Якоб Палеолог
Якоб Палеолог | |
---|---|
Рожденный | около 1520 г. |
Умер | 23 марта 1585 г. |
Национальность | генуэзский / греческий |
Род занятий | Реформатор, теолог, полемист |
Заметная работа | Схоластический диспут , Христианская катехизация |
Богословская работа | |
Известные идеи | неадорантизм, религиозная толерантность |
Якоб Палеолог , также известный как Джакомо да Чио ( ок. 1520 – 23 марта 1585), был монахом -доминиканцем , который отказался от своих религиозных обетов и стал антитринитарным богословом. Полемист как против кальвинизма , так и против папской власти, Палеолог заводил широкий круг высокопоставленных контактов и корреспондентов в императорских, королевских и аристократических домах Восточной Европы и Османской империи ; [ 1 ] при этом формулируя и пропагандируя радикально неортодоксальную версию христианства, в которой Иисуса Христа нельзя было призывать в богослужении и где различия между христианством , исламом и иудаизмом отвергались как ложные измышления. Его постоянно преследовали многочисленные враги, неоднократно сбегавшие через своих многочисленных тайных сторонников.
Палеолог играл активную роль в высокой политике европейской религии и дипломатии в течение двадцати лет, прежде чем он потерял благосклонность императора; и будучи экстрадирован в Папскую область , был казнен за ересь римской инквизицией .
Жизнь
[ редактировать ]Палеолог родился в генуэзской колонии на Хиосе , одном из островов Эгейского моря недалеко от побережья Анатолии , в семье грека и матери-итальянки. [ 2 ] С 1347 года Хиос находился под властью Генуэзской республики , а к 16 веку стал феодальным владением семьи Джустиниани. Юноша примкнул к Винченцо Джустиниани (впоследствии генерал-магистру Доминиканского ордена ) и вступил в Доминиканский орден . Он получил образование в доминиканских школах в Генуе и Ферраре, а затем в Болонском университете . [ 2 ] Он принял имя «Иаков Палеолог» и заявил о родстве с бывшими Палеологами императорами Византии . Хотя в дальнейшем он неоднократно защищал это утверждение, не сохранилось ни одного независимого источника, подтверждающего это.
К 1554 году Палеолог вернулся на восток, в доминиканский монастырь Святого Петра в Пере , латинском христианском квартале Константинополя , и именно здесь он на протяжении всей жизни развил приверженность антитринитарному учению Михаила Сервета и составил защиту доктрин Сервета против их осуждение со стороны Жана Кальвина ; в результате чего Сервет был приговорен к смертной казни в Женеве в 1553 году. В 1556 году Палеолог вернулся на Хиос и активно поддержал светских генуэзских комиссаров и агентов императора Священной Римской империи против власти епископа Хиоса ; это привело к тому, что его донесли инквизиции и арестовали в Генуе в 1557 году. [ 3 ] В 1558 году он бежал в Константинополь, но был повторно арестован в Рагузе ( Дубровник ) и доставлен в тюрьму римской инквизиции под личным расследованием Великого инквизитора Микеле Гислиери (товарища монаха-доминиканца, впоследствии Папы Пия V ). [ 4 ] Всю оставшуюся жизнь Палеолог поддерживал яростную оппозицию инквизиции и особую вражду к Гизлиери.
