3 ] Гаспар Хелтай , отец жены Петра Борбалы, был протестантским реформатором , лютеранским , а затем унитарным священником , переводчиком, выдающимся писателем венгерской эпохи позднего Возрождения . Он владел бумажной фабрикой и типографией в Коложваре , где было выпущено несколько религиозных и научных книг на венгерском и немецком языках . [ 4 ]

Ференц Давид был воспитан католиком . После окончания средней школы Коложвара (сегодня Клуж-Напока , Румыния) он отправился в Священную Римскую империю , чтобы изучать католическое богословие сначала в Виттенбергском университете , а затем в Альма-матер Виадрина ( Университет Франкфурта-на-Одере ). где он стал католическим священником.

лютеранство

[ редактировать ]

В 1542 году лютеранский реформатор Йоханнес Хонтерус познакомил лютеранским учением. жителей Коложвара с [ 5 ] [ циклическая ссылка ] Вернувшись в Трансильванию, Ференц Давид присоединился к лютеранскому крылу Реформации , где стал министром , а затем лютеранским епископом. Он работал директором гимназии Бестерце ( , Румыния ) Бистрица , Румыния), затем лютеранским пастором в Петреше (сегодня Четате , позже директором гимназии Коложвара и сегодня с 1555 года главным пастором Коложвара (сегодня Клуж-Напока , Румыния). .

1 июня 1557 года сейм Торды (Национальное собрание) заявил, что «каждый должен жить с верой в то, чего он или она хочет, если это делается без недоверия к другим», что означало для населения Княжества Трансильвания , что стало разрешено исповедовать не только римско-католическую , но и лютеранскую религию.

Кальвинизм

[ редактировать ]

В 1559 году он вступил в реформатскую церковь , где был избран епископом венгерских церквей в Трансильвании , а также был назначен придворным проповедником Яноша Жигмонда Заполи , принца Трансильвании . Принц разрешил ему заниматься исследованиями в королевской библиотеке и работать при королевском дворе над своими богословскими диссертациями.

Унитаризм

[ редактировать ]

После битвы при Мохаче политическая нестабильность, ослабление римско-католической конфессии (постоянная экспансия Османской империи , еретические движения в Трансильвании, особенно арианства , богумилизма и т. д.) подготовили почву для новых идей Реформации . [ 6 ] [ циклическая ссылка ] Известный итальянский антитринитарист , Джорджио Бьяндрата переехал в Трансильванию в 1563 году при королевском дворе Иоанна II Сигизмунда Заполи и стал своим собственным врачом. Биандрата сотрудничал с Ференцем Давидом в богословских работах.

Обсуждение Давидом Святой Троицы началось в 1565 году с сомнений в личности Святого Духа , поскольку он не мог найти библейского основания для учения о Троице. Одним из его главных аргументов против существования Святой Троицы было то, на что любили ссылаться ариане в ранние века христианства – оно не упоминается в Библии . На него повлияли антитринитарные и гуманистические взгляды Михаила Сервета и Джованни Валентино Джентиле .

Вместе с Джорджио Биандрата он опубликовал полемические сочинения против тринитарной веры, в частности «De falsa et vera unius Dei Patris, Filii et Spiritus Sancti cognitione», которые в значительной степени представляют собой обобщенную версию Сервета » «Christianismi Restitutio . Но в 1578 году сотрудничество распалось, поскольку Биандрата был обвинен в безнравственности. Важным различием между взглядами двух богословов было то, что Ференц Давид стал неадорантом, а это означало, что он отказался от необходимости призывать Христа в молитвах.

Работая при королевском дворе, он убедил принца в своей точке зрения на религию, так что Иоанн II Сигизмунд Заполя принял его тезисы и стал первым правителем -унитарием . В 1567 году Иоанн II Сигизмунд Заполя разрешил ему использовать свою типографию в Дьюлафехерваре (сегодня Алба-Юлия , Румыния) для пропаганды религии.

Эдикт Торда (1568 г.)

[ редактировать ]

Целью его жизни, как писал Ференц Давид, было «восстановление чистого христианства Иисуса», что означало для него поиск истины в полной свободе мысли. Поэтому он стремился убедить принца, Иоанна II Сигизмунда Заполя и нескольких людей, занимающих важные посты, прийти к соглашению между противоположными сторонами религиозного спора. Его попытки увенчались успехом.