После смерти Папы Павла IV в 1559 году римская толпа разграбила здания и сожгла записи. Палеолог сбежал из тюрьмы, когда толпа ворвалась в штаб-квартиру римской инквизиции и освободила сокамерников. Хотя улики против него были уничтожены, впоследствии он был осужден заочно трибуналом римской инквизиции, признан виновным, приговорен к смертной казни в 1561 году и сожжен в чучеле . Первоначально Палеолог бежал во Францию, где в 1562 году он безуспешно обратился к кардиналу Ипполито д'Эсте , папскому легату, с просьбой отменить приговор инквизиции в ереси. [ 4 ] Затем, позже, в 1562 году, понимая, что он также не находится в безопасности и нежелан среди реформатских протестантов из-за его яростных обвинений в кальвинизме, он предложил помощь Андреасу Дудиту , епископу Книна и представителю империи на Тридентском соборе . Палеолог консультировал Дудита при представлении Совету имперских аргументов в пользу разрешения общения обоих видов ; и взамен Дудит попытался добиться отмены приговора Палеолога в ереси на Вселенском соборе . [ 5 ] провоцируя этот процесс и серьезно срывая работу Совета. В конце концов, в 1563 году Палеолог получил императорское убежище в Праге ; и когда в 1564 году к власти пришел новый император Максимилиан II , Палеолог добился благосклонности императора. Следуя примеру своего покровителя Дудита, Палеолог отказался от своих религиозных обетов, женившись на дочери ведущего пражского реформатора. В 1569 году Палеолог был предложен императору в качестве кандидата утраквистов на должность архиепископа Праги. [ 6 ] Однако это было заблокировано Гизлиери, его заклятым врагом, который теперь был папой; и который в конечном итоге изгнал Палеолога из имперских владений в Польшу в 1571 году, где он воссоединился в Кракове с Дудитом, который теперь был имперским представителем в Королевстве Польском. Палеолог открыто продвигал антитринитарные взгляды, но был втянут в ожесточенный спор с Григорием Павлом Бжезинским и Малой Экклезией по поводу осуждения польскими антитринитаристами христианской службы в армии. [ 7 ]
Имея врагов в католическом Риме, кальвинистской Женеве и антитринитарном Ракове в Малой Польше; В 1573 году Палеолог искал более подходящий дом в Унитарной церкви Трансильвании , чей унитарный статус был установлен под властью принца Иоанна II Сигизмунда Заполи . Епископ Ференц Давид переписывался с ним с 1570 года и просил его совета. [ 8 ] К 1573 году это был уже проторенный путь для итальянских реформаторов и радикалов; уже взятый, среди многих других, Джорджио Бьяндратой и Франческо Станкаро , и Палеолог нашел восприимчивую аудиторию для своего учения. Аристократические семьи Венгрии , Княжества Трансильвании и Речи Посполитой ценили итальянскую культуру и язык, и большинство из них отправляли своих сыновей в итальянские университеты. В пределах своих обширных феодальных владений они пользовались значительной религиозной свободой – вне досягаемости католических епископов, реформатских городских советов или инквизиции – и многие симпатизировали радикальным протестантским идеям. Многие итальянские религиозные изгнанники нашли в этих местах работу в качестве врачей, капелланов, наставников, секретарей и политических агентов. В 1573 году Палеолог предпринял длительную поездку в Константинополь и Хиос (которые были захвачены Османской империей у Генуэзской республики в 1566 году) – отчасти с целью произвести впечатление на Максимилиана своей ценностью и связями – а затем стал Ректор унитарного колледжа в Коложваре ( Клуж ) и ведущий теоретик неадорантизма, направления радикального протестантизма, отрицавшего обоснованность обращения к Иисусу в молитве. [ 9 ] После смерти Заполи в 1571 году правопреемство Княжества Трансильвания было оспорено. Палеолог поддержал Гаспара Бекеша , проимперского и антитринитарного кандидата, против Стефана Батори , католического кандидата. После двух неудавшихся восстаний Бекеш признал поражение в 1575 году, и Палеолог переехал в Краков, где он продвигал дело Максимилиана против дела Стефана Батори на королевских выборах 1576 года в Польше ; а затем поселился в Моравии . [ 10 ] Тем временем Давида обвинили в религиозных нововведениях и свергли с поста лидера Трансильванской унитарной церкви за его нерелигиозное поведение. Он умер в тюрьме в 1579 году. [ 11 ] Палеолог писал полемические произведения в поддержку Давида и критиковал Фаусто Соццини за то, что он встал на сторону Давида. [ 9 ]
Максимилан II умер в 1576 году, а новый император Рудольф II проявил гораздо меньше сочувствия, убедившись, что Палеолог шпионил в пользу Османской империи и, возможно, Польши. Палеолог был арестован епископом Оломоуцкого в декабре 1581 года. Хотя обвинения в шпионаже не смогли быть подтверждены, у него было обнаружено большое количество еретических сочинений, и в мае 1582 года он был экстрадирован в Рим. [ 9 ]
19 февраля 1583 года Палеолога отправили на сожжение на костре , но он отказался от этого при виде сожженного заживо португальского марани, и ему разрешили вернуться в свою камеру. Коллегия кардиналов выступала за его смерть, но Папа Григорий XIII настаивал на том, что, если Палеолог осудит свои прежние антитринитарные взгляды, тогда от него будет больше пользы живым. Хотя Палеолог теперь примирился с католической церковью, он все же отказался сотрудничать с планом Григория и был обезглавлен 23 марта 1585 года. [ 12 ]
XVI века возникло множество радикальных группировок В результате Реформации , обычно характеризующихся
- отказ от церковной власти
- отказ от таинств как важнейшего инструмента Божьей благодати
- отказ от ортодоксальных формулировок Троицы
Оппоненты обычно отвергали эти группы как анабаптистов (хотя далеко не все практиковали крещение верующих ). [ 13 ] термин, который подразумевал низкое социальное положение, [ 14 ] ограниченное образование, [ 15 ] чрезмерное религиозное поведение и неприятие социальных и гендерных норм. [ 16 ] Палеолог не соответствовал ни одному из этих стереотипов. Его владение библейскими текстами было, по крайней мере, на уровне лучших из его противников, а его знание патристики, вероятно, было лучше, чем у кого-либо. [ 17 ] Он обладал огромным опытом в академических дебатах и красноречиво писал в высоком латинском стиле. [ 18 ] Более того, он был решительным критиком всех форм социальной подрывной деятельности; [ 19 ] и, получив образование в Болонском университете, он легко чувствовал себя в италоязычных и получивших итальянское образование аристократических домах Центральной и Восточной Европы. Даже среди тех, кто не разделял его видение радикального христианства, было немало таких, как Джустиниани и Дудит, [ 20 ] кто сочувствовал его призывам к терпимости; и его красноречивая защита свободы религиозного выражения и дискуссий в Европе, которая все больше ограничивается жесткими рамками конформизма с той или иной стороны. С помощью своих многочисленных контактов и корреспондентов, [ 21 ] он, по-видимому, мог по своему желанию путешествовать через границы, разделяющие католиков от реформатов и христиан от турок. Все это сделало его опасным человеком и объясняет обширные, решительные и настойчивые усилия его противников заставить его замолчать.
Работает
[ редактировать ]До 1571 года Палеолог утверждал, что является эразмистом гуманистом- , критиковавшим крайности папской власти и инквизиции и симпатизировавшим некоторым идеям реформаторов, но при этом остававшимся верным католиком. [ 6 ] Однако все ученые согласны с тем, что радикальные взгляды Палеолога в его последующих опубликованных работах более отражают его более ранние частные мнения; [ 4 ] и что он вполне мог быть тайно убежден антитринитарными аргументами еще во время своего пребывания в Пере в 1554–1555 годах. Соответственно, с его стороны было бы неразумно публиковать большую часть своего истинного мнения до переезда в Княжество Трансильвания. Однако после смерти Заполи в 1571 году иностранцу Палеологу было трудно получить разрешение на печать антитринитарных произведений в Княжестве Трансильвания; и большинство его работ этого периода распространялись в виде рукописных копий, сделанных его учениками. С 1573 года Давид пытался обойти растущие ограничения на печать в Княжестве Трансильвания, пытаясь создать типографию для радикальных протестантских произведений, отправив Адама Нойзера в Константинополь со средствами для проекта; и вполне возможно, что поездка Палеолога в Константинополь в том году могла быть частично связана с этим неудачным проектом, поскольку Палеолог провел там несколько дней с Нойзером. [ 22 ]
Лишь после 1578 года Симон Будный , разделявший как неадорантистское богословие Палеолога, так и его критику пацифизма Малой польской Экклесии , основал типографию в Белоруссии , и многие сочинения Палеолога, часто в анонимных изданиях, были напечатаны там из 1580 г. и далее.
- Против Кальвина за Сервета
- После ареста Палеолога большое количество богословских сочинений, написанных им и другими, попало в руки римской инквизиции. Некоторые из этих работ неизвестны из унитарных архивов, хранящихся в Клуже и Кракове; а избранные отрывки были опубликованы Библиотекой Ватикана в конце 19 века. Они предлагают защиту Михаила Сервета и, как полагают, датируются 1550-ми годами.