Между 6 и 13 января 1568 года на сейме Торды собравшиеся представители венгерской знати , секлеров , трансильванских саксов и королевского двора княжества Трансильвания провозгласили Тордский эдикт , который включал - впервые в Европе - практику и распространение recepta religio s (разрешенных религий), которыми были римско-католическая , лютеранская , кальвинистская и унитарианцы . Этот указ можно рассматривать как первый закон о «свободе религии». В трех законных нациях Трансильвании четыре законно разрешенные религии могут иметь церковную, политическую и публично-правовую систему в соответствии с Конституцией Княжества Трансильвания. С этого момента конституция закрепила равные права трех наций и четырех религий. [ 7 ]

Тюрьма и смерть

[ редактировать ]
Мемориальный памятник Ференцу Давиду на месте его смерти в Деве , Румыния.

В 1571 году Иоанна II Сигизмунда Заполя сменил Иштван Батори , католик , и политика сместилась в сторону преследования новых религиозных институтов. прессу Дьюлафехервара В том же году новый правитель забрал у унитаристов . На сейме 1572 года в Марошвашархеи (сегодня Тыргу-Муреш , Румыния) религиозные законы были ужесточены, но провозглашен запрет на смену религии. Когда под влиянием Йоханнеса Зоммера , ректора Коложварской гимназии , Давид отрицал необходимость призывать Иисуса Христа в молитве (около 1572 г.), попытка посредничества Фауста Социна по просьбе Бландраты не увенчалась успехом. Ференц Давид был приговорен к пожизненному заключению в Деве , Княжество Трансильвания (сегодня Дева , Румыния), и умер там в 1579 году. На руинах городской тюрьмы теперь установлен памятник ему.

Лукас Траузнер

[ редактировать ]

После смерти Ференца Давида, Лукас Траузнер, его зять, написал вместе с Миклошем Богати Фазекасом, Бернардом Якобинусом (отцом Яноша Якобинуса ) и сыновьями Ференца Давида защиту Франциска Давидиса в деле не обращения к Иисусу. Christ precibus (Базель, 1581 г.) и были частью внутренней оппозиции умеренное унитаристское движение Деметры Хуньяди . Лукас Траузнер был приговорен к тюремному заключению в 1579 году за свои субботне - унитарные убеждения. [ 8 ] Но после 1582 года политическое давление ослабло. Лукас Траузнер и Габриэль Халлер отправились в Вену в 1598 году с дипломатической миссией. Имперские комиссары называли Траузнера субботником , а Галлера — арианистом . [ 9 ] Позже он принимал активное участие в политических переговорах между Трансильванией и Австрией. [ 10 ] В 1603 году он был преданным последователем князя Мозеса Секели . Он, как унитарист , от имени князя взял на себя обязательство подчинить жителей Бестерце . [ 11 ] После поражения Мозеса Секели началось правление Джорджио Басты в Коложваре , который схватил королевского судью Михая Тотази и без приговора обезглавил его. Лукасу Траузнеру пришлось сидеть в тюрьме на два месяца, но, покинув Унитарную церковь и отступив, он смог выйти на свободу. С тех пор он жил как католик , но оставался активным членом преимущественно унитарной трансильванско-саксонской общины в Коложваре до своей смерти. [ 12 ]

Убеждения

[ редактировать ]

христология

[ редактировать ]

Ученым еще предстоит полностью обратиться к венгерским работам Ференца Давида, чтобы дать удовлетворительную оценку его убеждениям. [ 13 ]

Споры о призывах

[ редактировать ]

В первые годы своей нетринитарности Давид поддерживал молитву Христу, как можно видеть в его ответе Петеру Мелиусу Юхасу , Refutatio scripti Petri Melii («Опровержение писаний Петра Мелиуша», Альба Юлия, 1567). [ 14 ] В последние годы своей жизни Давид принял радикальную, неблагодарную точку зрения Иакова Палеолога , согласно которой не следует призывать Христа в молитве, но что молитва должна быть направлена ​​только к Богу-Отцу. [ 15 ] По мнению Ференца Давида, Иисус понимается как человек. [ 16 ]