- О первородном грехе
- Провидения
- Два трактата, написанные около 1569 г. в форме открытых писем Папе Пию V (Гислиери); но предназначалась императору Максимилиану II. Они критикуют кальвинистское учение о предопределении и первородном грехе, а также обвиняют инквизицию в необоснованных преследованиях в ее обвинениях и приговорах против Палеолога. [ 6 ]
- Adversus the proscriptionem Elizabeth Queen of England — это всеобъемлющее научное опровержение буллы Reigning in Excelsis , которой Пий V отлучил от церкви Елизавету I Английскую в 1570 году. [ 8 ]
- De Discriminate Veteris et Novi Testum (1572 г.) - это аргумент Палеолога, подтверждающий абсолютную преемственность и последовательность Ветхого и Нового Заветов. Ключом к этому является его отказ от стандартного христианского отождествления Иисуса Христа как Мессии с Иисусом Христом как воплощенным Сыном Божьим. Палеолог выразил это как формулу веры: «Бог един, а Иисус — Помазанник», что является преднамеренной переработкой формулы исламской шахады . Для Палеолога воплощение — это выдумка Церкви, необоснованная и небиблейская. Иисус в своем земном служении был единственным и полностью истинным Мессией Израиля и как таковой исполнил во всех отношениях мессианские пророчества Моисеева закона; что, соответственно, остается (по крайней мере, для еврейского народа) в полной силе; требуя только признания Иисуса Мессией. Воскресший Иисус теперь был со Всемогущим Богом и вернется как вселенский освободитель, чтобы руководить правлением святых. Палеолог, по-видимому, верил, что историческое пришествие Иисуса как Мессии обязательно уничтожило жертвенное священство Ветхого Завета; тем не менее, его понимание исторического Иисуса исключительно как еврейской фигуры привело к обвинениям в Иудаизация со стороны его противников.
- De Tribus gentibus (1572 г.) излагает взгляды Палеолога на иудаизм, христианство и ислам; представление трех религиозных племен, каждое из которых способно обеспечить равный доступ к спасению; поскольку каждый передает своим членам в своих соответствующих Священных Писаниях спасительную благодать Бога божественного откровения (хотя интерпретация этого откровения во всех трех традициях была искажена клерикальной элитой). Три истинных колена: евреи, следующие Моисееву закону, которые принимают Иисуса как Мессию (в эту категорию Палеолог также включает коптских, сирийских и эфиопских христиан); антитринитарные христиане; и мусульмане, признающие Иисуса пророком. Трактат завершается красноречивой защитой религиозной терпимости.
- Растворение таинств
- О Евхаристии
- Крещения
- О воскресении мертвых (1572 г.)
- Эти четыре трактата опровергают утверждение христианских церквей о том, что они имеют уникальный доступ к спасению через участие в благах искупительной смерти и воскресения Христа; крещением и таинством Евхаристии. По мнению Палеолога, нет необходимости в особых обрядах искупления и каких-либо существенных церемониях как инструментах спасения. Спасение требует только свободного, чистого и безоговорочного принятия Божьего предложения божественной Благодати; принятие, которое, согласно учению Палеолога, возможно только в рамках сообщества верных верующих, где богооткровенные писания регулярно слушаются и передаются. [ 23 ]
- De bello sendentia — опровержение пацифизма Григория Павла и польских братьев.
- Epistola de rebus Chii et Constantinopoli cum eo actis lectu digna — открытое письмо одному из его друзей, но предназначенное для Максимилиана II. В нем описывается поездка Палеолога в Константинополь и Хиос весной 1573 года, в которой упоминаются имена многочисленных высокопоставленных чиновников и известных деятелей, принявших его.
- Catechesis Christiana dierum duodecim (1574 г.) - это наиболее полное систематическое изложение антитринитарной веры Палеолога, опубликованное в Колосваре. Оно во многом основано на шести неопубликованных трактатах. Он построен в рамках сатирической воображаемой дискуссии, в которой мексиканский индеец и еврей ищут понимания христианской веры у протестанта-реформатора, лютеранина и католика-контрреформатора, но находят только ссоры и противоречия до тех пор, пока их замешательство не будет разрешено анти-реформаторским противником. -тринитарный. [ 24 ]
- «Disputatio Scholastica » признана главным литературным достижением Палеолога, шедевром буйной латинистики высокого Возрождения. [ 18 ] Место действия — еще одна воображаемая сатирическая дискуссия; только на этот раз главными героями названы религиозные авторитеты как с тринитарной, так и с антитринитарной стороны, которые были призваны Всемогущим Богом, чтобы разрешить перед всем миром (христианским, мусульманским и иудейским) их различные утверждения о природе Христа. Трактат не закончен, но, похоже, он был предназначен для того, чтобы показать, что ведущие современные тринитарии; Жан Кальвин и Папа Бонифаций VIII не только необоснованны в своих аргументах, но и преступно искажают мнение древних предшественников, к которым они апеллируют.
- Комментарий в «Апокалипсиме» представляет собой комментарий к Книге Откровения, но на самом деле представляет собой еще одну язвительную атаку на Пия V и инквизицию и посвящен его старому другу и первоначальному наставнику Джустиниани.
- Теодоро Беза про Кастеллионе и Беллио (1575 г.) представляет собой защиту Себастьяна Кастеллио от критики со стороны лидера кальвинистов Теодора Безы . Кастеллио был осужден и казнен в Женеве за богохульство и ересь в 1553 году, в частности, за отказ от учения о Троице.
- An omnes ab uno Adamo Desderint — это опровержение фундаментальных предположений доктрины первородного греха; утверждая, что все люди не могут произойти от одного человека и, следовательно, не может быть строгой передачи унаследованного греха на все человечество.
- Правдивое и убедительное опровержение решения польских церквей по делу Франциска Давида (1580 г.)
- Защита Франциска Давида по делу о непризывании Иисуса Христа в молитвах (1580 г.)
- Все эти трактаты были напечатаны Будным в 1580 году; и защитить Давида от обвинений в религиозном новаторстве в обучении неадорантизму; запись также критики Палеолога роли Соццини в печальном деле.
- На scriptum fratrum Racoviensius de bello et judiciis forensibus Responsio — это ответ Палеолога на книгу Григория Павла « Adversus Jacobi Palaeologi de bello cententiam Responsio» , которая сама по себе является ответом на трактат Палеолога «Defensio verae cententiae de magistrate politico» (1572 г.) об обязанности христианина обеспечивать военную службу и светскую преданность законным гражданским властям.
Учения
[ редактировать ]Как и все антитринитаристы XVI века, Палеолог отверг три фундаментальных положения:
- Первородный грех ; учение о том, что из-за греха Адама все человечество погибло для греха и может достичь спасения только через божественную Благодать, действующую через таинства крещения и святого причастия .
- Предопределение ; учение о том, что вечное место назначения каждого человека в Рай или Ад было определено с начала времен суверенным выбором Бога.
- Троица ; учение о том, что внутри единства Всемогущего Бога есть три личности; Отец, Сын и Святой Дух; равный и предсуществующий вне границ времени и пространства; и что единственный путь ко спасению всего человечества — через грехов , достигнутое распятием и воскресением воплотившегося Сына искупление Божия .
Палеолог считал эти предложения мошенничеством, совершенным в отношении верующих под наущением сатаны как средством, с помощью которого духовенство могло установить и поддерживать контроль; и он считает, что кальвинизм представляет эти ложные доктрины в их наиболее развитой форме. [ 25 ] хотя те же доктрины аналогичным образом используются и в других церквях. Палеолог, похоже, полагает, что сфабрикованные доктрины могут способствовать поддержанию доминирования клерикальной элиты в иудаизме и исламе; если бы все три религии применили критическую оценку к своим традициям, тогда была бы найдена существенная общая основа, и замысел сатаны подорвать библейское откровение был бы сорван. [ 26 ] Но в любом случае, по мнению Палеолога, нельзя ожидать, что евреи и мусульмане полностью отреагируют на Иисуса как на Мессию и Пророка, пока христиане продолжают поклоняться ему как Богу.