Девственное зачатие

[ редактировать ]

Покинув кальвинизм, Давид принял точку зрения Лаэлио Соццини , согласно которой существование Христа началось, когда он был зачат Девой Марией действием Святого Духа. [ 14 ] К 1578 году казалось, что Давид пришел к выводу, что Иисус был буквальным сыном Иосифа. [ 17 ] Однако некоторые историки оспаривают это и утверждают, что он верил в непорочное зачатие до дня своей смерти. [ 18 ] [ нужна страница ] . Конечно, этих скептических взглядов не придерживалась Унитарная церковь Трансильвании при его жизни. [ 19 ] и не включен в более позднее венгерское унитарное заявление о вере преемника Давида Михая Ломбарда де Сентабрахама . [ 20 ] Однако таких взглядов придерживались сторонники поляка Симона Будного . [ 21 ]

Его главными противниками в публичных диспутах были лидер кальвинистов Петер Мелиус Юхас и антитринитарист Джорджио Бландрата .

Личная жизнь

[ редактировать ]

Он женился дважды. Имя его первой жены неизвестно, она умерла в 1570 году в Коложваре . Его второй женой была Ката Барат, дочь Иштвана Барата (Штефан Мюнхен), мелодиста и главного судьи Коложвара . [ 22 ] Этот брак продлился с 1572 года всего два года. [ 23 ] У него было четверо детей: [ 24 ]

Влияние в Венгрии и Трансильвании

[ редактировать ]

После его смерти Давид стал считаться и почитаться первым в линии венгерских епископов-унитариев, базирующихся в Коложваре (Клуж). Его сочинения продолжали публиковаться, а другие воспоминания записывались и собирались вплоть до времен Михая Ломбард де Сентабрахама . [ 27 ]

Влияние Ференца Давида в Англии и Америке

[ редактировать ]

Англоязычные унитаристы практически не знали о Давиде. Большинство унитарных сочинений, пришедших через Амстердам в Англию, принадлежали авторам польских братьев , а не венгров, как в Bibliotheca Fratrum Polonorum quos Unitarios vocant (или «Библиотеке польских братьев, называемых унитариями»), в которой Локк, Вольтер и Ньютон принадлежащие экземпляры. Работы Давида и Дьёрдя Эньеди в 17 веке не переиздавались. Именно визит Шандора Белони Фаркаша в Великобританию и Америку в 1830–1832 годах заставил англоговорящих унитарианцев осознать продолжающееся существование венгерских унитарианцев, а затем и наследие Ференца Давида.

Автор - унитарист-универсалист Джон А. Бюренс (1989) [ 28 ] приписывает Ференцу Давиду утверждение: «Нам не обязательно думать одинаково, чтобы любить одинаково». Эта фраза также цитируется в «Наша историческая вера» . книге Марка У. Харриса [ 29 ] и в унитарном универсалистском сборнике гимнов « Воспевание живой традиции» 1993 года в чтении № 566, который представляет собой сборник цитат Дэвида, составленный преподобным Ричардом Фьюексом: [ 30 ] но в любом случае источник этого не указан. Эта фраза не встречается ни в одном источнике до книги Бюрена. В статье, опубликованной UU World «Кто на самом деле это сказал?» Питер Хьюз утверждает, что нет никаких доказательств того, что Давид действительно сказал это. Он приписывает эту цитату основателю методистов Джону Уэсли , который в проповеди о «католическом духе» спросил: «Хотя мы не можем думать одинаково, можем ли мы не любить одинаково?» [ 31 ]

Работает

[ редактировать ]

Работы Давида и Унитарной церкви.