Спасение для Палеолога приходит только через веру , которую он понимает как достигаемую fides ex Auditu. [ 8 ] (Римлянам 10:17), через слушание и распространение открытого слова Божьего в собрании верных. Вера подвергается нападкам со стороны греха , который Палеолог понимает скорее как неправильное намерение, чем как неправильное действие; грех возникает из-за стремления к чему-то, чего, как показывает Священное Писание, желать не следует. [ 24 ]
Палеолог подчеркивает, что все человечество имеет свободную волю и Бог предлагает всем свободный выбор блаженства. Тем не менее, отдельные люди в естественном состоянии не способны оценить или постичь все аспекты предлагаемого выбора, а могут лишь ухватить фрагменты истинного блаженства в форме материальных наград (имущества, власти); или, в случае благородных язычников, в совершенстве индивидуальной души . [ 27 ] Полное блаженство можно постичь только через пожизненное участие в общении верных верующих; где эта вера основана на Благодати божественного откровения. [ 27 ] Для Палеолога религиозная жизнь христианской (или мусульманской, или иудейской) общины является школой блаженства для ее членов; благодаря чему они могут быть готовы ответить на Божье предложение спасения с полной свободой. Но это зависит от того, будут ли общины правильно понимать и делиться Божьим откровением в тексте Священных Писаний. Поскольку орудие Божьей благодати для спасения отождествляется с библейским откровением, то те, кто выдумывает ложное откровение или искажает понимание истинного откровения, являются для Палеолога агентами сатаны . [ 26 ]
Критика польских братьев
[ редактировать ]Палеолог столкнулся с польскими братьями из малой экклесии в Кракове, и большая часть его антитринитарного учения согласуется с их учением, хотя и выражена более систематически; и многое другое узнал в презентации. Однако он отошел от их доктрин и практик в двух ключевых отношениях; что послужило поводом для ожесточенных споров. Тем не менее, хотя Палеолог и воспринимал аргументы своих польских оппонентов как сатанинские извращения, это не побудило его добиваться подавления ни их, ни их сторонников. Точно так же, как слушание богооткровенных писаний обеспечивает Палеологу надежный путь к истине; поэтому разоблачение и разоблачение ошибок в свободных и открытых дебатах гарантирует поражение Мастера Лжи. [ 18 ]
Хотя польские братья отвергли учение о распятии как жертвенном искуплении грехов человечества, тем не менее они считали безгрешную смерть и страсти Христа способствующими спасительной вере через нравственный пример, а воскресение Христа - как присвоение Ему статуса Посредника для верных. пред престолом Божьим; [ 28 ] и, соответственно, сохранили как воспоминание о Вечере Господней , так и обращение к Иисусу по имени в молитве. [ 29 ] Как это формализовано в Катехизисе Георгия Шомана, опубликованном в 1574 году, церковь в Ракове сохранила многие элементы тринитарного богослужения и доктрины, но была заново выражена в соответствии с антитринитарными принципами. [ 30 ] Для Палеолога это было совершенно неприемлемо. [ 23 ] поскольку он понимал, что задача антитринитрарианцев в нынешнюю эпоху быть «свидетелями истины» (Откровение, глава 10), [ 31 ] стоя в открытом противостоянии миру, временно отданному под власть сатаны. В свое время истина должна восторжествовать, и Христос вернется и установит правление святых; [ 32 ] но Всемогущий Бог не мог допустить, чтобы это произошло, пока эти святые наделяли Христа атрибутами божественности. Почитание Христа в рамках учения о Троице было для Палеолога «замыслом сатаны» продлить период своего правления и остановить обещанную парусию , развращая церковь до такой формы, в которой Всемогущий Бог в своем абсолютном индивидуальном единстве должен был отвернуться от этого; [ 12 ] и истинные антитринитарии ни в коем случае не должны идти на компромисс с этим.
Пацифизм и утопический эгалитаризм
[ редактировать ]Польские братья, как и почти все антитринитаристы, считали, что благодать спасения может быть достигнута только через полное участие в общении верных верующих; и, следовательно, они стремились укрепить это, отделив себя от греховного мира в исключительно эгалитарном сообществе; в котором не применялись светские различия власти и владения и который сопротивлялся требованиям гражданской преданности и военной службы. [ 33 ] Для Палеолога поиск безопасности, обеспечиваемой светской властью, имуществом и статусом, был действительным, хотя и фрагментарным и неадекватным, ответом на универсальную человеческую потребность в блаженстве; и соответственно такие побуждения сами по себе не были греховными; Верующие также не должны отвергать различия между светской властью и собственностью, хотя различия между религиозной властью и собственностью должны были быть осуждены. Палеолог решительно сопротивлялся любому предположению, что полное участие в общении верующих обязательно исключает либо полное участие в гражданских правах и преданности, либо обязанность защищать законный гражданский порядок военной силой; более того, он безоговорочно осудил практику отделения от мира, особенно потому, что она была обеспечена санкцией отлучения от церкви , санкции, которая обязательно должна лишить тех, кто подвергся ей, вечной жизни. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс 2000 , с. 1125.
- ^ Jump up to: а б Щуцкий 1994 , VIII.
- ^ Щуцкий 1994 , IX.
- ^ Jump up to: а б с Щуцкий 1994 , X.
- ^ Щуцкий 1994 , XI.
- ^ Jump up to: а б с Щуцкий 1994 , XII.
- ^ Щуцкий 1994 , XIV.
- ^ Jump up to: а б с Щуцкий 1994 , XIII.
- ^ Jump up to: а б с Щуцкий 1994 , XVI.
- ^ Щуцкий 1994 , xv.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1130.
- ^ Jump up to: а б Щуцкий 1994 , XVII.
- ^ Кэмерон 1991 , с. 320.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1087.
- ^ Щуцкий 1994 , 28.
- ^ МакКаллох 2003 , с. 167
- ^ Уильямс 2000 , с. 1138.
- ^ Jump up to: а б с Щуцкий 1994 , XLVII.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1149.
- ^ МакКаллох 2003 , с. 263.
- ^ Щуцкий 1994 , XXXII.
- ^ Берчилль 1989 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2000 , с. 1124.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2000 , с. 1152.
- ^ Щуцкий 1994 , XXVII.
- ^ Jump up to: а б Щуцкий 1994 , XXXVII.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2000 , с. 1151.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1131.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1168.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1147.
- ^ Щуцкий 1994 , XIX.
- ^ Щуцкий 1994 , XX.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1137.
- ^ Уильямс 2000 , с. 1139.
- Берчилл, Кристофер Дж (1989). Гейдельбергские антитринитаристы: Иоганн Сильван, Адам Нойзер, Маттиас Веэ, Якоб Сутер, Иоганн Хаслер . Библиотека диссидентиума. Том 11. Баден-Баден: Издания Валентина Кернера. ISBN 9783873201200 .
- Кэмерон, Юан (1991). Европейская Реформация . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198730934 .
- МакКаллок, Диармайд (2003). Реформация: разделение дома Европы 1490–1700 гг . Лондон [ua]: Аллен Лейн. ISBN 9780713993707 .
- Уильямс, Джордж Х (2000) [1962]. Радикальная Реформация (3-е изд.). Кирксвилл, Миссури: Издательство Государственного университета Трумэна. ISBN 0-943549-83-3 .
- Щуцкий, Лех (1994). "Введение". В Доманьском, Юлиуш; Щуцкий, Лех (ред.). дискуссия Учебная Унитарная библиотека (на латыни и английском языке). Том. 3. Утрехт: Унитарная библиотека. ISBN 90-6004-431-2 .
- 1520-е годы рождения
- 1595 смертей
- Духовенство Хиоса
- Греческие доминиканцы
- Греческое римско-католическое духовенство
- Итальянские римско-католические священники XVI века
- Итальянские унитарии
- Антитринитаристы
- Лаицизированные римско-католические священники
- Бывшие доминиканцы
- Люди, казненные римской инквизицией
- Люди казнены за ересь
- Казненные римско-католические священники
- Казненные греки
- Протестантские мученики XVI века
- Итальянские доминиканцы
- Писатели Хиоса