  • 1550 г. Элегия, написанная возвышенному Д. Франциску, IV доктору и викарию церкви Альбенсе в Трансильвании... Его покровительство всегда следует уважать.
  • 1555 г. Написан Диализ письма Станкари против первой статьи Синода Секлера, в которой высказываются споры по поводу доктрины. Клуж-Напока, 1555 г.
  • 1556 г. Ответ служителей церкви Колосвари на различные сочинения Мартина Калманчи по поводу Вечери Господней, опубликованные в Колосвари. В 1556 году, 25 июля. [ 32 ]
  • 1557 г. Согласованная доктрина De Sacramentis Christi Claudiopolis, 1557 г.
  • 1558 г. Протоколы Синода пастырей Церкви венгерской нации в Трансильвании... В 1558 г. празднуется в городе Торда. У. Отт, 1558 г.
  • 1559 г. Вачорайарол Вало из Врнаца — обычный христианин. Колоссянам, 1559 г.
  • 1559 г. Защита православного мнения о Вечере Господней (Коложвар), 1559 г.
  • 1556 г. Написано Франциском Давидом в 1566 г. (Лампе, Hist. Eccl. Hungar. 152-154. л.)
  • Ответ того же Франциска Давида на доводы, которыми Петр установил Ипостась Святого Духа Карла. (Лампе, Hist. Eccl. Hungar. 154-158. л.)
  • 1566 г. Предложения Д. Георгиоса Бландраты и Франсиско Давидиса в диспуте Альбенси перед Королевским Величеством предложили ограничить число министров, присутствовавших на диспуте, от венгерских церквей. Коложвар, 1566 г.
  • 1566 г. Катехизис Церквей Бога в венгерской стране через Трансильванию. Клаудиополис, 1566 год.
  • 1566 г. Диспут prima Albana или Albense, состоявшийся в 1566 г., 24 февраля. У. Отт, 1566 г.
  • 1567 О ложном и истинном Внии Бога Отца, Сына и Святого Духа в познании книги Дво. Белая Юлия, 1567 год.
  • 1567 Краткое объяснение того, как Антихрист затмил истинное познание истинного Бога... Albae Juliae, 1567.
  • Краткое руководство к истинному смыслу Божественной литургии, настоящей Святой Троицы, ее содержания и содержания, полезного и необходимого , Albae Juliae, 1567 г.
  • Опровержение сочинений Петра Мелия, в которых он от имени Дебреценского Синода учит о существовании Иеговы и Троичного Бога, неизвестного Патриархам, Пророкам и Апостолам . Белая Юлия, 1567 год.
  • Доказательство ложности учения Петра Мелиуса и остальных софистов посредством антитез вместе с опровержением антитез истинного и турецкого Христа, теперь впервые напечатанное в Дебрецене... Юлией Альбой (1568.)
  • Опровержение предложений Петра Мелиуса, не для того, чтобы исследовать истину, а для того, чтобы бороться с предложениями, предъявленному обвинению Синоду Варадина 22 августа 1568 года.
  • Тезисы Тордаса были обсуждены 13 ноября и на Варадинском Синоде 22 ноября . Опубликовано в августе. У. отт. (Невтеленул.)
  • Письма о созыве старейшинам церквей Верхней и Нижней Паннонии для упомянутого Синода Торданы в третий день Марти с дополнительными тезисами, которые будут обсуждаться там. У. Отт, 1568 г.
  • Соответствующие фразы из Священного Писания о Христе, Сыне Божием, воплотившемся Марией... У.отт, 1568.
  • Контраст между Псевдохристом и истинным, рожденным от Марии. У. Отт, 1568 г.
  • Объяснение Иисуса Христа и его истинного божества из Фонда Святого Ираснака. У. там, 1568.
  • О божественности и равенстве Посредника Иисуса Христа как человека У. Отт, 1568 г.
  • Краткое повествование о диспуте Альбы о Триедином Боге и Двуедином Христе перед Светлейшим Князем и всей Церковью, продолжавшимся десять дней. У. Отт, 1568 г.
  • О Царстве Христовом, книга первая. Вторая книга Царства Антихриста Он добавил «Трактат о педокрещении и обрезании». У. Отт, 1569 г.
  • Положения Франциска Давида из Венгерской проповеди, переведенные на латынь, были представлены на том же Варадском соборе (1569 г.). [ 33 ]
  • Váradi Disputacionac, или спор, представляет собой реальный рассказ о едином Боге-Отце и Его Сыне, Иисусе Христе и Святом Духе. Клуж, 1569 г.
  • Первая часть святой книги берет предсказания о Боге-Отце, вторая о Сыне Его Иисусе Христе и о Святом Духе из печати нашей печати. Дьюла-Фехервар, 1569 г.
  • Опровержение сочинений Георгия Майора, в которых Бог триедин в лицах, а по существу десяти. (Коложвар), 1569 г.
  • Брошюра об истинно христианском крещении и папском антихристуснаке Маймосе... Клуж, 1570 г.
  • Ответ пасторов и служителей церквей Трансильвании: Бог Отец Христа Иисус Христос, Сын Божий, распят. они признают дух обоих . У. Отт, 1570 г.
  • О Едином Высшем Боге и об истинном Сыне Его Иисусе из Назарета, истинном Мессии, с вероучением, взятым из Священного Писания . У. там, 1571.
  • Тот самый Аттья Истеннек и его святой сын Иисус Христос с истинной религией Божеств... Там, 1571 год.
  • Письма созыва вместе с предложениями для обсуждения на Синоде Васархелли 20-го числа. Сентябрь месяц сего 1571 года. У. отт.
  • Небольшая брошюра, противопоставленная 30 тезисам Бландрата, в которой утверждается, что Иисуса Христа теперь нельзя называть Богом, так как он не является истинным Богом... У.отт, 1578.
  • Исповедание Фрэнсиса Дэвида об Иисусе Христе, которое он продемонстрировал из тюрьмы. Регниколиса, незадолго до смерти Торды, в Трансильвании, на собрании королевства 17 апреля. В 1570 году
  • Божественные хвалы, молитвенные и утешительные песни. (1575) [ 34 ]

Литература

[ редактировать ]
  • КЕРСЕЗТЕНИ МАГВЕТЫ - БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЬЕ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ ДЭВИДА ФЕРЕНЦА - Серия 78 /Часть 1 (1972.) [ 24 ]
  • Доктор Борош Дьёрдь - Богословие Ференца Давида. [ 16 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уильямс, Джордж Хантстон (1995). «Глава 28: Рост унитаризма в мадьярском реформатском синоде в Трансильвании» . Радикальная Реформация (3-е изд.). Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 1099–1133. ISBN  978-0-943549-83-5 .
  2. ^ Франциск Пальт - Социальные и религиозные братства Клужа около 1570 года. Ежегодник Inst. истории Клужа, (1962), 28.
  3. ^ Якаб Элек - История Клужа II (Будапешт, 1888 г.), 294.
  4. ^ 1579. Дневник судьи и горожанина.
  5. ^ ru: Унитарная церковь Трансильвании # cite ref-1
  6. ^ ru: Унитарная религия
  7. ^ http://szekelyivadekok.tripod.com/erdely_35.html
  8. ^ [Ференц Каньяро - Псалмы Богати против предателей и преследователей. (Район Магветё, 1902 г.)]
  9. ^ [История Якаба Э. Клужа II, 302]
  10. ^ [1601 г., 19 мая: «Поэтому консул с некоторыми другими, среди которых был Лукас Трауснерус, желая посоветоваться об их жизни, поскольку им было отказано в безопасности, отправились домой; Борнемиса Болдисар тогда остался, выхлопотав себе и всем купцам надежный наем, а сам был освобожден со всем конфискованным и арестованным имуществом». v.ö Quellen и т. д. V. 304.]
  11. ^ [Якаб Элек - Kolozsvar története, II 384: Н. Йорга - Documente privind istoria románilor culese de Endexin de Hurmuzaki Buc. 1913.
  12. ^ [Элек Якаб, История Клужа. II. 388.]
  13. ^ Михай Балаж Ранний трансильванский антитринитаризм (1566-1571): от Сервета до Палеолога , 1996, стр. 27
  14. ^ Перейти обратно: а б Эндрюс, Джеймс Ференц Давид и поиск библейской истины в Трансильвании, 2010 г. Лулу
  15. ^ «Однако Давид, обладая пытливым умом, был гораздо более склонен быть пионером на новых полях, чем довольствоваться уже завоеванными, и он был открыт стимулирующему влиянию способных и независимых ученых, преподающих в школе в Коложваре.. ... До приезда в Коложвар [Якоб Палеолог] был одним из лидеров неадорантистского движения в Польше и, по словам Социна, был первым, кто преподавал; в Польше «очень злобное и отвратительное мнение, что Христу нельзя поклоняться или призывать его». Следует помнить, что незадолго до этого времени этот вопрос очень горячо обсуждался среди польских братьев и что большинство в Малой Польше, вслед за Паулюсом и Чеховичем, приняло консервативную точку зрения, отвергая точку зрения Будного и Палеолога. Информация об этом споре, конечно, дошла до Биандраты, который поддерживал связь с братьями в Польше, в то время как в Коложваре Палеолог, несомненно, нашел сочувственный слух у Давида; когда он изложил перед ним точку зрения, которую он безуспешно отстаивал в Польше». Э.М. Уилбур, История унитаризма (Кембридж, 1952), с. 64.
  16. ^ Перейти обратно: а б "дфтеология" . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 г. Проверено 30 ноября 2017 г.
  17. ^ Это можно увидеть в его переписке с Фаусто Соццини ( De invocatio Disputatio [1578-79]). «Они согласились, что Иисус как полностью человек был также смертен. Социн, однако, верил в зачатие Христа через Святого Духа и в непорочное зачатие Иисуса Спасителя. Вполне вероятно, что Давид, как в тезисе, который я подготовил Биандрата пришли к выводу, что Иисус был сыном Иосифа и, следовательно, потомком царя Давида» (Джордж Х. Уильямс, «Христологические проблемы между Франциском Давидом и Фаустом Социном во время диспута о призывании Христа, 1578-1579», в «Антитринитаризм во второй половине XVI века» [Будапешт: Академай Киадо, 1982], с. 298). «В Трансильвании епископ Фрэнсис Дэвид отверг доктрину непорочного зачатия и отказался поклоняться Христу» ( Энциклопедия Чемберса [редакция 1968 года, стр. 103]).
  18. ^ Bibliotheca dissidentium 26. Венгерские антитринитаристы 4. Ференц Давид Михай Балаж и переведено на английский доктором. Юдит Геллеш.
  19. ^ Эрл Морс Уилбур, История унитаризма (Кембридж, 1952), стр. 67
  20. ^ Summa Universale Theologiae Christiana согласно унитариям (1787 г.) (добавить номер страницы)
  21. ^ Bibliotheca dissidentium 13. Antitrinitaires polonais II: Шимон Будный, Здзислав Петшик. Пьер Статориус, Пар Яцек Виячка. Кристиан Франкен, Адам Матушевски, 1991 г.
  22. ^ [Ханс Петри, Йоханнес Зоммер, ein sähsischer Humanist und Teologie des 16 Jahrhunderts, Siebenbürgische Vierteljahrschrift, 58, 1935. 300–301. 1574: Моритур Каспар Хелтай hoc ipso anno et Ioannes Somme r Pirnensis. см. заметки Лестара Дьюлафи, Magya r Tört. Мемуары-писателей, Бпест, 14. 1894.]
  23. ^ [Ференц Каньяро - Семья Ференца Давида. Расст. Сеялка семян. 34, (1899) 330—333,4]
  24. ^ Перейти обратно: а б с http://epa.oszk.hu/02100/02190/00096/pdf/KM_1972_01_030.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  25. ^ [Ойген фон Траушенфельс - Немецкие сокровищницы по истории Трансильвании. Новый эпизод. (Кронштадт, 1860 г.)]
  26. ^ [Регистры Базельского университета. Под редакцией Ганса Георга Вакернагеля II Том (1532–1601) (Базель, 1956)]
  27. ^ «Unitarius.hu» . unitarius.hu . Проверено 15 апреля 2019 г.
  28. ^ Бюренс Наша избранная вера: введение в унитарный универсализм
  29. ^ Унитарное универсалистское происхождение: наша историческая вера, Марк В. Харрис. Архивировано 22 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Воспевание живой традиции. ISBN   1-55896-260-3 .
  31. ^ «Любимые цитаты, созданные мельницей слухов UU» . Мировой журнал UU . 17 сентября 2012 года . Проверено 15 апреля 2019 г.
  32. ^ Архивы клуба для Sevenb. Ландеск. НФ II. 1857. 249. Шварц К.; Якаб Элек
  33. ^ Лампе, историк. Эккл. Реформа. в Хунг. и др. Трансильв. п. 228–230
  34. ^ Исм. Христианский сеятель VI. 94–107. Иоанн Великий IV.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efa698e5eeefcda99eccba6b9de6c49c__1705688040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/9c/efa698e5eeefcda99eccba6b9de6c49c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ferenc Dávid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)